Один старец говорил, что монах – «как пчела, которая повсюду производит мед» 1009 . И когда он пребывает в келье, не имея веских причин ее покидать, и когда он по необходимости вынужден был ее покинуть. Среди причин, которые подталкивали отшельника сменить место жительства, основными были личные. Так, например, если старец полагал, что стал слишком известен, он либо искал себе другое место в пустыне, либо инкогнито жил в одном из монастырей Фиваиды. Так поступили Иоанн и Пинуфий, о которых повествует нам Иоанн Кассиан 1010 . Авва Пинуфий, инкогнито которого быстро раскрыли, удалился впоследствии в Палестину. Многие другие отшельники затем отправятся подвизаться в Святую землю, в частности авва Исайя, авва Порфирий, будущий епископ Газы, авва Силуан и его ученики. Иногда старцу было достаточно увидеть по соседству с кельей «вещь, не слишком душеполезную», чтобы он сменил место обитания. Так поступили авва Агафон, который покинул свою новую келью, и авва Аммой, который оставил на прежнем месте большой запас хлебов, только что высушенных на солнце 1011 . Часто все отшельники, живущие рядом, были вынуждены покинуть кельи и эмигрировать под влиянием внешнего принуждения, иногда довольно жесткого. В 399 году несколько сотен монахов, сторонников учения Оригена , были изгнаны из Келлий группой солдат-наемников, состоящих на службе у патриарха Феофила. После изгнания они нашли убежище в Палестине, затем в Константинополе и только спустя несколько лет всё же смогли вернуться в свою родную пустыню 1012 . В первой половине V века Скит, как мы знаем, был несколько раз разорен бандами кочевников, а монахи были либо убиты, либо рассеяны 1013 . Так, авва Пимен и его братья, а позднее авва Арсений и его ученики, которым удалось выжить, обосновались неподалеку от населенных мест в Дельте. Все, как кажется, воспринимали эти события как Промысел Божий. Авва Даниил как-то сказал авве Амою: «Кто может отлучить нас от Бога? Бог в келье, и вне ее тоже Бог» 1014 . Постоянно бодрствуя духовно в сердце своем, монах остается постоянно на пути к Богу 1015 . И, по словам другого старца, куда бы он ни шел, он все равно пребывает в келье 1016 , стараясь сохранить бдительность и не теряя мира в душе 1017 . В этом монах достигает такой меры, которая позволяет поддерживать в его душе желание безмолвия в тиши кельи. Он – как рыба: выброшенная на берег, она изо всех сил старается вернуться обратно в море 1018 . Этот знаменитый образ святого Антония вполне достаточен для понимания того, что для отшельника келья в пустыне – это естественная среда его обитания, это особое место, но место отнюдь не единственное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тавеннские монахи так молчаливы, что когда братия сидят за столом, то, кроме старца, начальствующего над десятью, никто не смеет слова вымолвить; но и тот, если что нужно подать на стол или взять со стола, дает знать более стучанием, нежели голосом; они почитают святотатством не только вкушать, но и дотрагиваться до того, что не предлагается всем открыто и не приготовляется экономом чрез братий же». Кассиан разсказывает о пресвитере Пинуфии, подвизавшемся в Тавеннских монастырях. Будучи Аввою одного Фиваидского монастыря, он, желая избежать славы человеческой, решился удалиться в общежитие Тавеннское, зная, что и по обширности страны, и по множеству братий он легко мог тут остаться неузнанным. Его долго не впускали в монастырь, думая, что по глубокой старости он не может переменить привычек, которые приобрел живя в мире. И когда приняли его, то как неспособного к тяжким работам приставили к саду и отдали под надзор одному из младших братьев. Он с радостью упражнялся в вожделенном смирении и повиновался своему приставнику с такою ревностью, что не только усердно смотрел за садом, но ещё делал все дела, за которые другие или боялись или стыдились приняться, почему весьма многое делал тайно ночью, так что не знали, кто это делал. Три года провел он в неизвестности, в смиренных трудах, пока один из его иноков не признал в нем своего Авву. Тогда Пинуфий плакал, что по зависти дьявола лишился возможности упражняться в смирении и окончить жизнь в послушании, доказать которое он, после долгого искания, обрел было самый лучший случай. Его увели в монастырь, но он опять скрылся и уже не в Египет, но в Палестину. Ревнители благочестивой жизни нашли его и здесь и сохранили для памяти потомства драгоценное наставление его брату, недавно принятому в общежитие. «Наконец, так говорил Пинуфий, после многодневных испытаний ты принят, но тебе должно знать, почему ты с таким затруднением допущен, ибо на том пути, на который вступить желаешь, ты много можешь получить пользы, если, надлежащим образом узнав оный, будешь исправлять служение Христово постепенно и как должно».