Святые мученики пострадали в царствование римского императора Клавдия [ 2 ], прославив своими делами и твёрдым исповеданием Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцом и Святым Духом честь и слава во веки. Аминь. Житие преподобного отца нашего Зосимы, епископа Вавилонского Преподобный Зосима, прозванный Киликсом (так как был родом из Киликии [ 1 ]) в юности своей возлюбил Бога. Отвергшись мира, он пришел на Синайскую гору [ 2 ], облекся здесь в иноческий чин и начал подвизаться в посте и молитвах. Однако он не долго пробыл на Синае. Стремясь к тишине и безмолвию, Зосима еще в молодых летах отошел с Синайской горы в пустыни Ливии [ 3 ], и там поселился в одном пустынном месте, называемом Аммониак. Здесь он стал жить в полном уединении, заботясь об угождении единому Богу. Однажды он увидал в пустыне той старца, одетого в колючую власяницу. Приблизившись к нему, Зосима хотел поклониться старцу и по обычаю испросить у него благословения. Но старец предупредил его, сказав: — Зачем ты пришел сюда, Зосима? Иди отсюда, ибо тебе не должно здесь оставаться. Думая, что старец знает его издавна, Зосима, поклонившись ему и испросив благословение, сказал: — Молю тебе, отче, окажи мне благоволение! скажи мне, как ты знаешь меня? Старец ответил: — Раньше двух дней тому назад явился ко мне муж, чудный видом, и сказал мне: вот, придет к тебе один инок с Синайской горы, по имени Зосима; не давай ему благословения на пребывание в этой пустыне. Я хочу поручить ему церковь Вавилонскую, что в Египте. Сказав это, пустынник отошел от Зосимы на расстояние брошенного камня и стал на молитву, воздев руки свои к Богу. Молился он около двух часов; потом, окончив молитву, старец снова подошел к Зосиме и, отечески обняв его, облобызал его в лицо и сказал: — Чадо мое любезное, хорошо, что ты пришел сюда. Поистине, тебя привел ко мне Бог, чтобы ты предал тело мое земле, так как я отхожу к Господу. Тогда Зосима спросил старца: — Много ли лет пребываешь ты, отче, на этом месте? И старец ответил: — Вот уже исполнилось сорок пять лет моего пребывания здесь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

После сказанных Марией слов, что он – пресвитер, Зосима еще более убоялся, и весь в слезах и глубоком смущении, сказал: «О мати духовная! Ты к Богу приблизилась умерщвлением своей плоти, как я вижу из того, что меня нарекла по имени и пресвитером», – и еще более начал умолять ее благословить его. Тогда Преподобная сказала: благословен Бог, хотящий спасения человекам, на что Зосима ответил: аминь, и оба встали от земли. Преподобная сказала, что Господь научил и благодать Св. Духа наставила тебя, что ты пожелал видеть грешную жену и оказать во время нужды потребное телу моему. Скажи мне, отче, как живут христиане, цари и церкви Божии? Молитвами святых, ответил Зосима, мир крепкий даровал Господь Бог, но прошу тебя, помолись Господа ради о всем мире и о мне грешном, чтобы не была бесплодной пустынная жизнь моя. Тебе, по преимуществу, сказала ему Преподобная, должно, как имеющему священный сан, молиться за меня и за всех, так как ты на то и поставлен. Но за послушание сотворю волю твою; и тотчас обратившись к востоку, и возведши очи горе (к небу), и воздевши руце, начала тихо молиться, так что не слышно было слов ее, и во время молитвы усмотрена была Преподобным вознесшеюся на некоторое расстояние от земли и стоящею на воздухе. Это еще в больший трепет привело Зосиму, так что он пал на землю, и, обливаясь слезами, ничего не мог говорить, как только: Господи помилуй! Мысль смущала его, что он видит пред собою дух и привидение. Тогда Преподобная тотчас же приподняла его от земли и сказала: зачем ты, Авва Зосима, считаешь меня привидением? Ей, отче блаженный, молю тебя, да будет известно тебе, что я грешная жена, но просвещена св. крещением, и сказавши это, осенила крестным знамением чело свое, очи, устне и перси, говоря: Бог да избавит нас от лукавого и от его козней, так как велика его брань против нас. Услышав это преподобный Зосима пал к ногам ее, слезно умоляя: «заклинаю тебя именам Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, родившегося от девы, не скрой от меня жизнь свою, но поведай ее, да будет явно величие Божие, открывшееся на тебе. Скажи мне, кто ты, и сколько времени живешь в пустыне?» Не затыкай ушей своих, отвечала Преподобная, когда услышишь из уст моих рассказ о моей беззаконной, позорной жизни, и затем начала свою повесть:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Смотрю, к вечеру уже и приплыли денежки мне и еще что-то приплыло, во славу Божию». 