Эту фразу произносит священник, ведущий общественное благодарственное богослужение. 123 живых они поглотили бы нас. Если бы не Божественное заступничество, враги разгромили бы Израиль. 123:4 См. ком. к Пс. 17,5.17 . 123 в добычу зубам их! Псалмопевец сравнивает врагов Израиля с хищными зверями, возможно, со львами (ср. Пс. 33,10; 57,6 ) или собаками (ср. Пс. 58,7.15 ). 123 в имени Господа. Т.е. Сам Господь является «помощью» Израилю. Глава 124 Пс. 124 Шестая из песней восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ) началом своим напоминает гимн Сиону (ср. Пс. 45; 47; 75 ). Из храма на горе Сион Господь посылает Своему народу помощь, в которой Израиль очень нуждается, в частности, потому, что некоторые области земли обетованной все еще находятся во власти язычников. В ст. 3 прямо выражена обеспокоенность псалмопевца тем, как бы язычники не совратили израильтян с пути истины. Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . 124 Горы окрест Иерусалима. Иерусалим расположен в гористой области Иудеи: его со всех сторон окружают горы и холмы, среди которых своей высотой выделяется Масличная (Елеонская) гора. Горы делали Иерусалим менее уязвимым для нападения врагов, демонстрируя заботу Господа о защите Своего народа (см. 4Цар. 6,17 ). 124 не оставит Господь жезла нечестивых. Жезл, или скипетр, является символом власти. Данный стих подразумевает, что народ Божий (или какая-то его часть) находился под властью либо нечестивых из числа израильтян, либо соседей-язычников. дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию. Т.е., дабы нечестивые не заставили праведных уподобиться себе. 124 Благотвори, Господи, добрым. Этот стих содержит призыв к Богу исполнить заветное обетование и благословить тех, кто хранит верность Ему и данному Им закону. 124 совращающихся на кривые пути. Псалмопевец имеет в виду тех израильтян, которые последовали примеру нечестивых соплеменников или соседних с Израилем языческих народов (ст. 3). Глава 125 Пс. 125 Псалом начинается выражением хвалы Господу за ниспосланное Им спасение (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

29. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 119. Почему псалмы с 119–го по 133–й называются псалмами степеней? — Польза, приносимая человеку скорбями, если он без малодушия переносит их, и увещание — избегать жизни изнеженной и беспечной. — Нужно удаляться лживых, коварных людей: божественное наказание за этот порок. — В сознании себя странником на земле заключается корень великой добродетели. — Обращение с злыми людьми весьма тягостно для благочестивых. — « С ненавидящими мир я был в мире ». — Что служит главною причиною вражды между людьми? 30. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 120. Благотворное действие бедствий на иудеев во время Вавилонского плена. — « Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю ». — Самым внешним своим видом человек обращен к небу; он не должен уклоняться от указанного ему Богом пути; не должен предаваться бездействию, если хочет получит от Бога помощь. — Смысл образных выражений Псалмопевца, изображающих всесильное божественное попечение всегда и везде. 31. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 121. Лишения во время Вавилонского плена пробудили в иудеях пламенную любовь к храму и Иерусалиму. — « Строящийся Иерусалим подобен городу, которого здания соединены вместе ». — Слава Иерусалима, как единственного места служения колен Израилевых Богу. — Цель этого установления. — Что значит: « по откровению Израилю »? — Слава Иерусалима, как столицы. — « Молите же о мире Иерусалиму… » « Да будет мир в силе твоей ». — Молитва о благоденствии Иерусалима для славы Божией. 32. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 122. Находясь в плену, иудеи научились немалым истинам и в частности — тому, чтобы искать помощи единственно у Господа. Молитва о помиловании ради тяжкого перенесенного наказания. — « Премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых ». 33. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 123. Псалмопевец внушает Израильтянам, возвратившимся из плена, приписывать свое спасение Господу. — Для чего им дана была безопасность не вдруг, а мало–помалу? « Живыми они поглотили бы нас ». — Как человек может усмирять свои страсти? — На кого можно гневаться? — Сравнение сильного гнева врагов с потоком и значение этого. — « Благословен Господь, не предавший нас в добычу зубам их! Помощь наша в имени Господа ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Псалом песни обновления дому Давидова» (29), т.е. при выборе места для нового храма (см. еще 17, 33, 50 и др.). Д. Надписания, указывающие на богослужебное назначение, время и место исполнения псалмов: «Псалом песни в день субботний» (91). «Псалом Давиду, единая от суббот», т.е. в первый после субботы день, по-нашему – в воскресенье (23). «Псалом Давиду, исхода скинии» (28), т.е. в конце семидневного праздника Кущей и т.д. «Песнь степеней», по русскому переводу «песнь восхождения» (119–133) указывает на исполнение псалма левитами на ступенях иерусалимского храма. 6. Классификация псалмов по содержанию. Псалмы, как произведения, выражающие чувства, не всегда отличаются строго-логической последовательностью изложения, в них часто наблюдаются переходы от одного предмета к другому. По принципу преобладающего содержания экзегеты разделяют псалмы на следующие три группы: хвалебно-благодарственные псалмы, молитвенные и учительные. 1 . К «хвалебно-благодарственным» принадлежат те псалмы, в которых выражается благоговение перед Богом, как Творцом и Промыслителем и благодарение за Его дары. В эту группу входят все псалмы с надписаниями «песнь», «аллилуия», «хвала» и «во исповедание». Хвалебно-благодарственных псалмов насчитывают 55: 8, 15, 20, 29, 32, 33, 45–47, 64–67, 75, 80, 86, 91, 92, 94–99, 102, 107, 110, 112–117, 121, 123, 125, 128, 133–135, 137, 143–150. 2 . «Молитвенными» псалмами называются те, в которых содержатся обращения к Богу с прошениями. Внешним отличием их являются молитвенные воззвания: «Господи помилуй», «Господи спаси», «вонми» «услыши», «избави», «заступи» и т.п. К этой группе принадлежат псалмы: 3–7, 9, 12, 16, 21, 24, 27, 30, 34, 37–40, 43, 50, 53–55, 58–60, 63, 68–70, 73, 76, 78, 79, 82–85, 87, 89, 93, 101, 108, 119, 122, 129, 139–142. Псалмы 9, 27, 31, 50, 101, 119 и 142 за выражаемые в них чувства покаянного сокрушения о грехах называются «покаянными». 3 . «Учительными» псалмами называются такие, в которых преобладавшим содержащем являются размышления и наставления об уповании на Бога, о Богооткровенном законе, о различной судьбе праведных и нечестивых и о других предметах веры и нравственности, излагаемых преимущественно по поводу различных обстоятельств из жизни автора или народа. К ним принадлежат все псалмы с надписью «разума» или «в разум». Учительные псалмы следующие: 1, 2, 10, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 31, 35, 36, 41, 42. 48, 49, 51, 52, 57, 61, 67, 81, 100, 111, 118, 120, 124, 126, 130–132, 136, 138.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Псалмы, в надписаниях, приписываются следующим лицам: 1) Моисею – 89-й псалом. Одни из толковников приписывают Моисею, другие Давиду 7 . 2) Давиду, по указанию надписаний в Еврейской библии, 73 псалма: 3 – 31, 30 – 40, 50 – 64, 67 – 69, 85, 100, 102, 107 – 109, 121, 123, 130, 132, 137 – 144. Кроме сего, в Греческой библии и Славянской, – Давиду приписываются следующие псалмы, не надписанные в Еврейской библии: 1, 2, 32, 66, 70, 90, 92 – 98, 99, 103. Некоторые из этих псалмов относят к Давиду и свящ. писатели Нового Завета, наприм. первые два псалма св. писатель Деяний Апостольских (4, 25); псал. 94-й св. ап. Павел. Евр. 4, 7 . 