Лит.: Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Т. 2. С. 153, 180; Назаретский И., свящ. Сказание о находящихся в Владимирской ц. г. Нерехты двух прославленных чудотворениями святых иконах Божией Матери, именуемых «Владимирскими». Кострома, 1887. С. 13-14, 17; Николаевский П. Ф., прот. Моск. печатный двор при патр. Никоне//ХЧ. 1890. Ч. 2. 9/10. С. 458-460, 462; Белокуров С. А. Арсений (Суханов). М., 1891. Ч. 1. С. XXI-XXIII, 126-127, 132, 134, 144, 152; Четыркин Ф. В. Жизнеописания Святейших патриархов Московских и всея России: (1589-1700 гг.). СПб., 1892; Писарев Н. Н., свящ. Домашний быт Рус. патриархов. Каз., 1904. С. 56, 70; он же. Иоасаф I//ПБЭ. 1906. Т. 7. Стб. 171-174; Карташев. Очерки. 1959. Т. 2. С. 110-112; Шмидт С. О. К истории монастырской колонизации XVII в.: «Повесть о начале Оранского монастыря»//ВИРА. 1964. [Вып.:] 12. С. 306, 308; Черепнин Л. В. Земские соборы Рус. гос-ва в XVI-XVII вв. М., 1978. С. 253-260; Булычев А. А. О публикации постановлений церк. Собора 1620 г. в мирском и иноческом Требниках (М., 1639)//ГДРЛ. 1989. Сб. 2. С. 49; Понырко Н. В. Иоасаф I//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 78-80; Зеньковский С. А. Рус. старообрядчество: Духовные движения XVII в. М., 1995р. C. 86, 146; Лебедев Л. А., прот. Москва патриаршая. М., 1995. С. 25-27; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1996р. Т. 1. С. 3-8; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 314-325; Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Моск. Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 41, 85; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998 (по указ.); Богданов А. П. Русские Патриархи: 1589-1700. М., 1999. Т. 1. С. 362-370; Мысли рус. патриархов от начала до наших дней. М., 1999. С. 55-60; Макарий (Веретенников), архим. Погребения Всероссийских патриархов//АиО. 2001. 3(29). С. 139; он же. Соловецкий постриженник на Патриаршем престоле: (Патр. Иоасаф I, 1634-1640 гг.)//Там же. 2006. 1(45). С. 80-98; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. С. 174-178, 234-235; Патриархи Московские/Сост.: Н. Н. Лисовой. М., 2004. С. 73-84; Опарина Т. А. Иноземцы в России XVI-XVII вв. М., 2007. Кн. 1. С. 47-57.

