10-й стих 2-я глава 3 Царств: «И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом. Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме. И сел Соломон на престоле Давида отца своего, и царствование его было очень твердо». Вот в общих чертах такая история. Вы видите, человеку, сидящему на престоле, трудно сохранять  и жить по заповедям. У него по существу – у такого лица – нет и друзей. Он просчитывает всё вперёд. И знаете, конечно, царская власть – это ноша. Это такой крест и такая ноша, что не каждый её может и понести. И когда старейшины требовали у Самуила пророка поставить над ними царя, Самуил отнёсся к этому отрицательно. И только Господь сказал ему: послушай народа. Поставь. Объяви им права царя: в какую кабалу они попадут у этого восточного деспота. Ну вот, так это всё и произошло. И, тем не менее, Давид навсегда остался для народа Мессианским царём – идеалом, на который надо смотреть, равняться и желать восстановить своё государство в том блеске и величии, какое имело государство это при Давиде и его сыне Соломоне. оставил после себя книгу Псалмов. Мы будем потом проходить эти учительные книги, но для начала давайте посмотрим хотя бы несколько псалмов: на какие темы они написаны. И вот, не зная истории царствования Давида, мы не можем понимать и содержания псалмов. А книга Псалмов, я вам говорил, – самая употребительная книга за богослужением. И если вы унываете, страдаете, веселите себя псалмами, читайте псалмы. Открываем 1-й псалом, давайте посмотрим: он начинается такими словами, задают тон всей книге: «Блажен муж , который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собраниях развратителей [вот это руководственное правило для всех нас: не ходить на совет нечестивых, не стоять на пути грешных и не сидеть в собраниях развратителей – прекрасно], но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!». На вопрос раввины: можно ли изучать внешнюю мудрость, ответ : можно, но когда ни день, ни ночь, ибо написано, что о законе Господнем он размышляет день и ночь. На изучение внешней мудрости нет времени. Вот за это, с чем сравнивается человек? С древом, посаженным при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не увядает, и во всем, что он ни делает – успеет. Вот показатель! Человек сравнивается – самое, знаете, такое библейское сравнение: на Востоке, в этой пустыне, – древо при потоках вод. Вот какие воды должны питать наш разум, нашу волю, наши чувства? Конечно, мы вспоминаем беседу Христа с Самарянкой, что пьющий воду сию возжаждет опять, но вода, которую Я дам ему, пьющий воду сию, не возжаждет вовек, но сам сделается источником воды, текущей в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

24. О дарах для больных При необходимости, если нет пресвитера, диакон с усердием пусть раздает больным дары (signum), и когда раздаст по потребности, но так, чтобы принятое им было распределено, то пусть вознесет благодарение и пусть они потребляют там [же]. Получившие [дары] должны потреблять их благоговейно. [Пусть поблагодарят]. Если кто-нибудь получил, чтобы отнести вдове, или больному, или тому, кто занят церковными делами, то пусть отнесет в тот же день. Если же он не отнес, то пусть отнесет на следующий день, прибавляя к тому, что было, и от своего, ибо хлеб бедных оставался у него. 25. О внесении светильника на вечерю общины Когда приходит епископ, после наступления вечера, диакон пусть вносит светильник и, став посреди всех присутствующих верных, возносит благодарение. Сначала будет он приветствовать, говоря: " Господь с вами " . И народ пусть говорит: " И со духом твоим " , " Возблагодарим Господа " . И скажут: " Достойно и праведно есть: Ему подобает величие и хвала со славой " . Не говорится " Горе имеем сердца " , ибо это приносится при приношении [Евхаристии]. И он будет молиться, говоря так: " Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который Ты сотворил для нашего удовлетворения, и так как мы ныне по Твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Тебе слава и сила и честь со Святым Духом и ныне и присно и во веки веков. Аминь " . И все говорят: " Аминь " . И так они пусть встают после вечери, молясь; а отроки говорят псалмы; так же и девы. И затем диакон, взяв чашу со смешанным приношением, пусть говорит один из псалмов, в которых написано " аллилуиа " . Потом, если повелит пресвитер, пусть говорят еще из таких же псалмов. И после того, как епископ предложит чашу, пусть он говорит один из псалмов, с аллилуиа, приличествующей чаше, в то время как все говорят [Аллилуиа]. По окончании псалмов пусть все скажут: " аллилуиа " , что означает: " Хвалим Того, Кто есть Бог; слава и хвала сотворившему весь век столь великим словом " . И по исполнении псалма пусть он благословит чашу и раздаст части хлеба всем верным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/679/...

