Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Бог сердится? Христианский взгляд на катастрофы В разговорах о происхождении зла, о его причинах и смысле, часто сквозит что-то неприятное, режущее нравственный слух. Наверное, потому, что с одной стороны здесь стоит реальная человеческая боль и горе, а с другой — холодное рассудочное построение, непричастное к этой боли и лишь спокойно раскладывающее ее на составляющие компоненты, как бы говоря: «Вот видишь — все сходится. По-другому и быть не могло». Но вряд ли страдающему от зла человеку станет легче от подобных объяснений. 06.02.2023 Начались головные боли, его увезли, а под подушкой нашли ботинки – со станции, – воспоминания ликвидатора аварии в Чернобыле О Боге всегда вспоминаешь в последний момент. Пьешь, гуляешь, пока тебя не стукнет. Это, наверное, всем известно. Вот только для многих чернобыльцев этот последний момент наступил слишком неожиданно. Ведь оказалось, что самым страшным там было наше собственное незнание… 26.04.2021 Здесь в храм шли все. Кто-то задавал вопросы, кто-то просил, чтобы его покрестили. Мне приходилось исповедовать и причащать самых разных людей – по возрасту, по образованию, по социальному статусу. Были среди них и ликвидаторы, и просто местные жители. 25.04.2020 В России, Украине и Беларуси помолились о жертвах Чернобыльской трагедии Общественные акции и церковные богослужения прошли в четверг 26 апреля в России, Украине и Беларуси в память обо всех погибших и позже умерших в результате ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которой в 2018 году исполнилось 32 года. 27.04.2018 32 года назад произошла авария на Чернобыльской АЭС В четверг 26 апреля 2018 года исполняется 32 года со дня одной из самых крупных техногенных катастроф ХХ века – аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС). 26.04.2018 Митрополит Киевский Онуфрий почтил память героев Чернобыля 14 декабря 2017 года, в день памяти ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий почтил память героев техногенной трагедии 1986 года.

http://foma.ru/tag/chernobyil

– Видите, мисс Лидия, – сказал Орсо, – не презирайте королевского стилета. Для любителя вещь короля Теодора бесконечно драгоценнее, чем вещь более могущественного монарха. Искушение было сильно; мисс Лидия уже видела, какой эффект произведет это оружие на лаковом столике в ее комнате на Сент-Джемс-Плейс. – Но, милая мадемуазель Коломба, – сказала она, беря стилет с колебанием человека, который хочет принять подарок, и самым любезным образом улыбаясь Коломбе, – я не могу… я не смею оставить вас безоружною в дороге. – Со мною мой брат, – гордо возразила Коломба, – и у нас славное ружье, что подарил нам ваш отец… Орсо, вы зарядили его? Мисс Лидия оставила у себя стилет, и Коломба потребовала в уплату за него один су, чтобы отвратить опасность, которой подвергаются дарящие друзьям режущее или колющее оружие. Наконец нужно было ехать. Орсо пожал еще раз руку мисс Невиль. Коломба поцеловала ее, после чего подставила свои розовые губки полковнику, приведенному в совершенное изумление корсиканскою вежливостью. Из окна залы мисс Лидия видела, как брат и сестра сели на лошадей. Глаза Коломбы блестели радостью, которой мисс Лидия до сих пор не замечала. Эта высокая, сильная девушка, фанатично преданная своим варварским понятиям, с надменным челом, увозящая этого молодого человека, вооруженного как будто бы для какого-нибудь страшного дела, напомнила ей опасения Орсо, и ей казалось, что она видит его злого гения, увлекающего его к погибели. Орсо заметил ее, уже сидя на лошади. Потому ли, что он угадал ее мысль, или для того, чтобы послать ей последний прощальный привет, он взял египетский перстень, висевший у него на шнурке, и поднес его к губам. Мисс Лидия, краснея, отошла от окна, но тут же вернулась и увидела, что корсиканцы галопом мчатся на своих маленьких лошадках по направлению к горам. Полчаса спустя полковник показал ей в свою зрительную трубу, как они огибают залив, и ей видно было, что Орсо часто оборачивается. Наконец он исчез за болотами, на месте которых теперь прекрасный древесный питомник.

http://azbyka.ru/fiction/karmen-novelly-...