http://pravenc.ru/text/578112.html

173 См.: Егоров Д. Н. Славяно-германские отношения в средние века. Колонизация Мекленбурга в XIII в. Т. 2: Процесс колонизации. М., 1915. 174 См.: Миллер В. Ф. Песни и памфлеты XVI в.: по поводу книги С. Шамбинаго//Вестник Европы. 1913. 5. С. 370–380. 175 См.: Соколов Б. М. Шурин Грозного, удалой борец Мамстрюк Темгрюкович: по поводу книги С. К. Шамбинаго «Песни и памфлеты XVI в.»//ЖМНП. 1913. 7. С. 20–40. 176 Ежемесячн. историко-политический и литературный журнал. Выходил в Петербурге с 1866 по март 1918 г. 180 Имеется в виду Общество им. А. И. Чупрова для разработки общественных наук при Московском университете, основанное в 1911 г. Общество имело 4 отделения: теоретической экономии, социальной политики, статистики и социальной истории (под председательством Д. М. Петрушевского), которое и имел в виду Богословский. 181 Финляндия была присоединена к России в результате русско-шведской войны 1808–1809 гг. в качестве Великого княжества Финляндского. 182 П. И. Новгородцев состоял уполномоченным Московской городской думы по снабжению Москвы топливом. 183 На совещании у попечителя Московского учебного округа А. А. Тихомирова доктор зоологии Н. А. Иванцов выступил против непродуманных реквизиций школьных помещений для военных нужд. 184 См.: Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича и Феодора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год). М., 1844. 186 К середине октября 1915 г. сербские войска были отрезаны от экспедиционного корпуса ген. Саррайля болгарами. И, хотя под натиском австро-германских и болгарских армий сербы вынуждены были отступать в юго-западном направлении на Черногорию и Албанию, 9 ноября они нанесли успешный контрудар по 2-й болгарской армии Тодорова в районе Ферижовича, сорвавший попытки отрезать пути отхода главных сил сербской армии. 188 Дворцовые разряды – издание текста разрядных книг, содержащих записи за 1612–1700 гг. Спб., 1850–1855. Т. 1–4. 189 См.: К истории раскола старообрядчества 2 половины XIX столетия. Переписка профессора Н. И. Субботина , преимущественно, не изданная, как материал для истории раскола и отношений к нему правительства (1865–1904 гг.)/Подготовил В. С. Марков//ЧОИДР. 1915. Кн. 1. С. 1–943. Эту публикацию В. С. Марков представлял в качестве выпускного сочинения, при окончании МДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Последние годы жизни М. провел в имении Ляхово. Процесс публикации романа «На горах» затянулся из-за болезни, приведшей к параличу. Утратив способность писать, М. диктовал жене заключительные главы романа «На горах» и начало романа «Царица Настасья». М. был похоронен на кладбище нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря . После 1917 г. могила была перенесена на т. н. Бугровское кладбище и к 2016 г. располагается неподалеку от нижегородского старообрядческого Успенского храма РПСЦ. Существуют сведения, согласно к-рым прах с изначального места захоронения перенесен не был и памятник на Бугровском кладбище - кенотаф. В 2013 г. сотрудниками справочно-библиографического отдела НГОУНБ был подготовлен подробный библиографический указатель, посвященный жизни и творческому наследию писателя. Соч.: ПСС. СПб.; М., 1897-1898. 14 т.; СПб., 1909. 7 т.; Собр. соч. М., 1963. 6 т.; 1976. 8 т. Лит.: А[всеенко В. Г.] Художественное изучение раскола//РВ. 1874. Т. 109. 1. С. 352-378; Усов П. С. П. И. Мельников, его жизнь и лит. деятельность// Мельников П. И. ПСС. СПб.; М., 1897. Т. 1. С. 6-316; Багрецов Л. М. Раскольничьи типы в беллетристических произведениях П. И. Мельникова-Печерского. СПб., 1904; Измайлов А. А. П. И. Мельников-Печерский: (Крит.-биогр. очерк)// Мельников П. И. ПСС. СПб., 19092. Т. 1. С. 3-26; Сб. в память П. И. Мельникова (Андрея Печерского). Н. Новг., 1910; Лотман Л. М. Мельников-Печерский//История рус. литературы. М.; Л., 1956. Т. 9. Ч. 2. С. 198-227; Соколова В. Ф. П. И. Мельников (Андрей Печерский): Очерк жизни и творчества. Горький, 1981; Гиндия Г. В. Реализация поиска нац. самобытности худож. метода П. И. Мельникова-Печерского (40-60 гг. XIX в.)//Идейные позиции и творческий метод русских писателей 2-й пол. XIX в. М., 1984. С. 35-46; Аннинский Л. А. Три еретика. М., 1988; Шешунова С. В. П. И. Мельников//Русские писатели, 1800-1917: Биогр. слов. М., 1994. Т. 3. С. 578-582; Дунаев М. М. П. И. Мельников-Печерский (1818-1883)// Он же. Православие и рус. лит-ра: В 5 ч. М., 1998. Ч. 4. С. 350-381; Мотеюнайте И. В. Образ цельного человека в хрониках Н. С. Лескова «Соборяне», «Захудалый род» и дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах», «На горах». Псков, 2004; Боченков В. В. П. И. Мельников (Андрей Печерский): Мировоззрение, творчество, старообрядчество. Ржев, 2008; П. И. Мельников-Печерский: Жизнь и творчество: Биобиблиогр. указ./Сост.: Л. Е. Кудрина, Л. П. Селезнёва. Н. Новг., 2013; Селезнёв Ф. А. Особые поручения чиновника Мельникова: Писатель Андрей Печерский на гос. службе//Родина. 2014. 2. С. 37-40.

