Тогда святые отцы пришли с иноками разных монастырей и отворен был вход в келью. Святое тело вынесено было наружу и положено, как драгоценность. Когда святые отцы намащали его миррой, то узнали, что это женщина 105 . Они хотели скрыть это, но народ узнал, и все восклицали: «слава Тебе, Господи Иисусе, что у Тебя есть сокровенные на земле, не только мужи, но и жёны». Молва распространилась всюду, и все монастыри девственниц пришли, как из Иерихона, так и с Иордана, со свечами, лампадами, и гимнами. Святые останки с честью похоронены были св. отцами» 106 . Так, очищенная водами крещения, Пелагия в четыре года самоотверженной жизни столько возвысилась, что ещё при жизни творила чудеса. По времени Илиопольского пастырства св. Нонна, надобно положить, что св. Пелагия скончалась не позже 461 г. 107 . Западный паломник Антонин в 600 г. видел мощи св. Пелагии 108 . Русский игумен Даниил в XII веке писал: «на горе Елеонстей есть печера глубока вельми, близь Взнесения Господня, на полдень лицем, и в той печере гроб святыя Пелагии блудницы» 109 . Инок Зосима в 1420 г. говорил: «вторая церковь (на горе Елеонской) мала, в нейже Пелагия блудница, и гроб её от стены яко локоть, и оле чудо! кто хощет поидти мимо гроба её, она не пускает, аще не достоин» 110 . † Святой Таисии Фиваидской Та, которая ныне чтится в лике великих святых, долго была великой грешницей. Отечество Таисии и город, который был свидетелем печальных побед её, неизвестны 111 . Известно только то, что она жила в Египте, и весь Египет знал о непомерном распутстве её. Мать её была женщина дурной жизни и не только не заботилась о внушении ей добрых правил, но сама учила её торговать развратом. При таких уроках красавица дочь стала страшной. Богатые люди всякого возраста спешили уловить внимание её, разоряли состояние своё на подарки; любовники в доме прелестницы не только дрались, но и убивали один другого; покой и счастье многих семейств были расстроиваемы по милости этой слуги сатанинской. Слух о прелестнице Таисии дошёл до монастыря Гераклейского аввы Пафнутия 112 . Пафнутий был такой высокий подвижник, что на него смотрели, как на ангела Божия. Ревнуя о спасении душ, он многих забывчивых мирян обратил на путь спасения 113 . Услышав о Таисии, Пафнутий снял с себя отшельническую одежду и в наряде светского богатого человека, с запасом денег, явился в толпе обожателей прелестницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феодосий , в нояб. 1658, в июне 1659. Зосима , в мае, сент. 1663. Парфений , 1858 и 9. Арсений , 1860. Парфений , игум., 1862–68. Особые заметки Разные Костромского уезда, Кушской (Кусской) волости, с Туровы горы, на реке Немде, чёрный поп Адриан , в янв. 1657. Троицкой пустыни игум. Адриан , 5 мар. 1667. Костромского уезда, Строевы горы (Пречистенского и Николаевского) игум. Иоаким , 8 мар. 1569. Против этих мнтрей в подлиннике помечено: «не один ли?» Богородичного, на Соти, игум. Вассиан (в исх. XV века). Введенского игум. Феогност , 1546–1548. Пустыни Иакова Бруаевского (sic), от Железноборовского в 5 верстах и от оного зависел. Там мощи сего преподобного, ученика Иакова Железноборовского. В Костроме Феодоровского, на Суле: Игум. Павел , 1715. Строит. Тихон , 1721. III, 536. Ветлужский. III, 741. Горелов. IV, 319. Казанская пустынь. IV, 366. Кинешемские три. IV, 544. Княжая пустынь. IV, 883. Кусская пустынь. III, 461; V, 29. Булдырева. V, 106. Морозова пустынь. VI, 86. Сендегской пустыни строит. Сергий , 1721. VI, 97. Симеоновского строит. Феодосий , 1721. VI, 724. Шацкая пустынь. VI, 1003. Ивановский. VI. 1052. Трудний. V, 733. Решемская пустынь. Сюда перемещена из Владимирской