3 . Соломону – 126-й псалом. Св. Златоуст относит сей псалом ко времени, следовавшему за возвращением Иудеев из плена Вавилонского, а блаж. Феодорит прямо приписывает Зоровавелю, который здесь называется Соломоном, как ведущий род от Соломона; «потому что пророческое слово, говорит этот толкователь, приличествует не Соломонову построению (т. е. храма), но совершенному Зоровавелем по возвращении». 4 . Асафу приписываются 12 псалмов: 49, 72 – 82. Асаф был сын Варахиин, левит ( 1Пар. 15, 17 ). Св. Писание называет его прозорливцем ( 2Пар. 29, 30 ); при Давиде он был начальником хора певцов, или, по бл. Феодориту, наставником особого лика псалмопевцев ( 1Пар. 25, 26 ). Под руководством Асафа «провещевали или пели и вместе играли на цитрах, псалтирях и кимвалах, а сам Асаф играл по наставлению царя ( 1Пар. 16:5, 15:19 )». Нельзя утверждать, что все сии псалмы были написаны самим Асафом, современником Давида. Из первой книги Паралипоменон видно, что, когда перенесли Ковчег Завета в скинию, Давид в первый раз дал псалом для славословия Господу чрез Асафа ( 1Пар. 16, 7 ) . Так и другие псалмы, вероятно, только отсылались или передавались Асафу для пения, как начальнику хора певцов. По крайней мере, псалмы 73, 78 и 82 нельзя приписать сему Асафу, потому что они относятся, по толкованию бл. Феод., к позднейшему времени, после Вавилонского плена. Носит на себе имя Асафа эти псалмы, вероятно, потому, что написаны были кем-либо из его потомков – Асафитов, которые существовали, как известно, в качестве певцов второго храма и после плена Вавилонского 1Ездр. 3, 10 , или переданы были позднейшему Асафу для пения, как передавались они прозорливцу Асафу, – современнику Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

4 . Наконец, некоторые псалмы имеют надписания, указывающие на богослужебное употребление и на музыкальное исполнение, таковы: 1) песнь степеней, т. е. этот псалом пелся левитами на ступенях храма, 2) псалом песни в день субботний, 3) о наследствующем, 4) в песнех русск. выр.: на струнных орудиях. Еврейское выражение; «села» означает паузу и перемену пения и музыки. Писатели псалмов. Одни говорят, что писателем всех псалмов был Давид, но другие – писателями считают нескольких лиц, напр., Соломона. Это последнее мнение предоставляется более вероятным, потому что в некоторых псалмах изображаются события после давидовского времени. Надписаний с именами писателей в Еврейской библии сто. Имена писателей следующие: Моисей, Давид, Соломон, Асаф, Еман и сыны Кореевы. 1. Именем Моисея надписывается только один 89-ый псалом. Этот псалом, или молитва Моисея, представляя в себе яркое изображение вечности и величия Божия в сравнении с кратковременностью и суетностью жизни человеческой и горячую молитву к Богу за весь род человеческий. По всей вероятности, молитва эта написана в конце странствования по пустыне и, прежде чем вошла в сборник, сохранялась у Евреев в их сборниках национальных религиозных песней, напр., в кн. «Праведного». 2 . Имя Давида находится над следующими 73-мя псалмами: 3–21, 38–40, 50–54, 55–64, 67–69, 85, 100, 102, 107–109, 121, 123, 130, 132, 137–144. Ему же принадлежат и еще некоторые ненадписанные псалмы, напр., 2-й (по свидетельству Деян.4:25 ), 32, 70, 103 и др. Всего можно считать принадлежащими Давиду 78-мь псалмов. Поводами к составлению прекрасных песней служили для поэтически-чуткой и религиозной души Давида главнейшие обстоятельства жизни его и те обстоятельства исторические, в которых явно обнаруживалось действие промысла Божия. 3 . Соломону приписываются псалмы: 126, 131 и, по возможному переводу его надписания: ли Шломо – Соломонов, 71-й. Ho по содержанию своему – это молитва о Соломоне Давида. 