Найдя себе спутников, отправлявшихся из Иерусалима в Армению, Нина вместе с ними двинулась в путь. В Армении спутники ее остановились, а она уже одна пошла дальше и достигла, наконец, пределов Иверии. В это время жители страны собирались на торжество в честь своего языческого бога Армаза. Идол Армаза стоял на горе, недалеко от Мцхета. Туда прибыли царь иверский Мириам с царицей Ноной и со множеством народа. Св. Нина, пришедши туда вместе с другими, стала в стороне на тесном месте, с которого ей удобно было видеть все языческое торжество. Возмущенная языческими обрядами, она обратилась с пламенной молитвою к Богу, прося, чтобы Он рассеял истуканов и обратил ослепленных люден к истинному богопознанию. В то же мгновение с запада показалась черная туча и разразилась, с громом и молнией, страшным градом над идольским требищем. Царь и народ в ужасе разбежались. Идолы же были сокрушены в прах, стены капища разрушились и, вместе с сокрушенными идолами, снесены потоком дождя в реку Куру, так что не осталось и следа от идольского капища. На другой день царь с народом тщетно искали богов своих и, не найдя их, с ужасом говорили между собою, что, должно быть, какой-нибудь великий бог, который сильнее их великого бога Армаза, совершил такое истребление. Между тем св. Нина вошла в город Мцхет, как странница, и, называя себя пленницей, подошла к царскому саду. Ей здесь повстречалась жена садовника, Анастасия, пригласила к себе и предложила жить у нее, так как она была бездетна и жила вдвоем с мужем. Садовник построил для чужеземки особую небольшую хижину в углу сада. Поставив в этой хижине врученный Богоматерью крест из виноградных ветвей, св. Нина поселилась там и проводила время в постоянных молитвах. Здесь же она совершила несколько чудес. Так, жена садовника, долгое время бывшая бесплодною, по молитвам св. Нины разрешилась от неплодства, и была после матерью немалого семейства. Потом у одной матери заболел ребенок и был близ смерти. Потерявшаяся от горя, мать, взяв его на руки, пошла по улицам города и к каждому обращалась о просьбой о помощи. Тогда св. Нина взяла ребенка к себе в хижину, положила на свою, устроенную из листьев, постель и возложила на больного крест из виноградных ветвей, и ребенок мгновенно выздоровел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Нина жила в IV в. по Рождестве Христовом. Она родилась в городе Каппадокии от воеводы Завулона и жены его Сусанны. Отец ее, человек благочестивый, захотел остаток жизни своей посвятить Богу и для этого отправился с женой и дочерью в Иерусалим, где в то время был патриархом родной брат его жены. Там Завулон, с согласия своей супруги, удалился в пустыню и в подвигах христианских окончил свою жизнь. Супруга его Сусанна осталась в Иерусалиме и, посвященная своим братом в сан диакониссы, была определена им для служения нищим и больным телом. Дочь же свою Нину Сусанна отдала для обучения одной благочестивой старушке, у которой Нина твердо усвоила правила веры и благочестия. Любимым чтением Нины было чтение книг Св. Писания. Читая евангельский рассказ о распятии Спасителя, она возымела сильное желание узнать, где находится тот хитон Господень, который достался по жребию одному из воинов, деливших одежду Иисуса Христа. Когда Нина обратилась с расспросами об этом к своей воспитательнице, та рассказала ей, что к северо-востоку от Иерусалима есть страна Иверская, а в ней находится город Мцхет, куда и был отослан хитон Спасителя воином, которому он достался по жребию, и что жители той страны живут в тьме языческого заблуждения и нечестия. Рассказ этот так глубоко запал в душу св. Нины, что она стала пламенно молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она сподобила ее видеть страну Иверскую, найти хитон Господень, сотканный руками Богоматери, и вместе с тем проповедать имя Христа неведающим Его, живущим в той стране людям. И вот однажды ночью Нина увидела Деву Марию, Которая сказала ей: «Иди в страну Иверскую и благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа, Я же буду тебе покровительницею». Но Нина недоумела как она, немощная, может быть орудием столь великого служения. Тогда Пресвятая Богородица вручила ей крест, сложенный из виноградных ветвей, сказав: «Прими этот крест: он будет тебе крестом и ограждением против всех видимых и невидимых врагов, силою его утвердишь там спасительное знамение веры в возлюбленного Сына Моего, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины». Пробудившись от сна, св. Нина с удивлением увидела в своей руке чудесный крест; связав его своими волосами, она пошла к патриарху, дяде своему, и рассказала ему о бывшем ей видении. Блаженный патриарх, видя в этом явное изволение Божие, дал благословение юной девице идти на подвиг благовестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68 лет от роду. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника. Житие и чудеса преподобного Иринарха Затворника описаны его учеником иноком Борисоглебского монастыря Александром, который подвизался с преподобным в течение 30 лет. Память преподобного Иринарха совершается также 23 мая/5 июня — в день празднования Собора Ростово-Ярославских святых (установлено решением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви 10 марта 1964 года). Январь, 14 Нина, равноапостольная, просветительница Грузии Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию († 303; память 23 апреля/6 мая). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284–305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины Сусанна была сестрой Иерусалимского патриарха. Двенадцати лет от роду святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению патриарха Иерусалимского Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правило веры и с усердием читала Священное Писание. Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описавшему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе хитона Господня (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Слова святого Георгия «мне хорошо», которые Диоклетиан принял как насмешку, были истиной: во время страданий Господь подает Своим страстотерпцам небесное утешение, недаром в одной из проповедей святитель Иоанн Златоуст сказал: «Со Христом и в аду хорошо». Через шесть месяцев после колесования святой Георгий был предан казни: ему отсекли голову мечом. Промыслу Божию было угодно, чтобы просветительницей Грузии стала родственница святого Георгия – святая равноапостольная Нина. Жизнь и подвиги великомученика стали знакомы грузинскому народу из уст его сестры; имя Георгия Победоносца пришло в Грузию одновременно с ее проповедью. С тех пор оно сияет на небосклоне Иверской Церкви блеском утренней звезды. Больше всего храмов в Грузии освящено в честь Божией Матери и святого Георгия. Знаменательно, что храм, построенный над гробницей святой девы Нины, назван именем святого Георгия, словно сама равноапостольная Нина перед смертью беседовала со своим братом о будущем Грузии. Изображение святого Георгия в виде всадника, поражающего копьем дракона, – это не только память о единоборстве с обоготворенным чудовищем и спасении от смерти ливанской царевны, это символ победы христианства над язычеством; победы христианина над драконом греха и страстей в человеческом сердце, победы добра и света над злом и духовной тьмой. Икона «Слава Грузинской Католикосской Церкви» В конце XIX века в духовной жизни Грузии произошло знаменательное событие. Известный агиограф и иконописец Михаил-Гоброн Сабинин написал на основе древнегрузинских икон, фресок и миниатюр, которые он в течение своей жизни тщательно изучал, икону «Слава Грузинской Католикосской Церкви», похожую на величественный свод грузинской агиографии. Будучи человеком глубоко религиозным, он с детства посещал монастыри и святыни Грузии, подолгу жил среди монахов, являлся подвижником в своей личной жизни и на склоне лет написал как священную поэму, как духовное завещание потомкам, как гимн Грузинской Церкви эту великолепную икону. Здесь в предельно сжатом пространстве он воплотил духовную историю Грузии в образах ее святых: мучеников и преподобных, царей и воинов, епископов и монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Позднее иверские цари перестали преследовать христианских проповедников – во втором и третьем веках они сами если и не обращались в христианство , то относились к нему равнодушно. На протяжении этого времени цари-язычники постоянно делали попытки найти хитон Иисуса Христа, и не для поругания, а как вещь каким-то образом и для них священную. Но хитон не был найден ими. Вступивший на