епархии. Пушавинской (Юрьевецкого Повольского уезда, Пуческой слободы) пустыни: Строит. Харлампий определён 18 мая 1660. – Герасим , 1686. – Лаврентий , 1712. Игум. Варсонофий , 15 сент. 1727. Пригорода Парфентьева, Особного, что на Ямах, строит. Софроний , 1720. Костромского уезда, Осетского стана, Казанской пустыни, на реке Костроме, строит. Иосиф , в февр. 1731. V, 135. Кинешемского уезда, Рождественской пустыни, на реке Налоге: Строит. Дионисий , 1708. – Александр , 1711 и 12. – Сергий , 1736. Яблонской Илиинской пустыни строит. Афанасий , в апр. 1721. Галицкого уезда, Черного стана, Рождественского игум. Симеон , 1635. Галицкой Карпищевой (Карповой) пустыни строит. Матфей , в янв. 1649, 1650, 1660, 61. Юрьевского Повольского уезда, Тихвинской Мячевской (Мячевы) пустыни: Строит. Елиссей определён 2 окт. 1660.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

105 А не в 1880 г., как указано в машинописном сказании «Схиархимандрит Захария», а также в брошюре «Сокровища Введенских гор», где есть краткий очерк об этом старце и где, на наш взгляд допущены некоторые фактические неувязки. В частности, взять его в Петербург митрополит Иоанникий не мог раньше 1882 года, когда он сам стал митрополитом Московским. В 1912 г. о. Зосима не мог стать архимандридом т. к. в 1919 и 1920 гг. он числится, по документам, иеромонахом, и даже не игуменом. 106 О подвиге спасения монахов и мирских о. Зосимой см. указанное сказание и фрагмент, из него помещенный нами здесь в главе «Картины из быта Лавры». 108 Он находится на 16-м участке кладбища, 4-я тропа от входа, ближе к главной аллее, нежели о. Алексий Мечев и монахиня Фамарь, захороненные на 14-м участке. На могиле о. Захарии возвышался высокий ажурный металлический крест с его фотографией, который весной 1990 года был заменен на высокий черный гранитный крест также с фотографией. 117 Никон был казначеем в Лавре и заведовал лаврской типографией. С 1906 г. – архиепископ Вологодский и Тотемский, в 1912 г. ушел на покой, но в 1913 г. назначен заведующим Издательским Отделом Св. Синода. В июле 1916 г. ушел на покой в Лавру, где скончался 12 января 1919 г. (н. ст.) О нем см. также «Даниловский благовестник», 2–3, 1993 г. 118 Подробнее см. об этом нашу статью в III-м выпуске Журнала Историко-богословского Общества, (Председ. М.О. Шахов, ОР ГБЛ) М. 1992 г., с. 104–112. 119 Отчет и отклики некоторых лиц о съезде см. в книге: Серафим, иеромонах. Первый Всероссийский иноческий съезд. Кунгур, 1912 г., с. 269. 120 От четырех лавр – по два человека (от Троице-Сергиевой Лавры – наместник о. Товия и иеромонах Алексий Соловьев – от подведомственной Лавре Зосимовой пустыни, игумен которой о. Герман был лишь с совещательным голосом). 121 Почетный Председатель – митрополит Московский Владимир – имел право назначать своего представителя и менять и дополнять программу съезда, допускать авторитетных иноков помимо официальных представителей (таковых было 38 человек) с совещательным голосом. Секретарями съезда были назначены проф. МДС (а вскоре – МДА) Д.И. Введенский и игумен Вологодского монастыря Неофит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