4 . Имя Асафа находится в надписании двенадцати псалмов 49, 72–82. Асаф был современный Давиду левит, один из трех начальников хоров, учрежденных Давидом. Как богодухновенный писатель, Асаф называется в Писании «прозорливцем».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   Святый Дух – виновник спасения всех (людей); если кого-нибудь из них Он коснется Своим дуновением сообразно достоинству, того скоро возвышает над земными предметами, окрыляет, укрепляет и возвышает.     Антифон 2-й: Если бы не Господь был с нами, то никто из нас не мог бы выдержать борьбы с врагом, ибо побеждающие возносятся отсюда (псалом 123-й, 1 и след.).    Да не овладеют зубы их (врагов) душею моею, как птенцом, Слово. Но увы мне, как могу я избавиться от врагов, будучи грехолюбивым?    Дух Святой (дарует) всем обожение, благоволение, разумение, мир и благословение, ибо Он по действиям равен Отцу и Слову.     Антифон 3-й: Надеющиеся на Господа страшны врагам, и все удивляются им, ибо они взоры свои устремляют к небу (псалом 124-й, 1).    Сонм праведников, имея своим помощником Тебя, Спаситель, не простирает своих рук к беззакониям (псалом 124-й, 3).    Дух Святый господствует над всем, и Ему поклоняются небесные воинства вместе со всеми существами земными. Глас 7     Антифон 1-й: Плен Сионь от лести обратив, и мене, Спасе, оживи, изъимая работныя страсти!    В юг сеяй скорби постныя со слезами, сей радостный пожнет рукояти присноживопитания.     Слава, и ныне: Святым Духом источник Божественных сокровищ, от Него же премудрость, разум, страх, Тому хвала и слава, честь и держава!     Антифон 2-й: Аще не Господь созиждет дом душевный; всуе труждаемся: разве бо Того (ибо без Него) ни деяния, ни слово совершается!    Плода чревна, святии духодвижно прозябают отеческая предания, сыноположения.     Слава, и ныне: Святым Духом всяческая еже быти имут: прежде бо всех Бог, всех господьство, свет неприступен, живот всех!     Антифон 3-й: Боящиеся Господа, пути живота обретше, ныне и присно ублажаются славою нетленною.    Окрест трапезы твоея, яко стеблие, видя исчадия твоя, радуйся и веселися, приводя сия Христови, пастыреначальнику.     Слава, и ныне: Святым Духом глубина дарований, богатство славы, судеб глубина велия, единославен Отцу, и Сыну, служимь бо.     Антифон 1-й: Возвративший пленников Сионских от блуждания, Спаситель, оживи и меня, избавляя от рабства страстям (псалом 125-й, 1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

«По моему мнению, Псалмы 89105 играют роль «центра» в окончательной редакции еврейской Псалтири. Это собрание псалмов является «ответом» на вопрос, поставленным в Псалме 88 об очевидном расторжении Божьего завета с царем Давидом. Коротко суммирую данный ответ: (1) Яхве – это Царь; (2) Он был нашим «прибежищем» в прошлом, задолго до появления монархии (напр., в Моисеев период); (3) Он продолжит быть нашим прибежищем теперь, когда монархия низвергнута; (4) Блаженны те, кто доверяют ему!» 658 Хотя Книга 5 достаточно объемная (44 псалма), имеет сложную структуру и включает псалмы разнообразных жанров (Псалмы Давида 107109, 121, 123, 130, 132, 137144; «хвалебные псалмы» 110117, 134, 145150; «песни восхождения» 119133; и один великий псалом о торе, 118), она все также «обрамлена» псалмами Давида ( Пс.107109 – в начале пятой книги, Пс.137144 – в конце, и Пс. 145150 как кульминация всей Псалтири). Ныне плененные сыны народа Божьего должны подражать своему великому царю Давиду, Помазаннику Божьему, который всегда полагался на Божью верность (Псалом 106) и доверял Божьему закону ( Пс.118 ). «Псалом 144 является кульминацией пятой книги Псалтири, а последующие галлели ( Пс.145150 ) выражают идею, высказанную в последних словах Псалма 144 (стих 21)». 