В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

Под 5 марта память убиенных иноков Снетогорского и Мирожского мон-рей встречается в 2 списках Пролога - РГАДА. Тип. 175 («Во тъ ж день убьение преподобнаго отца нашего Василья, игумена Святого Спаса, и иже с ним мних 27, и преподобнаго отца нашего Асафа, игумена лавры святыя Богородица на Снетной горе» - Л. 6в) и 179 («Во тъ ж день убиение святаго и преподобнаго отца нашего Василия, игумена Святаго Спаса, и Ксенофонта прозвитера, и инех мних 27 и память преподобнаго игумена Асафа лавры святыя Богородица на Снетной горе» - Л. 7г), переписанных псковичом Явилой в 1-й трети XIV в. Обращает на себя внимание расхождение между данными летописей и Прологов о числе убиенных иноков. Это известие сохранилось также в ряде списков т. н. 3-й редакции Пролога ( Фет Е. А. Новые факты и истории древнерус. Пролога//Источниковедение лит-ры Др. Руси. Л., 1980. С. 53-70). По сведениям митр. Евгения (Болховитинова) , в нач. XIX в. мощи И. почивали в соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы бывш. Снетогорского мон-ря (упраздненного в 1804 и преобразованного в загородную резиденцию Псковского архиерея), «за правым крылосом к стене, где над ним устроена и гробница, а в ковчеге оной открыто положена глава его и две кости» ( Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75). По-видимому, мощи И. были перенесены в каменную ц. Рождества Пресв. Богородицы вскоре после ее возведения в 1310-1312 гг. В кон. XIX в. над гробницей находилась икона И. и убиенных иноков. Ныне мощи И. покоятся в серебряной раке в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова (возможно, их перенесение состоялось в 20-х гг. XX в., когда шло уничтожение и переделка построек бывш. Снетогорского мон-ря). Имя И., как и имя прмч. Василия, отсутствует в перечне псковских святых в «Описании о российских святых», известном в рукописях XVIII-XIX вв. В некоторых агиографических справочниках XIX - нач. XX в. кончина И. ошибочно отнесена к 4 мая (иногда с указанием, что местная память отмечается 5 марта).

http://pravenc.ru/text/578060.html

28 нояб. 1996 г. указом архиеп. Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) З. был запрещен в служении за причащение на католич. мессе в неосвященном храме Мирожского мон-ря. Указом от 21 дек. 2001 г. Патриарха Алексия II запрещение было снято. По запрещении в служении З. с монашеской общиной удалился в основанный им скит в дер. Гверстонь (Печорский р-н Псковской обл.). В этот период по заказам духовенства и мирян им было написано множество икон, создано неск. иконостасов для храмов и мон-рей. В 2000-2002 гг. по проекту З. в скиту был построен храм, для к-рого были выполнены энкаустические (в интерьере) и мозаичная (на фасаде) иконы, а также царские врата в технике золотой наводки по меди. Положение во гроб. Фрагмент эпистилия иконостаса собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. Положение во гроб. Фрагмент эпистилия иконостаса собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. В 2004-2005 гг. З. работал над сооружением и росписью фресковой алтарной преграды для ц. прп. Сергия Радонежского в пос. Семхоз (в черте г. Сергиев Посад), основанной на месте гибели прот. Александра Меня. С 2006 по 2008 г. по приглашению еп. Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) в Никольском соборе в Вене вместе с выпускниками фак-та церковных художеств ПСТГУ, художниками иконописной школы ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках (Москва) и иконописцами из Польши З. выполнил стенную роспись; им также были написаны иконы для иконостаса нижнего придела собора. С 2008 г. З. пребывает на Афоне, где расписывает храм в мон-ре Симонопетра. Творчество З. 70-х - нач. 80-х гг. было связано с освоением традиций древнерус. иконописи XV - нач. XVI в. в значительной мере под влиянием мон. Иулиании (Соколовой). С сер. 80-х гг. вслед за изучением псковской иконописи XIV-XV вв. он обратился к домонг. культуре Др. Руси и к визант. традиции, с сер. 90-х гг.- к раннехрист. памятникам Рима, Равенны, Синая. Помимо работы в традиц. для иконы технике яичной темперы З. осваивает и др. техники: энкаустику, мозаику, золотую наводку по меди, различные виды золочения.