На Михаила Ломоносова в свое время повлияла «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого, просветителя XVII века, и через несколько лет Ломоносов сам напишет стихотворные переложения (автор их называл «преложениями») псалмов. Для него это было попыткой перевести тексты, написанные на языке богослужений, на современный язык, постигая их смысл. Ломоносов стремился не искажать подлинную сущность библейских текстов. Свои оды он сам охарактеризовал как духовные, когда издавал свое собрание сочинений в 1751 году. Интересно, что Александр Пушкин особенно ценил именно духовные оды Ломоносова: «Преложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения». Все ломоносовские духовные оды написаны в период между 1743 и 1751 годами. Он облёк в поэтическую форму всего восемь псалмов — помешала активная исследовательская работа в Академии наук. Им были созданы «преложения» 1, 14, 26, 34, 70, 103, 143, 145 псалмов. «Преложение псалма 14», как и остальные духовные оды, предполагает диалог с Творцом (как и источники од — библейские псалмы). Ода склоняет к осмыслению собственного пути, предупреждает об опасности неправедной жизни, греха. В произведении также есть нравственный призыв — стараться жить благочестиво. Главное в «Преложении…» — это размышление о тех, кому уготовано место рядом с Богом, кто достоин этой благостной участи. Для стихотворения характерны общие вечные темы, которыми «населена» библейская Псалтирь: справедливость, пороки и добродетели, правда и упование на ее торжество и прочие. Отсылки к Библии Псалом 14 1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? 2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; 3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; 4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; 5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Таким образом, псалмы и библейские песни это “тканевая основа” всего строя православного богослужения. Столь полное и систематическое использование псалмов в христианском богослужении является преображением боговдохновенной практики ветхозаветного Храма; псалмы оказываются главными пророческими текстами, в которых прогревалось, а ныне осуществилось спасение верных во Иисусе Христе посредством покаяния и благодарения, являющихся основной темой псалмов. Начало богослужебного употребления библейских песен можно относить к XVI веку до Рождества Христова – времени Исхода Израиля из Египта, а псалмов, по крайней мере, к X веку до Рождества Христова – времени жизни царя-пророка Давида. Следовательно, культовое действо, сопровождаемое воспеванием псалмов и им подобных гимнов имеет более чем трехтысячелетнюю практику. II.4. Молитвы Собственно говоря, все богослужение в целом можно рассматривать как единую молитву – покаянную ли, хвалебную ли, просительную ли. В то же время молитвой по преимуществу следует считать ектении с призывами “Господу помолимся” и ответы народа на эти призывы “Господи, помилуй”. В чинопоследованиях богослужений, содержащихся в Апостольских постановлениях и в древних списках Литургии, молитвами называется то, что теперь мы называем ектениями. Впервые молитва в означенном виде прозвучала из уст Соломона по окончании строительства Храма: “Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля... услышь и помилуй; ... при всякой молитве, при всяком прошении... Ты услышь с неба, с места обитания Твоего и помилуй...” ( 3Цар.8:22–53 ). Всю молитву Соломона можно свести к семнадцати прошениям, обращенным к Богу: “Услышь и помилуй”. Кстати, на службе христианской вечерни ектения “Рцем вси” в соединении с ектенией “Исполним вечернюю” тоже содержат семнадцать прошений. Таблица 8. Молитва Соломона: 1 Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу;... Господи..., исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему, сказав: „не прекратится у тебя пред лицем Моим сидящий на престоле Израилевом,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

