15 Терновский С.Г., прот. Изъяснение темных изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви. М., 1891. 246 с. (переизд.: М., 2000; не имеет научного значения). – Ред. 17 Comely [R.] Introd[uctio] spec[ialis]. [Historica et critica introduction in Veteris Testamenti Libros sacros – Praelectiones. Vol.II. 1–2. Introductio specialis in historicos Veteris Testamenti libros et in didacticos et propheticos Veteris Testamenti libros. Parisiis, 1887 (Cursus Scripturae Sacrae, auctoribus R. Cornely, I. Knabenbauer, Fr. de Hummelauer. Pars prior. Libri Introductorii II 1 et 2). 484, 632 ρ.] Vol. 2 [/2]. P. 123. 1929.]. 27 PG 27; по новому изд. творений свт. Афанасия (Сергиева Лавра, 1903) в ч. 4 рус. пер. его творений. [CPG 2140; БиблТСО 662, 663.] 28 PG 44; есть и в рус. пер. в ч. 2 его творений (М., 1861). [CPG 3155; БиблТСО 938. См. также и его сочинение «На псалом шестой», CPG 3156, БиблТСО 939.] 29 PG 29; есть и в рус. пер. в 5 т. его творений: М., 1884; СПб., 1911. Кн. 1. [CPG 2836; БиблТСО 84–96.]. 31 PG 80; в рус. пер. в ч. 2 его творений. [CPG 6202. БиблТСО 800–804. Переизд.: 2Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905–1906. рМ., 1997; 3М.: ИС РПЦ 2004]. 35 П.А.Юнгеровым в дальнейшем изложении не учтены комментарии на псалмы след.авторов: Арнобия Младшего (CPL 242), Проспера Аквитанского «Изложение псалмов с 100 по 150», CPL 524), Кассиодора (CPL 900–901), Григория Турского (фрагменты, CPL 1197), Беды Досточтимого (CPL 1371–1371с, 1384). См. также: CPL 1135, 1160а24, 1167a-f, 1287а, 2007b, 2015, 2015а. – Ред. 40 CPL 582 (в PL нет, впервые издан в 1895 г.; в совр.критическом издании трактат занимает ок. 70 страниц). Помимо Commentarioli см. также его Tractatus LIX in psalmos (CPL 592, впервые изданы в 1897 г.) и Tractatuum in psalmos series altera (CPL 593, впервые издана в 1903 г. Гомилии: CPL 599, 602. Фрагменты: CPL 607a. Пс. – Иеронима: CPL 625–629. – Ред. 3 Чт. ряда лук. спи., соответствующее переводам Феодотиона и Симмаха. В др. лук., ват. и иных спп. γγισεν. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Антифон 3-й: Я исполнился великой радости, когда сказали мне: пойдем в дом Господа,– (посему) воссылаю молитвы. В доме Давида страшное совершается, ибо там – огонь, опаляющий всякий постыдный ум. Во Святом Духе – жизненачальное достоинство; ибо от Него всё живое одушевляется, так же как в Отце и в Слове. Глас 6 Антифон 1-й: На небо очи мои возвожу, к Тебе, Слове: ущедри мя, да живу Тебе! Помилуй нас, уничиженных, устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове! Слава, и ныне: Святому Духу, всякая всеспасительная вина, аще коему сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, воспаряет, возращает, устрояет горé. Антифон 2-й: Аще не Господь бы был в нас, никтоже от нас противу возмогл бы вражиим бранем одолети: побеждающий бо от зде возносятся. Зубы их да не ята будет душа моя, яко птенец, Слове: увы мне, како имам от врага избыти, грехолюбив сый! Слава: Святым Духом обожение всем, благоволение, разум, мир и благословение: равнодетельный бо есть Отцу и Слову. И ныне, тойже. Антифон 3-й: Надеющиися на Господа, врагом страшни, и всем дивни, горé бо зрят. В беззакония рук своих, праведных жребий, помощника Тя имея, Спасе, не простирает. Слава: Святаго Духа держава на всех: Емуже вышняя воинства покланяются со всяким дыханием дольным. И ныне, тойже. Антифон 1-й: К небесам возвожу очи мои,– к Тебе, Слово; умилосердись надо мною, чтобы я жил для Тебя (псалом 122-й, 1). Помилуй нас, уничиженных, Слово, и соделай благопотребными Твоими сосудами (2 Тим, 2, 21). Святый Дух – виновник спасения всех (людей); если кого-нибудь из них Он коснется Своим дуновением сообразно достоинству, того скоро возвышает над земными