Послание 91(279). Разрешение различных вопросов «Вопрос 1». О пресвитере, диаконе и чтеце, держащихся православного образа мыслей, но имевших общение с еретиками по страху человеческому; можно ли совершать о них приношение, или всенощную, или молитву? «Ответ». Если они до смерти оставались в общении с еретиками, то нет; а если при исходе раскаялись и исповедали, что они были побуждаемы страхом, и наконец, если приобщились православных Святых Таин, то позволительно совершать о них вышесказанное. «Вопрос 2». О монахах и монахинях, подобным образом скончавшихся в общении с еретиками. «Ответ». Вышесказанный ответ пусть соблюдается и относительно таких, равно как и относительно мирян: мужчин, женщин и детей. Это сказано об умерших. Если же кто из всех упомянутых еще жив и раскаивается, отбрасывая страх с этого времени и решаясь злострадать за благо, то, если он пресвитер или диакон, должен быть отлучен от священнослужения до времени православного Собора, и после надлежащей епитимии пусть причащается православных Святых Таин. А сущность епитимии состоит в непричащении Святых Таин в продолжение такого времени или таких времен, как назначит налагающий епитимию; ибо невозможно сказать об этом определенно, потому что один от другого отличается и личностью, и познаниями, и занятиями, и возрастом. Если же то будет монах, или чтец, или монахиня, то по выполнении епитимии пусть тотчас будет даваемо Божественное Причастие; тоже и относительно мирян, – мужчин, и женщин, и детей. Очевидно, что и в отношении к ним нужно делать различие, смотря по личности, по достоинству и по возрасту, так что и в продолжение одной Четыредесятницы епитимия достаточна для принимающего ее. Ясно, что епитимия непричащения Святых Таин сопровождается и молитвами, и коленопреклонениями, и воздержанием от яств, по силам подвергающегося епитимий. «Вопрос 3». О приношении даров в монастырях мужских и женских. «Ответ». Нужно приносить, если они чужды общения с еретиками. «Вопрос 4». О причащении Святых Тайн монахами или монахинями самим от себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Во всяком случае, и особенно ввиду того что своими добродетелями ты превосходишь очень многих, я предполагаю, что ты перенес очень много огорчений и притеснений. Ибо где Божественные дарования обильны, туда [направляются] ожесточенные нападения противников. Однако, отче, и ты можешь сказать: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ). Тебе известно, как очень многие из братий, имена которых я охотно умолчу, покинули нас, возлюбив нынешний век. Увы, какое несчастье, какое поражение! Если свет, говорит Господь, который в тебе, тьма, то какова же тьма? ( Мф.6:23 ); и: если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? ( Мф.5:13 ) скажу в сокрушении и волнении. Этому учить тебя, отец, нет нужды. Оскуде мех, говорит пророк, всуе ковач сребро кует ( Иер.6:29 ). Сколько [ни наставляет] наш иерарх и истинный пастырь, сколько [ни убеждают] братия друг друга, всё бессильно: [достаточно] слабого порыва противного ветра, и душевный корабль целиком погружается в бездну нечестия. Такие да сподобятся позже как-нибудь подняться на поверхность и снова начать борьбу. А тебя Благой Бог да соблюдет в подвигах и трудах к великой пользе Церкви Его, к гордости Византиды 453 и славе монахов и, кроме того, в молитве обо мне, грешном чаде твоем, чтобы мне пребыть здравым, следуя вам, моим святым отцам. 91. К двум братьям грамматикам 454 (212) Мое письмо совершенно бессильно утешить горестные души, какими [стали] ваши, почтенные отцы мои, от искушения и темничных тягостей со стороны притеснителей. Но так как взаимное объяснение приносит облегчение, то я счел полезным теперь написать, дабы дать вам понять, что мое внутреннее настроение в сильной степени запечатлено любовью к вашей честности, в немалой степени озабочено вашей безопасностью и задумывается над тем, почему из всех прочих только вы оказались там в руках беззаконника, подвергающего ужасам преподобных Господних. О, Божие долготерпение, не отклоняющее вообще событий, дабы доказательство веры страждущих в Него явилось ярче золота, а стремительность действующих направилась бы по пути покаяния, то есть совершилось осуждение грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Мы живем здесь близ города 1206 с ведома царской власти, имея свидания с посещающими нас братиями и отцами нашими; свобода предписана добрым императором. А впредь как устроит Господь или повелит власть: здесь ли остаться или переселиться и удалиться в другое место, так и поступим. Только вы, держась своего дела, не переставайте молиться и о нашем смирении, чтобы нам не послужить соблазном для тех и других и для Церкви Божией (ср. 1Кор.10:32 ). Братий, безрассудно прежде отторгнувшихся различным образом, Преблагой Бог благоволил соединить с нами при помощи надлежащего увещания. И возрадовались мы, недостойные, великой радостью, что увидели глазами своими, чего не надеялись, как соединились разделенные члены, и празднуем праздник Господень, сходясь друг с другом, исповедуемся Господу и воздаем благодарность владыкам; ибо если не что иное, то сделанное для нас есть великий дар, а иначе мы не имели бы благоприятного сношения между собою, если бы [Col. 1341] не были освобождены из темниц и не находились в настоящем месте. Всё стеклось к нашему благу и стечется, убежден я, по вашим святым молитвам. Так как зашла речь о возвращении, то скажу, что возвратился (610) и соединился с нами между прочими, и еще более других, письмоносец, возлюбленный наш сын Климент, благоговейнейший игумен, принявший благосклонно всё, что следовало сказать ему, и во всем учинивший надлежащее оправдание, которым удовлетворившись, мы и приняли его в свои объятия от всей души, надеясь, что и он по этой самой причине послужит для нас, грешных, хвалою во спасение. Примите, прошу, и вы этого брата как братия, члена как члены, единомысленного как единомысленные. Ибо вы найдете его по благодати Христовой во всем правым и ищущим Бога. 434. К игумении никейской (II, 91) 1207 И прежде хорошая молва о твоем почтении побуждала написать к тебе письмо, и теперь на основании тех же похвал мы пишем и приветствуем досточтимость твою, одобряя и ублажая, что ты решилась ради Господа потерпеть скорби и притеснения, гонение на обитель и переселение в ссылку и прочие бедствия, в которых обнаруживается исповедание. Это достойно хвалы и признания; это подвиги и доблести невесты Христовой и, что еще восхитительнее, священное влияние на подвластных сестер, ибо и из них некоторые решились вместе с тобою терпеть лишения за исповедание, явили мужество, подверглись бичеванию и ссылке и прославили Бога в теле своем и в духе (ср. 1Кор.6 : 8). О, подвиги! О, прекрасное руководство! Каково начальство, таковы и подчиненные; какова учительница, таковы и ученицы. Тебе прилично сказать: «вот Я и дежи, которых дал Мне Бог ( Евр.2:13 ), доблестные, мужественные, скорее христолюбивые, чем плотолюбивые, вменившие все за сор, чтобы приобрести Христа ( Флп.3:8 ), посвятившие все члены свои Христу, чтобы угождать Любящему их». Вы вступили в сонм исповедников, увенчаны вместе с мучениками, судя по прошедшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Когда же снова возвращаемся [в должное состояние], какое чувствуем снова умиротворение и тишину, слаще меда, как бы достигшие пристани. Почему и удивления достойно, как мы, когда добродетель так сладка, любезна и достойна стремления, порок же горек, гибелен и отвратителен, пороком мы пленяемся, а не преобразуемся скорее в состояние совершенства. Но если мы и бываем побеждаемы часто по слабости [нашей] природы и потому, что прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его ( Быт.8:21 ), однако не будем ослабевать в том, чтобы снова возвратить себя [на добрый путь]. И Господь, видя труды [наши], сотворит отмщение ( Лк.18:8 ) за нас, и за то, что мы подвергаемся нападению, воздаст нам воздаяниями вечными, и за то, что мы терпим, увенчает нас венцом правды, поставит нас вместе со святыми и Царствия Своего удостоит, Ему же по­добает всякая честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 91. О том, чтобы смело выступать в борьбе с губительными демонами Братия и отцы. Мы еще продолжаем вести речь о том, чем и как окончится то, о чем и как мы говорим. И неудивительно, ибо душа обыкновенно останавливается на таких речах. Но, если угодно, оставивши многословие, займемся сами собой, и ночью и днем будем