Годунова, Ксения Борисовна, царевна, 33, 42, 55, 69, 85, 144, 243, 270. Годунова, Мария Григорьевна, царица, 33, 42, 55, 69, 70, 71, 80, 85, 132, 144, 234. Годунов, Борис Феодорович, боярин, потом царь, 6, 33, 42, 55, 69, 70, 71, 80, 85, 130, 132, 144, 234, 279. Годунов, Василий Петрович, 65. Годунов, Димитрий Иванович, боярин, 20, 47, 193, 233, 279. Годунов, Никита Васильевич, 65. Годунов, Никита Иванович, 279. Годунов, Феодор Борисович, царевич, 33, 42, 55, 69, 85, 132, 144, 207, 239. Голицина, княгиня Пелагия Дмитриевна, 145. Голицин, князь Андрей Иванович, 145. Голицин, князь Василий Андреевич, 147. Голицин, князь Василий Васильевич, 139. Голицин, князь Дмитрий Алексеевич, 147. Голицин, князь Иван Иванович, 88. Головин, Семён Васильевич, боярин, 169. Головкин, Евстафий, Троицкий келарь, 6, 33, 168, 232, 257. Головков, Иван Иванов, подьячий, 324. Горский, Александр Васильевич , ректор МДА, 148. Грамотин, Иван Тарасьевич, 45. Григорий Кириллович, посадник Новгородский, 290. Губин, Феодосий, Троицкий иеромонах, 6. Д Давид Нащокин, соборный старец, 8, 261. Даниил Глебов, Троицкий иконописец, 11. Дашков, Иона, Троицкий соборный старец, 26. Дернов, Леонтий, Троицкий казначей, потом келарь, 223, 267, 301, 344. Димитрий Алексеевич, царевич, 345. Димитрий Иоаннович Донской, великий князь, 49. Димитрий (Григорий Отрепьев), самозванец царь, 294. Дионисий, митрополит Ираклийский, 181. Дионисий, Троицкий архимандрит, 46, 51, 67, 136, 194, 228, 235, 287, 299, 329, 335. Дионисий, Троицкий казначей, 12. Дмитрий Григорьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Дмитрий Иванов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Дорогин, Кондратий, Троицкий слуга, 221. Е Евдокия Евоимиевна, жена Трофима, 328. Евдокия Иоанновна, царевна, дочь царя Uoahha IV, 241 . Евдокия Магнусовна, королевна, 142, 201. Евстафий Головкин, Троицкий келарь, 6, 33, 168, 232, 257. Евфросиния Андреевна, жена князя Андрея Иоанновича, 247. Евфимий, митрополит Сарский, 13. Евфимий, Троицкий архимандрит, 137. Евфимий, Костромитин, старец, 220.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В Боснии считают от 123,000 до 135,000 босняков- католиков 239 . Они населяют большею частию города: Яйце, Скопле, Фойницу, Тешан, Левно, Травник и Дервент. Меньше всего их в ново-пазарском округе. В 1855 г. у них считалось 8 монастырей, 13 училищ, 54 прихода и 92 священника 240 . Богомильство проникло в Боснию из Болгарии. Число еретиков здесь постепенно увеличивалось оттого, что они сюда бежали из Сербии при Симеоне и Стефане Неманичах, а также от преследований папы Иннокентия III. Кулин и Нинослав, державшиеся богомильства, охотно принимали их к себе. Вмешательство и угрозы папы и венгерского короля заставили Кулина отказаться от ереси. Но при Нинославе богомильство снова усилилось в Боснии. Правда, убеждения католиков (1221 г.) и оружие венгерского короля Белы IV (1224 г.) так подействовали на Нинослава, что он два раза отказывался от ереси и даже отдал сына своего в заложники, как ручательство искренности своего отречения; но отречение было только на словах: он умер еретиком. Богомильства держались многие правители Боснии– Стефан Тврьтко, Младен, Стефан Котроманичь, Стефан Остоя, Тврьтко Трвьтковичь и другие 241 . Богомильства держались даже боснийские иерархи и иноки. Из иерархов вт. этом отношении известны: Даниил (у 1204 г.), Мирослав (1307 г.), Радингост (1320 г.), Радослав (1366 г.). Радомир (1404 г.), Милоэ (1446 г.). Епископ «босанской церкви» не только на языке пародном, но и официально назывался Дед босанский, или господин Дед босанской церкви, или наставник и свершитель босанской церкви и избирался из иноков. Как у ересеначальников – богомилов Василия и Петра было 12 апостолов, так и при босанском Деде был собор из 12 братий, которые назывались поглавитыми, сведоками и вредителями босанской веры. Боснийские иноки заподозрены были в богомильстве, потому что они, как богомилы, называли себя исключительно христианами, мало употребляли во время богослужения церковные книги, монахи и монахини жили вместе, подобно древним мессалианам, выдававшим себя за бесстрастных.