Новосибирск. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Богородице-Казанская (Закаменская) церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Богородице-Казанская (Закаменская) церковь была построена в квартале 28 Закаменской части Новониколаевска, ограниченном улицами Сузунской, Казанской и Змеиногорской. Сооружение церкви началось в 1907 г., освящение состоялось 21 января 1908 г. Средства на постройку собирали прихожане будущего храма и сторонние благотворители. В 1938 г. Богородице-Казанская церковь была закрыта и временно использовалась как зернохранилище. С храма были сняты кресты, разобраны купол и колокольня. Позднее вокруг были выстроены жилые дома, а в помещении церкви разместился кинотеатр «Октябрь». В 1983 г. здание было снесено. В настоящее время на её месте - пустырь между жилыми домами по чётной стороне улицы Восход. http://nsk.novosibdom.ru/node/2135;  1907 год в истории Новониколаевска ознаменовался строительством двух храмов: Воскресенского и Богородице-Казанского. Средства на постройку последнего собрали прихожане будущего храма и сторонние благотворители. Как и все новониколаевские храмы того времени, он был деревянным, на каменном фундаменте. Колокольня находилась в одной связке с храмом. Снаружи храм был выкрашен в сиреневый цвет. 21 января 1908 г. новониколаевский благочинный протоиерей Николай Завадовский с благословения архиепископа Томского Макария совершил чин освящения церкви. Позднее церковь и иконостас застраховали на сумму в 17900 рублей. По штату при храме полагалось два священника, диакон и два псаломщика. По расположению за рекой Каменкой Богородице-Казанскую церковь также называли Закаменской. Церковь размещалась на улице Сузунской (ныне улица Восход). Ее приход считался одним из беднейших в городе. Район церкви был заселен мастерами, работающими по найму и кочующими в поисках сезонной работы. На заседании Совета духовенства Новониколаевских церквей, состоявшемся 17 марта 1916 г., отмечалось: " Закаменский приход как окраина города населена беднотой, ввиду дешевизны квартир в той части города. Естественно, причт не обеспечен даже сносным существованием. Прихожане-домовладельцы в поисках работы часто бросают свои дома и переселяются в другие места " . К Казанскому храму приписана была еще и деревня Усть-Иня. Однако её жители, имевшие намерение построить свой храм, жалования причту не платили. По состоянию на 1911 год количество прихожан составляло 2619 человек. В приходе церкви было пять одноклассных школ и одна двухклассная - Министерства народного просвещения и одноклассная церковно-приходская школа в деревне Усть-Иня, открытая в 1904 г.

http://sobory.ru/article/?object=39560

В кон. XVII в. имя М. Г. было внесено в святцы под 21 янв. При митр. Платоне (Левшине) (1787-1811) была построена часовня над захоронением преподобного, устроена рака (Месяцеслов Сергиевой Лавры. М., 1850. С. 3, 48; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 45). Часовня находилась у сев.-зап. угла ц. в честь Св. Духа («Максимова палатка», неоднократно перестраивалась, разобрана в 1938-1940 гг.). Преподобному были составлены тропарь и кондак (в XIX в. их тексты находились над его гробницей - Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 155). 8-9 июня 1988 г., в год празднования 1000-летия Крещения Руси, Деянием Поместного Собора РПЦ было определено причислить М. Г. к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания. Обретение мощей М. Г. произошло 30 июня - 3 июля 1996 г. у сев.-зап. угла ц. в честь Св. Духа Троице-Сергиевой лавры (поиски останков преподобного были начаты 24 июня после молебна, совершённого архим. Кириллом (Павловым) , археологические работы возглавлял С. А. Беляев) (см.: Беляев С. А. Обретение св. мощей прп. Максима Грека//ЖМП. 1996. 9. С. 74-77). После обретения мощи преподобного покоились первоначально в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. 9 апр. 2013 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мощи М. Г. были торжественно перенесены в Свято-Духовский храм обители, где были положены в гробницу у северной стены. Рака М. Г. была изготовлена по проекту архит. В. А. Звёздкина (в наст. время св. мощи М. Г. временно, до окончания ремонтных работ в Свято-Духовом храме, находятся в Трапезной ц. Троице-Сергиевой лавры). В 2012 г. в честь М. Г. по благословению митр. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина) был освящен придельный храм ц. в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в пос. Левченко г. Казани. Соч.: Соч. Каз., 1859-1862. 3 ч.; 18942. Ч. 1; 18972. Ч. 3; Соч. в рус. переводе. Серг. П., 1910-1911. 3 ч.; Соч. М., 2008. Т. 1; 2014. Т. 2; Творения. Серг. П., 19962. Ч. 1-3 [рус. пер.]; Филарет (Гумилевский), еп. Максим Грек//Москвитянин. 1842. Ч. 6. 11. С. 59-96; Ржига В. Ф. Неизданные соч. Максима Грека//Bsl. 1935/1936. Т. 6. P. 86-109; Голышенко В. С. Неизд. полемическое соч. Максима Грека в списке XVII в.//Памятники рус. языка: Исслед. и публ. М., 1979. С. 239-253; Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. тексты. Л., 1984; Bushkovitch P. Two Unknown Greek Texts of Maksime the Greak//JGO. 1984. Bd. 32. H. 4. S. 559-562; он же (Бушкович П.). Максим Грек - поэт-«гипербореец»//ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 215-228; Olmsted H. M. Maksim Grek " s «Letter to Prince Petr Shuiskij»: The Greek and Russian Textes//Modern Greek Studies Yearbook. Minneapolis, 1989. Vol. 5. P. 267-319; Клибанов А. И. Духовная культура средневек. Руси. М., 1996. С. 349-363; Духовно-нравственные слова. Серг. П., 2006 [рус. пер.]; Журова Л. И. Авторский текст Максима Грека: Рукописная и лит. традиция. Новосиб., 2011. Ч. 2: Сочинения.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

