Пост дан нам для того, чтобы победить себя Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином 11 марта, 2016 Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином 14 марта в жизни православных христиан начинается особое время – Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. — «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков»… Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди — книге, по которой совершаются богослужения в этот период. Вла­дыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью? — Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Постной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет покаяния» — вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша повседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с цер­ковным учением, не только говорить высокие слова о духовной жизни, но и по­пытаться их воплотить. И пост — это время, когда нужно постараться это сделать. Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей — ра­боты, семьи, детей — наша жизнь напол­нена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая теле­визором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас бук­вально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного вре­мени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански. Сам пост как воздержание в пище — лишь некий костыль, поддержка для че­ловека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками. — Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь?

http://pravmir.ru/post-dan-nam-dlya-togo...

14 марта в жизни православных христиан начинается особое время — Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.      — «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков»... Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди — книге, по которой соверша­ются богослужения в этот период. Вла­дыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью? — Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Пост­ной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет по­каяния» — вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша по­вседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с цер­ковным учением, не только говорить вы­сокие слова о духовной жизни, но и по­пытаться их воплотить. И пост — это вре­мя, когда нужно постараться это сделать. Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей — ра­боты, семьи, детей — наша жизнь напол­нена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая теле­визором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас бук­вально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного вре­мени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански. Сам пост как воздержание в пище — лишь некий костыль, поддержка для че­ловека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками. — Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь? — О самом настоящем. Хотя, конечно, не о том, которое часто приходится ви­деть: скажем, летит по городу машина, из которой слышна музыка такой гром­кости, что все вокруг дрожит...

http://pravoslavie.ru/91412.html

Булкин В., Овсянников О. Антониев-Сийский монастырь//Памятники архангельского Севера. – Архангельск, 1991. С. 85–93. В январе 1543 г. великий князь Иван III послал на Двину грамоту о пожаловании Сийскому монасты­рю ( " били ми челом з Двины от Живоначальные Троицы, с Сии с Михайлова озера игумен Онтонеи з братею, а сказывает, что тот монастыр поставил на пустыне тому османатцат лет " ) всяких угодий к Емце, Сии и Ваймуге по три версты в длину, а к Каргополю на пять верст. Так получил первое зе­мельное пожалование монастырь, основанный вы­ходцем из крестьянской семьи Антонием ( " от веси, глаголемыя Кехты, от пределов Двинския области, иже близ Студенаго моря акиана " ), монастырь, ко­торый быстро стал превращаться в крупнейшего феодала Подвинья. Экономическая мощь монастыря способствовала превращению новой обители в культурный центр, расцвет которого приходится на XVI-XVII вв. Именно в этот период составляется великолепное собрание рукописных книг, возводится обширный комплекс каменных постро­ек, для которых писали иконы столичные и мест­ные мастера-живописцы, предметами высокого ху­дожественного достоинства пополнялась ризница. Первые каменные постройки в Подвинье были возведены именно здесь; в Сийском монастыре де­лала " первые шаги " и строительная культура По­двинья. На формирование художественных вкусов и традиций Северного Поморья оказали влияние ра­боты живописных артелей, которые приглашал мо­настырь, монастырские ремесленники. Первая де­ревянная церковь во имя Троицы была построена сразу же после основания монастыря. Затем воз­водится Благовещенская церковь с трапезною, мо­настырская ограда и надвратный храм во имя Сергия Радонежского, которые в начале 40-х годов XVI в. сгорели , но сразу же были отстроены. В Сотной 1593 г. с писцовых книг князя В. А. Звени­городского 1586-1587 гг. монастырь описан так: " На Двине в Еметцком стану, в Сие на Михайлове острову на озере монастырь Троицы Живоначалные Онтоньевы пустыни, а на монастыре церков Троица Живоначалная древяна вверх, да церков теплая Благовещенье Пречистые, да церков на воротех Сергей Чюдотворец, на монастыре ж двор ко­нюшенной, двор гостии да за озером двор коровей " . Вполне возможно, что в Сотной 1593 г. или по крайней мере в опубликованном списке Сотной некоторые детали описания монастыря 1586-1587 гг. утрачены. Так, в писцовых книгах сказано: " церковь Троица Живоначальная, древяна, в верх шатром " . Постройки монастыря находились на тех местах, где впоследствии были возведены ка­менные здания, т. е. планировка ансамбля в общих чертах сложилась уже в XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=08656

