Известны пророчества Нифонта Константинопольского, прп. Нила Афонита, прп. Космы Этолоса, Саввы из Калимноса. Поговаривали, что в 1962 г. родился «Эммануил», будущий антихрист (в 1992 г. ему бы как раз исполнилось 30 лет). Св. Каллиник из монастыря Черника близ Бухареста вещал: «Видишь, не 1848-й год конец мира, но конец мира будет тогда, когда исполнится 7500 лет от Адама...». Год 1992-й прошел. Конец не наступил. Трудно даже сказать, чтобы с этим годом были связаны какие-то особые события, потрясшие мир. И мы с вами здесь. И с давним вопросом: когда же, Господи? Его задавали еще апостолы, апостолы же и отвечали. Так апостол Петр пишет в своем втором послании: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью...» ( 2Пет. 3:8–10 ). Итак, обетование Божие не нарушается. Но долготерпит Господь там, где люди не терпят. Постоянно назначаются дни и даты не только сектантами и кликушами, но даже великими праведниками и святыми. Мы не можем до конца разуметь смысл таинственных видений и прорицаний святых и преподобных. Нам не раскрыта тайна сроков. К тому же и понятие времени относительно. У Бога тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет. Одно знаем с достоверностью – не наше дело знать времена и сроки. При всеобщем ощущении близости конца, особенно среди верующих, при последовательном ряде пророчеств о конце и бедствиях как-то одиноко и совсем иначе звучат слова другого великого святого конца прошлого и начала нынешнего века равноапостольного Николая, просвятителя Японии (†1912 г.). Вот, что он пишет в письме от 10 ноября 1909 года: «Жизнь и отдельного человека, тем более, каждого народа и, несомненно, всего человечества проходит периоды, назначенные ей Творцом. В каком же возрасте теперь человечество со времени рождения его в новую жизнь? О, конечно, еще в юном! Две тысячи лет для такого большого организма совсем небольшие годы. Пройдут ещё многие тысячи лет, пока истинное Христово учение и оживотворяющая благодать Святого Духа проникнут во все члены этого организма. Правда Божия сего требует. Истина Христова всею своею силой должна войти в человечество и произвести полное свое действие». Смотрите, насколько иначе говорит этот великий святитель! Как это отличается от многих брошюрок об антихристе, щедро издаваемых в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иисус говорит ей: «жена! что ты плачешь? Кого ищешь?» Думая, что это садовник, Мария говорит Ему: «господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» ( Ин.20:15 ). Иисус говорить ей: «Мария». Она, обратившись говорит Ему: «Раввуни! Учитель!» ( Ин.20:16 ). Иисус говорит ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьями Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Столь знаменательным явлением Своим Господь наградил Марию за её горячую и самоотверженную любовь и мужество, которые обнаружила она особенно в последние три дня. В объяснение этой великой милости, явленной Марии, представляются еще следующие мысли. Жена (праматерь наша Ева) первая услышала льстивые слова Сатаны и поверила им. Жене первой возвещена и радостная весть о спасении. Верующая и любящая Мария, при возвещении столь радостной вести, явилась апостолом для самих апостолов, отчего и называется равноапостольною. Здесь каждой верующей и любящей матери-христианке указуется быть первою провозвестницей своим детям высоких истин Веры христианской. Явление воскресшего Господа Марии Магдалине. С картины худ. Александра Андреевича Иванова (1806–1858). СПб. Музей Александра III. 1835 г., холст, масло. Ныне Государственный Русский музей, зал 15. Явление Господа ученикам на пути в Еммаус В тот самый день, когда Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, двое учеников шли в Еммаус – селение, отстоящее стадий на шестьдесят (10 верст) от Иерусалима. Один из учеников был Клеопа, родственник Иисуса, другой, должно думать, сам евангелист Лука, так как он описал это событие с особенною подробностью, а себя не назвал по общему всем евангелистам смирению ( Лк. 24:13 ). Они шли в глубокой печали и разговаривали между собою о происшедших в последние дни событиях ( Лк. 24:14 ). Во время разговора незаметно приблизился к ним Иисус Христос и, поравнявшись, спросил их: «о чем рассуждаете между собою и отчего вы так печальны?» ( Лк. 24:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Кто не заметит, что все послания еп. и ев. Иоанна вместе – есть завещание апостола чадам своим и всему потомству своему по вере (т. е. Церкви апостольской) на нетленное, некрадомое и никогда неиждиваемое наследие жизни вечной и царства небесного, оставленное миру