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

2) Антониева Сийского монастыря 126 / 1934 , лл. 25–56, XVII в. (Викторова, Опись рукописных собраний северной России, 91). Поморский сборник В. О. Ключевского , лл. 276–284 об., XVIII в. (Сказание не полное, – оканчивается чудом с пуговицей кн. Оленкина).  4) Соловецкой библиотеки (ныне Казанской Дух. Академии) 551 (182), лл. 220–239, XVIII в. скоропись и XIX в. полууст. (Опис. рукописей Соловецкого монастыря, 2:284) 53 . По «Сказанию вкратце» составлена была, кажется, во второй половине XVII в. проложная, еще более краткая редакция Жития преп. Даниила. Житие в этом самом кратком виде издается в Прологе (См. проф. А. И. Пономарева. Памятники древнерусской церк.-учител. литературы, IV, СПб. 1898, стр. 64–67) 54 . После прославления преп. Даниила Повесть о Житии его, написанная вскоре после его кончины, видимо перестала удовлетворять переяславских почитателей подвижника. Появляются ее переработки. Неудачную попытку переработать Житие представляет текст его в ркп. Н. С. Тихонравова в четвер., полууст. втор. пол. XVII в. на 280 листах, 255 (прежн. 29) 55 . Неизвестный автор этой переработки довольно последовательно заменяет эпитет «старец» словами – «преподобный», «преподобный Даниил»: очевидно рассказ старого Жития представлялся ему недостаточно почтительным относительно прославленного подвижника. Заметна тенденция сократить рассказ в подробностях. Но из-за этого происходят ошибки, – выходит напр., что преподобный пробыл в Пафнутьевой обители два лета (л. 143). Значительно сокращена Повесть чудна, совсем опущена глава об Иване Семеновиче Воронцове (см. л. 214). Если по местам встречаются распространения рассказа, то они самого шаблонного свойства (лл. 203, 208, 217 об.), а иногда лишены смысла (205 об.). Большая часть заглавий переделана и совершенно неудачно. Например: «Преподобный отец наш Данил слово, како остави архимандритью промышляя о своем монастыре строя» (186 л.). Составитель старался сделать вполне доступным рассказ Жития, и многие слова древнего текста переводил на более понятный язык (орудие-дело; зыбляху-киваху и пр.) Ркп. крайне неисправная: пропуски, описки, ошибки встречаются на каждом шагу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Андрей ( Сойкин И. В. Слово о Переславле: Земля рус. святости. М., 2004. С. 97). Образ Д. включен в состав Соборов рус. святых, в частности, на иконах поморского письма: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма Петра Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ - Маркелов. Т. 1. С. 453), 1-й пол. XIX в. из с. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ) - святой в куколе на голове, первый в 4-м ряду левой группы преподобных. Ошибочно в архиерейской мантии и белом клобуке, с округлой бородой и надписью на нимбе: «Прп[д] Дahiuлъ Пере[с]» - Д. представлен 2-м слева в 4-м ряду на иконе аналогичного извода нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ). В группе подвижников XVI в. Д. присутствует в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В числе др. рус. святых его образ находился также в программе росписи 70-х гг. XIX в. (худож. М. С. Башилов) придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя ( Мостовский. С. 81). На иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ) и в ее повторениях Д. в куколе помещен среди Переславских чудотворцев ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). В наст. время иконописцы, работающие по местным заказам, пишут преимущественно поясные изображения Д. в монашеском одеянии, с куколем на плечах, благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке с текстом: «Братие, будите сирым и вдовам заступницы, скорбящим утешители, нищим сокровище» (иконы из частных собраний). Лит.: Масленицын С. И. Переславль-Залесский. Л., 1975. С. 103. Табл. 78; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453; Т. 2. С. 93; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п; Жития переславских святых. Переславль-Залесский, 1998. С. 193, 210; Сукина Л. Б. Переславль-Залесский: Главы по истории и культуре города.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Прил. 1. С. 202-203). Исследователь атрибутирует послание Киевскому митр. св. Киприану , считает его адресатом вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и датирует текст 1381 г. (1-й публикатор Послания о повинных А. С. Павлов также считал адресатом текста кн. Димитрия Донского, но авторство приписывал свт. Дионисию Суздальскому; см.: Повинное послание Дионисия, архиепископа Суздальского, к великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому 1383 г./Изд.: А. С. Павлов//ПС. 1866. Ч. 1. С. 239-250). В послании восхваляются предки князя - прадед, дед и отец, к-рые ставятся ему в пример (по имени назван только прадед - равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич ). Если согласиться с предположением Прохорова, то к И. И. относится следующая часть послания: «Поминаяй... такоже и христолюбиваго великаго князя отца твоего кротость же, и милость, и безлобие многое, и богобоязньство, и правда... Се бо поистине раб Божий беаше в всем... Поминая... святаго же ти отца еже добродетелное исправление, да семи всими, потщався исправлений и приимши от Бога прошение твое въскоре, и безмятежно и долголетно поживеши в нынешнем царствии, и будущаго и неизреченнаго и бесконечнаго царства съобещник с Богом будеши». Однако более обоснованной представляется т. зр. М. Н. Тихомирова , атрибутировавшего Послание о повинных Юрьевскому еп. Даниилу (1114-1122; см. Даниил , игум.) и считавшего адресатом текста вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха ( Тихомиров М. Н. Малоизвестные памятники. 2. Киевские князья XI в. в Послании о повинных//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 454-456; см. дополнительные доказательства в пользу этой т. зр.: Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси, XI-XIII вв. М., 1992. С. 49-55). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3; Т. 3; Т. 4. Ч. 1; Т. 5. Вып. 1-2; Т. 6. Вып. 1; Т. 7-8; Т. 10; Т. 15. Вып. 1; Т. 16-18; Т. 20. Ч. 1; Т. 21; Т. 23-30; Т. 32-35; Т. 37-43 (по указ.); ДДГ; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950; РИБ. 1908. Т. 6 (по указ.); Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Имя И. Д. стоит в заглавии «Повести о Варлааме и Иоасафе» в списках Афанасьевского извода древнейшей (рус. домонгольской) и болг. (кон. XIII - нач. XIV в.) редакций перевода; в сербской редакции (нач. XIII в.?) автором назван Иоанн Савваит (Повесть о Варлааме и Иоасафе: Памятник древнерус. переводной лит-ры XI-XII вв./Подгот. текста, исслед., коммент.: И. Н. Лебедева. Л., 1985. С. 57-69). Авторство И. Д. в качестве альтернативного (наряду с Сифом Антиохом: «списание Сифа Антиоха, друзии же мнеша, яко Иоанн Дамаскин») указывается в заглавии слав. перевода книги басен «Стефанит и Ихнилат» (Стефанит и Ихнилат: Средневековая книга басен по русским рукописям XV-XVII вв./Изд. подгот.: О. П. Лихачева, Л. С. Лурье. Л., 1969. С. 7). Устойчиво приписывается ему в славянской традиции грамматическое соч. «О осьми частях слова», переведенное, вероятно, одновременно с «Диалектикой» ( Левшина. 