Псалом 132 Пс.132:1 . Песнь степеней. Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом, как кажется, сложен в некоем роде поздравления или наставления Иудеям, когда они по возвращении из плена, и по возобновлении града и храма, начали совокупно жить в мире, и составлять один народ, оставя разделение или раскол, бывший прежде пленения между царством Израилевым и царством Иудиным. Но приличествует и всякому обществу, где пребывает взаимное согласие и любовь. Хотя есть в свете некоторыя вещи добрыя, однако неприятныя как, например, труд, соединенный с потом: и напротив есть некоторыя вещи приятныя, однако не добрыя, как, например, удовольствие греха. Но в согласии и взаимном мире братий, живущих вкупе, обоя сия удобно соединяются: соединенная же добродетель бывает сильнее и крепче, и потому лучше и удобнее соблюдается. Сие относится к нашему добру, или к пользе. И паки, где многие будучи соединены любовию, имеют едино сердце и едину душу, там кийждо радуется о благе других не меньше, как и о своем. Сие относится к приятности и удовольствию. Пророк, доказывая сию истину, как бы перстом указывает, коль любезно и коль приятно жить братии вкупе. Отсюду видно, коль выразительно и сильно сказано оное указательное наречие – се, – не только потому, что вещь представляет пред самые очи, но и потому, что содержит прикровенное сравнение между внутреннею бранью, которая довела Израильский народ почти до совершенной погибели, и между радостным и вожделенным миром. Аки бы сказал: мы, которые по естеству есмы братия, доселе так развлечены были несогласием, что одни других ненавидели больше нежели врагов; ныне же видим, коль добро и приятно иметь между собою братское единство. Таким образом Пророк увеличивает Божию милость, благодаря, что Иудеи долговременным опытом научилися знать, коль неоцененно есть добро, еже жити братии вкупе. Пс.132:2 . Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его: Пс.132:3 . яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

484 В евр. надпись ле шеломо и не подлежит никакому сомнению, что она, как аналогичная с прочими надписями в Псалтири (ле Давид), может быть переведена: Соломону, – т.е. псалом, вдохновенный Соломону или написанный Соломоном (творит, вместо дат.). LXX евр. ле перевели σις на основании догадки или предания, по которому псалом относился только к Соломону и потому частицу ле признали не как nota autoris, а как nota dativi. В христианской древности многие считали этот псалом Давидовым, как и в нашей Славянской Псалтири. 485 Суд Твой – κρμα σε – суд, представляющий в действительности Твой суд, соответствующий божественной воле и закону. Сын царев – Мессия, как потомок Давида, как происходящий от царского рода. 487 Пребудет с солнцем, т.е. пока будет солнце, которое, равно как луна и звезды, евреи считали на веки утвержденными. С евр. «будет благоговеть пред Тобою (Мессиею? или Богом?) пока солнце» и т.д. 488 На руно; с евр. на скошенный луг, или луговую зыбь. LXX, понимая псалом в мессианском смысле, перевели επι ποκν – на руно, имея в виду руно Гедеона ( Суд.6:37 ) и под ним разумели тип святого (белая волна) народа, к которому имел прийти Мессия и даровать ему оживление и благословение (изображаемое в дожде или росе); ср. Пс.132:3 ; Ис.26:19 ; Ос.14:6 ) и притом чудесным образом (роса в истории Гедеона была чудесная). Смысл с евр.: «что дождь для скошенного луга – оживляющий, оплодотворяющий  – то Царь-Мессия для Своего народа». Св.отцы изъясняют этот стих о нисхождении Христа на землю, и под руном разумеют то чистую утробу Богоматери, то народ иудейский. Бл. Августин под землею разумеет языческие народы, к которым пришло царство Мессии, когда отвергли оное иудеи, оставшись после бесплодными, как и руно Гедеоново после было сухо, а земля стала влажною. 489 Возсияет с евр. «пусть процветает» вследствие живительного дождя. Вместо абстрактного – правда в евр. конкретное – праведник. 490 Обладает от моря и проч. от Средиземного моря (западная граница Палестины, из которой исходит мессианская власть), до моря, которое считается границею земли; река ­­ Евфрат.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