человеческому Начальником и Совершителем веры нашей Сыном Божиим? В посланиях сего апостола-евангелиста мы должны видеть отеческое, исполненное великой любви, предостережение всех вообще чад его (как верующих, благовествованием евангелиста рожденных, так равно и самих пастырей, поставленных апостолом для утверждения первых) от лжеучителей, желающих превратить благовествование Христово. Во всех его посланиях строго проводится одна мысль, чтобы чада его (опять-таки, как верующие, так и их пастыри) пребывали в благовествовании, возвещенном апостолами, и не принимали никакого другого учения, потому что учение открытое Сыном Божиим и возвещенное апостолами одно только истинно и спасительно. Таким образом ни в одном из посланий св. апостола, как и во всех писаниях апостольских, не дано даже самого малейшего повода к отрицанию права особого учительства в Церкви Христовой. Напротив, Богослов наравне с прочими апостолами считает его обязательным в виду того, что верующие уже познали путь правды ( 1Ин.2:13, 14 ), что им уже прощены грехи (выше 12) и что они, как познавшие путь правды, более не будут иметь извинения во грехе своём ( Ин.15:23 ). Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди ( 2Пет.2:21 ). Итак, верующим необходимо постоянное особое напоминание, чтобы они не согрешали ( 1Ин.2:1 ). Эту мысль еще яснее выразил св. апостол Петр в следующих словах: «Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь. Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием ( 2Пет.1:10–13 ). В свою очередь вы и сами устрояйте из себя дом духовный (исполненный плодов духа (ср. Гал.5:22–23 ) священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Пет.2:5 ) по образу Голгофской Жертвы ( Евр.9:28 ), – распять плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ) и провождать добродетельную жизнь ( 1Пет.2:12 ). Я же буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия (из телесной храмины) всегда приводили это на память ( 2Пет.1:15 ). С этой целью пастырей ваших умоляю я, пастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите стадо Божие, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и Богоугодно, подавая пример стаду. И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. А вы, младшие, повинуйтесь пастырям ( 1Пет.5:1–5 ; Еф.4:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто отлучит нас от любви Бóжией: скорбь, или теснотá, или гонéние, или гóлод, или наготá, или опáсность, или меч? Как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считáют нас за овéц, обречённых на заклáние». Но всё сиé преодолевáем силою Возлюбившего нас. Ибо я увéрен, что ни смерть, ни жизнь, ни áнгелы, ни начáла, ни силы, ни настоящее, ни бýдущее, ни высотá, ни глубинá, ни другáя какáя тварь не мóжет отлучить нас от любви Бóжией во Христé Иисýсе, Гóсподе нáшем. ( Рим 8: 31–39 ) Аллилуиа: 1 . Яко Царь уповáет на Гóспода и милостию Вышняго не подвижится. 2 . Вознесися, Гóсподи, силою Твоéю, воспоéм и поéм силы Твоя. Преподобного Сергия Радонежского 5/18 июля Прокимен, апóстол и аллилуарий=25 сентября/8 октября Равноапостольного великого князя Владимира 15/28 июля Прокимен, глас 3: Пóйте Бóгу нáшему, пóйте,/пóйте Царéви нáшему, пóйте. Стих: Вси языцы восплещите рукáми, воскликните Бóгу глáсом рáдования. К галáтом послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Возвещáю вам, что Евáнгелие, котóрое я благовествовáл, не есть человéческое, ибо и я принял егó и научился не от человéка, но через откровéние Иисýса Христá. Вы слышали о моём прéжнем óбразе жизни в иудéйстве, что я жестóко гнал Цéрковь Бóжию, и опустошáл её, и преуспевáл в иудéйстве бóлее мнóгих свéрстников в рóде моём, бýдучи неумéренным ревнителем отéческих моих предáний. Когдá же Бог, избрáвший меня от утрóбы мáтери моéй и призвáвший благодáтью Своéю, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтóбы я благовествовáл Егó язычникам, – я не стал тогдá же совéтоваться с плóтью и крóвью, и не пошёл в Иерусалим к предшéствовавшим мне апóстолам, а пошёл в Арáвию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петрóм и прóбыл у него дней пятнáдцать. Другóго же из апóстолов я не видел никогó, кроме Иáкова, брáта Госпóдня. ( Гал 1:11–19 ) Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Евáнгелие, котóрое я возвестил вам, – не вымысел человéческий. Ведь и меня научил ему не человéк, и принял я егó не от какóго-то человéка, но через откровéние Иисýса Христá.