По гипотезе Т. В. Кругловой, Иоанн был причастен к основанию Мирожского Спасо-Преображенского монастыря во Пскове, а «после своей отставки владыка (Иоанн.– М. П.) ушел на покой в созданный им монастырь» ( Круглова Т. В. К истории создания первых монастырей в Пскове//Древнерусское искусство: Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи: К 1100-летию Пскова. М., 2008. С. 34). Данное мнение может базироваться только на сведении малодостоверного во многих своих деталях Жития свт. Нифонта Новгородского, причем очень поздней редакции, составленной свт. Димитрием Ростовским в конце XVII в. В этом памятнике говорится, что «когда блаженный Иоанн, епископ Новгородский... ослабев в силах, оставил епископский престол и удалился в монастырь», на его место был поставлен св. Нифонт (Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского. М., 1906. Апрель. С. 135). Это, безусловно, является позднейшей агиографической интерпретацией летописной статьи 1130 г. Достоверно известно лишь, что знаменитый каменный собор Мирожского монастыря был заложен в период архиерейства Нифонта, т. е. не позднее 1156 г. (НПЛ. С. 29, 216). Гипотеза Т. В. Кругловой, опять-таки, предполагает особую духовную близость между Иоанном и Нифонтом (Иоанн строил деревянный храм в Мирожском монастыре, Нифонт на его месте вскоре возвел каменный собор, а также похоронил или перезахоронил почившего Иоанна в кафедральном соборе Новгорода), говорить о которой, учитывая весь комплекс сохранившихся данных, оснований нет. Впрочем, имя Иоанна наличествует в псковских синодиках (см.: Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора... С. 208–209; Столярова Л. В. Синодик Стефановской церкви псковского Спасо-Мирожского монастыря конца XVI в.//Сообщения Ростовского музея. Вып. 10. Ростов, 2000. С. 32). Кроме того, Иоанн упоминается между епископами Никитой и Нифонтом в «Чине о еже како подобает творити в пяток вечер о усопших последование» в составе Служебника и Требника Псково-Печерского Успенского монастыря (л.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Приказали : для повседневного во оной Псковской Покровской церкви божественного священнослужения из Псковской Архиерейской Консистории определить из действительных от прочих церквей церковников дьячка да пономаря, а у Мирожского архимандрита взять ведомость: с которого году во оную церковь вклад получается, и что из тех денег ко устроению оной церкви, на что порознь в расходе и священно и церковнослужителям в даче в каждом году было, и с надлежащими записками и расписками, и в том во всём его, архимандрита, счесть и достоверно освидетельствовать как о употреблённых в тое церковь материалах, так и в прочем к тому принадлежному; да оной же Консистории заседающим купно Псковской провинции с воеводою и знающими людьми, осмотря ту церковь, описать, какой она починки требует, и сделать ведомость, что к той починке каких по званиям порознь и на колико по цене материалов и припасов, також мастеровых и работных людей и им заработных денег надобно; да им же, заседающим с помянутым воеводою при означенном архимандрите, у священника той церкви взять ведомость, колико при оной церкви приходских дворов и вотчин и прочих угодий имелось, и с них, тож и с других каковых именно доходов порознь в год напредь сего в ту церковь собиралось и ныне собирается, и на что оное порознь в расход употребляемо бывает, и с чем прилично рассудится освидетельствовать достоверно, и о содержании оной церкви церковными требами и священника с причетники жалованьем, откуда б оные получать они могли повсегодно беспрепятственно, учинить ему, Псковскому воеводе, обще в консистористами мнение; и то мнение с помянутыми ведомостьми и со учинённым из того всего кратким экстрактом прислать Святейшему Синоду немедленно; а какие именно Мирожского архимандрита о церковниках предложения были и что по ним чинилось во Псковской Архиерейской Консистории, справясь, прислать Святейшему Синоду известие; а о том из Святейшего Правительствующего Синода к Преосвященному Варлааму, архиепископу Псковскому и Нарвскому, и к Псковскому воеводе послать указы, и в достодолжное известие в Кабинет Её Императорского Величества сообщить письменно