иверский престол царь Рев Справедливый и вовсе запретил гнать христиан. Будучи идолопоклонником и не собираясь креститься, он тем не менее с удовольствием слушал христианских проповедников. Однако языческие праздники с массовым поклонением идолам, с приношением обильных жертв становились все пышнее и грандиознее. Но все это происходило уже перед исполнением обетования, на закате язычества. В 268 году в Каппадокии, в городе Коластры, родилась святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, которая с Божией помощью сокрушит идолов – эти жилища демонов. А пока просвещает жителей Колхиды сосланный сюда императором Траяном ученик апостола Петра епископ Римский Климент, священномученик. А ученик апостола Андрея епископ Палма, колхидец, проповедует слово Божие во всей Мингрелии, во всех ее городах на побережье Черного моря. Апостолы Варфоломей и Елисей проповедовали в Армении и прикаспийской Грузии,– оба они приняли от идолопоклонников мученическую кончину. Сам же апостол Андрей, побывав еще на Кубани и в Скифии, по некоторым известиям, и на берегах Днепра, был распят на кресте в греческом городе Патры в 55 году. Часть I. Сказание о святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии Кто была святая Нина и какой удостоилась чести от Богородицы Святой равноапостольной Нине было пять лет, когда по злой воле императора Диоклетиана был замучен двоюродный брат ее по отцу Георгий, почтённый Церковью прозванием Победоносца (это произошло в 303 году). Позднее в просвещенной ею светом Христовым Иверии, так в древности называли Грузию, святая Нина построила множество храмов в его честь. Христианское имя Георгий стало излюбленным у грузин от царей до простых земледельцев, – оно и означает в переводе с греческого «земледелец».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сегодня отмечается престольный праздник храма Светицховели — кафедрального собора Грузинской Церкви 13 июля 2007 г. 13:29 13 июля Грузинская Православная церковь отмечает праздник «Светицховлоба», посвященный кафедральному храму Светицховели во Мцхета, древней столице Грузии в двадцати километрах к северу от Тбилиси. Праздничное богослужение в Светицховели совершает в этот день Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II . Праздник «Светицховлоба» отмечают дважды в год — 13 июля и 14 октября. Он считается одним из главных христианских праздников в Грузии. После торжественного молебна, собирающего паломников со всей Грузии и гостей из-за рубежа, проводится массовое крещение у слияния рек Арагви и Куры, ставшее составной частью праздника «Светицховлоба». В этот день сюда приезжают с разных концов страны люди, чтобы крестить в реке своих детей или креститься самим. Светицховели — Патриарший собор, построенный в 1010-29 гг. зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви IV века. Аналогичные соборы в это же время были построены в Кахетии — Алаверди и в Кутаиси — храм Баграта. Светицховели подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в XV-XVII веках. По преданию, в I веке раввин Элиоз, родом из Грузии, выкупил в Палестине у римских воинов Нешвенный Хитон Господень, и, прибыв во Мцхета, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, взяв в руки святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии выросло большое дерево, которое стало священным для жителей Мцхета — ему поклонялись как неведомому божеству. В IV веке святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, попросила царя Мириана срубить это дерево, сделать из него четыре креста и установить их на вершинах гор по четырем сторонам тогдашнего грузинского государства. Когда дерево было чудесным образом спилено и уложено на землю, то из оставшегося ствола стало источаться целебное благодатное миро, которое истекало до нашествия персидского шаха Аббаса в XVII веке. Мироточащий ствол дерева стал именоваться Животворящим столпом, по-грузински Светицховели. Над столпом была построена первая в Грузии церковь в честь Двенадцати апостолов Христовых, которая в XI веке была перестроена в величественный собор. Все главные церковные события Грузинской Церкви, в частности интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в этом Соборе. «Новости-Грузия» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/269075.htm...