В ст.14–18 псалмопевец приводит данные Богом в древние времена обещания вечно пребывать на Сионе, изливать оттуда Свои милости (ст.14–16) 929 и вполне исполнить данные Давиду обещания явлением Мессии и устроением чрез Него спасения (ст.17–18) 930 . Указания на заслуги Давида (ст.1–9), а равно и на данные Давиду обещания (ст.11–12 и 14–18) имеют одну цель, подкрепить выраженную в ст.10 молитву о восстановлении разрушенного престола Давидова. Если бог исполнит оба свои обещания, данные Давиду, как он этого заслуживает, то тем самым восстановлено будет богоправление и услышана молитва «помазанного». Псалом 132. Благословение от участия в религиозных празднествах По надписаниям в текстах – еврейском, халдейском, италийском и Вульгате, псалом этот принадлежит Давиду; он мог быть написан вслед за псалмом 121-м, когда Давид устроил богослужение и при этом без сомнения имел в виду показать народу благодетельные и радостные последствия, когда все израильтяне будут сходиться в Иерусалим на три главные праздника. В этом псалме дело идет не о каких-либо житейских сходках, но имеется в виду собрание детей (потому в пс. братья) единого истинного Бога в Его доме для богослужения. Давид хотел воодушевить народ к прилежному посещению скинии и ее празднеств. Нечто доброе, потому что богоугодное и вместе нечто утешительное и отрадное составляют религиозные собрания всего народа 931 ; их можно сравнить с обильно вылитым миром на первого первосвященника, т.е. оно содействует полноте божественного благословения (ст.2) 932 ; их дальше можно сравнить с обильною росою, т.е. они освежают и оживляют принимающих в них участие; Сион, куда собираются на праздники, есть место, где Бог подает благословение и жизнь (ст.3). Псалом 133. Священное вечернее приветствие и благословение Этот псалом составляет последнюю из песней степеней и содержит в себе обращение к священникам и левитам и ночью не переставать молиться и хвалить Господа во святилище (во святая) (ст.1–2) и взаимное благожелание со стороны последних (ст.3) 933 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Пс 118 сосредоточен на личностном измерении отношения к закону. Вероятно, с этим связано обращающее на себя внимание отсутствие в нем понятия   (завет), поскольку «завет» традиционно относится в Свящ. Писании не к одному человеку, а к сообществу (Ibid. P. 260). Жанровая принадлежность Пс 118 Пс 118 сложно отнести к какому-то одному жанру (напр., «псалом-жалоба» или «псалом мудрости»), в нем мастерски переплетены формы и мотивы различных жанров: хвалы, индивидуальной жалобы, ходатайства, исповедания, песни упования, индивидуальной благодарственной песни, гимна, речения мудрости ( Kraus. 1993. P. 412). В окончательной композиции Псалтири Пс 118 занимает место между хвалитными псалмами (Пс 112-117, в еврейской традиции - пасхальный халлель) и «Песнями восхождения» (Пс 119-133, т. н. паломнические псалмы). Соседством с хвалитными псалмами можно объяснить появление в Пс 118 надписания «Аллилуия» в Септуагинте. Размещение перед паломническими псалмами делает Пс 118 как бы подготовкой к приходу в Святой город (Иерусалим). Свиток псалмов, найденный в Кумране (11QPsa), содержит их иную последовательность: 119-131, 118, 134-135. Т. е. для кумранитов, не признававших Иерусалимский храм, кульминация «Песни восхождения» виделась не в храмовом богослужении, с которым ассоциируются Пс 132-133, а в постижении Закона ( Hossfeld, Zenger. 2011. P. 284). Время создания, автор, предназначение Пс 118 В тематике и лексике псалом демонстрирует зависимость от Второзакония. На этом основывается наиболее ранняя из предлагавшихся датировок его создания - период Вавилонского плена ( Deissler. 1955). Но поскольку выразительность акростиха проявляется не при звучании, а в письменном тексте, псалом скорее следует отнести к письменной послепленной эпохе - времени Ездры и Неемии (ср.: Неем 8. 8). С книгами Ездры и Неемии псалом сближают темы неустроенности жизни, гонений, борьбы за преодоление отступничества, за утверждение поклонения Единому Богу и др. Однако для составителей книг Ездры и Неемии возобновление завета с Богом связано прежде всего с Храмом и восстановлением культа, о чем не сказано в псалме ( Hossfeld, Zenger. 2011. P. 258). При этом в псалме присутствуют мотивы и терминология лит-ры Премудрости: нечестивый против праведника, зло против добра, воздаяние (награда и наказание) и др. ( Perdue. 1977. P. 305), что может указывать на эпоху развития евр. образования и книжной культуры (IV в.). Изысканная лит. форма, оставляющая впечатление учености, позволяет думать, что перед нами один из поздних псалмов. Нек-рые исследователи считают его современным Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (1-я пол. II в. до Р. Х.) ( Hossfeld, Zenger. 2011. P. 263).

