Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ефрем Московский, прп. Описания иконы Ефрем Московский, прп. - житие В миру Ермола, происходил из старинного купеческого рода. Вероятно до 1425 года постригся в Троице-Сергиевом монастыре под именем Ефрем, «преобиде толикое богатство и таковый лик сынов, паче же благородием сущим и богатеем», но, не прижившись у Троицы, перешел в московский Андроников монастырь, где на собственные средства вместе с Андреем Рублевым выстроил в 1425-1427 гг. каменный Спасский собор. Позднее, после 1427 года, был настоятелем Спасо-Андроникова монастыря. Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря, преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем, а также святые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Все они своими мощами почивают на территории монастыря. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Иконописец Андрей Рублев и игумен Ефрем на строительстве нового Спасского собора. Ок. 1592 г. Российская государственная библиотека, Москва, Россия. Лицевое Житие преподобного Сергия [ф. 304, III, 21/М.8663 (Троицк. III-21)], л. 229 об. (л. 226 об. по изд. 1853 г.) Файл 17180.jpg:   Размер: 541x621, 0.34 MPix, 203 Kb. Дата: 2012-05-25, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (97) , (3) . Описание: Роспись иконописцем Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря. Ок. 1592 г. Российская государственная библиотека, Москва, Россия Лицевое Житие преподобного Сергия [ф. 304, III, 21/М.8663 (Троицк. III-21)], л. 230 (л. 227 по изд. 1853 г.) Файл 17181.jpg:   Размер: 530x573, 0.3 MPix, 207 Kb. Дата: 2012-05-25, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (90) , (2) . Описание: Преставление иконописца Андрея Рублева в Андрониковом монастыре.Ок. 1592 г. Российская государственная библиотека, Москва, Россия. Лицевое Житие преподобного Сергия [ф. 304, III, 21/М.8663 (Троицк. III-21)], л. 230 об. (л. 227 об. по изд. 1853 г.). Миниатюра представляет на фоне Спасского собора сцену оплакивания монастырской братией Андрея иконописца и игумена Ефрема, преставившегося вслед за ним, судя по локализации его смертного одра в правой части миниатюры. Файл 17182.jpg:   Размер: 541x673, 0.36 MPix, 239 Kb. Дата: 2012-05-25, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (89) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3249

   Истор. русск. церкви. Т. I вторая половина стр. 323.    Описание славян. рукописей Москов. Синод. Библиотеки. Отдел III стр. 239 и след.    История русской церкви Т. I, ч. 2 стр. 666.    Он помещен ниже в приложении 9.    Разности между тою и другою редакциею устава патриарха Алексия показаны отчасти ниже в приложении 11.    Опис. слав. рукоп. синод. библ. отд. III стр. 270 и 274. Переписчик устава 1398 года назван ошибочно в указателе библиотеки черногорцем вместо черворизцем. Но устав сей несомненно русского происхождения.    Списки студ. устава в русских библиотеках весьма редки, потому что он в XV веке заменен во всей России иерусалимским уставом.    Синаксари всех 3 уставов ниже в приложении 10.    Трус сей был в Царьграде в 869 году.    См. описание сего чина в «Описании слав. рукоп. синод. библ.“, отд. III. стр. 274.    Другие памяти славянские в сем уставе: июля 11 св. Ольги, 15 благов. кн. Владимира, 4 ноября освящение Софии в Киеве, 28 сент. св. кн. Вячеслава.    Находящиеся в нем памяти: 19 дек. св. Бонифатия, 20 марта Фотинии находятся на 1 месте в петров. прологе; 20 февр. Пафнутий, 31 марта Уар, Ферапонт 4 янв. находятся в древних евангелиях в сии дни.    Разнится от прологов только янв. 4, 80, февраля 16, 18, марта 2, 5, апреля 19, июля 5, августа 8.    Можно предисловие объяснять и так: «се устав есть студ. Монастыря», это предисловие грека какого-либо константинопольск. монастыря со студ. уставом, «и нас на се повелевшее», настоятель того монастыря.    