В начале IV в. в Иверии проповедовала святая Нина, благодаря равноапостольным трудам которой состоялось массовое крещение грузин. В 326 г. христианство здесь стало государственной религией, и с тех пор история страны неразрывно связана с Православием. Первоначально Грузинская церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, но уже в V в. она получила автокефалию. Всю свою длительную историю Грузия противостояла многочисленным захватчикам. Персы, арабы, монголы, турки пытались не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. И в отстаивании святой веры огромный сонм мучеников возвысил Церковь. Начиная с XV в. Грузия неоднократно обращалась с просьбами о помощи к единоверной России. И в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и Грузинская церковь потеряла самостоятельность. После Октябрьской революции автокефалия была восстановлена вновь, которую РПЦ признала лишь в 1943 г. Среди святых особенно почитается просветительница Грузии святая Нина, принесшая евангельское учение в удел Богородицы. В этой земле свято почитают и великомученика Георгия Победоносца, по преданию, родственника святой Нины. Среди других подвижников особо почитаются преподобный Шио Мгвимский, преподобный Давид Гареджийский, один из основателей грузинского монашества, преподобные Евфимий и Георгий святогорцы, подвизавшиеся на Афоне (в Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык Священное Писание), святой благоверный царь Давид Строитель, выдающийся государственный деятель Грузии, и святая царица Тамара, которой посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Особо почитается сонм царственных мучеников, претерпевших и принявших смерть за веру и народ. «Вторым Иерусалимом» называют в Грузии древнюю столицу Мцхету, расположенную в 20 км от Тбилиси, памятники которой вошли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Такого количества национальных святынь, сосредоточенных в одном месте, больше нет нигде в Грузии. Мцхета была столицей Картлийского царства сто лет (в V в.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Крусада иверийской “пленницы” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 16 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 К 1675-летию со дня преставления святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии Сегодня мы много говорим о необходимости православной миссии и при этом часто сетуем на отсутствие необходимых для этого традиций и опыта. Говорим ещё о насущной потребности в современных формах миссионерства, о возможности обращения к опыту других поместных православных Церквей, а также к опыту католиков. А между тем мы забываем то, что можно назвать основополагающим аспектом христианской миссии — проповедь собственной жизнью. Зачастую подобная форма миссионерства — единственно возможная. К тому же мы не вправе забывать, что хотя проповедь Евангелия — одна из заповедей Спасителя, но если Сам Господь не приведёт человека к вере, то этого не сможет сделать никто, каким бы обученным и рьяным миссионером он ни был. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:44). Наверное, кто-то возразит, что в нашей-де ситуации необходимо не просто благочестиво жить, а привлекать к себе внимание общественности. С этим также нельзя не согласиться: нужно идти к людям, нужно рассказывать им о Христе. Но всё же подлинная христианская жизнь подчас способна сделать гораздо больше, чем диспуты, полемика, красивые слова. Подтверждение тому — история жизни равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. О равноапостольной Нине сохранилось достаточно много биографических сведений 1 . Некоторые из них подкрепляют друг друга, некоторые разнятся. Если сопоставить их все, то событийная канва её жизни будет приблизительно следующей. Равноапостольная Нина родилась около 280 года в каппадокийском городе Коластры. Она происходила из знатного римского рода: её отец Завулон, по преданию — дядя великомученика Георгия, пользовался расположением императора Максимиана (†310), а мать Сусанна доводилась сестрой Иерусалимскому патриарху.

http://pravmir.ru/krusada-iveriyskoy-ple...