64 Топос (греч. τπος) в буквальном переводе – место. Термин впервые появился в литературоведении, а впоследствии стал использоваться в разных научных сферах, включая философию и точные науки. 65 Природа и личность человека недоступны к изменениям, поэтому можно назвать безосновательными как сказочные фантазии о превращениях человека в кого-то или что-то иное, так и иллюзии современного трансгуманизма. 66 «τεροπστατα δ, τ λγ τς ατ διακρινοσης προσωπικς τερτητος, καθ’ ν λλος λλου διακκριται», S. Maximus Confessor. Epistolae//PG 91. 552 B; «α συνθσεις τν ν τ ποστσει ντων, κα ο τν ν τρ, κα οκ δ λγ θεωρουμνων», Disputatio cum Pyrrho//PG 91. 296 B; «τριδα δ, κατ τν το πς πρχειν κα φεστναι λγον», Mystagogia. PG 91. 701 A. См.: Беневич Г. И. Иоанн Филопон//Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2-х т./Под научной ред. Д. С. Бирюкова и Г. И. Беневича. Сост. Г. И. Беневич. М.; СПб.: Никея, Издательство РХГА, 2009. Т. 2. С. 33–54, здесь: с. 46. 67 «τ λγ τς τν λοιπν νθρπων φοριζοσης ατν διτητος», S. Maximus Confessor. Epistolae//PG 91. 560 C. 68 Boojama J. Original sin according to St. Maximus the Confessor//St. Vladimir’s Theological Quarterly. Vol. 20. 1976. P. 19–30, here: p. 30. 69 Зосима, преп. Глинский патерик//Чесноков А., свящ. Глинская пустынь. Диссертация. Машинопись. Ин. 200276. Загорск, 1990. Приложение. С. 106. 71 «γνωμικν τε κα προαιρετικν μεταβολν κα λλοωσιν», S. Maximus Confessor. Expositio in Psalmum LIX//PG. 90. 857 Α; р. п.: Максим Исповедник , преп. Толкование на 59 псалом//Он же. Творения. Кн. 1. С. 208–214, здесь с. 208. 73 S. Gregorius Theologus. Sectio II. Poemata moralia. ροι παχυμ. PG 37. 954. Р. п.: Григорий Богослов , свт. Стихотворение 34. Определения слегка начертанные 125//Он же. Творения. В 2-х т. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1912. Т. 1. С. 308–314, здесь: с. 311. 79 Древнее пожелание о познании себя – «γνθι σεαυτν» получало различное развитие в истории мысли, начиная от высказывания спартанца: «и ты познаешь богов и вселенную» (Хилон), и оканчивая христианским высказыванием: «и это есть воистину смирение» (преподобный Никита Стифат ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1546 Pratum spirituale с. XVII, col. 128C. Cnfr. с. IV, col. 125А (об Авве Леонтии); с. XXII, col. 130А (об старце Кононе); с. LXXXVI, col. 162ВС; с. CXXII, col. 181ВС (об Авве Стефане Синайском). Ср. Исаак. Сир. Λογ. LXXVI, σελ. 437. 1547 Cnfr. Vita S. Mariae Aegyptiacae Meretricis MSL. T. LXXIII, col. 679A: (Зосима) vidit eam elcvatam quasi cubitum unum a terra, et in aere pendentem orare. 1548 ibid. col. 685D-686A:... vespere sacratissimo Dominicae coenae, divini corporis et vivifici sanguinis portionem in vase sacro dignoque tanti mysterii affer, et sustine me in parte Iordanis, quae conjungitur saeculo, et veniens vivifica accipiam dona. Ex quo enim in ecclesia beatissimi Praecursoris, priusquam transirem Iordanem, communicavi, deinceps usque nunc nunquam communicavi, nunqum usque nunc sanctificationis hujus usa sum portione. 1549 T. XXXII, col. 486 (Письмо к Кесарии). Вообще древние иноки, как и все христиане в то время, причащались очень часто. В Тавеннских монастырях, напр., братия причащались каждую субботу и воскресенье. Hist. Laus. с. XXXVIII, col. 1099. Келлиоты Скита, Синая и Сирии приобщались один раз в неделю – в воскресенье (Apophth. col. 252). Вратия Аввы Аполлоса в Фиванде совершали евхаристию перед каждой трапезой. Руфин. Hist, monach. с. VII, col. 418. Ср. Hist. Laus. col. 1147. И. Кассиан упоминает о таких монахах, которые, считая себя недостойными, причащались только однажды в год. Со своей же стороны подвижник советовал приобщаться каждый воскресный день (dominicis diefnis). Coli. XXIII, c. XXI, col. 1278– 1280. 