http://pravenc.ru/text/2565050.html

Изъяснение псалма 132-го. «Песнь степеней». При Ровоаме колена разделились, и десять последовали за Иеровоамом, а два возлюбили Давидово царство. Но, по возвращении из Вавилона, и соединились снова, и возлюбили согласие, и одно имели правление, и общее совершали служение по закону. Сие-то и предвозвещает настоящий псалом. Пс.132:1 .   Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе?» На самом деле дознали мы, говорит Пророк, что всего приятнее братское согласие. «Братиею» же называет колена; потому что соименные коленам родоначальники их были дети одного отца. Пс.132:2 .   Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его. «Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню». Первосвященнический елей составлялся из различных благовоний. Однако же ни одно из них само по себе не издавало такого благоухания, какое производило смешение и срастворение всех сих благоуханий. Сему-то елею справедливо уподобил Пророк братское согласие; потому что совокупление во едино многих добрых дел производит благоухание совершенной добродетели. «Сходящее на ометы одежды его». Дарование любви, говорит Пророк, уподобляется оному миру, которое изливалось на главу Ааронову, и не только сходило на браду, но и освещало часть одежды, покрывавшую грудь. " Ометом» 41 назвал Пророк, что мы называем нарамником. Это же Акила назвал устием одежды. Поэтому, как священное миро, с главы по браде стекавшее до одежды, иерея исполняло благоухания, так польза, происходящая от согласия, от начальства простирается и на подчиненных. Пс.132:3 .   Как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки. «Яко роса аермонская сходящая на горы сионския». Пророк переходит к другому подобию, показывая пользу согласия, и говорит, что уподобляется оно росе, приносимой с Аермона на Сион. Роса же сия такова, что с черепиц сливается каплями. " Аермон» есть гора, и гора палестинская, полезная земле израильской. «Яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века», – не на Аермоне, а на Сионе, на священных Апостолов ниспослана животворящая роса Всесвятаго Духа, от которой все верующие приемлют вечное спасение. 41 Греческое слово " α, переведенное здесь словом: «омет», в книге Исхода (гл.22, 32) переведено словом: «ожерелье». Читать далее Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви)./Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Потом приходит архиерей и облачается на обычном месте во все священные одежды, а поверх них возлагается особый белый хитон (запон). Затем архиерей идет в сопровождении священников в алтарь через царские двери. Архиерей перед престолом молится над антиминсами, читая молитву: «Господи Боже Спасителю наш...» Затем перед царскими вратами постилается ковер, и на нем полагается возглавие, на которое архиерей преклоняет колена. Протодиакон возглашает: «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся». При коленопреклонении всех архиерей читает молитву: «Боже Безначальный...» Это те же две молитвы, которые читаются при освящении храма. По прочтении их архиерей идет в алтарь к престолу, и царские врата затворяются. Один из священнослужителей поставляет на приготовленном столе, справа от престола, три стеклянных сосуда – один с красным вином, другой – с розовой водой и третий – незаполненный. В пустой сосуд архиерей вливает вино и розовую воду. Эта смесь красного вина и розовой воды называется родостáмной. Протодиакон произносит в алтаре великую ектению. По окончании ее архиерей, преклонив главу, читает молитву над родостамной: «Господи Боже наш...» и знáменует ее крестообразно трижды. Затем он трижды крестообразно поливает родостамной антиминсы (обычно совершается троекратное окропление), произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» и «Окропиши мя иссопом и очищуся...», и далее псалом до конца. Затем возглашает: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков» и помазует антиминосы святым Миром. При этом диакон произносит: «Вонмем», а архиерей: «Аллилуиа» (трижды). На каждом антиминсе архиерей творит три креста стручцом, обмакнутым во святое Миро: один посредине и два по обе стороны. В это время поется псалом 132-й: «Се, что добро или что красно...» Архиерей после помáзания Миром возглашает: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки». Если освящается много антиминсов, то все вышеупомянутое совершается над каждым из них. И при помазании их Миром, кроме 132-го псалма, читается или поется псалом 131-й: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   В засверленные под гвозди отверстия вливается воскомастих и зачищается ножами. Певцы поют 22-й псалом. Также приносят четыре гвоздя и полагают их на трапезе. Предстоятель кропит их святой водою и вкладывает в отверстия на углах доски. Священнослужители, взяв четыре камня, забивают гвозди в столпы, прикрепляя таким образом трапезу к ее основанию.     