Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПСКОВО-ПОКРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Псково-Покровская икона Божий Матери Память 1 октября Празднество Псково-Покровской иконе, установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря . Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Дорофею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовили приступ - в углу крепости у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Дорофею в предстоянии русских святых - равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея , преподобных Антония Киево-Печерского , Корнилия Псково-Печерского , Евфросина Спасо-Елеазаровского и Саввы Крыпецкого , блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта , архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря. Пройдя со стороны Печор от Спасо-Мирожского монастыря через реку Великую, Богоматерь со святыми зашла в храм Покровского монастыря. Святые со слезами умоляли Пречистую Деву пощадить согрешивших псковичей и спасти город " от належащия беды " . Пресвятая Богородица, обещав городу Свою милость, повелела установить на месте Ее явления Печерский образ. Во время боя полякам удалось проломить крепостную стену, но, заступлением Богоматери и святых угодников, они так и не смогли ворваться в город. После избавления от врагов благодарные жители Пскова поставили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы . Для храма Покрова Пресвятой Богородицы в углу на проломе был написан Псково-Покровский образ Богоматери, получивший также название " Явление Божией Матери старцу Дорофею " . Явление Пресвятой Богородицы произошло 7 сентября , а празднование Псково-Покровской иконы установлено 1 октября . Празднику Пресвятой Богородицы составлена особая служба.

http://drevo-info.ru/articles/7397.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею) " Описания иконы Описание иконы Псково-Покровская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Празднество Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Псково-Покровская, установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря. Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Доротею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовили приступ в углу крепости у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Доротею в предстоянии русских святых – равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Спасоелеазаровского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря. Пройдя со стороны Печор от Спасо-Мирожского монастыря через реку Вели[...] Икона Псково-Покровская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Эта икона написана в память о чудесном заступлении Пресвятой Богородицы за город Псков во время его осады войсками польского короля Стефана Батория в августе 1581 года. Услышав о приближающемся неприятеле, псковский владыка обратился в Псково-Печерский монастырь с просьбой принести в город чудотворные иконы Божией Матери «УСПЕНИЕ» и «УМИЛЕНИЕ», что и было исполнено. 27 августа, на следующий день после того, как польские войска окружили Псков, Божия Матерь явилась благочестивому старцу Дорофею, который молился в своей келье за городом. Старец видел Её грядущей по воздуху с сонмом святых, поддерживаемой за руки преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским. Пресвятая Богородица указала старцу Дорофею место на стене, где следовало дать бой осаждавшим, и велела принести туда Печерские чудотворные образы. Через несколько дней начался приступ. Он был так силён, что враги пробили выстрелами из пушек пролом и завладели двумя башнями, где водрузили свои знамёна. Обор[...]

