Кающийся должен не гневаться и не сердиться, а сокрушаться как виновный, как не имеющий дерзновения, как осужденный, который должен получить спасение по одной только милости, как человек, оказавшийся неблагодарным к благодетелю, отверженный и достойный бесчисленных наказаний (свт. Иоанн Златоуст , 55, 501). Тот, кто омывается и снова затем валяется в той же самой грязи, равно как и тот, кто разрушает, что построил, и строит, чтобы опять разрушить, не получает ничего, кроме напрасных трудов и мучений (свт. Иоанн Златоуст , 55, 684). ...Пока еще мы каемся и уязвляемся воспоминанием о порочных делах, необходимо, чтобы слезы раскаяния, происходящие от исповедания вины, угашали мучительный огонь совести. Но если по милости Божией совесть более не будет терзать смиряющегося и сокрушающегося таким образом, и воспоминание о грехах будет усыплено, то из этого должно заключить, что таковой уже удовлетворил за грехи и совсем очищен от них. Впрочем забыть грехи не иначе можно, как только когда искоренятся пороки и страсти прежние и сердце сделается совершенно чистым. Но известно, что такая чистота возможна не для тех, кои по нерадению, беспечности не занимаются очищением себя от пороков, а для тех, кои с сокрушением и постоянною ревностию исправляют порчу, причиненную грехами, и всею силою души взывают к Богу: беззаконие мое познах и греха моего не покрых ( Пс. 31, 5 ); быша слезы моя мне хлеб день и нощь ( Пс. 41, 4 ); они удостоятся услышать: отъях яко облак беззакония твоя, и яко примрак грехи твоя ( Ис. 44, 22 ); Аз есмь, Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя Мене ради и грехи твоя, и не помяну ( Ис. 43, 25 ), и освободившись от уз грехов своих, которыми всякий связывается (см.: Притч. 5, 22 ), с благодарностию воспоют Господу: растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы ( Пс. 115, 7–8 ) (авва Пинуфий, 56, 532–533). Прекрасно и похвально покаяние, но для немногих бывает возможно. Посему Бог, Который желает нам жизни, приобретаемой обращением, да изведет из сердца твоего воду, и она да соделается для тебя второй баней и добровольной купелью, очищающей совесть твою от скверны, так что доставишь радость Ангелам, которых ты, согрешив, опечалил (прп. Исидор Пелусиот , 60, 231). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день. Чем сильнее осознаю всю свою греховность, чем больше стараюсь удержаться от их повторения, тем больше согрешаю. Почему так? Заранее благодарю, спаси Вас Господь! Похожие вопросы 3 Ответа Николай, думаю, что количество грехов не растет в гору, просто Вы стали более внимательны к себе, и поэтому видите то, чего не замечали ранее или считали нормальным. Более подробно размышлять на эту тему сложно, не имея возможности поговорить с Вами лично. Обратитесь к своему духовнику. Если его у Вас нет, то к вашему приходскому священнику. Спаси Вас Господь, батюшка. Есть такой пример. Зачерпнём в стакан воды. Чем ярче свет, тем больше соринок мы увидим в воде. Так и наши души: чем ближе к Богу, тем лучше видим своё истинное духовное состояние. Благодарю, Кирилл. Возможно, не берусь утверждать, не зная ситуации, Вы продолжаете вспоминать свои прежние тяжкие грехи, хотя уже принесли в них покаяние, этого не следует делать. Авва Пинуфий говорил : Забывать нужно только смертные грехи; расположение к ним и покаяние за них прекращается добродетельной жизнью. Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает, то покаяние за них никогда не должно прекращаться; ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти. Но это вопрос духовного окормления, поэтому лучше поговорить об этом лично со священником не в интернете. Благодарю, очень поучительно. Просто я не знаю, а было ли раскаяние? Если да, почему в душе нет мира и покоя? Может было обыкновенное сожаление, угрызение совести…? Есть конкретные признаки того, что было настоящее покаяние и грехи были прощены: «Когда [человек] ощутит в душе своей, что совершенно, от всего сердца возненавидел грехи, и когда явно дает себе направление противоположное прежнему. Такой уповает, что получил от Бога оставление грехопадений, как возненавидевший уже грех, по свидетельству совести, какое приобрел в себе, по апостольскому слову: неосужденная совесть сама себе свидетель» (Прп. Исаак Сирин). Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-chem-sil...

Иоанн Молчальник (епископ), скрывая свой епископский сан, «исполнял всякое послушание, помогая со всяким смиренномудрием эконому и остальным отцам, поднимая воду из потока, приготовляя пищу работникам и помогая им в каменноделании и в других работах, когда строилась лаврская гостиница». Он носил еще сваренную им пищу рабочим, которые находились от странноприимницы в десяти стадиях 2487 . Другой святитель-инок «сам своими руками делал все: починивал худое платье, очищал чечевицу, полол бобы и делал все другое тому подобное» 2488 . Работает наравне с другими бывший высокий и знатный царедворец Арсений Великий , трудится также бывший царевич 2489 . Пресвитер Пинуфий, несмотря на свою глубокую старость и пресвитерское достоинство, не только исполняет смиренно свое послушание – наблюдение за садом, но делает еще дела, за которые другие боялись или стыдились приняться. Весьма много делал он ночью тайно, так что никто не знал, кто это делал 2490 . «Св. Афанасий и во время своей болезни не хотел оставаться праздным. Он и тогда, по обычаю, занимался каллиграфией: в шесть дней написал псалтирь, в сорок патерик» 2491 . Преп. Моисей ночью поднимался с постели, обходил всех собратий своих. Если находил при их хижинах водоносы, приносил им воду: ибо от некоторых пу- —609— стынь река была далека, а многие из старцев были дряхлы и не могли сами носить для себя воду 2492 . Трудится 80-летний старец Макарий 2493 . Работали келлиоты 2494 , работали строгие отшельники, жившие поодиночке в расселинах скал, в пещерах 2495 . По свидетельству бл. Иеронима, все Египетские монастыри обязывают каждого вступающего заниматься рукоделием, чтобы снискивать себе пропитание. На каждый день, кроме воскресного, назначалась инокам известная работа 2496 . Св. Феодор Студит , всех превосходивший в своем монастыре образованием и дарованиями, занимался самыми низкими и тяжелыми трудами: рубил дрова, носил воду, копал землю в саду и огороде, унаваживал ее и т. д. 2497 . В своем монастыре он завел всякого рода поделия: свои у них были «портные, сапожники, столяры, стекольщики, кузнецы, каменщики и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Видя, что при всеобщем к нему уважении он не может упражняться в вожделенном смирении и послушании, он тайно удалился в крайние пределы Фиваиды. Там, сложив образ монашеский и одевшись в одежду мирскую, пришел в киновию тавеннских монахов, зная, что она строже всех и что по отдаленности страны, по обширности монастыря и по многочисленности братьев он легко мог тут остаться неузнанным. Здесь, очень долго пребывая при воротах и кланяясь в ноги всем братьям, упрашивал принять его. Наконец приняли его с большим презрением, думая, что он, уже глубокий старик, всю жизнь проведя в мире, вздумал поступить в монастырь в преклонном возрасте, когда уже не может раболепствовать своим удовольствиям. Говорили, что он идет в монастырь не по чувству благочестия, но чтобы иметь пропитание, и, как неспособного к тяжким работам старика, приставили к саду и отдали под надзор одного из младших братьев. Здесь он упражнялся в смирении и повиновался приставнику своему с такой ревностью, что