1550 Преподобный Макарий Ε. говорит исцеленной им женщине: «никогда не оставляй посещать церковь ; никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин; несчастье случилось с тобой от того, что ты уже пять недель не приступала к пречистым Тайнам Спасителя нашего» ( μηδποτε πολειφθς τς Εκκλησας, μηδποτε παχης τς κοινωνας τν μυστηρων το Χρστου. Ταδτα γρ τοι συνβη, τδ επ πντε εβδομδας μη προσεληλυ& ναι σε τοις χρντοις μυστηροις το Σωτρος ημν). Historia Lausiaaca, с. XIX-XX, col. 1049А. «Монахи, в пустынях обитающие, воспламеняются от яда лукавых демонов, и потому желают в субботу и воскресный день придти к источникам вод, т. е. к телу и крови Господа нашего Иисуса Христа, чтобы очиститься от всякой горечи злых демонов» (monachi in solitudinibus habitantes, acceduntur daemonum malignorum veneno, et propterea desiderant Sabbato Dominico venire ad fontes aquarum, hoc est ad corpus et sanguinem Domini nostri lesu Christi, ut purgentur ab omni amaritudine daemonum malignorum). Verba Senior. XVIII, 17, col. 983D (cp. Патерик, § 25, стр. 106.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

1646 Уже после хиротонии на титулярную кафедру в Переяславль (05.03.1721) св. Иннокентий (Кульчицкий) во главе 12-ти сотрудников был направлен в Китай для проповеди . Миссионеры 03.1722 добрались до Селенгинска, где почти 5 лет ожидали разрешения из Пекина на въезд в Китай, так и не полученного «по проискам иезуитов» (ПБЭ). После этого святитель получил в управление Иркутскую кафедру. Вторая дата – дата преставления. 1648 По Н.Д. Девятисотлетие... С. 63, общепринятое написание фамилии св. Софрония – Кристалевский – является ошибочным. Со своей стороны отметим, что Кристалевским назван св. Софроний и в Деянии Священного Собора Православной Российской Церкви от 05.04.1918, о его прославлении (Определение Св. Синода и Св. Патриарха 254 от 10(23)04.1918). Причем здесь он именуется «3-им епископом Иркутским» (ЦВ. 1918. 19–20). По ААО. Т. 1. С. 201–202 – первая дата иная: 18.04.1763. Вторая дата – дата преставления. Память – 30.03, 30.06, в соборе С.-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых. 1649 По др., первая дата иная: 02.08.1772. В действительности назначен 02.08, а хиротонисан 05.12.1772 в Казани (Н.Д. Иерархия... С. 397). Вторая дата – дата кончины. 1652 Архиепископ с даты назначения. По др., 27.07.1831 отрешен от управления епархией по доносу местного губернатора, с помещением в Вологодском Спасо-Прилукском монастыре, с запрещением священнослужения, и неисходным житием в сей обители. Скончался 18.05.1864. 1661 Архиепископ с даты назначения. Вторая дата – определение на покой. Пребывал на покое в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. Далее см. Костромская. 1663 По данным M. Е. Губонина – временно управляющий, епископ бывший Киренский. По данным ПЭ, еп. Зосима – правящий архиерей с кон. 1918 г. Но, по данным Н. Нумерова, после кончины архиепископа Иоанна (Смирнова) назначения Зосимы (Сидоровского) на Иркутскую кафедру не было (см. Приложение 7. С. 874). 1664 По МИС Топография... С. 106, в 1919 г. епархией управлял Иаков (Пятницкий), но это неверно; в действительности он лишь проживал в Иркутске (1921–1922 гг.), не имел отношения к местному епархиальному управлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Елеазаровском монастыре преп. Евфросина Псковского духовниками были, по-видимому, игумены. По крайней мере, сам преп. Евфросин, ктитор монастыря, имел духовниками своими последовательно игуменов обители–сначала Игнатия, потом его родного брата Харлампия 106 . Но в другом псковском монастыре – Светогорском звание духовника совершенно отделено было от игуменства. Новгородский архиеп. Симеон (1417–1421) обличает монахов этой обители в том, что они «живут не по-чернечьски, духовника не держать, и у игумена и у старцев не в послушании» 107 . В монастыре был игумен, но духовника не было, значит, игуменство не связано было с духовническим званием. Этого мало. Из выражения грамоты: «духовника не держат» предполагается, что