http://pravenc.ru/text/2562952.html

Перевод Е. В. Беляковой и И. В. Синициной 434 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект 01–01–00357а. В работе над публикацией памятника принимала участие И. П. Старостина. 435 Tachiaos A. – E. Mount Athos and the Slavic Literatures I I Cyrillo-Methodianum. Thessalonique, 1977. 10. P. 20–22. 438 Balfour D. The works of Gregory the Sinait// Θεολογα. " Αθναι, 1982. Т. 53, t. 2. С. 417–429. 441 Николаев Н. И. Патерик Азбучно-Иерусалимский//Словарь книжников и книжности Древней Руси JL, 1987. Вып. 1. С. 299–302. 443 Гролимунд В. Между отшельничеством и общежитием: Скитский устав и келейные правила: Их возникновение, развитие и распространение в XVI в.//Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 122–135. 445 В настоящее время критическое издание текста (с учетом указанных списков) подготовлено Кл. Ивановой в составе собрания сочинений преп. Евфи- мия Тырновского. 446 Белякова Е. В. Описание Чудовского списка//Мазуринская Кормчая – памятник межславянских культурных связей XIV-XVI вв. М., 2002. 447 Водяные знаки: крест (Брике 5618 – 1409 г.); цветы (Брике 6687, 6688 – 1391 – 1401 гг.); сирена (Лих. 2027 – 1370 г., Брике 13868 – 1389 г.); грифон (Брике 7447 – 1380г.), груша (Брике 7344– 1381 г.); горы (Брике 11719 – 1401–1409 гг.) Почерк писца близок к почерку писца Чудовского списка Мазуринской Кормчей (ГИМ. Чуд. 168). 457 Библиографию работ о митрополите Киприане, а также анализ текстов, созданных митрополитом, см. в статье: Дробленкова Я. Ф., Прохоров Г. М. Ки- приан//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч. 1: А-К. С. 464–474. 462 Публикация предисловия в кн: Севастьянова С. К. Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита. СПб., 2001. С. 106. 463 Порохин А. В. Заволжские старообрядческие скиты в 40–50-х гг. XVIII в.//Нижегородские исследования по краеведению и археологии: Сб. научных и методических трудов. Нижний Новгород. 2001. С. 144–150; Прокофьева Н. В. Старообрядчество Верхнего Поволжья в конце XVIII – начале XIX в.: Авто- реф. дис… канд. ист. наук. Ярославль, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из публикаций о старообрядчестве примечательны статьи «Как образовался раскол и на чем ныне стоит» (1894. 10. С. 194-205; 11. С. 222-225; 12. С. 233-234; 13. С. 241-245; 14. С. 259-261; 15/16. С. 269-276; 17. С. 278-285; 18. С. 294-296; 20. С. 319-321; 21. С. 335-338; 22. С. 344-350; 23. С. 361-366; 24. С. 386-389; 1895. 1. С. 1-7), «Записки енисейского епархиального противораскольнического миссионера» свящ. Иоанна Тихвинского (1897. 1-2), воспоминания свящ. В. В. Каурова «Моя жизнь в расколе и обращение к Православной Церкви: Автобиография бывшего австрийско-окружнического священника с. Салбы» (1904. 18. С. 502-508; 20. С. 557-567; 21. С. 573-583; 23. С. 628-632), «Из дневника бывшего раскольника» И. В. Комарова (1915. 14. С. 11-16; 15. С. 11-17; 16. С. 12-19). Также в «Е. е. в.» печатались статьи о рус. лит-ре (напр., «Религиозные произведения А. С. Пушкина, поэтическая переписка его с митрополитом Филаретом и христианская кончина» прот. Ф. Знаменского (1899. 12. С. 319-327)), о Св. земле («Из дневника семинариста: (Экскурсия воспитанников Красноярской Духовной семинарии во Св. землю, летом 1908 г.)» Н. Уставщикова (1909. 8. С. 35-40; 9. С. 33-36; 11. С. 27-35; 17. С. 15-22; 20. С. 25-32)). После 1907 г. в журнале появились новые рубрики: «Обзор печати», «Библиография» (в 2, 5-7, 9, 13 за 1909 Соболев опубликовал разбор кн. «Цель и смысл жизни» М. М. Тареева ), «Отдел религиозно-нравственных чтений» (содержал перепечатки из лит. приложений к др. духовным журналам, литературно обработанные жития святых и т. п.), «Корреспонденции» (в 1909-1910 в этой рубрике печатались «Письма к соработникам на ниве Христовой» свящ. Владимира Кузьмина и др.), «Известия из церковно-общественной жизни», «Страничка трезвости». В предреволюционные годы объем журнала значительно увеличился, в «Е. е. в.» стали чаще печатать сочинения по богословию, библеистике, напр.: «Институт монашества в христианской церкви как внешняя форма жизненного воплощения христианской идеи самоограничения» П. Фаворитова (1915. 7. С. 18-22; 9. С. 14-18), «Характеристика апостола Петра» Соболева (1915. 9. С. 22-33; 10. С. 26-37; 11. С. 24-34; 12. С. 28-40), «Евангельское учение о Царстве Божьем» В. Лисицына (1915. 12. С. 20-27; 13/14. С. 49-57; 16. С. 20-28; 18. С. 28-32).