XV, стр. 167–168). На человека западноевропейской культуры столь простодушные кощунства, которые могут казаться «русским варварством» и которые на самом деле суть варварство общеевропейское, зависящее от современного демократического и мнимо христианского одичанья вкуса, должны производить впечатление неистовства дикаря Калибана, разбивающего Эгинские мраморы, режущего на куски портрет Моны Лизы. Но не так страшен черт, как его малюют. Этот Герострат, который подымает руку на Эсхила и Данте, для которого Пушкин в настоящее время если не учебник в «желтом переплете», то распутный человек, «писавший неприличные стихи о любви», наивно преклоняется перед Бертольдом Ауэрбахом, Эллиот и «Хижиною дяди Тома». В конце концов, не столько потому, что он отрицает, сколько потому, что он признает, убеждаешься, что в своих сознательных суждениях о чуждых ему областях искусства Л. Толстой на склоне дней своих недалеко ушел от самой первой молодости, когда зачитывался Февалем, Дюма и Поль де Коком. И всего печальнее, может быть, именно то, что из-под страшной маски Калибана выглядывает слишком знакомое и не страшное лицо русского помещика-демократа, барина-позитивиста 60-х годов. Еще поразительнее сказывается у Л. Толстого эта беспомощность культурного сознания в его отношении к собственному творчеству. «Я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости», – уверяет он в «Исповеди». «Я – художник, поэт – писал, учил, сам не зная чему. Мне за это платили деньги, у меня было прекрасное кушание, помещение, общество, у меня была слава. Стало быть, то, чему я учил, было очень хорошо». «Настоящим задушевным рассуждением нашим было то, что мы хотим как можно больше получать денег и похвал. Для достижения этой цели мы ничего другого не умели делать, как только писать книжки и газеты. Мы это и делали». «Та деятельность, – вспоминает он уже после религиозного переворота 80-х годов, – которая называется художественной и которой я прежде отдавал все свои силы, не только потеряла для меня прежде приписываемую ей важность, но стала прямо неприятна мне по тому несвойственному месту, которое она занимала в моей жизни и занимает вообще в понятиях людей в богатых классах».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Наряд его напоминал одежду свинопаса, но отличался некоторой причудливостью и был сшит из лучшего материала. Его куртка была выкрашена в ярко-пурпурный цвет, а на ней намалеваны какие-то пестрые и безобразные узоры. Поверх куртки был накинут непомерно широкий и очень короткий плащ из малинового сукна, изрядно перепачканного, отороченный ярко-желтой каймой. Его можно было свободно перекинуть с одного плеча на другое или совсем завернуться в него, и тогда он падал причудливыми складками, драпируя его фигуру. На руках у этого человека были серебряные браслеты, а на шее – серебряный ошейник с надписью: «Вамба, сын Безмозглого, раб Седрика Ротервудского». Он носил такие же башмаки, что и его товарищ, но ременную плетенку заменяло нечто вроде гетр, из которых одна была красная, а другая желтая. К его шапке были прикреплены колокольчики величиной не более тех, которые подвязывают охотничьим соколам; каждый раз, когда он поворачивал голову, они звенели, а так как он почти ни одной минуты не оставался в покое, то звенели они почти непрерывно. Твердый кожаный околыш этой шапки был вырезан по верхнему краю зубцами и сквозным узором, что придавало ему сходство с короной пэра; изнутри к околышу был пришит длинный мешок, кончик которого свешивался на одно плечо, подобно старомодному ночному колпаку, треугольному ситу или головному убору современного гусара. По шапке с колокольчиками, да и самой форме ее, а также по придурковатому и в то же время хитрому выражению лица Вамбы можно было догадаться, что он один из тех домашних клоунов или шутов, которых богатые люди держали для потехи в своих домах, чтобы как-нибудь скоротать время, по необходимости проводимое в четырех стенах. Подобно своему товарищу, он носил на поясе сумку, но ни рога, ни ножа у него не было, так как предполагалось, вероятно, что он принадлежит к тому разряду человеческих существ, которым опасно давать в руки колющее или режущее оружие. Взамен всего этого у него была деревянная шпага наподобие той, которой арлекин на современной сцене производит свои фокусы.

