Памятные мероприятия в честь преподобного продолжились проведением круглого стола, посвященного его юбилейным датам. В лектории ГИМа собрались историки, искусствоведы, филологи, священнослужители, чтобы рассмотреть широкий круг вопросов: вклад прп. Александра Свирского в историю русского монашества и духовную жизнь России первой трети XVI в., памятники письменности и иконописи, связанные с именем Свирского подвижника. Научное собрание началось с доклада архимандрита Макария (Веретенникова) – доктора богословия, специалиста по церковной истории русского средневековья. Он посвятил свое сообщение «духовной дружбе» двух подвижников: святителя Макария, митрополита Московского и прп. Александра Свирского. Эту «святую двоицу» связывала Новгородская земля, где начал подвизаться в молитвенных трудах преподобный, когда Макарий занимал там епископскую кафедру. Храм Троицы, воздвигнутый прп. Александром в основанном им монастыре на реке Свири, также был освящен архиепископом Макарием, который делал богатые вклады в Свирскую обитель. Святитель не только позаботился о преемнике прп. Александра на посту настоятеля монастыря, но, будучи уже митрополитом Московским, содействовал написанию его жития и достаточно быстрому прославлению подвижника в 1547 г. По версии докладчика, новокрещеный казанский царевич Александр был наречен именно в честь Свирского преподобного. О. Макарий также допускает личное участие митрополита Макария, «наученного иконному писанию», в создании житийной иконы прп. Александра Свирского. Не случайным можно считать то, что одна из его житийных икон находится у гробницы святителя Макария в Успенском соборе Московского Кремля. По сей день появляются все новые и новые свидетельства очевидного «двойного почитания» этих святых, завершил докладчик. Далее прозвучали доклады о традиции житийной иконографии прп. Александра Свирского, о его изображениях в собрании ГИМа, о поздней традиции почитания святого. Были проанализированы источники жития преподобного и лицевой список его жития XVIII в. из собрания ГИМа. Этот уникальный список, иллюстрированный 80 миниатюрами, был отреставрирован специально к юбилейным торжествам и выставлен в зале, где проходила конференция. Сотрудники ГИМа позаботились об электронной публикации этого редчайшего памятника. Также здесь экспонируются иконы преп. Александра Свирского XVII–XIX вв.

http://pravoslavie.ru/27730.html

После уничтожения М. К. м. мощи прп. Макария хранились в Калязинском краеведческом музее, а в 1988 г. были переданы в тверской храм во имя Св. Троицы («Белая Троица»). На монастырских островах, оставшихся после затопления территории, группой подвижников была возведена башня-часовня в знак возможного возрождения мон-ря, туда совершаются поездки, там проводятся молебны. В Калязине был отреставрирован храм Вознесения Господня, в 2008 г. с территории бывш. городского кладбища был перенесен стадион, располагавшийся там в советское время. Около храма в 2009 г. был установлен памятник воеводе Скопину-Шуйскому. В 2012 г. решением епархиального совета по ходатайству благочинного Кимрского окр. прот. Евгения Морковкина и настоятеля калязинского Введенского храма прот. Леонида Береснева мощи прп. Макария по Волге крестным ходом были доставлены в Калязин для положения в Вознесенский храм. В 2012 и 2014 гг. в городе прошли Макариевские Калязинские чтения, посвященные истории мон-ря. Арх.: РГАДА. Ф. 1193; РГБ. Ф. 304. Троиц. 692; Никольский И. Ф. Калязин мон-рь: Ист. очерк, 20 окт. 1940//ГНИМА. Отд. хранения архит. архивов. Ф. 52 (архив А. М. Харламовой). Оп. 1. Д. 27. КПоф-4804/27. Ист.: Иосиф Волоцкий, прп. Духовная грамота: Отвещание любозазорным и сказание в кратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих//ВМЧ. 1868. Сент. Дни 1-13. Стб. 499-615; Иванов И. А. Описи древним грамотам и др. док-там, хранящимся в архиве первокл. Колязина мон-ря. Тверь, 1891; он же. «Кормовая книга» Колязина мон-ря. Тверь, 1892; Волоколамский патерик. Серг. П., С. 13-15; АСЭИ. 1964. Т. 3; Антонов А. В. Вотчинные архивы кашинских и угличских мон-рей и церквей XV - нач. XVII в.//РД. 1998. Вып. 3. С. 159-198; Венчание с Россией: Переписка вел. кн. Александра Николаевича с имп. Николаем I, 1837 г./Сост.: Л. Г. Захарова, Л. И. Тютюнник. М., 1999. С. 33-34; Житие Макария Калязинского по Успенскому списку ВМЧ//БЛДР. 2003. Т. 12. С. 120-133, 553-556; Гадалова Г. С. Пространная редакция Жития прп. Макария Калязинского: Публ. текста по спискам рукописей XVI и XVII вв.//Древняя Тверь - реальная и книжная: Сб. ст. и публикаций/Сост.: М. В. Строганов. Тверь, 2006. С. 12-36; Акты Троицкого Калязина мон-ря XVI в. М.; СПб., 2007; Житие Макария Калязинского: Древнерус. текст и пер.: [Рукоп. список из колл. РГБ]. М., 2008; Сказание об обретении мощей прп. Макария Калязинского: Исслед. и тексты//Рус. агиография: Исслед., материалы, публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 43-75.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

