Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее, где ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода. После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 июня, 2016 3 июня, 2014 17 мая, 2013 27 сентября, 2012

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-ra...

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста. Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!» Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова . Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамврийского. Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова. После обретения животворящего Креста Господня, Иуда, указавший место нахождения Креста, стал христианином. Затем за добродетельную жизнь был рукоположен во епископа с именем Кириака и возведен на кафедру Иерусалимского патриархата. Пострадал за Христа при Юлиане Отступнике. Память св. священномученика Кириака празднуется 28 октября (10 ноября н. ст.). В память обретения Креста Христова и Его воздвижения Святая Православная Церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня . Этот праздник относится к числу великих праздников и празднуется 14-го сентября (27 сент. н. ст.)

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: “Господи, помилуй”, благоговейно поклонялся Честному Древу. Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме – месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 июля, 2021 9 июня, 2021 27 сентября, 2020 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 27 сентября, 2020 14 октября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-vozd...

В Евангелиях, напомним, сообщается, что Иисус был похоронен за пределами Иерусалима, недалеко от места Его распятия на Голгофе. Через несколько лет после погребения были значительно расширены границы Иерусалима так, что Голгофа и близлежащая гробница оказались в пределах города. В IV веке святая равноапостольная царица Елена приказала начать раскопки на Голгофе. В результате был найден крест, на котором, как она считала, был распят Иисус. Там же, согласно преданию, находилось погребальное ложе Христа. Царица распорядилась основать на этом месте Храм Гроба Господня. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 октября, 2016 1 ноября, 2016 10 ноября, 2016 7 апреля, 2018 28 февраля, 2018 27 февраля, 2018 15 апреля, 2017 23 марта, 2017 7 марта, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/arheologi-eto-deystvit...

Кроме того, археологи подтвердили наличие известняка в стенах пещеры внутри Кувуклии, а также сделали небольшое окошко, чтобы верующие могли увидеть святыню впервые за несколько веков. Далеко не все специалисты разделяют воодушевление Фредерика Хиберта. Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии Андрей Десницкий считает, что никакого события в снятии плиты с Гроба Господня нет, и ажиотаж вокруг нее напрасен. «Сняли декоративную плиту XVI века. Ее пятнадцать веков не было и сейчас некоторое время не будет», — сказал он «Правмиру». В Евангелиях, напомним, сообщается, что Иисус был похоронен за пределами Иерусалима, недалеко от места его распятия на Голгофе. Через несколько лет после погребения были значительно расширены границы Иерусалима так, что Голгофа и близлежащая гробница оказались в пределах города. Фото: ODED BALILTY, AP FOR NATIONAL GEOGRAPHIC В IV веке святая равноапостольная царица Елена приказала начать раскопки на Голгофе. В результате был найден крест, на котором якобы был распят Иисус. Царица распорядилась основать на этом месте Храм Гроба Господня. По словам Дэна Бахата, бывшего главного археолога Иерусалима, «нельзя быть абсолютно уверенным, что место Гроба Господня Храм является местом погребения Иисуса, но мы исходим из того, что нет другого такого места, которое с большой долей вероятности может претендовать на это». Фото: ODED BALILTY, AP FOR NATIONAL GEOGRAPHIC Фото: ODED BALILTY, AP FOR NATIONAL GEOGRAPHIC Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 марта, 2016 31 мая, 2016 5 августа, 2016 7 апреля, 2018 28 февраля, 2018 27 февраля, 2018 15 апреля, 2017 23 марта, 2017 7 марта, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/arheologi-grob-gospode...

