Пост дан нам для того, чтобы победить себя Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином 11 марта, 2016 Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином 14 марта в жизни православных христиан начинается особое время – Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. — «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков»… Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди — книге, по которой совершаются богослужения в этот период. Владыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью? — Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Постной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет покаяния» — вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша повседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с церковным учением, не только говорить высокие слова о духовной жизни, но и попытаться их воплотить. И пост — это время, когда нужно постараться это сделать. Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей — работы, семьи, детей — наша жизнь наполнена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая телевизором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас буквально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного времени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански. Сам пост как воздержание в пище — лишь некий костыль, поддержка для человека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками. — Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь? |
Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей - работы, семьи, детей - наша жизнь наполнена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая телевизором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас буквально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного времени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански. Сам пост как воздержание в пище - лишь некий костыль, поддержка для человека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками. - Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь? - О самом настоящем. Хотя, конечно, не о том, которое часто приходится видеть: скажем, летит по городу машина, из которой слышна музыка такой громкости, что все вокруг дрожит... Настоящее веселье души - это радость человека, ощущающего свою близость к Богу. Радость человека, сделавшего доброе дело. Она доступна только тому, кто старается соблюсти заповеди Божии и идти в своей жизни по пути добродетели. И каждое доброе слово, каждая удавшаяся попытка помочь кому-то, облегчить его страдания приводят к тому, что настоящая духовная радость и духовное веселье воцаряются в человеческом сердце. - Владыка, я попрошу Вас напомнить об основных правилах. Как правильно поститься и какие «составляющие» должны быть у нашего поста? - Да, пост состоит из целого ряда составляющих. Прежде всего, это воздержание от пищи животного происхождения - мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы (что касается поста Великого), а в некоторые периоды даже от растительного масла. Но пост - это изменение и всей нашей повседневной жизни. Это время, когда мы призваны молиться больше, чем обычно. Особенно это касается церковной молитвы: нужно постараться ходить в храм почаще. Человек, который, как обычно, ходит в церковь только по воскресеньям, Великого поста может даже не заметить. В воскресенье в храмах совершается почти такое же богослужение, как и в течение всего года. Собственно постовая служба - это принадлежность будничных дней недели. Службы длинные, не всегда и не всем возможно их посетить полностью, но нужно обязательно приходить в храм хотя бы ненадолго. В первую седмицу Великого поста вечером в наших храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На этих службах нужно обязательно побывать для того, чтобы в полной мере ощутить литургические особенности Великого поста. |
Булкин В., Овсянников О. Антониев-Сийский монастырь//Памятники архангельского Севера. – Архангельск, 1991. С. 85–93. В январе 1543 г. великий князь Иван III послал на Двину грамоту о пожаловании Сийскому монастырю ( " били ми челом з Двины от Живоначальные Троицы, с Сии с Михайлова озера игумен Онтонеи з братею, а сказывает, что тот монастыр поставил на пустыне тому османатцат лет " ) всяких угодий к Емце, Сии и Ваймуге по три версты в длину, а к Каргополю на пять верст. Так получил первое земельное пожалование монастырь, основанный выходцем из крестьянской семьи Антонием ( " от веси, глаголемыя Кехты, от пределов Двинския области, иже близ Студенаго моря акиана " ), монастырь, который быстро стал превращаться в крупнейшего феодала Подвинья. Экономическая мощь