Потому и поставлено было правилом не ходить одному в келлию другого, чтобы не нарушать безмолвия». К кон. IV в. в горе Нитрийской жили ок. 5 тыс. иноков, разделенных на 50 мон-рей, частью общежительных, частью отшельнических. Общим местом собрания был для них один храм, куда они приходили в субботу и воскресенье для общих молитв, проводя остальные дни седмицы в подвигах благочестия в своих М. ( Казанский. 2000. Ч. 2. С. 28). Мон-рь аввы Пишои, Египет Мон-рь аввы Пишои, Египет В Ливийской пустыне, недалеко от Нитрийских озер, были основаны 4 М.: М. св. Макария и 3 названные Абу-Макар (Отца Макария), а вся страна стала называться Макариевой пустыней. Это и было то место, куда удалился прп. Макарий Великий , - пустыня Скитская, дикая, песчаная пустыня, где изредка встречались ключи с едва сносной для питья водой; дороги проложены не были, и путники ориентировались по звездам. Но после того как здесь поселился прп. Макарий, сюда устремились многие, ищущие руководства подвижника. Один из макариевских М. действует и в наст. время: в глубине безжизненной Восточной пустыни стоит М., с одной стороны его находятся сады, а с другой - бескрайняя пустыня. М. хранит святыни: мощи св. Пророка Иоанна Крестителя, мощи всех трех Макариев - прп. Макария Великого, прп. Макария Александрийского и свт. Макария Египетского. Из множества учеников прп. Макария, пресвитера Скита, не все жили вместе с ним. Нек-рые из них, ревностно подражавшие своему учителю, обитали вдали от него в других местностях. Их именами были названы различные М. (т. е. получившие от них свое начало): мон-рь Иоанна Колова, аввы Псоя (Пишои) и др. В пустыне собрались отшельники не только из Египта, но и из других местностей: из Романии и Испании, Ливии и Пентаполя, Каппадокии и Византии, Италии и Македонии, Азии и Сирии, Палестины и Галатии ( Бронзов. 1899. С. 233-234). Скит к кон. IV в. стал одним из главных средоточий иноческой жизни. Он «располагался среди обширнейшей пустыни на расстоянии суточного пути от Нитрийских обителей.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Глава I. Сочинения Макария Египетского, упоминаемые древними авторами, и их рукописная традиция Единственное древнее свидетельство о литературной деятельности прп. Макария Египетского – это Жизнеописание знаменитых мужей Геннадия Марсельского (ок. 470–480 гг.). Кроме того, в грузинской версии апофтегм (самая ранняя рукопись – нач. X в.), которая может восходить к греческому подлиннику конца VII – нач. VIII вв., есть упоминание о «двух посланиях» Макария. Хотя это упоминание может быть лишь интерполяцией, потому что в соответствующем греческом тексте (дошедшем, однако, в более поздних рукописях) такой фразы нет, мы вкратце рассмотрим и упоминание грузинского источника. Этими двумя прямыми упоминаниями о писаниях Макария Египетского и ограничиваются, насколько нам известно, все древнейшие свидетельства о литературной деятельности египетского подвижника. Существуют также сирийская рукописная традиция CM, в которой Послание, упоминаемое Геннадием, соединяется с Корпусом, и коптская, где Послание соседствует с отдельными отрывками одной из бесед Корпуса и с апофтегмами Макария Египетского . Итак, рассмотрим подробнее эти свидетельства. I.1.1 Упоминание Геннадия Марсельского Самое древнее свидетельство о литературной деятельности Макария – упоминание Геннадием Марсельским о некоем письме Макария Египетского 137 : Macarius, monachus ille Aegytius, signis et virtutibus clarus, unam tantum Ad iuniores professionis suae scripsit epistulam, in qua docet ilium perfecte Deo posse servire qui, condicionem creationis suae cognoscens, ad omnes semet ipsum inclinaverit labores et luctando atque Dei 138 adversum omne quod in hac vita suave est auxilium inplorando, ad naturalem quoque perveniens puritatem, continentiam velut naturae debitum munus obtinuerit. Таким образом, Геннадий в последней трети V в. настаивает, что Макарий написал «только одно (unam tantum! – А. Д.) 139 послание» к младшим (братиям), «в котором поучает, что Богу сможет служить совершенно тот, кто, познав обстоятельства своего творения, склонит себя самого ко всяческим трудам и, достигая также естественной чистоты путем борения и моления Бога о помощи против всего, что сладостно в этой жизни, стяжает воздержание, словно должное природы приношение».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