духовничество было особою должностью в обители, а вместе с тем – свобода выбора духовника со стороны братии: братия не выбрала себе общего духовника и по тому самому не исповедовалась. Впрочем, свобода эта не исключалась совершенно и тогда, когда духовником был игумен монастыря. В таком случае братия избирала себе не только начальника обители, направлявшего жизнь всего братства, но и руководителя совести каждого члена его. Такое положение всего ярче сказалось в приведенном рассказе Жития преп. Сергия о принуждении его братией к игуменству. В XVII стол. духовниками в мелких монастырях бывали то сами игумены 108 , то рядовые иеромонахи 109 . В устюжском Гледенском монастыре в 1617 г. духовником братии, если только и не самого игумена, назван черный поп Гурий; в 1671 г. – игумен Зосима 110 . В Зосимской пустыни Устюжской епархии духовником всей братии и вкладчиков был в 1695 г. казначей Илларион 111 . В больших монастырях Соловецком и Тихвинском во втор. полов. XVII стол, архимандриты не отправляли духовнических обязанностей; зато там и здесь было по несколько духовников. По-видимому, каждый инок свободно мог избирать себе духовного отца из наличных иеромонахов («черных попов») своего монастыря. Здесь духовничество организовано было так же свободно, как среди мирян 112 . В акте нач. XVII в. названы четыре духовника в Болдине дорогобужском монастыре. То же явление наблюдаем в к. XVII ст. в Николаевском Корельском и Крестном монастырях, имевших по два духовника 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Х в.), свт. (пам. греч. 4, 5 мая), еп. Коринфский. В Синаксаре К-польской церкви говорится, что А. скончался в царствование имп. Василия II и Константина VIII (SynCP. Col. 660). Есть сведения, что он занимал Коринфскую кафедру еще в 957 г. (Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 484). Считается автором сочинений, от к-рых сохранились небольшие отрывки: «Четверокнижия» (Τετρβιβλος) (PG. 106. Col. 1023-1024); объяснения, почему Христос принял смерть на кресте, а не к.-л. иным образом (PG. 106. Col. 1021); толкования стиха из Евангелия от Луки (24. 43) (PG. 106. Col. 1024), озаглавленное «Против Зота яковита». По мнению С. Г. Пападопулоса, данный комментарий является частью «Четверокнижия». Память А. отмечена под 5 мая в Синаксаре К-польской Церкви, под 4 мая - в ряде греч. рукописных Миней Четий и в «Великом Синаксаристисте» Никодима Святогорца . Она указывается в рус. нестишных Прологах под 4 мая (РГАДА. Син. тип. 174, 1-я пол. XIV в.) или под 5 мая (ГИМ. Син. 246, 2-я пол. XIV в.) и в слав. Стишных Прологах под 4 мая (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). Ист.: ActaSS. Mai. T. 4. P. 55; SynCP. Col. 660. Лит.: Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 532; Janin R. Athanase, archevêque de Corinthe (51)//DHGE. T. 4. Col. 1381; Παπαδπουλος Στυλ. Γ. Αθανσιος Κορνθου//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 553-554; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 14; ΕΠΛΒΙΠ. Τ. 1. Σ. 150. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта)

http://pravenc.ru/text/76828.html