293 Духовная борьба «Воинами будьте, но не рабами греха и страстей. Как страшно попасть в рабство диавольское!» 294 – так призывает схиархимандрит Зосима к борьбе своих чад в евангельском духе, как и апостол Павел, сравнивая христиан с воинами, ведущими духовную брань: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. 295 «И вас зовет Господь: будьте избранным стадом Божиим, отходите от греха, стремитесь исполнить заповеди. Будьте смиренные, кроткие, мирные. К чистоте жизни стремитесь». 296 «Бог любит чистоту», – написал в своей предсмертной записке отец Зосима, и это подтверждается словом Спасителя, заповедавшим явиться тому, кто чист сердцем: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. 297 Борьба в жизни христианина, ставшего на путь духовной жизни, неизбежна, иначе не было бы и награды за победу, не было бы святых. К совершенству и святости призваны все без исключения люди, но для этого необходимо мужественно, с Божией помощью готовиться к духовной брани: «Конечно, похоти будут брать нас. К чистой жизни нужно стремиться. Время сейчас спасать душу от тяжких времен и тяжких испытаний». 298 Как опытный монах, батюшка Зосима советует вооружиться терпением: «Учиться терпеть в наше время, крепко терпеть учиться. Научимся терпеть – легче будет нам нести наш жизненный крест».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

281 Вера без дел мертва Приобретая дух мирен, мы сможем явить и плоды своей веры: мирное устроение, равную ко всем любовь, незлобие, воздержание, кротость, милосердие, рассудительность и проч. Но пока эти дела веры, которые одновременно являются и проявлениями Духа Божия, живущего в человеке, не явились либо проявляются временами, то говорить о полноте нашей веры бессмысленно: «Из нас здесь никого, ни одного человека верующих нет, мы все лжецы и обманщики... Мы все только идем к Богу: что священники, что архиереи, что патриархи. А верующими мы будем когда? Когда руки сложат на грудь, в гроб нас положат, крест деревянный, если заслужим, дадут... Тогда уже не мы сами ложь скажем, а за нас скажут, что был верующий человек, добрый, светлый, как жалко его и хоронить, и расставаться с ним». 282 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе, 283 – говорит апостол Иаков. Вера, не воплотившаяся в добродетели, чужда христианину, 284 тем более грубые греховные проявления несовместимы с этим высоким званием: «А что мы творим, эти так называемые верующие... Мы ж своей жизнью попираем веру! Мы ж кощунствуем над Богом в своей жизни и кричим: «Верующие!» 285 Отец Зосима не терпел лицемерия даже в малом слове и искренности, правдивости перед самим собой в первую очередь учил своих духовных чад: «И дай, Господи, нам... быть настоящим верующим человеком. Не по словам, а по жизни и по делам нашим. А от своих дел или прославишься, или постыдишься... никогда не пустословьте, что вы верующие. Никакие мы еще не верующие». 286 Милосердие «Милостыню творите. «Милостыня – царица всех добродетелей, " – говорит святитель Иоанн Милостивый. Дай бедному, несчастному, окажи помощь кому, по силе и возможности потрудись для милосердия». 287 Так отец Зосима говорит об этой важнейшей христианской добродетели. Почему она так важна? Потому что она возводит своего делателя на Небеса. Сам Господь Иисус Христос во Святом Евангелии обещает ввести милостивые души в Царство Небесное: ... приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