Среди них, например, равноапостольная Нина, просветительница Грузии, равноапостольный Косьма Этолийский , проповедовавший в греческих землях, свт. Стефан Пермский, обращавший к вере во Христа зырян (коми), свт. Николай Японский , просветитель Японии, свт. Макарий Невский , апостол Алтая и казанских татар. Такими миссионерами могут быть не только святители, но и многие преподобные, например, св. Сергий Радонежский, служение которого оценивается как апостольское, или сирийские отцы VI века, преподобный Иоанн Зедазнийский и его двенадцать учеников, по числу апостолов, во вторую волну Просвещения, после святой Нино разошедшиеся по Грузии с проповедью христианской веры, преп. Герман Аляскинский, просвещавший алеутов. Можно привести примеры и уже фактически наших современников, таких как старица Гавриилия, просветительница Индии, иеромонах Косьма Григориатский, в конце XX века вдохновенно проповедовавший Православие в Африке. Эти люди, по промыслу Божию, часто практически в одиночку начинали христианскую миссию, но их личный подвиг апостольского служения стал ключевым в зарождении Церкви в местах их проповеди . Свт. Николай Японский , отбирая кандидатов для миссии в Японии, говорил о таких качествах личности, как бескорыстие и готовность к преодолению трудностей, считая негодными людей, стремящихся к обогащению, с изменчивым, неуживчивым характером, а также бездеятельных, склонных к лени, больных телом и расположенных к нервным болезням, заключая, что «плохие миссионеры не только не нужны, но были бы вредны» C. 262], и если предполагаемые миссионеры, «представляя себе всевозможные трудности миссионерского служения… почувствуют смущение и колебание, то пусть и удержатся от поездки» C. 282]. Современник свт. Николая, свт. Макарий Невский , характеризовал миссионерский подвиг как «более всего ряд скорбей, болезней и трудов» среди которых болезненны не столько страдания тела и материальная неустроенность, сколько страдания души, поскольку в новой среде у миссионера «нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки». Среди инородцев он может сильно страдать от одиночества [там же]. А преподобный Иустин (Попович) именовал подвижничество единственной миссионерской школой Православия, которое есть жизнь и подвиг, «поэтому и проповедуется оно только жизнью и подвигом» C. 216]. Просопопия как основная особенность христианской миссии

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Два дня тому назад мы праздновали память св. мученицы Татьяны. Кратко напоминая вам ее житие, я скажу, что она была дочерью богатого и знатного римлянина. С детства она была воспитана в христианстве. Став совершеннолетней, она отказалась от супружеской жизни и за добрую христианскую жизнь была назначена диакониссой римской церкви. В этой должности она помогала священникам в их заботах о прихожанах: навещала больных и заключенных, помогала нищим. Когда в первой половине III века открылось очередное гонение на христиан, она вместе со своим Отцом после пыток была умерщвлена. Святая Церковь почтила ее наименованной мученицы. Сегодня память другой святой женщины — Нины, просветительницы Грузии. Нина была родом из Иерусалима и с детских лет мечтала потрудиться над распространением христианской веры в тех странах, где ее еще не было. Когда отец ее ушел в пустыню, а мать поступила диакониссой, ее желание сбылось: она направилась в языческую Иверию (так называлась Грузия). Здесь проповедью о Христе и примером своей добродетельной жизни она покорила сердца людей и привела грузинского царя Мириана к ногам Христа. Мириан выписал из Царьграда епископа и священников, крестился сам и крестил своих людей. По указанию Нины, он соорудил в своей столице первый христианский храм. Это было в IV веке. Вот насколько древнее христианство в Грузии по сравнению с нашей страной: там с IV века, а у нас с Х века. Из Грузии Нина пошла в ближайшую к Иверии страну — Кахетию и привела к крещению кахетинскую царицу Софию. Церковь назвала гв. Нину равноапостольной за ее подвиг распространения христианства. И вот хотя бы эти два примера — мученический подвиг св. Татьяны и апостольский труд св. Нины — разве не являются воплощением приведенных нами слов св. апостола Павла: “нет мужеского пола, ни женского, но все мы одно во Христе Иисусе”? И в мужчину и в женщину Господь вложил одинаковую бессмертную душу. Спаситель пострадал на кресте за спасение и мужского пола и женского. И мужей и жен Он наделил одними и теми же правами в отношении вечной жизни. И тех и других Он в одинаковой мере призвал к наследованию вечного блаженства. И мужчин и женщин за подвиги святости, за труды во славу Своего Имени, Он награждает венцами вечной славы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Песнопения Грузинской Православной Церкви прозвучали в Благовещенском храме марта 2015 В  Благовещенском храме на Васильевском острове  15 марта прозвучали песнопения Грузинской Православной Церкви в исполнении ансамбля " Баллада " .  