монастыря способствовала превращению новой обители в культурный центр, расцвет которого приходится на XVI-XVII вв. Именно в этот период составляется великолепное собрание рукописных книг, возводится обширный комплекс каменных построек, для которых писали иконы столичные и местные мастера-живописцы, предметами высокого художественного достоинства пополнялась ризница. Первые каменные постройки в Подвинье были возведены именно здесь; в Сийском монастыре делала " первые шаги " и строительная культура Подвинья. На формирование художественных вкусов и традиций Северного Поморья оказали влияние работы живописных артелей, которые приглашал монастырь, монастырские ремесленники. Первая деревянная церковь во имя Троицы была построена сразу же после основания монастыря. Затем возводится Благовещенская церковь с трапезною, монастырская ограда и надвратный храм во имя Сергия Радонежского, которые в начале 40-х годов XVI в. сгорели , но сразу же были отстроены. В Сотной 1593 г. с писцовых книг князя В. А. Звенигородского 1586-1587 гг. монастырь описан так: " На Двине в Еметцком стану, в Сие на Михайлове острову на озере монастырь Троицы Живоначалные Онтоньевы пустыни, а на монастыре церков Троица Живоначалная древяна вверх, да церков теплая Благовещенье Пречистые, да церков на воротех Сергей Чюдотворец, на монастыре ж двор конюшенной, двор гостии да за озером двор коровей " . Вполне возможно, что в Сотной 1593 г. или по крайней мере в опубликованном списке Сотной некоторые детали описания монастыря 1586-1587 гг. утрачены. Так, в писцовых книгах сказано: " церковь Троица Живоначальная, древяна, в верх шатром " . Постройки монастыря находились на тех местах, где впоследствии были возведены каменные здания, т. е. планировка ансамбля в общих чертах сложилась уже в XVI в. |
Они ничего не слышат и неспособны на любовь к ближнему. Я думаю, что и здесь надо жить, как будто нет никаких желаний и никакого будущего, и быть всецело тем, кто ты есть. Странно бывает, как другие люди тогда держатся за нас, что-то поверяют нам, что-то выслушивают. Я пишу обо всем этом, потому что считаю, что в настоящий момент у тебя есть огромная задача, и потому что позднее ты будешь мысленно радоваться, что выполнил ее, насколько это было возможно. Когда знаешь, что кто-нибудь находится в опасности, то хочется думать о нем всецело как о том, кто он и есть. Бывают исполненные жизни, несмотря на множество неисполненных желаний,— вот что я хотел сказать. Прости, что я то и дело делюсь с тобой такими «размышлениями», но здесь я живу в основном размышляя, а ты меня правильно понимаешь. В остальном же я должен добавить к уже сказанному, что больше чем когда-либо верю в то, что мы идем навстречу исполнению наших желаний и ни в коем случае не должны поддаваться отчаянию. ...Сейчас я снова неделями не заглядываю в Библию; до сих пор не знаю, как к этому относиться; при этом у меня нет чувства вины, и я знаю, что спустя некоторое время я опять с жадностью наброшусь на нее. Можно ли считать такой духовный процесс «естественным»? Я почти склоняюсь к этому. Знаешь, во времена нашей vita communis такое уже случалось; конечно, тут всегда есть опасность, что можно распуститься, но все-таки пугаться этого не стоит, а нужно спокойно поло житься на то, что после нескольких колебаний магнитная стрелка снова застынет, указывая нужное направление. Ты согласен с этим?.. ...На днях исполняется уже год с тех пор, как мы вместе жили и вместе работали... Любопытно, куда приведет нас будущее. Будет ли у нас когда- нибудь общий путь — например, что касается работы, мне бы очень хотелось этого — или мы должны будем довольствоваться прошлым?.. 24.3.44 ...Ты, наверное, сейчас часто мучаешься проблемой крещения твоего ребенка, поэтому-то, главным образом, и пишу тебе, ведь я догадываюсь, что тебя смущает известная «непоследовательность». |
Потом мать Евфросиния в Томск переехала, устроилась при Петропавловском храме. Каникулы я у нее проводила, никуда за ограду храма не выходила. Только с книжечкой сижу на траве. У нее келья была прямо на паперти. Она просфоры пекла. Пела на клиросе. Однажды приезжаю после каникул и говорю родным: жить больше здесь не буду – буду жить с матушкой Евфросинией. И уехала в Томск. Они подумали, подумали, продали дом и тоже в Томск перебрались, за мной следом. В Томске увидела я объявление вышивального техникума, думаю: «Матерь Божия какая рукодельница была. Пойду учиться вышивке». Конкурс был очень большой, но поступила, а в церкви пела на клиросе. Когда узнали, что я в церкви пою, начались нападки. Одна учительница заставляла меня крест снять. Как урок начинает, так