предметами, окрыляет, укрепляет и возвышает. Антифон 2-й: Если бы не Господь был с нами, то никто из нас не мог бы выдержать борьбы с врагом, ибо побеждающие возносятся отсюда (псалом 123-й, 1 и след.). Да не овладеют зубы их (врагов) душею моею, как птенцом, Слово. Но увы мне, как могу я избавиться от врагов, будучи грехолюбивым? Дух Святой (дарует) всем обожение, благоволение, разумение, мир и благословение, ибо Он по действиям равен Отцу и Слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1) Древнейшим псалмопевцем был пророк и законодатель еврейского народа Моисей. Ему принадлежит в псалтири один только Псалом 89, написанный им, вероятно, незадолго до своей смерти, к концу сорокалетнего странствования евреев по пустыне Аравийской на пути их в землю обетованную. 2) Главнейшим писателем Псалтири, которому она по преимуществу обязана своим происхождением, был царь и пророк Давид. Он был в полном смысле отцом всего свящ. псалмопения израильского. До его времени свящ. песни у евреев представляли весьма редкое явление. Боговдохновенный Давид, создал из них целую обширную область свящ. письменности и, внесением в состав богослужения, возвысил и освятил их в глазах народа. Он же вызвал из среды евр. народа целый ряд других псалмопевцев и искусник исполнителей пения, которые в псалмопении Давида имели для себя высший совершеннейший образец. По свидетельству надписаний псалмов в еврейском тексте, Давиду принадлежат следующие 73 псалма: 3–21, 33–40, 50–64, 67–69, 85, 100, 102, 107–109, 121, 123, 130, 132 и 137–145; и, кроме того, из числа не надписанных в еврейском тексте, по всем вероятным основаниям и согласно с свидетельством надписаний перевода 70-ти, ему же следует приписать еще следующие пять псалмов: 1 и 2, 32, 70 и 103, – след. всего 78 псалмов. Сотрудниками и продолжателями священного псалмопения Давидова в Израиле были избранные им певцы-левиты и особенно вставленные им начальники свящ. хоров: сыны Кореевы с их начальником Еманом, Асаф и Ефан с их потомками, и сын Давидов – Соломон. 3) Сыны Кореевы были левиты из племени Каафа, называвшиеся так по имени Корея, внука Каафова, известного в истории по возмущению против Моисея и Аарона и постигшему его за то наказанию ( Числ.16 ). «Кореяне по делу служения своего были стражами у порогов скинии, а отцы их охраняли вход в стан Господень» ( 1Пар.9:19 ). Но со времени Давида, они выступили еще в новом служении при самом святилище в качестве свящ. певцов и музыкантов; и это звание, как и звание привратников и стражей дома Божия, сохранили наследственным в своей фамилии во все последующие времена существования ветхозаветной церкви. В составе учреждённого Давидом многочисленного хора свящ. певцов и музыкантов они имели преимущество пред другими Левитскими фамилиями в том отношении, что после трёх главных начальников хора, избранных Давидом, большинство второстепенных начальников над 24 очередными отделениями хора, именно 14, были из кореевой фамилии (14 сыновей главного начальника Емана), тогда как из остальных двух фамилий вместе было лишь 10 таких начальников (1Пар.гл. 25); а избранный из корейской фамилии в звание одного из трёх главных начальников хора, Еман, отличается в истории именем «прозорливца царского» (там же ст.5) «мудреца», и в последнем отношении поставляется в сравнение с премудрым царём израильским Соломоном (3 Ц. 4:31).