http://pravenc.ru/text/199877.html

В кон. XVII - нач. XVIII в., при И., был отремонтирован Вознесенский собор Нововознесенского девичьего мон-ря, в 1707 г. сооружен храм на Псковском подворье Великопустынского Спасского мон-ря, в 1710 г. Сергиевский мон-рь «с Залужья» обращен в подворье псковского Любятовского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , 3 авг. 1713 г. вновь освящен Преображенский собор псковского Мирожского монастыря . В сент. 1716 г. Псков посетила супруга царя Иоанна Алексеевича царица Параскева; она сделала ряд вкладов в Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь. В епархии были построены каменные приходские храмы: во имя святых Мины, Виктора и Викентия (1650-1700) в с. Кусва, во имя ап. Матфея в погосте Нёготь (ок. 1707), во имя апостолов Петра и Павла (1710) на о-ве Верхнем, в честь Успения Пресв. Богородицы на Городище (совр. Новоржевский р-н). Весной-летом 1710 г. на земли Пскова, Изборска, Гдова из Риги была занесена «моровая язва». Во время мора по обету и благословению И. 1 сент. 1710 г. в Пскове была построена часовня св. Анастасии. В нояб. того же года почти весь город выгорел, не пострадал только Троицкий собор с архиерейским домом. В янв. 1717 г. И. удалился на покой в серпуховской Владычный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь , где скончался и был погребен. Захоронение, вероятно, утрачено. Ист.: Расходная книга Патриаршего приказа кушаньям, подававшимся Патриарху Адриану и разного чина лицам с сент. 1698 по авг. 1699 г. СПб., 1890. С. 12; Список лиц рода Корсаковых, Римских-Корсаковых и князей Дондуковых-Корсаковых с краткими биогр. сведениями. СПб., 1893. С. 13. Лит.: Князев А. С. Историко-стат. описание Псковского кафедрального Троицкого собора. М., 1858. С. 19, 38, 53, 75, 76; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Высокопетровский мон-рь в Москве. М., 1873; он же. Списки настоятелей Московского Высокопетровского мон-ря с 1379 г.//ЧОИДР. 1874. Кн. 1. Отд. 5. Смесь. С. 173-220; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908; Храмы и мон-ри губернского Пскова: Сб. дореволюционных публикаций. Псков, 2005; Святыни и древности Псковского у.: По дореволюционным источникам. Псков, 2006.

http://pravenc.ru/text/578537.html

Имя И., как и имена преподобномучеников Иоасафа и Василия, отсутствует в перечне Псковских святых в «Описании о российских святых», известном в рукописях XVIII-XIX вв. Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Псковских святых, празднование которому было установлено в 1987 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . И. упоминается в службе Собору Псковских святых, составленной в 1987 г. Ю. Г. Малковым. Л. А. Творогов полагал, что И. служил в Спасо-Мирожском монастыре, был автором поучения «Поклон и благословение от Есифа к детем моим и братии моеи», составленного не позднее нач. XIV в. (опубл.: Никольский Н. К. Материалы для истории древнерус. духовной письменности//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 127-140). На основании одной фразы из поучения исследователь делал вывод о том, что И. был знаком с ранней рукописью, содержавшей «Слово о полку Игореве» ( Творогов Л. А. К лит. деятельности пресвитера Спасо-Мирожского мон-ря Иосифа, предполагаемого заказчика псковской копии «Слова о полку Игореве». Псков, 1946; ср.: Бурыкин А. А. Псков в истории рукописной традиции «Слова о полку Игореве»: Факты и гипотезы//Псков в российской и европейской истории: К 1100-летию первого летописного упоминания. М., 2003. Т. 2. С. 279). Данная т. зр. представляется неверной (имя Иосиф в отношении к убиенному псковскому священнику появляется в текстах 2-й пол. XVI в., в более ранней рукописи Пролога он назван Ксенофонтом). Лит.: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 38, 263; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 1. С. 363-368; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 199. М. В. Печников Иконография И. представлен на 2 иконах «Собор Псковских святых» из Троицкого собора Псковского кремля - кон. XX в. и 1982 г. Показан в правой части композиции старцем в схимническом облачении, в правой руке держит крест, левую прижимает к груди. У него окладистая борода, слегка раздвоенная на конце.