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

Предместье, которое днем выглядело ужасно уродливым из-за зияющих провалов между домами, грязных, облезлых фасадов и бараков, а ночью — опасным и злобным, как притаившийся мрак, теперь прямо-таки преобразилось в дымчатой вуали сумерек. Расположенное между каменными глыбами города и манящими просторами полей и лесов за его пределами, оно казалось исполненным страстным ожиданием чего-то и отчаянием безнадежной бедности. Так нищие после скитаний по унылым полевым дорогам стараются приспособиться к шумному городу: дойдя до его границ, они немного медлят, покуда глаза их еще хранят сияние дальних далей… Так же и предместье: ногами оно как будто еще стоит на свободной и плодоносящей земле, а лицо и руки уже погружены в кровавые внутренности города. Было уже почти темно, когда Ганс подъехал к ярко освещенному дворцу; огромные прожектора отбрасывали в воздух снопы света, немилосердно режущего глаза. Прохладный ветер со стороны Рейна трепал огромные полотнища флагов, и ритмичное хрипловатое хлопанье этих кроваво-красных тяжелых тряпок — символов власти — напоминало нетерпеливое всхрапывание перекормленных лошадей. Ганс поставил в стороне от дороги велосипед и вошел в светлое караульное помещение, где толпились мужчины в коричневых мундирах; его цивильный вид поначалу вызвал насмешливые взгляды, но, когда он назвал свое имя, ему вежливо предложили проводить до приемной Гордиана, однако он отказался, поскольку знал этот дом, как свои пять пальцев… Люди то входили, то выходили, поэтому неудивительно, что кто-то не знал о том, что у него в этом доме был свой собственный кабинет… Здание представляло собой убийственную, поражающую своей грандиозностью казенщину; оно было сложено из огромных каменных глыб и плит, без уголков и закоулков, тяжелое и давящее, невероятно дорогостоящее и угнетающее своей монотонностью. Уж не в этих ли слишком просторных коридорах и лестничных пролетах притаились мрачная безысходность и кровавая растерянность власти? В приемной Ганса встретила пышнотелая блондинка в мундире — светло-коричневый бархатный жакет и синяя юбка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Бог сердится? Христианский взгляд на катастрофы В разговорах о происхождении зла, о его причинах и смысле, часто сквозит что-то неприятное, режущее нравственный слух. Наверное, потому, что с одной стороны здесь стоит реальная человеческая боль и горе, а с другой — холодное рассудочное построение, непричастное к этой боли и лишь спокойно раскладывающее ее на составляющие компоненты, как бы говоря: «Вот видишь — все сходится. По-другому и быть не могло». Но вряд ли страдающему от зла человеку станет легче от подобных объяснений. 06.02.2023 Острова спасения Город Хакодате, где служит священник Николай Дмитриев, расположен вдали от эпицентра катастрофы. Поэтому и город, и здешний православный храм практически избежали разрушений. Конечно, подземные толчки чувствуются и здесь — примерно раз в полчаса. Но, как говорит отец Николай, к этому все уже привыкли. Благодаря относительно спокойной ситуации в Хакодате, отец Николай оставался с нами на связи с самого первого дня трагедии. И из его писем и звонков в редакцию «Фомы» сложилась целая история. 04.05.2011 Искушение Чернобылем Запрещать АЭС бессмысленно. Современное общество с его зацикленностью на потреблении лишь заменит атом чем-то не менее опасным. По европейской классификации рисков, и потенциальным опасностям гидроэлектростанций, например, стоят с атомными станциями в одном разряде. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС это подтвердила. Среди опасных для человека экологических угроз первое место не у радиации, а у плохого воздуха в больших городах, а его загрязнение во многом связано с работой теплоэлектростанций и, конечно, выхлопами автомобилей. Да и радиация при работе ТЭЦ тоже растет — угольные терриконы «светятся», это известная старая проблема. Даже солнечные батареи, хотя и экологичны в использовании, производятся «грязным» способом, и если начать выпускать их слишком много, то это опять же скажется на экологии. 26.04.2011 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tag/tema-nomera-pasha-pos...