Ансамбль состоит из четырех человек - прихожан  храма в честь Шестоковской иконы Божией Матери.  Большинство прихожан этого храма - грузины, и богослужения в основном совершаются на грузинском языке. Руководитель ансамбля, Давид Мегрелишвили,  поет в Шестоковском храме на клиросе, остальные - Бачана Мелашвили, братья Лаша и Паата Абхазава - прислуживают в алтаре.  Грузинские певцы исполнили песнопение XII века " Ты еси Лоза истинная " и несколько церковных песнопений, музыку для которых написал  Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Грузии Илия II. Все песнопения были исполнены на грузинском языке.  Руководитель " Баллады " рассказал, что поначалу ансамбль состоял из трех человек - Бачаны Мелашвили, Лаши Абхазава и Давида Мегрелишвили. Из начальных слогов их имен - " Ба " , " Ла " , " Да " - и сложилось название ансамбля. Позже в ансамбле появился еще один певец - Паата.   " Поем мы не только в храме, - рассказал Давид Мегрелишвили. - Если в городе проходят какие-то мероприятия, посвященные Грузии, мы часто там выступаем - недавно пели в Эрмитаже в рамках программы " Кавказские новеллы. Грузия и Армения в Эрмитаже " . Поем и в ресторанах. Мы не только вокальный, но и инструментальный ансамбль - играем на грузинских национальных инструментах, и исполняем не только грузинский фольклор, но и бардовские песни " . После выступления " Баллады " из алтаря Благовещенской церкви вынесли икону святой равноапостольной Нины - просветительницы Грузии, и все певцы приложились к образу. Святая Нина - покровительница не только Грузии, но и Санкт-Петербурга: именно в день ее памяти в 1944 году с осажденного города была снята блокада. " В храме не принято аплодировать, а иначе здесь сейчас звучал бы гром аплодисментов! - сказал отец Андрей. - Надеюсь, вы приедете к нам еще раз. Может быть, в один из праздников мы соберемся в другом помещении, и вы исполните нам не только церковные, но и народные песнопения Грузии " .  ИА " Вода живая " , 15.03.15 Поделиться 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Вечером гуляли по закутанному в дождевые пелены Тбилиси. При ближайшем рассмотрении улицы и постройки на них казались замшелыми, огромные здания стояли пустыми, во дворах грязь и развешенное для просушки белье. А рядом — величественные христианские соборы и звучат из глубины веков древние песнопения. Сегодня суббота. На всенощное отправились в кафедрал, где служит Католикос-Патриарх Илия II (этот титул он носит с 1010 г.), Сионский собор во имя Успения Богоматери, или " Сиони " . Основание храма было заложено еще в V в., при царе Вахтанге I Горгасале (446-499), но строительство окончено в первой половине VII в. Фрески и иконостас поздние, выполнены русским художником XIX в. Г. Гагариным. Главная святыня храма — Крест святой равноапостольной Нины , просветительницы Грузии. Он имеет причудливую форму – ветви креста наклонены вниз и перевязаны девичьими косами. Такие кресты в Грузии после того, как Божия Матерь явилась св. Нине во сне и дала ей этот крест из виноградной лозы, повелев с ним идти на проповедь. Проснувшись, св. Нина перевязала лозу своими волосами и отправилась в Иверию. За полчаса до службы храм забит — мужчины, женщины, дети. С удивлением узнала, что в Грузии поддерживается традиция всенощных бдений – всю ночь служат не только на Пасху, но на многие праздники, и люди, дети выстаивают. Пение здесь на три клироса – два поют древние грузинские распевы, а один что-то похожее на наш обиход, ставший известным в Грузии, по всей видимости, во времена Русского Экзархата, когда в храмах служили русские клирики на русском языке. Первыми распространяли христианство на территории Иверии св. ап. Андрей и Симон Кананит. Одно из преданий рассказывает, как после Вознесения апостолы и Богоматерь, собравшись в Сионской горнице в ожидании сошествия Св. Духа, стали бросать жребий, кому куда идти на проповедь. Богоматери досталась Иверия, но по велению Господа туда отправился ап. Андрей с нерукотворным образом Матери Божией Иверской. Массовое крещение совершилось в Грузии в IV в. благодаря св. Нине.