Пост дан нам для того, чтобы победить себя Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином 11 марта, 2016 Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином 14 марта в жизни православных христиан начинается особое время – Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. — «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков»… Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди — книге, по которой совершаются богослужения в этот период. Вла­дыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью? — Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Постной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет покаяния» — вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша повседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с цер­ковным учением, не только говорить высокие слова о духовной жизни, но и по­пытаться их воплотить. И пост — это время, когда нужно постараться это сделать. Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей — ра­боты, семьи, детей — наша жизнь напол­нена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая теле­визором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас бук­вально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного вре­мени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански. Сам пост как воздержание в пище — лишь некий костыль, поддержка для че­ловека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками. — Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь?

http://pravmir.ru/post-dan-nam-dlya-togo...

Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей - ра­боты, семьи, детей - наша жизнь напол­нена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая теле­визором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас бук­вально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного вре­мени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански. Сам пост как воздержание в пище - лишь некий костыль, поддержка для че­ловека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками. - Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь? - О самом настоящем. Хотя, конечно, не о том, которое часто приходится ви­деть: скажем, летит по городу машина, из которой слышна музыка такой гром­кости, что все вокруг дрожит... Настоящее веселье души - это ра­дость человека, ощущающего свою бли­зость к Богу. Радость человека, сделав­шего доброе дело. Она доступна только тому, кто старается соблюсти заповеди Божии и идти в своей жизни по пути до­бродетели. И каждое доброе слово, каж­дая удавшаяся попытка помочь кому-то, облегчить его страдания приводят к то­му, что настоящая духовная радость и ду­ховное веселье воцаряются в человече­ском сердце. - Владыка, я попрошу Вас на­помнить об основных правилах. Как правильно поститься и какие «со­ставляющие» должны быть у нашего поста? - Да, пост состоит из целого ряда со­ставляющих. Прежде всего, это воздер­жание от пищи животного происхожде­ния - мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы (что касается поста Великого), а в некоторые периоды даже от расти­тельного масла. Но пост - это изменение и всей нашей повседневной жизни. Это время, когда мы призваны молиться больше, чем обычно. Особенно это касается церковной мо­литвы: нужно постараться ходить в храм почаще. Человек, который, как обычно, ходит в церковь только по воскресеньям, Великого поста может даже не заметить. В воскресенье в храмах совершается поч­ти такое же богослужение, как и в течение всего года. Собственно постовая служ­ба - это принадлежность будничных дней недели. Службы длинные, не всегда и не всем возможно их посетить полно­стью, но нужно обязательно приходить в храм хотя бы ненадолго. В первую седми­цу Великого поста вечером в наших хра­мах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На этих службах нужно обяза­тельно побывать для того, чтобы в полной мере ощутить литургические особенности Великого поста.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Булкин В., Овсянников О. Антониев-Сийский монастырь//Памятники архангельского Севера. – Архангельск, 1991. С. 85–93. В январе 1543 г. великий князь Иван III послал на Двину грамоту о пожаловании Сийскому монасты­рю ( " били ми челом з Двины от Живоначальные Троицы, с Сии с Михайлова озера игумен Онтонеи з братею, а сказывает, что тот монастыр поставил на пустыне тому османатцат лет " ) всяких угодий к Емце, Сии и Ваймуге по три версты в длину, а к Каргополю на пять верст. Так получил первое зе­мельное пожалование монастырь, основанный вы­ходцем из крестьянской семьи Антонием ( " от веси, глаголемыя Кехты, от пределов Двинския области, иже близ Студенаго моря акиана " ), монастырь, ко­торый быстро стал превращаться в крупнейшего феодала Подвинья. Экономическая мощь монастыря способствовала превращению новой обители в культурный центр, расцвет которого приходится на XVI-XVII вв. Именно в этот период составляется великолепное собрание рукописных книг, возводится обширный комплекс каменных постро­ек, для которых писали иконы столичные и мест­ные мастера-живописцы, предметами высокого ху­дожественного достоинства пополнялась ризница. Первые каменные постройки в Подвинье были возведены именно здесь; в Сийском монастыре де­лала " первые шаги " и строительная культура По­двинья. На формирование художественных вкусов и традиций Северного Поморья оказали влияние ра­боты живописных артелей, которые приглашал мо­настырь, монастырские ремесленники. Первая де­ревянная церковь во имя Троицы была построена сразу же после основания монастыря. Затем воз­водится Благовещенская церковь с трапезною, мо­настырская ограда и надвратный храм во имя Сергия Радонежского, которые в начале 40-х годов XVI в. сгорели , но сразу же были отстроены. В Сотной 1593 г. с писцовых книг князя В. А. Звени­городского 1586-1587 гг. монастырь описан так: " На Двине в Еметцком стану, в Сие на Михайлове острову на озере монастырь Троицы Живоначалные Онтоньевы пустыни, а на монастыре церков Троица Живоначалная древяна вверх, да церков теплая Благовещенье Пречистые, да церков на воротех Сергей Чюдотворец, на монастыре ж двор ко­нюшенной, двор гостии да за озером двор коровей " . Вполне возможно, что в Сотной 1593 г. или по крайней мере в опубликованном списке Сотной некоторые детали описания монастыря 1586-1587 гг. утрачены. Так, в писцовых книгах сказано: " церковь Троица Живоначальная, древяна, в верх шатром " . Постройки монастыря находились на тех местах, где впоследствии были возведены ка­менные здания, т. е. планировка ансамбля в общих чертах сложилась уже в XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=08656