Церковный устав Мансветова стр. 173. Труды Киев. Дуи. Акад. 1890 г. ч. I стр. 173. Иерусал. библ. Т. II стр. 433.    Иером. Феодосий Олтаржевский. Палест. Сборник 44 выпуск стр. 91.    Палестинск. монашество с IV-VI века иеромонаха Феодосия Олтаржевского. Правосл. Палест. Сборник 44 выпуск 1896 года.    Так определяет расстояния монастырей русский паломник игумен Даниил.    Труды Киев. Акад. 1890 г. 71 стр. 173.    Полнее об них у Мансветова в книге: Церковный Устав. Стр. 216.    См. Историю Афона. Труды Киев. Академии. 1873 г. февр. стр. 167.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостола Иакова, брата Господня по плоти, первого епископа Иерусалимского, которая и доныне ежегодно совершается на Востоке в день памяти сего Апостола (23 октября). Церковн. Истор. Иннокен. век IV, история Литургий. 215 Литургия Василия Великого совершается: в недели св. Четыредесятницы, кроме недели Ваий, в великий четверток, в великую субботу, в навечерие Рождества Христова и Богоявления, а если сии навечерия бывают в субботу, или в воскресение, то в самые празд­ники Рождества Христова и Богоявления, и наконец совершается Ли­тургия св. Василия Великого в день памяти его, то есть 1 января; всего – десять раз в году. А Литургия Преждеосвященных Даров св. Григория Двоеслова совершается только в дни св. Четыредесятницы, кроме суббот и воскресных дней. 218 В третьей четверти дня явилось на небе знамение креста со словами вокруг его: in hoc vince. Евсевий в жизни Констант. Вел. Церков. Истор. Иннокен. век IV. 221 Апост. пост книга VIII, гл. 12. Ириней против ересей, кв. IV, гл. 57. Трульск. Собор. прав. 32. 223 В первом ряду, первая частица полагается в честь и па­мять св. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, вторая – в честь пророков, третья – апостолов. Во втором ряду, первая час­тица – в честь святителей, вторая – св. мучеников и мучениц, тре­тья – преподобных. В третьем, первая частица – в честь и память бессребренников, вторая – в честь Богоотец Иоакима и Анны и дневного святого, третья – в честь святого Златоуста, или Василия Великого (смотря по тому чья Литургия совершается). 232 В каком порядке следуют одно за другим рядовые зачала, для ежедневного чтения из Евангелия и Апостола, о том сказано выше в отделении о Богослужебных книгах, в § о Евангелии и Апостоле. 239 Иосифа Флавия Древнос. Иудей., кн. VIII, гл. 8. Изъяснение на Литургию Дмитревского, стр. 96. 240 Сия песнь внесена в Литургию в VI-м веке, при Импера­торе Иустине. Истор. Кедрина и Сократа 9-й год Иустина. 248 Ис.6:3 . Возглас сей победной песни, равно как и многие другие возгласы служат продолжением молитвы, втайне священно­действующим совершаемой пред святой трапезой; а потому, для точного разумения возгласов, надобно выражения их пополнять снесе­нием с предыдущей молитвой втайне иереем творимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Примеч. К сугубой ектении прилагаются иногда, по требованию молящихся, предметы моления: или о болящих, или о путешествующих, или о прекращении общественных бедствий: бездождия, безведрия, губительного поветрия, брани и проч. В конце сугубой ектении возносится моление, между прочим, о труждающихся (κοπιντων или точнее, κοπιτων), именем которых в древности назывались гробокопатели, принадлежавшие к низшему разряду клириков 238 . 3) Литургия верных § 106. Общее содержание Литургии верных Литургию верных составляют следующие принадлежности: а) перенесение честных даров с жертвенника на престол для жертвоприношения и освящения; b) приготовление верных к достойному присутствию при совершении Божественного Таинства; с) совершение святого Таинства Евхаристии, при котором воспоминаются, в молитвенном возношении, отшедшие и пребывающие члены Церкви Христовой; d) приготовление верных к причащению и самое причащение Святыми Дарами, и наконец е) благодарение за причащение и обычное благословение на отпусте. § 107. Знаменование великого входа В начале Литургии верных, раскрывается