не только усердно смотрел за садом, но еще делал вообще все дела, которые для всех казались трудными или низкими, или за которые боялись приняться; притом очень многое делал ночью и тайно, чтобы не знали, кто это делал. Таким образом, от прежних своих братьев, которые искали его по всему Египту, он укрывался три года. Наконец один человек, пришедший из Египта в монастырь, едва смог узнать его из-за униженного вида и низкой должности, ибо Пинуфий окапывал землю у оливковых деревьев и, нося навоз на своих плечах, осыпал корни их. Когда тот, видя старца и долго сомневаясь касательно признания его, наконец подошел поближе и признал его по лицу и голосу, тотчас упал ему в ноги. Этим поначалу он привел всех смотрящих в недоумение: для чего это он упал в ноги тому, кто, как новичок, недавно пришедший из мира, считался у них последним. Но после поражены были, когда он открыл имя старца, бывшее и у них в большой славе. Когда все братья стали просить у него прощения в том, что так долго по неведению держали его в чине вновь поступающих, старец плакал о том, что, по зависти дьявола, лишился возможности упражняться в смирении и окончить жизнь в послушании, для доказательства которого он нашел, после долгого искания, самый лучший случай.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1774...

От печали брюзгливость, малодушие, раздражительность, отчаяние... (прп. авва Серапион, 56, 254). Часто случается, что неопытный, болезнуя о своих или чужих грехах, неприметным образом поражается стрелою сладострастия; через что начатое для пользы оканчивается срамом и вредом (прп. авва Пинуфий, 56, 536). Источник. Душу, погруженную в печаль, ничто не может так возвеселить, как памятование о Боге (прп. Исидор Пелусиот , 61, 177). Источник. Как сведущие врачи в начале болезненного припадка неохотно подают пособия, потому что приток влаг, производящих болезнь, делает водянистыми употребляемые лекарства, но дав ослабеть несколько припадку, тогда уже приступают к врачебному искусству, так и упоенному печалью, когда она еще во всей силе, не должно наносить ударов (иначе напрасно потратим слово, делая его недействительным коллурием), но, приняв ненадолго участие в печали и дав облегчиться несколько скорби, потом уже надлежит начинать врачевание (прп. Исидор Пелусиот , 61, 300–301). Источник. Искушение несносной печали и великого уныния можешь уничтожить обильными слезами, благими надеждами и любовью к Сладчайшему Спасителю Христу (прп. Нил Синайский , 73, 26). Источник. ...Где печаль ради Бога, там, явно, и вечная будет радость (прп. Нил Синайский , 73, 107). Источник. Плененный варварами заковывается железом, а плен ник страсти связывается печалью (прп. Нил Синайский , 90, 271). Кто презирает мирские удовольствия, того не потревожат печальные помыслы (прп. Нил Синайский , 90, 272). Славолюбивый печалится, когда терпит бесчестие, а смиренный принимает его как сотоварища (прп. Нил Синайский , 90, 272). Не исполнившиеся желания произращают печали, а молитвы и благодарения заставляют их угаснуть (прп. Нил Синайский , 90, 273). Печаль бывает болезнью души и тела; душу берет она пленницей, а плоть иссушает и оставляет на месте (прп. Нил Синайский , 90, 273). ...Печаль есть унылость души и бывает следствием гневных помыслов, ибо гнев желает отмщения; неуспех в отмщении порождает печаль (прп. Нил Синайский , 90, 270). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не предавай души твоей помышлениям злым, да не осквернят они сердца твоего, и чистой молитвы да не отдалят от тебя (авва Евагрий, 89, 616). Оставляя не только гнусные, но и все земные помыслы, мы должны устремлять ум к небесным предметам и, как слуги, быть там, где Господь наш (см.: Ин. 12, 26 ) (прп. авва Пинуфий, 56, 536). Справедливо вменяется не в легкий, а в тяжкий грех нечестия, когда кто, изливая молитву Господу, вдруг увлекшись суетным, недобрым помыслом, удаляется от лица Его, как будто Бог не видит и не слышит (прп. авва Феона, 56, 591). Ничего не помышляй и ничего не делай без намерения по Богу; ибо безрассудно путешествующий напрасно будет трудиться (прп. Марк Подвижник , 69, 12–13). Источник. Как огонь не может долго пробыть в воде, так и скверный помысл в боголюбивом сердце (прп. Марк Подвижник , 69, 36). Источник. Постоянно утруждай себя молитвами пред Богом в сердце носящем чистый помысл, исполненный умиления; и Бог сохранит ум твой от помыслов нечистых и скверных... (прп. Исаак Сирин , 58, 19). Источник. Без тишины помыслов ум не подвигнется в сокровенные таинства (прп. Исаак Сирин , 58, 295). Источник. Когда входишь в область умирения помыслов, тогда отьемлется у тебя множество слез, и потом приходят к тебе слезы в меру и в надлежащее время (прп. Исаак Сирин , 58, 340). ...Надлежит всегда памятовать, что невозможно, чтобы всегда были добры помыслы (от которых обыкновенно рождаются подобные им слова и дела), если в ум не вселится прежде Христос Господь, о чем и должно нам подвизаться, сколько сил есть, т. е. чтобы в ум наш вселился Христос Господь (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 89). ...Когда плотские помыслы подавлены в нас, тогда душу, находящуюся в покое, воспринимает благодать Духа и устраивает ее способной вкусить будущих оных и неизреченных благ, которые око страстного и беспечного человека не видело, и ухо не слышало, и на сердце такого человека не всходило; и это вкушение является также залогом этих духовных благ, и сердце, приявшее залоги их, становится духовным и восприемлет полную уверенность в своем спасении (свт. Григорий Палама , 26, 213).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Когда ум обращен к предметам гнусным, земным, то душе невозможно заниматься помыслами добрыми (прп. авва Пинуфий, 56, 536). Не подумай когда-нибудь нерадеть о помыслах (прп. Марк Подвижник , 69, 16). Источник. Если хочешь, чтобы тебя не беспокоили злые помыслы, то принимай уничижение души и скорбь телесную... во всякое время, во всяком месте и во всяком деле (прп. Марк Подвижник , 69, 51). Источник. Лукавый помысл, для низлагающих его в себе, есть знак любви к Богу, а не греха, ибо не приражение помысла есть грех, но дружеская с ним беседа ума (прп. Марк Подвижник , 89, 486). Источник. Приражение помысла не есть ни грех, ни правда, но обличение самовластной нашей воли. Потому-то и попущено ему приражаться к нам, дабы преклоняющихся к заповеди удостоить за верность венцов (победных), а преклоняющихся к самоугодию, за неверность показать достойными осуждения. Но и сие надлежит знать нам, что не тотчас после каждого нашего изменения дается по оному суд, оказались ли мы искусными или достойными отвержения, но когда во все наше пребывание в сей жизни будем испытаны приражениями, побеждая и будучи побеждаемы, падая и восстал, блуждая и будучи наставляемы на добрый путь, тогда только в день исхода, по сочтении всего, соразмерно сему будем судимы или похваляемы (прп. Марк Подвижник , 89, 492). Источник. Не презирай (не небреги) никакого помысла по нерадению. Ибо никакое помышление не утаено пред Богом (прп. Марк Подвижник , 89, 528). Не говори: я и не хочу, а он (помысл) приходит. Ибо, конечно, если не это самое, то причины сего верно любишь (прп. Марк Подвижник , 89, 532–533). Источник. Тот невоздержник, кто питается помыслами, ибо хотя бы они были и полезны, но полезнее надежды быть не могут (прп. Марк Подвижник , 89, 542). Источник. Много подвига и труда требуется в молитвах, чтобы достигнуть невозмутимого состояния мысли... (прп. Иоанн Карпафский , 93, 247). ...