Резиденция Архиепископа в VIII в. была перенесена в Аммохост (Арсиной, ныне Фамагуста). В начале XIII в. (1215) кафедра волей латинян была перенесена в Левкосию. В так называемый византийский период истории Кипрской Православной Церкви (до 1191 г.) на острове развивалась и монашеская жизнь. Это развитие шло по двум направлениям – отшельническое монашество и общежительное. Св. равноапостольная царица Елена основала на острове Ставровунийский (Крестовоздвиженский) монастырь. В это же время был основан и монастырь святителя Николая. В конце V в. был основан монастырь св. апостола Варнавы . Некоторые из основанных в тот период монастырей существуют по сей день. 9.1.2. Латинское господство на Кипре Византийское господство на Кипре сохранялось до 1191 г., пока в результате третьего Крестового похода остров не был захвачен английским королем Ричардом Львиное Сердце. Этим было положено начало латинскому господству на Кипре, сопровождавшемуся униженным положением православных и попытками их обращения в католичество. Вначале остров был продан королем Ричардом католическому духовно-рыцарскому ордену тамплиеров, которые заставляли греков принимать латинство. В том же году против тамплиеров вспыхнуло восстание, после которого тамплиеры покинули остров. Ричард в 1193 г. продал остров королю Иерусалима Гюи Лузиньяну. В 1489 г. Кипр перешел во владение Венеции на положении колонии. Еще в 1220 г. на Кипре была утверждена католическая иерархия, состоявшая из архиепископа (кафедра в Левкозии) и трех епископов, а в 1260 г. папа Александр IV издал буллу, которая определила дальнейшее положение православных на все время латинского господства на острове. Число православных епископий было сокращено с четырнадцати до четырех, соответственно латинским; должность православного архиепископа была упразднена; греческие епископы могли жить только в установленных католиками местах. После хиротонии православные епископы должны были давать присягу верности и подчинения папе как главе Церкви. Церковное имущество было отнято католиками, а православные епископы платили налог латинскому архиепископу. 9.1.3. Турецкое господство на Кипре

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Страницы книги Л.М. Чернениловой " Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь " Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима – это церковь святых равноапостольных Константина и Елены, углубленную в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест. Строительство церкви тянулось долго: при Никоне был вырыт котлован, а освящена она была только в 1690 г. При рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, что осложнило работы. Украшен храм скромнее, чем основная часть собора: лепнина присутствует только на потолке и столпах. При этом особым богатством убранства отличается глава: окна украшены наличниками-картушами с раковинами наверху, между окон расставлены пилястры с пышными коринфскими капителями. После закрытия монастыря в соборе разместилась часть экспозиций музея: коллекции картин, графики, фарфора. При устроении музейных залов были уничтожены иконостасы многих приделов. В 1941 г. монастырь был захвачен фашистами. В Воскресенском соборе расположился склад боеприпасов, а музейные ценности частично были вывезены, а те, которые вывезти не удалось – разломаны или сожжены. Отступая, фашисты взорвали собор. Рухнула семиярусная колокольня, сгорел уникальный шатер, обрушились два столпа, поддерживавших своды. Собор являл собой страшное зрелище; и сейчас в музее можно увидеть фотографии, сделанные до реставрации. Восстановление началось уже в 1942 г.: разбирали обломки, расчищали завалы. Официальное решение о реставрационных работах было принято только в 1949 г., а проект восстановления собора был составлен в 1982 г. Чудом после взрыва сохранились все части собора, освященные Никоном: главный алтарь, Голгофская церковь и приделы под ней, Кувуклия… Сейчас внешняя реставрация храма почти окончена, недостает лишь колокольни, работы по возведению которой только начинаются. Пока уцелевший Трехсвятительский колокол установлен на временной звоннице с юга от собора. Внутренняя отделка храма еще продолжается. Собор передан в 1994 г. вместе с рядом других монастырских строений братии возобновленного мужского монастыря, и в северной части основного объема проводятся богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=09785

Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Молитвы Тропарь Рождества Богородицы , глас 4 Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив  смерть , дарова нам живот вечный. Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды - Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную. Кондак Рождества Богородицы, глас 4 Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея. Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева - от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей. Величание Рождества Богородицы Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Молитва первая на Рождество Богородицы О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Молитва вторая

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/573...