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приказали : для повседневного во оной Псковской Покровской церкви божественного священнослужения из Псковской архиерейской Консистории определить из действительных от прочих церквей церковников: дьячка да пономаря, а у Мирожского архимандрита взять ведомость, с которого году во оную церковь вклад получается и что из тех денег ко устроению оной церкви, на что порознь в расходе и священно и церковнослужителям в даче в каждом году было, и с надлежащими ль записками и расписками, и в том во всём его, архимандрита, счесть и достоверно освидетельствовать как о употреблённых в тое церковь материалах, так и в прочем, к тому принадлежном; да оной же Консистории заседающим купно Псковской провинции с воеводою и знающими людьми, осмотря ту церковь, описать, какой она починки требует, и сделать ведомость, что к той починке каких по званиям порознь и на колико по цене материалов и припасов, також мастеровых и работных людей и им заработных денег надобно; да им же, заседающим с помянутым воеводою при означенном архимандрите, у священника той церкви взять ведомость, колико при оной церкви приходских дворов и вотчин и прочих угодий имелось, и с них, тож и с других каковых именно доходов порознь в год напредь сего в ту церковь собиралось и ныне собирается, и на что оное порознь в расход употребляемо бывает, и с чем прилично рассудится освидетельствовать достоверно, и о содержании оной церкви церковными требами и священника с причетники жалованьем откуда б оные получать они могли повсегодно беспрепятственно, учинить ему, Псковскому воеводе, обще с консистористами мнение, и то мнение с помянутыми ведомостьми и со учинённым из того всего кратким экстрактом прислать Святейшему Синоду немедленно; а какие именно Мирожского архимандрита о церковниках предложения были и что по ним чинилось во Псковской архиерейской Консистории, справясь, прислать Святейшему Синоду известие. И о том из Святейшего Правительствующего Синода к Преосвященному Варлааму, архиепископу Псковскому и Нарвскому, и к Псковскому воеводе послать указы, а в достодолжное известие в Кабинет Её Императорского Величества сообщить письменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главная святыня монастыря — собор Рождества Пресвятой Богородицы — был построен в 1311 году по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. В 1313 году храм был расписан. Сохранившиеся, хотя и не полностью, фрески — единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы. Храм повторяет основные черты архитектуры построенного на полтора века раньше собора Мирожского монастыря, но имеет некоторые существенные отличия от последнего. Внутреннее пространство храма решено в форме равноконечного креста с примыкающими к нему по углам меньшими по высоте объемами. В отличие от собора Мирожского монастыря, в интерьере которого есть иерархическое соподчинение центрального и боковых объемов, здесь центральное пространство креста и его ветви сделаны одинакового размера. Восточная ветвь креста образована центральной апсидой алтаря, боковые апсиды по сравнению с ней значительно понижены. Западные углы храма разделены на два этажа. В нижнем северном компартименте первоначально располагался придел или уединенная монашеская молельня, в южном - лестница на второй этаж. Верхнее северное помещение так же служило приделом, здесь сохранились следы малого иконостаса. Верхнее южное помещение было ризницей или хранилищем документов. Помещения-палатки верхнего яруса соединялись узким деревянным настилом, замененным в XVI веке каменным балконом. В соответствии с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны. Их восточные прясла оформлены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Здесь расположены боковые порталы храма, над ними помещены предназначенные для росписи ниши-киоты и окна. Западные прясла снизу оформлены невысокими арками-нишами, соответствующими нижнему ярусу западных угловых помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально завершавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт возникшими в последующие столетия пристройками к храму. Собор завершен поставленным по центру внутреннего креста куполом, барабан которого снаружи оформлен необычным поясом из стрельчатых арочек, восстановленным при реставрации. В XV веке барабан купола был повышен, а арочный пояс заменен лентами бегунца и поребрика. Форма кровли неоднократно менялась в ходе истории собора. Первоначально храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола деревянным лемехом-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола сделана луковичной. В настоящее время кровля собора имеет позднюю четырехскатную форму с плоским завершением фасадов.

http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Прес...

