С. 356—360; Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк, прп Руководство. С. 282, 288, 329    Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве " » Добротолюбие. Т. 2. С. 178, 195, 198, 199; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 230; Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 606    Приношение современному монашеству. С. 107    Аскетические опыты. Т. II. С. 187    Лествица. С. 236    Цветособрание//Добротолюбие. Т. 3. С. 435    Аскетические опыты. Т. I. С. 213—214 Там же. Т. II. С. 194. Аскетическая проповедь. С. 29—30. Приношение современному монашеству. С. 107—108    Слова подвижнические. С. 255    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 532—533    Добротолюбие. Т. 3. С. 363    Устав отшельнической жизни//Добротолюбие. Т. 1. С. 97    Иоанн Кассиан Риплянин, прп. Писания. С. 357    Душеполезные поучения. С. 16    Молитвы на сон грядущий//Православный молитвослов и Псалтирь. М, 1988. С. 20    Аскетические опыты. Т. II. С. 192—193; Слова подвижнические. С. 232    Аскетические опыты. Т. I. С. 214. Аскетические опыты. Т. II. С. 193, 234. Приношение современному монашеству. С. 107    Аскетическая проповедь. С. 31    Аскетические опыты. Т. I. С. 214 Там же. Т. II. С. 234    Аскетические опыты. Т. II. С. 234—235    Аскетические опыты. Т. I. С. 214—217 Там же. Т. II. С. 235—245    Жития святых. Декабрь. С. 560    Там же. Сентябрь. С. 594    Пастырь Ерема//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 234—235    Об умной или внутренней молитве. С. 9—10, 17—36    Аскетические опыты. Т. II. С. 240    Аскетические опыты. Т. I. С. 217    Аскетические опыты. Т. I. С. 222    О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т, 2. С. 167, 176, 177, 179, 180, 191, 184—195, 198, 199, 201    Подвижническое слово//Добротолюбие. Т. 3. С. 38    Исаия, авва. Изрекания//Добротолюбие. Т. 1. С. 455; Сказание об авве Филимоне//Добротолюбие. Т. 3. С. 364—365    Аскетические опыты. Т. I. С. 260 Там же. Т. II. С. 240    Аскетические опыты. Т. II. С. 243    Аскетические опыты. Т. II. С. 245    Увещательные главы//Добротолюбие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

   Требуется отсекать прилоги и причины, вызывающие страсти. Мы уже описали развитие помысла в страсть. Будучи внимательными к помыслам и отвергая предложения лукавого, мы препятствуем рождению и возбуждению страстей. Кто отсекает прилог, тот «за один раз пресекает все остальное» (Авва Дорофей. С.102). Если же ум человека задержится на чем-либо чувственном, то, естественно, это породит или возбудит в нем страсти. Следует пренебрегать тем, что пленяет наш ум. Если же человек «не вменит ни во что той вещи, то не может освободиться от страсти» (Св. Максим Исповедник. Добр. Т.3. С.177). Для этого духовного подвига нужно, «чтобы мы воздерживались от пакостных желаний и действий, навсегда отвернулись от них» (Свт. Григорий Палама. Триады... С.183).    Общим для святых отцов является учение об отсечении причин и поводов ко греху. Бог, целитель душ и телес, призывает нас не оставить общение с людьми, «но отсечь живущие в нас причины греха» (Св. Иоанн Кассиан Римлянин. Φιλοκαλα Т.А. Σ.75,14). «Кто ненавидит страсти, тот отсекает и причины их» (Св. Марк Подвижник. Добр. Т.1. С.549). Если подвижник духовной жизни будет сопротивляться помыслу, то «страсть ослабевает и не имеет сил бороть его и наносить ему печали; и таким образом, мало-помалу, подвизаясь и получая помощь от Бога, он преодолеет и самую страсть» (Авва Дорофей. С.187). В целом об отсечении причин и поводов для страстей можно сказать, что общая заповедь отцов здесь такова: «когда бы ни пришла к тебе страсть, тотчас же отсеки ее» (Γεροντικν. Σ.113, κβ).    Необходима упорная борьба, чтобы умалить страсти; в дальнейшем же требуется духовное трезвение, «чтоб не умножились они», и новая брань, чтобы стяжать добродетели, а после того бдение, дабы сохранить их (Св. Максим Исповедник. Добр. Т.3. С.179). Таким образом, все наше усердие должно стоять между бранью и трезвением.    