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Лишь только царь произнес эти слова, как немедленно темная ночь превратилась в ясный день. Обрадованный царь поспешно слез с коня, стал лицом к востоку и, воздев руки к небу, сказал: «Ты – Бог над всеми богами и Господь всех господей! Боже, Которого проповедует Нина! Славословится имя Твое всеми тварями поднебесными и всеми живущими на земле. Ты избавил меня от смерти и рассеял мрак от очей моих, я узнал теперь, как Ты благ и милостив ко мне, и сердце мое чувствует отраду, утешение и Твое приближение ко мне, Боже благословенный! На этом месте для прославления святого Твоего имени я поставлю древо креста, и да будет воспоминаться настоящее знамение Твое во веки». Царь обозначил место, на котором дал обет Богу, и отправился в столицу вместе с возвратившейся к нему святой. Въезжая в город, царь громогласно взывал: «Воздайте все люди славу Богу Нины, ибо Он – Бог веков, и Тому одному подобает слава во веки». Царица Нана, узнав, что царь благополучно возвращается с охоты после постигшего его бедствия, вышла со множеством народа встретить его в Киндзари и Гарта 46 . Когда царь въезжал в город, святая Нина стояла на обычной своей вечерней молитве в куще. «С ней были и мы,– говорит Сидония,– всего пятьдесят человек». Во время царского въезда город Мцхета пришел в смятение, царь громогласно взывал: «Где та женщина-странница, наша мать? Бог ее – Избавитель мой». Когда же царю доложили, что она в своей куще и совершает вечернюю молитву, то он со всей свитой отправился к ней. Подъехав, царь слез с коня, вошел в кушу и, припав к ногам святой, умоляющим голосом говорил: «Удостой меня, о матерь моя, призывать имя Бога твоего и Спасителя моего». Святая Нина, поучив его довольно истинам веры, не могла от переполнявшей ее высокой радости удержать слез, полившихся ручьями из глаз ее. Видя это, заплакал и царь, а за ним – царица, а, глядя на них, громко плакал и рыдал весь народ. «Когда я вспомню,– говорит Сидония,– эти священные минуты, то и теперь слезы радости невольно выступают на глазах моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   IV. Св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии, из Иерусалима, места своего жительства, отправилась в Грузию с целию проповедовать слово Божие и научить христианской вере живущих там язычников. В Грузии она поселилась в небольшом домике близ царского сада у сторожа и сделалась известною в окрестностях, потому что Бог освятил ее молитвы чудодейственной силою исцелять все болезни приходящих к ней за советами, страдающих разными недугами, людей. Народ начал во множестве стекаться к ней, и тогда, леча и исцеляя от болезней, Нина вместе с тем проповедовала народу об Иисусе Христе. Слова ее и дивная жизнь сильно действовали на народ, и многие начали принимать веру в истинного Бога, но за неимением священника, не были еще просвещены святым крещением. Многими чудесами и знамениями Бог утверждал истину благовестия св. Нины.    Слух о чудной страннице дошел до царя. В это время сильно занемогла жена его Нонна. Не получая никакой помощи от лечивших ее врачей, она обратилась к прославившейся исцелениями больных св. Нине. Именем Иисуса Христа исцелила ее Нина. Царица уверовала в силу учения Христова, вскоре обратился к истинному Богу и царь Мириан. По совету Нины, он послал в Константинополь просить императора Константина прислать епископа и священников для совершения таинства крещения. Прибывшего в столицу епископа с иереями и диаконами царь и весь народ – по сильному желанию принять крещение – встретили с великим почетом и радостию, и вскоре началось совершение св. крещения (326 г.). Прежде всех принял св. крещение царь, за ним царица с детьми. После этого, приготовив крещальню у моста, на реке Куре, епископ совершил водоосвящение и крестил всю знать царскую, – место это до сих пор носить название „купели вельмож“, а несколько ниже купели вельмож два иерея и диаконы крестили в то же время весь народ, который принимал св. крещение так усердно и стремился к тому с такою поспешностию, что в исполнении таинственного обряда было не мало замешательств (Из кн.: „Жития святых», архиеп. Филарета Гумилевского, янв. 14 д. стр. 166 – 168).