После этого св. Нина, избегая славы и почестей человеческих, удалилась из города Мцхета на гору в безвестные высоты реки Арагвы. Там молитвами и постом приготовляла она себя к новым трудам благовестия в сопредельных Карталинии странах. Найдя в горе пещеру, она поселилась там. Молитвой своей она источила из камня пещеры воду. Источник этот и до сих пор источает воду каплями, наподобие слезы, почему и называется в народе «слезным» источником. Прожив несколько времени в пещере, Нина, в сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона, отправились на проповедь учения Христова к верховьям рек Арагвы и Иоры. Дикие горцы, смиряемые божественною силою евангельского слова и чудесными знамениями, являемыми по молитвам св. Нины, приняли веру Христову, сокрушили своих идолов и были крещены Иаковом. Оттуда св. проповедница отправилась, обращая ко Христу живших на пути язычников, в Кахетию. Здесь, около селения Бодби, она устроила себе новую хижину. Молясь дни и ночи пред святым крестом, Нина привлекла к себе внимание окрестных жителей. Они начали каждый день приходить к ней и слушали наставления ее о вере Христовой. Царица Кахетии, София, жившая в то время в Бодби, также пришла слушать святую проповедницу, и когда услыхала евангельское учение, не захотела уже возвратиться в дом свой. Вскоре царица приняла крещение от священника Иакова со всеми царедворцами своими и со множеством народа. Наконец, настало время блаженной кончины святой благовестницы. Она была извещена свыше о приближении дня ее смерти и известила об этом царя Мириама письмом, прося его также прислать к ней архиепископа для приготовления ее, исходу в вечный путь. Мириам со всем своим двором и множеством народа поспешили к умирающей. Многочисленный народ, окружая одр больной Нины, орошал его обильными слезами, а многие больные, приникнув к одру, получали исцеление. Причастившись благоговейно из рук архиепископа святых Таин Тела и Крови Христовых и завещав погрести тело ее в той же тесной хижине, в которой она жила последнее время, св. Нина предала дух свой Господу. Царь Мириам, архиепископ и весь народ хотели перенести драгоценные останки ее в Мцхет и погрести их там около чудотворного столпа, но не могли никак сдвинуть гроб ее с избранного ей самой места. Над могилой подвижницы царь Мириам, а по смерти его сын его Бокур, выстроили храм, который остается и до настоящего времени. Тело св. Нины, скрытое по ее повелению под спудом, Господь сохранил нетленным, от гроба же ее были многие и непрестанные чудеса исцелений. Труды и подвиги св. Нины и совершаемые ею при жизни и по смерти знамения и чудеса побудили иверскую церковь , с благословения церкви антиохийской, причислить Нину к лику святых, наименовать ее равноапостольной просветительницей Грузии и установить в честь ее ежегодно праздник 14 января, в день блаженной кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь чтит память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии 27 января, 2016. Новостная служба Узнав, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу 27 января. ПРАВМИР. Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию. Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284 – 305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием). Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание. Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23 – 24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень (сведения о нем помещены 1 октября), старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери).

