Пост дан нам для того, чтобы победить себя Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином 11 марта, 2016 Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином 14 марта в жизни православных христиан начинается особое время – Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. — «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков»… Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди — книге, по которой совершаются богослужения в этот период. Владыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью? — Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Постной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет покаяния» — вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша повседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с церковным учением, не только говорить высокие слова о духовной жизни, но и попытаться их воплотить. И пост — это время, когда нужно постараться это сделать. Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей — работы, семьи, детей — наша жизнь наполнена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая телевизором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас буквально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного времени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански. Сам пост как воздержание в пище — лишь некий костыль, поддержка для человека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками. — Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь? |
14 марта в жизни православных христиан начинается особое время — Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. — «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков»... Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди — книге, по которой совершаются богослужения в этот период. Владыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью? — Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Постной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет покаяния» — вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша повседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с церковным учением, не только говорить высокие слова о духовной жизни, но и попытаться их воплотить. И пост — это время, когда нужно постараться это сделать. Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей — работы, семьи, детей — наша жизнь наполнена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая телевизором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас буквально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного времени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански. Сам пост как воздержание в пище — лишь некий костыль, поддержка для человека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками. — Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь? — О самом настоящем. Хотя, конечно, не о том, которое часто приходится видеть: скажем, летит по городу машина, из которой слышна музыка такой громкости, что все вокруг дрожит... |
Булкин В., Овсянников О. Антониев-Сийский монастырь//Памятники архангельского Севера. – Архангельск, 1991. С. 85–93. В январе 1543 г. великий князь Иван III послал на Двину грамоту о пожаловании Сийскому монастырю ( " били ми челом з Двины от Живоначальные Троицы, с Сии с Михайлова озера игумен Онтонеи з братею, а сказывает, что тот монастыр поставил на пустыне тому османатцат лет " ) всяких угодий к Емце, Сии и Ваймуге по три версты в длину, а к Каргополю на пять верст. Так получил первое земельное пожалование монастырь, основанный выходцем из крестьянской семьи Антонием ( " от веси, глаголемыя Кехты, от пределов Двинския области, иже близ Студенаго моря акиана " ), монастырь, который быстро стал превращаться в крупнейшего феодала Подвинья. Экономическая мощь монастыря способствовала превращению новой обители в культурный центр, расцвет которого приходится на XVI-XVII вв. Именно в этот период составляется великолепное собрание рукописных книг, возводится обширный комплекс каменных построек, для которых писали иконы столичные и местные мастера-живописцы, предметами высокого художественного достоинства пополнялась ризница. Первые каменные постройки в Подвинье были возведены именно здесь; в Сийском монастыре