Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: “Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею”. Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы – царевна Рипсимия, мученицы Рипсимия и Гаиания, ее наставница Гаиания. Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй – со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы – Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265 – 342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. “В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь”. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. “Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами”. Это событие совершилось 6 мая 319 года.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею». Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх благословил юную деву на подвиг апостольского служения. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы — царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (память 30 сентября/13 октября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284-305). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй — со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы — Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память 1/14 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265-342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. «В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь». Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. «Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами». Это событие совершилось 6 мая 319 года.

http://patriarchia.ru/db/text/79120.html

Найдя себе спутников, отправлявшихся из Иерусалима в Армению, Нина вместе с ними двинулась в путь. В Армении спутники ее остановились, а она уже одна пошла дальше и достигла, наконец, пределов Иверии. В это время жители страны собирались на торжество в честь своего языческого бога Армаза. Идол Армаза стоял на горе, недалеко от Мцхета. Туда прибыли царь иверский Мириам с царицей Ноной и со множеством народа. Св. Нина, пришедши туда вместе с другими, стала в стороне на тесном месте, с которого ей удобно было видеть все языческое торжество. Возмущенная языческими обрядами, она обратилась с пламенной молитвою к Богу, прося, чтобы Он рассеял истуканов и обратил ослепленных люден к истинному богопознанию. В то же мгновение с запада показалась черная туча и разразилась, с громом и молнией, страшным градом над идольским требищем. Царь и народ в ужасе разбежались. Идолы же были сокрушены в прах, стены капища разрушились и, вместе с сокрушенными идолами, снесены потоком дождя в реку Куру, так что не осталось и следа от идольского капища. На другой день царь с народом тщетно искали богов своих и, не найдя их, с ужасом говорили между собою, что, должно быть, какой-нибудь великий бог, который сильнее их великого бога Армаза, совершил такое истребление. Между тем св. Нина вошла в город Мцхет, как странница, и, называя себя пленницей, подошла к царскому саду. Ей здесь повстречалась жена садовника, Анастасия, пригласила к себе и предложила жить у нее, так как она была бездетна и жила вдвоем с мужем. Садовник построил для чужеземки особую небольшую хижину в углу сада. Поставив в этой хижине врученный Богоматерью крест из виноградных ветвей, св. Нина поселилась там и проводила время в постоянных молитвах. Здесь же она совершила несколько чудес. Так, жена садовника, долгое время бывшая бесплодною, по молитвам св. Нины разрешилась от неплодства, и была после матерью немалого семейства. Потом у одной матери заболел ребенок и был близ смерти. Потерявшаяся от горя, мать, взяв его на руки, пошла по улицам города и к каждому обращалась о просьбой о помощи. Тогда св. Нина взяла ребенка к себе в хижину, положила на свою, устроенную из листьев, постель и возложила на больного крест из виноградных ветвей, и ребенок мгновенно выздоровел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Подольские Епархиальные Ведомости». «Херсонские Епархиальные Ведомости». «Орловские Епархиальные Ведомости». Труды: «Никозский храм и его древности». «Дух. Вестн. Груз. Экзархата» 1881, 2. «Религиозно-политические сношения Православной Грузии с единоверной Россией». (Юбилейный номер). «Дух·Вестн. Груз·Экзархата«· «Характер Грузинской (Иверской) Церкви и ее значение для православия»· «Пастырь» 1886, 3. «К вопросу о Грузинской церковной историографии». «Пастырь» 1886, 20 и 21. -«- 1887, 2. «Краткий очерк грузинской церковной истории». «Пастырь» 1888, 9-II. «Иудеи распространители мессианских идей в древней Иверии и принесение ими Хитона Господня в Мцхет». «Пастырь» 1888, 1–3. «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии». (Кандидатская диссертация). «Пастырь» 1888, 16 и 18. -»- 1889, I, 4, 5, 6. «Св. царь Мириан Хосриани, первый христианский венценосец Грузии». «Пастырь» 1889, 23, 24. - " - 1890, 2. «Перевод священно-богослужебных книг на грузинский язык и значение его для Церкви Грузинской». «Пастырь» 1892, 2, 4. «История одного из гвоздей, которым пригвожден был ко Кресту Господь наш Иисус Христос ». «Пастырь» 1892, «Последний эпизод из вековой борьбы православной Грузии с мусульманами – шиитами». «Пастырь» 1895, 23, 24. 1896, I, 6. «Воск и восковая свеча». «Пастырь» 1896, 13. «Никозский Собор». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1891, 21. «Описание Метехского Евангелия 1049 год». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1896, 22. «Описание Мешехского четвероевангелия». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1892, 10. «Описание Никозской Михаило-Архангельской церкви». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1888. «Историко-археологический очерк Метехского храма». 1893 . «Исторический очерк Оконской чудотворной иконы Божией Матери». «История Промского Вознесенского храма». 1896. «Пять дней в Карталинии». 1897.· «Ананурский Успенский собор и его окрестные достопримечательности» ·1898. «Повествование о чудодейственном камне Давидгареджийской пустыни " · «Харистикарная система и ее влияние на церковно-поземельные отношения в древней Грузии».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мир тебе и радость от Господа. 295 Борис, благоверный князь Болгарский (в крещении Михаил; † 907; память 215 мая), правивший с 852 года. Борис был сыном хана Пресиана, прекратившего преследования христиан. Вступил на престол будучи еще язычником, но уже ранее его христианство распространилось в Болгарии пленными византийцами. Видя на опыте превосходство христианских народов над языческими, Борис, по окончании войны с греками, при заключении мира крестился в 864(или 865) году. За ним стали креститься его подданные. Сделавшись христианином, он переменил прежний образ жизни и даже направление своей политики. У Бориса нашли поддержку изгнанные из Моравии святые Кирилл († 869; память 1427 февраля, 1124 мая) и Мефодий († 885; память 619 апреля, 1124 мая). Пробыв на княжении до 888 года, Борис ушел в монастырь. 296 Григорий, священномученик, епископ, просветитель Великой Армении († ок. 335; память 30 сентября13 октября). Происходил родом из Парфии, находился в родстве с персидскими и армянскими царями. За исповедание Христа был подвергнут царем Тиридатом III (287–330), на службе у которого находился, различным мучениям, затем – ввержен в ров с болотной жижей и ядовитыми гадами, где провел четырнадцать лет (для поддержания жизни одна женщина бросала ему в ров хлеб). Впоследствии Тиридат впал в жестокое беснование. Молитвами святого Григория, извлеченного изо рва, он был исцелен и затем принял крещение. Сам же Григорий спустя какое-то время был поставлен епископом Армении, причем крестил не только армян, но и многих персов, ассириян и мидян. 297 Нина, равноапостольная, просветительница Грузии († 335; память 1427 января). Дочь римского полководца Завулона, родилась в Каппадокии. После того как отец ее, родственник великомученика Георгия Победоносца († 303; память 23 апреля6 мая, 316 ноября, 1023 ноября, 26 ноября9 декабря), ушел в Иорданские пустыни для иноческих подвигов, а ее мать Сусанна, сестра Иерусалимского епископа, стала диакониссой в Иерусалимском Храме, Нина отправилась в Рим, затем в Персию, но избегая преследований царя Тиридата III (287–330), в 315 году пришла в Иверию (Грузию), в Мцхет, где три года проповедовала христианство тайно. Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь привели многих жителей Иверии к вере в истинного Бога. Она обратила ко Христу самого грузинского царя Мириана, бывшего язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя Святых апостолов. Вскоре и вся Иверия приняла христианство. После своих многолетних апостольских подвигов святая Нина мирно скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вечером гуляли по закутанному в дождевые пелены Тбилиси. При ближайшем рассмотрении улицы и постройки на них казались замшелыми, огромные здания стояли пустыми, во дворах грязь и развешенное для просушки белье. А рядом — величественные христианские соборы и звучат из глубины веков древние песнопения. Сегодня суббота. На всенощное отправились в кафедрал, где служит Католикос-Патриарх Илия II (этот титул он носит с 1010 г.), Сионский собор во имя Успения Богоматери, или " Сиони " . Основание храма было заложено еще в V в., при царе Вахтанге I Горгасале (446-499), но строительство окончено в первой половине VII в. Фрески и иконостас поздние, выполнены русским художником XIX в. Г. Гагариным. Главная святыня храма — Крест святой равноапостольной Нины , просветительницы Грузии. Он имеет причудливую форму – ветви креста наклонены вниз и перевязаны девичьими косами. Такие кресты в Грузии после того, как Божия Матерь явилась св. Нине во сне и дала ей этот крест из виноградной лозы, повелев с ним идти на проповедь. Проснувшись, св. Нина перевязала лозу своими волосами и отправилась в Иверию. За полчаса до службы храм забит — мужчины, женщины, дети. С удивлением узнала, что в Грузии поддерживается традиция всенощных бдений – всю ночь служат не только на Пасху, но на многие праздники, и люди, дети выстаивают. Пение здесь на три клироса – два поют древние грузинские распевы, а один что-то похожее на наш обиход, ставший известным в Грузии, по всей видимости, во времена Русского Экзархата, когда в храмах служили русские клирики на русском языке. Первыми распространяли христианство на территории Иверии св. ап. Андрей и Симон Кананит. Одно из преданий рассказывает, как после Вознесения апостолы и Богоматерь, собравшись в Сионской горнице в ожидании сошествия Св. Духа, стали бросать жребий, кому куда идти на проповедь. Богоматери досталась Иверия, но по велению Господа туда отправился ап. Андрей с нерукотворным образом Матери Божией Иверской. Массовое крещение совершилось в Грузии в IV в. благодаря св. Нине.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