http://pravenc.ru/text/189967.html

Каталоги Указатели содержания отдельных периодических изданий Персональные библиографии Историографические и библиографические обзоры Рецензии Справочники Русской Православной Церкви Справочники и путеводители по архивам Архивные обзоры и отдельные публикации о церковных архивах в России и за рубежом 2. Опубликованные источники Акты, указы, послания и другие документы Воспоминания, переписка и другие документы 3. Православная диаспора, общие вопросы 4. Литература по истории российского зарубежного православия  4.1. Русская Православная Церковь за границей Книги и брошюры Статьи 4.2. Американская Православная Церковь: от Духовной Миссии к Поместной Церкви Книги и брошюры Статьи 4.3. Русский Западно-Европейский Экзархат Константинопольского Патриархата (Архиепископия русских православных приходов в Западной Европе) Книги и брошюры Статьи 4.4. Зарубежные экзархаты, епархии, миссии, приходы и другие учреждения Московского Патриархата 4.5. Китайская Духовная Миссия, Харбинская Епархия, Китайская Православная Церковь Книги и брошюры Статьи 4.6. Православие и Православная церковь в Японии  4.7. Российская Духовная Миссия в Корее  4.8. Российская Духовная Миссия в Урмии  4.9. Православие на Афоне и Святой Земле  4.10. Православная Церковь в Польше  4.11. Православная Церковь в Украине  4.12. Православная Церковь в Прибалтике  4.13. Православная Церковь в Финляндии  4.14. Православие в Латинской Америке 4.15. Православие в Австралии 4.16. Православие в Африке 4.17. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви 4.18. Русская Православная Церковь и экуменизм 4.19. Русская Зарубежная Церковь и Московская Патриархия 4.20. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и других христианских исповеданий 4.21. Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД) 4.22. Старообрядчество и русское сектантство за рубежом 4.23. Русское духовное образование и воспитание за рубежом 4.24. Русское богословие за рубежом 4.25. Правовое положение Русской Православной Церкви, российское зарубежное церковное законодательство и право

http://bogoslov.ru/article/6025138

После возвращения из ссылки 93 он не смог прописаться в Москве, а жил, и, м.б., служил как священник, в Твери. Здесь 2 ноября 1937 г. он был арестован после обыска в его квартире и 2 декабря Тройкой НКВД был приговорен к расстрелу. Произведен в праздник Введения в Тверской тюрьме – 4 декабря 1937 г. Громогласов в Академии был известен как талантливый лектор, во многом подражавший Ключевскому, с которым был весьма близок. Весьма крупный ученый, знаток многих языков, мужественный борец за независимость Церкви от Государства в течение более тридцати лет, претерпевший многие годы репрессий, он заслуживает не меньшего почитания, чем архиепископ Иларион или митрополит Петр. Его перу принадлежат около 70 публикаций: а) по вопросам церковного брака («Канонические определения брака в Кормчей..» – маг. дисс.); б) по расколу старообрядчества; в) из области церковно-политической публицистики; г) по церковному праву; д) статьи в энциклопедиях (Бр. Гранат и Православной Богословской); е) рецензии; ж) памятные и юбилейные речи. Лебедев Дмитрий Александрович, профессор, священник 28.09.1871–27.11.1937 Сын священника с. Спирова Волоколамского уезда. После Вифанской семинарии (1892) окончил в 1898 г. Моск. Дух. Академию действительным студентом, кандидатом же богословия стал в 1904 г. Доцент (с 1915 г.) и экстраординарный профессор (1916–1919) Академии по кафедре Истории Древней Церкви, магистр богословия (1915). До этого преподавал русский язык в Уфимском духовном училище (1903), с 1905 г. – священник Николаевского Можайского собора, с 1908 г. – его настоятель и законоучитель земской школы (с 1909). В июне 1919 г. подал в Совет Академии в качестве докт. диссертации работу " Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении..», Петроград 1916 г. Возможно, что он и получил степень доктора церковной истории, тем более, что он преподавал в Академии в Москве в начале 20-х годов. Впоследствии служил на родине, где и подвергся репрессиям. 30 aaaonoa 1930 aiaa Ia?noaii 78 o?anoea ii no.75 OE ?NON? («oi?aaiea n eeiiaie»), i?eaiai?ai e oo?aoo a 150 ?.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