делала " первые шаги " и строительная культура Подвинья. На формирование художественных вкусов и традиций Северного Поморья оказали влияние работы живописных артелей, которые приглашал монастырь, монастырские ремесленники. Первая деревянная церковь во имя Троицы была построена сразу же после основания монастыря. Затем возводится Благовещенская церковь с трапезною, монастырская ограда и надвратный храм во имя Сергия Радонежского, которые в начале 40-х годов XVI в. сгорели , но сразу же были отстроены. В Сотной 1593 г. с писцовых книг князя В. А. Звенигородского 1586-1587 гг. монастырь описан так: " На Двине в Еметцком стану, в Сие на Михайлове острову на озере монастырь Троицы Живоначалные Онтоньевы пустыни, а на монастыре церков Троица Живоначалная древяна вверх, да церков теплая Благовещенье Пречистые, да церков на воротех Сергей Чюдотворец, на монастыре ж двор конюшенной, двор гостии да за озером двор коровей " . Вполне возможно, что в Сотной 1593 г. или по крайней мере в опубликованном списке Сотной некоторые детали описания монастыря 1586-1587 гг. утрачены. Так, в писцовых книгах сказано: " церковь Троица Живоначальная, древяна, в верх шатром " . Постройки монастыря находились на тех местах, где впоследствии были возведены каменные здания, т. е. планировка ансамбля в общих чертах сложилась уже в XVI в. |
После прихода к власти в 1917 году безбожников, когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников. 11 июля 1922 года ОГПУ произвело на квартире Новоселова обыск, предполагая заключить его в тюрьму по обвинению в антисоветской деятельности. Михаила Александровича тогда не было дома, розыск его не привел ни к каким результатам, и 26 февраля 1923 года дело было закрыто. Михаил Александрович, узнав об обыске, перешел на нелегальное положение, живя то в деревне, то у своих друзей в Москве и в Петрограде, готовясь к тому дню и часу, когда ему придется исповедать Христа перед лицом гонителей. В это время он приступил к писанию богословской работы, которая условно была им названа «Письма к друзьям»; в каждом письме он старался ответить на те актуальные вопросы, которые ставила тогда действительность перед церковным обществом. Среди расколов и смут одним из важнейших вопросов был вопрос о Церкви как земной организации и в то же время такой, которую мы исповедуем в Символе веры, которая сама требует той же веры, что и во Христа Сына Божия. Может ли быть христианство вне Церкви. Отвечая на этот вопрос, Михаил Александрович писал: «...По собственному опыту и еще более по наблюдению над другими знаю, как трудно сразу принять и усвоить мысль о неразъединимости христианства и Церкви; но после многих переживаний и дум я давно убедился до последней наглядности, до невозможности мыслить иначе, в указанной неразрывности Христова благовестия и Церкви. Теперь мне представляется странной, противоестественной, нелепой противоположная мысль, столь широко, однако, распространенная в современном “христианском” человечестве. Я не буду останавливаться на этом вопросе, а рекомендую вам прочесть очень дельную брошюру архимандрита Илариона [‡] , так и озаглавленную “Христианства нет без Церкви”. |
Глава храма и главка открытой «псковской» звонницы были сломаны, а колокола исчезли, сделано несколько пристроек, внутри храм полностью переделан и разделён на этажи. Сохранились ограда и чугунная решетка, в каменных столбиках ограды - остатки цветных изразцов. Внешний вид был запущенный, давно не было ремонта. На государственной охране здание не числилось, хотя представляет собою образец церковной постройки стиля модерн в «древнерусском духе». В 1992 году здание было возвращено Остоженской общине Русской Православной Старообрядческой Церкви, богослужения были возобновлены. Настоятелем храма был назначен иерей Сергий Лисуренко. Силами настоятеля и прихожан храма были проведены реставрационные работы. 10 февраля 1998 года состоялось поднятие крестов на главы. 