23 . Прп. Михаила исповедника, еп. Синадского; обретение чест. мощей свт. Леонтия еп., Ростовского чудотв.; прмч. Михаила черноризца; прп. Евфросинии девицы, княжны Полоцкой. 24 . Прп. Симеона столпника, иже на Дивной горе; прп. Никиты столпника, Переяславского чудотв.; мчч.: Мелетия стратилата, Стесана, Иоанна и с ними 1218 воинов с женами и детьми, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста. 25 . 3-е обретение главы прор. Предтечи и Крестителя Иоанна; сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского. День рождения Государыни Императрицы Александры Феодоровны. 26 . Ап. Карпа (от 70-ти); вкмч. Георгия нового, пострад. от безбож. царя Селима Турского; ап. Алфея (от 70-ти); мчч.: Аверкия и Елены; прп. Иоанна психаита, исповедника; обретение мощей прп. Макария, игумена Калязинского. 27 . Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского; обретение мощей прп. Нила, Столобенского чудотв., мчч.: Феодоры девицы и Дидима воина; перенесение мощей трех свтт.: Киприана, Фотия и Ионы, митр. Киевских и всея России чудотв.; прп. Ферапонта, Белоезерского чудотворца. 28 . Прп. Никиты, еп. Халкидонского; свт. Игнатия еп., Ростовского чудотв.; сщмч. Елладия, свт. Евтихия еп. Мелитинского; мц. Еликониды. Свт. Игнатий († 1288 г.) един из всех русских святых угодников прославился целебной силой своих останков еще до погребения их и потому не был предан земле. 29 . Прмц. Феодосии девицы; преставление блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского чудотв.; мц. Феодосии девы Тирской. 30 . Прп. Исаакия, игумена обители Далматской. 31 . Ап. Ерма (от 70-ти), мч. Ермия , мч. Философа. Св. мч. Ермий (ок. 166 г.), когда ему дали выпить яд, помолился Богу, осенил чашу крестом и – остался жив. Вот какую силу имеет крестное знамение. Июнь 1 . Мч. Иустина философа ; мч. Иустина другого и иже с ним: Харитона, Хариты жены, Евелписта, Иеракса, Неона и Валериана; прп. Дионисия, игумена Глушицкого; прп. Агапита Печерского. 2 . Свт. Никифора, патр. Константноп., исповедника; вкмч. Иоанна нового (Сочавского), мученого в Белграде.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Телефон : 8 (42334) 3-36-37 Настоятельница : игумения Филарета (Фурманова Эмилия Викторовна) Проезд : до монастыря можно добраться рейсовым автобусом через Раздольное из Уссурийска или Владивостока, или электропоездом до станции " Безымянная " . Храмы : Казанской иконы Божией Матери Святыни : мощевик с частичками 12 преподобных Оптинских старцев: прп. Амвросия , прп. Антония, прп. Иосифа, прп. Исаакия, прп. Льва, прп. Анатолия, прп. Нектария, прп. Варсонофия , прп. Моисея, прп. Анатолия, прп. Исаакия, прп. Макария. Подробнее... Марфо-Мариинский женский монастырь (Владивосток) [ править править код ] Адрес : 690041 г Владивосток, ул. Четырнадцатая, 32. Для почты : а/я 76, женский монастырь. Телефон : (423)233-44-34 Настоятельница : игумения Мария (Пономарева Ирина Александровна). Проезд : Обитель расположена в районе Седанка, недалеко от центральной автомагистрали, рядом с низководным мостом через Амурский залив. Доехать до обители можно либо электричкой, либо автотранспортом до остановки " Седанка " . Храмы : свмч. Евсевия Самосатского, св. блгв. Александра Невского, часовня св. пророка Иоанна Предтечи. Подворье : Партизанский район, с. Бровничи. Храм Воскресения Христова Почитаемые святыни : - иконы с частицами мощей святых: святителя Феодосия Черниговского, преподобномученицы Елисаветы, мученицы Татианы, собора преподобных Оптинских старцев, преподобного Лаврентия Черниговского; Соловецких новомучеников, - икона Божией Матери " Троеручица " , - знаменательным событием для обители стало посещение ее в мае 2000 года Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, который подарил монастырю икону Божией Матери " Одигитрия Смоленская " , - ковчег с частицей мощей св. блаж. Матроны Московской, - ковчег с частицами мощей святых. Подробнее... Богородице-Рождественский женский монастырь (Линевичи) [ править править код ] " Адрес: 692508 Россия, Приморский край, Уссурийский район, с. Линевичи, ул. Монастырская, 7. Телефон : (42343) 9-14-23 . Настоятельница - игумения Варвара (Волгина)