1999; изд.: Weiher. 1977). В сборниках XVII-XVIII вв. (и в позднейшей старообрядческой традиции) И. Д. нередко приписывается Слово «О красном («червленом») яйце на Велик день». Сочинения И. Д. достаточно активно использовались слав. и рус. церковными писателями начиная с XI в. Так, «Богословие» - перевод Иоанна Экзарха - цитируется (под названием «Книга Уверие») в предисловии к «Сказанию о чудесах святых мучеников Бориса и Глеба» (см.: Горский, Невоструев. Описание. С. 295-296). На рубеже XIV и XV вв. митр. Григорий Цамблак использовал Слово на Преображение, составленное И. Д., для создания собственного гомилетического сочинения на ту же тему ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 491-492). Между кон. XIV и 2-й пол. XV в. творения И. Д. (вероятно, в составе его «собрания сочинений») послужили на Руси источником при составлении «энциклопедического» сборника-компиляции «Златая цепь» (см.: Крутова. 1990; ср.: Сапожникова. 2005. С. 10), к-рый позднее (во 2-й четв. XVI в.) вошел в состав некалендарных добавлений к ВМЧ под 31 июля ( Крутова. 1990. Ч. 1. С. 46). Активно использовал сочинения И. Д. прп. Иосиф Волоцкий при написании «Просветителя». Свидетельства «Слова о святых и честных иконах...» приводятся в 5-м Слове прп. Иосифа, но особенно сильно его воздействие в 6-м Слове. В обширном 7-м Слове привлечены тексты «Изложения веры» и «Богословия» ( Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 313-315; Бычков. 1992. С. 229-239). Заметный интерес к «Богословию» И. Д. проявлял Московский митр. Даниил - написанный частично им список памятника (РГБ. Волок. 490) изобилует следами редакторской правки ( Сапожникова. 2007). К сочинениям И. Д. прибегали и при создании в окружении митрополита Сводной Кормчей ( Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 87).

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 5; Ч. 6. С. 1104; Филарет (Дроздов), митр. Слово по освящении храма Живоначальной Троицы в моск. Данилове мон-ре, говоренное сент. в 13-й день 1838 г. СПб., 1838; Описание достопамятных происшествий в моск. мон-рях во время нашествия неприятеля в 1812 г.//ЧОИДР. 1858. Кн. 4. Мат-лы. С. 43-44; Описание происшествий в моск. Данилове мон-ре во время нашествия неприятеля в Москву в 1812 г.//Там же. 1861. Кн. 1. Смесь. С. 193-197; Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве с обзором их истории. М., 1863. С. 21; Дубровский Н. Последние годы жизни государыни царицы Евдокии Феодоровны//ЧОИДР. 1865. Кн. 3. Смесь. С. 10, 34; Моск. монастыри во время нашествия французов//РА. 1869. 9. Стб. 1392-1393; Амфилохий (Сергиевский-Казанский), еп. Надгробные памятники иноверцев, найденные в 1870 г. в моск. Даниловом монастыре//ЧОИДР. 1871. 10. С. 37-42 (отд. отт.: М., 1871); он же. О древних иконах в моск. Даниловом мон-ре св. ап. Петра и Павла, Владимирской Божией Матери с акафистами по полям и Семи Вселенских Соборов//ЧОИДР. 1871. 1. С. 20-23; 2. С. 28-31 (отд. отт.: М., 1871); он же. Летописные и др. древние сказания о св. блгв. вел. кн. Данииле Александровиче сыне св. блгв. кн. Александра Невского и о построенном за Москвою рекою Даниловском мон-ре//ЧОЛДП. 