С этого же времени св. Нина начала открыто проповедовать Евангелие, призывая иверских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Приютившие Нину садовник с женою были первыми в Грузии уверовавшими во Христа. Благочестивая, праведная и целомудренная жизнь св. Нины привлекла к ней сердца всех знавших ее. Многие, особенно из еврейских жен, приходили к ней слушать новое учение о Царствии Божием и вечном спасении и тайно веровали во Христа. Так уверовали: Сидония, дочь иудейского первосвященника Авиофара, и еще шесть жен, а чрез некоторое время и сам Авиофар. Беседуя часто с проповедницею Христовою о событиях земной жизни Господа, Авиофар рассказывал ей о хитоне Спасителя то, что слышал сам от своих родителей и что передавалось в их роде от одного поколения к другому. Прадед Авиофара, Елиоз, живший в Мцхете в последние дни земной жизни Христа, был в Иерусалиме и присутствовал при распятии Господа. Благочестивая мать Елиоза, накануне пасхи иудейской, внезапно почувствовала в сердце своем как бы удары молота, вбивающего гвозди, и, воскликнув громким голосом, что предается ныне смерти Спаситель и Избавитель народа Израильского, тотчас же умерла. Между тем Елиоз, бывши при крестных страданиях Христа, приобрел хитон Его у римского воина, которому он достался по жребию и принес его потом домой. Сестра его Сидония по возвращении его рассказала о внезапной смерти матери и о предсмертных ее словах. Когда же Елиоз, подтвердив предчувствие матери о распятии Христовом, показал сестре хитон Господень, Синодия взяла хитон в руки, прижала его к груди своей и мгновенно упала мертвою. Все усилия вынуть хитон из рук умершей оставались тщетны. Через несколько дней Елиоз предал земле тело сестры своей вместе с хитоном Господним, и сделал это тайно, так что никто и потом не мог узнать, где находится место погребения Синодии. Некоторые предполагали только, что погребена она была в царском саду, там, где вырос никем не посаженный кедр, пользующийся особенным почитанием в народе. Выслушав этот рассказ, Нина стала ночью ходить молиться у этого кедра. Чудесные видения, бывшие тут св. Нине, уверили ее, что действительно место то святое 45

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

gela 21 марта 2014, 11:56 Молитва святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь. лариса 17 февраля 2014, 17:12 Моли Бога о нас грешных святая равноапостольная Нина. Андрей 29 января 2014, 20:42 Святая равноапостольная Нина, моли Бога о нас! Где же находится Хитон Господень? 1. По св. Димитрию Ростовскому (Житие св. Нины) - в Москве. Но так ли это? Ведь 10 (23) июля в РПЦ установлен праздник положения не Хитона, но Ризы Господней. Ризу, как известно, воины разорвали на части, а Хитон - остался неразделённым. 2. По Преданию Грузинской Православной Церкви - в основании храма Светицховели (празднование 1 (14) октября http://days.pravoslavie.ru/Life/life1645.htm). См. также, например, статью о Грузинской Православной Церкви в Православной энциклопедии http://www.pravenc.ru/text/638558.html и учебник К. Е. Скурата по Истории Поместных Православных Церквей (Глава о ГПЦ) 3. И неизбежно напрашивается вопрос: чему же поклонялись тысячи паломников в Трире? Есть ли основание в Предании Церкви для нахождения там Хитона?