внимательно следить за борьбою, невидимо возбуждаемою против нас, чтобы, обращая внимания на войну телесную, мы сами не получили раны в душе. Кто же борющиеся с нами? Губительные демоны, духи злобы, мироправители тмы века сего ( Еф.6:12 ), которых число бесконечно и неистовство против нас невыразимо. Однако не будем ни бояться, ни ужасаться их: имеем и мы помощника в борьбе и заступника – Святого Духа и Господа нашего Иисуса Христа, Который недуги наши прият и болезни понесе ( Мф.8:17 ), Который в немже пострада... искушен быв может и искушаемым помощи ( Евр.2:18 ), к Которому взываем с дерзновением: суди Господи обидящия мя, побори борющия мя. Приими оружие и щит и востани в помощь мою. Изсуни меч и заключи сопротив гонящих мя ( Пс.34:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

9. Как же это? В силу подражания Тому, Кто победил его. Подражателями же Ему мы явимся, когда облечемся в смирение и кротость, как Сам Он говорит: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф. 11, 29 ). Если Он Царь и Владыка всяческих, естеством един препрославленный и всеблагой, восприял смирение, «послушлив быв Богу и Отцу даже до смерти, смерти же крестныя» (Фид. 2, 8); то что скажем мы? или сколько смирившись, уподобимся Ему мы, по естеству бедные и ничтожные? Если Он, устранившись от небес, сошел на землю, сколько нам надлежит устраниться от всего своего, чтоб хоть тень некая была подражания Ему? Если Он сделался младенцем и млеком отдаен был, и исполнял все законное, повинуясь родителям, как написано, сколько нам надо младенчествовать злобою, и повиноваться игуменам, чтоб хоть малою чертою казаться подобными Ему? Если Он алкал и жаждал, ходил пешком и утомлялся, сколько подобного нам следует потерпеть, чтоб подумалось, что переживаем нечто равное Ему? И наконец, если Он поношение приял и заушение, осмеяние и поругание, предательство и на суде стояние, бичевание и распятие, хуление и в ребра прободение, что и сколько подобного должно нам перенести, чтоб сказать, что подражаем Ему? Должно это всегда, братие, припоминать нам, и на Него взирая, смиряться безмерно, и если встретим что, в чем можем явить подражание Ему, примем то благодарно, если не встретим, взыщем того, именно – алчбы, жажды, осмеяния, поругания, уничижения, бедствования, нищества в одеянии, в обуви и во всем другом: чтоб таким образом мало-помалу подвигаясь вперед и восходя, созидаясь и назидаясь, высясь и превозвышаясь, «достигнуть в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова». 158. 1) Ублажив иноков, что чрез отречение от мipa, отстали они от наслаждений и утех, подобных мясопустным и призваны служить Богу в преподобии и правде, в чем истинное веселие и непрестающий праздник. – 2) Приглашает их не возвращаться более мыслью и желанием к тем котлам египетским, удостоверяя, что наша доля есть наиблаженнейшая. – 3) При коей ничего нельзя еще пожелать, разве только того одного, чтобы нам дал Бог благодушно переносить все скорбное и тяжелое в жительстве нашем, 91]

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Пусть умолкнут лжесвидетельствующие языки, восстающие на мир Божий и говорящие, что если эконом будет отлучен от священнослужения, то мы найдем причину к низложению нашего архиерея, как уже служившего вместе с низложенным, потом к осуждению и предшествовавшего святейшего патриарха 195 . Коварны уста, говорящие такое, это выдумка клеветников и ненавистников, не желающих исцеления приключившегося недуга Церкви. Нет, да не будет: мы и предшествовавшего патриарха принимали и принимаем и потому до смерти будем иметь общение с ним; и нынешнего архиерея принимали и принимаем, ибо за него ежедневно возносим молитвы. Пусть будет отлучен от священнослужения эконом, повенчавший прелюбодея, и тогда мы, как выше объяснили, будем служить вместе с ним, если он прикажет, в кафолической Церкви, каждый по собственному своему чину. И если это исполнится, то будет радость на небесах, мир в нашей Церкви Божией, раскол исчезнет, согласие ясно воссияет, архиерей наш будет увенчан похвалами так, что эта хвала его перейдет к последующим поколениям. Могущественные императоры наши вместе с драгоценными диадемами своими увенчаются ангельским славословием: священницы облекутся