1873. 2. С. 14-26; 3. С. 30-56; То же//ДанБлаг. 1993. 1(6). С. 4-10; Н. Д. 600-летний юбилей Спасо-Преображенского собора Данилова мон-ря и Крутицкой успенской ц. в Москве//Церк. летопись «ДБ». 1872. 15. С. 239-240; Дионисий (Виноградов), архим. Св. блгв. вел. кн. Московский Даниил, основатель моск. Данилова мон-ря. М., 1897, 1993p; он же. Даниловский муж. мон-рь 3 кл. Моск. епархии в Москве. М., 1898; Денисов Л. И. Из истории моск. Данилова мон-ря//Моск. ЦВед. 1902. 13. С. 171-174; он же. Освящение храма во имя прп. Симеона Столпника при больничном приюте для монашествующих в Даниловом мон-ре в Москве. М., 1903; Скворцов Н. А. Археология и топография Москвы. М., 1913. С. 412-413; Димитрий (Добросердов), архиеп.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Валериан, мученик 53 Варвара, великомученица 143, 198 Варвара 77 Варсонофий Оптинский , преподобный 185, 327 Василий Великий , святитель 32, 57, 217 Василисса, мученица 53 Васильев Александр , протоиерей 316 Васильев Павел, священник 282, 284 Вебер М. 89, 124 Вейнберг A. A. 309 Вельяминов H. A. 293 Верещагин В. В. 229 Веселицкая Л. 228 Виктория, королева Великобритании 171 Виссарион, епископ Костромской и Галицкий 252, 254 Витте С. Ю. 117, 193, 279, 306 Владимир, равноапостольный великий князь 6 Волконские 145 Волочучин Н.283 Вонифатий, мученик 136 Восторгов И. И., протоиерей, священномученик 308 Вьяннэ Ж.-М. 77, 84, 89, 236, 344, 345, 347 Гагарины 145 Гадалов М. 240 Галактион, мученик 53 Гапон Г. А., священник-расстрига 100, 299 Гарской Н. 187 Георгий, отшельник 169 Георгий Победоносец, великомученик 158, 332 Гермиона, настоятельница Ключегорского Казанско-Богородицкого монастыря 169 Гиляров-Платонов Н. П. 88 Гоголь Н. В. 205 Гозовченко П. 184 Голицын Б., князь 152 Голицыны 145 Голубинский Е. Е. 6, 239 Гордиенко Н. С. 337 Грибоедов A. C. 342 Григорий Богослов , святитель 217, 327 Григорий X, папа римский 61 Григорий Нисский , святитель 31, 50, 53 Григорий Турский 217 Гризингер 183 Гурий, архиепископ Новгородской епархии 258 Давид, пророк 28, 30, 63, 108 Далматов Я. 285 Даль В. И. 198 Дамиан, бессребреник и чудотворец 234 Даниил, пророк 59, 330 Дария, мученица 53 Дарья 317 Дарья 163 Даффи И. 12 Дебольский Г. С., протоиерей 17 Диксон С. 106 Димитрий Ростовский , святитель 59 Дионисий Малый 54, 88 Дмитриев H., иоаннит 261, 281, 339 Добролюбов H. A. 98, 115 Доре Г. 225 Дорн, фон Г. 158 Достоевский Ф. М. 49, 56, 79, 273, 306, 326 Дремятский С., священник, 283 Ева 40, 45, 53 Евгения, секретарь о. Иоанна 195 Евдоким, архиепископ 327 Евдокия 237 Евдокия Леонтьевна 237 Евдокия, старица 164 Егор 134 Екатерина 133 Елизавета 317 Елизавета, племянница Сергиевой Е. К. 179, 180, 181 Елисавета Феодоровна, великая княгиня, преподобномученица 148 Елисей, пророк 59 Ефрем Сирин , преподобный 31

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Этот апокалипсис, составленный в VII в., был приписан сщмч. Мефодию Патарскому. Одной из целей его написания было утверждение превосходства Византийской империи перед лицом исламской агрессии. О его популярности можно судить по тому, что он сохранился до наст. времени, не считая переводов, в неск. десятках греч. рукописей, нетождественных по содержанию. 4 мировые империи соответствуют не металлам или зверям, а 4 ветрам; в сознании автора, по-видимому, речь идет не только об их следовании друг за другом во времени, но и о некоем одновременном сосуществовании ( Podskalsky. 1972. S. 54-55). Империи не те, что в Книге пророка Даниила. Так, в одном варианте текста 4 империи - это Эфиопия, Македония, Греция и Рим (BHG; N 2036a (Auctarium): Cod. Athen. 