Помочи – также вспомоществования; 1) согласно феодальному обычаю, отношения между сеньором и вассалом подразумевали ряд обязательств со стороны последнего как держателя феода. Среди них – П.-платежи, вносимые в определенных обычаем случаях: при посвящении в рыцари старшего сына сеньора, когда выходила замуж старшая дочь сеньора, если сеньор попадал в плен – для выкупа; 2) в широком смысле П. – сеньориальный побор, налагаемый на лично зависимых крестьян (талья), а также прямые государственные налоги (королевская талья). Поножи – халкотувы, одна из составных частей вооружения византийского воина. П. из железа предназначались для защиты колена и голени от колющего или режущего оружия. Их коленная часть иногда, по античной традиции, изготовлялась в виде лица или маски. Понт – 1) дословно с греч. «море», обычное для византийцев название Понтийского моря – Черного моря; ср.: Евксинский Понт; 2) наименование обширной приморской области на северо-востоке Малой Азии. Основные городские центры – Амасия, Неокесария, Трапезунд. С запада граничила с Пафлагонией, а с востока – с Арменией. Понтифик – римский священнослужитель. П. объединялись в коллегию из 15 человек, которые занимали центральное место в римском государственном культе, так как осуществляли надзор за другими коллегиями жрецов, давали заключения относительно всех сакральных дел (например, при основании храмов, знамениях), ведали составлением календарей, обрядами, жертвоприношениями, погребальным культом, имели влияние на политику. Во главе коллегии П. стоял Великий П. Порни, порнос – ромейские проститутки, куртизанки, блудницы. Порновоск – дословно с греч. «пастух блудниц», сводник, содержатель публичных женщин, порни. См.: катагога. Портарий – младший офицер в пехоте. Портик (греч. стоя, лат. галерея с колоннами) – галерееобразное помещение, у которого хотя бы одна сторона выполнена в виде колоннады или поддерживается столбами. Благодаря полуоткрытому пространству П. предоставлял защиту от солнца, дождя, снега и одновременно освещался проникающим светом. Он мог иметь продольную или полукруглую форму, состоять из двух, трех, четырех частей, завершая внутренний двор, использовался во внутренних и внешних строениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вообще, у Шопенгауэра есть просто сокрушительные афоризмы на эту тему, насколько точные, настолько и горькие. Например: «Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством». Или: «Каждый человек может быть самим собою только пока он одинок». Нас не спросят на том свете, как здесь любили нас. Спросят, любили ли мы Вместе с развитием мегаполисов широко распространился странный феномен одиночества в больших городах. Оказывается, чем больше толпа, суетящаяся рядом с тобой, тем острее может быть лезвие одиночества, режущее сердце. Почему? Потому что ты понимаешь, что они живут своей, а не твоей жизнью. Огромное множество «не тебя», которым до твоей персоны нет никакого дела, растравляют душу пропорционально их количеству. Чем больше вокруг «не тебя», тем более одиноким ты себя чувствуешь. Если в этой безликой толпе есть кто-нибудь, думающий о тебе и ждущий встречи с тобой, тогда чувство брошенности и ненужности как будто уходит. Но чужая любовь – как наркотик. Чем больше употребляешь, тем больше зависим. А с другой стороны, привыкаешь и уже менее ценишь. По-настоящему победа над депрессией одиночества приходит тогда, когда учишься любить других и отдавать им себя. Так было, есть и будет. Любой психолог расскажет десятки историй о том, как их пациенты побеждали внутренний кризис через служение другим. И действительно, нас не спросят на том свете, как здесь любили нас. Спросят, любили ли мы. Для того, кто склонен к размышлению и любит учиться, одиночество может стать школой самопознания и богопознания. Если человек уединяется, сводит сообщение с миром до минимума, его ждут три возможных варианта развития ситуации. Либо он не выдерживает и прерывает свой покой, либо сходит с ума, либо в его душе начинается напряженная внутренняя работа. Вспоминается замечательный рассказ Чехова «Пари». Состоятельный банкир и бедный молодой юрист поспорили: если юрист просидит в одиночной камере пятнадцать лет, получит от банкира два миллиона рублей. Поселившись во флигеле в саду банкира, молодой человек прошел несколько этапов развития. Первый год он скучал, читал романы и детективы, играл на рояле. Во второй год музыка умолкла, и отшельник потребовал тома классиков. В пятый год узник попросил вина, вновь зазвучал рояль. Книги в этот период не читались. В шестой год юрист начал скрупулезно изучать иностранные языки, философию и историю. После десятого года мудрец проводил дни и ночи за чтением одного только Евангелия. Затем были вытребованы книги по истории религий и богословию. В последние два года уединения затворник читал все без разбора. За пять часов до окончания пятнадцатилетнего срока он ушел из флигеля, нарушив тем самым пари. В оставленной им записке было сказано, что в миллионах он уже не нуждается. Годы одиночества, проведенные в самообразовании и самопознании, привели к Богу и разрешили вопрос о смысле бытия.