659 Таким образом, плененный народ Божий призывается к «размышлению» над Псалмами, как над «Торой» – законом Божьим ( Пс.1 и 118), чтобы стать «народом Книги»! Отныне они должны полагаться на Бога как на царя и прибежище, а не на человеческих князей, которые, безусловно, разочаруют. Последующие исследования Вилсона лишь развивали идеи его революционной диссертации. 660 Другие ученые, такие как Клинтон Маккан и Дэвид Говард, принимая основные тезисы Вилсона, либо развивали его идеи (Маккан), либо добавляли к ним более детальный анализ (Говард). 661 Ученые продолжают обсуждение этих тем и в новом тысячелетии. Структура Псалтирь состоит из пяти так называемых «книг» или сборников: Книга 1 (Псалмы 140); Книга 2 (Псалмы 4171); Книга 3 (Псалмы 7288); Книга 4 (Псалмы 89105); Книга 5 (Псалмы 106150). Каждая книга завершается славословием, а последняя, пятая книга, завершается целой серией хвалебных гимнов ( Пс.145150 ):

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

В среду и пяток и некоторые другие вышеуказанные дни Великого поста с вечерней соединяется литургия преждеосвященных даров. «Егда имать (иерей) священнодействовати преждеосвященную, вшед во святилище, облачится во священническую одежду, назнаменуяй и целуяй токмо, ничтоже приглаголя, разве: Господу помолимся, над единою коеюждо одеждою» (Служебник, стр. 256. В Тип. см. 49 гл., в среду 1-я седмицы вечера) 679 . Вышед из алтаря и став на амвоне, диакон возглашает: Благослови, владыко (Служ., стр. 267). Священник в алтаре, стоя пред престолом, возгласно глаголет: Благословенно царство... (чит. там же) 680 . Лик: Аминь (там же). Предстоятель, или екклисиарх (по Служебн.. стр. 257), либо чтец (по особ. изд. Служб. на кажд. день 1-я седм. св. Четыред., л. 67): Приидите поклонимся 681 и предначинательный псалом: Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Когда читается псалом, иерей пред царскими вратами читает вечерные, или светильные молитвы, начав с четвертой, так как три первые прочитываются после на ектениях (Служ. стр. 257). По исполнении псалма (Служ.. стр. 257 и 267), диакон глаголет великую ектению: Миром Господу помолимся... (чит. в Служ., стр. 267 и 268). Священник произносит возглас: Яко подобает тебе… Лик: Аминь. Чтец (особ. изл. Служб на каждый день 1-я седм. св. Четыредесятницы, л. 69) читает: Ко Господу внегда скорбети ми... (Служ.. стр. 257). т. е. 18-ю кафизму, и именно пс.: 119–123 682 . После 123 пс.: – Слава, и ныне, Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Диакон произносит 683 малую ектению: Паки и паки миром Господу помолимся (чит. в Служ., стр. 269). Священник в самом начале стихословия кафизмы приготовляет св. дары к перенесению 684 : снимает с антиминса Евангелие и ставит его выше антиминса, самый антиминс развертывает и ставит на нем дискос; потом благоговейно вынимает из дарохранительницы преждеосвященный хлеб и полагает его на дискос; далее вместе с диаконом, держащим свечу, трижды обходит престол и кадит; наконец, сотворив пред св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

    Антифон 1-й: На небо устремляю очи сердца моего – к Тебе, Спаситель,— спаси меня Твоим сиянием (псалом 122-й).    Помилуй нас, ежечасно во многом согрешающих пред Тобою, о Христе мой, и прежде кончины даруй (нам) способы покаяния пред Тобою.    Святому Духу принадлежит царствование, освящение и движение твари, ибо Он – Бог, единосущный с Отцем и Словом.     Антифон 2-й: Если бы Господь не был с нами, то кто мог бы сохраниться невредимым от врага и вместе человекоубийцы? (псалом 123-й).    Зубам их не предай раба Твоего, Спаситель; ибо, наподобие льва, устремляются против меня враги мои.    Во Святом Духе – источник жизни и власть; ибо Он, как Бог, все сотворенное укрепляет и чрез Сына сохраняет во Отце.     Антифон 3-й: Надеющиеся на Господа подобны святой горе; они никак не поколеблются от нападений велиара (псалом 124-й).    