б) убийство лишает неба: всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей( I Uoah. III – 15 ). – А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду ( Anok. XXII – 15 ). а) Суд Божий, карающий убийц. Не убий ( Исх. 20, 13 ). Я взыщу и вашу кровь... взыщу... душу человека от руки человека, от руки брата его ( Быт. 14, 5 ). Как часто самые маловажные обстоятельства, самые случайные признаки дают основание и не всегда опытным судьям узнавать и уличать скрывшегося человекоубийцу... Но иногда Бог попускает человекоубийце скрыться на время от законного преследования, но и тогда, как поразительно, как поучительно праведный суд Божий изобличает убийцу! I. Мучение совести за совершенное человекоубийство. Преп. Зосима проводил безмолвную жизнь в синайской пустыне. Однажды пришел к нему разбойник и, исповедав свои тяжкие преступления, просил преподобного принять его в иночество, чтобы слезами покаяния омыть свои грехи. Пр. Зосима по испытании искренности кающегося, облек его в иноческий чин. Вскоре после того он сказал новопоступившему иноку, что ему в этом месте трудно будет укрыться, потому что многие сюда приходят и его, как бывшего разбойника, могут узнать, потому советовал из монастыря удалиться, и сам препроводил его в уединенный скит аввы Дорофея . Девять лет прожил в этом скиту кающийся разбойник, изучил все псалмы и неизменно исполнял все скитские послушания. После столь продолжительного иночества он неожиданно оставляет скит и возвращается в преп. Зосиме, прося его взять от него иноческие одежды и возвратить мирские. Зосима в недоумении спросил: «что заставляет его отречься от иноческого жития?» Бывший разбойник поведал старцу следующее: «вот уже девять лет, как ты сам знаешь, я, отче, пробыл в скиту и сколько возможно постился, пребывал в воздержании и трудах, повинуясь всем с кротостию, молчанием и страхом Божиим, надеясь на милосердие Божие о прощении тяжких грехов моих, но не нашел себе мира и отрады. Представляется мне ежеминутно дитя, убитое мною и спрашивающее: за что ты убил меня?... Это представляется мне не только во сне, но и на яву, когда в церкви стою на молитве, когда к божественным тайнам приступаю, когда в трапезе с братиею пищу вкушаю, когда иду куда-нибудь, непрестанно предо мною дитя, одно и то же говорящее: за что ты убил меня?.. Потому хочу, отче, продолжал бывший разбойник, итти туда, где я разбойничал, чтобы меня взяли и предали казни». Преп. Зосима, не предвидя другого исхода ко умиротворению души разбойника, отпустил его, и он, сам отдавшись в руки правосудия, был усечен мечем и таким образом только своею кровию мог омыть свое преступление, мучительного воспоминания о котором никакие слезы и сокрушения покаянные не в силах были изгладить из его совести и сердца. («Дост. сказ. о подв. св. и блаж. отцов»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

За Божественной литургией в обители схиархимандрита Зосимы всегда можно услышать ектению об уврачевании раскола, об обращении отпавших от Церкви чад. Наверняка и сокровенные молитвы батюшки были устремлены к Богу об искоренении вражды и воцарении в Церкви мира и любви: «Нам остается всем только молиться о раскольниках, скорбеть о уклонившихся в секты, в расколы, в сатанинский, хохляцкий этот жуткий раскол автокефализма. Да призови, Господи, сотвори чудо, чтоб они, заблудшие, поняли, пришли к познанию истины, покаялись и соединились с Матерью нашей Святой Русской Православной Церковью». 161 Богатство Бог испытывает одних богатством, иных бедностью. И неизвестно, какое из испытаний является более тяжелым. Преподобный Анатолий Оптинский так отвечает одной из своих духовных чад: «Вот ты до такой степени увлеклась миром, что и разум потеряла: ты говоришь, что богатым легче спастись, а Господь сказал: «Неудобно богатым войти в Царство Небесное!» 162 Благодари Бога, что не богата». 163 Но и в бедности можно завидовать, быть корыстолюбивым, жадным, роптать на Бога. А будучи богатым можно быть милостивым, сострадательным, благотворительным. Само по себе богатство не является пороком, но страстное отношение к нему и неправедное использование – несомненно греховно. Об этом отец Зосима говорит так: «Богатство никогда не было пороком, если праведным трудом наживается, не бандитизмом современным наживается, а праведным, добрым трудом наживается; но всегда, еще в Ветхом Завете Господь сказал, десятую часть от имения твоего отдай бедным, нищим. Благотворителям богоугодно – в храм Божий. Вот куда надо отдать эту десятую часть от имения. И Бог давать тебе успех будет, и богатство твое умножаться будет». 164 Делами благотворительности от своего состояния богатые люди спасаются. И эту возможность, конечно, им дает Бог. Священное Писание об этом говорит так: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны. 165 В духе евангельском и батюшка Зосима поучает: «Бог мудро спасает и богатых людей, которые творят благие дела, благотворительностью доброй занимаются, помогают храмам, нищим, убогим помогают, бедным, в несчастье людям помогают, питают людей, и это и есть – Богу все возможно». 166