http://pravicon.com/icon-277

В храме достопримечательны: Мощи преп. Илариона, ученика преп. Евфросина Псковского, почивающие подле створных дверей, в углу иконостаса. Над мощами – красного дерева рака и, над нею – сень, резная с позолотою. Преподобному празднуют 28 марта и 21 октября; 2) напрестольный, серебряный вызолоченый крест 1843-го года, с частицами мощей и животворящего древа; 3) храмовая икона Покрова, греческого письма, считаемая чудотворною; 4) четырехугольная, в виде гроба, дарохранительница, современная бывшему монастырю; 5) две лжицы серебряная, и медная, довольно большого размера; 6) старые венцы аплике; 7) старинные богослужебные книги, напр.: напрестольное Евангелие, (м. 1677), на первых листах его надпись: „сие евангелие напрестольное, Арсений архиепископ на поминовение Покрову Пресвятой Богородицы, в Озерский монастырь», Евангелие (м. 1694), Апостол со след. надписью: 7111 Ианнуария, 1 дня, по указу Великого Господина, преосвященного Маркелла, митрополита Псковского и Изборского, сия книга апостол, куплена на кошт, на свои архиерейские деньги, домовые, казенные, должно быть сей книге в архиерейском доме, в крестовой палате неизносно». Октоих (м. 1683); общая минея (1681 г.), минея месячная, (1704 и 1705); пролог, с марта по август, со следующею на первых листах надписью: „От Рождества Христова 1703 г. отдал книгу пролог в обитель Покрову Пресв. Богородицы Озерского монастыря, от Псково-Мирожского монастыря архимандрит Аарон, при строителе той обители, иеромонахе Израиле, в поминовение души своей и сродников своих: Степана, Зиновии и присных, и быть сей святой книге в обители Покрова Пресв. Богородицы вечно, а кто сию книгу, желанием или научением, из сея обители похитит или усвоит, тот судим будет в страшное Его второе пришествие, егда приидет судить живые и мертвые, а подписал сию книгу, по его архимандритскому велению, того же Мирожского монастыря, сын его духовный, иеромонах Протасий, своею многогрешною рукою». Евангелие с толкованием Феофилакта Болгарского , изд. 1703, дар того же Аарона; евангелие учительное воскресное, (м.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В 1156 году в Пскове в период княжения Святополка Мстиславича, брата благоверного князя Всеволода Гавриила на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи, по инициативе епископа Новгородского и Псковского Нифонта, был основан Спасо-Мирожский монастырь. По заказу Нифонта новгородской строительной артелью была построена главная монастырская церковь во имя Преображения Господня. Сразу после окончания строительства храм был расписан фресками. Нифонт обеспечил обитель большими земельными наделами. Есть основание думать, что обитель существовала еще раньше, потому что в это же время в Мирожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирожской обители 7 октября 1158 года, два года спустя после строительства первого ее храма. Мирожский монастырь находился на подступах к городу, на открытом месте, на дороге из Литвы и Ливонии. Не имея крепостных стен, монастырь часто становился легкой добычей врагов, шедших на Псков. При каждом вражеском набеге он становился первой жертвой, ибо неприятель, прежде всего, бросался на беззащитные посады и окраины. В 1299 году немцы, подойдя к Пскову, разорили посады и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа Л.А. Творогов связывал " Послание Есифа к детям " и считал его заказчиком псковского списка " Слова о полку Игореве " . В 1323 году монастырь вновь был захвачен немецкими рыцарями. В период Ливонской войны ожидая прихода Стефана Батория летом 1581 года, псковские воеводы распорядились выжечь все посады, в том числе на Завеличье, из расположенных в них церквей вывести в город все имущество. Заняв Завеличье, Стефан Баторий поставил у Мирожского монастыря сильную батарею, а на монастырскую колокольню приказал поставить пушки, из которых вели обстрел Покровской башни каменными раскаленными ядрами. Ответным огнем псковских орудий были разрушены постройки монастыря. Кроме того, Мирожская обитель не раз служила временной квартирой московской рати, приходившей на помощь Пскову в 1463 и 1471, а также новгородской в 1474 году.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Новгороде 1862 г. (скульпторы М. А. Чижов, А. М. Любимов) Д. представлен вместе с блгв. князьями Александром Невским и Михаилом Тверским, князьями Мстиславом Удалым, Даниилом Галицким и др. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 173; Ляпустин А. , свящ. Тексты сказаний о псковских чудотв. иконах Божьей Матери//Тр. Псковского церк.-археол. комитета. Псков, 1910. Т. 1. С. 97-101; Каликин Ф. А. Портретное изображение псковского кн. Довмонта//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 272-276; Kämpfer F. Das russische Herrscherbild: Von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978. S. 145-148; Бобров Ю. Г. Новооткрытый деисусный чин из ц. прп. Сергия Радонежского в Изборске//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 267-273; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985. С. 176-186. Ил.; она же. История Мирожской иконы Богоматери и лит. текстов о ней (кон. XVI - XVII вв.)//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 739-746; Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. Кат. 10, 148; Ткачева Н. М. Псковские иконы кон. XVI - нач. XIX в. на сюжет сказания о видении Дорофея// Белецкий В. Д. Псковский Кремль в планах и изображениях XVII-XIX вв. СПб., 1997. Прил. 1. С. 36-47; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 458-459; Т. 2. С. 100-101; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 240; Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 2001. С. 86, 206; Пуцко В. Г. Иконы рус. князей: портрет и универсальная типология//Макарьевские чт.: Мат-лы VIII Рос. науч. конф. Можайск, 2001. Вып. 8: Рус. государи - покровители православия. С. 364-377; Круглова Т. В. , Сарабьянов В. Д. Образ Богоматери Мирожской//Земля Псковская, древняя и современная: Мат-лы науч.-практ. конф. 2000-2001 гг. Псков, 2002. С. 50-66; Лифшиц Л. И. Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV в.: Становление местной худож. традиции. М., 2004. С. 121-127; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси и их воздействие на рус. иконографию (XI-XV вв.): АКД. М., 2004. С. 16, 19, 21; Иконы Пскова.