Васильевич Сальков (1886, дер. Тоганаш Перекопского у. Таврической губ.- 7.03.1938, Карагандинский ИТЛ), мч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из купеческой семьи. В 1904 г. окончил гимназию в Симферополе. С 1905 по 1911 г. учился на физико-математическом фак-те Московского ун-та. По окончании ун-та был призван в армию. В 1912 г. демобилизовался в запас в чине прапорщика. В 1914 г. призван в действующую армию. Вскоре был произведен в подпоручики, а в нач. 1917 г.- в поручики. В июле 1917 г. Л. подал в отставку и перевелся в г. Одессу в резерв. По благословению прот. св. Ионы Одесского (Атаманского) Л. ушел в один из монастырей. В апр. 1918 г. вернулся в Одессу. Раздав свое имущество, Л. стал путешествовать по монастырям Крыма, Кавказа, Ставропольской губ. В марте 1919 г. прп. Алексий (Шушания) из Теклаукского монастыря благословил его на странничество. Осенью 1919 г. Л. отправился в Иерусалим, однако попасть туда не смог и, прожив 2 месяца в К-поле на Афонском подворье, вернулся в Россию, в Херсонесский во имя св. равноап. кн. Владимира мужской монастырь , где проживал до 1923 г. Периодически посещал Балаклавский во имя вмч. Георгия Победоносца мужской монастырь близ Севастополя. В мае 1923 г. он отправился путешествовать на Кавказ, жил в монастырях или у благочестивых крестьян, принимавших странников. В соответствии со своими убеждениями Л. отказался от работы на советских предприятиях или от службы в советских учреждениях, жил за счет того, что выполнял работу по частным заказам, и на пожертвования от верующих. В дек. 1927 г. был арестован Абхазским ГПУ по подозрению в «шпионаже в пользу контрреволюционного духовенства». Приговорен к 3 годам ИТЛ, отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. После освобождения в сент. 1930 г. проживал в с. Воинском Шуйского р-на Вологодского окр. В 1933-1934 гг. путешествовал в Одессу, Сухуми, Симферополь, Тирасполь. В нач. 1935 г. был арестован в Вологде и 15 янв. отправлен в Одессу. Там Л. был обвинен в организации контрреволюционной группы в г. Одессе и приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал заключение в Карагандинском ИТЛ. 18 нояб. 1937 г. арестован в лагере, обвинен в контрреволюционной деятельности, «распространении текстов молитв», участии в панихиде по расстрелянной царской семье. Виновным себя не признал и отказался свидетельствовать против др. подозреваемых. Приговорен к расстрелу. Казнен, похоронен в безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2463429.html