Омовение и освящение престола. На престол льют теплую воду, и священники растирают ее руками, а потом натирают трапезу мылом. Затем снова льют воду для смытия мыла и престол вытирают полотенцами. Предстоятель снова окропляет святой водою трапезу.    После этого приносят красное вино, смешанное с розовою водою; предстоятель трижды крестообразно возливает на трапезу (на середину и по сторонам немного ниже середины). Священники вместе с предстоятелем растирают вино с родостамной по престолу и втирают его губками досуха. (Певцы поют 83-й псалом.)    Наконец, предстоятель помазывает престол святым Миром. (Певцы при этом поют 132-й псалом.) По древней практике, священник, освящая престол, помазывает крестообразно трапезу посередине и на четырех углах. Диакон при каждом помазании говорит «Вонмем», а предстоятель на каждое помазание трижды произносит «Аллилуиа».    После этого совершается облачение престола и жертвенника в их одежды.    Предстоятель кропит святой водою нижнюю одежду престола (вне и изнутри), и надевают ее на престол; потом он окропляет шнур святой водою, и обвязывают им престол «просто» (Большой Требник), т. е. кругом престола — по кругу, а не крестообразно, как при архиерейском освящении храма; обыкновенно предстоятель держит конец шнура в руке на верхнем правом углу престола (в месте выемки для шнура — на торце доски), а диакон опоясывает престол шнуром трижды, после чего завязывают узел у правого столпа престола (Дополнительный Требник). В это время читается 131-й псалом.    Затем при пении 92-го псалма надевается на престол окропленная святой водою верхняя одежда («индития»). После этого на престол полагают, с окроплением святой водою, Евангелие, крест и дарохранительницу, и все покрывают пеленой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

В засверленные под гвозди отверстия вливается воскомастих и зачищается ножами. Певцы поют 22-й псалом. Также приносят четыре гвоздя и полагают их на трапезе. Предстоятель кропит их святой водою и вкладывает в отверстия на углах доски. Священнослужители, взяв четыре камня, забивают гвозди в столпы, прикрепляя таким образом трапезу к ее основанию. Омовение и освящение престола. На престол льют теплую воду, и священники растирают ее руками, а потом натирают трапезу мылом. Затем снова льют воду для смытия мыла и престол вытирают полотенцами. Предстоятель снова окропляет святой водою трапезу 105 . После этого приносят красное вино, смешанное с розовою водою; предстоятель трижды крестообразно возливает на трапезу (на середину и по сторонам немного ниже середины). Священники вместе с предстоятелем растирают вино с родостамной по престолу и втирают его губками досуха. (Певцы поют 83-й псалом.) Наконец, предстоятель помазывает престол святым Миром. (Певцы при этом поют 132-й псалом.) По древней практике, священник, освящая престол, помазывает крестообразно трапезу посередине и на четырех углах 106 . Диакон при каждом помазании говорит «Вонмем», а предстоятель на каждое помазание трижды произносит «Аллилуиа». После этого совершается облачение престола и жертвенника в их одежды. Предстоятель кропит святой водою нижнюю одежду престола (вне и изнутри), и надевают ее на престол; потом он окропляет шнур святой водою, и обвязывают им престол «просто» (Большой Требник), т. е. кругом престола – по кругу, а не крестообразно, как при архиерейском освящении храма; обыкновенно предстоятель держит конец шнура в руке на верхнем правом углу престола (в месте выемки для шнура – на торце доски), а диакон опоясывает престол шнуром трижды, после чего завязывают узел у правого столпа престола (Дополнительный Требник). В это время читается 131-й псалом. Затем при пении 92-го псалма надевается на престол окропленная святой водою верхняя одежда («индития»). После этого на престол полагают, с окроплением святой водою, Евангелие, крест и дарохранительницу, и все покрывают пеленой.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Псалом песни обновления дому Давидова» (29), т.е. при выборе места для нового храма (см. еще 17, 33, 50 и др.). Д. Надписания, указывающие на богослужебное назначение, время и место исполнения псалмов: «Псалом песни в день субботний» (91). «Псалом Давиду, единая от суббот», т.