св. антиминс на престоле для принятия честных даров. В перенесении их с жертвенника на престол, воспоминается снятие Пречистого тела Господа со креста, перенесение его с Голгофы ко гробу, и положение во гроб. Сей великий вход предваряется двумя краткими ектениями и двукратным после них возгласом: премудрость! напоминающим о важности наступающего священнодействия. В духовном знаменовании, великий вход с дарами означает торжественное шествие Иисуса Христа, Царя царствующих на вольную страсть и смерть нашего ради спасения, повторяемую в совершении Таинства Евхаристии. Как победителя ада и смерти, встречая и сопровождая, подобно встрече римских царей и вождей победоносных 239 , диакон возвышает св. Агнец на главе своей, перенося его с жертвенника на престол; а иерей предносит чашу с вином для имеющего совершиться освящения и преложения сих честных даров в тело и кровь Христову. Во время перенесения честных даров, верные преклоняют свои главы под святые Дары с тою же целью, с какою диакон возвышает св. Агнец на главе своей, яко да Царя всех подымем, то есть, что верующие, подклонившие главы свои под святые Дары, желают участвовать в торжественном сопровождении Господа Иисуса Христа, как Царя славы. За сим, если бывает соборное служение, иереи несут, как победные трофеи, знаки и орудия жертвенной смерти Господа, как-то: крест, копье, губу и лжицу в виде трости с вонзенной губой. § 108. Смысл и знаменование херувимской песни

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вологодского уезда, из-за Великого озера, Борисоглебского игум. Моисей , 1659. Сойгинской Екатерининской пустыня иг-нья Александра , 1665–72. Куфтыревской Троицкой пустыни строит. Игнатий , 1676. Сученской пустыни строит. Евфросин , 4 янв. 1684. III, 415; VI, 698, 180. Борисоглебского Сольвычегодского игум. Дионисий , 1548. В 1680 г. мнтрь упом. как церковь с попами. Лусской Пермцы 236 , Спасова Устьвожинская пустынь упом. в 1684.Строит. Даниил , в февр. 1704. VI, 328, 579. Спасской, на реке Вычегде, построен лета 7170-го, чёрным священником Филаретом ; существовал 1707. Покровской, в Пыелдине погосте, (Яренской), строит. Иоасаф , 1707. VI, 258, 1022. Игнатиевы пустыни строит. Григорий Неронов , 1665. Мнтрь запустел 1721. Южской волости, Спасской пустыни чёрный поп Григорий , в мар. 1659. Харитонцовой пустыни строит. Варсонофий , 22 мар. 1664. III, 298. Архангельской пустыни игум. Адам , 1737 и 38. III, 414; V, 376. Борисоглебская. III, 429. Боровинская. III, 464; VI, 1024. Белавиной: Строит. Иоасаф , 1738. – Аполлоний в 1818 перев. в Спасо-Суморин. – Иона , 3 нояб. 1834–37, 27 янв. перев. в Сямский. III, 530. Верхосицкая. III, 610. Вондожская. IV, 62. Дуниловой пустыни строит. Иосиф , 1764. IV, 72, Дедовская. IV, 76. Дюдикова. IV, 214. Зубовская. IV, 322. Кайсаровский. IV, 628. Коптев. IV, 774. Коровина пустынь. V, 13. Лешская. V, 21; VI, 958, 1022. Ломовская. V, 142. Негренской строит. Ефрем , 1702–4. V, 354; VI, 1032. Ножемская. V, 370. Орловский Устюжский. V, 465. Перевысьевская. V, 517. Перцова. V, 525. Песочного: Игум. Пимен , 1588. – Иосиф , 1626. Чёрный поп Рафаил , в июле 1659. Келарь Киприан , в февр. 1663. Строит. Филарет , 1729; после игум. Озерский. – Гавриил , 1738. – Дионисий , около 1760; в 1764 перев. в Сямский. V, 550. Печорская. V, 623. Кубенская. V, 670. Ржаницына. V, 733. Рябининой строит. Александр , 1738. VI, 69. Святолуцкая. VI, 184. Сольвычегодский Сретенский. VI, 239, 1047. Шуйская. VI, 366. Тиксненская. VI, 467. Ульяновская. VI, 606. Христофорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