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Александр Серафимович недавно побывал в редакции нашего портала и вот что рассказал…      – 45 лет назад я был призван в пограничные войска. Тогда и познакомился с Грузией и его гостеприимным народом. Всю жизнь мечтал опять попасть в горы, на заставу. И вот, вооружившись фотоаппаратами, в четвертый раз лечу в Грузию… За три предыдущих поездки я посетил достаточно много прекрасных мест: Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Гори, Мцхета, Вардзия, Боржоми, Ахалцихе, Казбеги, Цхалтуба, Зугдиди, Уреки, Гонио, Сарпи, Мистия, Уреки, Кобулети… Потрясающей красоты грузинские деревни, города, поселки, в каждом из которых сохранились грузинские святыни – монастыри и храмы времен равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Как известно, святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того как отец ее Завулон ушел в пустынники, а мать поступила в диаконисы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине непреодолимое желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия. Так юная Нина обратила в IV веке в православную веру целую языческую страну… Я узнал, наконец, об Кацхийском столпе и Свято-Вознесенском монастыре, расположенном у его подножия. Оказалось, находится он в стороне от популярных туристических маршрутов, в труднодоступном крутом каньоне реки Катскхура горной Имеретии, в некогда крупном промышленном центре – Чиатурском месторождении марганца. По преданию, в языческие времена здесь было культовое сооружение. Но уже в VII в. на вершине соорудили христианскую церковь. Вплоть до XV века в небо возносились молитвы монахов, но в результате междоусобных войн и вторжения Османской Турции место стало заброшенным и диким… …В 1944 г. группа во главе с альпинистом Александром Джапаридзе сделала первый подъем на Кацхийский столп и обнаружила здесь руины храма, склеп и винный погреб.

http://pravoslavie.ru/94372.html

Икона «Не сгоревшая во время пожара» Икона «Не сгоревшая во время пожара» издавна стояла в дохиарной Хилендарской обители. В 1711 году эта обитель должна была пережить очень тяжелое бедствие. Над ней пронесся страшный пожар и опустошил половину обители. Сгорели дотла кельи восточные, западные и южные, но сохранился собор, хотя многие церковные сокровища и хрисовулы были уничтожены огнем в монастырской ризнице. Погибла и дохиарная. Сгорело хранилище чудотворного образа, но сама икона Богоматери, к утешению монастырской братии, от огня не пострадала. После возобновления дохиарной эта св. икона опять была поставлена на том же месте. 14 января Явление Богоматери св. равноап. Нине Св. равноап. Нина жила в Иерусалиме. Сюда приходили на праздник Пасхи иудеи не только из ближайших городов Палестины, но даже и из Иверии, или Грузии. От них Нина и узнала о язычниках, населявших эту страну. Рассказы пришедших из Иверии иудеев возбудили в сострадательной душе Нины сильное желание посетить эту языческую страну и просветить туземных ее жителей светом истинного и спасительного учения Христа. Эта светлая мысль еще более усилилась в ней чудесным видением Богоматери. Однажды во сне Нине явилась Богоматерь, вручила ей крест из виноградных лоз и повелела при этом идти просвещать язычников. Нина, покорная указанию свыше, отправилась в Ефес и оттуда скоро достигла Мцхета. Здесь началась ее просветительная деятельность. С пламенной апостольской ревностью она шла по пути великого подвига, постепенно просвещая светом Христовой веры Иверию и рассевая мрак языческого неверия, почему названа равноапостольной просветительницей Грузии. 21 января Икона, именуемая «Отрада» Икона, называемая Отрада или Утешение, находится в Ватопедском Афонском монастыре, построенном в царствование Константина Великого. Недалеко от этого монастыря в 395 году, во время сильной бури, упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, и был поглощен водами. Все присутствующие были в ужасе, полагая, что он погиб. С величайшим трудом корабль пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь. Спутники Аркадия долго пытались найти на берегу морском мертвое тело царевича. Утомленные поисками, они случайно подошли к одному из прибрежных кустарников и вдруг увидели под тенью его спокойно спавшего, измокшего царевича. Проснувшись, Аркадий рассказал, как он был чудесным образом избавлен от неминуемой погибели заступничеством Богоматери. Это — первое благодеяние Богородицы, оказанное роду человеческому в этом месте Афонской горы. В воспоминание этого события было дано расположившемуся здесь монастырю название Ватопед, т. е. куст отрока. Император Феодосий Великий, в знак глубокой памяти о чудесном избавлении своего сына, расширил и обогатил этот монастырь. В том самом месте, где найден царевич, устроен был алтарь соборного храма, на освящение которого приезжал сам царевич Аркадий с Константинопольским патриархом Нектарием.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010