114 Но все же первая из этих трех точек зрения преобладает. Судя по надписаниям, можно полагать, что авторами отдельных псалмов являются Моисей, Соломон, Асаф, Еман, Ефам (он же Идифум) и сыновья Кореевы. Моисею принадлежит 89 псалом («Песнь Моисея, человека Божиего»), написанный им, судя по содержанию, после окончания 40-летнего странствования по пустыне. 115 Авторству Соломона принадлежат 71, 126 и 131 псалмы. 71 псалом написан им после восшествия на престол. 126 – после окончания постройки храма. 131 – по поводу перенесения Ковчега Завета из скинии в храм. Существуют также апокрифические псалмы, надписанные именем Соломона. Они входят, однако, в состав Септуагинты. Асаф, Еман и Ефам (Идифун) – левиты времен царя Давида и Соломона. Вместе со своими сыновьями они играли на музыкальных инструментах во время богослужений. «И отделил Давид и начальники войска на службу сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещали на цитрах, псалтирях и кимвалах» ( 1Пар. 25, 1 ). Музыканты были разделены на двадцать четыре чреды (см.: 1Пар. 25 ), в соответствии с числом сыновей Асафа, Емана и Идифуна, у которых было, в общей сложности, было двадцать четыре сына, каждый из которых был поставлен руководить чредой музыкантов. Асаф был главным распорядителем священной музыки и пения. Играл он «по наставлению царя» ( 1Пар. 25, 2 ), то есть Давида. У Асафа было четыре сына. Его творения ценились столь же высоко, как и псалмы самого Давида. Материалом для псалмов Асафа послужили события из жизни царя Давида. Считается, что сам он написал псалмы 49, 72, 77, 80 и 81. Авторами псалмов 73, 74, 75, 76, 78, 79 и 92 считаются потомки Асафа. Еману, левиту из племени Каафы 116 , принадлежит 87 псалом. 1 книга Паралипоменон именует Емана «прозорливцем царским» ( 1Пар. 25, 5 ). У него было четырнадцать сыновей и три дочери. После перечисления сыновей Емана, в 1 книге Паралипоменон говорится: «все эти сыновья Емана, прозорливца царского, по словам Божиим, чтобы возвышать славу его. И дал Бог Еману четырнадцать сыновей и трех дочерей. Все они под руководством отца своего пели в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами в служении в доме Божием, по указанию царя, или Асафа, Идифуна и Емана. И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех знающих сие дело, двести восемьдесят восемь» ( 1Пар. 25, 5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Апостолы, что Мессия будет Богочеловек, Сын Божий и Сын человеческий ( Деян. 3:30–31; 34–35; 4:11; 13:33, 35 ) послание к Евреем, первая глава, разъясняет места из представленных псалмов, что они свидетельствуют о Мессии, как о Богочеловеке. Евфимий Зигабен , на основании учения Апостольского и отцов Церкви, объясняет приведенные выдержки из псалмов, что они относятся к Мессии, как к Богочеловеку (толкование Псалтири Евфимия Зигабена означен. псалмов). Св. Пророк Исаия свидетельствует, что Мессия будет Бог и человек в одном лице; он пишет о сем следующее: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 ). Слово Еммануил значит «с нами Бог», и, следовательно, указывает на такое лицо, через Которое и в Котором Сам Бог поживет посреди людей. Также, и следующее место из пророчества Исаии относится к Мессии: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века» ( Ис. 9:6 ). О ком из людей можно выражаться так, кроме одного Мессии, в Котором ветхозаветные праведники ожидали себе Самого Бога. О Божестве Мессии свидетельствуют: 1) Те места ветхого завета, где Мессия называется прямо – Иеговой, именем, Которое, по сознанию всех Иудеев, принадлежит исключительно одному Богу, и Которое находилось у них в таком уважении, что только один раз в году произносимо было первосвященником в день очищения. Такого рода места читаем у пророка Иеремии: а) «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!» ( Иер. 23:5–6 ); б) «Вот, наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