323 После утрени Фотий лег отдохнуть. В это время в его комнате вдруг воссиял необыкновенный свет и святитель увидел пред собою Ангела Божия, который сказал ему, что Господь – «дал ему седмицу на рассмотрение его жизни и на распоряжение о пастве». – Русск. свят. Июль, стр. 24 327 Стебельского: Przydatek do Chronologii, т. III. – Максимовича: «Письмо о Князьях Острожских к графине А. Д. Блудовой». Киев, 1866 г., стр. 3. – Сравн. Кромера т. IX, стр. 239. – Крушинского: «Исторический Очерк Волыни». Житомир, 1867 г., стр. 61. 328 Максимовича II, о князьях Острожских, стр. 4. По представлению Польских писателей родословие Князей Острожских начинается собственно с Ярослава Святополковича, внука Св. Владимира, Князя Владимирского на Волыни, убитого в 1113 году под Киевом, во время воины с Владимиром Мономахом . – Этот Ярослав был дед Давида Игоревича, и как предполагают, родоначальник Князей Острожских. Папроцкого, Herby, 1099. Сравн. Стебельского Przydatek do Chronol. т. III, стр. 4 – 9. 329 См. родословную таблицу князей удельной системы в любой Русской Истории, напр. Иловайского: «Краткие очерки русской Истории», отд. II, стр 25; Максимовича II. «О князьях Острожских», стр. 4. 333 В конце Волынской Летописи между прочим читаем следующее: «В лето 6800 (1292 г.) преставися Пинский Князь Юрий, сын Владимиров, кроткий, смиренный... И плакася по нем Княгиня его, и сынове его и вси людие плакахуся по нем плачем великим». «Из сыновей второго Юрия, говорит Максим., с князя Димитрия и начинаются Князья Острожские». П. О князьях Острожских, стр. 6. 334 То, что некоторые и в том числе сам преосв. Филарет, архиеп. Черниговский в своих жизнеописаниях Русских Святых (см. м. Август, 28 д.) называют пр. Феодора не Даниловичем, а Васильевичем, есть не более как догадка Несецкого, который в своем Гербарии (т. III) помещает между Феодором и Даниилом еще некоего неизвестного Василия, на том, как объясняет Стебельский, основании, что 1) «помянутый Даниил жил будто бы только до 1349 года»; между тем известно, что Феодор процветал даже до 1432 года» – для какового продолжения времени Несецкому, по словам Стебельского, «показалось недостаточным, чтобы Феодор был сыном Даниила»; 2) «Он (Несецкий), по словам Стебельского, сам говорит, что он читал в правных памятниках Острожского (Иезуитского) коллегиума, будто Федор (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В Ипатской летописи под 1148 годом читаем: «и ведена бысть из Новагорода (дочь князя Святослава Ольговича за Романа) в неделю по Водохрещах месяца геньваря в 9 день». По изд. 1871 г. стр. 258. Путешествие иг. Даниила, изд. Арх. Ком. 56 «и в самый праздник воды крещения (вар. водокрещениа) бых на Иердане». Митр. Киприан пишет: «и на канон водокрещениа Василия же Великаго служба». Поучение новгородскому духовенству до 1395 г. Русской Исторической Библиотеки т. VI, стб. 235. В приведенных местах «водекрещами» и «водокрещением» называется праздник 6 января. Но в первой Псковской летописи обозначается подобным именем самый обряд освящения воды в этот праздник. «На самый праздник Крещения Господня князь великий Василий Иванович (в Новгороде в 1510 году) ... велел ити на реку на водокрестие ... а сам князь великий вышел со всеми бояры своими на реку на Волхов, а священники и дьяконы выидоша со кресты, в той день приспел бо праздник Крещения Господня: а владыка в то время не бысть в Новегороде и крестил воду владыка Смоленской да священники и воду окрестив до пошли ко святой Софии». Полное Собрание Русских Летописей т. IV. стр. 284. Отсюда мы видим и состав слова «водокрещи» – крещение воды в смысле ее освящения крестом. – Слово «крьстити» в древнерусском языке, как и современное «крестить» нередко означало – знаменовать крестом, благословлять, – благословение, совершаемое с крестным знамением. В Вопрошании Кирика (пол. XII в.) говорится: «а крестити на блюде, разве сочива вся: горох, бобы, сочевица ревифь»... Рус. Ист. Б-ки VI т., стб. 32. Благословенная кутья по умершем в Савиных главах называется «крещеное». Там же, стб. 57. В очень древнем переводе слова священномученика Панкратия говорится: «уставлено же есть кутиа в похвалу святым крестити в честь и кутиа за упокой умершим крестити а обеда и ужины крестити за упокой не