http://pravoslavie.ru/106200.html

Стихи: Неба Творец, на осленка воссев, От бессловесия смертных избавить стремится. В сий день, славный и пресветлый праздник ваий празднуем, вины ради сицевыя: по востании Лазареве из мертвых, мнози видевше бывшее, вероваху во Христа и убо утверждается суд иудейскою сонмицею, Христа же, и самаго убити Лазаря. Бегает убо Иисус 74 место злобе дая, иудеи же в праздник Пасхи убити Его поучение положиша. И времени бегства дану бывшу долгу, прежде шести дней Пасхи, глаголет, прииде Иисус во Вифанию, идеже бе Лазарь умерый: и тамо обеду бывшу, ядяше с ним и Лазарь: сестра же его Мариа на Христове нозе миро изливаше. По воскрешении из мертвых Лазаря многие, увидев происшедшее, уверовали в Христа. И собранием иудеев вынесено было решение и Христа убить, и самого Лазаря. Иисус уклоняется 1 от ищущих Его, давая место их злобе, иудеи же прилагают старание к тому, чтобы умертвить Его в праздник Пасхи. И уделив продолжительное время бегству, пришел Иисус, как говорит евангелист, в Вифанию, где находился умерший и воскрешенный Лазарь. И когда была трапеза, то и Лазарь с Ним ел, а сестра его Мария возлила миро на ноги Христовы. И наутрие посылает ученики Своя привести ослицу и жребя. И имеяй престол небо, всед на жребя, входит во Иерусалим: дети же еврейския и сами подстилаху Ему ризы своя и ветви фиников, овыя убо режуще, другия же и в руках носяще, вопияху Ему предсылающе: осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев. Сие же бысть, онех языки подвигшу Всесвятому Духу, в славу и благохваление Христово. Являху же Христову на смерть победу ваиами, сиесть, ветвьми: ваиа бо у евреов ветвь мягкая глаголется. Обычай бо бяше, яко победителе подвигов, или браний некиих, ветвьми древес присноцветущих, в победных провождениих почитаеми, и обводими бяху. Гадательственно же знаменоваше жребец, сущия ны от язык люди, на немже всед Христос, и препочив, одолетель и победитель, Царь же всея земли наречеся. Наутро посылает Он учеников Своих привести ослицу и осленка. И вот, Имеющий престолом небо вступает в Иерусалим, восседая на молодом осле. А дети евреев и сами они метали пред Ним свою одежду и пальмовые ветви, которые срезали. Другие же в руках их несли и, следуя за Ним, возглашали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне Царь Израилев!» А произошло это оттого, что язык их был приведен в движение Духом Святым ради хвалы и славы Христа. Ведь вайями, то есть ветвями (ибо вайями называются у евреев молодые ветки) прообразовательно являли они Христову победу над смертью. Ибо обычаем было приветствовать победителей в состязаниях или битвах ветками вечнозеленых деревьев и в торжественном шествии сопровождать. Осленок же нас прознаменовал – народ из язычников, воссев на который и на нем упокоившись, Христос, как трофеями почтенный Победитель, провозглашен был всей земли Царем.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Сонм (др. — рус.) — множество. «Сорок два столпа» — образ, обозначающий 42 губернии, на которые во времена императрицы Екатерины II была поделена Россия. Сословие — часть населения страны, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными в законе. Для сословной организации общества характерно неравенство различных сословий. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. Сотенный голова — начальник войскового подразделения (сотни) в дворянском ополчении. Сотник — командир отряда воинов из ста человек. Соха — древнейшее пахотное орудие земледельца. Изготовлялась соха из дерева, часто с железным наконечником (сошником) на режущей землю части. Соха — единица податного налогообложения населения в Русском государстве XIII–XVII веков. В одну соху входило обычно 2–3 крестьянина. Сохранная казна — кредитное учреждение в России в XVIII–XIX веках. Сохранная казна принимала вклады, выдавала помещикам ссуды под залог их имений и крепостных душ. Спарта (Лакедемон) — древнегреческое государство, располагавшееся в южной части полуострова Пелопоннес. Спарта славилась мужеством и отвагой своих граждан, с детства получавших очень суровое («спартанское») воспитание. Спартанцы (спартиаты) — полноправные граждане Спарты. Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) — русский государственный деятель, ближайший советник Александра I в 1808–1812 годах. Ссудная казна — кредитное учреждение в России в XVIII–XIX веках, которое давало деньги гражданам взаимообразно под залог недвижимости. Стан — в XI–XVII веках название походного военного лагеря и места расположения войска на отдых. Обычно стан устраивался на открытом возвышенном месте. Стан — корпус, туловище человека. Станица — казачий отряд, высылаемый в степь для ведения разведывательной и сторожевой службы; депутация казачьих войск в Москву; большое казацкое поселение. Стапель — сооружение для постройки и спуска корабля на воду. Стапели оборудуются опорными устройствами для фиксирования корпуса корабля и подъемно-транспортными средствами.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010