После прихода к власти в 1917 году безбожников, когда нача­лись гонения на Русскую Православную Церковь, Михаил Алек­сандрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников. 11 июля 1922 года ОГПУ произвело на квартире Новоселова обыск, предполагая заключить его в тюрьму по обвинению в антисоветской деятельности. Михаила Александровича тогда не было дома, розыск его не привел ни к каким результатам, и 26 фев­раля 1923 года дело было закрыто. Михаил Александрович, узнав об обыске, перешел на нелегальное положение, живя то в дерев­не, то у своих друзей в Москве и в Петрограде, готовясь к тому дню и часу, когда ему придется исповедать Христа перед лицом гонителей. В это время он приступил к писанию богословской ра­боты, которая условно была им названа «Письма к друзьям»; в каждом письме он старался ответить на те актуальные вопросы, которые ставила тогда действительность перед церковным об­ществом. Среди расколов и смут одним из важнейших вопросов был во­прос о Церкви как земной организации и в то же время такой, ко­торую мы исповедуем в Символе веры, которая сама требует той же веры, что и во Христа Сына Божия. Может ли быть христианст­во вне Церкви. Отвечая на этот вопрос, Михаил Александрович писал: «...По собственному опыту и еще более по наблюдению над другими знаю, как трудно сразу принять и усвоить мысль о неразъединимости христианства и Церкви; но после многих пережива­ний и дум я давно убедился до последней наглядности, до невоз­можности мыслить иначе, в указанной неразрывности Христова благовестия и Церкви. Теперь мне представляется странной, противоестественной, нелепой противоположная мысль, столь широко, однако, распро­страненная в современном “христианском” человечестве. Я не бу­ду останавливаться на этом вопросе, а рекомендую вам прочесть очень дельную брошюру архимандрита Илариона [‡] , так и озаглав­ленную “Христианства нет без Церкви”.

http://fond.ru/kalendar/56/mihail/

Глава храма и главка открытой «псковской» звонницы были сломаны, а колокола исчезли, сделано несколько пристро­ек, внутри храм полностью переде­лан и разделён на этажи. Сохранились ограда и чугунная решет­ка, в каменных столбиках ограды - остатки цветных изразцов. Внешний вид был запущенный, давно не было ремонта. На государственной охране здание не числилось, хотя представ­ляет собою образец церковной постройки стиля модерн в «древнерус­ском духе». В 1992 году здание было возвращено Остоженской общи­не Русской Православной Старообряд­ческой Церкви, богослужения были возобновлены. Настоятелем храма был назначен иерей Сергий Лисуренко. Си­лами настоятеля и прихожан храма были проведены реставрационные ра­боты. 10 февраля 1998 года состоялось поднятие крестов на главы. 12 декабря 1999 года храм был освящен старообрядческим митрополитом Мос­ковским и всея Руси Алимпием (Гусевым). По причине большого числа Покровских храмов в старообрядчестве этот храм был переосвящен во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Зданию полностью возвращен перво­начальный внешний облик. По сохранившимся фотографиям восстановлен иконостас. В основу проекта храма архитекторами положена композиция новгородской церкви Спа­са в Нередицах. Перекрещивающие­ся арки сделали возможным в строи­тельстве отказаться от внутренних столбов. В результате такого архитек­турного решения свободный, величе­ственный вид приобрела внутренняя часть помещения храма, которая с восточной стороны завершается тремя апсидами алтаря, а с западной - притвором. Храм одноглавый, глава в форме луковицы, со звонницей, рас­положенной со стороны входа. Вход на звонницу по узкой каменной лестнице. С левой стороны храма небольшой боковой придел во имя святителя Ни­колая Чудотворца, соединенный с церковью открытой аркой. Входная арка низкая, приземистая. Рядом со звонницей над притвором небольшие хоры, на которые ведет витая лестница. В храме, притворе и приделе вмещается до 300 человек. В храме была также сделана роспись и сооружен иконостас, состоящий из старинных икон, включая ред­кие образа XV века.