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Мы все должны стремиться к тому, чтобы приобрести такую любовь. Никто не знает, что нас ждет в будущем и какие испытания Промысл Божий приготовил нам для того, чтобы обнаружилась наша любовь. Возможно, и нам предстоит пережить какие-то скорби или беды, может быть, это будет внутренняя борьба. А может быть, это будут какие-нибудь напасти от людей, и для этого совсем не обязательно, чтобы были гонения на Церковь . Так святитель Иоанн Златоуст пострадал от православных людей, от иерарха, который добился его несправедливого низвержения, – патриарха Александрийского Феофила, выдающегося богослова. Его дисциплинарные каноны по сей день содержатся в сборнике церковных правил. Бывает много разных ситуаций, когда приходится терпеть скорби, пришедшие с неожиданной стороны. Мы, для того чтобы быть подлинными христианами, обязаны всеми силами возгревать в себе Божественную любовь, в особенности – соединяться с Господом Иисусом Христом при помощи молитвы Иисусовой. Мы должны быть готовы вытерпеть любые испытания, ради того чтобы наше единство с Господом никогда не было расторгнуто. В этом состоит наш долг, в этом мы должны подражать мученикам Христовым, и в частности – мученице Татиане. 25 января 2004 года Просветительница Грузии Слово в день памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии Сегодня мы празднуем память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Многие женщины в России носят имя этой великой угодницы Божией, всех их мы поздравляем с днем тезоименитства! Святая равноапостольная Нина жила в конце III – начале IV века. Она была воспитана в благочестии: ее родители, посвятившие себя служению Церкви, отдали ее на воспитание благочестивой старице. Святая Нина слышала от нее рассказы об Иверии, то есть Грузии, как мы сейчас называем эту страну, тогда еще пребывавшую в язычестве. Нина возымела ревность просветить ее светом Евангелия. Это удивительно и странно: у слабой девушки, обладавшей ограниченными в сравнении с мужчинами телесными и даже умственными возможностями (поскольку женщинам в то время образование давать не стремились), появилось такое необыкновенное, дерзновенное желание. Что подвигло ее на это, остается для нас тайной.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

«Для чего пережила тебя любовь моя?» Памяти Нины Александровны Чавчавадзе, вдовы А.С. Грибоедова Ксения Гринькова Нина Александровна Чавчавадзе 11 февраля – день памяти Александра Сергеевича Грибоедова. Русский поэт, прозаик, драматург, дипломат, лингвист, историк, востоковед, пианист и композитор оставил нам не только «Горе от ума» и прекрасные вальсы, но и пример любви, которая никогда не перестает. Удивительно, как много общего оказалось в судьбах двух великих русских поэтов. Два Александра Сергеевича – Пушкин и Грибоедов. Две трагические даты февраля – 11 и 12 февраля (29 и 30 января по ст. стилю), с разницей всего в 8 лет. Две вдовы – Нина Александровна и Наталья Николаевна, – обе рожденные осенью 1812 года и словно вобравшие в себя героизм Отечественной войны и Бородинского сражения. Память Натальи Николаевны мы почтили в прошлом году. А в этом году вспомним о Нине Александровне, хотя известно о ней гораздо меньше. Нина Александровна Чавчавадзе родилась 4 ноября 1812 года, в день Казанской иконы Божией Матери, и была крещена в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Урожденная княжна стала старшим ребенком в семье грузинского князя Александра Чавчавадзе. В родительском доме Нине дали прекрасное образование. Ее отец был известным грузинским поэтом, а музыке маленькую Нину учил сам Александр Грибоедов. Александр Сергеевич Грибоедов. Портрет работы И. Крамского, 1875 год Нина знала Александра Сергеевича с детства, ведь он был другом ее отца и часто гостил у князей Чавчавадзе. Прекрасный пианист, написавший знаменитые вальсы, учил юную княжну игре на фортепиано. Однажды, желая похвалить свою ученицу за хорошую игру, он в шутку пообещал на ней жениться. Будучи еще ребенком, Нина запомнила его слова. Уже в ранней юности современники отмечали замечательную красоту Нины, доброе сердце, скромность и светлый ум. И все как один приписывали юной княжне ангельские качества. «Все, что в мире есть священного, я не нахожу уже более ни в ком, как в ней одной… Ангельский образ ее рисуется в моем воображении… В мире не может существовать такого совершенства! Красота, сердце, чувства, неизъяснимая доброта, как умна-то! Божусь, никто с ней не сравнится!» – писал другу безответный поклонник Нины, сын адмирала Николай Сенявин.

http://pravoslavie.ru/150945.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010