Это требует великого подвига. Человеку нелегко преобразить самого себя, очиститься от страстей и исполниться добродетелей. Ведь очищение человека – это и отрицание старого, и приобретение нового. По словам святых отцов, духовная брань заключается в соблюдении заповедей Христовых. Хорошо известно, что, когда человек подвизается, чтобы подчинить тело душе, а душу – Богу, в нем рождаются телесные и душевные добродетели. В падшем человеке тело получает пищу из материального мира, а душа – от тела, требуется же совершенно противоположное. Нам необходимо избавиться от этого противоестественного состояния, чтобы душа научилась получать пищу от благодати Божией, а тело – от «благодатной» души. Тогда весь наш организм придет в равновесие. Это достигается усердием к приобретению добродетелей: смирения, любви, поста, подвижничества, молитвы, послушания и так далее. В этой связи нам хотелось бы обратить внимание на некоторые из этих добродетелей, необходимые человеку для внутреннего преображения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

Скачать epub pdf Гнев Божий См. также: Молитва праведника . 505. 186. Старец в видении узрел Сидящего на престоле, Которого никто не мог умолить; на следующий день произошло страшное землетрясение См. также: Видение . Авва Анастасий передал нам рассказ о затворнике авве Георгии. “Однажды ночью я встал, чтобы ударить в било (я был канонархом), и слышу, что старец плачет. Подойдя к нему, я спросил: “О чем ты так плачешь, авва?” Старец молчал. “Скажи же мне о причине твоего плача,” – продолжал я спрашивать. “Как мне не плакать, – сказал старец, вздохнув из глубины души, – когда Господь наш прогневался на нас. Мне казалось, что я стою перед Кем-то сидящим на высоком престоле. Многие, многие тысячи стоят вокруг престола, умоляя Его о чем-то. Но Он не склоняется на их молитвы. И приблизилась к Нему некая Жена, облеченная в порфиру. Припав к Нему, Она воскликнула: “Умилостивись же, хотя бы ради Меня!” Но Он остался непреклонен. Я плачу и рыдаю в сильном страхе за то, что угрожает нам.” Он рассказал мне об этом в четверток утром, а на следующий день, в пятницу, в девятом часу произошло страшное землетрясение, разрушившее города приморской Финикии.” (Луг духовный. С. 67). 187. За изгнание святого Дионисия с горы Олимп Бог покарал ту область засухой и необычайными грозами См. также: Вразумление . Чтобы избавиться от молвы, преподобный Дионисий Афонский удалился на гору Олимп. Нашлись люди, которые дали знать Сакку-агарянину, владельцу того места, где поселился преподобный, что в пределах его владений какой-то инок строит монастырь. Агарянин взбесился, явился к Лариссу, турецкому аге, в ведении которого находился Олимп с его окрестностями, и, жалуясь на своеволие иноков, потребовал, чтобы их предали суду. И зарождающийся монастырь, как основанный без позволения хозяина горы, уничтожили. Горько было преподобному, когда один из преданных ему людей, священник лито-хорийской деревни, известил его о начавшихся против него кознях. Чтобы не дать волю гневу, он со слезами удалился в так называемое место Загора, что почти по соседству с Олимпом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Праведный муж, пресвитер Апеллий, был по ремеслу кузнец и изготовлял, что нужно было для братии. Однажды в безмолвии ночи он занят был своей работой. Диавол, приняв вид красавицы, пришел к нему как бы с заказом. Апеллий схватил голой рукой из горна кусок раскаленного железа и бросил ей в лицо. Страшно и пронзительно вскрикнув, так что услышали все живущие по соседству братия, она исчезла. С тех пор он стал брать без всякого вреда голой рукой раскаленное железо (99, 74–75). ...