http://azbyka.ru/palomnik/Приморский_кра...

Проезд : Добраться до Свято-Серафимовского монастыря можно на прямом рейсовом автобусе 29д, который отходит от остановки «Т/ц Изумруд 2» на Океанском проспекте. Или с пересадкой: на автобусе 15 до кампуса ДВФУ и затем 29к. (Автобус 29д идёт до монастыря минут 40-50. Выходить на остановке «Школьная» (после остановки «Подножье») и мимо девятиэтажки справа, либо выходить на следующей остановке – «Кирпичный завод» и немного пройти назад по дороге, ориентируясь на купола. От остановки «Изумруд» автобусы д отходят: 7:45, 8:15, 8:45, 11:00, 11:45, 12:45, 14:15, 15:00, 16:00, 17:20, 18:20, 19:00, 20:30. От остановки " Бухта " Воевода " автобусы 29д отходят: 6:15, 6:45, 7:15, 9:15, 10:00, 11:00, 12:45, 13:15, 14:15, 15:50, 16:45, 17:15, 19:20, 20:00) Подробнее... Казанской иконы Божией Матери женский монастырь [ править править код ] Адрес : 692460 Приморский край, Надеждинский р-н, с. Раздольное, ул. Лазо, 357. Телефон : 8 (42334) 3-36-37 Настоятельница : игумения Филарета (Фурманова Эмилия Викторовна) Проезд : до монастыря можно добраться рейсовым автобусом через Раздольное из Уссурийска или Владивостока, или электропоездом до станции " Безымянная " . Храмы : Казанской иконы Божией Матери Святыни : мощевик с частичками 12 преподобных Оптинских старцев: прп. Амвросия , прп. Антония, прп. Иосифа, прп. Исаакия, прп. Льва, прп. Анатолия, прп. Нектария, прп. Варсонофия , прп. Моисея, прп. Анатолия, прп. Исаакия, прп. Макария. Подробнее... Храмы Приморского края [ править править код ] Основные храмы Приморского края Собор Казанской иконы Божьей Матери (Находка) [ править править код ] Собор Казанской иконы Божьей Матери Православный кафедральный храм Находкинской епархии Русской Православной Церкви. Крупнейшее культовое сооружение Находки и Приморского края (при высоте 43,5 метра). Храм имеет 9 куполов, вмещает до 1800 человек. Летом 2011 года храму был присвоен статус кафедрального и он стал главным храмом новообразованной Находкинской епархии. Настоятель — архимандрит Николай Дутка. Возводится при финансовой поддержке государственных компаний.

http://azbyka.ru/palomnik/Приморский_кра...

