Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПОВ Георгий Григорьевич (7.06.1898, Кронштадт С.-Петербургской губ.- 18.12.1967, Москва), советский гос. деятель, председатель Совета по делам РПЦ при Правительстве СССР в 1943-1960 гг. Из рабочей семьи. Окончил начальную городскую школу (1911) и школу ремесленных учеников (1915) в Кронштадте. В 1915-1918 гг. работал слесарем на Электромеханическом заводе Кронштадтского военного порта. С февр. 1918 г. служил на красном Балтийском флоте, был машинистом на военном транспорте «Аргунь». С янв. 1920 г. член РКП(б). В июле 1921 г. стал комиссаром на транспорте «Борго», затем председателем парткома канонерки «Хивинец». Поступил в Петроградский ун-т, но не закончил учебу. Г. Г. Карпов. Фотография. 1940-е гг. Г. Г. Карпов. Фотография. 1940-е гг. С июля 1922 г. на службе в органах госбезопасности. В 1922-1933 гг. помощник уполномоченного, уполномоченный, старший уполномоченный, оперуполномоченный, помощник начальника отд-ния Постоянного представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. В 1933-1935 гг. помощник начальника, зам. начальника УНКВД Карельской АССР. В 1935-1938 гг. помощник начальника отделения, зам. начальника отделения, начальник отделения УГБ НКВД по Ленинградской обл. Капитан госбезопасности (март 1936). В 1938-1939 гг. начальник Псковского окружного отдела НКВД. Был переведен в Москву для работы в центральном аппарате органов госбезопасности. В 1939-1941 гг. зам. начальника отделения, начальник отделения, зам. начальника отдела НКВД (февр.-авг. 1941 НКГБ). Майор госбезопасности (май 1941). В дек. 1941 г. назначен начальником 4-го отдела («по борьбе с церковной и сектантской контрреволюцией») Секретно-политического управления НКГБ. С мая 1943 г. начальник 5-го отдела («по борьбе с духовенством всех конфессий») 2-го управления НКГБ. Полковник госбезопасности (февр. 1943). Занимался организацией встречи И. В. Сталина и наркома иностранных дел В. М. Молотова с патриаршим местоблюстителем митр.

