«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкования на Псалмы, 2 Во вторую книгу пятого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошла вторая часть его толкований на Псалмы (131-150 псалмы). ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ ТОМ ПЯТЫЙ КНИГА ВТОРАЯ       Набор и обработка текста Константина Варламова, Ульяновск. СОДЕРЖАНИЕ 1. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 131. Кротость Моисея и разъяснение того в чем проявляется истинная кротость и в чем — жестокость. Воспоминая о кротости Давида, почему псалмопевец говорит об его обете построить храм Господу? — « Вот мы слышали, что оно в Евфрафе… Войдем в селения Его… ». Молитва об успокоении Ковчега Завета и народа и о благолепии храма ради добродетелей Давида и бывших ему божественных обетований, которые даны были однако с условием. — При исполнении этого условия иудеи будут наслаждаться духовными и материальными благами. — « На нем процветет святыня Моя… ». 2. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 132. Высокое достоинство любви, как соединяющей вместе с приятностью и пользу, и сравнение ее с священным миром, возливавшимся на голову первосвященника, и о росою. — « Ибо там заповедал Господь благословение ». — Где «там»? Любовь — царица добродетелей. 3. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 133. Общее содержание заключительного псалма степеней. — От христианина требуется высшая святость, чем от живших под законом. — « Ночью поднимайте руки ваши… » — Исполняющий это получит благословение от Господа. — Для чего прибавлено: « от Сиона » и: « сотворивший небо и землю »? 4. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 134. Важное значение псалмопения или хвалы Господу в духовной жизни человека. — Что значит: « в достояние Свое »? — Другие побуждения к прославлению Господа: премудрость Божия в устроении облаков, соединении дождей с молниями и движении ветров. — « От сокровищ своих ». — Особенное божественное попечение об Израиле и высшая цель совершившихся в Египте знамений и — по выходе из него — побед над врагами. — Славословие Господу за необычайные его милости. — « Идолы язычников — серебро и золото… » — Различие в благословениях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Собеседование 30 на псалом 118 Статья 3-я Пс.118:132 .  Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое. 1. Блаженный Давид имеет обычай, – братие, пользоваться разнообразными способами для выражения того, что он пророчески воспевает. Так и в этом псалме одни и те же мысли об одних и тех же предметах он выражает многими способами. Его целью является удаление от греха и отвращение ко злу, а с другой сто­роны – соблюдение и сохранение заповедей Божиих, а также – обличе­ние беззаконных, отвращение от них и молитва о помощи и милости Божией: вот главные и общие мысли его в этом псалме. Этому отве­чает и настоящее выражение: «призри на меня и помилуй меня». Иногда Бог призирает в гневе, как сказано у пророка Аввакума: «воззрел, и в трепет привел народы» ( Авв.3:6 ); а когда призирает на любящих Его, то дарует милость и спасение. Вот об этом-то и просил пророк, почему и прибавил: «как поступаешь с любящими имя Твое». Значит, он просит о том, чтобы удостоиться божественной милости не просто, но так, как обыкновенно, говорит, Ты даешь милость тем, кто Тебя любит. «Как поступаешь с любящими имя Твое», сказал он, что значит: я прошу одина­кового с ними приговора себе. " Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» ( Пс.118:133 ). Когда мы обнару­живаем усердие, а Бог доставляет помощь и направляет наш путь, то сила греха не имеет значения. Итак, когда Бог направляет нас на пути Свои и мы оказываем усердие, то не имеет над нами силы ни грех, ни беззаконие. В другом псалме Господь обещает боящемуся Его: «не убоишься ужаса... ночи, стрелы, летящей днем, бедствия, постигающего ночью» ( Пс.90:5–6 ); все это – беззаконие. «Избавь меня от клеветы человеческой, и со храню заповеди Твои " ( Пс.118:134 ). Как известно, много искушений Давид потерпел от людей, от Саула и других. Так и в следующем псалме он гово­рит: «Господи, избавь душу мою от уст... неправедных и от языка льстивого. Что дастся тебе или что прибав ится тебе при языке льстивом?» ( Пс.119:2–3 ). И опять в другом псалме: «сыны человеческ ие! Зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч» ( Пс.56:5 ). Итак, об избавлении от них молится пророк. И Владыка Хри­стос, с одной стороны, тех, кто терпит поношения