уставлено ни водою покропити и ни яиц на кутью класти крестяще». Описание рукописей Московской Синодал. Библиотеки II, 3. стр. 68. Освящение воды называется тем же термином – «крьстити воду» уже в уставе XII стол. (Его описание в On. ркп. Моск. Син. Б-ки III, I, стр. 239–270). Водосвятие в навечерие Богоявления и в самый день называется теми же словами, что и в Псковской Летописи. Вот параллельные места, отчасти более древние. Путеш. иг. Даниила. Там же: «в полунощи же бывает крещение воде». Ипат. Лет., 1268 г. стр. 560: «сотвори же в ней (в Холмской церкви св. Богородицы князь Даниил) крестильницу крестити воду на Богоявление». Вопрос священнический по рукописи XV в. Рус. Ист. Б-ки. VI, 848 стб. «вода крестив, мочитилися людем во иордани? – Мочится». Стоглав глава 41, вопр. 6; по изд. Н.И. Субботина стр. 171–172 «святая вода крестити по правилам святых отец»... Ср. Срезневского, Материалы для словаря древ. русского языка, I, 1343 стб. Слово «водокрещи» встречается и в живом народном языке. По-белорусски оно произносится «водощи».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и буд. устроения земли было возвещено прор. Иезекиилем его современникам во исполнение приказания: «...для того и приведен сюда, чтоб я показал тебе это; все, что увидишь, возвести дому Израилеву» (Иез 40. 4). В том, что было явлено пророку, «новые элементы были перемешаны с формами Соломонова храма, и этим утверждается верность Бога Израилева, Который не допустит, чтобы погибло то, что Он некогда сотворил» ( Zimmerli. 1983. Vol. 2. P. 360). Это описание видения органично связано с др. текстами И. п. к., в первую очередь с главами 8-11, где речь идет об осквернении и о буд. разрушении храма; строящийся земной храм изображает небесное обиталище Яхве, о к-ром идет речь в 1-м видении Иезекииля (Иез 1). Возвращение в храм Божественной славы было бы непонятным без более ранних описаний того, как она покинула храм перед его разрушением ( Blenkinsopp. 1990. P. 193-194). Описание устройства буд. храма похоже на указания на постройку скинии, полученные Моисеем от Бога на горе Синай (это происходило, когда «слава Господня осенила гору Синай» - Исх 24. 16; 25-31), а повествование о том, как «слава Господа наполнила весь храм» (Иез 43. 5), является почти точным повторением того, что произошло при освящении Соломонова храма: «Когда священники вышли из святилища... слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар 8. 10-11). Т. о., все видение должно было стать для находившихся в рассеянии сынов Израилевых залогом буд. возвращения на родину, восстановления культа истинного Бога и получения Его милости. Описание «ворот города» (т. е. Иерусалима), названных по именам колен Израилевых (Иез 48. 30-35), напоминает указания о расположении станов Израиля в пустыне (Числ 2). Теперь «объединенный народ расположен вокруг святилища и черпает свое содержание из находящегося в нем Божественного присутствия» ( Zimmerli. Vol. 1. P. 238-239). А. К. Лявданский, Е. В. Барский И. п. к. в неканонической и межзаветной литературе Кроме И. п. к. прор. Иезекииль упоминается в Свящ. Писании лишь однажды. Говоря о праотцах и великих людях Израиля, автор Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, сообщает о видении Иезекиилю славы Божией, а также о том, что он «напоминал о врагах под образом дождя и возвещал доброе тем, которые исправляли пути свои» (Сир 49. 10-11; ср.: Иез 13. 13; 18. 21; 38. 22). В евр. тексте Сир 49. 10 др. текст: «Он [Иезекииль] упомянул и об Иове (  ), содержавшем все пути правды». Нельзя исключить, что греч. чтение возникло в результате того, что имя   было прочитано как   - «враг» ( Рождественский А. П., прот. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Введ., пер. и объяснение по евр. тексту и древним переводам. СПб., 1911. С. 756). В таком случае Сирах ссылается на Иез 14. 14, где упоминаются ветхозаветные праведники Иов, Ной и Даниил.