http://pravenc.ru/text/1681145.html

Моя автобиография. Груздев Павел Александрович, родился 3 августа 1911 г. 6 Яросл. обл. Мологский р-н деревня Борок. Рядом с нашей деревней находился Мологский Афанасиевский женский монастырь 7 , в котором проживали три мои родные тетки: монахиня Евстолия и инокини Елена и Ольга 8 . Под ихним наблюдением я получил христианское воспитание и любовь к Святой Церкви. Юношество свое я провел в кругу своих родных 9 и в упомянутой обители, где пас коров, звонил на колокольне и приучался к чтению в храме. После ликвидации Афанасиевского монастыря 10 31 марта 1929 г. с благословения игумении Августы (Феоктисты Неустроевой) 11 я переехал на жительство в г. Новгород Ленинградской обл. где и работал на судостроительной верфи Деревяницы 12 , возле Спасо-Преображенского Варлаама Хутынского мужского монастыря 13 , где в свободное от работы время пел и читал на клиросе, звонил на колокольне и т.д. В 1932 г. возвратился на родину к родителям и работал до 1938 г. в Государственной Селекционной станции (бывший Афанасиевский монастырь) 14 на скотном дворе. В 1938 из затопляемой зоны 15 наша семья переехала в г. Тутаев, где я устроивал свой дом и ходил в храм 16 на клирос, где пел и читал, а иногда пономарил: 13 мая 1941 г. был арестован по обвинению группа церковнослужителей, возглавляемая Архиепископом Варлаамом Ряшенцевым 17 . По статье 58, часть 1, пункт 10–11 судом приговорен к 6 лет исправительно-труд. лаг. По отбытии срока вернулся на родину, где работал на сенопресе в качестве рабочего. В свободное время постоянно ходил в церковь святителя Леонтия, где пономарил, читал и пел на клиросе. 1 декабря 1949 за старые преступления был сослан на вольную ссылку без лишения прав гражданства, без определенного срока в г. Петропавловск Северо-Казахстанской области 18 , где все время работал чернорабочим Облстройконторы, и опять же в свободное время всегда ходил в собор св. Апостолов Петра и Павла, где был уставщиком и чтецом на клиросе. 20 августа 1954 г. вызван в спецкомендатуру МГБ, где было объявлено, что все поселение и ограничение с меня снято, могу жить и работать где угодно и как угодно. По прибытии к родителям и побывав в некоторых храмах Ярославской обл. и убедивши, что именно жатвы много, а делателей мало, если будет Ваше Архипастырское благословение и воля, то рукоположите и назначьте меня священником в какой-либо приход по Вашему усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Резекне. Церковь Николая Чудотворца. Rzeknes Svt Nikolaja Brnumdartja pareizticgo baznca /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1871 году построена в городе Режице новая на каменном фундаменте деревянная тёплая церковь во имя Святого Чудотворца Николая. Освящена 6 декабря 1871 года. Стоимость постройки 3000 рублей. Одну тыс. рублей, по распоряжению епархиального начальства, разрешено было употребить из кошельковой суммы. Две тысячи отпущены Министерством Внутренних Дел. Остальные суммы составили доброхотные пожертвования. Первоначально церковь эта была при Резекненском Соборе и службы совершались причтом Собора только в зимнее время. Строителем церкви был Резекненский купец Л.И. Масленников и члены его семьи. В 1909 году приход этой церкви стал самостоятельным с отдельным причтом, а в 1911 году к церкви пристроили колокольню. Настоятелем прихода состоял протоиерей Евстратий Рушанов. Заботами его в 1936 году были приобретены и подняты на колокольню пять колоколов, возвращённых из СССР. В 1938 году, за неимением причтового дома, священник проживал в наёмном доме. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 187, за 1900 год, лист с 1 по 20. «Ведомость о церкви Рождества Богородицы соборной в городе Режицы». 13 ноября 1961 года на заседании комиссии Совета Министров Латвийской ССР по текущим делам решился вопрос о закрытии Никольской православной церкви в городе Резекне.  Старожилы помнят эту маленькую деревянную церковь, расположенную по улице 1 Мая, 50 (сегодня это аллея Атбривошанас). Храм был построен и освящен в честь Святителя Николая в 1871 году. Размеры церкви были невелики, всего по периметру 9х21 м. В 1911 году к церкви пристроили колокольню, позже силами общины была сделана обшивка храма. В 1947 году храм пострадал от пожара, во время которого обгорело внутреннее убранство, но, несмотря на несчастье, богослужения в церкви продолжались. В 1958 году начались «хрущевские» гонения на Церковь. Эта антицерковная кампания продолжилась вплоть до 1964 года. В это поистине страшное богоборческое время совершалось массовое закрытие храмов, либо они под каким-нибудь предлогом подлежали сносу, изымались иконы и книги, был запрещен колокольный звон, священнослужителей лишали регистрации, без которой они не могли легально служить, верующих людей увольняли с работы. Вся деятельность церкви, и духовная, и финансовая, была под строгим контролем. Так, в те годы в Латвии, чтобы контролировать деятельность Церкви, существовал Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Латвийской ССР. И некто Сахаров А. А. курировал все вопросы, связанные с деятельностью Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=19221