В один день сатана, приняв на себя образ пресвитера, поспешно приходит к авве Иоанну и показывает вид, будто хочет преподать ему причастие. Но блаженный Иоанн, узнав его, сказал ему: «Отец всякого обмана и всякого лукавства, всякой неправды! Ты не только непрестанно обольщаешь души христиан, но и дерзаешь ругаться над самими Святыми Таинами». Диавол отвечал ему: «Едва не удалось мне уловить тебя. Этим способом я обольстил одного из твоих братий и, лишив его рассудка, довел до сумасшествия. Многие праведники много молились за него и едва возмогли привести его в разум». Сказав сие, демон удалился... (101, 187). Дважды в неделю приносили авве Иакову из-под горы воду. Демон, встретив несущего, принимал на себя вид аввы, брал воду, несших отправлял назад, а воду выливал. Сделав это три раза, он заставил авву Иакова страдать от жажды. Измучившись, авва спросил того, кто приносил воду, почему он вот уже пятнадцать дней не приносит воды. Тот ответил: «Я приносил тебе три раза, и ты же брал ее у меня воду вот на этом месте. Авва Иаков сказал, чтобы больше никогда не отдавал воду на этом месте, хоть тысячу раз увидел бы его здесь, но приносил сосуд в келью (117, 176). Источник. ...Демон всегда злобен, лукав и хитер. Испытав поражение от святого, он не оставляет своей злобы и не прекращает брани. Через год после поселения святого Петра на Афоне диавол изобрел новое средство к низложению сего подвижника. Демон преобразился в одного из бывших слуг святого Петра, явился в пещеру его и, с крайним бесстыдством облобызав своего господина, со слезами стал упрашивать подвижника вернуться на родину, в круг родных и друзей, так долго искавших его после варварского пленения. Говорил о том, как много нуждающихся в его помощи, погибающих без истинного богопознания и от диавольской лести. Многое и другое говорил враг. Подвижник смутился, почувствовал волнение в сердце, заплакал и отвечал: «В это место привел меня не Ангел, не человек, а Сам Бог и Пресвятая Богородица, и потому, без воли Их, я не могу уйти отсюда». Лишь только демон услыхал имя Пренепорочной, сразу исчез. Святой Петр, удивляясь злоумышлению и коварству диавола, благодарил Бога от всей души и Царицу Небесную за то, что не допустили ему впасть в руки обольстителя (94, 500–502).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В другом месте, толкуя Екклесиаста, св. Григорий Двоеслов применяет свой ключ к этой книге – нечто говорится в ней от плотского человека, а нечто от истины. «Опять там написано: Веселися, юноше, в юности твоей ( Еккл. 11:9 ), и немного спустя прибавлено: яко юность и безумие (удовольствия) суета . Если он обличает суету, то к чему прежде, по-видимому, побуждал, то ясно показывает, что первые слова сказаны как бы от лица плотского человека, а последние прибавлены по суду истины» кн. 4, гл. 4]. Прп. Симеон Новый Богослов (XI в.) в учении о трёх образах молитвы, говоря о третьем и высшем образе, основанном на послушании духовнику и сводящемуся к сердечному безмолвию, обращается к словам Екклесиаста. Главное – в чистоте сердца. Ведь из сердца исходят злые помыслы ( Мф. 15619 ) и, наоборот, блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Высшую молитву сердечного безмолвия, согласно прп. Симеону Новому Богослову , «разумеет и Екклесиаст, когда говорит: веселися, юноше, во юности твоей, и ходи в путех сердца твоего непорочен ( Еккл. 11:9 ) и чист, удаляя сердце своё от помышлений злых» с. 187, Слово 68]. Авва Евагрий, ученик обоих Макариев – Египетского и Александрийского, учитель монашества в IV веке, говорил о гибельности раздражительности. С укоризной спрашивает авва гневливого инока: «Зачем питаешь пса [гнев. – Г.Ф.], дав обет ничего не иметь? Если он лает и бросается на людей, то явно, что ты имеешь нечто внутри и желаешь то сберечь 82 . Я уверен, что таковой далёк от чистой молитвы, зная, что гнев есть губитель такой молитвы. Сверх того дивлюсь, как забыл он… Екклесиаста, который заповедует: Отстави ярость от сердца твоего, и отрини лукавство от плоти твоей ( Еккл. 11:10 )» Наставления о подвижничестве, О различных порочных помыслах главы, 11, п. 5]. Илия пресвитер и екдик говорит созвучно авве Евагрию: «Иные же о входе яств внимательную блюдут осторожность, а об исходе словес нерадят. Таковые не умеют, по Екклесиасту, исторгать гнев из сердца и похоть из плоти ( Еккл. 11:10 ): чем сердце чисто созидается от обновляющего нас Духа Святого» Цветособрание, п. 52].