е. в первый после субботы день, по-нашему – в воскресенье (23). «Псалом Давиду, исхода скинии» (28), т.е. в конце семидневного праздника Кущей и т.д. «Песнь степеней», по русскому переводу «песнь восхождения» (119–133) указывает на исполнение псалма левитами на ступенях иерусалимского храма. 6. Классификация псалмов по содержанию. Псалмы, как произведения, выражающие чувства, не всегда отличаются строго-логической последовательностью изложения, в них часто наблюдаются переходы от одного предмета к другому. По принципу преобладающего содержания экзегеты разделяют псалмы на следующие три группы: хвалебно-благодарственные псалмы, молитвенные и учительные. 1 . К «хвалебно-благодарственным» принадлежат те псалмы, в которых выражается благоговение перед Богом, как Творцом и Промыслителем и благодарение за Его дары. В эту группу входят все псалмы с надписаниями «песнь», «аллилуия», «хвала» и «во исповедание». Хвалебно-благодарственных псалмов насчитывают 55: 8, 15, 20, 29, 32, 33, 45–47, 64–67, 75, 80, 86, 91, 92, 94–99, 102, 107, 110, 112–117, 121, 123, 125, 128, 133–135, 137, 143–150. 2 . «Молитвенными» псалмами называются те, в которых содержатся обращения к Богу с прошениями. Внешним отличием их являются молитвенные воззвания: «Господи помилуй», «Господи спаси», «вонми» «услыши», «избави», «заступи» и т.п. К этой группе принадлежат псалмы: 3–7, 9, 12, 16, 21, 24, 27, 30, 34, 37–40, 43, 50, 53–55, 58–60, 63, 68–70, 73, 76, 78, 79, 82–85, 87, 89, 93, 101, 108, 119, 122, 129, 139–142. Псалмы 9, 27, 31, 50, 101, 119 и 142 за выражаемые в них чувства покаянного сокрушения о грехах называются «покаянными». 3 . «Учительными» псалмами называются такие, в которых преобладавшим содержащем являются размышления и наставления об уповании на Бога, о Богооткровенном законе, о различной судьбе праведных и нечестивых и о других предметах веры и нравственности, излагаемых преимущественно по поводу различных обстоятельств из жизни автора или народа. К ним принадлежат все псалмы с надписью «разума» или «в разум». Учительные псалмы следующие: 1, 2, 10, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 31, 35, 36, 41, 42. 48, 49, 51, 52, 57, 61, 67, 81, 100, 111, 118, 120, 124, 126, 130–132, 136, 138.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

   Потом приходит архиерей и облачается на обычном месте во все священные одежды, а поверх них возлагается особый белый хитон (запон). Затем архиерей идет в сопровождении священников в алтарь через царские двери. Архиерей перед престолом молится над антиминсами, читая молитву: «Господи Боже Спасителю наш...» Затем перед царскими вратами постилается ковер, и на нем полагается возглавие, на которое архиерей преклоняет колена. Протодиакон возглашает: «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся».    При коленопреклонении всех архиерей читает молитву: «Боже Безначальный...» Это те же две молитвы, которые читаются при освящении храма. По прочтении их архиерей идет в алтарь к престолу, и царские врата затворяются.    Один из священнослужителей поставляет на приготовленном столе, справа от престола, три стеклянных сосуда – один с красным вином, другой – с розовой водой и третий – незаполненный. В пустой сосуд архиерей вливает вино и розовую воду. Эта смесь красного вина и розовой воды называется родостамной.    Протодиакон произносит в алтаре великую ектению. По окончании ее архиерей, преклонив главу, читает молитву над родостамной: «Господи Боже наш...» и знаменует ее крестообразно трижды. Затем он трижды крестообразно поливает родостамной антиминсы (обычно совершается троекратное окропление), произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» и «Окропиши мя иссопом и очищуся...», и далее псалом до конца.    Затем возглашает: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков» и помазует антиминосы святым Миром. При этом диакон произносит: «Вонмем», а архиерей: «Аллилуиа» (трижды). На каждом антиминсе архиерей творит три креста стручцом, обмакнутым во святое Миро: один посредине и два по обе стороны. В это время поется псалом 132-й: «Се, что добро или что красно...» Архиерей после помазания Миром возглашает: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки». Если освящается много антиминсов, то все вышеупомянутое совершается над каждым из них. И при помазании их Миром, кроме 132-го псалма, читается или поется псалом 131-й: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его...»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010