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Молитва невинно гонимого о помощи Божией против жестоких, нечестивых гонителей Псалом 17. Благодарственная песнь Господу за избавление от врагов и другие Его милости Псалом 18. Песнь и молитва Богу, являющему славу Свою в небесной тверди и в откровенном законе Псалмы 19 и 20 Псалом 19. Молитва за царя пред отправлением его на войну Псалом 20. Благодарственная песнь за дарованную царю победу с надеждою на полное поражение в будущею всех врагов его Псалом 21. Молитва гонимого праведника, пророчественно предызображающая страдания и прославление Христа Спасителя Псалом 22. Пастырское попечение Господа об уповающем на Него праведнике Псалом 23. Приготовление верующих к достойному принятию Господа при вступлении Его на Сион Псалом 24. Молитва наказуемого Богом грешника о милостивой защите от врагов и наставлении на правый путь жизни Псалом 25. Самооправдание пред Господом оклеветываемого врагами праведника, с мольбою, чтобы Господь не погубил его вместе с нечестивыми Псалом 26. Уверенность в безопасности под защитою Господа среди окружающих врагов и мольба об этой защите Псалом 27. Молитва об избавлении от жребия нечестивых и праведном воздаянии им, и благодарение Господу за услышание Псалом 28. Глас Божий в грозных явлениях природы, предвозвещающий о действиях Промысла в устроении церкви Христовой Псалом 29. Благодарственная песнь Господу за избавление от смертельной болезни Псалом 30. Исполненная упования молитва гонимого праведника с благодарением Господу за явление милости Псалом 31. Блаженны получившие от Бога прощение грехов Псалом 32. Хвала Творцу и Промыслителю вселенной, милостиво хранящему верующих в Него Псалом 33. Благодарение Господу за Его милость и наставление страху Божию Псалом 34. Молитва о божественном заступлении и избавлении от злобных и неблагодарных врагов Псалом 35. Величие благости и правды Божией в охранении и утешении верующих среди нечестия мира     Введение 1) Место Псалтири в Библии По принятому у нас разделению книг св. Писания (Простр. Катих.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Завьялов. Ук. соч. С. 208 и след.; ср.: Знаменский. Духовные школы. С. 616 и след. 1385 Знаменский. Ук. соч. С. 621 и след., 624 и след. 1386 «Устав» Платона см. у Смирнова (1855). С. 218–222; Кедров. Студенты-платоники, в: У Троицы в Академии. С. 202–232; Смирнов (1867). С. 490 и след., 514 и след. 1387 Знаменский. Ук. соч. С. 631 и след., 637 и след.; Смирнов (1855). С. 264; Можаровский. Старая Казанская Академия, в: Чтения. 1877. 2. С. 101 и след. Здесь еще в 1819 г. имелся 991 стипендиат приходов: ПСЗ. 22. 15981; 25. 18921 (указы Святейшего Синода 1787 и 1799 гг. относительно таких стипендиатов). 1388 Знаменский. Ук. соч. С. 631 и след., 637 и след.; Смирнов (1855). С. 264; Можаровский. Старая Казанская Академия, в: Чтения. 1877. 2. С. 101 и след. Здесь еще в 1819 г. имелся 991 стипендиат приходов: ПСЗ. 22. 15981; 25. 18921 (указы Святейшего Синода 1787 и 1799 гг. относительно таких стипендиатов). 1389 ПСЗ. 22. 16500; 25. 18726. Ст. 15; 18880; 26. 19434, 19723, 19897; 27. 21278, 21321; 28. 21472; Смирнов (1855). С. 379 и след.; Чистович. С. 60 и след.; Сборник. 43. С. 91 и след. 1390 Знаменский. Ук. соч. С. 613; Мартынов. Записки. С. 68–183. 1391 Знаменский. Ук. соч. С. 614. 1392 Смирнов (1855). С. 64, 227 и след., 381, 390 и след.; Мартынов. С. 77; Прилежаев. Духовная школа, в: Христ. чт. 1879. 2. О воспитанниках Московской Академии, которые стали профессорами светских учебных заведений, см. также: У Троицы в Академии. С. 599; Макарий. С. 192 и след.; Чистович. С. 54–68, 151. Крашенинников (1713–1755), сын солдата, исследователь Сибири, в особенности Камчатки, окончил в 1732 г. Московскую Академию (РБС. Кнаппе-Кюхельбекер (1903). С. 420–422). С. Е. Десницкий († 1789), профессор римского права в Московском университете также был выпускником Московской Академии, а кроме того, учился в Англии, куда был послан в 1761 г. Историк Н. Н. Бантыш-Каменский учился сперва в Киевской Академии, а завершил свое образование в Московской (РБС. Дабелов-Дядьковский (1905). С. 331–335). 1393