Таким образом, братья и сестры, праздник стал единой, универсальной точкой отсчета, ставшей целью и смыслом для всего временного мира. Состоявшееся величайшее событие разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова. В IVbeke, когда православные христиане после гонения получили свободу вероисповедания, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, и других отцов Церкви этого же века. В том же веке на месте Вифлеемской пещеры, освященной рождением Господа нашего Иисуса Христа, равноапостольная Царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный Её Сын, Император Константин Великий. Интересно, братья и сестры, что в Византии существовал Императорский чин поклонения Богомладенцу Христу, который совершался в праздник Рождества Христова. В молитвенных славословиях Византийских Императоров дары Императора сравнивались с дарами волхвов, которые, кстати, тоже были царями на своих землях. В кодексе Императора Феодосия, изданном в 438 году, и Императора Юстиниана — в 535 году, излагается закон о всеобщем праздновании этого дня. У нас же в России праздник Рождества, пожалуй, как никакой другой, вызвал к жизни множество народных обычаев. Рождественские колядки, славлениеБогомладенца, устройство вертепов – подобий и изображений Вифлеемской пещеры. Многое сейчас возрождается, что имело место быть в Российской Империи. Например, в конце Божественной праздничной литургии, братья и сёстры, как правило, читается молитва, которая была напечатана еще в Царское время. Она озаглавлена так: «Молитва из молебствия на День Рождества Христова». В ней есть очень важная богословская мысль, что Господь дарует победу на всякого врага и супостата только Помазаннику Своему – Самодержцу Всероссийскому. Было время, в начале XIX века, когда высшее общество стало увлекаться якобинством. Многие тогда заразились революционным духом, а детей стали воспитывать преимущественно на французском языке. Увы, эта духовная болезнь терзала многие просвещенные умы той славной поры. Бог прогневался за такое массовое отступление от Истины и наслал Наполеона, как наказание, а с ним пришли не только галлы (французы), но и другие европейские народы, мечтающие о легкой наживе.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/06/ca...

Утверждение об ущемлении прав и унижении слабого пола в христианстве сильно преувеличено, а во многом и надумано. Связано это с иудейскими представлениями о женщине. Ветхозаветные иудейки, конечно, могли манипулировать мужчинами, в том числе и царственными, при помощи разных хитростей, любовной привязанности или детей, но закон – превыше всего. Именно поэтому столь немыслимым виделось для фарисеев – современников Иисуса Его заступничество за побиваемую камнями блудницу ( Ин.8:2-11 ) или за «кровоточивую» ( Мф.9:18-26 ). Во время цикла женщина считалась настолько нечистой, что не могла находиться в одном помещении с мужчинами, накрывать на стол и прислуживать. А больная неким гинекологическим заболеванием, сопряженным с постоянным кровотечением, таким образом, делалась абсолютной парией, вроде прокаженной. Прикосновение ее к Христу в глазах тогдашнего общества было непозволительным и оскорбительнейшим жестом. Но Христос вступается и за одну, и за другую, делая шаг к преодолению угнетения женщин. Именно Новый Завет поднимает женщину на совершенно новую ступень. Мария, Мать Христа, не равна, но выше Ангелов, и христианство в Ее лице вознесло женщину до самых больших высот. Мария Магдалина, бывшая бесноватая, которая была излечена Иисусом, удостоилась первой увидеть воскресшего Спасителя в числе жен-мироносиц и в своем священном чине была приравнена к Апостолам. Равноапостольными святыми в Православии являются также первые христианки – Фекла и Апфия, просветительница Грузии Нина, а также царица Елена и княгиня Ольга. Все они внесли огромный вклад в становление и распространение христианства и Православия в мире. Апеллируя к одному и тому же нелепому и избитому аргументу, феминистки обвиняют христиан в том, что они считают женщину созданием второго сорта и что Библия не называет ее даже человеком. На такие глупости можно также ответить словами святителя Василия Великого из его Толкования на Быт.1:27: «Чтобы никто по незнанию не подумал, что определением человек” обозначается только мужской пол, (Писание) добавляет: мужчину и женщину сотворил их”.

http://azbyka.ru/feminizm

" Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца " (от марта). Там же, в другом месте сказано: " День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру " . Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана - в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII - Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII - святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX - преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

http://zavet.ru/kalendar/rx-004st.htm

Я очень люблю Трир – город, где я живу. Здесь старейшая епископская кафедра, еще со времен существования катакомбной Церкви. Здесь десять лет жила святая Царица Елена, правил ее сын – св.  Равноапостольный Константин. Католическая Церковь в этом городе, на мой взгляд, пребывает в наибольшей своей красоте: храмы полны, христиане, по германским меркам, очень активны, множество паломников.  С 2004 года, здесь существует и наш православный приход – во имя святых сорока мучеников Севастийских — и паломнический центр. И вот недавно, впервые за годы, что мы здесь живем, в Трире выставили на продажу исторический храм, не очень большой по размерам. Причина: община не может оплачивать коммунальные услуги. Им дорого. Меня это очень расстроило. Мы говорили со старостой этого храма, он сказал, что сегодня многие люди перестают декларировать себя католиками, так как им дорого платить налоги. Ведь в Германии есть Церковный налог, довольно ощутимый — восемь процентов. Плюс этого налога в том, что те, кто его платит, действительно являются сознательными католиками. Это первый храм, который здесь, в Трире, продают. А это означает, что те, двадцать лет, что мы здесь живем, эта община находила средства? Люди боролись за свою церковь! А теперь не могут. Но это не потому, что деньги закончились. В Германии за эти годы не разразился страшный экономический кризис. А значит, люди просто перестали видеть в этом смысл…Что это? Кризис веры? Сколько таких храмов уходят «с молотка»? Множество, по всей Европе. Трир по-прежнему эталон христианского города. Здесь такая печальная продажа впервые. А много ли из наших, русскоязычных соотечественников, посещает свои православные храмы? Если бы все православные, получившие вожделенное «Свидетельство о Крещении», платили бы здесь такой же церковный налог, как католики, Германия бы просто сияла «золотыми куполами». Но в русском магазине соотечественников встречается значительно больше, чем на Божественной Литургии, а множество православных общин по-прежнему ютятся в католических криптах.  Хорошо, что католическое священноначалие разрешает. Как и везде, многие крещены, но так редко бывают в храме. Только когда случается горе…