В 1907 году возглавлял Мирожский монастырь настоятель - архимандрит Амвросий, который окончил курс Костромской духовной семинарии, и Московской Духовной Академии, имел ученую степень кандидата богословия, в 1904 году был назначен ректором Благовещенской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. Указом Святейшего Синода от 14 июля 1906 года Архимандрит Амвросий был перемещен на должность настоятеля Спасо-Мирожского монастыря, был назначен членом духовной консистории. Резолюцией архиепископа Псковского и Порховского Арсения 26 марта 1907 года был утвержден в должности члена епархиального училищного совета, с 1907 года преподавал Закон Божий в старших классах Сергиевского реального училища. Как выглядел Мирожский монастырь, начиная с XVI века. Не сохранилось ни одного графического или изобразительного материала, представлявшего территорию монастыря ранее 16 века. Изображение Мирожского монастыря, а вместе с тем Спасо-Преображенского собора и храма святого Стефана можно видеть на знаменитых Псково-Покровских иконах, написанных в память о спасении Пскова во время Ливонской войны XVI века. На иконе XVI века «Сретение Господне» Печерского монастыря также был изображен Спасо-Мирожский монастырь - в центре монастыря возле Спасо-Преображенского собора довольно высокая колокольня башенной формы. В ходе военных действий 1581 года колокольня была разрушена. В монастыре была возведена новая колокольня, которую пристроили к западной стене Спасо-Преображенского храма, фасадом была обращена на северную сторону. О времени ее строительства ничего неизвестно. Она состоит из стены в два яруса, в нижнем ярусе размещались три пролета для колоколов, на верхнем ярусе - два пролета. На этой колокольне были укреплены 8 колоколов, один из которых имел надпись о том, что данный колокол был отлит в городе Пскове при дьяке Мисюре Мунехине 8 января 1520 года для Мирожского монастыря повелением игумена монастыря Григория. Надпись на другом колоколе сообщала о том, что колокол был отлит 14 сентября 1521 года в славном городе Пскове