1, 109 (архим. Трифилий Инихов в 1695 г. перевед. в Новоспасс. м-рь), 124 (архим. Симеон, с 1509 г. еписк. Суздаль.); 1863 г., II, Отд. I, 105 (архим. Сергий, с 1517 г. еписк. Рязан.); 106 (архим. Авраамий, с 1687 по 1700 г. митр. Рязан.); 1864 г., III, Отд. I, 81 (Очер. из ист. Росс. церк. иерар.); 1865 г., III, смесь, 10, 32 (в 1731 г. дано архим. Клеонику 297 р. 70 к., из них 250 руб. на достройку церкви и остальные на помин цар. Евдокии); 1871 г., IV, Отд. I, 51 (Москов. собор 1677 г. о мощах св. кн. Анны Кашин.; архим. Никон); 1874 г., I, смесь, 183 (еписк. Переслав. Сильвестр был настоятелем с 1788 до своей кончины в 1802 г.), 186 (архим. Иосиф с 1785 до 1788 г.), 212 (Духовн. завещ. преосв. Сильвестра еписк. Крутицк., скончавш. 1802 г.); 1876 г., I, Отд. 1, 194 (архим. Феодосий по следств. делу о св. Филиппе), смесь, 217 (архим Митрофан 1504 г.); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 70 (здесь был в заключении Иаков, игум. с 1515 г. Тр.-Серг. лавры), 175 (основ. преп. Сергием); 1882 г., III, Отд. 1, 453 (в 1626 г. по выше м-ря на р. Яузе устроена зелейная мельница), 540 (архим. Евфимий, с 1628 г. архиеп. Твер.); “Полн. собр. лет.», VI, 49 (в 1504 г. архим. Митрофан заложил трапезу), 52 (в 1506 г. трапеза окончена, а в 1507 г. архим. Митрофан поставлен еписк. Коломен.), 122 (основ. м-ря Андроником), 200 (в 1475 г. за м-рем устроен кирпичн. завод), 251 (архим. Симеон, с 1509 г. епис. Суздаль.), 258 (архим. Сергий, с 1517 г. еписк. Рязан.), 275 (архим. Зосима в 1534 г.); VIII, 182 (знамение в 1476 г. от храма Нерукотвор. Образа), 244 (в 1504 г. архим. Митрофан залож. трапезу кирпич.), 247 (в 1506 г. трапеза окончена и архим. Митрофан поставл. еписк. Коломен. в 1507 г.), 251 (архим. Симеон, с 1509 г. еписк. Суздаль.), 260 (архим. Сергий, с 1517 г. еписк. Рязан.); “Дворцов. разряды», III, 235 (встреча Литов. послов 1651 г.), 358 (архим. Сильвестр, с 1653 г. митроп. Сарский и Подон.), 608 (посещ. м-ря ц. Алексеем Мих. 1666 г. 21 февр.), 615 (тоже 1666 г. 29 апр.), 652 (встреча вселен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

225 Преподобная Евпраксия – Евпраксия девица, Тавенисская (Тавенская), младшая, см.: Пролог, 25 июля. Творогов О. В. Переводные жития... С. 4950. 227 Ин старец... яко над мертвецем. – Имеется в виду рассказ Скитского патерика, см.: The Old Church Slavonic Translation... P. 114115. 228 Василий Великий – см.: Пролог, 1 января, 12 апреля. Творогов О. В. Переводные жития... 3233. 240 Арсений Великий – Арсений Римский, см.: Пролог, 8 мая. Творогов О. В. Переводные жития... С. 2627. 241 Пахомий Великий – основоположник общежительного монашества. См. коммент. к с. 29, к имени Паламон. 242 Макарий Римлянин – Макарий Александрийский , см.: Пролог, 19 января. Рассказы о Макарии Александрийском читаются и в составе Скитского патерика. Апокриф о Макарии Римском см. в наст, изд.: СПб., 1999. Т. 3. С. 322337, 408. 244 Иларион Великий – см.: Пролог, 21 октября (см. наст, изд.: Т. 2. С. 392396). Творогов О. В. Переводные жития... С. 61. 248 ...копаше землю, якоже Антоний Киевский печеру... – Имеется в виду Антоний Печерский, см. коммент, к с. 27. 250 Некий старец... до кончины своея. – Имеется в виду рассказ Скитского патерика о старце, во время болезни увидевшем себя на том свете, см.: The Old Church Slavonic Translation... P. 110111. 251 Филимон Отшельник – отшельник из Ромиевой пещеры, неподалёку от Лавры. Широко распространённое в сборниках разного рода «Слово Филимона Отшельника» (нач.: «Глаголаху о отци Филимоне Ошелнице...») часто встречается и в числе дополнений к переводным патерикам. 252 Симеон Дивногорец – см.: Пролог, 24 мая, 13 марта. Творогов О. В. Переводные жития... С. 106. 256 Виссарион – Виссарион Египетский, см.: Пролог, 6 июня. В «Цветнике священноинока Дорофея» фигурирует дважды. 264 Мария Египетская – см.: Пролог, 1 апреля (см. наст, изд.: Т. 2. С. 402403). Полное Житие Марии Египетской см.: там же. С. 190215, 528530. Творогов О. В. Переводные жития... С. 81. 265 Зосима – собеседник Марии Египетской, о котором сообщает как полное, так и проложное её Житие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010