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Обычай этот очень древний, — он совершает­ся по примеру Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам. Древние мо­нахи омывали ноги у тех, кто приходил к ним в качестве гостей: также со времен Августина ввелся богослужебный обычай на западе омовения ног священнослужителей в великий четверг.     XI. С сейчас указанным видом выражения смирения должно сопоста­вить обычай кланяться до земли гостям и лобызать ноги их. Палладий и Руфин упоминают о существовании та­кого обычая и в древнее время на востоке.     XII. Некоторые лица по чувству смирения принимали на себя вид слабоумных. Так, по рассказу Палладия, одна монахиня в Тавенне, при­творившись слабоумною, прислужива­ла на кухне, при исполнение низших работ, и когда один из благочестивых отшельников Питирим открыл прочим монахиням, что она по смирению приняла вид слабоумной, а в действительности не такова, то она, не желая никаких почестей себе, навсегда удалилась в пустыню.     XIII. Препод. Касиан передает другой пример подобного же смирения духа. Авва одного египетского мона­стыря Пинуфий, проводя жизнь благо­честивую, пользовался общим уважением. Но это уважение было ему в тягость. Поэтому он тайно скрылся из монастыря, надел мирскую одеж­ду и отправился в один из тавенских монастырей. Здесь он остано­вился у ворот, и кланяясь в ноги всем братиям, упрашивал принять его в монастырь. Наконец приняли его, дали ему занятие в саду и поручили его надзору одного из младших монахов. Пинуфий смиренно переносил это. Работа, какую он исполнял, была черная, грязная: он должен был носить на своих плечах навоз и осыпать им корни дерев. Так продолжалось дотоле, пока не был узнан. После того его на­сильственно возвратили в прежний монастырь. (Извлеч. из кн. «Разск. из ист. христ. аскетич. жизни». М. 1884, М. 1884, А. 1. стр. 155—158).     XIV. Жил в Египте в пустыне нитрийской один велик подвижник по имени Памва. В посте и молитве, в непрерывных трудах и бдениях, в строгом молчальничестве и постоянном богомыслии проводил он всю свою жизнь, был преисполнен высоких добродетелей любви и милосердия к ближним, и так угодил Богу, что на земле еще был прославлен от Него славою небесною, ибо лице его сияло небесным светом, так что братия не могли взирать на него.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ваш покорнейший послушник, иеромонах Пинуфий и прошу ваших св. молитв. Карея. Mont Afonos. Grece Carie. Иеромонаху Пинуфию Знаете, как германцы относятся к русским, такие же и греки, они русских называют варварами, и медведями, и смрадными и вонючими и проч, словами гадкими. Хорошо бы обнародовать в газетах греческие проделки. У нас в Священом Киноте имеется 50 ружей и 10.000 патрон приготовили для русских; и даже похвалялись, что в одну ночь можем выбить всех русских на Афоне. И.П. Подлинник. Автограф. НИОРРГБ. Ф. 765. К. 4.Д. 42. Из статьи Е. Н. Косвинцева «Черный бунт " 90, с примечаниями монаха Климента91, упоминаемого в статье Январь-февраль 1915 года ...Когда братия убедилась, что Иероним (игумен) добровольно не уйдет, она на соборе решила удалить его силой. (Изгнать игумена насильно имябожники предрешили на своих незаконных сборищах еще до приезда его с Метоха и скит. – прим, монаха Климента). И вот 12-го января года] уполномоченные братии иеросхимонах Антоний и монах Константин с «сонмищем» имяславцев явились в покои Иеронима. О. Антоний Булатович, прочитав бумагу Ватопедского собора, признававшую смену игумена законной, обратился к игумену Иерониму с вопросом – Отказываетесь ли вы от власти добровольно? На это о. Иероним ответил, что о. Антоний не имеет права распоряжаться в чужом монастыре. – Он наш! О. Антоний наш! Мы признаем его за нашего, раздались возгласы братии. (О. Антоний и его единомышленники пришли к игумену, возвратившись из поездки в Ватопед. Они ездили просить там подписать протокол на избрание в настоятеля скита архимандрита Давида. Но Ватопед не уважил их просьбы, признав избрание его незаконным, а проповедуемое о. Антонием и его единомышленниками учение книги «На горах Кавказа» – ересью, причем и устно и письменно просил их отстать от него и считать игумена о. Иеронима православным. Бумаги же, о которой говорится выше, Ватопедский собор не выдавал, а выдал им (имябожникам) лишь такую бумагу, которая обличает их в ереси. Этой бумаги о. Антоний у игумена не читал и, конечно, не ее мог читать.