Они ничего не слышат и неспособны на любовь к ближнему. Я думаю, что и здесь надо жить, как будто нет ни­каких желаний и никакого будущего, и быть всеце­ло тем, кто ты есть. Странно бывает, как другие люди тогда держатся за нас, что-то поверяют нам, что-то выслушивают. Я пишу обо всем этом, потому что считаю, что в настоящий момент у тебя есть огромная задача, и потому что позднее ты будешь мысленно радоваться, что выполнил ее, насколько это было возможно. Когда знаешь, что кто-нибудь находится в опасности, то хочется думать о нем всецело как о том, кто он и есть. Бы­вают исполненные жизни, несмотря на множество неисполненных желаний,— вот что я хотел сказать. Прости, что я то и дело делюсь с тобой такими «размышлениями», но здесь я живу в основном размышляя, а ты меня правильно понимаешь. В остальном же я должен добавить к уже сказан­ному, что больше чем когда-либо верю в то, что мы идем навстречу исполнению наших желаний и ни в коем случае не должны поддаваться отчая­нию. ...Сейчас я снова неделями не заглядываю в Библию; до сих пор не знаю, как к этому относи­ться; при этом у меня нет чувства вины, и я знаю, что спустя некоторое время я опять с жадностью наброшусь на нее. Можно ли считать такой духов­ный процесс «естественным»? Я почти склоняюсь к этому. Знаешь, во времена нашей vita communis такое уже случалось; конечно, тут всегда есть опасность, что можно распуститься, но все-таки пугаться этого не стоит, а нужно спокойно поло­ житься на то, что после нескольких колебаний магнитная стрелка снова застынет, указывая ну­жное направление. Ты согласен с этим?.. ...На днях исполняется уже год с тех пор, как мы вместе жили и вместе работали... Любопытно, куда приведет нас будущее. Будет ли у нас когда- нибудь общий путь — например, что касается ра­боты, мне бы очень хотелось этого — или мы дол­жны будем довольствоваться прошлым?.. 24.3.44  ...Ты, наверное, сейчас часто мучаешься про­блемой крещения твоего ребенка, поэтому-то, главным образом, и пишу тебе, ведь я догады­ваюсь, что тебя смущает известная «непоследова­тельность».

http://predanie.ru/book/220780-soprotivl...