http://pravoslavie.ru/149225.html

Новости Псковскому музею-заповеднику переданы собор и малые кельи Мирожского монастыря 24.05.2010 11:18 Псков, 24 мая. Псковский государственный музей-заповедник получил в бессрочное и безвозмездное пользование Спасо-Преображенский собор XII века и малые кельи Мирожского монастыря, сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на пресс-службу администрации региона. Документы, закрепляющие памятник федерального значения за музеем, были переданы территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Псковской области. «Теперь на территории монастыря будут два законных пользователя, один из которых - музей. Наша задача - сохранять памятник XII века, предоставлять возможность всем желающим знакомиться с уникальным фресковым ансамблем», - сообщил директор музея-заповедника Юрий Киселев. По его словам, будет продолжена традиция проведения молебнов в Спасо-Преображенском соборе. «В то же время мы - хранители и обязаны поддерживать режим температуры и влажности. Служба может быть отменена по причине неблагоприятных климатических условий. Но пока на практике таких случаев не было», - отметил Ю.Киселев. Он сообщил, что по поручению главы региона и при благословении митрополита Псковского и Великолукского Евсевия подготовлено и будет в ближайшее время подписано соглашение о принципах взаимоотношений музея и обители. Документ определяет в том числе пакет требований к посетителям монастырского ансамбля, требования к одежде, поведению. За их соблюдением будут следить службы безопасности музея и монастыря. Прочие объекты (за исключением собора и келий) и сама территория монастыря были переданы в ведение монастырской общины 1 мая. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Завершился первый этап реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря Псков, 16 ноября 2013 г. В Пскове завершен первый этап реставрации древнего Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Монастырский комплекс XII века снискал всемирную известность благодаря фрескам домонгольского периода – единственным в России по степени сохранности. Стены интерьера Спасо-Преображенского собора в XIII-XIV веках были расписаны неизвестными греческими мастерами. Эти фрески не имеют аналогов в отечественных храмах и напоминают мозаики в некоторых соборах Сицилии того же времени, сообщает телепрограмма " Новости культуры " . Отметки на стенах, летописные свидетельства и утраты живописи говорят о том, как высоко поднималась вода в Спасо-Преображенском соборе. Самый древний храм Пскова, воздвигнутый в XII веке, построен на берегу реки Великой. На протяжение более чем восьми столетий он во время паводков затапливался водой. Сто лет назад вокруг церкви был сделан дренаж, залит бетонный пол, а стены укреплены цементом. Однако это не помогло. Цемент удерживал влагу, и стены продолжали разрушаться. Вода поступала в храм снизу, прямо из скалы, на которой он построен. Последний раз это случилось два года назад. " На моих глазах эта плита приподнялась и из этих трещин хлынула вода. Плита как бы выдавливается снизу водой. Как гидравлика " , – рассказал автор проекта реставрации Спасо-Преображенского собора архитектор Владимир Никитин. Теперь стены собора укреплены изнутри и снаружи современными материалами и оштукатурены. Со стороны Великой установят решетку, которая не будет препятствовать отходу воды во время паводков. Под полом разместили водосборники. Из них легче откачать воду во время подтоплений. " Сейчас образовалась ситуация, когда собор может сам регулировать режим внутри. Стены могут дышать, после просушки он будет отдавать излишнюю влагу, и собор сможет еще долго существовать " , – пояснила главный хранитель фресок Спасо-Преображенского собора, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Таисия Круглова.

http://pravoslavie.ru/65790.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Псковской области открылась выставка современного церковного искусства 15.10.2020 Иконы, фрески, редкие церковные книги, многие из которых хранятся в российских и псковских монастырях, храмах и частных собраниях, впервые представили в среду на выставке " Собор церковного искусства Пскова " . Она открылась в отреставрированных палатах купцов Постниковых, памятнике гражданской архитектуры XVII века, участие в церемонии приняла министр культуры РФ Ольга Любимова, передает корреспондент ТАСС. " Рады вас приветствовать на долгожданном событии, готовились к нему на протяжении полутора лет. Владыка благословил нашему монастырю заняться организацией. Представлено более 50 участников и более 200 работ в разных направлениях: иконопись, монументальная живопись, ковка, ювелирка, шитье. Сейчас пройдем в отреставрированные палаты Постникова и все увидим " , - сказал настоятель Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря иеромонах Серафим, обращаясь к участникам церемонии. Проект реализуется в Псковской области при поддержке Фонда президентских грантов. Генеральным партнером является Псково-Изборский объединенный музей-заповедник. " Цели выставки - познакомить широкую публику с лучшими образцами современного церковного искусства и художественных ремесел Пскова и Псковской области. Выставка для Псковской земли - уникальная. Впервые экспозиция объединит современные произведения, созданные в многочисленных видах искусств и художественных промыслов: архитектура, монументальная живопись, резьба по дереву и камню, ювелирное искусство, ковка, керамика, фаянс, книжная миниатюра, художественная обработка кожи " , - отмечается в сообщении пресс-службы музея. Выставка " Собор церковного искусства " собрала мастеров, творчество которых связано с Псковом и псковской традицией церковного зодчества. Она будет работать в течение двух месяцев.