и зарубежных походов рус. армии в 1912-1914 гг. публиковались исторические статьи и материалы об имп. Александре I , об участии в военных действиях донских атаманов и казаков. Особенно содержательные материалы по местной истории были опубликованы Кирилловым, краеведом, председателем совета учрежденного 16 апр. 1904 г. епархиального церковно-исторического комитета («Краткая историческая записка о Донской духовной семинарии» (1893), «Сообщение о деятельности Донского церковно-исторического комитета (1904-1912 гг.)» (1912. 12, 15)), а также прот. М. Симашкевичем. Среди авторов статей по истории Донского края были прот. Григорий Левицкий, А. Л. Крылов («Очерк Кременского Вознесенского монастыря» (1875. 18-21, 23), «Аксайская икона Божией Матери» (1883. 21-23), «Церковная старина Донской епархии» (1884)), Н. Снесарёв («Записка об архиве, находящемся при старочеркасском Воскресенском соборе» (1877. 22)), И. М. Сулин («Краткое описание станиц области войска Донского» (1889-1895)), А. И. Попов («История Новочеркасского духовного училища» (1897-1899)) и др. Т. к. значительную долю населения обл. Войска Донского составляли старообрядцы, сектанты и буддисты, много статей было посвящено миссионерской тематике, в 1904 г. был создан разд. «Раскол и сектантство». Из публикаций по истории старообрядчества и единоверия можно выделить такие, как «Определения, относящиеся к расколу, и клятвы великого Московского Собора 1666/7 гг.» (1871-1872, 1883) и «Деятельность Русской Церкви против раскола со времени великого Московского Собора» (1875. 3-4, 7-9, 11-14) Снесарёва; «Материалы для истории раскола в Донской области» (1873-1876); «Вечерние беседы игумена московского единоверческого монастыря о. Павла в Донской духовной семинарии» (1876); «Противораскольничья миссия в Донском крае при святителе Тихоне I» (1880) и «Чтения по обличению русского старообрядческого раскола» (1880. 1-2, 4-6, 8, 10-11, 19-20) Н. С. Кутепова; «Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, как борец со старообрядческим расколом в Донской Украйне» (1904.