http://pravoslavie.ru/67858.html

  Здесь Георгий Князь по холмам ходил, И глаза Его были грустные. В сердце слышал Он Свой родной мотив, Плыли в памяти горы Грузии.   … Князь о Себе был Царских правил. И что о Нём ни говори, Отец – Царевич, дед и прадед Тем паче – Грузии Цари.   …   Нам Листочек от Древа Давидова Подарила Небесная Мать, Князь Грузинский здесь зореньки видывал, Пил приволжских ночей благодать.   Православный человек, Мария Арсентьевна представила нам Славного Князя как патриота и большого благотворителя. Она поэтически передала народную любовь к этому человеку.   В усадьбе Князя хлебосольно, Раздольно пиршества текли, Гуляньями народа вольно, Нарядно улицы цвели.   И карусель будила выси, И улыбался небосвод. Коль Князь Грузинский веселился, То веселился весь народ.   Эти прекрасные строки о Князе она разместила в своей поэме «Князь Грузинский». А как красиво она описала Макарьевскую ярмарку.   Манили блеском чистой кожи И сапоги, и башмаки. В цилиндрах важно шли вельможи, Мелькали шляпы, сюртуки.   В руках пылали лисьи шубы, Кто нёс верёвки, кто – хомут, И лошадям смотрели в зубы, Которых продавали тут.   Когда мы с Марией Арсентьевной пришли в Лысковскую детскую художественную школу и предложили учащимся нарисовать картины, чтобы украсить книгу «Князь Грузинский и Святая Нина», дети быстро отозвались. Так появилась выставка, которая сейчас украшает помещение детской библиотеки города Лыскова. Поэтически поэт Мария Сухорукова рассказала и о дочери Князя – Анне Георгиевне, назвав поэму о ней «Небесная Золушка». Не забыла она и о Святом Антонии Радонежском – бывшем сыне повара Князя Георгия Александровича, ставшем Архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. Поэма о нём называется «Великий земляк духоносный». Лысково – Святая земля. Здесь в течение 50-ти лет находился Крест Святой Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. А Крест этот ей в сонном видении вручила Сама Матерь Божия. И свою маленьку поэму о Божией угоднице Мария Арсентьевна назвала «Крест Святой Равноапостольной Нины». Описала она и тот удивительный случай, когда в годы Великой Отечественной войны  немецкий лётчик не смог сбросить бомбы на Макарьев монастырь. Ему отказали гашетки.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/09/ro...

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Покланявшиися иногда кумиром и пребывавший во тьме нечестия/от лести идольския твоим пришествием, блаженная Нино, свободишася,/Армаз же вострепета, егда гром возгреме,/и неистовства Задена престаша.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Тобою, Богородице Дево, от рова нечестия подъяти быхом,/егда Ти угодно бысть просвещение наше женою сотворити,/повнегда же изыти нам от купели святыя,/познахом Сына Твоего и Бога нашего блаженною Ниною.  Седален, глас 2 Якоже солнце незаходимое, Солнца Правды – Христа Бога/проповедница, светозарная звезда, светлый вселенныя светильник,/неоцененное сокровище Иверския страны,/днесь Нина в земли нашей сияет и благоухает,/наставница наша, равноапостольная раба Христова. Песнь 4 Ирмос: Рода человеча обновление/древле, поя, пророк Аввакум предвозвещает,/видети неизреченно сподобився образ:/младым Младенец бо из горы – Девы изыде,/людей во обновление, Слово.  Припев: Святая равноапóстольная Нино, моли Бога о нас. Якоже лев, безстрашна пребывши,/крепце Христа Бога проповедала еси:/парфян силою чудес уловила еси,/Гаианию же и Рипсимию подвигом доблественнаго их мученичества в дар Христу принесла еси./Той же сохрани тебе самую,/во еже просветити тобою Иверскую страну.  Припев: Святая равноапóстольная Нино, моли Бога о нас. Якоже орел, во очию твоею возобразила еси Иверскую страну нашу, преславная Нино,/и, святою ревностию по Бозе разжегшися,/святым Евангелием сию просветила еси.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Власть имущи разгнати мглу,/мудраго царя просветила еси,/равноапостольному царю Константину уподобльшися, наставнице наша и врачу смысленный./Сего ради ублажаем имя твое, дево,/проповеднице Христа, великая равноапостольная Нино.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: От лести идольския Тобою, Богородице, избавлены бывше людие Иверстии,/ихже Тебе жребий показа,/и, благовестием преподобныя матере нашея Нины озарени бывше,/взывают к Тебе:/избавление наше, спаси ны, Мати Христа Бога.  Песнь 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010