http://pravenc.ru/text/578420.html

К. Маркса в Пскове) крестоносцы были разбиты, пленных Довмонт отправил во Владимир к вел. кн. Андрею. Это была последняя победа, одержанная Довмонтом. Князь скончался во время эпидемии в Пскове, был похоронен в Троицком соборе, над гробницей был повешен его меч (приписываемый ныне Довмонту меч изготовлен во 2-й пол. XIV в.). После постройки в сер. XIV в. каменного Троицкого храма гробница Довмонта находилась в приделе св. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича. Рака сохранилась во время сильного пожара в Пскове 15 мая 1607 г., когда пострадал Троицкий собор. В Житии Довмонта сообщается, что от его мощей исходит «вместо мира благовонна теплота некая и видима бывает в год зимы, яко во оконцы храмины, в скважни гробу, измерзающи, во иней бел претворена является. И сие бывает на всяко лето. Подает же ся и до ныне благодать исцеления с верою приходящим осенением Святаго Духа от честнаго гроба его» (Охотникова. 2007. Т. 1. Ч. 2. С. 518). По данным синодика псковского Мирожского в честь Преображения Господня монастыря, Довмонт входил в число князей, «давших милостыню в святую обитель сию» (Столярова. 2001. С. 213), из Мирожского мон-ря происходит древнейший - XVI в.- сохранившийся список Мирожской иконы Божией Матери, с предстоящими Довмонтом и его супругой, копирующий, как считают исследователи, образ XIII в. Очевидно, князь покровительствовал и др. обителям и храмам Псковской земли (так, в 1272 в Троицком соборе игум. Сидор и «весь ереискии чин» благословил князя на бой с ливонскими немцами). В Повести о Довмонте дана такая характеристика князя: он был «в мире приветлив, и церкви украшая, попы и нищая любя, и вся праздники честно проводя, попы, и нищая, и черньцы кормя и милостыню дая сиротам и вдовицам» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 4); «милостивым паче меры» Довмонт назван в Псковской II летописи. Поздняя традиция приписывает Довмонту основание псковского Снетогорского монастыря. Эта версия может быть верной, т. к. впервые обитель упоминается в источниках в конце правления Довмонта

http://pravicon.com/info-2188

В кон. XX - нач. XXI в. в иконописной мастерской Снетогорского монастыря для трапезной ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1519) было написано в древнерусском стиле несколько икон разных изводов - ростовые и поясные изображения И. На иконе 1999 г. письма мон. Еликониды (Писаревой) по прориси мон. Алипия (Оборотова) (иконописная мастерская Мирожского Преображенского мон-ря), помещенной на юж. стене храма, представлен поясной фронтальный образ преподобного в традиц. облачении (бордовой мантии и островерхом сине-зеленом куколе), в правой руке - большого размера 4-конечный крест, в левой игуменский посох. Идентичная иконография использована на небольшой совр. иконе, вписанной в круг на крышке ковчега нач. XX в. с частицей мощей святого. На внутренней створке прямоугольного ковчега помещена икона другого извода: И. показан с прижатой к груди десницей, в левой руке - большой развернутый вверх свиток с молитвой Богоматери («Пресвятая Владычице Одигитрие, не отступи, но буди на месте сем»). В отличие от др. икон преподобный изображен с небольшой округлой бородой с проседью. Иконография ряда совр. икон разработана на основе данных летописей и предания, а также памятников псковского художественного наследия, в частности фресок собора Рождества Пресв. Богородицы (1313, построен в 1310). В местном ряду иконостаса Никольской ц. (слева от царских врат) помещена икона И. вместе с иноками 90-х гг. XX в. Преподобный изображен в левой части композиции стоящим на берегу р. Великой вполоборота вправо в молении Иисусу Христу (благословляющей деснице, простертой из небесного сегмента) на фоне монастырских зданий - храмов Рождества Пресв. Богородицы и свт. Николая Чудотворца, многоярусной колокольни и крепостных стен, возведенных на скалистом уступе со скудной растительностью. И.- старец с узкой седой бородой средней длины, облаченный в охристую рясу, красновато-коричневую мантию, темно-синюю схиму, с куколем на голове, в левой руке держит модель монастыря, в правой - развернутый свиток с надписью: «Подобаетъ черноризцемъ со внтреннимъ Бroмыcлieмъ и тлесно трдитес». На противоположном берегу предстоит группа иноков разных возрастов (числом 17, согласно летописи) в мантиях, с куколями на голове или на плечах.