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Против страсти похотной – пост и молитва и неотступная память Божия со страхом, что стрела правды Божией может поразить при самом деле греховном... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 186–187). Источник. Преподобный Илий-пустынник монахом стал еще в юности, ушел в дальнюю пустынь, провел в ней семьдесят лет и никуда из нее не выходил. Тропа к его келье была настолько узка, что проходили с трудом, потому что острые камни облегали ее. И Илия сидел в такой малой пещере, что едва можно было видеть его. Было ему от роду сто десять лет. Отцы говорили о нем: «Никто не помнит, чтобы он вышел из кельи когда-нибудь на близлежащую гору. Вкушал он, будучи старцем, утром и вечером по три сухаря и по три масличных ягоды, а в юности пищу вкушал только раз в неделю. Приходящим к нему инокам, ради их душевной пользы, говорил следующее: «Не давайте себя во власть сатане. Для вовлечения монаха во грех он использует три соблазна. Первый – забвение, второй – леность, третий – похотение. Если придет к монаху забвение, у него рождается леность, от лености же возрастают похоти, а от похоти падает человек. Если же кто примет в себя страх Божий, от того бежит леность и не зарождается в нем злая похоть. И тогда не победит нас сатана и во грех не вринет, и мы благодатью Божией спасаемся» (112, 354–355). К некоторому старцу обратился юный инок, очень ревностный но жительству, с целью преуспеяния своего и исцеления. В простоте исповедал он старцу, что очень беспокоят его плотское вожделение и дух любодеяния: он надеялся найти в молитвах отца утверждение подвигу своему и врачевание от полученных язв. Старец начал упрекать его самыми жестокими словами, объявляя ему, что он, допустив себе искушение таким порочным вожделением, сделался недостойным имени монаха, а достойным всякого презрения. Вместо утешения он нанес ему столь тяжкую язву упреками, что монах вышел из кельи старца в величайшем унынии, в смертельной печали и отчаянии. Он шел угнетенный тоскою, углубленный в помышления уже не об уврачевании страсти, но об удовлетворении ее. Внезапно встречает его авва Аполлос, опытнейший между старцами. По чертам лица и по отчаянному виду юноши угадав о внутреннем смущении и тяжком унынии, которыми втайне волновалось сердце, авва Аполлос спросил о причине такого состояния. Юноша исповедал, что идет в мирские селения, как не способный, по определению его старца, к монашеской жизни; не имея возможности обуздать похотений плоти подвигом и не находя врачеваний против действий ее, он решился, оставя монастырь, возвратиться в мир и жениться. Святой Аполлос постарался смягчить его самым милостивым словом, уверяя, что и его самого ежедневно беспокоят нечистые помышления и ощущения: тем естественнее подвергаться им человеку юному. По этой причине никак не должно предаваться отчаянию, не должно удивляться, как бы чему необычайному, усиленному действию брани, в которой получается победа не столько подвигом, сколько милостью и благодатью Божией (106, 420–421). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не таков Суд Божий. Прежде всего, этот Суд праведный и нелицеприятный. На нём не будет свидетелей, которые могут ошибаться или сознательно скрывать истину, единственным свидетелем будет на нём наша совесть, обнажённая перед Лицом Божиим. «Неумытный суд Твой, – говорится в каноне настоящего дня, – неутаенное Твое судище хитрословия, не витий художество крадущее, не свидетелей непщевание отражающее праведное; в Тебе бо Бозе всех сокровенная предстоят» 186 . Тогда каждый из нас предстанет пред судом «от совести своея обличаемь... тогда отрещися грехов никтоже возможет, истине обличающей» 187 . И воздаяние на этом суде не будет делом произвола Судии, Который по особому назначению посылает одних в ад, а других в рай, но естественным концом и следствием того пути, то которому