ко мне: «Сними крест». Папу вызывали. Он был партийный, говорит мне: «Ты снаружи-то крест не носи». А я отвечаю: «Я христианка, чего я буду бояться? Ты, папа, не вмешивайся в мою жизнь. Ты мне крест не надевал, и ты его у меня не снимешь. И она не снимет». Учитель по рисованию за меня заступился: «Что вы ее мучаете? В конституции записано о свободе вероисповедания». Но все-таки они мне разряд понизили, хотя я на пятерки училась. Как-то потом уже я эту учительницу встретила. Вся согнутая такая, говорит: «Лидочка, я страдаю, муж бросил, ребенок умер...» Просила прощения у меня. Ну я-то что?.. Ей бы с Господом примириться. Сам Господь меня вёл Двадцать один год мне был. И вот появляется вдруг сильное внутреннее чувство: поезжай в Киев. Чувство это меня не оставляет, покоя не дает: уезжай насовсем. Там тебе всё будет. А мы тогда только дом выстроили, коровку купили, свинью. Только, что называется, жить начали, я работать поступила, преподавать вышивку в школе начала. Но не смогла до Пасхи дожить, решаюсь ехать. Мама меня одну не пускает, только со своей теткой – с матушкой Евфросинией. Вот мы и поехали. В Киев, потом в Почаев. Там познакомилась с такой же странницей, как и я, Зинаидой из Новосибирска. Год прожила без прописки, без работы – то в Киеве, в Лавре, то в Почаеве. Летом с Зинаидой в сарае жили, на соломе спали. Питались просфорами, что в церкви давали. Вот так: вода да просфоры. Но внутренне была спокойная. |
В следствии сего, прошлого 1862 года 28 мая, в тот самый день, в который праздновалось сошествия Святого Духа на Апостолов, - они всем обществом сошлись среди улицы своего селения, в числе 796-ти человек мужчин, женщин и детей, при посторонних лицах городского сословия, бывших на этот раз в деревне и вероятно привлеченных любопытством такой большой сходки народа. При этом весь народ просил своего старшину и общественных старост, что бы они от имени общества вызвали к ним на улицу для переговора управляющего имением одной из владелец г. Путята, Чернского 2 гильдии купца, Алексия Кузьмина Кочетова, что и было исполнено. При появлении Кочетова, все крестьяне, составив из себя полуциркуль, поклонились ему почтительно и объяснив свое желание, стали убедительно просить его, чтобы он принял на себя труд быть их храмостроителем и поверенным но их делам в разных предприятиях касательно церкви. Сперва он не соглашался на это по одному словесному их заявлению; потом, по неотступной их просьбе со слезами [на глазах, решился принять этот труд, сочувствуя их святому делу и благодаря за такое их доверие и расположение, но просил только все это сделать письменно. Тогда крестьяне закричали все в один голос, чтобы подали им стол с белою скатертью и когда поставили его среди улицы, то они обступили оный крутом!, и, позвав своего волостного писаря, просили его тотчас же писать мирской приговор для постройки храма и доверенность (смотри Копию 1-й и 2-Й в Приложснии) на ходатайство о разрешении оной, сами же между тем составили подписку на пожертвование в первый раз, кто что мог, и таким образом крестьяне обоего пола тут же подписались на 300 рублей серебром деньгами; потом сумму эту вписали в приговор, поместив в оном кроме того, что они жертвуют от себя по 5-ти тысяч кирпича с тягла, коих считается в селении 160, что составить восемьсот тысяч, на сумму 10 тысяч рублей серебром, сверх этого всю нужную пропорции известки, песку, дикого камня и прочего лесного материала, на сумму до 1-х» тысяч рублей, а всего до 15 тысяч рублей серебром, обязуясь все прочие работы исполнить натурой с большим усердием. но первому к тому их призыву. В обеспечение же духовного причта отделяют из своего душевого надела, отведенного им по уставными грамотам, указную пропорцию земли, 36 десятин, а равно и под кладбище, словом всю» постройку приняли на собственный свой счет. Бывшее тут сторонние лица (как было выше сказано), видя их ревность и усердие в благом намерении и будучи тронуты до слезь чувством такой любви и благодарности крестьяне, просили позволения принять участие в подписке, ими подписано рублей до 30 деньгами и коло кол во 100 пуд. |
Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. М., 1982. С. 291—436. Выготский Л.С. Мышление и речь М., 1934. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения/В сб.: Психология и марксизм. Л., 1925. Гальперин П.Я. В какой мере понятие «черного ящика» применимо в психологии обучения//Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. М., 1967. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий//Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. Генисаретский О.И. Методол огическая организация системной деятельности/В кн.: Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975. Губачев Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д., Разумов С.А., Стабровский Е.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: Медицина, 1976. Гусев Г.В. Психология общения. М., 1980. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения/В кн.: А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. Джендлин Ю. Фокусирование: новый психотерапевтический метод работы с переживаниями. М.: Класс, 2000. 448 с. Занадворов М.С. Я и Иное//Москов. психот. журн. 1994. 2. С. 179—190. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.—Воронеж: Институт практической психологии, 1997. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.: Новая школа, 1997. Зинченко 5.77., Гордеева Н.Д. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982. Зинченко В. П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983. Конради Г. и др. (Ред.) Физиология труда. М., 1934. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования/В кн.: Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. С. 178—209. Леей Л. (Ред.). Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. 326 с. Леонтьев А.А. Деятельность и общение//Вопросы философии. 1979. 1. Леонтьев А.А. Общение как предмет психологического исследования/В кн.. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. Леонтьев А.А. Психология общения. |
В начале 1910-х годов тема европейского религиозного кризиса обсуждалась в России уже в студенческих аудиториях; в 1911 году в Харькове вышла брошюра проф. В. Ф.Керенского «Римско-католический модернизм. (Его происхождение, сущность и значение)», в Томске — брошюра проф. П. А. Прокошева «Религиозный кризис на Западе Европы. (Модернизм)»; в 1915 году под редакцией К. М. Милорадовича увидел свет сборник «Современные течения религиозно-философской мысли во Франции», содержавший общий очерк модернистского движения Ж. Вильбуа, фрагменты работ А. Сабатье («Критическая теория религиозного познания») и Jle Руа (Леруа) («Как следует ставить проблему Бога»), полный текст Энциклики Пия X, а также избранную библиографию по неокатоличеству, с кратким изложением религиозно-философских идей основоположников модернистского учения и их оппонентов — томистов. Осведомленность и почти научная заинтересованность в неокатоличестве для Мережковского («по природе своей культурного западника» ) были закономерны. Как вспоминала 3. Гиппиус, «Дмитрия Сергеевича поразила близость некоторых идей к его собственным, а также странная близость, несмотря и на большую разницу, этой борьбы за христианство с исторической церковью — к тому, что происходило у нас, в Петербурге, на наших религиозно-философских собраниях. Масштаб был, конечно, другой» . Религиозно-философские собрания 1901 — 1903 годов хронологически почти совпали с монографическими и „программными " выступлениями в печати французских неокатоликов, с публикациями религиозно-философских штудий Луази (его первые «революционные» работы появились в самом начале 1890-х гг.), Сабатье, Лабертоньера и Леруа . Не вдаваясь в детали сходств и различий в рассуждениях русских и французских мыслителей о церковном авторитете и иерархии, папоцезаризме и цезарепапизме, свободе религиозной совести, догматической эволюции в христианстве, обрядах и таинствах, об отношении церкви к государству, современной науке, культуре, искусству, семинарскому образованию и т. д., легко обнаружить общее направление в постановке центральных религиозных вопросов и в стремлении «охристианить» мир. «Русская интеллигенция, находясь в глубоком родстве с движениями Запада, значительную меру своего одушевления черпает там, — говорил В. А. Тернавцев в программной речи на первом собрании 29 ноября 1901 года. — Высшие оправдания, последние цели и зароки той борьбы, которая развилась на Западе между верою и знанием, между светским и духовными началами жизни — она переносит в свои отношения к Церкви русской. Великие открытия и победы человеческого духа, сделанные на Западе в полном разрыве со средневековой, исключительно священническою Церковью она выставляет против Церкви русской — в обличение ее и в доказательство своей правоты. Но к этой же Церкви она в то же время приносит и общеевропейские недоумения и разочарования, запросы и скорбь. Это и дает отчуждению русской интеллигенции от русской Церкви значение общее, мировое» . |