правдою, а тем более преподобнии, то есть монашествующие, радостию возрадуются ( Пс.131:9, 16 ). Владыка наш какую и сколь великую получит награду? Нужно ли говорить? Или лучше, чего не произойдет? Что приятное не (91) водворится? Прибавим к этому, что и сам [Col. 1017] эконом будет хвалим и прославляем и наследует за это великую милость и в настоящем веке, и в будущем. Мы же, грешные, будем припадать, и поклоняться, и благодарить, делом и словом воздавая ему, как архиерею, должное выше всякого человека, по-надлежащему. Для удостоверения же в сказанном представляем пространное письменное заявление о том, что после отлучения его от священнослужения по-прежнему, если мы тотчас не придем и не вступим в общение, как выше написано, да будет произнесен на нас приговор, какой вам угодно, и да не будет дозволено нам говорить более об этом предмете. Так не Ангел, не человек, но Сам Господь чрез нас влечет, и побуждает, и увещевает тебя. 33. К Льву, папе Римскому (I, 33) 196

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

е. вероятно назван он, как духовник, который в тоже время „прозорливого дара сподобился от Бога“ (Яковлев. Памятники рус. литер. XII и XIII в., 91). У Григоры словами πν. ν. называется также духовник-монах, „молчальник, муж святой жизни“ (Дю-Канжа, Appendix – „πνευματικς“, р. 155). Таким образом, начиная с Анастасия Синаита термин „духовный муж“ неизменно употребляется в применении к духовным отцам, принимающим исповедь, без различия – иерархического сана они, или простые монахи, и отмечает главным образом их высшие благодатные полномочия. 1577 Проф. Суворов, К вопросу о тайной исповеди, 101–102: ср. стр. 88 из анонимной статьи об исповеди „что не должно осуждать иерея справедливо или несправедливо“... „Если Бог ничего не соделывает через него (недостойного священника) то ты ни крещения не имеешь, ни в таинствах не учувствуешь, ни благословенного хлеба, ни отпущения греха не получишь“. У Никона Черногорца о „чистых“ говорится: „покаяния по крещению не приемлют“, (ibid. 643 об.–644). Феодор Студит, по-видимому имел в виду принципиальных противников исповеди, когда говорил в одном поучении братии: „хотя я и грешен, но всё открываемое мне есть свет. А тот, кто ходит во тьме неисповедания, так как не знает, где идёт, падает в пропасть; он думает – благоугождает Богу, а на самом деле прогневляет Его, сделавшись причиной соблазна и для других“. Огл. поуч. и завещание, изд. Оптиной пустыни. Μ. 1872, 47. 1578 Migne, P. G. XCV, 282; τος μαρτνοντας κα ατς προσιντας, νευ καρπο τινος μετανοας, νευ ερως αϑεντεας, νευ βαθμν τν τος κανσι τος κκλησιαστικος διηγορευμνων, τχιστα καθαρειν παντς μαρτματος παγγλλονται.“. Ср. Пандекты Никона Черногорца, Слово 52, л. 645 об. То же самое повторяется в сочинении Дамаскина о ересях (Migne, P. G. XCIV, 733). У Никона Черног. о мессалианах говорится: „кроме преданных нам заповедей в божественных писаниях прощают грехи и самому священству без церковных уставов дерзают прикасаться“ (Пандекты, сл. 52, л. 642 об.). 1579 Очевидно подвижник не признавал за этими мнимо духовными мужами богодарованной власти вязать и решить, саму же исповедь перед ними считал бесполезной. По крайней мере так рассуждали в последующее время. 1581 Например, об Афраате бл. Феодорит пишет: „Случалось видеть, что к нему сходились и облечённые властью и достоинством и состоящие в каком-л. воинском чине, и живущие трудами рук своих, вообще и простые и воины, образованные и незнакомые с наукой, живущие в бедности и обилующие богатством. Одни слушали предлагаемое молча, другие возражали, предлагали вопросы и продолжали речь“. Migne P. G. LXXXII, 1368; р. п. 96.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Смею помянуть об Авве Пахоме, и о том, что сам себя обнажил в Церкви, и о другом, кого подкрепил Авва Аполлос. Да и зачем мне приводить бесчисленные примеры, с какими подвигами и борениями искренние борцы выходили победителями, один так, другой иначе, но нигде огорчения, нигде малодушие, нигде потери мужества, пока не возмогали в немощах своих, мановением свыше отрывая нападки вражеские. Мы же, малодушные малодушно, беспечно и необученно говорим и делаем. – Я напоминаю об этом для того, чтоб возникнуть нам от упадка духа и стать бодренно и неподвижно, в уповании на Бога, поя каждый в себе: «аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю» ( Пс. 26, 3 ). 