Да не прострут своих рук к беззакониям живущие согласно с волею Божиею, ибо Христос не предает жезлу Своего наследия.    Святый Дух – источник всякой премудрости; отсюда – благодать апостолам, подвигами увенчиваются мученики, и предвидят пророки. Глас 3     Антифон 1-й: Плен Сионь Ты изъял еси от Вавилона и мене от страстей к животу привлецы, Слове!    В юг сеющии слезами божественными, жнут класы радостию присноживотия.     Слава, и ныне: Святому Духу всякое благодарение, якоже Отцу и Сыну сооблистает, в Нем же вся живут и движутся.     Антифон 2-й: Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся: душу же покрывающу, никтоже наш разорит град.    Плода чревна Духом сынотвореное Тебе, Христу, якоже и Отцу, святии всегда суть!     Слава, и ныне: Святым Духом прозрится всякая святыня, премудрость; осуществует бо всякая тварь: Тому послужим: Бог бо, яко Отцу же и Слову!     Антифон 3-й: Боящиися Господа блажени, в пути ходяще заповедей: снедят бо животное всеплодие.    Окрест трапезы Твоей возвеселися зря Твоя, Пастыреначальниче, исчадия, носяща ветви благоделания!     Слава, и ныне: Святым Духом всякое богатство славы, от Него же благодать и живот всякой твари, со Отцем бо воспеваемь есть и с Словом!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

122 Псалом 37 ( Пс.37 ), как видно из первых слов его, есть моление Давида о пощаде, просьба об избавлении его от множества его страданий, в виде различных видимых бедствий, которые он представляет наказаниями божественными, посылаемыми на него постоянно, вследствие гнева Божия на него, за его греховность. Но больше он страдает от себя самого, от своей греховности, которая изнуряет все его тело, поражая его до костей неисцеленными ранами, угнетающими Давида, как тяжелая ноша, как множество воды, в которой он вот, вот должен утонуть, так как эти воды поднимаются выше его головы. Представление внешних опасностей под образом тяжелого бремени, потопляющих вод – очень часто у псалмопевца, но здесь они изображают гибель, исходящую, по преимуществу, от самого Давида, потому-то вместе с этим Давид и представляет свои настоящие страдания под видом болезни; он – называет их стрелами, глубоко воткнувшимися в живое тело. Очевидно, это его греховность, т.е. душевная болезнь, не дающая ему покоя и пагубно отражающаяся на всем существе его, как телесном, так и духовном, – греховность, с которой он чувствовал себя самого не в силе справиться, а помощи Божией не замечал, и потому представлял, что Бог карал его самою этой греховностью, и в особенности её следствиями, которые не превращаются, а все усиливаются, и потому Бог представляется как бы не отстраняющим Своей наказуюшей руки, которая наносит Давиду удар за ударом. 123 Далее идет более подробное описание телесно-духовных страданий Давида, насмешливого отношения к его страданию врагов его, его отчаяния, унижения и самой сильной мольбы к Богу о прощении, мольбы от сердца, преисполненного терзаниями оскорбленной совести. 124 Прерывая на минуту описание своего скорбного положения, Давид обращается к Господу с молитвой, заявляя, что Он знает все, как нехорошее в нем, так и то, что есть в нем достойного милостивого внимания со стороны Бога. А потом опять Давид представляет свои страдания. 125 Что это за страдания трудно определить. Может быть священные историки не записали о них. Но очень вероятно, как думает блаж. Феодорит, что Давид говорит здесь после того, как он потерпел множество различных огорчений и бедствий (и в числе их за известный грех, оплаканный в Пс.50 ), и считая их наказанием за свой грех, написал этот псалом для вразумления других, чтобы все знали, как пагубен грех . Поэтому может быть этот псалом написан Давидом в старости, а отсюда понятно, почему он жалуется на слабость сил, на тупость зрения и на согбенность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010