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Барсов. Сборник действующих. С. 112–125; ср.: Milasch. S. 351 и след., 297 и след.; Нечаев (1890). С. 55 и след.. Розанов. 1. 1. С. 18, 29–35; Шимко. Патриарший приказ, в: Описание архива Министерства юстиции. 10. С. 1–78; ПСПиР. 1. 42, 88; 2. 1041; ОДДС. 1. 264; ПСЗ. 10. 7679; 9. 6718; 19. 14187; 22. 16688; 38. 29045; 2 ПСЗ. 43. 45625; Нечаев (1890). С. 49 и след. Акты Южной и Западной России. 6. 30; ПСЗ. 2. 1198, 1199; Макарий. 12. С. 11 и след., 539–591; Харлампович. С. 3–7, 497–503; Титов. 1. 1. С. 54 и след., 69 и след., 99; 2. 1. С. 284, 285, 323. Вопрос о подчинении Киевской митрополии и об антимосковских настроениях некоторой части украинского духовенства подробно рассмотрен у Эйнгорна (здесь и у Харламповича — многочисленная библиография). Идея подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху возникла в Москве уже в 1622 г. (Эйнгорн. С. 1074). Решительным ее противником был преемник Гедеона, митрополит Варлаам Ясинский (Титов. 2. 1. С. 323). Нарушение прав Киевских митрополитов достигло своего апогея в 1721 г., когда Печерский монастырь, архимандрития митрополита, был подчинен непосредственно Святейшему Синоду (Харлампович. С. 493). Покровский. Русские епархии, в: Прав. соб. 1913. 1. С. 126 и след.; 2. С. 37 и след.; Титов. 2. 1. С. 54; Пархоменко. Очерк истории. С. 3 и след. Митрополит Варлаам Ванатович (1722–1730) пытался в 1727 г. уговорить Петра II восстановить привилегии Киевских архиереев (Рыбаловский П. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 2. С. 441 и след.). ПСПиР. Е. П. 1. 386; Покровский, в: Прав. соб. 1913. 1. С. 147. Покровский. Ук. соч. С. 147–150; Титов. 2. 1. С. 1 и след., 69 и след., 79 и след. Шпачинский. С. 115–136; Граевский. Митрополит Тимофей Щербацкий, в: ТКДА. 1910. 3. С. 940 (о периоде до 1757 г.); Знаменский. Приходское духовенство, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 299 и след., 338 и след., 381. Сборник. 43. С. 433–597; ср.: Шпачинский. С. 481 и след. Еще в 1764 г., т. е. до созыва комиссии, украинское шляхетство подало Екатерине прошение о восстановлении прежних привилегий, которые, начиная с петровских времен, были постепенно ликвидированы. В прошении высказывалось пожелание получить право самим избирать кандидатов на Киевскую митрополию и настоятелей крупнейших монастырей на Украине. Испрашивалось также восстановление прежних прав духовенства, за исключением права приобретать земельные владения — последний пункт напоминает аналогичные требования московских служилых людей XVII в. (Шпачинский. С. 288).

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Знаменский. Духовные школы. С. 615. 1368 ПСЗ. 11. 8291, 8303; Князев. Очерк истории, в: Чтения. 1866. 1. С. 27 и след., 40, 93–95. Лучше были условия в Александро-Невской семинарии в Петербурге (Рункевич. С. 511, 755), пользовавшейся доходами монастыря, и напротив – плохо обстояли дела в Московской Академии, из которой учащиеся часто попросту убегали (Смирнов (1855). С. 99; Знаменский. С. 653 и след.). 1369 Макарий. С. 104 и след.; Шпачинский. С. 455 и след. 1370 Цит. по: Знаменский. Ук. соч. С. 655. 1371 Рункевич. С. 510–518, 739–761; Смирнов (1855). С. 95–98. 1372 Смирнов (1855). С. 97 и след. 1373 Макарий. С. 107–116; Шпачинский. С. 456–458. 1374 Доброклонский. 4. С. 201; Князев. С. 27 и след.; Титлинов. Гавриил Петров. С. 24; Рункевич. С. 751–756. 1375 ОДДС. 16. Приложение. 8; 17. Приложение. 38. С. 846–854; Смирнов (1855). С. 180 и след.; Макарий. С. 108 и след.; Шпачинский. С. 467; Вишневский, в: ТКДА. 1903. 8. С. 618; Рункевич. С. 757 и след. 1376 Милюков. Ук. соч. 2. 1 (1931). С. 737 и след. 1377 Макарий. С. 108; Рождественский Ф., в: ТКДА. 1877. 