и клевету, на­звал счастливыми и блаженными ( Мф.5:10–11 ), а с другой сто­роны – научил молиться, чтобы не впасть в напасть ( Мф.26:41 ). С евангельским законом совпадает и молитва пророка. А святой Афанасий, раскрывая смысл этих слов, клеветой человеческой назы­вает дерзкие и безумные мысли еретиков и беззаконников. Итак, братие, следуя этому отцу, будем и мы избегать всякой ереси, равно как и тех, которые ныне у нас распространяются, т. е. ересей иконоборцев, павликиан и манихеев; и если кому из нас скажут: «пойдем с нами», пусть он уклонит ногу свою и удалится, по приточному слову ( Притч.1:11, 15 ), и не будет ходить вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Кафизма 15 мая, 2012 Содержание статьи Кафизма: что это Кафизма — это один из разделов Псалтири. Во время чтения кафизмы на богослужении можно сидеть. При этом изначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели наоборот на следующих за ними седальнах и святоотеческих чтениях. Деление Псалтири на кафизмы Всего в Псалтири существует двадцать кафизм. Они составляют приблизительно одинаковую длину, это очень важно для образования кафизмы, потому что число псалмов в кафизмах может различаться даже при одинаковой длине. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Чтение кафизм в храме Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы: Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава I 97—100 101—102 107—108 109—111 112—114 115—117 118:1—72 118:73—131 118:132—176 119—123 124—128 129—133 134—136 137—139 140—142 143—144 145—147 148—150 Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы. Читайте также — Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой». В недельном Богослужении кафизмы читаются так: При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает. Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста: День Вечерня Утреня 1 Час 3 Час 6 Час 9 час Вс 10, 11, 12 19, 20, 1 13, 14, 15 Чтение кафизм в домашней молитве

http://pravmir.ru/kafizma/

Беседа 42 на псалом 132 101 Пс.132:1 .  Песнь степеней. Вот, что хорошо и что приятно, – это – жить братьям вместе! Высокое достоинство любви, как со­единяющей вместе с приятностью и пользу, и сравне­ние ее с священным миром, возливавшимся на голову первосвященника, и о росою. – «Ибо там заповедал Господь благословение» ( Пс.132:3 ). – Где «там»? Любовь – царица добро­детелей. 102 1. Многие предметы хороши, но не имеют приятности; дру­гие доставляют удовольствие, но не хороши; то и другое соеди­ниться может весьма не легко. Но в том, о чем говорит пророк, соединилось то и другое, и приятность, и доброта. Такова преимущественно – любовь; вместе с пользою она заключает в себе и удобство и приятность. Ее здесь он и прославляет. Он говорит не просто о жительстве и не о пребывании в одном доме, но о жизни «вместе», т.е. с согласием и любовью, – потому что отсюда происходит единодушие. Сказав, что это «что хорошо и что приятно», он потом объясняет свои слова примерами и приводит вещественные сравнения, которые могут представить слушателю предмет в яснейшем виде. Какие же сравнения? Посмотри: «(это) то же, что миро на голове, стекающее на бороду, на бороду Аарона, стекающее на края одежды его» ( Пс.132:2 ). Аарон, будучи первосвя­щенником, помазывался миром, которое источалось со всех сторон, и от этого помазания он был весьма вожделенен, приятен и любезен для взиравших на него. Как он, – гово­рит пророк, – будучи помазан миром, блистал видом, был светел лицом, исполнен великого благоухания, и доставлял приятность взиравшим на него очам, так прекрасно и это; и как то зрелище не только было хорошо, но и приятно для зрения, так и это доставляет душе удовольствие. «Что роса Ермонская, сходящая на горы Сионские. Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь до века» ( Пс.132:3 ). Приводит и другое сравнение, которое заключает в себе великую приятность и до­ставляет зрителю удовольствие. Не напрасно сказал он это. Так как до плена десять колен израильских и два колена жили отдельно, отчего происходили многие беззакония, возмуще­ния, распри и войны между ними, то он убеждает, чтобы этого не было, и советует, чтобы народ более не разделялся, но жил вместе, соединенно, под управлением одного начальника и царя, чтобы любовь проходила от начала до конца, как роса нисходит на все.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 132 Пс.132:1 . Песнь степеней. Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом, как кажется, сложен в некоем роде поздравления или наставления Иудеям, когда они по возвращении из плена, и по возобновлении града и храма, начали совокупно жить в мире, и составлять один народ, оставя разделение или раскол, бывший прежде пленения между царством Израилевым и царством Иудиным. Но приличествует и всякому обществу, где пребывает взаимное согласие и любовь. Хотя есть в свете некоторыя вещи добрыя, однако неприятныя как, например, труд, соединенный с потом: и напротив есть некоторыя вещи приятныя, однако не добрыя, как, например, удовольствие греха. Но в согласии и взаимном мире братий, живущих вкупе, обоя сия удобно соединяются: соединенная же добродетель бывает сильнее и крепче, и потому лучше и удобнее соблюдается. Сие относится к нашему добру, или к пользе. И паки, где многие будучи соединены любовию, имеют едино сердце и едину душу, там кийждо радуется о благе других не меньше, как и о своем. Сие относится к приятности и удовольствию. Пророк, доказывая сию истину, как бы перстом указывает, коль любезно и коль приятно жить братии вкупе. Отсюду видно, коль выразительно и сильно сказано оное указательное наречие – се, – не только потому, что вещь представляет пред самые очи, но и потому, что содержит прикровенное сравнение между внутреннею бранью, которая довела Израильский народ почти до совершенной погибели, и между радостным и вожделенным миром. Аки бы сказал: мы, которые по естеству есмы братия, доселе так развлечены были несогласием, что одни других ненавидели больше нежели врагов; ныне же видим, коль добро и приятно иметь между собою братское единство. Таким образом Пророк увеличивает Божию милость, благодаря, что Иудеи долговременным опытом научилися знать, коль неоцененно есть добро, еже жити братии вкупе. Пс.132:2 . Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его: Пс.132:3 . яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Одесский молодежный клуб «Православное поколение» существует два года. И все это время по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела в клубе изучают Священное Писание. В течение первого года в формате обсуждения было разобрано Евангелие от Матфея. В дальнейшем, в связи с увеличением числа членов и гостей клуба, возникла необходимость изучать Писание систематизировано. Поэтому с 1 сентября 2011 года встречи состоят из двух частей — сначала идет двухчасовая лекция с 15-минутным перерывом, потом полуторачасовое обсуждение какой-либо темы на основании новозаветного отрывка. Ведут встречи Константин Гержик, окончивший трехгодичные катехизаторские курсы при Киево-Печерской Лавре, и Алексей Попов, студент философского факультета Одесского национального университета им. И. И. Мечникова. На лекциях разбираются отрывки, состоящие из 1–8 глав. Также лектор отвечает на вопросы, возникающие по ходу лекции. Для проведения второй, дискуссионной части выбирается ведущий из членов клуба, который заранее готовится к проведению обсуждения. На встрече он зачитывает разбираемый отрывок из Нового Завета, и далее проходит свободная дискуссия. Задача ведущего — обсудить все выслушанные мнения и затем озвучить толкования православных комментаторов и Святых Отцов. В случаях, когда есть несколько святоотеческих вариантов толкования текста, участники дискуссии стараются осмыслить, почему существуют именно такие толкования, на чем они основываются и какое из этих толкований более соответствует духу павославного вероучения. Приветствуется соответствие мнений членов клуба мнению Святых Отцов, а в случае разногласий все стремятся разобраться, почему у участника возникло неправильное мнение и в чем именно оно не соответствует православному учению. Иногда встречаются такие моменты, когда, казалось бы, абсолютно разные толкования могут быть приняты с точки зрения Православия, тогда приводятся и объясняются эти толкования. Помимо совместного чтения и изучения Писания члены клуба «Православное поколение» живут весьма насыщенной жизнью: вместе оказывают помощь больным, пожилым людям, занимаются кормлением бездомных, посещением детских домов и больниц, миссионерской деятельностью, организуют общественные тематические лекции преподавателей Одесской духовной академии и семинарии, проводят православный киноклуб с обсуждением фильмов, изучают иностранные языки – и это еще не все. Неудивительно, что в молитвы перед и после изучения Писания входят Псалом 132 и молитва по соглашению, отредактированная в соответствии с нуждами клуба.

http://bible.predanie.ru/izuchenie-pisan...