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закончив беседу с иноком Зосимой, преп. Мария Египетская велела ему прийти через год к Иордану и ожидать её со Св. Дарами. И когда прошёл год, он исполнил её повеление. Он увидел, как преп. Мария подошла к реке, перекрестила воду и пошла по воде к нему. И причастил её инок Зосима в трепете и ужасе, а она велела ему прийти ещё через год в то самое место, где увидел он её впервые. Прошёл год, и преп. Зосима пришёл опять на то же место и увидел св. Марию лежащей мёртвой на земле. А на песке было пальцем начертано: «Грешная Мария умерла первого апреля: похорони её». Преп. Зосима отпел её, но был в затруднении, как похоронить её, ибо нечем было вырыть могилу. И совершилось тогда новое чудо – пришли два льва и вырыли лапами глубокую яму, а сами ушли. И похоронил инок Зосима преп. Марию. Вот это чудесное житие, совершенно не похожее на жизнь обыкновенных людей. Что удивительно, что дивно в этом рассказе о св. Марии Египетской? Два обстоятельства здесь дивны и поражают нашу мысль и сердце. Прежде всего это величайшая Божия благодать, величайшее Божие милосердие, предвидение Божие о том, что жалкая блудница станет великой святой. Поражает нас также внезапность и необычайная глубина и решимость обращения преп. Марии от её прежней греховной жизни на путь подвижничества в пустыне. Преп. Мария исполнила то, о чём говорит св. пророк: «Обратитесь ко мне всем сердцем своим, в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии» ( Иоил.2:12 ) И св. Мария разодрала сердце своё и всем помышлением своим внезапно обратилась к Богу. Она исполнила и то, о чём говорит св. пророк Иезекииль: «Вспомните о всех путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушайтесь самими собою за все злодеяния ваши, какие вы делали». ( Иез.20:43 ). Св. Мария вспомнила о своих прежних тяжёлых греховных деяниях, о своих тёмных делах, которыми оскверняла себя, и возгнушалась собой за все грехи и нечистоту свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Закончив беседу с прп. Зосимой, прп. Мария велела ему прийти через год к Иордану и ожидать ее со Святыми Дарами. Он исполнил ее повеление. Придя через год, он издали увидел приближающуюся к нему прп. Марию, увидел, как она подошла к реке, перекрестила воду и пошла по воде к нему. И причастил ее инок Зосима в трепете и ужасе, а прп. Мария велела ему прийти еще через год в то самое место, где он увидел ее впервые. Прошел год, и прп. Зосима опять пришел на то же место и увидел св. Марию лежащей мертвой на земле. А на песке было начертано: «Грешная Мария умерла первого апреля; похорони ее». Преподобный Зосима отпел ее, но был в затруднении, не зная, как похоронить ее, ибо нечем было вырыть могилу. И тогда произошло новое чудо: пришел лев, вырыл лапами глубокую яму и ушел. Так похоронил инок Зосима прп. Марию. Удивительное, чудесное житие, совершенно не похожее на жизнь обыкновенных людей! Но особенно в нем поражают два обстоятельства. Прежде всего, это величайшая Божия благодать, величайшее Божие милосердие и предвидение Божие о том, что жалкая блудница станет величайшей святой. А второе – это внезапность и необычайная глубина и решительность обращения прп. Марии от ее прежней греховной жизни на путь ни с чем не сравнимого подвижничества в пустыне. Преподобная Мария исполнила то, о чем говорит св. пророк: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим, в посте, плаче и рыдании, раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он Благ и Милосерд, Долготерпелив и Многомилостив, и сожалеет о бедствии» ( Иоил. 2, 12–13 ). И св. Мария «разодрала сердце свое» и всем помышлением своим внезапно обратилась к Богу. Она исполнила и то, о чем говорит св. пророк Иезекииль: «Вспомните о всех путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушайтесь самими собою за все злодеяния ваши, какие вы делали» ( Иез. 20, 43 ). И исполнились на ней слова Божий, и узнала она о милосердии Его бесконечном, о