Жуково. Церковь Иоанна Предтечи. Церковь. Действует.   Год постройки:Между 1867 и 1907. Адрес: Украина, Закарпатская обл., Мукачевский р-н, с. Жуково Координаты: 48.499161, 22.645628 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1692 году село упоминается как филиал церкви села Чоповцы. С 1733 года есть упоминание о деревянной церкви Святого Иоанна с двумя колоколами. В 1778 году, согласно документам, в селе не было ни церкви, ни священника. В 1798 году снова вспоминают деревянную церковь, которая простояла вплоть до строительства каменной, возведенной усилиями отца Григория Примича на месте деревянной. Обновленную церковь благословил 7 ноября 1907 года отец Георгий Шуба. Иконостас, казательницу, жертвенник, балдахин и циборию " прекрасно и честно сделал " мастер из Галичины Иван Чмиль в 1911 году, о чем в целях рекламы сообщила газета " Наука " . В 1938 году были построены новые хоры. Сметы работ сделали мастера Андрей Васько и Гайдош, а М. Гарагоныч должен был выполнить малярную работу. Над западным входом написана дата " 1867 г. " (в шематизме Мукачевской епархии за 1883 год церковь датируют 1877 годом), а также 1989 – год ремонта. Возле церкви стоит деревянная каркасная колокольня на бетонном фундаменте, покрытая шатровой крышей с фонариком и главкой. На большом колоколе написано, что он был вылит Ф. Эгри в 1921 году на средства Стефана Белого и Михаила Герцуского на место колоколов, реквизированных в Первую мировую войну. Меньший колокол, также работы Ф.Эгри 1921 года, оплатили " американские русины " , а самый маленький принадлежит к старым достопримечательностям. Кириллическая надпись сообщает что " Сей звонъ к веси Жуково иждивениемь церковным излят в Прешове года АΩКГ (1823) " , а надпись на латинице упоминает мастеров: " FUSA EPERIENSINI DER PAUL SCHMITZ ЕТ FRANZ LECHERER A. 1823 " . Бетонный крест у колокольни поставил Василий Герцовский с мамой Анной Волошин в 1906 году. В 1950 году местного священника Николая Тегзу советская власть сослала в тюремный лагерь в Казахстан, где он умер в 1953 году. Из книги Михаила Сирохмана " Церкви Украины: Закарпатье " . - Льв.: 2000, стр. 168-169 Источник: сайт " Прадедовская слава " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=33315

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИС (Разумов Вангел Симов; 26.10.1888, с. Джявато близ г. Ресен, Македония - 8.11.1948, с. Коларово близ г. Петрич, Болгария), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви (БПЦ). В 1910 г. закончил К-польскую ДС, 10 июля того же года принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, служил в домовой церкви экзаршего дома, с 1911 по 1915 г. учился на богословском фак-те в г. Черновицы (совр. Черновцы, Украина). По возвращении в Болгарию в течение года преподавал в Бачковском священническом уч-ще и в Пловдивской ДС. В 1916 г. уехал в Вену, где изучал философию; получил степень д-ра в Черновицах, после чего возвратился в Болгарию и 25 нояб. 1917 г. был рукоположен во иеромонаха. На протяжении последующих 5 лет являлся представителем БПЦ в Будапеште. В 1922 г. вернулся в Болгарию, где 22 июля того же года был возведен в сан архимандрита. В дальнейшем служил протосинкеллом в Софийской митрополии (1923-1924), начальником культурно-просветительного отд-ния при Св. Синоде БПЦ и предстоятелем храма св. Александра Невского в Софии (1924-1926), ректором Софийской ДС (1926-1931) и секретарем Синода БПЦ (1931-1935). Составил устав для стравропигиальных мон-рей БПЦ, одобренный Синодом в 1925 г. В 1928 г. Б. написал и издал брошюру «Кризис в болгарском образовании». 14 дек. 1930 г. хиротонисан во епископа Стобийского. В 1932 г. был послан в Иерусалим для работы по прекращению греко-болг. схизмы. В 1934 г. под псевдонимом Ивайло Орлин издал сб. стихов «Полеты». 24 марта 1935 г. был избран митрополитом Неврокопским. Вел активную работу, направленную на духовное и адм. укрепление вверенной ему епархии, в частности в кон. 1940 г. ввел на ее территории ежедневное совершение богослужения. Перенес епархиальную резиденцию в г. Горна-Джумая (совр. Благоевград). В февр. 1945 г. участвовал в болг. церковной делегации, направленной в К-поль с целью решения вопроса об окончательном снятии схизмы. Во время объезда своей епархии по наущению коммунистических властей, недовольных активным и влиятельным архиереем, был убит священником-расстригой И. Стаменовым из с. Хырсова. В надгробном слове митр. Доростоло-Червенский Михаил назвал Б. «совестью Болгарской Православной Церкви». Лит.: Гяуров Хр. Неврокопский митр. Борис//Църковен вестн. София, 1935. Бр. 13, 30 март; Път към Голгота. Благоевград, 1998. С. 160. Х. Темелски Рубрики: Ключевые слова: БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978)