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Немилосердый Навал отказал ему и даже отвечал с ругательствами: («Кто такой Давид и кто такой сын Иессеев? Ныне много рабов, бегающих от господ своих»). Тогда Давид поклялся убить его (сказав: «напрасно я охранял в пустыне всё имущество этого человека, и ничего не пропало из принадлежащего ему; он платит мне злом за добро. Пусть то и то сделает Бог с врагами Давида и еще больше сделает, если до рассвета утреннего, из всего, что принадлежит Навалу, я оставлю»). И это было легко ему (Давиду) как вооруженному, и во гневе казалось справедливым. Он пошел, чтобы совершить свою клятву. Но на пути сретила его жена Навала Авигея (женщина весьма умная) и принесла ему (Давиду) то, в чём он имел нужду, смиренно просила его, умоляла и отвратила от кровопролития ( 1Цар.25 ). Таким образом сильнейшее благочестивое побуждение не допустило его совершить нерассудной клятвы. Почему, возлюбленные, опять прошу вас. Вот св. Давид не пролил, конечно, крови человека, но, очевидно, не оправдал своей клятвы. Он избрал из двух грехов меньший, – меньший, говорю, в сравнении с большим, потому что если рассматривать клятвопреступление само по себе, оно также великое зло. Итак, прежде всего старайтесь преодолеть свою худую привычку, худую, говорю, и очень худую, и отъять от уст своих клятву. Если-же кто побудит тебя к клятве, думая, будто тем удовлетворит себе, когда ты клятвою подтвердишь, что не сделал того, в чём он тебя подозревает; то ты, давши клятву для устранения худого подозрения, не так согрешишь, как тот, кто понудил тебя. Ибо Господь сказал: «Буди слово ваше: ей, ей; ни, ни; лишшее же сего от неприязни есть» ( Мф.5:37 ). Говоря о клятве, Он хотел научить нас, что самая клятва бывает от неприязни. Если ты понужден другим к клятве, то она от его неприязни, а не от твоей. Можно сказать, что это порок всего рода человеческого, то есть, это бывает от того, что мы не можем видеть сердец наших. Ибо если бы мы видели сердца, то кому клялись бы? Кто заставлял бы нас клясться, если бы видны были и мысли другого? Напишите в сердцах ваших, что скажу вам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но неоспорим и следующий факт: где бы (в собраниях христианских) ни появлялись апостолы, везде умолкали непризванные учители человечества; в присутствии апостолов никто не решался проповедовать; ибо они от Самого Иисуса Христа получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы ( Рим.1:5 ), а посему они за собой только признавали высшее учительство в Церкви Христовой, – именно, что благовестие вверено им от Самого Иисуса Христа ( 1Сол.2:4 ; Гал.2:7 ). Притом они своею непременною обязанностью считали при жизни своей всегда увещевать верующих и благовествовать им слово Божие ( 2Пет.1:12, 13 ; 1Кор.9:16 и др.). Они постоянно наставляли верующих словесным благовествованием, когда же требовали обстоятельства, апостолы посылали верующим свои послания (собственноручные) и даже нередко посылали ближайших своих учеников для личного напоминания верующим путей спасения ( 1Кор.4:17 ; 2Кор.8:23 ; 1Фес.3:2 ; Кол.1:7 и др.), а во всех новопросвещенных странах непременно оставляли своих сотрудников для утверждения уверовавших. Свет открылся в мире к просвещению всякого человека, приходящего в мир ( Ин.1:9 ) и поэтому самому не должен был никогда погаснуть. Мы и видим, что апостолы, приняв учение от Спасителя и возвестив его народам, старались, чтобы и по отшествии их уверовавшие приводили в памяти слова их ( 2Пет.2:15 ); с этой целью они избирали себе при жизни своей преемников, чтобы начатое ими благовестие миру евангелия Царствия Божия не умолкало ( 1Тим.4:16 ) и по смерти их ( 2Тим.4:2, 5, 6 ), но передавалось из рода в род таким людям, которые были бы способны и других научать ( 2Тим.2:2 ). Апостолы по таинственному действию Св. Духа (по пророчеству) избирали себе преемниками ближайших своих учеников, которые были истинными последователями их самих, и чрез рукоположение поставляли их епископами и пресвитерами в каждой церкви ( Деян.14:23; 20:28 ; 1Тим.4:14 и Др.), а также и диаконами ( Деян.6:5, 6 ). Послушаем, что говорит ап. Павел к Тимофею и Титу епископам, рукоположенным самим Апостолом ( 1Тим.1:3 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ). Тимофею св. ап. Павел говорит: «ты издетства знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Иисуса Христа ( 2Тим.3:15 ); ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях и страданиях (выше 10 и 11 ст.). Итак я заклинаю тебя пред Богом и Господом (4:1): пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная кем ты научен (14 ст.); будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё (4:5); проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (4:2); ибо я уже становлюсь жертвою и время моего отшествия настало (4:6); возгревай дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение (1:6); храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (1:14).