5. С. 302; Знаменский, в: Прав. соб. 1871. 3. С. 341; Рождественский. Очерки. С. 47 (здесь сведения о количестве студентов за 1736–1745 гг. с учетом обеих групп; те, кто не были сыновьями духовных лиц, составляли почти 23 общего количества). 1378 Лебедев. Харьковский коллегиум. С. 65; ПСЗ. 17. 12397, 12420; ПСПиР. Е. II. 1. 444. 1379 Смирнов (1855). С. 178 и след., 338; Знаменский. Приходское духовенство, в: Прав. соб. 1871. 3. С. 340 и след. 1380 Прилежаев. Духовные школы, в: Христ. чт. 1879. 2. С. 161 и след. Среди учащихся Александро-Невской семинарии был даже один сын крепостного крестьянина (Рункевич. С. 759). 1381 ПСПиР. Е. II. 1. 219 (здесь данные о субсидиях Московской Академии и 23 семинариям), 256; ср.: Завьялов. Ук. соч. С. 223 и след.; Смирнов (1855). С. 98; Доброклонский. 4. С. 204. 1382 ПСЗ. 22. 16375; Макарий. С. 118 и след.; Рождественский Ф., в: ТКДА. 1877. 5. С. 321. 1383 ПСЗ. 24. 18273; Смирнов (1855). С. 264, 268; Макарий. С. 121 и след.; ср.: Доброклонский. 4. С. 206 и след. По данным Смирнова, Московская Академия часто получала пожертвования от частных лиц. 1384

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Псалом 71-й. Пророчествуется о Сыне Божием – вечном Царе, о Его пришествии на землю и о распространении мирного и блаженного царства Его во всех народах. Псалом 72-й. Описывается искушение праведных, которые иногда соблазняются, видя в счастии нечестивых, но паки ободряются, чувствуя к себе любовь Божию... Псалом 83-й. Описывается блаженство истинных членов Церкви. Далее Псаломщик прославляет силу и действия Божия слова, и просит Бога, чтобы Он сохранил его в Церкви Своей ненарушимо. Псалом 86-й. Пророчествуется о непоколебимости Церкви Христовой, и что в Ней люди от всех племен отродятся в жизнь новую, и возвестятся тайны, от веков сокровенныя. Псалом 87-й. Праведник жалуется на уныние духа, происходящее от отчаяния в милосердии Божием; причем исчисляет и другие искушения, как-то: бедность, презрение от всех, непостоянство друзей и измену домашних... Псалом 91-й. Возвещается многоразличная премудрость Божия, какую являет Он в управлении Церковию... Псалом 94-й. Псаломник говорит о Божеском величестве Иисуса Христа. Псалом 100-й. Изображается, каким должен быть и сам государь и служители правления его... Псалом 108-й. Христос жалуется на вероломство предателя Своего Иуды, и на жестокость Иудеев, распенших Его. Псалом 109-й. Пророчествуется о воплощении Сына Божия, о Его царстве и священстве... Псалом 117-й. Христос купно с Церковию приносит благодарение небесному Отцу, что победил диавола, смерть, мир и ад. Псалом 118-й. Доказывается превосходство Божия слова, и что все блаженство человека состоит в познании и исполнении онаго... Псалом 144-й. Прославляется Божие всемогущество, благость, правосудие и премудрый о всем Промысл. Псалом 146-й. Описывается промысл Божий, как общий о всех тварях, так и особенный о верующих. Псалом 147-й. Церковь прославляет Бога за то, что особенно промышляет о ней, распространяя в ней проповедь Евангелия и ниспосылая ей Духа Святого. Псалом 149-й. Псаломник возбуждает хвалить Христа Царя нашего, и радоваться о благах, Его заслугами нам приобретенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Псалом 17-й. Давид, избавившись от всех врагов своих, благодарит Бога, проповедует гнев Его против нечестивых и Божие к праведным благоволение. Псалом 18-й. Изъясняется, колико слово Божие просвещает душу, и когда сила Его бывает спасительна. Псалом 19-й. Образец молитвы народной за царя. Псалом 20-й. Описывается слава Христова, какую приял Он после истощания Своего, и далее говорится об отвержении Иудеев и всех неверных. Псалом 21-й. Описываются многие обстоятельства страданий