http://pravenc.ru/text/578060.html

29 июля 1911 г. епископом Михайловским был назначен настоятель псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря архим. Амвросий (Смирнов ; впосл. архиепископ); его архиерейская хиротония состоялась 31 июля. С 14 апр. по 26 мая 1917 г. он временно управлял Рязанской епархией. 26 мая 1917 г. еп. Амвросий был переведен в Орловскую епархию викарным епископом Елецким (см. Елецкое викариатство ), а на его место назначен Елецкий еп. Павел (Вильковский ; впосл. архиепископ). Последний недолго пробыл на кафедре, поскольку с 15 авг. 1917 г. участвовал в заседаниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , после чего в Рязань не возвратился. Возглавлявшийся Михайловскими епископами Рязанский епархиальный училищный совет был ликвидирован после выхода постановления Наркомата просвещения от 11 дек. 1917 г. В янв. 1919 г. еп. Павел был назначен епископом Бакинским (см. Бакинская и Азербайджанская епархия ). По некоторым сведениям, 27 авг. 1917 г. во епископа Михайловского был хиротонисан архим. Серафим (Руженцев). По др. данным, его хиротония на Михайловскую викарную кафедру последовала 25 марта 1919 г., ее совершили патриарх Московский и всея России свт. Тихон , Киевский митр. Антоний (Храповицкий) , Владимирский митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и др. архиереи. В мае 1919 г. еп. Серафим был назначен епископом Муромским, викарием Владимирской епархии (см. Муромское викариатство ). В том же году на М. в. был переведен Муромский еп. Митрофан (Загорский). После кончины 14 окт. 1919 г. Рязанского архиеп. Иоанна (Смирнова) еп. Митрофан временно управлял епархией. В нач. 1920 г. местные власти выселили Михайловского архиерея из Преображенского мон-ря, в том же году мон-рь был закрыт. Еп. Митрофан стал служить в рязанской Николо-Дворянской ц. (др. название - Николо-Староямская ц.). Рязанский краевед С. Д. Яхонтов вспоминал, что в этот храм «собиралась масса народу на его служение, которое отличалось строгостью и какой-то религиозной простотой.