Астрахань. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В Белом городе (территория бывшей внешней крепости Астраханского кремля) с давних времён находилась Христорождественская церковь. Крупный кирпичный храм с декором в духе русско-византийского стиля, построенный в 1845 году, возможно, с включением в его состав фрагментов здания 1759 г. Четырехстолпная трехапсидная постройка с крупным восьмигранным барабаном под луковичным куполом над центральной частью. В 1896 году старанием церковно-приходского попечительства начались работы по расширению храма, законченные в следующем году. Была расширена трапеза храма на обе стороны с переносом боковых придельных алтарей на один уровень с центральным. Был полностью перестроен второй ярус колокольни. В 1911 году старанием этого же церковно-приходского попечительства был построен на храме новый деревянный купол, обитый снаружи железом, а внутри оштукатуренный. В 1923 году храм был захвачен обновленцами, а в 1938 году он был закрыт советскими властями, и в том же году была разобрана колокольня. 2-4 октября 1946 года храм был передан старообрядческой общине Белокриницкого согласия, имевшей до 1917 года в Астрахани деревянный храм в честь Покрова Божией Матери с высокой колокольней на улице Свердлова, который снесли в 30-х годах, и построили на этом месте комплекс зданий для КГБ, ныне ФСБ. Перенеся антиминс из старой церкви, Христорождественский храм переименовали в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Родоначальником староверия в Астраханском крае считают сосланного в Астрахань в 1653 г. костромского протопопа Даниила, единомышленника Аввакума. С 1683 г. в Н. Поволжье начали селиться бежавшие из Москвы стрельцы. В XVIII в. число старообрядцев в крае росло, поскольку в эти труднодоступные и малонаселенные места, прозванные Разгуляем, ссылались или уезжали сами все несогласные с установлениями центральной власти. Об этом свидетельствует весьма значительное число уклонявшихся от исповеди в 1717-1722 гг.: в Астрахани — 2324 чел., в городах Астраханской епархии — 11 345 чел. По сообщениям епархиальных миссионеров, в XIX в. наибольшее число старообрядцев проживало в Астрахани, где существовала община Белокриницкой иерархии (попечителями моленной много лет состояли купцы Шульгины) и безпоповцы.

http://sobory.ru/article/?object=02866

Канск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты 21 сентября 1797 года архиепископ Тобольский святитель Варлаам (Петров) дал грамоту красноярскому протоиерею Алексею Алексееву, в которой говорилось, что прихожане Канска обратились к владыке с желанием построить вместо деревянной Спасской церкви каменную с приделом Покрова Пресвятой Богородицы, для создания которой уже заготовили камень и тес. Строительство каменного храма началось 18 мая 1800 года и продолжалось до октября 1804 года – были закончены каменные работы на здании холодной церкви, полностью оборудован и подготовлен к освящению теплый придел. Освящен 22 января 1805 года, здание холодной церкви освятили 5 июня 1814 года. Авторы - енисейцы цеховой А.Казаретин и мещанин А.Малетин. Строители – священник М.Евтюгин и его помощник крестьянин Бурмакин. В 1834-1839 гг. были выстроены: с северной стороны теплый придел святителя Николая Мирликийского (освящен 18 января 1839 года) и четырехколонный портик у западного входа. Эти пристройки были выполнены в формах классицизма. В 1911-1912 года губернским архитектором В.Соколовским был составлен проект реконструкции, по которому выстроили новый южный придел, полностью повторяющий габариты северного придела, выполнили пристройку к западному фасаду (с переносом входного портика), были подняты своды трапезной и устроены окна второго света. Весь нижний ярус получил классицистические формы и детали. В 1937-1938 гг. собор был закрыт, купола демонтированы, а здание приспособлено под аэроклуб. В 1946 году собор возвращён верующим, но в 1964 году вновь закрыт, занят под театр, а затем краеведческий музей. К 1961 году разобраны верхние ярусы пятиглавого храма и колокольни, главки приделов и апсид. Утрачены портики на северном и южном фасадах. К восточному фасаду выполнена дисгармоничная пристройка, закрывшая объемы алтарных апсид. Заложена часть проемов, выполнена перепланировка помещений. В 1987 году в Красноярском ИСИ выполнен дипломный проект графической реконструкции собора. Автор: Е.Слижевская. Руководители: Шумов К.Ю., Гринберг Ю.И., Лавров А.Г. В 1992 году собор был возвращен верующим и частично восстановлен. Восстановлены: колокольня, четверик главного храма с пятиглавием, При восстановлении главный престол был освящен в честь Святой Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=12133