Потом мать Евфросиния в Томск переехала, устроилась при Петропавловском храме. Каникулы я у нее проводила, ни­куда за ограду храма не выходила. Только с книжечкой сижу на траве. У нее келья была прямо на паперти. Она просфоры пек­ла. Пела на клиросе. Однажды приезжаю после каникул и го­ворю родным: жить больше здесь не буду – буду жить с матуш­кой Евфросинией. И уехала в Томск. Они подумали, подума­ли, продали дом и тоже в Томск перебрались, за мной следом. В Томске увидела я объявление вышивального техникума, думаю: «Матерь Божия какая рукодельница была. Пойду учиться вышивке». Конкурс был очень большой, но поступи­ла, а в церкви пела на клиросе. Когда узнали, что я в церкви пою, начались нападки. Одна учительница заставляла меня крест снять. Как урок начинает, так ко мне: «Сними крест». Папу вызывали. Он был партий­ный, говорит мне: «Ты снаружи-то крест не носи». А я отве­чаю: «Я христианка, чего я буду бояться? Ты, папа, не вмеши­вайся в мою жизнь. Ты мне крест не надевал, и ты его у меня не снимешь. И она не снимет». Учитель по рисованию за меня заступился: «Что вы ее мучаете? В конституции записано о свободе вероисповедания». Но все-таки они мне разряд пони­зили, хотя я на пятерки училась. Как-то потом уже я эту учительницу встретила. Вся согну­тая такая, говорит: «Лидочка, я страдаю, муж бросил, ребенок умер...» Просила прощения у меня. Ну я-то что?.. Ей бы с Господом примириться. Сам Господь меня вёл Двадцать один год мне был. И вот появляется вдруг сильное внутреннее чувство: поезжай в Киев. Чувство это меня не оставляет, покоя не дает: уезжай насовсем. Там тебе всё будет. А мы тогда только дом выстроили, коровку купили, свинью. Только, что называется, жить начали, я работать поступила, преподавать вышивку в школе начала. Но не смогла до Пасхи дожить, решаюсь ехать. Мама меня одну не пускает, только со своей теткой – с ма­тушкой Евфросинией. Вот мы и поехали. В Киев, потом в Почаев. Там познакомилась с такой же странницей, как и я, Зи­наидой из Новосибирска. Год прожила без прописки, без ра­боты – то в Киеве, в Лавре, то в Почаеве. Летом с Зинаидой в сарае жили, на соломе спали. Питались просфорами, что в церкви давали. Вот так: вода да просфоры. Но внутренне была спокойная.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В следствии сего, прошлого 1862 года 28 мая, в тот самый день, в который праздновалось сошествия Святого Духа на Апостолов, - они всем обществом сошлись среди улицы своего селения, в числе 796-ти человек мужчин, женщин и детей, при посторонних лицах городского сословия, бывших на этот раз в деревне и вероятно привлеченных любопытством такой большой сходки народа. При этом весь народ просил своего старшину и общественных старост, что бы они от имени общества вызвали к ним на улицу для переговора управляющего имением одной из владелец г. Путята, Чернского 2 гильдии купца, Алексия Кузьмина Кочетова, что и было исполнено. При появлении Кочетова, все крестьяне, составив из себя полуциркуль, поклонились ему почтительно и объяснив свое желание, стали убедительно просить его, чтобы он принял на себя труд быть их храмостроителем и поверенным но их делам в разных предприятиях касательно церкви. Сперва он не соглашался на это по одному сло­весному их заявлению; потом, по неот­ступной их просьбе со слезами [на глазах, решился принять этот труд, со­чувствуя их святому делу и благодаря за такое их доверие и расположение, но просил только все это сделать письмен­но. Тогда крестьяне закричали все в один голос, чтобы подали им стол с белою скатертью и когда поставили его среди улицы, то они обступили оный кру­том!, и, позвав своего волостного писа­ря, просили его тотчас же писать мир­ской приговор для постройки храма и доверенность (смотри Копию 1-й и 2-Й в Приложснии) на ходатайство о разрешении оной, сами же между тем соста­вили подписку на пожертвование в пер­вый раз, кто что мог, и таким образом крестьяне обоего пола тут же под­писались на 300 рублей серебром деньгами; потом сумму эту вписали в приговор, поместив в оном кроме того, что они жертвуют от себя по 5-ти тысяч кирпича с тягла, коих считается в селении 160, что составить восемьсот тысяч, на сумму 10 тысяч рублей серебром, сверх этого всю нужную пропор­ции известки, песку, дикого камня и про­чего лесного материала, на сумму до 1-х» тысяч рублей, а всего до 15 тысяч ру­блей серебром, обязуясь все прочие ра­боты исполнить натурой с большим усердием. но первому к тому их призы­ву. В обеспечение же духовного причта отделяют из своего душевого надела, отведенного им по уставными грамотам, указную пропорцию земли, 36 десятин, а равно и под кладбище, словом всю» постройку приняли на собственный свой счет. Бывшее тут сторонние лица (как было выше сказано), видя их ревность и усердие в благом намерении и будучи тронуты до слезь чувством такой любви и благодарности крестьяне, просили позволения принять участие в подписке, ими подписано рублей до 30 деньгами и коло кол во 100 пуд.