человек шёл в своей земной жизни. Преподобный Марк Подвижник говорит, что вовсе не Господь является тем, Кто нас судит, наказывает и умерщвляет 188 . Господь в раю заповедал Адаму не вкушать от плодов древа познания добра и зла, которые не были пригодны ему в пищу, так как не предназначались для новоначальных. Давая эту заповедь, Он предупредил Адама: В оньже аще день снеси от него, смертию умреши ( Быт. 2:17 ). Не сказал Господь: «Я умерщвлю тебя!», но смертию умреши, показывая этим, что смерть будет естественным следствием греха. Создавая человека, Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, естественно, а не по особому назначению, как думают люди, не понимающие духовной жизни, следовало достойное его воздаяние 189 . Человек свободен, он идёт куда хочет, и к кому он пойдёт, оттого и получит помощь. И когда придёт день Страшного Суда, он будет судим, прежде всего, своею совестью и от неё получит первое воздаяние. Поэтому ныне, когда мы совершаем память Страшного Суда, вспомним о конце нашей земной жизни, который ожидает каждого из нас и за которым последует суд и воздаяние. «Видите, братие, как братья наши похищаются из среды нашей, – говорит авва Дорофей , – и мало-помалу приближаемся к смерти» 190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Весь многовековой опыт монастырской педагогики свидетельствует о том, что послушание избавляет человека от несовершенств, недостатков, слабостей, от грехов. Чтобы добиться послушания, учат святые отцы, необходимо «вручение себя» руководству духовного наставника. Согласно святоотеческому учению, через отсечение своей воли монах приобретает бесстрастие. В монастырской практике это выражается в том, что монах ничего не должен делать и предпринимать без благословения. Привыкая сначала отсекать свою волю в малом, монах постепенно без труда отсекает ее и во всех других делах. В результате он достигает такого внутреннего состояния, что в любых ситуациях он бывает спокоен так, как если бы исполнилось его собственное желание (поскольку для того, кто не имеет собственной воли, все, что с ним ни случается, всегда предстоит согласным с его внутренним состоянием). ( Авва Дорофей ,). Педагогический смысл и цель монастырского послушания заключается в том, чтобы монах достиг нравственного совершенства, приобрел различные духовные дарования, во всем уподобился Богу. Послушание с полным правом можно назвать одним из главных средств монастырской педагогики. Без послушания нет монашества. «Лучше изгнать послушника из обители, чем позволить ему исполнять свою волю», – наставляет преп. Иоанн Лествичник (187, 16). Это требование продиктовано всей направленностью христианской жизни, всем христианским учением. «Послушание должно лежать в основе всех добродетелей, ибо послушание было первой заповедью, данной человеку…» (122, 133). Человек обязан слушать Бога, покоряться ему, потому что человек – Его создание. Без послушания невозможно угодить Богу, выразить Ему благодарность. Именно поэтому послушание есть долг человека. Святые отцы ставят послушание выше молитвы и поста (122, 133). Послушание является одним из главных средств не только монастырской, но и православной педагогики в целом. Методы и средства монастырской педагогики схиархимандрит Иоанн показывает на конкретных примерах. Оптинский настоятель отец Моисей: методы монастырской педагогики

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