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННИТЦЕР Иннитцер [нем. Innitzer] Теодор (25.12.1875, Вайперт (ныне Вейпрти), Чехия - 9.10.1955, Вена), кард., архиеп. Венский, австр. политический деятель. Род. в бедной рабочей семье. В детстве был отдан учеником на текстильную фабрику; в 1890 г. принят в местную коммунальную гимназию, с 1892 г. учился в гос. гимназиях в Кадене (ныне Кадань, Чехия) и в Эрлау (ныне Эгер, Венгрия). В 1898 г. поступил на теологический фак-т Венского ун-та, по окончании которого 25 июля 1902 г. рукоположен во пресвитера. С авг. 1902 г. служил викарием прихода в Пресбауме (близ Вены). В 1903 г. назначен классным надзирателем Венской высшей католич. ДС, где 19 июня 1906 г. был удостоен степени д-ра богословия за диссертацию, посвященную сравнительному анализу Посланий ап. Павла к Ефесянам и к Колоссянам. С 1906 г. служил в венской ц. Святейшего Сердца Иисуса. В 1908 г. опубликовал труд «Johannes der Täufer: Nach der Heiligen Schrift und der Tradition dargestellt» (Св. Иоанн Креститель в Свящ. Писании и в Предании), за к-рый ему была присвоена должность приват-доцента кафедры экзегетики НЗ Венского ун-та. В 1911-1932 гг. являлся профессором, а с 1913 г. возглавил кафедру экзегетики НЗ. В 1918-1919, 1923-1924 и 1931-1932 гг. избирался деканом теологического фак-та, в 1928-1929 гг.- ректором Венского ун-та. Стараниями И. было подготовлено научное переиздание работы его учителя проф. Ф. К. Пёльцля «Kurzgefasster Kommentar zur Leidens- und Verklärungsgeschichte Jesu Christi» (Краткий комментарий на Страсти и Преображение Иисуса Христа). В трудах по экзегетике И. совмещал традиц. католич. методы трактовки Свящ. Писания с историко-критической методологией и филологическим анализом, одним из первых использовал экспертные заключения специалистов-медиков при комментировании Страстей Христовых. Занимаясь экзегетикой НЗ, И. совершал многочисленные поездки в Палестину и Эфес, а также руководил Австрийским странноприимным домом в Иерусалиме. В 1923 г. он основал миссионерское об-во «Societas Regina Apostolorum» (Царица Апостолов) в г. Бенарес (Индия). С 1913 по 1932 г. занимал пост генерального секретаря действовавшего в 1892-1938 гг. в Вене «Общества Льва XIII» (Leo-Gesellschaft), которое объединяло австр. католич. интеллигенцию. Ведя научную и пастырскую деятельность, И. являлся также редактором изданий «Der Seelsorger» (Пастырь), «Christlich-padagogischen Blatter» (Христианские педагогические тетради) и «Theologischen Studien der Leo-Gesellschaft» (Богословские исследования «Общества Льва XIII»). 11 июня 1921 г. папой Римским Бенедиктом XV удостоен титула папского камергера.

http://pravenc.ru/text/389613.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Константинович Кулаков (19.04.1876, г. Вельск Вологодской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из крестьянской семьи. Учился в Вельском городском 2-классном уч-ще, не окончил полного курса. Служил помощником бухгалтера в вологодском губ. земстве, затем волостным писарем. Тяготясь чиновнической жизнью, Н. сблизился с еп. Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским ; впосл. архиепископ), к-рый стал его духовным отцом. 12 авг. 1911 г. еп. Никон назначил Н. исполняющим должность псаломщика в Спасо-Всеградский собор в Вологде, 15 янв. 1912 г. определил священником к Афанасиевской ц. в том же городе. 22 янв. 1912 г. еп. Вельский, викарий Вологодской епархии сщмч. Антоний (Быстров) рукоположил Н. во диакона и 29 янв.- во иерея. 10 окт. того же года Н. был назначен членом ревизионной комиссии по проверке приходо-расходных книг епархии. В мае 1912 г. еп. Никон по своему прошению был освобожден от управления Вологодской епархией и как член Государственного совета и Синода переехал в С.-Петербург. Последовавший за ним Н. в 1913 г. был назначен священником в храм Митрофаниевского подворья в С.-Петербурге, одновременно исполнял обязанности секретаря архиеп. Никона. За время работы секретарем Н. разобрал и перевез из Петрограда в Троице-Сергиеву лавру, куда переехал в 1916 г. архиеп. Никон, его ценнейший архив (ныне хранится в РГБ НИОР). Летом 1918 г., за несколько месяцев до своей кончины, архиеп. Никон рекомендовал Н. как «старательного и способного иерея» митр. Петроградскому сщмч. Вениамину (Казанскому) и прот. сщмч. Философу Орнатскому . В церкви Митрофаниевского подворья Н. служил до ее закрытия 25 янв. 1927 г., после чего был принят сверхштатным священником в соответствии с выбором общины в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Ленинграде. С 4 сент. 1930 по 20 янв. 1931 г. находился под арестом по обвинению в хранении серебряных монет на сумму 32 р.