Скачать epub pdf Глава 37. Чин благословения или освящения новых священнических одежд: сиесть стихаря, епитрахиля, пояса, поручей и фелони Пред Царскими вратами на приготовленном столе полагаются новыя одежды, к освящению принесенныя, иерей же в епитрахили и фелони с кадильницею, исходит в Царския двери, и покадив крестообразно одежды, обычно начинает: Благословен Бог наш: Чтец: Аминь: Царю небесный: Трисвятое. Отче наш: Иерей же: Яко Твое есть Царство: Чтец: Господи помилуй, 12. Слава, и ныне: Приидите, поклонимся: трижды. И псалом 132: Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? Яко миро на главе, сходящее на браду, браду аароню, сходящее на ометы одежды его: Яко роса аермонская, сходящая на горы сионския. яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи помилуй. Иерей чтет молитву сию: Господи Боже Вседержителю, изначала полезная человеческому роду вся действуяй, храмы рукою человеческою сотворенная Имени Твоему Святому создати, и тыя в славу Свою освящати, и место селения славы Твоея нарицати восхотевый? и рабом Твоим моисеом одеяния архиерейская, иерейская же и левитская, и иная различная украшения в благолепие и красоту святилища и олтаря твоего быти повелевый: услыши милостивно ныне моления наша, и одежды сия [именует их], в честь и славу Пресвятаго имене Твоего, в украшение же и благолепие служителем святаго твоего олтаря, и святых Твоих таин уготовленныя, мною смиренным и недостойным рабом Твоим благослови, очисти и освяти, яко да к служению святым твоим тайнам, и ко всякому славословию Пресвятаго имене Твоего достойны быти явятся, и священным служителем твоим теми одевающымся, да будут в избавление и покров от всех козней и соблазнов вражиих, в твое же благоугождение, и достойное служение святым твоим тайнам, и в снабдение твоея благодати и милосердия: благодатию и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом 119 Песнь степеней. Феодотион, говорит бл. Феод., перевел: «Песнь восхождений», а Симмах и Акила: «На восхождения». «Восхождения или степени указывают, – говорит бл. Феод., – на возвращение пленного народа из Вавилона... Не каждая песнь степеней предвозвещает одно и то же, но одна представляет бедствия в Вавилоне, другая благовестие о возвращении, иная – веселье на пути, иная же – войны, бывшие по возвращении, а иная – построение храма. Каждый из сих псалмов представлен так, будто бы воспевается ликом бывших тогда святых. Первый псалом степеней изображает и бедствия и Божие благоволение». «Степенями, – говорит св. Злат., – псалмы сии названы в историческом смысле потому, что в них говорится о возвращении из Вавилона и упоминается о тамошнем плене, а в смысле переносном потому, что они наставляют на путь добродетели». «Первую песнь степеней, – говорит св. Афан., – воспевает Богу народ в Вавилоне, скорбя о продолжительности плена и умоляя освободить его». Псалмов с надписанием: Песнь степеней – 15-ть 626 . В Еврейском тексте надписываются они: «Песнь восхождений». Неизвестно, кто написал сии псалмы; 121, 123, 130 и 132-й в Еврейском тексте носят имя Давида, 126 – Соломона. Есть мнение толковников, что все 15 псалмов написаны во время Вавилонского плена или по возвращении из него Ездрою, Аггеем, Захариею и Малахиею. 1 . С Евр.: «К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня». 2 . Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива. Св. Афанасий под языком лживым и неправедным разумеет Вавилонян, как идолослужителей, и как – врагов. Злат. и бл. Феод. 3 . Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву. С Евр.: «Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый»? «Пророк, – поясняет св. Злат., – сими словами выражает то, что коварство нечестивых (Вавилонян) есть великий порок, тяжкое зло; или то, что в самом пороке заключается наказание. Т.е. какое достойное наказание найдется для этого зла? Или: какое еще может быть наказание для такого порока? Здесь никакого, кроме поражения от Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Давид сделался царем израильского народа не сразу по смерти Саула. Сначала только одно колено Иудино признало его своим царем, над прочими же коленами воцарился больной, слабоумный сын Саула Иевосфей, и так продолжалось около семи лет. Затем, когда все колена Израилевы признали своим царем Давида, и каждое колено желало, чтобы царь среди него имел свое пребывание, тогда Давид избрал такой город, который не принадлежал ни одному колену. Между коленами Иудиным и Вениаминовым жили иевусеи, ханаанское племя, у которых был укрепленный город