http://sobory.ru/article/?object=10002

Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. М., 1982. С. 291—436. Выготский Л.С. Мышление и речь М., 1934. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения/В сб.: Психология и марксизм. Л., 1925. Гальперин П.Я. В какой мере понятие «черного ящика» применимо в психологии обучения//Теория поэтапного формирования умствен­ных действий и управление процессом учения. М., 1967. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном форми­ровании умственных действий//Исследование мышления в советс­кой психологии. М., 1966. Генисаретский О.И. Методол огическая организация системной деятель­ности/В кн.: Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975. Губачев Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д., Разумов С.А., Стабровский Е.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: Медицина, 1976. Гусев Г.В. Психология общения. М., 1980. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и пси­хического отражения/В кн.: А.Н. Леонтьев и современная психоло­гия. М., 1983. Джендлин Ю. Фокусирование: новый психотерапевтический метод ра­боты с переживаниями. М.: Класс, 2000. 448 с. Занадворов М.С. Я и Иное//Москов. психот. журн. 1994. 2. С. 179—190. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.—Воронеж: Институт практи­ческой психологии, 1997. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.: Но­вая школа, 1997. Зинченко 5.77., Гордеева Н.Д. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982. Зинченко В. П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983. Конради Г. и др. (Ред.) Физиология труда. М., 1934. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования/В кн.: Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. С. 178—209. Леей Л. (Ред.). Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. 326 с. Леонтьев А.А. Деятельность и общение//Вопросы философии. 1979. 1. Леонтьев А.А. Общение как предмет психологического исследования/В кн.. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. Леонтьев А.А. Психология общения.

http://predanie.ru/book/220888-metodolog...

В начале 1910-х годов тема европейского религиозного кризиса обсуждалась в России уже в студенческих аудито­риях; в 1911 году в Харькове вышла брошюра проф. В. Ф.Керенского «Римско-католический модернизм. (Его происхождение, сущность и значение)», в Томске — бро­шюра проф. П. А. Прокошева «Религиозный кризис на Западе Европы. (Модернизм)»; в 1915 году под редакцией К. М. Милорадовича увидел свет сборник «Современные течения религиозно-философской мысли во Франции», содержавший общий очерк модернистского движения Ж. Вильбуа, фрагменты работ А. Сабатье («Критическая теория религиозного познания») и Jle Руа (Леруа) («Как следует ставить проблему Бога»), полный текст Энцикли­ки Пия X, а также избранную библиографию по неокато­личеству, с кратким изложением религиозно-философ­ских идей основоположников модернистского учения и их оппонентов — томистов. Осведомленность и почти научная заинтересованность в неокатоличестве для Мережковского («по природе своей культурного западника» ) были закономерны. Как вспоминала 3. Гиппиус, «Дмитрия Сергеевича поразила близость некоторых идей к его собственным, а также странная близость, несмотря и на большую разницу, этой борьбы за христианство с исторической церковью — к то­му, что происходило у нас, в Петербурге, на наших рели­гиозно-философских собраниях. Масштаб был, конечно, другой» . Религиозно-философские собрания 1901 — 1903 годов хронологически почти совпали с монографическими и „программными " выступлениями в печати француз­ских неокатоликов, с публикациями религиозно-фило­софских штудий Луази (его первые «революционные» ра­боты появились в самом начале 1890-х гг.), Сабатье, Лабертоньера и Леруа . Не вдаваясь в детали сходств и различий в рассуждениях русских и французских мысли­телей о церковном авторитете и иерархии, папоцезаризме и цезарепапизме, свободе религиозной совести, догматиче­ской эволюции в христианстве, обрядах и таинствах, об от­ношении церкви к государству, современной науке, культу­ре, искусству, семинарскому образованию и т. д., легко обнаружить общее направление в постановке центральных религиозных вопросов и в стремлении «охристианить» мир. «Русская интеллигенция, находясь в глубоком родстве с движениями Запада, значительную меру своего одушев­ления черпает там, — говорил В. А. Тернавцев в программ­ной речи на первом собрании 29 ноября 1901 года. — Вы­сшие оправдания, последние цели и зароки той борьбы, которая развилась на Западе между верою и знанием, меж­ду светским и духовными началами жизни — она перено­сит в свои отношения к Церкви русской. Великие открытия и победы человеческого духа, сделанные на Западе в пол­ном разрыве со средневековой, исключительно священни­ческою Церковью она выставляет против Церкви рус­ской — в обличение ее и в доказательство своей правоты. Но к этой же Церкви она в то же время приносит и общеев­ропейские недоумения и разочарования, запросы и скорбь. Это и дает отчуждению русской интеллигенции от русской Церкви значение общее, мировое» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Случается нередко, что человек (очень умный даже) на­ходится под влиянием другого, который для него то же, что безусловный наставник или непогрешимый учитель. Такой человек на все смотрит глазами своего учителя, повторяет его мысли, даже выражения, повторяет с толком, объясняет их хо­рошо, но постоянно живет чужим умом. Такой человек не име­ет самостоятельного взгляда на вещи, не имеет своего мнения, а между тем поприще знания и понимания так берконечно, как берчисленны стороны неисчерпаемой истины! Было бы и ему над чем потрудиться, принести и от себя что-нибудь в общую сокровищницу человечества, была бы и для него своя доля ра­боты, сообразная с его талантами, с его личностью. Учитель его берпрестанно приходит к новым мыслям, берпрестанно де­лает открытия, а он, вечный покорный ученик, принимает их, повторяет... и довольствуется этою служебною деятельностью. При виде такого человека очень естественно возникает совет, который дают ему одни: «Перестань повторять только чужие мысли, взгляни на вещи сам , имей свое мнение, мнение само­стоятельное. Ты удивляешься своему учителю; но учитель твой потому и открывает новые идеи, что самостоятелен. Будь же самостоятелен и ты; тогда и ты что-нибудь сделаешь на пользу общую». Совет, кажется, очень законный, не правда ли? Совет, который дадим мы всякому человеку. Но гораздо легче принимать и повторять, хотя и с толком, чужие мысли, чем ду­мать самому; гораздо удобнее роль смиренного последователя и ученика, безусловно восхищающегося учителем, чем роль самобытного деятеля, все подвергающего собственной кри­тике; гораздо приятнее призрак умственной деятельности, не нами совершаемой, но нами отражаемой в себе; гораздо мень­ше труда быть несамостоятельным и гордо светиться чужим, заемным, дешево добытым блеском... И вдруг раздается про­тивоположный совет: разве может быть свое мнение, свое воз­зрение? Воззрение должно быть общечеловеческое. «Должно иметь воззрение не свое, а общечеловеческое». Громкая фраза, но ложная в самом построении своем. Общечеловеческое само по себе не существует; оно существует в личном разумении отдельного человека. Чтобы понять общечеловеческое, нужно быть собою , надо иметь свое мнение , надо мыслить самому. Но что же поймет тот, кто своего мнения не имеет, а живет чужими мнениями? Что же сделает, что же придумает он сам ? Ничего: за него думают другие; а он живет под умственным авторитетом других и сам ничего не может сделать для обще­го дела. Только самостоятельные умы служат великому делу человеческой мысли. Скажите, спрашиваю я наконец: хорошо ли, если человек не имеет своего мнения ? Надеюсь, что мне от­ветят: нет. Ведь только Молчалины говорят:

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/22/...

Побеседовать с Ниной Ильиничной, с нашими ветеранами было интересно еще и потому, что с начала 1990-х появляются в России новые книги о войне, где в исключительном, едва ли не победном блеске представлены солдаты и военачальники побеж­денной Германии. Вслед за летчиками-асами люфт­ваффе речь пошла и о немецких танкистах. В книге американских авторов С. Митчема и Д. Мюллера «Командиры третьего рейха» величайшим танкистом Второй мировой войны назван Михаэль Виттман из танковых частей СС. Во время Курской битвы он, как утверждается, уничтожил 30 советских танков и 28 орудий. До своей гибели в июле 1944 года Виттман на Восточном и Западном фронте, по немецким дан­ным, уничтожил 138 танков и 132 артиллерийских орудия. Что можно сказать по этому поводу? Видимо, до выяснения полной картины битв и потерь во Второй мировой войне еще далеко. Но, во всяком случае, едва ли у немецких танкистов были лучшие возможности подсчета подбитых и уничтоженных машин, чем у наших. Можно ли в ходе боя отличить безошибочно подбитый танк от уничтоженного? Значительное чис­ло подбитых машин восстанавливалось ремонтника­ми в сжатые сроки. Не отрицая высокой боевой выучки немцев, мож­но ли с абсолютной верой относиться к их донесени­ям и пропаганде? Приведем две цитаты. В книге «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуль пишет об ис­следовании «Битва за Атлантику выиграна» (М., 1959) американского историка, состоявшего при пре­зиденте Ф. Рузвельте историографом войны на море, С.Э. Морисона: «Он считал, что документа точнее вахтенного журнала быть не может на белом свете, и потому после победы с радостью заполучил для ра­боты «дневники» кораблей фашистского флота... Его постигло жестокое разочарование! «Для большин­ства вахтенных журналов, — писал С. Морисон, — характерны преувеличения и даже искажения исти­ны». Морисон заметил, что вахтенные журналы боль­шинства кораблей флота Германии заполнялись пос­ле возвращения корабля или подлодки на базу (что недопустимо!). Морисон пришел к печальному вы­воду, что показаниям гитлеровских моряков не дове­ряло даже собственное командование, проверяя все их боевые отчеты по сведениям нейтральной прессы и радиовещанию Би-би-си».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

  001     002    003    004