http://pravenc.ru/text/2565746.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Павлович Любимов (6.01. 1867, с. Свитино Подольского у. Московской губ. (ныне в черте Москвы) - 14.03.1938, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 1 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье псаломщика ц. Успения Пресв. Богородицы с. Свитина П. П. Любимова (1843 - 11 февр. 1907), родной брат мч. Иоанна Любимова. Сщмч. Петр Любимов, прот. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Сщмч. Петр Любимов, прот. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Окончил в 1882 г. Перервинское ДУ и в 1888 г. по 2-му разряду - МДС. 15 янв. 1891 г. назначен учителем церковноприходской школы в с. Ванилове Бронницкого у. Московской губ., с 1 сент. 1893 г. учитель церковноприходской школы в с. Верткове того же уезда (до 2 янв. 1900), одновременно нек-рое время состоял законоучителем в вертковской школе (11 нояб. 1896 - 1 сент. 1897). 2 сент. 1900 г. назначен псаломщиком храма во имя свт. Николая Чудотворца в Плотниках в Москве. 11 сент. 1903 г. определен священником к ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Кишкине Бронницкого у. (позднее Михневского р-на, ныне городского окр. Ступино), 26 сент. 1900 г. рукоположен во иерея. Со служением в кишкинском Успенском храме была связана почти вся дальнейшая жизнь П. на протяжении последующих 35 лет. С 12 окт. 1903 по 1919 г. состоял законоучителем в кишкинском начальном земском уч-ще. В 1904-1905 гг. от чахотки умерли жена П. Агафия Ивановна (урожд. Шишкова; 5 февр. 1878 - 30 окт. 1904) и дочь София (10 июля 1903 - 22 марта 1905); П. в одиночку воспитывал 2 дочерей. Внес весомый вклад в перестройку ветхой деревянной Успенской ц. в каменную в 1908-1911 гг. Проект нового храма был разработан в Строительном отд-нии Московского губ. правления, работы велись под наблюдением архит. И. Д. Боголепова, освящение состоялось 29 июля 1912 г. В кон. 20-х гг. ХХ в. возведен в сан протоиерея. Награжден набедренником (6 мая 1907), скуфьей (6 мая 1913), камилавкой (1916), золотым наперсным крестом (1920), палицей и митрой.