http://sobory.ru/article/?object=02252

25 февраля 1785 г. дана благословен­ная грамота " вместо деревянной вновь каменную церковь во имя Спаса Неруктворённаго образа с приделом святаго великомученика Иоанна Воина, отступя от прежняго погоста на пять сажен пост­роить. И построение учинить хорошим рисунком... А придельную церковь уст­роить тёплую; по построении их убрать оные иконостасами и святыми иконами " . Однако в том же 1785 г. священник Ио­анн Никитин скончался, а помещик Из­майлов, начавший постройку храма, от­казался строить в нём придел, и в 1787 г. новый священник Николай Ефимов со­общил об этом в Рязанскую духовную консисторию. И поскольку в храме долж­но быть отопление или тёплый придел, Консистория постановила принудить к строительству тёплого придела прихо­жан Спасской церкви. Каменная Спасская церковь без коло­кольни окончена постройкой и освящена в 1791 г. Старый деревянный храм по указу Консистории от 23 марта 1794 г. был отдан в с. Кочуры Данковского уез­да. В 1813 г. тёсовая кровля каменного Спасского храма потребовала ремонта, и по просьбе прихожан Консистория от­правила указ о дозволении провести ра­боты, но до 1818 г. не только не был про­ведён ремонт, но даже и не заготовлен материал. В итоге, как докладывал в Кон­систорию благочинный, кровля вместе с решетником обвалилась на алтаре и тра­пезной и через своды образовалась течь, а в сводах трапезной появились трещи­ны. По данным клировой ведомости за 1870 г., причт Спасского храма состоял из " священника, дьячка и пономаря. Земли при церкви усадебной 3 дес., пахотной 33 дес., сенокосной нет. Дома у священно- и церковнослужителей собственные, дере­вянные, на церковной земле " . Летом 1887 г. при обозрении храмов Раненбургского уезда с. Гагино посетил Преосвященный Феоктист (Попов), епи­скоп Рязанский и Зарайский, особенно отметивший священника Спасской церкви Алексия Грацианского: " Священник Алексий отличается особым усерди­ем в проповедовании слова Божия и рев­ностен в исполнении своих пастырских обязанностей. При ревизии представил за текущий год 15 проповедей, 13 собесе­дований и отчёт о 37 говоренных им им­провизаций по надлежаще рассмотрен­ной программе. Документы ведутся ис­правно и старательно, но летописи нет. В приходе есть школа грамотности, заня­тия ведёт сам священник, в первой груп­пе обучается 20 мальчиков, во второй - 8 мальчиков и 5 девочек " .

http://sobory.ru/article/?object=40208

71. Поясом опоясывали они чресла свои (Лук. 12:35), в подражание полагавшим начатки чина иноческого, в Ветхом Завете, Илие и Елиссею, а в Новом, св. Иоанну Предтече и в означение всегдашней готовности на брань мыслен­ную, при трезвении и внимании себе (пр. Касс. кн. 1, п. 2). 72. Нарамником, по пр. Кассиану, аналавом, около шеи и груди стягивали ширящуюся одежду, для приспособления себя к неленостному совершению всякого дела и всякой ра­боты, и к поднятию всякого труда (Касс. кн. 1, п. 6), и в означение, что им всегда надлежит быть готовыми на служение Богу (Созомен). Этим внушалось также теснее огра­ничивать себя в своих пожеланиях, чтоб тем беспрепятственнее и охотнее работать Господу. 73. Кукуллий напоминал, что они должны жить чисто и непорочно, подобно питающимся млеком детям (Созом.), и обязывал ко всегдашнему хранению детской невинности и простоты, чтобы возвратясь к детству о Христе, каждый из них мог нелицемерно петь: «Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в великих, ниже дивных паче мене» (Пс. 130:1) (Касс. кн. 1, н. 4). 74. Милоть носили они в подражание пророку Илие и всем тем, о которых пишет Апостол: «проидоша в милотех, в козиих кожах» (Евр. И, 37); и в означение, что они, умертвив в себе всякое стремление плотских страстей, должны твердо стоять в добродетелях и не допускать, чтобы в теле их –оставалось что либо от жара юности и влечений прежней жизни (там же п. 8),— чтобы при взгляде на эту кожу, всегда иметь в памяти добродетели пророка Илии, мужественно противиться нечистым пожеланиям, и как чрез подражайте ему, так и в надежде, подобных же воздаяний ревностнее сохранять целомудрие (Созомен). 75. Мантийца изображала их смирение, бегание простора и пышности и всякой тщеславной показности (пр. Касс. кн. – 1, п. 7). 76. Сандалии давали разуметь, что если, живя в мире, не можем мы совершенно отрешиться от всякого попечения о своей плоти, то, по крайней мере, удовлетворяли бы потребностям телесным попечением легким, не допуская убийственным заботам века сего опутывать ног своих, чтоб таким образом свободнее было им тещи в след вони мира Христова (пр. Касс. кн. 1, п. 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