Бороде Иоанна Предтечи (Атлас, 295 , 296 ) уподоблялись бороды 4 русских подвижников – Авраамия Галичского, Корнилия Переяславского, Иоанна Яренгского, Михаила Черниговского. Равноапостольному царю Константину (Атлас, 297 ) подлинник уподоблял образ митрополита Киприана. Мученик Косма (Атлас, 298 ) служил образцом для изображения Авраамия Владимирского, Георгия Новгородского, Константина Угличского, Симеона Верхотурского, а бороде Космы уподоблены бороды около 40 русских подвижников. Образ Евангелиста Луки (Атлас, 300 ) был одним из прототипов для лика князя Михаила Черниговского. Древнерусских подвижников Ефрема Новоторжского, Максима Блаженного, Ипатия Печерского подлинник предписывал изображать «в подобие» Николая Чудотворца (Атлас, 301 , 302 ), бороде Николы уподоблялись бороды еще 50 русских святых. Савва Освященный (Атлас, 304 ) служил прототипом для изображения Ефрема Смоленского. Образы святых жен никогда не наделялись в традиционной иконографии отличительными чертами, какими для святых мужей служили прежде всего их бороды. Подлинники в самых общих словах сообщают лишь о возрасте и о «лепоте» святых жен. «Свято пожившим» древнерусским женам не давались портретные характеристики. Подлинник сообщает об уподоблении их общехристианским прототипам, однако подразумевает при этом, скорее, разряд или чин, к которому была причислена та или иная святая, чем ее конкретный образ. Поэтому мы приводим только несколько типов изображений святых жен, по образцу которых создавались иконы русских подвижниц. Анастасия преподобномученица (Атлас, 275 ) и Ксения преподобная (Атлас, 299 ) представляли собой образцы для изображений монашествующих жен, например для Евфросинии (Евдокии) Московской, Евфросинии Суздальской, Февронии Муромской. Облики Анастасии Узорешительницы (Атлас, 276 ), Екатерины великомученицы (Атлас, 305 ) и Феклы мученицы (Атлас, 306 ) могли служить образцами для изображения русских жен – мучениц знатного рода. Варваре великомученице (Атлас, 280 ) в иконописном подлиннике уподоблялась Ксения Ярославская. Царица Елена (Атлас, 297 ) была прототипом для изображений Ольги княгини Киевской и Анны Новгородской. Параскеве Пятнице (Атлас, 303 ) уподоблялись в подлинниках Васса Псково-Печерская, Анастасия Василевская, Иулиания Вяземская.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

В настоящее время Вифлеем, известный под названием Бетлам, походит более на деревню, чем на город, со своими домами в развалинах, с тремя или четырьмя тысячами жителей – арабов, занимающихся земледелием, садоводством, пчеловодством или изготовлением различных мелких свящ. вещей – образков, четок, распятий и др. священных предметов. Самый Вифлеем расположен на горе, в виде амфитеатра, от западного холма к восточному, и на сем последнем находится вертеп, или пещера, Рождества Христова, известный христианам с самых первых веков, и потому издревле посещаемый. В IV в. св. равноапостольная царица Елена над пещерой Рождества Христова воздвигла великолепный храм в честь Богоматери, главный средний алтарь которого, возвышающийся на несколько ступеней, находится над самым вертепом. Он принадлежит грекам. Из него, по 15 мраморным ступеням, входят в подземную церковь , которая и есть самая Вертеп-пещера. Месторождение Спасителя в полукруглой нише означено серебряной звездой с 14 лучами и рядом серебряных лампад. Здесь стол, алтарь и мраморная доска служат престолом, на котором совершается божественная литургия. В нескольких шагах от места Рождества Христова, справа, находится особая пещера с яслями, где покоился Богомладенец Иисус. Ясли, высеченные в природном камне, обложены белым мрамором. В означенном храме находятся и еще несколько пещер и алтарей, таковы: пещера, где обитал св. прав. Иосиф, пещера, в которой погребены невинно избиенные Иродом вифлеемские младенцы, келья и гробница блаженного Иеронима и др. В окрестностях Вифлеема указывают много и других достопримечательных мест и древних памятников, как-то: в долине Рафаимской – дом Симеона Богоприимца; недалеко от вифлеемской дороги указывают отросток теревинфового дерева, под которым, по преданию, отдыхала Пр. Дева на пути из Вифлеема в Иерусалим. Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, находятся гробница и памятник Рахили, над коими стоит теперь мусульманская молельня; далее за оврагом видны развалины древней Рамы, напоминающей трогательные слова Свящ. Писания: глас в Раме слышен, плачь и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет ( Uep. XXXI, 15 , Mф. II, 18 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Для Никона избранный период был исключительно благоприятным. Выставка рассказывает о его стремительной карьере: от Соловецкого монаха и игумена Кожеозерского монастыря до «собинного» друга царя, архимандрита московского Новоспасского монастыря, новгородского митрополита и в 1652 г. — торжественного поставления на патриарший престол, во время которого Никон был облачен в саккос св. митрополита Петра и получил из рук царя митрополичий посох этого святителя. Высокий статус Никона нашел зримое воплощение в патриарших облачениях и обиходе, не уступавших по роскоши царским; церковные службы при патриархе Никоне совершались с небывалым внешним блеском, а патриаршая ризница пополнялась новыми роскошными облачениями, которые можно видеть на выставке. Избранный авторами выставки период не касается событий, связанных с церковным расколом, однако рассказывает о проведении Никоном церковной реформы: исправлении богослужебных книг по греческим образцам, унификации обрядов, изменении церковных облачений и предметов. Еще одним зримым воплощением грекофильских устремлений «премудрой двоицы» являются царские регалии – держава и бармы, заказанные в Константинополе по образцу барм императора Константина Великого не без участия Никона. Несколько экспонатов рассказывают о строительстве новых монастырей, которые Никон возвел при содействии царя. В экспозиции представлена уникальная икона «Поклонение кресту»: семиконечному кресту предстоят св. равноапостольные Константин и Елена, царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон. Это единственный сохранившийся памятник XVII в., изображающий вместе царя и Патриарха. Авторы выставки считают, что создание этой иконы было вызвано стремлением царской семьи поставить точку в драматических отношениях царя и патриарха, напомнив современникам о былой дружбе и плодотворном союзе «премудрой двоицы». К открытию выставки выпущен богато иллюстрированный каталог. С выставкой можно ознакомиться с 29 сентября 2005 г. по 22 января 2006 г. Благовест-Инфо /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/50852.html