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новозаветные события открывают новую страницу в истории святилища. Сюда родители Пресвятой Девы Марии привели девочку, когда ей исполнилось 3 года: свершилось Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Сюда, на сороковой день после Рождества Христова, Мария и Иосиф принесли Младенца, чтобы по обычаю «представить Его пред Господа», – и состоялось Сретение: Симеон Богоприимец, муж праведный и благочестивый, по внушению Духа Святого взял Его на руки и благословил. В большом изумлении были священники и тогда, когда в дни празднования Пасхи в Храм впервые вошел 12-летний отрок Иисус. Когда родители, после долгих поисков, нашли его в Храме, он сидел посреди книжников и мудрецов, слушал их, задавал вопросы, «и все слушавшие дивились разуму и ответам Его». Крестная смерть и Воскресение Спасителя положили конец эпохе Ветхого Завета и открыли Новый. Покидая Храм в последний раз, Христос предсказал его гибель. «И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено» ( Лк. 21:5–6 ). Пророчество сбылось, когда Иерусалим в ходе Иудейской войны был взят штурмом в 70 г., и Храм, ставший для осажденных последней цитаделью, был предан огню и разрушению. ...Тит не хотел гибели святыни. Как он сам сказал позже в обращении к побежденным иудеям, «приблизившись к храму, я по собственной воле забыл законы войны; я призывал вас пощадить ваши собственные святыни и для самих себя спасти храм. Я даровал вам свободный выход из города и поручился в сохранности вашей жизни. Но вы пренебрегли всеми этими предложениями и собственными вашими руками сожгли храм» (Иосиф Флавий. Иудейская война. М., 1993. С. 375). Так закончилась история иудейского святилища. В последний раз восстановить его предпринял попытку Юлиан Отступник, внучатый племянник равноапостольного Константина Великого , задавшийся безумной идеей обратить вспять колесо истории, вернуть мир от христианства к язычеству. Стремясь принизить христианское значение Иерусалима, он велел в 361 г. приступить к восстановлению разрушенного когда-то Титом Иудейского храма. Но как только строители коснулись фундамента древнего храма, из подземелий вырвались столпы пламени, и префект приказал остановить строительство. Купол-над-Скалой

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Объясняя женолюбство Владимира (5 жен и 800 наложниц), летописец находит «оправдание» ему в подобном пристрастии к женщинам премудрого Соломона: «ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц» (с. 174). Но не этим оба снискали себе славу, а служением Богу. Раскаяние в грехе прелюбодеяния и крещение приводит к спасению Владимира, а Соломона не спасает даже строительство храма во имя Господа. И тут являются куда более существенные, чем с наложницами, параллели: Соломон намеревается «построить дом имени Господа, Бога моего» (3 Цар.5.5), князь Владимир «задумал создать церковь Пресвятой Богородицы» (С. 191). По окончании работ Соломон «воздвиг руки свои к небу, и сказал: «Господи, Боже Израилев!.. Небо и небо небес не вмещают тебя, тем менее храм сей, который я построил имени Твоему. Но призри на молитву раба Твоего… услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем» (3 Цар.7.51; 8.22–30). Аналогичным образом поступает князь Владимир: «Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри… Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей Тебя Матери Приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы» (с. 192–193). А затем оба устраивают «праздник велик», длящийся по восемь дней: «И сделал Соломон в это время праздник… В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя, … радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь» (3 Цар.8.65–66). «Праздновал князь (Владимир. – А. У.) восемь дней … устроил великое празднование, сзывая бесчисленное множество народа. Видя же, что люди его – христиане, радовался душой и телом» (с. 193). Подводя итог жизненному пути князя Владимира, летописец находит еще одну историческую аналогию (но уже из новозаветного периода истории) и сравнивает заслуги киевского князя по крещению Руси с деяниями равноапостольного византийского императора Константина: «То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот (т. е. Владимир. – А. У.) поступил подобно ему. Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее». А потому и достоин принять «венец с праведными … и ликование с Авраамом и другими патриархами…» (с. 196).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