2187, f. 185, 22-25; Podskalsky. 1972. S. 55. Anm. 239). Для доказательства того, что власть ромеев продлится до конца времен, приводится известный текст из 2 Фес 2. 1-8, причем дополнительным гарантом этой власти является обладание Честным Древом Креста. Перед концом будет решительная битва с Измаилом, после чего римско-визант. император передаст в Иерусалиме свой царский венец в руки Христа. Появляющиеся с IX в. «Видения Даниила» включают переработки материала «Апокалипсиса Псевдо-Мефодия» и новые тексты. «Видение пророка Даниила об императорах, о последних днях и о конце мира» сохранилось только в слав. переводе. Арх. Гавриил, поставив Д. на вершине горы, показывает ему 4 больших зверей, выходящих из моря. Эти звери соответствуют 4 ветрам (влияние «Апокалипсиса Псевдо-Мефодия»), но также и 4 империям, начиная с «Исаврийской» (имеется в виду визант. имп. Лев III, правивший в 717-741). В конце пророчества появляется «сын погибели», к-рый убивает Еноха и Илию . В «Последнем видении Даниила» (Η σχτη ρασις το Δανιλ) ( Васильев А. Anecdota Graeco-Byzantina. M., 1893. C. 43-47) грядущие бедствия возвещаются «городу на семи холмах», т. е. К-полю, и всей земле. Явной зависимости от Книги пророка Даниила обнаружить не удается. Это произведение часто называется греч. «Апокалипсисом Даниила».

http://pravenc.ru/text/171183.html

Помимо монахов, пришедших с прп. Иосифом из Пафнутиева монастыря, братию составили постриженики из числа небогатых волоцких вотчинников. Представители семейств Белеутовых, Есиповых, Карамышевых, Кутузовых-Глебовых, Мечёвых, Мижуевых, Полевых, Ржевских, Ступишиных, Толбузиных и др. пополнили ряды вкладчиков и братии. К нач. XVI в. в И. В. м. проживали постриженики из числа приближенных волоцкого князя: дети боярские кн. А. А. Голенин, кн. Данило (Лупа) Звенигородский (мон. Даниил Звенигородский), инок Нил (Полев) , А. Н. Квашнин (мон. Арсений), Павел Голова, П. Тютчев (мон. Павел), Иона Голова (Иона Пушечников) и др. Прп. Иосиф свидетельствовал, что в мон-ре «почали стричи в черници добрые люди от князей и бояр и от детей боярских» ( Иосиф Волоцкий. 1959. С. 210; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 465, 467; Житие. 1903. С. 21, 24). При прп. Иосифе в обители проживали бывш. игумены Саввина Сторожевского мон-ря Иоасаф и Каллист. Основатель обители постригал и выходцев из «простой чади», и даже беглых холопов. В период игуменства прп. Иосифа в числе влиятельных старцев упоминаются Гурий, Варлаам, Иннокентий, Каллист Старый, Симеон, Дионисий и Феодосий Звенигородские, Вассиан и Геронтий (Ракитины), Зосима (Ростопчин), Варлаам (Чемесов), Варлаам (Пестрик), Игнатий (Огорельцев), Тихон (Ленков), Нил (Полев), Филофей Державин, Феоктист Крылошенин. В Послании вел. кн. Василию III Иоанновичу (ок. 1507) среди возможных преемников прп. Иосиф называл 10 старцев: «...пригожи к тому делу старец Касьян, Иона Голова, Арсеней Голенин, Калист бывшей игумен, Гурей бывшей келарь, Горонтей Рокитин, Геласей Сукаленов, Варлам Старой, Селиван келарь, Тихан Ленков». Наибольшим доверием прп. Иосифа пользовались, по-видимому, старцы Кассиан Босой и Иона Голова (см.: АФЗХ. Ч. 2. 6-8, 10, 22, 28-31, 36, 37, 39, 44, 49, 53, 60, 61; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 477, 486-487; Иосиф Волоцкий. 1959. С. 239-240). Приход прп. Иосифа Волоцкого на Волок Ламский. Клеймо рамы с Житием прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов (ЦМиАР)

http://pravenc.ru/text/673721.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010