12 декабря 1999 года храм был освящен старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси Алимпием (Гусевым). По причине большого числа Покровских храмов в старообрядчестве этот храм был переосвящен во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Зданию полностью возвращен первоначальный внешний облик. По сохранившимся фотографиям восстановлен иконостас. В основу проекта храма архитекторами положена композиция новгородской церкви Спаса в Нередицах. Перекрещивающиеся арки сделали возможным в строительстве отказаться от внутренних столбов. В результате такого архитектурного решения свободный, величественный вид приобрела внутренняя часть помещения храма, которая с восточной стороны завершается тремя апсидами алтаря, а с западной - притвором. Храм одноглавый, глава в форме луковицы, со звонницей, расположенной со стороны входа. Вход на звонницу по узкой каменной лестнице. С левой стороны храма небольшой боковой придел во имя святителя Николая Чудотворца, соединенный с церковью открытой аркой. Входная арка низкая, приземистая. Рядом со звонницей над притвором небольшие хоры, на которые ведет витая лестница. В храме, притворе и приделе вмещается до 300 человек. В храме была также сделана роспись и сооружен иконостас, состоящий из старинных икон, включая редкие образа XV века. |
25 февраля 1785 г. дана благословенная грамота " вместо деревянной вновь каменную церковь во имя Спаса Неруктворённаго образа с приделом святаго великомученика Иоанна Воина, отступя от прежняго погоста на пять сажен построить. И построение учинить хорошим рисунком... А придельную церковь устроить тёплую; по построении их убрать оные иконостасами и святыми иконами " . Однако в том же 1785 г. священник Иоанн Никитин скончался, а помещик Измайлов, начавший постройку храма, отказался строить в нём придел, и в 1787 г. новый священник Николай Ефимов сообщил об этом в Рязанскую духовную консисторию. И поскольку в храме должно быть отопление или тёплый придел, Консистория постановила принудить к строительству тёплого придела прихожан Спасской церкви. Каменная Спасская церковь без колокольни окончена постройкой и освящена в 1791 г. Старый деревянный храм по указу Консистории от 23 марта 1794 г. был отдан в с. Кочуры Данковского уезда. В 1813 г. тёсовая кровля каменного Спасского храма потребовала ремонта, и по просьбе прихожан Консистория отправила указ о дозволении провести работы, но до 1818 г. не только не был проведён ремонт, но даже и не заготовлен материал. В итоге, как докладывал в Консисторию благочинный, кровля вместе с решетником обвалилась на алтаре и трапезной и через своды образовалась течь, а в сводах трапезной появились трещины. По данным клировой ведомости за 1870 г., причт Спасского храма состоял из " священника, дьячка и пономаря. Земли при церкви усадебной 3 дес., пахотной 33 дес., сенокосной нет. Дома у священно- и церковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле " . Летом 1887 г. при обозрении храмов Раненбургского уезда с. Гагино посетил Преосвященный Феоктист (Попов), епископ Рязанский и Зарайский, особенно отметивший священника Спасской церкви Алексия Грацианского: " Священник Алексий отличается особым усердием в проповедовании слова Божия и ревностен в исполнении своих пастырских обязанностей. При ревизии представил за текущий год 15 проповедей, 13 собеседований и отчёт о 37 говоренных им импровизаций по надлежаще рассмотренной программе. Документы ведутся исправно и старательно, но летописи нет. В приходе есть школа грамотности, занятия ведёт сам священник, в первой группе обучается 20 мальчиков, во второй - 8 мальчиков и 5 девочек " . |
71. Поясом опоясывали они чресла свои (Лук. 12:35), в подражание полагавшим начатки чина иноческого, в Ветхом Завете, Илие и Елиссею, а в Новом, св. Иоанну Предтече и в означение всегдашней готовности на брань мысленную, при трезвении и внимании себе (пр. Касс. кн. 1, п. 2). 72. Нарамником, по пр. Кассиану, аналавом, около шеи и груди стягивали ширящуюся одежду, для приспособления себя к неленостному совершению всякого дела и всякой работы, и к поднятию всякого труда (Касс. кн. 1, п. 6), и в означение, что им всегда надлежит быть готовыми на служение Богу (Созомен). Этим внушалось также теснее ограничивать себя в своих пожеланиях, чтоб тем беспрепятственнее и охотнее работать Господу. 73. Кукуллий напоминал, что они должны жить чисто и непорочно, подобно питающимся млеком детям (Созом.), и обязывал ко всегдашнему хранению детской невинности и простоты, чтобы возвратясь к детству о Христе, каждый из них мог нелицемерно петь: «Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в великих, ниже дивных паче мене» (Пс. 130:1) (Касс. кн. 1, н. 4). 