http://pravenc.ru/text/2563816.html

Лит.: Серебрянский Н. [И.] Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908; он же. Древнерус. княжеские жития: Обзоры редакций и тексты. М., 1915. С. 267, 276-277; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985. С. 41. Примеч. 68; она же. Псковская агиография XIV-XVI вв.: Исслед. и тексты: В 2 т. СПб., 2007. Т. 1. Ч. 2; Столярова Л. В. Древнерус. надписи XI-XIV вв. на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 234-250, 316-320; она же. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000 (по указ.); Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси, XI - нач. XVI в. М., 2010. С. 242-247. А. В. Кузьмин Иконография В иконописных подлинниках предписывается изображать М. Д. в одеждах княгини: «На главе плат, в шубе княжеской киноварь, испод голубой, руце молебны» (РНБ. Погод. 1931. Л. 134 об., 20-е гг. XIX в.), ее образ уподобляется образу св. равноап. кнг. Ольги (БАН. Строг. 66. Л. 90, кон. XVIII в.). Другим иконографическим вариантом является изображение М. Д. как преподобной. Образы М. Д. немногочисленны, обычно она представлена в паре с супругом - кн. Довмонтом (Тимофеем) ( Преображенский А. С.//ПЭ. Т. 15. С. 524-527). Изображения М. Д., созданные ранее XVI в., не сохранились. Возможно, из Мирожского мон-ря происходит почитавшаяся там чудотворная Мирожская икона Божией Матери (2-я пол. XVI в. (1583 г.?), ныне в ПИАМ). Судя по иконографическим признакам, она является списком утраченной вотивной иконы, выполненной при жизни кн. Довмонта и М. Д. в 80-90-х гг. XIII в. и включавшей их образы; с 1567 г. древняя икона находилась в Троицком соборе, затем, по преданию, была увезена в Москву Иоанном Грозным или, согласно одной из гипотез, погибла в 1609 г. во время пожара в Пскове. На сохранившейся иконе из ПИАМ М. Д. и кн. Довмонт (оба с нимбами) изображены в небольшом масштабе по отношению к образу Пресв. Богородицы, Которой они предстоят в молении. Богородица, воздевая руки, осеняет чету и покрывает их краями мафория. М. Д. показана в 3/4-ном развороте влево, голова покрыта полосатым платом, поверх платья - шуба с меховой оторочкой. В киноварной надписи рядом с фигурой М. Д. она названа Домантовой женой и дочерью (а не внучкой) св. Александра Невского («Бл(а)говерная кн(я)гиня Мария Домант... жена дщерь великаго кн(я)зя Александра Н[ев]//скаго»). Большинство, в т. ч. поздних, изображений М. Д. представлено на списках Мирожской иконы XVI в. (напр., с фигурами кн. Довмонта и М. Д. входил в программу росписи 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя в Москве, на вост. стене придела во имя св. блгв. кн. Александра Невского ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя. М., 1996. С. 80) и был повторен в воссозданной в кон. XX в. росписи).

http://pravenc.ru/text/2562134.html

На иконе «Святые кн. Довмонт и кнг. Мария» из собрания А. И. Анисимова (2-я пол. XVI в., ГТГ; Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 72-73. Cat. 15), к-рая, вероятно, происходит из псковского Троицкого собора, супруги (оба с нимбами) представлены в рост, в молении Св. Троице, изображенной в левом верхнем углу. Несмотря на то что фигура Довмонта явно восходит к изображению на Мирожской иконе, в образе М. Д. учтен ее монашеский чин, что также удостоверяет и надпись рядом с ее фигурой: «Благоверная княгиня Мария во иноцех Марфа». На списках Мирожской иконы одежды супружеской четы могут варьироваться. Напр., на воспроизведении Мирожской иконы в книге Е. Поселянина «Богоматерь» (1993. С. 603) кн. Довмонт и М. Д. изображены коленопреклоненными, в горностаевых мантиях и в геральдических княжеских коронах европ. типа. Эти элементы одежды встречаются на позднем списке иконы, подаренной Киевским митр. Платоном (Городецким) ЦАМ КДА в 1897 г. (ныне в НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ: 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 34. Кат. 38). В соборе псковского Иоанно-Предтеченского мон-ря, исторически связанного с М. Д., под Смоленской иконой Божией Матери XVII в. находилось изображение М. Д. и равноап. кнг. Ольги, вероятно, XVIII-XIX вв. ( Дмитриев. 1913. С. 24). В Иоанновский собор мон-ря из Троицкого собора вернулась на прежнее место над гробницей кнг. Евпраксии икона «Деисус с предстоящими» (не ранее XVII в., в XIX в. ее отождествляли с образом Спаса, источившим миро в 1243; см.: Преображенский. 2010. С. 175). На ней среди предстоящих изображены святые Евпраксия и М. Д. (обе как преподобные). На иконе «Собор Псковских святых» (1982, Троицкий собор Псковского кремля) образ М. Д.- в середине правой части композиции (рядом с блж. Николаем Саллосом) - повторяет изображение княгини на Мирожской иконе Божией Матери (в далматике, шубе, с покровенной красно-зеленым полосатым платом головой). В составе Собора Псковских святых М. Д. в одеждах преподобной представлена рядом с кнг. Евпраксией в нижней левой части иконы кон. ХХ в. из Троицкого собора Псковского кремля.

http://pravenc.ru/text/2562134.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010