И со строками книги Осии, в последних стихах которой, как и в эпилогах почти всех текстов, входящих в книгу Двенадцати, говорится об эсхатологическом восстановлении первозданного, гармоничного мира: «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана» (Ос 14:6-7). Попробуй-ка вырвать из земли ливанский кедр. Ему не страшна никакая буря. Не то, что мякине, подымаемой в воздух даже от легкого ветерка. Этой безжизненной и никому не нужной мякине уподобил автор псалма нечестивцев, которым не устоять. Потому, что они не укоренены в Торе.    Подобно эдемскому древу жизни, Тора дает бессмертие. Христос пришел не нарушить закон, но его исполнить (Мф 5:17). В Евангелии от Луки ведомый на смерть Иисус сравнивает Себя с зеленеющим деревом: «Если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк 23:31). Наверное, то же, что с проклятой Им бесплодной смоковницей (Мф 21:19). Христос воскрес, потому что зло и смерть не смогли победить жизни, которая в Нем. Воскреснут вопреки всему и те, кто следуют за Христом путем жизни. Потому что этот путь знает Господь, этот путь освещен Его словом, которое для праведных – свет: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс 119/118:105). Эта мессианская эсхатологическая надежда возвращения к жизни выражена словами Второго послания к коринфянам: «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» (2Кор 4:14). Альберто Мелло в книге «Псалмы: книга для молитвы» обращает внимание на то, что вся книга Псалмов имеет как бы «сапиенциальную раму», в которую как бы вставлена вся Псалтирь. Эта рама состоит из первого псалма и из финальных 145-150 псалмов. Итальянский автор, в частности, пишет: «Первый псалом ставит основополагающую проблему Псалтири как сапиенциальной книги. Мораль этого псалма очень проста: путь праведных пролегает в послушании Торе, Закону Господню. Этот путь ведет их к изобилию и успеху. “Не так нечестивые”, то есть у них все наоборот. Налицо доктрина «двух путей»: дерех цаддиким и дерех решаим. Эта доктрина первого псалма повторяется в конце Псалтири, в псалме 145-м : «Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит» (Пс 145/144:20). Но окончание книги Псалмов – это не только 145-й псалом, это вся финальная доксология, включающая в себя самый настоящий эпилог – 150-й псалом. Эти псалмы, со 145-го по 150-й, целиком состоят из славословий, а 150-й – вообще целиком аллилуарный, весь он целиком – приглашение к славословию (десятикратное “хвалите Его”)… В 150-м псалме отсутствует даже мотивация, не остается ничего, кроме призыва к хвале… Это означает, что последний редактор Псалтири хочет провести нас определенным маршрутом – от послушания (Пс 1) до славословия (Пс 150), от мотивированного успехом послушания к совершенно бескорыстному славословию» .

http://bogoslov.ru/article/4554326

Иез.ХХХ:20–26 . И было ко мне в одиннадцатом году, в первом (месяце), в седьмой [день] месяца слово Господне, говорящее: сын человеческий! Я сокрушил мышцу фараона, царя египетского, и вот она не обвязана, чтобы снова быть ей здоровою и быть обмотанной перевязками и обвитой (ut sarciretur) холстом (или чтобы был приложен пластырь) и, по получении силы, быть в состоянии держать меч. Посему так говорит Господь Бог: вот Я на фараона, царя египетского, и ослаблю мышцу его сильную, но сокрушенную (или мыщцы сильные и расположенные), и выброшу меч из руки его, и расточу (или рассею) Египет по народам и развею их по землям. А мышцы царя вавилонского укреплю, и дам меч в руку его, и сокрушу мышцы фараона, и стоном будут стонать пред ним пораженные (или, как стоит у LXX: и наведут меч на Египет, и разграбят добычи его и расхитят награбленное им. Далее следует): И укреплю мышцы царя вавилонского, а мышцы фараона опустятся, и узнают, что Я Господь, когда Я дам меч Мой в руку царя вавилонского, и прострет он его на землю египетскую, и рассею Я Египет по народам и развею его по землям, и узнают, что Я Господь. Снова возвращаемся к порядку пророчества; ибо после двадцать седьмого года теперь стоит одиннадцатый. Вопрос этот возникал и выше. Ибо хотя слово Божие против Тира было в одиннадцатый год, который впереди поставлен, однако, далее говорит к фараону в год десятый, и затем ставит двадцать седьмой, как мы сказали, а теперь одиннадцатый Оставляя прочее, касающееся порядка псалмов, мы спрашиваем: почему третий псалом стоит впереди тех псалмов, в которых Давид изменил лицо свое пред Авимелехом ( Пс. 33:1 ), и пятидесятого [псалма] покаянного, в надписании которого говорится, что он вошел к Вифсавии, жене Урии, хотя эти псалмы должны предшествовать третьему, в котором замечается, что он бежал от сына своего Авессалома? Но относительно Псалмов ответ легок: это произведение лирическое, а от подобного рода произведения не требуется исторический порядок, но поэтическое изображение (carmina) отдельных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Из русских авторов наиболее подробный анализ второго дополнения сделали П. А. Юнгеров 169 и еп. Филарет (Филаретов) 170 . 