[Нитрийский; греч. Αββς Ησαας] (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. в субботу сырную), егип. подвижник, автор аскетического соч. «Слова подвижнические», или «Аскетикон» (Ασκητικν), фрагменты из которого вошли в сб. «Добротолюбие» . В источниках имя И. С. появляется в числе монахов, подвизавшихся в Ските (Вади-эн-Натрун); не всегда уверенно можно судить, идет ли речь об одном и том же человеке. Палладий Еленопольский ( Palladius. Lausiac. 14) упоминает о некоем Исаие, к-рый с братом Паисием удалился в Нитрийскую пустыню, где Паисий основал странноприимный дом, а его брат занимался аскетической практикой. После их кончины авва Памво (прп. Памва ) сказал, что их заслуги равны перед Богом. Ко времени посещения Египта Палладием (90-е гг. IV в.) этот Исаия скончался. Видимо, он вместе с Паисием упоминается в послании еп. Аммония 363 г. ( Ammonius. Ep. 35//Sancti Pachomii vitae graecae/Ed. F. Halkin. Brux., 1932. P. 120). О нем, возможно, говорится в сб. Apophthegmata Patrum (Изречения египетских отцов) как о знаменитом подвижнике рядом с Памво (Apophthegmata patrum. 11//PG. 65. Col. 372). В егип. «Истории монахов» отмечено, что И. С. видел еще первых подвижников, в т. ч. прп. Павла Фивейского (Hist. mon. Aeg. 11; Rufin. Hist. mon. 10). В Apophthegmata Patrum упоминаются Исаия, ученик и секретарь прп. Макария Великого ( ок. 390), подвизавшийся в Ските (Apophthegmata patrum. 27//PG. 65. Col. 273), Исаия, ученик аввы Амоя (Ibid. 2//Ibid. Col. 125), Исаия, ученик аввы Ахилия (Ibid. 3//Ibid. Col. 124), Исаия, ученик прп. Пимена Великого († 449) (Ibid. 20//Ibid. Col. 328). В неизданной версии Апофтегм (Ath. Karakal. 251) также назван авва Исаия, живший в Ските с учеником Петром в то время, когда настоятелем их монастыря был авва Исаак (ок. 400; Draguet. 1965). Все упомянутые Исаии, кроме ученика аввы Пимена, гипотетически могут быть названы одним и тем же именем - И. С. В таком случае И. С. в молодости вел жизнь странствующего аскета и посещал различных подвижников, мог видеть прп. Павла Фивейского, позднее мог быть учеником Амоя и Ахилия. Впосл. он постоянно подвизался в Ските, где его в 363 г. застал еп. Аммоний и где он нек-рое время был секретарем прп. Макария Великого. Здесь он жил еще ок. 400 г., будучи уже знаменитым подвижником, к которому приходили ученики. Впрочем, подобная реконструкция является не более чем гипотезой и не может служить надежным основанием для воссоздания жизненного пути И. С. Автор «Аскетикона» говорит, что был знаком с такими скитскими подвижниками, как Анув, Амун, Пафнутий, Сисой, Пимен, прп. Арсений Великий и прп. Иоанн Колов , однако их имена также мало что дают для реконструкции подробностей жизни И. С., поскольку, за исключением 2 последних подвижников, они не могут быть точно идентифицированы. Можно лишь с уверенностью сказать, что время подвижничества И. С. скорее всего 2-я пол. IV - нач. V в.

http://pravenc.ru/text/674860.html

В визант. и греч. церковной традиции П. обычно почитается вместе с дочерью. Так, их совместная память без сказания указана под 15 февр. в Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 232), в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.- SynCP. Col. 468) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.- PG. 117. Col. 313). В нек-рых визант. стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 79) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1592; Рим, 1888-1902) под 25 сент. (день памяти прп. Евфросинии) обозначена отдельная память П. Прп. Никодим Святогорец также поместил в составленном им «Синаксаристе» память П. и посвященное ему двустишие без сказания под 25 сент. В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского память святого содержится под этим же числом. В рус. переложении «Нового синаксариста» под 25 сент. приводится общее сказание о прп. Евфросинии и П. ( Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 1. Σ. 295 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 1. С. 331-333)). На грузинском языке под 25 сент. в коллекциях афонского Иверского монастыря , Иерусалимской Патриархии и Екатерины великомученицы монастыря на Синае сохранилась служба П. и Евфросинии, написанная прп. Иосифом Песнописцем и переведенная в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Ath. Iver. georg. 73/57, XI в.; Hieros. Patr. iver. 124, XI-XII вв. Fol. 100v - 102; Sinait. iber. 7, XI-XII вв.- Георгий Святогорец, прп. Минея: Сентябрь/Сост., исслед.: Л. Джгамаия. Тб., 2007. С. 346-350). Служба содержит 3 стихиры на «Господи, воззвах», прокимен, указание на каноне петь ирмосы 1-го гласа «Фараона с колесницами в мори» ( Габидзашвили. 2011. Переводные памятники. Т. 5. С. 440). В слав. Прологе краткой редакции (перевод с греч. яз. выполнен в кон. XI или нач. XII в.) под 15 февр. содержится память П. и прп. Евфросинии без сказания (слав. и греч. текст см.: Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 760-761). В стишном Прологе (переведен в Болгарии в XIV в.) под 15 февр. память П. не обозначена, под 25 сент., после памяти прп. Евфросинии и сказания о ней, приводится двустишие, посвященное ее отцу ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 85). Однако в ВМЧ митр. Макария под 15 февр. указан день памяти П. вместе с днем памяти прп. Евфросинии, при этом ошибочно (вероятно, из-за неверного понимания указания Типикона Великой ц.) сказано, что их «собор совершался в диакониссе» ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 482 паг.]). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, под 15 февр. П. не упомянул, под 25 сент. он поместил сказание о прп. Евфросинии, в к-ром речь идет и о П. ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 118 об.- 123). В современной редакции «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского под 15 февр. обозначена память преподобного без сказания.