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Впрочем, побуждаемый сильным желанием смиряться, он недолго пребывал в монастыре. Улучив удобное время, ночью удалился уже не в ближнюю, а в отдаленную, незнакомую страну; сев на корабль, он отплыл в Палестину, думая в ней лучше укрыться, потому что там не было известно имя его. Там он поселился в нашем монастыре, стоявшем недалеко от пещеры, в которой благоволил родиться Господь наш Иисус Христос. Как не может укрыться город, стоящий наверху горы, так и он недолго был здесь неузнанным — египетские братья, непрестанно посещавшие святые места для молитвы, узнали его и умолили возвратиться в киновию. глава 32 Какое правило авва Пинуфий дал брату, которого принял в свой монастырь В настоящем сочинении желательно упомянуть о наставлении, какое этот старец при нас, когда мы беседовали с ним в Египте, дал брату, принятому в общежитие, потому что это наставление может послужить пользе и у нас. «Знаешь, — говорит он, — сколько дней провел ты у ворот, а теперь ты принят. Тебе надо знать, почему ты с таким затруднением допущен, ибо на том пути, на который желаешь вступить, ты можешь получить много пользы, если, надлежащим образом узнав этот путь, будешь справлять служение Христово постепенно и как должно». глава 33 Как велико будет воздаяние монаху, трудящемуся по наставлению отцов, так и наказание будет такое же в противном случае; и потому не следует никого поспешно принимать в монастырь «Как тем, которые верно служат Богу и питают к Нему такую любовь, как требуется нашими правилами, обещается бесконечная слава, так и тем, которые не заботятся о том, чтобы приносить обещанные плоды святости, уготованы вечные муки, ибо, по словам Писания, лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить (Еккл, 5, 4), и проклят, кто дело Господне делает с небрежением (Иер 48, 10). Мы долго не принимали тебя не потому, что не желали твоего или чьего –либо спасения и не хотели способствовать тем, кто хочет обратиться к Христу; а потому, чтобы и самим не сделаться виновными перед Богом в легкомыслии, и тебя не подвергнуть тягчайшему наказанию, если бы ты, не уразумев важности нашего звания, впоследствии или охладел, или не устоял в обете. Итак, сначала ты должен знать сущность твоего отречения и из нее учиться тому, что тебе должно делать». глава 34 Наше самоотвержение есть не что иное, — как духовное умерщвление и образ распятого

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Прихожанка. Он так сказал, потому что усмотрел тщеславие в поступке монаха? Пресвитер. Видимо. Прихожанка. Надеюсь для монаха все закончилось хорошо? Пресвитер. Я бы так не сказал, ибо спустя некоторое время преподобный Антоний вдруг начал плакать. На вопрос, о чем он плачет, старец ответил, имея в виду того молодого монаха: «Сейчас пал великий столп Церкви»! Прихожанка. А как он пал, известно? Пресвитер. «Образ падения скрыл премудрый муж, ибо знал, – как объясняет преподобный Иоанн Лествичник , – что бывает телесный блуд и без участия иного тела» 468 . Затем рассказывают, что падший монах просил преподобного Антония умолить Бога дать ему хотя бы десять дней жизни, чтобы успеть покаяться и очистить свой грех, но скончался по прошествии пяти дней 469 . Прихожанка. И что это значит? Пресвитер. Скорее всего то, что его покаяние принято. Прихожанка. Но такое же бывает не всегда и не со всеми! Пресвитер. Правильно, а потому бывающее только в исключительных случаях не может служить надежным способом определения того, что грех очищен. Прихожанка. Как же тогда убедиться в этом? Пресвитер. Через соответствующее настроение в совести кающегося, выражающееся прежде всего ненавистью ко греху. «Признак прощения грехов состоит в том, чтобы возненавидеть их и не делать более», – говорит преподобный Варсануфий Великий 470 . Так же говорят святитель Василий Великий 471 , все тот же авва Пинуфий, а с ним и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин 472 и прочие отцы Церкви. Прихожанка. Вы сказали «прежде всего», значит, есть еще какие-то признаки? Пресвитер. Конечно! Там, где нет греха, водворяется радость духовная, мир превыше всякого мира и легкость совести. В последнем случае можно сказать и так, что свидетель чистоты есть неосужденная совесть ( Рим. 2, 15 ). Прихожанка. Но мне все-таки непонятно, как грех очищается добродетелями? Пресвитер. А исповедью в присутствии священника понятно? Прихожанка. Непонятно, но как-то уже привычно. Пресвитер. В том-то и дело, что привычно и более ничего. А чтобы понять механизм очищения от греха, необходимо проследить механизм его появления и развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