http://pravenc.ru/text/178957.html

Расстрелян. Далее зачеркнуто: в 1927 году. Так в источнике. Написано вместо зачеркнутого: в конце августа. Ириней (Шульмин; 1893–1938 гг.), единоверческий епископ Кувшинский с января 1923 г., епископ Мензелинский, викарий Уфимской епархии, уклонялся в обновленчество. С 1924 г. епископ Малмыжский, с 1925 г. епископ Елабужский, викарий Сарапульской епархии; уклонялся в григорианский раскол. В 1926–1928 гг. временно управляющий на кафедрах Мензелинской и Челнинской Уфимской епархии. С 1929 г. викарий Казанского архиепископа Афанасия (Малинина), с 1935 г. архиепископ Куйбышевский. Расстрелян. Андрей (Ухтомский) (1872–1937 гг.), с 22 декабря 1913 г. епископ Уфимский и Мензелинский, с 1921 г. епископ Томский. В ноябре 1922 г. вернулся в Уфу и объявил Уфимскую епархию автономной, был арестован и сослан. В конце 1926 г. объявил Уфимскую епархию автокефальной, проводил тайные хиротонии епископов, создавая инфраструктуру Истинно-православной ( «катакомбной» ) церкви. С 1927 г. в тюрьмах и ссылках. Расстрелян. Аввакум (Боровков; 1892–1937 гг.), епископ Староуфимский, викарий Уфимской епархии, сподвижник епископа Андрея. Уклонялся в старообрядчество. Неоднократно репрессировался. В источнике неразборчиво, чтение предположительное. 14 января 1929 г. – по новому стилю. Андрей Иванович Спасский, заштатный протоиерей. Николай (Ашихмин), заштатный «епископ» Бугульминский и Челнинский. С 20 июня 1931 г. на покое. Михаил Дмитриевич Гневушев (1888 г. р.), «кулак-священник». В 1929 г. раскулачен, сослан, вернулся в 1933 г. В 1937 г. арестован. Виссарион (Зорин; 1878–1937 гг.), с декабря 1925 г. «епископ» Ульяновский, в григорианском расколе. Вениамин (Муратовский; 1856–1930 гг.), с июля 1920 г. архиепископ Рязанский и Зарайский. Позже уклонился в обновленчество. Александр Иванович Троицкий (1890–1942 г.), священник-обновленец Тихвинской церкви. В 1937 г. арестован и осужден. Умер в заключении. Так в источнике. Далее зачеркнуто: (Плещеев). На 1 января 1929 г. функционировало 180 обновленческих храмов (ГА РТ, ф. Р–1172, оп. 3, д. 1209, л. 2 об.). Далее в источнике зачеркнуто: Акташский – 1 приход. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/10058553/

Если старообрядцев смущал статус этого документа, то Зарубежная Церковь считала решение московского Синода состоявшимся. В протоколе заседания Зарубежного Архиерейского Синода от 18/31 декабря 1929 г. читаем: Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей слушали представленный преосвященным епископом Нестором [Анисимовым] при письме от 18 октября 1929 г. акт Московской церковной власти о снятии клятв Собора 1666 и 1667 гг. Постановили: Упомянутый акт доложить предстоящему Собору архиереев Русской Православной Церкви Заграницей, для чего передать в соборную канцелярию выписку из сего определения с приложением акта. 1331 12.7.2. Реакция на «Деяние архипастырей» 1929 года Мы не знаем, какой реакции со стороны старообрядцев ожидал митрополит Сергий, однако активизации диалога со старообрядцами в конце двадцатыхначале тридцатых годов не было. Старообрядцы реагировали на «Деяние архипастырей» достаточно сдержанно, указывая на то, что такой акт был бы актуален в начале XX века, а не в 1929 году: Было время, 25 лет назад, когда государственная власть сняла церковные запреты со старообрядцев, но церковная власть после того едва только приступила к проекту, неосуществленному до сих пор. Государственная власть готова была дать старообрядцам право «исповедания и проповедания веры», и старообрядцы сами того желали, а церковная право проповедания вычеркнула. 18 лет назад старообрядцы, приемлющие священство Белокриницкой иерархии и имевшие в то время 19 епархий, возглавлявшихся епископами, с особым нетерпением ждали снятия клятв или анафем 1667 года. Но тогда дело не подвинулось с мертвой точки и о нем никто из воинствующей государственной церкви говорить не хотел. Не сдвинулось оно и в 1917 году на Поместном Соборе. 1332 Кроме того, старообрядцы не могли понять, почему этот проект остается никому не известным. И действительно, единственная официальная публикация «Деяния архипастырей» была осуществлена в издаваемом в Париже «Церковном вестнике». Подробный пересказ этой публикации был напечатан в Виленской «Нашей жизни». 1333 В Россию эти издания, конечно же, не попадали, а «Журнал Московской Патриархии» начал выходить лишь в 1931 году. Единственным из выходящих на территории СССР изданий, поместившим информацию о снятии клятв, стал обновленческий «Вестник Священного Синода». 1334 Несмотря на то, что тираж журнала составлял 3 000 экземпляров, подавляющее большинство духовенства ничего не знало об этом документе. О том, что «Деяние архипастырей» практически никому не было известно, сообщал архиепископ Андрей (Ухтомский) в своих весьма эмоциональных воспоминаниях «История моего старообрядчества». В этой работе, многие части которой представляют собой памфлет, направленный против «никониан», высказывается предположение, что замалчивание «Деяния архипастырей» началось после того, как старообрядцы стали ссылаться на него в полемических целях:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010