http://pravmir.ru/tragediya-v-berline/

http://o-kolo.livejournal.com/26811.html К редакции " Православие.ру " , меня совершенно не занимает реклама моей странички, просто, мне кажется, что посмотреть на это будет интересно. 2013-09-27 21:39 р.б. Сергий : Дорогие братия и сестры, прошу оказать Вашу молитвенную помощь народу Сирии (молитва по согласию): http://www.blagogon.ru/news/271/ БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! 2013-09-27 20:43 Валерий : Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Господи, Царица Небесная, помогите воинам защищающим христиан. 2013-09-26 18:54 Нина : Господи, спаси и сохрани христиан Сирии! Святая равноапостольная Фекла, помоги! 2013-09-26 01:03 Мария : Делать-то нам что? Понятно, что на христанский мир напало взбесившееся сатанинское зверьё, но как нам, людям, справиться с этим? Как защитить человеческие ценности? Нужны какие -то организованные действия людей! 2013-09-26 00:46 елена : Диву даешься , почему мы так живем . Что же не хватает нам в жизни , чтоб не жить как в зверинце . Опомнитесь люди , остановитесь , ведь мы рождаемся для того , чтоб спасать свою душу , а в действительности разрываем ее на части 2013-09-26 00:01 ЕЛЕНА : СПАСИ И ПОМИЛУЙ ГОСПОДИ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН! 2013-09-25 21:16 Светлана : Вы меня простите,но что толку каждый раз говорить о ситуации в Сирии и ничего не делать,откройте хотя бы сбор подписей с протестом против вооруженных действий в Сирии и т.д.и направьте их в МИД России,чтобы они тоже оперировали ими на международном уровне или еще что-то организовать,дело в том что.неужели непонятно,наши вздохи не принесут помощи народу Сирии,надо что-то делать конкретно.Сербии ничем толком не помогли,Сирии тоже только гуманитарку отправляем,а следующими возможно будем мы.Может я неправа?С уважением ко всем,помоги всем Господи! Светлана. 2013-09-25 19:44 Кочкина Лариса : Господи! Спаси и сохрани!!! 2013-09-25 18:40 Светлана : Господи, спаси всех, молящихся тебе, помоги, защити во славу Твою.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу. Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19, 41–42). Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета. Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион», в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I-ro Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Гравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 сентября.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-obn...

Равноапостольные Константин и Елена Равноапостольные Константин и Елена. Храм Святой Софии, Константинополь Святые равноапостольные Константин и Елена XII век, Полоцк Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Раноапостольные Константин и Елена Миниатюра менология императора Василия II. Хранится в Ватикане. 11 век. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Византийская миниатюра 12 века. Императрица Елена находит животворящий крест. Капелла Сан-Сильвестро XIII века в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в. Октоих. 18 в. Миниатюра Воздвижение Креста. Икона двусторонняя. Конец XV века. Новгород Воздвижение Креста. Ярославль. Круг Гурия Никитина. Около 1681 года (?). Воздвижение Креста, со святыми на полях. Вторая половина XVII века. Москва. В центре, на фоне храма, на амвоне стоит патриарх Макарий с воздетым над головою крестом, по сторонам от него – диаконы. С обеих сторон – предстоящие царь Константин и мать его царица Елена. Внизу — два хора певцов. На полях: Алексей человек Божий и Мария Египетская апостол Петр и мученик Георгий. Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста. Двусторонняя выносная икона. Новгород. XVI век. Воздвижение Креста.Около 1717. Воздвижение Креста. Первая четверть XVIII века. Иконостас Преображенской церкви о.Кижи Воздвижение Креста. Середина XVIII в. Палехские письма. Воздвижение Креста Господня. Начало XIX в. Палехские письма. Воздвижение Креста Господня. Невьянская икона. 1830-1840гг. Воздвижение Креста Господня. Святейший Патриарх Кирилл, храм Христа Спасителя, 2011 Воздвижение креста в Константинополе. 2012 год. Патриарх Варфоломей. Воздвижение Креста. Сирия. У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010