http://pravenc.ru/text/178701.html

23) Митрофан, бывший игумен Спасо-мирожского монастыря; управлял с 1650 по 1656 год. 24) Зосима, с 1656 до 1663 года. 25) Герасим, с 1663 по 1669 г. 26) Паисий – 1669–1682 г. Он, в 1675 г., ездил в Москву «к Царскому величеству, на праздник собора Пресвятыя Богородицы (Декабря 26 числа), с праздничною Успенскою Святынею. 100 27) Иоасаф II, с 1682 по 1686 год. При нём, в 1683 году, в Москве был строен приезжий двор Печерского монастыря, а в 1682 году, после бывшего пожара во Пскове, и здесь вновь построен приезжий двор монастырский. В 1683 году ему от Великого Государя подарен кубок. 101 28) Паисий II, из Архимандритов Крестного монастыря, Архангельской епархии, с 1686 года, а в 1699 году, 30 Мая, скончался здесь схимником, и погребен в «Богом зданной пещере», при входе налево. 102 29) Корнилий II, бывший Архимандрит Спасо-мирожского монастыря, с 1699 г., а 27 Сентября 1710 г. скончался и вместе с сыном Григорием, погребен в «Богом зданной пещере». 103 30) Аарон, упоминаемый в грамотах и приходо-расходных книгах 1706 и 1708 гг. 31) Феодосий. Он упоминается с 1711 по 1724 год. 32) Маркелл, с 1724 до 1726 г. 33) Филарет, с 1726 г.; скончался в сем монастыре в 1729 г. 34) Вениамин (Сахновский), родом из Молдавии; из Архимандритов Снетогорских переведён в Печерский монастырь в 1730 г.; в следующем же году хиротописан в Епископа Коломенского и Каширского. 35) Кирилл (Иерусалимита), с 1731 г.; переведенный в 1732 г. в Московский Донской монастырь. 36) Игнатий (Расновский) поступил в Печерский монастырь по именному указу Императрицы Анны Иоанновны, от 11 Июня 1732 г. и здесь скончался в 1745 г. При нём сею Государынею были пожалованы монастырю ризы, жемчугом и каменьем украшенныя, и двухместная придворная коляска. 104 37) Геннадий (Андреевский), член Псковской Духовной Консистории, Славено-латинских в Пскове школ ректор, переведённый в 1746 г. из игуменов Великопустынского монастыря. В 1753 г. он хиротонисан в Епископа Костромского. 38) Иосиф, из Архимандритов Снетогорского монастыря, член Псковской Духовной Консистории и ректор семинарии, с 1753 г. по Февраль 1785 г.; скончался и погребен в сем монастыре. 105 По его ходатайству указом Консистории, от 11 Сентября 1758 г., позволено соборную Успенскую церковь обновить, а поверх оной, в имеющейся палате (по преданию судебной), устроить церковь , во имя Покрова Пресвятыя Богородицы; в следующем году она уже и была освящена. При нём, в 1774 году, был в монастыре пожар; погорели наместнические и братские кельи. В 1775 г. кельи были построены вновь, а с ними, в одной связи сооружена, вместо прежней, новая церковь, во имя Димитрия, Митрополита Ростовского, теперь не существующая.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Архимандрит Тихон (Шевкунов): Снетогорский монастырь может стать примером грамотного совместного использования памятников 11 августа 2012 г. 19:18 8-10 августа 2012 года ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре , настоятель Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов) посетил Псков. Вместе с известным российским реставратором, членом Патриаршего совета по культуре В. Сарабьяновым и председателем Государственного комитета по культуре Псковской области А. Голышевым архимандрит Тихон побывал в Мирожском и Снетогорском монастырях. Задачей поездки стала оценка совместного использования памятников и перспектив данной работы, сообщает сайт Православие.ru  со ссылкой на Псковское агентство информации. Секретарь Патриаршего совета по культуре дал высокую оценку работе Псковского государственного объединенного историко-художественного и архитектурного музея-заповедника и выразил слова благодарности сотрудникам музея за усилия по сохранению уникального памятника — собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Он также поблагодарил реставраторов, которые трудятся над сохранением уникальных фpecokXIV века для будущих поколений. По мнению архимандрита Тихона, пример разносторонней совместной работы Русской Православной Церкви и органов исполнительной власти, искусствоведов, сотрудников Псковского музея-заповедника в Мирожском монастыре достоин высочайшей оценки. Кроме того, Снетогорский монастырь, по его словам, может стать еще одним примером подобных тесных отношений, позволяющих сохранять и восстанавливать памятники. Великое русское историко-культурное наследие должно объединять, а не разъединять народ, отметил отец Тихон. Он также выразил уверенность, что содействие в решении вопроса реставрации собора Рождества Пресвятой Богородицы и фресок в нем, а также в создании оптимальных условий для проведения богослужений в храме окажет Патриарший совет по культуре. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2396957.ht...