Человек даже до смерти, пока он в жизни этой плоти, не может не иметь помыслов и брани (прп. Исаак Сирин , 58, 31). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кто же действительно был создателем этого облачения? „Historia Monachorum» Руфина 53 и приписываемый Палладию «Рай» 54 первым, кто ввел монашеское облачение, единодушно называют Патермуфия 55 , главаря разбойников, после обращения ставшего одним из самых известных отшельников и ранних отцов пустыни. Данные свидетельства справедливы, однако, только для Фиваиды. Судя по всему, это может следовать из контекста – ведь приводится сообщение из этой области Египта. В других областях предписание об общих для всех членов монашеской общины облачениях связывается с другими именами 56 . Но все же данное правило не осталось без влияния на современников. Ибо, похоже, что даже Пахомий, патриарх восточного монашества, заимствовал известную часть облачения, которое он предписывал своим ученикам, у монашеских одежд Патермуфия. Более единообразное облачение появилось в то же самое время, видимо, и у египетских аскетов, живущих по отдельности. Об авве Пинуфии сообщается: «он отправился в самые отдаленные области Фиваиды, сложил там монашеское облачение, и, надев мирскую одежду, хотел так войти в их монастырь в Табенниси». Это произошло вскоре после его основания Пахомием 57 . Но Пинуфий, как следует из данного сообщения, уже носил «монашеское облачение», когда хотел войти в монастырь, хотя остается неясным, из чего оно состояло. Точно так же нерешенным остается данный вопрос и в рассказе о женщине, которая хотела видеть авву Иоанна из Ликополя (300?–393) 58 , но не была допущена. По непрестанной молитве он явился ей во сне, одетый в монашеское облачение 59 . Это могло случиться в 330 году, когда слава о строгом молодом монахе широко распространилась, и вокруг него начали собираться первые ученики 60 . Несколькими годами позже 61 этот авва Иоанн 62 рассказывал о гробокопателе, который, раскаявшись, пришел к нему: «через какое-то время я умастил его словами о покаянии и воздержании, облачил в монашеское одеяние и затворил в пещеру», чтобы он принес там покаяние 63 . Возникает впечатление, что палестинское монашество в это время свое особое облачение получает также из Египта. Об Иларионе (290?–372), отце этого монашества, свидетельствует например Иероним: когда Иларион был у Антония, он сменил одеяние 64 . Он надел одежду, которую носил и давал сам Антоний. По меньшей мере в нескольких местах сообщается, что он одевался точно так же, как и Антоний. И когда Иларион, еще 15-летний (юноша), после 2-месячного обучения у Антония, удалился в пустыню, «он покрывал свои члены грубыми одеждами». Кроме того, как сообщается в другом месте, «он имел верхнюю одежду из звериной шкуры, которую св. Антоний дал ему при отъезде, и грубую верхнюю накидку». Эти элементы одежды он сохранил до самой своей смерти 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Онуфрий. (12 июня). Оренсий, ученик преп. Пахомия Вел., преемник Петрония в управлении обителей. Скончался позже 368. (Пролог 6 июля. Act SS. iunii. II. 1054.) Ор, подвижник Фиваидский. (7 авг.) Павел простый, ученик пр. Антония Великого . (4 окт.) Паламон, отшельник, подвизавшийся в Верхней Фиваиде, наставник преп. Пахомия, прест. в начале 4 века. (Чет. Минея 15 мая в Житии преп. Пахомия. Act SS. ian. I. 675.) Памво, отшельник Нитрийский. (18 июля). Пассарион, основатель одной обители Иерусалимской. (Чет. Минея в Житии преп. Саввы 5 дек.) Патермуфий. (9 июля). Пафнутий. Ученик преп. Антония Великого , епископ, при Максимиане исповедник, член 1 Никейского собора, друг Афанасия Вел. (Чет. Минея 12 июня в примечании к Житию преп. Онуфрия, где