74. Милоть носили они в подражание пророку Илие и всем тем, о которых пишет Апостол: «проидоша в милотех, в козиих кожах» (Евр. И, 37); и в означение, что они, умертвив в себе всякое стремление плотских страстей, должны твердо стоять в добродетелях и не допускать, чтобы в теле их –оставалось что либо от жара юности и влечений прежней жизни (там же п. 8),— чтобы при взгляде на эту кожу, всегда иметь в памяти добродетели пророка Илии, мужественно противиться нечистым пожеланиям, и как чрез подражайте ему, так и в надежде, подобных же воздаяний ревностнее сохранять целомудрие (Созомен). 75. Мантийца изображала их смирение, бегание простора и пышности и всякой тщеславной показности (пр. Касс. кн. – 1, п. 7). 76. Сандалии давали разуметь, что если, живя в мире, не можем мы совершенно отрешиться от всякого попечения о своей плоти, то, по крайней мере, удовлетворяли бы потребностям телесным попечением легким, не допуская убийственным заботам века сего опутывать ног своих, чтоб таким образом свободнее было им тещи в след вони мира Христова (пр. Касс. кн. 1, п. 10). |
«“Московское Епархиальное Общество борьбы с пьянством”, – писал Иван Георгиевич Айвазов, – его многочисленные отделы, его издательская журнальная и другого вида деятельность, наконец... первый под кровом Церкви Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, потребовавший немало средств и всяких забот, – все это плод исключительных трудов и забот Высокопреосвященного Владимира, который вложил в это дело столько инициативы, личных трудов – литературных, организаторских и лекторских, а также и материальных средств, что невольно приходишь в священный трепет при виде этой стройной и громадной работы, запечатленной характером истинного подвига в борьбе за Трезвую Русь, – я говорю подвига , потому что здесь мы имеем дело действительно с подвигом абсолютного воздержания митрополита Владимира от всяких спиртных напитков, что служит главным фактором вдохновенной работы и московского духовенства на ниве отрезвления народа» . 16 июня 1902 года, благодаря трудам митрополита Владимира, в аудитории Императорского исторического музея на Красной площади были открыты общеобразовательные курсы для рабочих города Москвы. Открытие курсов привлекло множество народа, вся аудитория исторического музея, с прилегающими к ней помещениями, была переполнена рабочими, мужчинами и женщинами. Множество рабочих за недостатком места остались около здания музея и на Красной площади. В конце молебна митрополит Владимир обратился к рабочим со словом, в котором, обрисовав нужность и полезность подобных чтений, сказал: «Две силы в мире ведут борьбу из-за господства, – это сила добра и сила зла, и первая всегда встречала и встречает препятствия со стороны поледней. Доказательством сему – Сам Господь, заплативший Своею кровию за любовь к человеческому роду, доказательством тому и целый сонм мучеников, пострадавших за имя Христово. И, однако, не тот прав, кто с отчаянием говорит: “все погибло, ничто уже не поможет”, но прав наш Спаситель, Который говорит: жатва многа . Не тот прав, кто везде и всюду видит только зло и неисправимую порчу нравов, но тот, кто усматривает в людях черты, которыми Господь все еще привлекает к Себе народ Свой вопреки всякому противодействию со стороны людей. |
Работа шла очень быстро, пока я, постепенно знакомясь с китайским текстом, не дошел до окончательного разочарования в авторитетности его самого. Я выписал из Китая другой перевод Нов. Завета. Оказывается, что один буквален до шероховатости языка и часто до непонятности, другой изукрашен – очень часто до совершенной перефразировки и до пропуска или вставки многих слов. Это заставило мена тщательно следить за текстом по русскому и славянскому переводам. Изредка встречающаяся несогласия между тем и другим (всегда сколько я заметил, не в пользу первого) побудили меня заглядывать еще в Вульгату и в английский текст, наконец, я достал и греческий Нов. Завет. Просматривая каждый стих во всех этих чтениях, а в трудных местах прочитывая и толкование