http://pravenc.ru/text/153159.html

6. Прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). В приложении к настоящему докладу дается полный поименный список подвижников, предлагаемых к общецерковной канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских и список новомучеников и исповедников, прославленных как местночтимых, имена которых предлагается включить в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Предлагая вниманию участников Архиерейского Собора результаты многолетней работы Комиссии, выражу общее мнение ее членов о том, что прославление всех этих подвижников, в особенности Собора новомучеников и исповедников Российских, явится величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками. Промысел Божий ведет каждого человека к познанию Истины, к изменению, к преображению через оставление «путей неправды». Через обращение к такому сонму молитвенников на небесах, жизнью засвидетельствовавших верность Богу, мы все имеем дерзновение просить Его о прощении народу нашему греха богоотступничества. Открывая в 1992 году Освященный Архиерейский Собор Вы, Ваше Святейшество, подчеркнули: «Мы ныне лишь прикасаемся к тому сонму мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну. Нам предстоит длительный и во многом мучительный, но духовно вдохновляющий процесс возвещения не только чадам нашей Святой Церкви, но и всей Полноте Православия имен мучеников Христовых, пролитием крови своей давших миру наивысшее свидетельство веры и любви»

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Константинович Кулаков (19.04.1876, г. Вельск Вологодской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из крестьянской семьи. Учился в Вельском городском 2-классном уч-ще, не окончил полного курса. Служил помощником бухгалтера в вологодском губ. земстве, затем волостным писарем. Тяготясь чиновнической жизнью, Н. сблизился с еп. Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским ; впосл. архиепископ), к-рый стал его духовным отцом. 12 авг. 1911 г. еп. Никон назначил Н. исполняющим должность псаломщика в Спасо-Всеградский собор в Вологде, 15 янв. 1912 г. определил священником к Афанасиевской ц. в том же городе. 22 янв. 1912 г. еп. Вельский, викарий Вологодской епархии сщмч. Антоний (Быстров) рукоположил Н. во диакона и 29 янв.- во иерея. 10 окт. того же года Н. был назначен членом ревизионной комиссии по проверке приходо-расходных книг епархии. В мае 1912 г. еп. Никон по своему прошению был освобожден от управления Вологодской епархией и как член Государственного совета и Синода переехал в С.-Петербург. Последовавший за ним Н. в 1913 г. был назначен священником в храм Митрофаниевского подворья в С.-Петербурге, одновременно исполнял обязанности секретаря архиеп. Никона. За время работы секретарем Н. разобрал и перевез из Петрограда в Троице-Сергиеву лавру, куда переехал в 1916 г. архиеп. Никон, его ценнейший архив (ныне хранится в РГБ НИОР). Летом 1918 г., за несколько месяцев до своей кончины, архиеп. Никон рекомендовал Н. как «старательного и способного иерея» митр. Петроградскому сщмч. Вениамину (Казанскому) и прот. сщмч. Философу Орнатскому . В церкви Митрофаниевского подворья Н. служил до ее закрытия 25 янв. 1927 г., после чего был принят сверхштатным священником в соответствии с выбором общины в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Ленинграде. С 4 сент. 1930 по 20 янв. 1931 г. находился под арестом по обвинению в хранении серебряных монет на сумму 32 р.