Христовых. Потом просит Христос небесного Отца, чтобы укрепил Его в совершении спасения нашего. Наконец пророчествует о величии царства Своего и о призвании языков. Псалом 22-й. Церковь прославляет Господа, верховного своего Пастыря, что ее хранит, питает словом Своим, укрепляет таинствами и обогащает дарами Духа Святого. Псалом 23-й. Говорится о распространении царства Христова во всех народах; описываются свойства истинных членов Церкви и второе пришествие Христово во славе. Псалом 24-й. Испрашивается у Бога, чтобы Он хранил нас в несчастии и, оставляя нам согрешения наши, направлял бы нас на стези заповедей Своих. Псалом 25-й. Молитва , чтобы не лишиться своея непорочности, которую приобретаем верою в Бога. Псалом 30-й. Давид, или паче Христос, прообразуемый Давидом, просит Бога, чтобы Он не оставил Его в страданиях. Псалом 31-й. Здесь говорится, что блаженство человека состоит в том, когда Бог прощает ему согрешения его, и что для сего со смирением должно исповедать пред Ним грех свой. Псалом 32-й. Из созерцания тварей доказывается всемогущество творца и Божеский о всем промысл; описывается суетность советов человеческих. Псалом 34-й. Давид, или паче Христос, Давидом прообразуемый, жалуется Богу Отцу на жестокость нечестивых врагов и просит праведного суда. Псалом 36-й. Пророк научает, чтобы мы не завидовали людям беззаконным, когда они – в счастии, и показывает, какой конец ожидает праведника и грешника. Псалом 39-й. Сын Божий, предвещая собственное воплощение и страдание ради примирения человека с Богом, просит небесного Отца, чтобы Он укрепил и прославил Его в подвиге христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

соб. 1872. 2. С. 297 и след.; см. § 6. 865 Устав духовных консисторий (1883). Ст. 284–285. Насколько секретарь консистории мог быть опасен для епархиального архиерея, описывает Савва: Хроника. 4. С. 34 и след., 401 и след., 419. 866 Материалы, в: Сборник. 113. 2. С. 61 и след. (о ревизиях в нескольких епархиях), 340 и след. (о выговорах императора епископам), 371–383 (о наказаниях). 867 О викарных епископах см.: Milasch. S. 388 и след. 868 ПСПиР. 6. 2064, 2127. 869 Московский митрополит Платон написал для своего викария специальную инструкцию (Розанов. 3. 1. С. 213–216). На неопределенность статуса викариев указывал в 1905 г. Ярославский архиепископ Иаков (Отзывы. 3. Прибавление. С. 221). См.: Бердников (1888). С. 337. 870 Барсов. Сборник действующих. С. 112–125; ср.: Milasch. S. 351 и след., 297 и след.; Нечаев (1890). С. 55 и след. 871 Розанов. 1. 1. С. 18, 29–35; Шимко. Патриарший приказ, в: Описание архива Министерства юстиции. 10. С. 1–78; ПСПиР. 1. 42, 88; 2. 1041; ОДДС. 1. 264; ПСЗ. 10. 7679; 9. 6718; 19. 14187; 22. 16688; 38. 29045; 2 ПСЗ. 43. 45625; Нечаев (1890). С. 49 и след. 872 Акты Южной и Западной России. 6. 30; ПСЗ. 2. 1198, 1199; Макарий. 12. С. 11 и след., 539–591; Харлампович. С. 3–7, 497–503; Титов. 1. 1. С. 54 и след., 69 и след., 99; 2. 1. С. 284, 285, 323. Вопрос о подчинении Киевской митрополии и об антимосковских настроениях некоторой части украинского духовенства подробно рассмотрен у Эйнгорна (здесь и у Харламповича — многочисленная библиография). Идея подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху возникла в Москве уже в 1622 г. (Эйнгорн. С. 1074). Решительным ее противником был преемник Гедеона, митрополит Варлаам Ясинский (Титов. 2. 1. С. 323). Нарушение прав Киевских митрополитов достигло своего апогея в 1721 г., когда Печерский монастырь, архимандрития митрополита, был подчинен непосредственно Святейшему Синоду (Харлампович. С. 493). 873 Покровский. Русские епархии, в: Прав. соб. 1913. 1. С. 126 и след.; 2. С. 37 и след.; Титов. 2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010