Златоуста, я, наконец, дошел до такой медленности в переводе, что в 5 часов, которые посвящались в сутки на эту работу, переводил не более 15 стихов. Переводить в последнее время я уже стал сам, отдавая текст лишь после на просмотр ученому японцу. Так переведены: соборные послания, послания ап. Павла к галатам, ефесеям, филипийцам и колоссянам и половина послания к римлянам. Оглядываясь теперь на эти переводы, я снова вижу в них бесчисленные неисправности. Переведенные же сначала: четыре евангелия и деяния требуют нового перевода. В промежутках этой работы переведены с китайского: Православное Исповедание св. Димитрия Ростовского , Катехизис для оглашенных, Краткая Св. История Вет. Завета, Утренняя и Вечерняя молитвы; со славянского: Обряд присоединения иноверных и крещения. Между тем я старался делать, что возможно, и для непосредственной миссионерской цели. На первый раз, конечно, нужно было искать людей, которые, приняв христианство , способны были бы, в свою очередь, сами служить к распространению его. Хакодате, к несчастию, слишком дурное место для этого: это небольшой город в северной части Японии, получивший значение лишь со времени открытия его для иностранцев, с тех пор мало по малу расширяющая, но в составе своём решительно не имеющий требуемых элементов; нет здесь ни ученых, которые массами праздно шатаются в Едо, или в других значительных местах, ни образованных бонз, ни вообще людей не занятых. |
Штат Покровского храма перед революцией составляли два священника, диакон и два псаломщика. Почти 40 лет священствовал в Покровской церкви Михаил Иванович Платонов. Он родился в 1840 г. в семье священника Богословской церкви с. Головщино Липецкого уезда Ивана Григорьевича Платонова. Окончил Тамбовскую духовную семинарию в 1862 г., после чего учительствовал в Сокольской сельской школе, а в 1864 г. был рукоположен в священника в с. Екатеринино Козловского уезда. В 1875 г. переведён к Покровской церкви г. Липецка, в которой прослужил до 1912 г., последние десять лет — в качестве настоятеля. С 1881 г. о. Михаил состоял законоучителем Диконского сельского училища, с 1894 г. — заведующим и законоучителем церковно-приходской школы при Покровском храме. За свои пастырские и педагогические труды о. Михаил был награжден набедренником (1867 г.), скуфьёй (1881 г.), камилавкой (1890 г.), наперсным крестом (1899 г.). Он пользовался авторитетом и уважением и среди липецкого городского духовенства, которое выбрало его своим духовником в 1897 г. Но более всех прослужил в Покровской церкви вначале пономарём, а затем псаломщиком Иван Фёдорович Орлов, сын дьячка с. Ивановка, Лодыгино тож Липецкого уезда. С 1851 по 1910 г. состоял он в штате храма. В 1901 г. за 50-летнюю безупречную и «отличную службу» Иван Фёдорович Орлов был «Высочайше награждён» золотой медалью на аннинской ленте. С 1896 г. десять лет прослужил в храме в должности диакона Иван Михайлович Рощин, рукоположенный в 1906 г. в священника с. Хрущёвка Липецкого уезда. Более 30 лет состоял церковным старостой при Покровском храме личный почётный гражданин Павел Алексеевич Котельников, много трудов и собственных средств положивший на благоукрашение своей приходской церкви. Впервые он был утверждён ктитором храма в 1882 г. С тех пор постоянно заботился о Покровском храме и почти каждый год сам жертвовал крупные суммы на приобретение утвари, ремонтные и отделочные работы, устройство киотов для икон и т. д. Так, в 1887 г. он приобрел для храма сребровызолоченный ковчег с эмалевыми украшениями в футляре из палисандра на сумму 1 015 руб., в 1889 г. — сребропозолоченную ризу на почитаемую липчанами Владимирскую икону Божией Матери на сумму 895 руб., в 1891 г. — киоты для Владимирской и Скорбященской икон Божией Матери на сумму 900 руб., в 1897 г. произвёл работы по промывке, ремонту и золочению иконостасов, ремонту и покраске паперти и рам на сумму 1 540 руб., в 1902 г. — реставрацию всей настоящей церкви и возобновление в ней живописи на сумму 770 руб. и пр. Радение ктитора П.А. Котельникова о своем приходском храме было отмечено наградой — в 1894 г. ему была «Высочайше пожалована» за полезную службу в должности церковного старосты золотая медаль «За усердие» на Станиславской ленте. |
| |