http://pravenc.ru/text/293579.html

Что касается, наконец, восточной границы Киевской епархии, – то она в XVI в. совпадала с восточными границами Виленского, Новогрудского и Киевского воеводства. Она захватывала почти всю губернию Виленскую 237 , значительную часть губернии Минской по город Минск и затем, переходя на левую сторону Днепра, в низовьях Десны и ее притока. Остра захватывала обширный Остерский повет 238 . Восточные границы митрополичьей епархии во весь рассматриваемый нами период оставались одни и те же. Только при Иосифе Болгариновиче эти границы отодвинулись дальше, так как при нем в состав митрополичьей епархии временно входила и епархия Смоленская, которой он заведовал до своего избрания в митрополиты 239 . Таковы были пределы, епархии Киевских митрополитов в период времени от половины XIII и до конца XVI века. Содержание: 2 Киевская митрополичья кафедра с половины XIII до конца XVI века 2 I Известия о посещении митрополитами Киева в XIII–XVI вв. и о Киевских митрополичьих наместниках 2 II. Судьба Киево-Софийского собора в рассматриваемый период 2 III. Поземельные владения Киевской кафедры в XIII–XVI вв 2 IV. Пределы Киевской митрополичьей епархии в XIII–XVI вв 5 По Ипатиевской летописи (182. 185) Кирилл отправился ставиться на митрополию в 1250 г., – в том году, когда Даниил Романович возвратился из орды. Но показание летописи в этом случае опровергается свидетельством современника, Плано-Карпини, который относит путешествие галицкого князя в орду к 1246 г. Значит, и путешествие Кирилла, в Грецию нужно относить в 1246 или 1247 г. (Карамзин, Истор. Госуд. Рос. изд. 1819 г. т. IV стр. 41). 7 Лаврент. 202–204. Ипат. 345–346. Новгор. I. 54. 63. Новгор. III, 224. Новгор. IV, 38, Соф. 186. 189. 191. 199 . Воскр. 172. С именем этого Климента связывается происхождение так называемой Софийской Кормчей, список который была сделан вскоре после вступления Климента на кафедру. Можно, отсюда, думать, что на соборе, созывавшемся в Киеве по случаю поставления Климента, м. Кирилл ознакомил епископов с полученной им из Болгарии Кормчей более подробно, чем это можно было сделать на соборе 1274 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

В этом положении, не обладая крупными привилегиями, Д. показал себя умелым организатором хозяйства, ему удалось накопить средства, на к-рые был приобретен ряд владений для митрополичьей кафедры (АФЗХ. Ч. 1. С. 70-74. 61-67; С. 79-81. 75; С. 102-102. 108; С. 142-144. 161). При Д. уточнялись границы митрополичьих земель (Там же. С. 112-113. 119; С. 253. 303), митрополичьи владения давались в оброк (Там же. С. 114. 122; С. 190. 216; С. 270. 314). Покровительство монастырям Д. способствовал укреплению положения мон-рей. В 1526 г. митрополит дал жалованную грамоту прп. Даниилу Переславскому, освободив от уплаты митрополичьих податей приписной к его обители храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1531 г. в Москве находился прп. Корнилий Комельский и испрашивал благословение Д. на построение храма в Сурской пуст. Д. благословил прп. Стефана Озерского († 1542) на строение храма и создание обители ( Верюжский. Вологодские святые. С. 423, 452-453). В 1537 г. в Димитриевом Прилуцком в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня муж. мон-ре по благословению Д. был построен собор, об этом сообщает надпись на камне в зап. паперти ( Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря/Испр. и доп. Н. Суворовым. Вологда, 1884. С. 16). В 1533, 1540 гг. митрополит дал жалованную грамоту в обитель прп. Саввы Сторожевского о невзимании податей с храмов, находящихся в монастырских вотчинах ( Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII в.//РД. 2003. Сб. 9. С. 430). Кроме того, Д. давал жалованные грамоты в Покровский на Богоне мон-рь в Переславском у. (АФЗХ. Ч. 1. С. 126. 139), в Антониев мон-рь в Переславском у. (Там же. С. 128-129. 143), подтверждал жалованные грамоты своих предшественников (Там же. 190. С. 173; 269. С. 238-239). Не забывал Д. и о месте своего пострижения и игуменства. Иосифову Волоколамскому мон-рю он пожертвовал 210 р. (на них были куплены «селцо Начапино, да Иванково, да Комяково, да Скурълово, да две пустоши: Ярилово, да Кузнечково»), «а за то быти корму в вторую суботу Великаго поста по всех православных христианех, доколе монастырь Пречистыя стоит, да другому быти корму на память митрополита Данила, на его преставление, доколе монастырь Пречистыя стоит». Позднее митрополит прислал 220 р., «а велел по старце Иосифе кормить сентября 9, а другой корм в Дмитреевскую субботу по всей братии, доколе монастырь Пречистыя стоит. Да иконы обложены: Спасов образ, да Пречистыя, да Предтечев, да тъцка и Евангелие сребрена, да сень у царскых дверей, а дал на то митрополит 100 рублев, а ворота Святые и зделали и подписали, а дал на то митрополит 60 рублев, а иконы обложены и ворота доспеты и подписаны при великом князе Василии Ивановиче всея Руси» ( Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. С. 24-25). Соборы 1525 и 1531 гг.

http://pravenc.ru/text/171216.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010