24/7 Первомученицы равноапостольной Феклы (I). Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Преподобномученика Галактиона Вологодского (1612). Мирожской иконы Божией Матери (1198). Тропарь первомученице равноапостольной Фекле, глас 4 Словесем Павловым научившися, богоневестная Фекло,/и верою утвердившися от Петра, богозванная/первомученица явилася еси и первострадальница в женах,/возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее,/звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо Крестом./Тем моли, всехвальная, Христа Бога,/спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Девства добротою просияла еси,/и мученичества венцем украсилася еси,/апостольству вверяешися, дево, яко преславная;/и огня убо пламень в росу преложила еси,/юнца же ярость молитвою твоею укротила еси,/яко первострадальная. Ин кондак, глас 2 Уязвивши твое сердце, добродево, любовию Христовою,/обручника временнаго, яко небрегома, преобидела еси/и на огнь дерзнула еси; зверей же уста заградила еси,/и спасшися от них, прилежаше Павла ищущи,/Фекло первострадальная. Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова равноапостольная Фекло,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудилася еси/во благовестии Христове. Тропарь преподобному Никандру пустынножителю, Псковскому чудотворцу, глас 4 Глас Божественный,/иже во Евангелии, услышав, преподобне отче Никандре:/приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы,/и прием крест, последовал еси Христу,/мир оставль, в пустыню вселился еси,/пощением же и бдением небесный дар восприим,/и души недужных, приходящих к тебе с верою, исцеляеши./Темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой. Ин тропарь, глас 6 Светило незаходимаго света стране нашей явился еси, Богоблаженне,/доблественне претерпев вражия озлобления,/биение и раны, яко одежда нетления, вменишася тебе,/со зверьми же еси, и от человек злых прободения прияв,/о тех молился еси, глаголя: не постави им греха сего./Темже Владыце Христу уподобился еси, достохвальне Никандре, отче наш,/молися о душах наших. Кондак, глас 1