равноапостольного князя Владимира Еванг. от Иоан. зач. 35-е, гл. X, 1–9. ст. 1. Притча о пастыре добром и наемнике В читанной сегодня притче о пастыре добром Господь изображает любовь Свою к людям. «Я есмь пастырь добрый, говорил Он; пастырь добрый душу свою полагает за овец, а наемник, который не есть пастырь и которому овцы не свои, видит волка приходящего, и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает их. А наемник бежит, потому что он наемник и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как знает Меня Отец, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, но и тех надлежит Мне привести, и голос Мой услышат, и будет одно стадо и один Пастырь». В этой притче Иисус Христос пастырем назвал Самого Себя, а всех людей сравнил с овцами. Он так любил всех людей, что принял смерть для спасения их и для дарования им жизни вечной. Этой же притчей Он научает нас тому, что мы должны повиноваться спасительному учению Христа и должны слушать тех пастырей и учителей, которые церковью набираются в сие достоинство, и, напротив, должны избегать таких учителей, которые учат вопреки истинным богопоставленным пастырям церкви. С давних пор наша родная земля называется святою Русью, православною Россией. Однако, было время, когда и наши предки блуждали во тьме языческих суеверий. Языческое нечестие уничтожил равноапостольный князь Владимир, которого народ наименовал впоследствии «красным солнышком». Св. Владимир был сын великого князя Киевского, Святослава. Святослав, был язычник и всю жизнь свою провел в походах. Мать его, княгиня Ольга пыталась отклонить его от военных предприятий; она не раз умоляла его остаться хотя не надолго в Киеве, принять христианство и креститься, но напрасно – Святослав не покинул своих языческих страстей и заблуждений, а умер на войне от меча своих врагов, хищных печенегов. Каков был князь, таковы были и его подданные. Почти все они были язычники. Все непонятные для них явления природы, все предметы, удивительные по своей величине или силе, они обожали.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Святитель Николай жил в начале четвертого века, в конце гонений на веру христианскую от языческих императоров и в начале торжества ее при равноапостольном царе Константине, в самый разгар пагубной ереси еретика Ария, отвергавшего Божество Христово. Он присутствовал как защитник веры правой на I Вселенском Соборе, и проявил особенную ревность в защищении Божественного достоинства Сына Божия. Как тогда настояла нужда, так и теперь нужно всем нам для спасения души исповедовать твердо пред всеми следующую благочестия тайну: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе ( 1Тим. 3:16 ). Или: верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников ( 1Тим. 1:15 ). Вот какую великую и спасительную тайну веры Христовой твердо и ревностно во всю жизнь свою исповедовал пред всеми святитель Николай и – за которую пострадал бескровно в последнее гонение. Вот это-то великое таинство благочестия явление Бога во плоти на земле и основание Им Святой Церкви Православной, в которой Он всегда пребывает и будет пребывать до скончания века – се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ) – и мы в наше время должны твердо содержать и исповедовать пред всеми, – так как ныне и у нас в России появилось и дерзко проповедуется богохульное учение, отвергающее Божество Господа нашего Иисуса Христа – виновником и проповедником которого явился новый Юлиан и новый Арий граф Лев Толстой, дерзко поднявший свою седую голову против Христа и Церкви и увлекший за собою многих своих почитателей» 376] «Еще Господь говорил ученикам Своим: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его: вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет ( Ин. 14:16–17 ). Святой Дух будет с вами в век, сказал Спаситель, но как апостолы не остались вечно на земле, а скончались смертию праведников и мучеников, то это обетование относится, конечно, к преемникам апостолов – епископам и освященным от них пресвитерам и диаконам. На то и существует священное рукоположение, передающее как бы видимо дары Святого Духа от апостолов – священству до скончания века (Ср.: Мф. 28:20 ). – Итак, не весте ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть ( 1Кор. 6:19 )? Храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3:16 ). Но как Дух Божий всегда Живой и Животворящий, деющий, то Он и говорит в вас, и действует, и оживляет сердца ваши, и просвещает умы ваши» 70].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010