Добавлено на опознание: 2016-03-18 18:25:07 Владелец: purpur Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов нет. Добавлено на опознание: 2016-03-18 08:39:57 Владелец: Ganniball2014 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: [Добавлено 2016-03-18 09:42:16]: Добрый день!помогите определить!! Ответов: 1. Последний ответ: Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский и всея России чудотворец. Подробнее здесь: http://pravicon.com/icon-3091 Добавлено на опознание: 2016-03-03 16:18:01 Владелец: Olga74 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 3. Последний ответ: Фрагмент настенной росписи по сюжету " Нагорная проповедь " Добавлено на опознание: 2016-02-27 18:33:56 Владелец: kseniyak Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Подскажите, что за образ Пресвятой Богородицы? Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы Корфская (Керкирская) Добавлено на опознание: 2016-02-20 19:06:27 Владелец: Olga74 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 1. Последний ответ: Т.к. здесь изображены святые, жившие в совершенно разных местах и в разное время,видимо, это просто икона " Избранные святые " . В нижнем ряду слева святые равноапостольные царь Константин и царица Елена, потом, видимо, один из апостолов, далее, предпо [...] Добавлено на опознание: 2016-02-19 14:23:18 Владелец: tania Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 4. Последний ответ: Спасибо.Моя бабушка родилась в 1896 году,а икона ее мамы,моей прабабушки. Добавлено на опознание: 2016-02-19 11:43:21 Владелец: Nata1105 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона передается из поколение в поколение.Находиться Венёвский район, Тульской области.д.Анишино. Я пыталась самостоятельно ее опознать. На мой взгляд в левой руке у Богоматери свиток ( что написано не разобрать)У меня были версии: икона из серии Одигитрия,похожа на Боголюбскую и Величит душа моя господа. Поиск в интернете по изображению результата не дал. Спасибо заранее если кто откликнется и подскажет. [Добавлено 2016-02-19 12:50:44]: еще добавлю: слева маленькое изображение похоже на " господь вседержитель "

http://pravicon.com/unknown/96

И вот с этого момента совершенно очевидно начинается смена Ветхого Завета на Новый: нас вводят в Святая Святых. С символической точки зрения все вроде как даже просто: Богородица родит Сына, Который и будет той самый жертвенной Кровью за все человечество, а Сама Она в каком-то смысле и станет храмом. С богословско-объяснительной – стоит обратиться к Слову «На Введение во храм Пресвятыя Богородицы» Григория Паламы, где он говорит следующее: «Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, – Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению». И, наконец, в общемировом духовном значении происходит именно это: строгая ритуальность Ветхого Завета начинает сменяться чем-то новым и неизведанным Завета Нового. Здесь можно углубиться в никому не нужные исторические изыскания из серии «да как раз в священной ритуальности Ветхого Завета первосвященника растерзали бы на месте, если бы он ввел в Святая Святых какую-то девочку» – а не просто дивились бы такому событию, как лаконично говорит нам текст церковного предания. А можно просто принять все сказанное как факт – равно как и последующее описание жизни Пресвятой Богородицы в храме: что Она пребывала там до 12 (по некоторым вариантам – до 14) лет, возрастая в любви к Богу, а архангел Гавриил приносил Ей еду. Затем все тот же Захария устраивает «смотрины», выбрав Ей в женихи вдового плотника Иосифа. Иоаким и Анна, с момента Введения во Храм, больше никак не упоминаются в жизни своей Дочери – и, как ни странно, это как раз одно из главных подтверждений неапокрифичности всего происходящего, в то время как откровенный апокриф грешил бы нагромождением еще больших «коммунально-семейных» подробностей. Несмотря на то, что Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии праздновала еще равноапостольная царица Елена в III веке, этот день получает широкое распространение только с IX века – зато в православии и по сегодня остается двунадесятым праздником. Он всегда и неизменно приходится на Рождественский пост, но от того не становится менее радостным и даже веселым, потому что мы вместе с Девочкой Марией идем по высоким и тяжелым ступеням храма, входим и готовимся к Рождеству, чтобы принять Новый Завет в его полноте.

http://blog.predanie.ru/article/vvedite-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010