http://drevo-info.ru/news/26209.html

39) Варлаам (Головин), член Псковской Консистории и Псковской семинарии ректор, переведенный в 1785 г., из Снетогорского монастыря. В 1792 году, 13 Апреля переведён отсюда в Московский Воскресенский монастырь. Скончался в Новоспасском монастыре. 40) Пётр (Можайский) Псковской Духовной Консистории член и семинарии ректор, из Архимандритов Смоленского Авраамиева училищного монастыря. Он управлял Печерским монастырём с 1792 по 1800 г.; а в этом году переведён в Смоленский Бизюков монастырь и там скончался. 41) Венедикт (Постников), из Архимандритов Спасо-Мирожского монастыря, член Псковской Духовной Консистории, переведённый в Печерский монастырь в 1800 году. Незабвенную память о себе оставил он в монастыре построением Михаило-Архангельского собора и украшением многих икон серебряно-позолоченными ризами. Обширная переписка его, по построению храма, с Графом Витгенштейном и Псковским Губернатором Князем Шаховским хранится в особой книге монастырской библиотеки. Скончался он в 1835 году, и похоронен в «Богом зданных пещерах» 106 42) Антоний II (Благовещенский), по 12 Декабря 1844 г. В Псково-Печерский монастырь переведён этот Архимандрит из Грузии, где был настоятелем Давидогореджийской пустыни и членом Синодальной Конторы. По десятилетнем управлении Печерским монастырём, скончался 12 Декабря 1844 г. Гроб его находится в западной пещере, по правую сторону входа в соборную церковь . 43) Антоний III (Шокотов) с 24 Января 1845 г. по 1850 г. Родом из Харьковской губернии, воспитанник Харьковского Коллегиума и Киевской Академии, с 1823 г. профессор Полтавской Семинарии, с 1825 г. Бакалавр Киевской Духовной Академии; 12 Февраля 1830 года священник Киево-Подольской Царе-Константиновской церкви, 7 Апреля 1834 г., по смерти жены, монах и инспектор Киевской Академии; с Июня 1836 г. Архимандрит; в том же месяце ректор Полтавской семинарии; с 23 Июня 1843 г. Псковской семинарии и Настоятель сперва Спасо-Елеазаровского, а потом и Псково-Печерского монастыря. С 1850 г. Епископ, сперва Викарий Волгский, Саратовской епархии, а потом Епископ Оренбургский и Уфимский, наконец Архиепископ Кишиневский. Скончался в 1871 году и погребен в Кафедральном соборе у правого клироса придельной Александровской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Архимандрит Тихон (Шевкунов): Снетогорский монастырь может стать примером грамотного совместного использования памятников 12.08.2012 8-10 августа 2012 года ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, настоятель Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов) посетил Псков . Вместе с известным российским реставратором, членом Патриаршего совета по культуре В. Сарабьяновым и председателем Государственного комитета по культуре Псковской области А. Голышевым архимандрит Тихон побывал в Мирожском и Снетогорском монастырях. Задачей поездки стала оценка совместного использования памятников и перспектив данной работы, сообщает сайт Православие.ru со ссылкой на Псковское агентство информации. Секретарь Патриаршего совета по культуре дал высокую оценку работе Псковского государственного объединенного историко-художественного и архитектурного музея-заповедника и выразил слова благодарности сотрудникам музея за усилия по сохранению уникального памятника — собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря . Он также поблагодарил реставраторов, которые трудятся над сохранением уникальных фpecokXIV века для будущих поколений. По мнению архимандрита Тихона, пример разносторонней совместной работы Русской Православной Церкви и органов исполнительной власти, искусствоведов, сотрудников Псковского музея-заповедника в Мирожском монастыре достоин высочайшей оценки. Кроме того, Снетогорский монастырь, по его словам, может стать еще одним примером подобных тесных отношений, позволяющих сохранять и восстанавливать памятники. Великое русское историко-культурное наследие должно объединять, а не разъединять народ, отметил отец Тихон. Он также выразил уверенность, что содействие в решении вопроса реставрации собора Рождества Пресвятой Богородицы и фресок в нем, а также в создании оптимальных условий для проведения богослужений в храме окажет Патриарший совет по культуре. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.08.2012 18:03:05

http://drevo-info.ru/news/13597.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010