«“Московское Епархиальное Общество борьбы с пьянством”, – писал Иван Ге­оргиевич Айвазов, – его многочисленные отделы, его издатель­ская журнальная и другого вида деятельность, наконец... первый под кровом Церкви Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, потребовавший немало средств и вся­ких забот, – все это плод исключительных трудов и забот Высоко­преосвященного Владимира, который вложил в это дело столько инициативы, личных трудов – литературных, организаторских и лекторских, а также и материальных средств, что невольно прихо­дишь в священный трепет при виде этой стройной и громадной ра­боты, запечатленной характером истинного подвига в борьбе за Трезвую Русь, – я говорю подвига , потому что здесь мы имеем дело действительно с подвигом абсолютного воздержания митрополита Владимира от всяких спиртных напитков, что служит главным фактором вдохновенной работы и московского духовенства на ни­ве отрезвления народа» . 16 июня 1902 года, благодаря трудам митрополита Владимира, в аудитории Императорского исторического музея на Красной площади были открыты общеобразовательные курсы для рабочих города Москвы. Открытие курсов привлекло множество народа, вся аудитория исторического музея, с прилегающими к ней поме­щениями, была переполнена рабочими, мужчинами и женщина­ми. Множество рабочих за недостатком места остались около зда­ния музея и на Красной площади. В конце молебна митрополит Владимир обратился к рабочим со словом, в котором, обрисовав нужность и полезность подобных чтений, сказал: «Две силы в ми­ре ведут борьбу из-за господства, – это сила добра и сила зла, и первая всегда встречала и встречает препятствия со стороны поледней. Доказательством сему – Сам Господь, заплативший Своею кровию за любовь к человеческому роду, доказательством тому и целый сонм мучеников, пострадавших за имя Христово. И, однако, не тот прав, кто с отчаянием говорит: “все погибло, ничто уже не поможет”, но прав наш Спаситель, Который гово­рит: жатва многа . Не тот прав, кто везде и всюду видит только зло и неисправимую порчу нравов, но тот, кто усматривает в людях черты, которыми Господь все еще привлекает к Себе народ Свой вопреки всякому противодействию со стороны людей.