2.3.6. Использование в богослужении . Иов. 2:9 читается на паремии, на вечерне в среду Страстной седмицы. Дополнение вместе с Иов.41:12–17 читается как паремия на вечерне Страстной Пятницы. Иов является невинным страдальцем и в христианской экзегезе понимается, как прообраз Христа. Иов, во время своих страданий, верил, что они прекратятся, и своё выздоровление понимал, как надежду на воскресение: «А я знаю, искупитель мой жив, и он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят его» ( Иов.19:25–26 ). Так же и Господь наш Иисус Христос предсказывал не только Свои страдания и смерть, но и тридневное воскресение: «Сын человеческий предан будет архиереям и книжникам, и осудят его на смерть, и поругаются ему, и уязвят его, и убиют его, и в третий день воскреснет» ( Мк.10:33–34 ). Иов, когда страдал, был, как заживо погребенный, его выздоровление стало похожим на воскресение из мертвых, и, тем самым, стало прообразом воскресения Христа. Можно увидеть связь между благополучным состоянием Иова – после тяжких испытаний и спасительными дарами – после страданий и крестной смерти Христовой 171 . Псалом 151 2.4. Псалом 151 . Канонический текст Псалтири в еврейской и христианской Библии состоит из 150 псалмов. Однако, православные издания Библии добавляют 151-й псалом, который считается иудеями, католиками и протестантами апокрифом. В церковнославянском переводе надписания указано, что «сей псалом особ писан, Давидов, и вне числа 150 псалмов, внегда единоборствоваше на Голиафа». Выбор из множества других неканонических псалмов и его место может говорить о его важности в сравнении с другими. То, что этот псалом стоит в конце Псалтири и написан «отдельно» (διγραφος), «вне числа», делает его своеобразным эпилогом всей книги 172 . 2.4.1. Содержание . По своему содержанию 151-й псалом – это автобиографическое повествование от имени Давида. Псалом предполагает знакомство читателя с библейским текстом, из которого черпаются идеи и фразы (напр., 1Цар.16–17 ; Пс.77:70–72; 88:20 ; Ср. 2Цар. 6:5 ; Деян.13:22 ). Как и многие псалмы, он написан с использованием параллелизмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Имея на руках только Священное Писание Нового Завета и Псалтирь, можно при желании составить умозрительную концепцию всего ветхозаветного исторического процесса, который привел потом к Новому Завету. Важность и значение псалмов в Псалтири для нас бесспорно. Приведем только два примера, как часто цитируется в Новом Завете. Апостолы прежде всего ссылаются на псалмы, чтобы доказать предвидение Богом и всю историю Мессии — Христа Спасителя. Это и история Иуды, и глумление над Христом, его Воскресение, прославление. Четыре раза они говорят о божественном вдохновении псалмов (книга Деяний Апостолов 1,16—22; 2 глава и ряд других мест). В Послании к Евреям (Евр.1, 5-13) в кратком разделе приведено шесть цитат из псалмов, указывающих на божественность Иисуса Христа. «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» (Евр.1, 5—7). В некоторых местах Псалтири приведены страшные проклятия. Это Пс.57, 7-12; Пс.68, Пс.136 и т.д. «Блажен, кто разобьет младенцев твоих о камень» (Пс. 132, 9). Это довольно жуткий зрительный образ; мы слышим этот псалом за воскресной всенощной в течение трех подготовительных к Великому Посту недель. Читая подобные места Псалтири , мы должны понимать, что поэтический стиль часто пользуется иносказанием и образными выражениями. Если мы почитаем книгу Иова, то там сказано в 29 главе, что Иов ходил по ручьям из елея. Ясно, что это поэтический образ. Нужно понимать, что под этим подразумевается. Враги псалмопевца были в действительном смысле врагами Божиими. И псалмопевец настроен против них не как против своих собственных врагов, а как против тех, которые хулят и презирают имя Божие и поэтому достойных сурового проклятия, как это было регламентировано законом Моисея. Это отношение не лично к человеку, который сделал тебе обиду, а к тому, кто оскорбил Бога своими действиями и отношениями.

http://sedmitza.ru/lib/text/432150/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010