Случается нередко, что человек (очень умный даже) находится под влиянием другого, который для него то же, что безусловный наставник или непогрешимый учитель. Такой человек на все смотрит глазами своего учителя, повторяет его мысли, даже выражения, повторяет с толком, объясняет их хорошо, но постоянно живет чужим умом. Такой человек не имеет самостоятельного взгляда на вещи, не имеет своего мнения, а между тем поприще знания и понимания так берконечно, как берчисленны стороны неисчерпаемой истины! Было бы и ему над чем потрудиться, принести и от себя что-нибудь в общую сокровищницу человечества, была бы и для него своя доля работы, сообразная с его талантами, с его личностью. Учитель его берпрестанно приходит к новым мыслям, берпрестанно делает открытия, а он, вечный покорный ученик, принимает их, повторяет... и довольствуется этою служебною деятельностью. При виде такого человека очень естественно возникает совет, который дают ему одни: «Перестань повторять только чужие мысли, взгляни на вещи сам , имей свое мнение, мнение самостоятельное. Ты удивляешься своему учителю; но учитель твой потому и открывает новые идеи, что самостоятелен. Будь же самостоятелен и ты; тогда и ты что-нибудь сделаешь на пользу общую». Совет, кажется, очень законный, не правда ли? Совет, который дадим мы всякому человеку. Но гораздо легче принимать и повторять, хотя и с толком, чужие мысли, чем думать самому; гораздо удобнее роль смиренного последователя и ученика, безусловно восхищающегося учителем, чем роль самобытного деятеля, все подвергающего собственной критике; гораздо приятнее призрак умственной деятельности, не нами совершаемой, но нами отражаемой в себе; гораздо меньше труда быть несамостоятельным и гордо светиться чужим, заемным, дешево добытым блеском... И вдруг раздается противоположный совет: разве может быть свое мнение, свое воззрение? Воззрение должно быть общечеловеческое. «Должно иметь воззрение не свое, а общечеловеческое». Громкая фраза, но ложная в самом построении своем. Общечеловеческое само по себе не существует; оно существует в личном разумении отдельного человека. Чтобы понять общечеловеческое, нужно быть собою , надо иметь свое мнение , надо мыслить самому. Но что же поймет тот, кто своего мнения не имеет, а живет чужими мнениями? Что же сделает, что же придумает он сам ? Ничего: за него думают другие; а он живет под умственным авторитетом других и сам ничего не может сделать для общего дела. Только самостоятельные умы служат великому делу человеческой мысли. Скажите, спрашиваю я наконец: хорошо ли, если человек не имеет своего мнения ? Надеюсь, что мне ответят: нет. Ведь только Молчалины говорят: |
Побеседовать с Ниной Ильиничной, с нашими ветеранами было интересно еще и потому, что с начала 1990-х появляются в России новые книги о войне, где в исключительном, едва ли не победном блеске представлены солдаты и военачальники побежденной Германии. Вслед за летчиками-асами люфтваффе речь пошла и о немецких танкистах. В книге американских авторов С. Митчема и Д. Мюллера «Командиры третьего рейха» величайшим танкистом Второй мировой войны назван Михаэль Виттман из танковых частей СС. Во время Курской битвы он, как утверждается, уничтожил 30 советских танков и 28 орудий. До своей гибели в июле 1944 года Виттман на Восточном и Западном фронте, по немецким данным, уничтожил 138 танков и 132 артиллерийских орудия. Что можно сказать по этому поводу? Видимо, до выяснения полной картины битв и потерь во Второй мировой войне еще далеко. Но, во всяком случае, едва ли у немецких танкистов были лучшие возможности подсчета подбитых и уничтоженных машин, чем у наших. Можно ли в ходе боя отличить безошибочно подбитый танк от уничтоженного? Значительное число подбитых машин восстанавливалось ремонтниками в сжатые сроки. Не отрицая высокой боевой выучки немцев, можно ли с абсолютной верой относиться к их донесениям и пропаганде? Приведем две цитаты. В книге «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуль пишет об исследовании «Битва за Атлантику выиграна» (М., 1959) американского историка, состоявшего при президенте Ф. Рузвельте историографом войны на море, С.Э. Морисона: «Он считал, что документа точнее вахтенного журнала быть не может на белом свете, и потому после победы с радостью заполучил для работы «дневники» кораблей фашистского флота... Его постигло жестокое разочарование! «Для большинства вахтенных журналов, — писал С. Морисон, — характерны преувеличения и даже искажения истины». Морисон заметил, что вахтенные журналы большинства кораблей флота Германии заполнялись после возвращения корабля или подлодки на базу (что недопустимо!). Морисон пришел к печальному выводу, что показаниям гитлеровских моряков не доверяло даже собственное командование, проверяя все их боевые отчеты по сведениям нейтральной прессы и радиовещанию Би-би-си». |
| |