святости Его безмерной, когда поступил Господь с ней не по злым делам ее, а по милосердию Своему ради святого имени Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Истинное покаяние и новая жизнь во Христе Мария вновь искренне покаялась во всех своих грехах. Она купила три хлеба и направилась к Иордану. Поначалу она остановилась в монастыре и причастилась там Пречистых и Животворящих Таин Христовых. Переправившись через реку, она оказалась в пустынной местности. Сорок восемь лет провела она в дикой пустыне в непрестанной борьбе со страстными помыслами и желаниями. Противостоя многим искусительным воспоминаниям о прошлом, Мария трудилась над усовершенствованием своей духовной жизни, непрестанно молилась и питалась одними злаками. Первый человек, которого она встретила за все эти годы, был Зосима. Он увидел как во время молитвы она приподнялась над землею. Последнее причастие и смерть Мария умоляла Зосиму принести ей Святые Дары на следующий год. Через год он исполнил свое обещание. Вечером он пришел на берег Иордана и увидел ее подошедшую к дальнему берегу реки. Она сделала над водой крестное знамение и вдруг пошла по ней, словно по сухой земле. Причастившись, она попросила Зосиму не забывать ее и вновь прийти сюда ровно через год. Зосима выполнил обещание, но придя, нашел только ее мертвое тело, около головы которого лежала записка. Он прочел: «Авва Зосима, погреби на этом самом месте тело смиренной Марии. Предай прах праху. Я отошла первого апреля, в самый день Христовых страданий, после причастия Святых Таин. Таким образом, Зосима впервые узнал ее имя и сподобился похоронить тело великой святой. Она умерла в 530-м году и чтится Церковью как недосягаемый образец покаяния. 29. Пришел час Иисус Христос молится Отцу Иисус Христос знал, что конец близок. Он пошел в Гефсиманский сад, чтобы там помолиться. «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью. Да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира «. ( Ин.17:1–5 )

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда кто-то тебя огорчит, призови того человека, который навредил тебе, в своей молитве и попроси его молитв Сделай и кое-что еще. Когда кто-то тебя огорчит, призови того человека, который навредил тебе, в своей молитве и попроси его молитв, чтобы у тебя все наладилось. Сделай то, что сделал святой Зосима, когда узнал о том, что кто-то его обвинил. А тот, кто обвинил его, знаешь, что говорил несколькими днями раньше? «Отец Зосима, я очень тебя люблю». И говорит ему отец Зосима: – Ты любишь меня теперь, потому что все между нами хорошо. А если произойдет что-то странное, будешь ли ты тогда меня любить? – Тогда, отче, не знаю. – Я же, чадо мое, буду любить тебя, как бы ты со мной ни поступил! И не только сейчас, когда ты меня любишь и я люблю тебя, но и в будущем, если ты изменишься по отношению ко мне, я буду продолжать тебя любить. Так и произошло. Этот человек оклеветал святого Зосиму и говорил скверные вещи в его адрес. Святой Зосима узнал об этом, но в его сердце не произошло никакой перемены. Он продолжал любить. И когда однажды у святого заболел глаз, знаете, что он сделал? Он перекрестил глаз и говорит: «Христе мой, молитвами моего брата, который клевещет на меня, исцели мой глаз». И любовь сотворила чудо: глаз стал здоровым. Так зачем же ссориться? Зачем не прощать? Мы просто глупцы! Не любить другого – это глупость Поступай так и ты, и все у тебя будет хорошо. Потому что порой мстительность, ненависть, проклятия и возмущение ведут нас к заболеваниям. Врачи постоянно говорят о том, что рак и разные другие заболевания: язвы, желудочное кровотечение, гипертония, давление – бывают вызваны душевным напряжением. Что такое душевное напряжение? Его корень – в недостатке любви. Ты чувствуешь в другом своего неприятеля. Ты не чувствуешь, что вы – одно, что мы все – одно. Мы не враги. Зачем нам разлучаться? Зачем нужны разделения? Через сто лет где будешь ты и где буду я? Где все мы будем перед Богом? Так зачем же ссориться? Зачем не любить друг друга? Зачем не прощать? Мы просто глупцы! Не любить другого – это глупость. А любить – это великий ум, мудрость и святость. Любить – это божественно.

http://pravoslavie.ru/89854.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010