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Ксенофонт?) († 4.03. 1299), сщмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), псковский иерей. И. был убит рыцарями католич. Ливонского ордена при нападении на Псков и его окрестности в нач. марта 1299 г., когда погибли настоятель (см. Василий Мирожский , прмч.) и насельники псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , игумен (см. Иоасаф , прмч., Снетогорский) и иноки псковского Снетогорского в честь Рождества Пресятой. Богородицы монастыря . Сообщение об этом событии с упоминанием И. содержится в «Сказании о благовернем князи Домонте и о храбрости его» (2-я четв. XIV в.) в Строевском списке Псковской 3-й летописи (ок. 1560): «Изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова в лето 6807-е месяца марта в 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиен бысть Василей, игумен святого Спаса, Иосиф презвутер, Иоасаф, игумен Святой Богородицы Снятной горе, и с ними 17 мних; и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа детки» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 86). 5 марта немцы были разбиты дружиной св. кн. Довмонта , после чего псковичи обрели тела убиенных. «Иосиф поп» указан среди погибших при нападении немцев и в Архивском 1-м списке Псковской 1-й летописи (кон. XVI в.), содержащем ту же редакцию «Сказания о благовернем князи Домонте...», что и Строевский список Псковской 3-й летописи. В списке Пролога 1-й трети XIV в., вероятно псковского писца Явилы, псковский священник, погибший вместе с прмч. Василием Мирожским, назван Ксенофонтом: «Во тъ ж день убиение святаго и преподобнаго отца нашего Василия, игумена Святаго Спаса, и Ксенофонта прозвитера, и инех мних 27 и память преподобнаго игумена Асафа лавры святыя Богородица на Снетной горе» (РГАДА. Тип. 179. Л. 7г; пам. указана под 5 марта). Видеть в Ксенофонте лицо, отличное от летописного И., оснований нет. Возможно, в раннем Прологе (РГАДА. Тип. 179) информация об имени убиенного псковского иерея является более точной, чем в редакциях «Сказания о благовернем князи Домонте...» в составе псковских летописей 2-й пол. XVI в.

http://pravenc.ru/text/578420.html

Высоко-Петровский монастырь и РПУ провели межвузовскую экспедицию по изучению мемориальной культуры Псковской области 5 августа 2020 г. 17:07 20-26 июля 2020 года студенты Института кино и телевидения (ГИТР), Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС, Российского православного университета святого Иоанна Богослова , Московского педагогического государственного университета, Российского университета дружбы народов, приехавшие для обучения в Россию из Эквадора и Сальвадора, приняли участие в проекте Высоко-Петровского монастыря «Русская мемориальная культура как способ патриотического воспитания и формирования исторической памяти современной молодежи», реализуемого совместно с кафедрой библейской истории и древнего права РПУ св. Иоанна Богослова. Первым местом изучения студентами мемориальных памятников под руководством историка-археолога проекта, кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника НИИ и Музея антропологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доцента кафедры библейской истории и древнего права РПУ св. Иоанна Богослова Д.В. Пежемского стала Псковская область , которая является хранителем русской старины и одним из очагов развития русской культуры. В течение недели участники экспедиции знакомились с историей Псковской земли и исследовали мемориальные памятники XVIII-XX вв. на местных некрополях. Программа поездки имела три направления: экскурсионное, учебное и исследовательское. В рамках экспедиции историком-археологом проекта Д.В. Пежемским, а также научным консультантом по Псковской области, заместителем директора Псковского археологического центра, археологом, специалистом по сохранению историко-культурного наследия Е.А. Яковлевой для участников был прочитан вводный лекционный материал по некрополистике, который дал основу для начала натурных исследований надгробий псковских некрополей с целью поиска, выявления, описания и фотофиксации намогильных памятников, копирование надписей-эпитафий. Для начинающих студентов-исследователей были организованы встречи с научными сотрудниками музеев в Изборской крепости, Музее-заповеднике «Михайловское», Псковском кремле, Спасо-Преображенском Мирожском монастыре, Псковском музее-заповеднике. В Мирожском монастыре участники экспедиции побывали в Преображенском соборе, где сохранились фрески XII века, отдельно посетили храм Рождества Иоанна Предтечи Иоановского монастыря, который известен как пример исконно древнерусской архитектуры. В Пушкинском заповеднике для студентов провел экскурсию начальник отдела краеведения, истории и археологии А.М. Васильев.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010