мирской жизни прибегают к оправданиям... заключается великая таинственная купля смирения ( 108, 312 ). Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват – ты или ближний твой, постарайся обвинить себя и сохранить мир с ближним при посредстве смирения ( 108, 510 ). Господь воспретил мщение, которое было установлено Моисеевым Законом и которым за зло воздавалось равным злом. Оружие, данное Господом против зла, – смирение ( 108, 511 ). Хочешь ли стяжать смирение? Исполняй Евангельские заповеди, вместе с ними... (обретешь) святое смирение, то есть свойство Господа нашего Иисуса Христа ( 108, 539 ). Глубокое и точное познание падения человеческого весьма важно для подвижника Христова; только из этого познания, как бы из самого ада, он может молитвенно, в истинном сокрушении духа, воззвать к Господу ( 109, 375 ). Смириться – значит осознать свое падение, свою греховность, по причине которых человек сделался существом отверженным, лишенным всякого достоинства ( 111, 27 ). Будем удостаивать себя ада, чтобы Бог удостоил нас Неба ( 111, 488 ). Покорите ум ваш Христу. Когда ум покорится Христу, то не будет оправдывать ни себя, ни сердце ( 111, 494 ). Требование от себя неизменяемости и непогрешимости – требование несбыточное в этом преходящем веке! Неизменяемость и непогрешимость свойственны человеку в Будущем Веке, а здесь мы должны великодушно переносить немощи ближних и свои немощи ( 111, 528–529 ). Изменяемость (наша) научает нас самопознанию, смирению, научает прибегать непрестанно к помощи Божией... ( 111, 533 ). Представлю один пример смирения, которое показал не начинающий, а совершенный и игумен. И слыша о нем, могут более возревновать о совершенном смирении не только молодые, но и старцы. В одном многочисленном египетском общежитии, недалеко от города Панефиса, был авва и пресвитер Пинуфий, которого все уважали за его годы, добрую жизнь и священство. Видя, что при всеобщем к нему уважении, он не может упражняться в вожделенном смирении и послушании, тайно удалился он в крайние пределы Фиваиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

...Если хочешь быть добрым, никто не препятствует, или, лучше, диавол хотя и старается препятствовать, но не может, когда сам ты избираешь лучшее и таким образом Самого Бога делаешь своим защитником (свт. Иоанн Златоуст , 50, 256). Кто хочет быть добрым, тому ничто препятствовать не может, хотя бы прежде он был одним из самых порочных (свт. Иоанн Златоуст , 53, 219). Совершенным мы называем того, кто при вере проводит и жизнь правую (свт. Иоанн Златоуст , 55, 88). Мельничный осел не может подвинуться вперед, шагая по колесу, к которому привязан (шагает, а все на одном месте, пока не остановят колеса); и ум не подвигнется вперед в совершенство – творной добродетели (т. е. в трезвении, ведущем к совершенству), если не упорядочит своего внутреннего (остановив кружение там помыслов). Ибо таковой слепотствует всегда внутренними очами, не имея возможности видеть добродетель и светозарного Иисуса (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 195). Источник. Начало и ограждение нашего спасения есть страх Господень. Ибо от него зависит и начало обращения, и очищение от пороков, и охранение добродетелей у тех, которые руководствуются им на пути к совершенству. Сей страх, проникая душу человеческую, производит отвращение к мирским вещам, заставляет забыть родителей и весь мир; а отвращением и оставлением всех стяжаний приобретается смирение, которое открывается в следующих признаках: человек, имеющий это, во-первых, умерщвляет свою волю; во-вторых, не только дела, но и помыслы свои открывает старцу своему, ничего не скрывает; в-третьих, все делает по суду старца и ничего по своему и, желая его наставлений, охотно слушается их; в-четвертых, во всем соблюдает послушание, кротость, постоянство терпения; в-пятых, не только не обижает никого, но и за свои обиды не взыскивает и не оскорбляется ими; в-шестых, ничего не делает такого, что не согласно с общим уставом или не одобряется примером большинства; в-седьмых, доволен всяким состоянием, как бы оно ни было низко, и все повелеваемое ему исполняет как худой, недостойный раб; в-восьмых, считает себя не только на словах, но в искреннем расположении сердца худшим всех; в-девятых, удерживает свой язык и не говорит громко; в-десятых, не смеется легкомысленно. Вот в каких признаках обнаруживается истинное смирение! Оно скоро доведет тебя до любви, чуждой страха, воодушевившись которою ты, то самое, что прежде исполнял из-за страха наказания, начнешь исполнять без труда, как естественное, и уже не из страха наказания, но по любви к самому добру и по услаждению добродетелями (прп. авва Пинуфий, 56, 46). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ничто столько не располагает души к любомудрию, как сокрушение. Нет ничего сладостнее, чем плач по Боге (свт. Иоанн Златоуст , 54, 215). Предадимся же мысленно скорби здесь, чтобы там не испытать скорби от наказания, но чтобы насладиться вечными благами... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 196). ...Часто плод спасительного сокрушения обнаруживается неизреченною радостию и бодростию духа, так что от чрезмерности неудержимой радости переходит в какой-то вопль, который доходит до кельи соседа при услаждении сердца и великом восхищении. А иногда дух погружается в такое молчание при глубокой тишине в уединении, что исступление от внезапного озарения прекращает всякий звук голоса, и все чувства изумленный дух удерживает внутри или воздыхает и желания свои изливает к Богу неизъяснимыми стонами. А иногда он исполняется столь великим искушением и скорбию, что иначе нельзя привести его в надлежащее состояние, как излиянием слез (прп. авва Исаак, 56, 341). Источник. ...Мы должны стараться возбуждать в себе сокрушение более размышлением о добродетелях, о Царстве Небесном, нежели вредным воспоминанием о своих грехах; ибо до тех пор не перестанешь обонять вредное зловоние из нечистой ямы, пока будешь стоять при ней или станешь ворочать грязь в ней (прп. авва Пинуфий, 56, 536). Источник. Без сокрушенного сердца невозможно освободиться от порока; а сердце приводится в сокрушение трояким воздержанием, разумею воздержание от сна, от пищи и от телесного покоя (прп. Нил Синайский , 72, 239). От всего сердца вопиющие к всеведущему Господу, хотя бы дошли до крайней опасности, несомненно сподобятся помощи свыше (прп. Нил Синайский , 72, 327–328). Источник. Сетование о грехах имеет услаждающую скорбь, и горечь его, приправляемая благою и полезною надеждою, оказывается подобною меду, а потому питает душу, уясняет мысли, утучняет сердце и цветущим делает телесный состав (прп. Нил Синайский , 72, 355–356). Источник. Сокрушение сердца бывает одно мягкое и полезное, которое ведет к умилению; другое же жестокое и вредное, которое ведет к смущению (прп. Марк Подвижник , 69, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Авва Несторой был мужем знаменитым и с высшим знанием. Он оставил собеседования, в которых поведал о различных видах знания, о приобретении истинного знания, о пути к созерцанию, о постоянном пребывании в избранном звании, о многоразличном разумении Священного Писания. Авва Иосиф происходил из знатного рода, был мужем ученым, изучившим не только египетскую, но и греческую риторику. Он оставил собеседования, в которых поведал о любви, о верной и неверной дружбе. Преподобные отцы авва Пиаммон, авва Иоанн, авва Пинуфий, авва Феона и авва Авраам подвизались в Нижнем Египте, в так называемой Дельте. Авва Пиаммон был пресвитером и отличался смирением и кротостью. Он обладал чудным даром утешения, вместе с тем ему была дана от Бога благодать исцелений. Он оставил собеседования, в которых поведал о новоначальном монашестве, о различии монашеского жительства, о совершенстве терпения и о зависти. Авва Иоанн своим словом и смирением превосходил многих совершенных мужей. Он оставил собеседования, в которых поведал о пустынножительстве, о пользе общежительства и о плодах таких жительств. Об авве Пинуфии известно, что он был пресвитером и управлял большой киновиею 19 недалеко от египетского города Панефиса. Он оставил собеседования, в которых поведал о покаянии и очищении от грехов. Авва Феона оставил собеседования «О ночных искушениях», «О желании добра и делании зла». Авва Авраам был прозван «дитятею» – за простоту и невинность своего нрава. Ему принадлежит собеседование об умерщвлении страстей. Преподобный Исидор Пелусиот Преподобный Исидор родился в конце IV века в Александрии от богатых и знатных родителей и получил блестящее образование в светских науках. Желая посвятить себя служению Богу, он оставил родительский дом и удалился в северные пределы Нижнего Египта, где принял иночество. Преподобный Исидор поселился на горе близ города Пелусии и с ревностью предался подвигам иноческой жизни. Узнав о проповедях святителя Иоанна Златоуста , преподобный Исидор отправился в Константинополь, чтобы слушать наставления великого пастыря. То, что видел и слышал преподобный Исидор у святителя Иоанна, произвело на него глубокое впечатление и сделалось для него на всю последующую жизнь предметом внимательного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007