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

Ра­бота шла очень быстро, пока я, постепенно знакомясь с китайским текстом, не дошел до окончательного разочарования в авторитетности его самого. Я выписал из Китая другой перевод Нов. Завета. Оказы­вается, что один буквален до шероховатости языка и часто до непонятности, другой изукрашен – очень часто до совершенной перефразировки и до пропуска или вставки многих слов. Это заставило мена тщательно следить за текстом по русскому и славянскому переводам. Изредка встречающаяся несогласия между тем и другим (всегда сколько я заметил, не в пользу первого) побудили меня заглядывать еще в Вульгату и в английский текст, наконец, я достал и греческий Нов. Завет. Просматривая каждый стих во всех этих чтениях, а в трудных местах прочитывая и толкование Златоуста, я, наконец, дошел до такой медленности в переводе, что в 5 часов, которые посвящались в сутки на эту работу, переводил не более 15 стихов. Переводить в последнее время я уже стал сам, отдавая текст лишь после на просмотр ученому японцу. Так переведены: соборные послания, послания ап. Павла к галатам, ефесеям, филипийцам и колоссянам и половина послания к римлянам. Оглядываясь теперь на эти переводы, я снова вижу в них бесчисленные неисправности. Пе­реведенные же сначала: четыре евангелия и деяния требуют нового перевода. В промежутках этой ра­боты переведены с китайского: Православное Исповедание св. Димитрия Ростовского , Катехизис для оглашенных, Краткая Св. История Вет. Завета, Утренняя и Вечерняя молитвы; со славянского: Обряд присоединения иноверных и крещения. Между тем я старался делать, что возможно, и для непосредственной миссионерской цели. На первый раз, конечно, нужно было искать людей, которые, приняв христианство , способны были бы, в свою очередь, сами служить к распространению его. Хакодате, к несчастию, слишком дур­ное место для этого: это небольшой город в север­ной части Японии, получивший значение лишь со вре­мени открытия его для иностранцев, с тех пор мало по малу расширяющая, но в составе своём решительно не имеющий требуемых элементов; нет здесь ни ученых, которые массами праздно шатаются в Едо, или в других значительных местах, ни образованных бонз, ни вообще людей не занятых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Штат Покровского храма перед ре­волюцией составляли два священника, диакон и два псаломщика. Почти 40 лет священствовал в Покровской церкви Михаил Иванович Платонов. Он ро­дился в 1840 г. в семье священника Богословской церкви с. Головщино Ли­пецкого уезда Ивана Григорьевича Платонова. Окончил Тамбовскую духовную семинарию в 1862 г., после чего учительствовал в Сокольской сельской школе, а в 1864 г. был рукоположен в священника в с. Екатеринино Козлов­ского уезда. В 1875 г. переведён к По­кровской церкви г. Липецка, в которой прослужил до 1912 г., последние десять лет — в качестве настоятеля. С 1881 г. о. Михаил состоял законоучителем Диконского сельского училища, с 1894 г. — заведующим и законоучите­лем церковно-приходской школы при Покровском храме. За свои пастыр­ские и педагогические труды о. Миха­ил был награжден набедренником (1867 г.), скуфьёй (1881 г.), камилавкой (1890 г.), наперсным крестом (1899 г.). Он пользовался авторитетом и уваже­нием и среди липецкого городского ду­ховенства, которое выбрало его своим духовником в 1897 г. Но более всех прослужил в Покров­ской церкви вначале пономарём, а затем псаломщиком Иван Фёдорович Орлов, сын дьячка с. Ивановка, Лодыгино тож Липецкого уезда. С 1851 по 1910 г. состоял он в штате храма. В 1901 г. за 50-летнюю безупречную и «отличную службу» Иван Фёдорович Орлов был «Высочайше награждён» золотой медалью на аннинской ленте. С 1896 г. десять лет прослужил в храме в должности диакона Иван Михайло­вич Рощин, рукоположенный в 1906 г. в священника с. Хрущёвка Липецкого уезда. Более 30 лет состоял церковным ста­ростой при Покровском храме личный почётный гражданин Павел Алексее­вич Котельников, много трудов и соб­ственных средств положивший на благоукрашение своей приходской церк­ви. Впервые он был утверждён ктито­ром храма в 1882 г. С тех пор постоян­но заботился о Покровском храме и почти каждый год сам жертвовал круп­ные суммы на приобретение утвари, ремонтные и отделочные работы, уст­ройство киотов для икон и т. д. Так, в 1887 г. он приобрел для храма сребровызолоченный ковчег с эмалевыми ук­рашениями в футляре из палисандра на сумму 1 015 руб., в 1889 г. — сребропозолоченную ризу на почитаемую липчанами Владимирскую икону Бо­жией Матери на сумму 895 руб., в 1891 г. — киоты для Владимирской и Скорбященской икон Божией Матери на сумму 900 руб., в 1897 г. произвёл ра­боты по промывке, ремонту и золоче­нию иконостасов, ремонту и покраске паперти и рам на сумму 1 540 руб., в 1902 г. — реставрацию всей настоящей церкви и возобновление в ней живопи­си на сумму 770 руб. и пр. Радение кти­тора П.А. Котельникова о своем при­ходском храме было отмечено награ­дой — в 1894 г. ему была «Высочайше пожалована» за полезную службу в должности церковного старосты золо­тая медаль «За усердие» на Станиславской ленте.

http://sobory.ru/article/?object=36621

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010