л. 374 об. Слово св. препод. отца нашего Лариона о отвержении сего мира, иноческаго жития приемше. Там же л. 279. л. 409. Слово св. Макария египтянина. Нач. Ходящу некогда отцю Макарью внутреней пустыни, встрете некоего старца, бременем тяжким обременена зило. л. 413 об. Златоустово (поучение). Нач. Праздник приходить, братие, рожества Христова, иже всех праздник честнее и страшнее. л. 416. От Старчества. Нач. Рече авва Исак, игумен скитьский: инок седяй на трапезе, в уме не моляся, но беседуа и глаголя. Впереди на белом листе едва заметная подпись: Соборник Микифора Дулова. 768. (1201.) Сборник, полууст., исх. XV или нач. XVI века, в четверть, 354 листа. л. 1–142. Службы с акафистами, числом 8: Михаилу архангелу, Иоанну Предтече, Петру и Павлу, Николаю чудотворцу, Кресту животворяшему, пресв. Богородице, всем Святым, Иоанну Златоусту . Первые два акафиста и четвертый творение вселеньскаго патриарха Констянтинуполеос кур Исидора (см. 263, л. 15–97), последние два творение Мартирья священномниха обители Печерскыя уже в Киеве. (Кондаки и икосы всем Святым с этим же заглавием напечатаны в Акафистах, Киев. 1629 г., между тем имени Мартирия нет ни в Истор. Словаре русс. духов. Писателей, ни в Обзоре русс. духов. литературы). л. 143 об.–177. Молитвы Кирилла епископа туровского на всю седмицу по заутрени. См. 652 л. 7. л. 178. О обретении главам в книзе сей. До л. 178 почерк полууставный, отселе до конца в скоропись переходяший. л. 179. Слово от Еуагелия о милостыне и о Аврааме. Нач. Братие, внимайте милостыня ваша, добротворения не забывайте. л. 181 об. Мелкие отрывки под особыми главами: Слово св. Еуфимия о причащении. Слово о посещении болящих. О зрении на небо. л. 182 об. Слово св. блаж. Евсевия епископа, како достоит чтити неделю. Нач. По утрени во св. неделю седящю блаженному Евсевию епископу пришод Александр царь, вспроси. л. 187 об. Толкование молитвы Господней, без надписи. См. 766 и 206. За тем отрывок о установлении поста армянского. л. 190. Слово св. Евсевья, архиеп. самосадьскаго, о сшествии Ивана Предтечи во ад. См. 747 л. 391. В конце отрывок Григория Синаита .

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Со страхом и трепетом надо проходить путь свой. Внимание свое меньше всего останавливайте на внешних подвигах. Хоть они необходимы, но они суть подмостки. Здание строится посреди их, но они не здание. Здание – в сердце. На сердечные делания и обратите все свое внимание (4, с. 172). 38. Хитрый прием врага – ослабить подвиг Как это вы подумали, что уж успокоились и враг вас не так много будет тревожить? Выбросьте из головы такое помышление. Оно от врага, который хочет расслабить ваше внимание (4, с. 179). 39. Необходимость постепенного совершенствования в телесных подвигах Мое правило – меру во всем иметь. Особенно в телесных подвигах мера нужна, чтоб плоть вытерпела. Святые отцы держали большие строгости относительно тела или, как они говорили, проходили жестокое житие. Но до сего доходили они постепенно. Начинали не слишком строго, а потом все строже и строже поступали с собою. Припомните, как святой авва Дорофей поступил с св. Досифеем. По сему правилу надо и нам жительствовать. И еще была у святых отцов мудрость – не вымышлять строгостей, а брать их на себя по какому-либо случаю, больше по нуждам внутренней жизни. Так и вам надо бы (4, с. 187). 40. Трудный подвиг Труд сей есть... смирение да внимание и внутри сердца болезненное к Богу припадание – неотступное, при всяком деле и слове, при движении и сидении, дома и в церкви. Да умудрит вас Господь (4, с. 190)! Молитвенное правило держите как есть, только в механизм обратить поостерегитесь. Форма пустая что есть? Надо душу в нее влагать. И богомыслия не забывайте, и чтения, и телесного труда. Да и ничего не надо забывать. Труженический путь есть. Внимать надо, трезвиться и бодрствовать. Помоги вам, Господи, во всем (4, с. 202). 41. Бескровный мученик Соскорблю скорби вашей о брате. Упокой, Господи, душу его. Из-за трудов по службе умер. Слава Богу! Тут есть часть мученичества. За такую смерть благодарите Господа (4, с. 209). 42. Опасность уклонения на кривую дорожку Господа ради, внутрь себя смотрите и тамошний строй хранить заботьтесь. Внешнее нужно, но оно подставка. Боюсь, очень боюсь, как бы вы не остановились на внешнем порядке. В нем застынете, и пойдет все вверх дном. Так, пожалуйста, на этот пунктик все внимание устремите, да не посрамит вас враг, столкнувши на кривые дороги (4, с. 215). 43. Только при постоянном подвиге можно ожидать Божия посещения

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010