http://pravenc.ru/text/2579800.html

Преподобные Антоний, Моисей и Макарий Оптинские. Литография. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. по рис. П. Ф. Бореля Преподобные Антоний, Моисей и Макарий Оптинские. Литография. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. по рис. П. Ф. Бореля В 1827 г. в Площанскую пуст. перешел прп. Василий (Кишкин), у которого М. стал исповедоваться. 6 окт. 1828 г. по пути в Оптину пуст. Площанскую обитель посетил прп. Лев (Наголкин) , ставший духовным руководителем М. после кончины 17 окт. 1825 г. его наставника схим. Афанасия. Лето 1831 г. М. провел в Севске как член комитета по постройке Севского училищного корпуса и духовник севского Свято-Троицкого монастыря. С окт. 1831 по 21 окт. 1832 г. в С.-Петербурге М. исполнял должность казначея и эконома при еп. Орловском Никодиме (Быстрицком), вызванном в Синод на чреду священнослужения. По пути в столицу побывал в Оптиной пуст. По благословению настоятеля прп. Моисея (Путилова) составил прошение «о перемещении в число братии Оптиной пустыни», которое в марте 1833 г. настоятель подал Калужскому еп. Никанору (Клементьевскому) (РГБ ОР. Опт-360. Л. 23а). В дек. 1833 г. М. был уволен из Орловской епархии и 16 янв. 1834 г. определен в число братии Оптиной пуст. 5 февр. прибыл в Иоанно-Предтеченский скит, 14 окт. 1836 г. определен братским духовником. Насельники исповедовались у М., для откровения помыслов ходили к прп. Льву. С 1839 по 1860 г. М. «принял от пострига» 60 монахов. После перевода прп. Антония (Путилова) настоятелем малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря 30 нояб. 1839 г. М. был назначен оптинским скитоначальником. Активно привлекал благотворителей к пожертвованиям на скит, добился его финансовой самостоятельности. Также помогал прп. Льву в переписке. Мн. письма были составлены М., который, подписывая их, оставлял выше место для подписи прп. Льва. В последние годы жизни прп. Лев благословлял своих учеников обращаться также к М. «Когда спрашивали о чем-либо о. Макария, он без старца о. Леонида не давал никакого решения. Также и старец без о. Макария ничего не решал и в подобных случаях говаривал: «Подождем, придет о. Макарий, вместе поговорим»». Иногда прп. Лев прилюдно смирял и обличал его, однако ближайшим ученикам признавался: «Отец Моисей и отец Антоний - великие люди, а Макарий - свят» (Там же. С. 42, 47). После кончины прп. Льва многие его ученики перешли под руководство преподобного. М. проживал в корпусе скитоначальника, слева от скитских ворот; из-за косноязычия он служил мало, раз в месяц причащался в алтаре Св. Таин и при этом, по воспоминаниям современников, буквально обливался слезами. Сохранилось описание внешности подвижника: «Волосы на голове и бороде имел он недлинные и седые, бороду окладистую. Руки его отличались мягкостью и гибкостью, как и весь его стан - стройностью. Лицо белое и чистое, ничем, впрочем, с первого взгляда не поражающее и по недостатку в глазах несколько неправильное» (Там же. С. 67).

http://pravenc.ru/text/2561314.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010