Иерусалим. Давид взял этот город, укрепил в нем гору Сион, воздвигнул на ней великолепный дворец, устроил богатую скинию и торжественно перенес в нее ковчег Завета (из Кириафаима) и вместе с тем потребовал, чтобы установленный Законом Моисеевым обычай сходиться в три годовые праздника к святилищу Божию ( Исх.23:15–17, 34:23 ; Втор.16:16 ), соблюдался непременно и неизменно. И таким образом Иерусалим, с перенесения ковчега Завета в Сионскую скинию, сделался столицею и политическим центром еврейского царства, в который не раз собирались представители всех колен Израилевых ( 2Цар.6:1,15–19, 12:31 ; 1Пар.23 и др), равно как сходились все, искавшие верховного суда царского, израильтяне ( 2Цар.15:2–6 ; Пс.121:5 ). Одно из таких религиозных собраний народа на Сионе и было поводом к возглашению пророка: Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе, – и не только к возглашению, но и к написанию псалма 132, с указанием на важность и высокое достоинство братского сожительства, под которым разумеется не общее только совокупное житие, но главным образом высоконравственная жизнь в любви и согласии. По словам св. Иоанна Златоуста , «пророк говорит не просто о жительстве, и не о пребывании в одном доме, но о жизни вкупе, т.е. с согласием и любовию, ибо отсюда происходит единодушие». Вот видите, или – вот смотрите сами, «как хорошо и как прекрасно жить братиям всем вместе!» (пер. с евр.), т.е. в согласии» «Братиею же, – говорит блж. Феодорит, – называет колена, потому что соименные коленам родоначальники их были дети одного отца» с 633].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ КОНТОПЕТРИС Георгий Контопетрис [греч. Γεργιος Κοντοπετρς], доместик, визант. мелург. Самое раннее упоминание о нем содержится в Пападики 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458). Г. К. был учеником прп. Иоанна Кукузеля и, следов., жил не ранее 1-й пол. XIV в. ( Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 127). В Пападики 2-й пол. XIV в. (Cutl. 457) Г. К. назван «дважды доместиком» (διπλοδομστικος). Из той же рукописи известно, что сын Г. К. Михаил также был доместиком и мелургом: ему принадлежит версия причастна «Чашу спасения» на 4-й плагальный (8-й) глас. В Пападики 1425 г. (Ivir. 985) распев псалма «На реках Вавилонских» надписан как творение Михаила Контопетриса. Распевы Г. К. наряду с творениями др. мелургов составили основу греч. певч. книг Пападики и Матиматарий и широко представлены в рукописях периода калофонического пения, хранящихся в различных собраниях: Cutl. 399 (сер. XIV в.), 456 (1443); БАН. РАИК. 154 (1430), 42 (сер. XVIII в.); Konstamon. 86 (1-я пол. XV в.); РНБ. Греч. 126 (2-я пол. XV в.), 130 (нач. XVIII в.), 132 (посл. треть XVIII в.), 711 (кон. XVIII в.); Ivir. 973 (нач. XV в.), 1120 (1458), 974 (1-я пол. XV в.), 984 (сер. XV в.), 993 (сер. XVII в.); РНБ. Александро-Невская лавра Ю I2 (нач. XIX в.) и др. Чаще всего в рукописной традиции встречаются распетые Г. К. стихи больших (т. е. с мелизматическим мелосом) аниксандариев на 4-й плагальный глас (Пс 103. 20, 24, 29а, 31а, 32, 33а, 34 с особыми припевами, напр.: «Слава Тебе, Святый, слава Тебе, Царю» - Pantel. 978, ок. 1820-1830). Нек-рые из этих стихов имеют двойное авторство: Иоанна Кукузеля и Г. К. (Philoth. 122, 1-я пол. XV в.). На 2-м месте по числу списков стоят стихи 1-го антифона 1-й кафизмы (чаще всего из Пс 2, реже из Пс 1 - Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в., и Пс 3 - Ivir. 973) на 4-й плагальный глас с кратимами (отдельный стих часто именуется πρλογος). Из муз. творений Г. К. сохранились стихи полиелея на 2-й плагальный (БАН. РАИК 154), на 1-й (Philoth. 122; Ivir. 973) и на 4-й гласы (Konstamon. 86), антифон на полиелее преподобным, мученикам и иерархам на 4-й глас «Будет праведник» (Пс 111. 6 - Cutl. 457; Philoth. 122; Ivir. 974; 985), антифон на праздники Богородицы «Слово благо» на 1-й глас, псалом «На реках Вавилонских» на 3-й глас (Ivir. 974), мегалинарии (Песнь Богородицы) «Сущую Богородицу» на 2-й плагальный (6-й) глас (Ivir. 993; 1120), причастен «Хвалите» на 2-й плагальный глас (Cutl. 457, Ivir 974), мелизматические вставки-кратимы, часто называемые πρλογος, 4-го гласа (Ivir. 974; 977, кон. XV - нач. XVI в.; БАН. РАИК. 154; Xeropot. 270, кон. XV в.; 287, 1724 г.), иногда имеющие особые наименования (πολυτρισμα, βιλα - Ivir. 976, 1-я пол. XVI в.; ξυλικς - Ivir. 964, 1562 г.; στρτα παλαι - Doch. 336, нач. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/164379.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010