исчислены Пафнутии. Март. Р. 11 сент.) Пахомий Великий. (15 мая). Петроний, ученик преп. Пахомия Вел. и преемник его в управлении основанными им обителями. Преставился спустя 13 дней после кончины своего наставника, в 348 или 349 году. (Чет. Минея 15 мая в Житии Пахомия Вел. и 26 мая в Житии Феодора Освященного) Пимен, Египетский подвижник. (27 авг.) Пиннуфрий (по греч. Минеям – Пинуфий), преп. Египетский, настоятель одной обители близ Панефиса, современник преп. Кассиана, живший в конце 4 века. (Cass. Col. 20). Питирун (Питирим, Питирион). Ученик преп. Антония Вел., настоятель одной из обителей Фиваидских. (Чет. Минея в Памяти Исидоры юродивой 10 мая). Пиор, отшельник Нитрийский, ученик пр. Антония Великого , преставившийся в конце 4 века, имея от роду около 100 лет. (Аст SS. 17 iann.). Псой, ученик преп. Пахомия Вел. (9 авг.). Пуплий, «возбраняя демоны». (5 апр.). Равула. (19 февр.). Руф, «проповедник послушания». (Cotel. I. 600). Савва Освященный. (5 дек.). Сармат. Ученик пр. Антония Вел., настоятель обители Писпирской. Убиен Сарацинами около 362 г. (Cotel. I. 684. Март. Р. 11 окт.). Серапион, отшельник Нитрийский, ум. ок. 358. Палладий и Созомен называют его великим. (Cos. III. 14.) Серид, основатель обители Палестинской, невдалеке от Газы; в ней подвизались препп. Варсануфий, Дорофей и Досифей. (19 февр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Имей в виду не то, сколь многих ты стал выше, но то, сколь многих остаешься еще ниже, и желай быть всех совершеннее (для благоугождения Богу). Выше тебя – широкое небо, а ты высок между низкими ( 15, 78 ). Возвышайся более жизнью, чем мыслью. Жизнь может сделать тебя богоподобным, а мысль доведет до великого падения. Жизнь устраивай не по малым мерам. Как бы высоко ни взошел ты, все еще будешь стоять ниже заповеди. Святитель Григорий Богослов ( 15, 203 ). Хотя мы еще не достигли совершенства, но самое его желание – уже начало нашего спасения. От этого желания мы начнем с помощью Божией и подвизаться, а через подвиг получим помощь к стяжению добродетелей. Преподобный авва Дорофей ( 58, 115 ). Начало и ограждение нашего спасения есть страх Господень. Ибо от него зависит и начало обращения, и очищение от пороков, и хранение добродетелей у тех, которые руководствуются им на пути к совершенству. Этот страх, проникая душу человеческую, производит отвращение к мирским вещам... а отвращением и оставлением всех стяжаний приобретается смирение... Оно скоро доведет тебя до любви, чуждой страха, воодушевившись которою то самое, что прежде ты исполнял из-за страха наказания, начнешь исполнять без труда как естественное, и уже не из страха наказания, но по любви к самому добру и наслаждению добродетелями. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Пинуфий 53, 46). Совершенство всей монашеской жизни заключается в том, когда человек достигает страха Божия в духовном разуме и внутренний слух его начнет внимать совести, наставленной по воле Божией... Преподобный авва Исаия ( 82, 180 ). Совершенство доставляется тем, когда не осуждаем никого ни в чем малейшем, а осуждаем только себя, и когда претерпеваем обиды и оскорбления. Преподобный Макарий Великий ( 82, 309 ). Для достижения совершенства... тебе необходимо сначала подавлять свои собственные желания... и совсем их погасить и умертвить. А чтобы преуспеть в этом, нужно непрестанно противиться себе в дурном и принуждать себя на доброе, нужно непрестанно бороться с собою и со всем, что благоприятствует твоим волнениям, возбуждает и поддерживает их. Уготовься же на такую борьбу и познай, что венец вожделенной цели не дается никому, кроме доблестных воинов и борцов. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003   004     005    006    007