http://pravenc.ru/text/2580184.html

Норман Л. Гайслер (протестант) У Уайтхед, Алфред Норт (WHITEHEAD. ALFRED NORTH) Алфред Норт Уайтхед (1861–1947) был основателем современной мировоззренческой системы, известной под названием °панентеизм (не пугать с пантеизмом), или «богословие процесса». Уайтхед родился на острове Тейнт (северо-восток графства Кент) в семье англиканского священника. Он посещал Шерборнскую публичную школу в графстве Дорсет, изучая классические дисциплины, историю и математику. Затем поступил математическим стипендиатом в Тринити-колледж Кембриджского университета (1880–1884), а с 1884 г. получал стипендию как член этого колледжа. Первый период его деятельности (1898–1910) был посвящён философии математики. Уайтхед написал «Трактат об универсальной алгебре» (Treatise on Universal Algebra, 1898) и «Основания математики» (в соавторстве с Бертраном Расселом [Russell], Principia Mathematica, 1910–1913). Во втором периоде (1910–1924) Уайтхед занимался философией науки. Будучи преподавателем Лондонского университета (1910–1914), он написал «Введение в математику» (Introduction to Mathematics, 1911). Позднее, работая в Имперском колледже науки и техники (1914–1924), Уайтхед написал статью «Пространство, время и относительность» («Space, Time and Relativity», 1915), книги «Организация мышления» (The Organization of Thought, 1917), «Исследование принципов естественного познания» (An Enquiry Concerning the Principles of Natural Knowledge, 1919), «Концепция природы» (The Concept of Nature, 1920) и «Принцип относительности» (The Principle of Relativity, 1922). В третий период (1924–1947) Уайтхед обратился к философии истории и реальности, а также к космологии и метафизике. В переходный период (1925–1927) появились «Наука и современный мир» (Science and the Modern World, 1925), «Религия в процессе её создания» (Religion in the Making, 1926) и «Символизм, его значение и результаты» (Symbolism, Its Meaning and Effect, 1927). Зрелые работы Уайтхеда в этой области были написаны с 1927 г. по 1947 г. и составили многотомную эпопею «Процесс и реальность» (Process and Reality, 1929), «Приключения идей» (Adventures of Ideas, 1933), «Формы мышления» (Modes of Thought, 1938) и «Эссе о науке и философии» (Essays in Science and Philosophy, 1947).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБЕЛЬ Абéль [франц. Abel] Феликс Мари ( 1878, Сент-Юз, Франция - 1953, Иерусалим ), франц. библеист и специалист по географии Палестины. Доминиканец, с 1897 г. послушник мон-ря Сен-Максимен. Образование получил при доминиканской Библейской школе в Иерусалиме (École Biblique), где с 1902 г. начал преподавательскую деятельность, а в 1905 г. стал профессором. Президент Палестинского об-ва исследований Востока (Palestine Oriental Society), с 1940 г. консультант Папской библейской комиссии . Один из основоположников христианской археологии Палестины, А. многие годы руководил исследовательскими экспедициями Библейской школы (в частности, на Синай и в Дамаск), в т. ч. программой раскрытия остатков базилик эпохи Константина Великого в Иерусалиме. Большую роль в развитии науки сыграли работы А. по исторической географии библейских земель: «Плавание по Мертвому морю» ( Une croisière autour de la Mer Morte . P., 1911); ставшая классической «География Палестины» ( Géographie de la Palestine . P., 1933-1938), 1-й том к-рой (Géographie physique et historique. P., 1933) посвящен физической и исторической географии региона и содержит карты системы рек Палестины, а 2-й (Géographie politique: Les villes. P., 1938) - политической географии (в нем же приведен список библейских городов и др. пунктов со ссылками на отчеты о результатах археологических исследований). Сохраняют значение подробные сводки письменных и археологических источников по памятникам Иерусалима (Jérusalem nouvelle. P., 1914-1926. 2 vol.), Вифлеема (Bethléem: Le Sanctuaire de la Nativité. P., 1914), Хеврона (Hébron: Le Haram el-Khalil. P., 1923), Эммауса (Emmaüs: Sa basilique et son histoire. P., 1932) и др. палестинских святынь (составлены совместно с Л. Венсаном ). Соч.: кроме указанных в тексте трудов: Grammaire du grec biblique. P., 19272; Guides bleus: Syrie et Palestine. P., 1932; Les Livres des Macchabées. P., 1949; La prétendu caverne des Sidoniens et la localisation de la ville de «Ara»//RB. 1951. Janvier. P. 47-53; Histoire de la Palestine depuis la conquête d " Alexandre jusqu " à l " invasion arabe. P., 1952. T. 1: De la conquête d " Alexandre jusqu " à la guerre juive; T. 2: De la guerre juive à l " invasion arabe.

http://pravenc.ru/text/62450.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010