http://pravenc.ru/text/2565746.html

История сохранила имена первых настоятелей храма. В их числе были священники Алексий Александрович Благовещенский (1897-1910) и протоиерей Севастьян Николаевич Воскресенский (1911-1938). Власти постепенно прибирали к рукам как монастырь, так и Покровскую церковь. В 1929 году Покровское подворье было закрыто, при этом 18 монахинь по-прежнему жили тут " по прежним правилам " , лишь перестав носить монашеские облачения. Они продолжали обслуживать храм бывшего подворья под руководством матушки Тавифы - игумения Феофания к тому времени уже была выслана из Гатчины. В 1930-е годы гонения на монастырь продолжились. Почти все его гатчинские сёстры были арестованы 18 февраля 1932 года, поскольку " пытались всяческими способами противодействовать и мешать делу социалистической стройки " . Монахини были высланы на поселение в Казахстан и другие, по меткому определению писателя Михаила Шолохова в романе тех лет " Поднятая целина " , " холодные края " . По поводу дальнейшей судьбы здания Покровского храма новые гатчинские чиновники долго ломали голову, тасуя варианты и рассматривая самые разные проекты. Одним из привычных в таких случаях вариантов было устройство в храме кинотеатра, и был даже составлен проектный эскиз. Однако прагматика и шаблонность бюрократического мышления возобладали и на сей раз: 11 мая 1939 года богослужения в церкви были запрещены, а у здания появился новый хозяин - " Гатчинторг " , который нуждался в складских помещениях и уже давно облюбовал себе Покровский собор. После войны в Покровском соборе по-прежнему размещался склад, при этом власти подумывали организовать в его здании постоянно действующий культурно-выставочный центр, однако их планы не сбылись. 1990 год стал датой долгожданного возвращения храма его верным прихожанам. Работы предстояло непочатый край: помещения были переоборудованы, захламлены и совершенно не готовы для проведения богослужений. Прихожане ещё помнят, как было опасно ходить внутри, а прямо во время служб порой отваливались большие куски внутренней обшивки помещений.

http://sobory.ru/article/?object=00131

преподобных Оптинских старцев (причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году) - в лике преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки Соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными и наместниками ставропигиальных монастырей, а также по вопросу прославления других подвижников веры и благочестия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века представленных: от Алма-Атинской епархии: священника Василия Краснова (1886-1937), Георгия Юренева (1887-1937), священника Павла Гайдая (1896-1937), священника Иоанна Глазкова (1884-1937), священника Александра (Орлова; 1875-1937), диакона Михаила Исаева (1875-1937); от Барнаульской епархии: архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева; 1878-1937) и с ним убиенных священника Петра Гаврилова (1870-1937), священника Иоанна Можирина (1870-1937), инока Феодора (Никитина; 1873-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Канск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты 21 сентября 1797 года архиепископ Тобольский святитель Варлаам (Петров) дал грамоту красноярскому протоиерею Алексею Алексееву, в которой говорилось, что прихожане Канска обратились к владыке с желанием построить вместо деревянной Спасской церкви каменную с приделом Покрова Пресвятой Богородицы, для создания которой уже заготовили камень и тес. Строительство каменного храма началось 18 мая 1800 года и продолжалось до октября 1804 года – были закончены каменные работы на здании холодной церкви, полностью оборудован и подготовлен к освящению теплый придел. Освящен 22 января 1805 года, здание холодной церкви освятили 5 июня 1814 года. Авторы - енисейцы цеховой А.Казаретин и мещанин А.Малетин. Строители – священник М.Евтюгин и его помощник крестьянин Бурмакин. В 1834-1839 гг. были выстроены: с северной стороны теплый придел святителя Николая Мирликийского (освящен 18 января 1839 года) и четырехколонный портик у западного входа. Эти пристройки были выполнены в формах классицизма. В 1911-1912 года губернским архитектором В.Соколовским был составлен проект реконструкции, по которому выстроили новый южный придел, полностью повторяющий габариты северного придела, выполнили пристройку к западному фасаду (с переносом входного портика), были подняты своды трапезной и устроены окна второго света. Весь нижний ярус получил классицистические формы и детали. В 1937-1938 гг. собор был закрыт, купола демонтированы, а здание приспособлено под аэроклуб. В 1946 году собор возвращён верующим, но в 1964 году вновь закрыт, занят под театр, а затем краеведческий музей. К 1961 году разобраны верхние ярусы пятиглавого храма и колокольни, главки приделов и апсид. Утрачены портики на северном и южном фасадах. К восточному фасаду выполнена дисгармоничная пристройка, закрывшая объемы алтарных апсид. Заложена часть проемов, выполнена перепланировка помещений. В 1987 году в Красноярском ИСИ выполнен дипломный проект графической реконструкции собора. Автор: Е.Слижевская. Руководители: Шумов К.Ю., Гринберг Ю.И., Лавров А.Г. В 1992 году собор был возвращен верующим и частично восстановлен. Восстановлены: колокольня, четверик главного храма с пятиглавием, При восстановлении главный престол был освящен в честь Святой Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=12133

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010