3. Не бойтесь страхований и страшилищ, какие иногда демон производит мечтательно ночью, показывая то или другое, преобразуясь и видоизменяясь, как вздумает; бывает, что он звук издает, и по имени зовет, вид льва принимает. Но ты смело уязви его небоязненностью, и увидишь, что он как прах разлетится. Если покажется он тебе высоким, равно с кровлею, и великим, обратись к молитве и, подобно великому Антонию, увидишь, как его не станет. Пусть покажется он идущим на тебя и нападающим, или жилище твое потрясающим и валящим на тебя, не страшись, и все пройдет, как самое мечтание. Случается же это с теми, кои подвергаются сему, от того что они боятся страха, где нет страха ( Пс. 13, 5 ). Внимайте же и не устрашайтесь того, что совсем нестрашно. Пусть паче от вас устрашается наводящий страхи, силою вашей упования на Бога и молитвы к Нему. 91. 1) Весна настала: блюдитесь, советую воздерживаться от вина, не есть досыта, и в город ходя быть осторожными, и оттуда не заносить в обитель мipckux речей. – 2) Кстати замечается о ходящих в огород, и требующих овощей против правила. 14] 4. Стойте твердо и неподвижно в уповании на Бога, и расторгши многосплетенные козни дьявольские, будьте выше страстей, попирая сласти и похотения плоти, девство же и чистоту ограждая и душевно и телесно. Видите, теперь время весеннее, в которое всякое одушевленное естество подвигается к живорождению .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Теперь время бдения, время бодрствования, время самопринуждения, и настолько сильного, чтобы быть готовым даже пролить кровь, как это показывает случай с одним преподобным отцом, который выплюнул кровавую слюну 91 . Итак, самопринуждение; и понуждающим себя принадлежит Царство Небесное (см. Мф. 11:12 ). Понуждайте же себя прежде всего за утреней. Как же? Вместе с билом 92 все сходитесь сразу, бодро и дружно, как будто вас сзывает Ангел для того, чтобы пением песней побеседовать с Богом, послужить Ему, принять не тленные или привременные какие-либо дары, но идущие от Бога и оживотворяющие [ваши] души. Вставши же, звучно, как бы в один голос, вострубите славословие Господу Богу, внимательно слушайте тропари, держитесь бодро за чтениями, на псалмах и песнях просвещайтесь душевной радостию и, таким образом, с пользой для себя совершайте службу, посрамляя диавола. Что бывает в противном случае, ясно само по себе. Вместе со всем этим нужно трезвенно творить молитву 93 , дабы, являясь пред Чистым чистыми, мы не помрачались, но просвещались еще более. Монашеское богослужение Кончилась утреня 94 – безмолвно выйдем. И кто пусть идет к своему уроку, не теряя, таким образом, через празднословие ( δια τς ργολογας) полученной от псалмопения пользы, но присоединяя к этому и учение 95 . Другой же, если он хочет отдохнуть, пусть идет к своей постели и там пусть перекрестится, благообразно ляжет, читая псалом, размышляя в себе, чтобы не потерпеть искушения от искусителя. Ибо демоны любят после утрени смущать наши души, так как мы их утреней напугали, и они желают в зле погубить то, что мы приобрели. Для этой цели они помрачают разум, возбуждают утомленное уже псалмопением тело и устраивают скверные вдвоем беседы и соглашения, а иногда даже и удаление в тайное место. Но им страшен тот, кто владеет собой, кто берется еще за другое какое-нибудь дело и не бросается тотчас же на свою постель, если его не клонит сильный сон, – такой человек остается свободным от искушений. После этого все бодро и чинно являйтесь на первый час 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Но больно видеть, что к злодеям присоединяется еще и вместе с ними строить ковы против Своего Учителя Его ученик. Это безумный Иуда! Будучи раньше светильником, теперь он потух; некогда причастный к высокой жизни, он, как денница, ниспал оттуда (ср. Ис. 14:12 ); прежде бывший целителем, теперь сам весь в язвах; облеченный званием апостола получает прозвище отступника; раньше принимавший неизреченные Тайны, теперь делается помощником диавольских замыслов. Какая бесчеловечность! Какое неразумие! Как это он перезабыл такие блага? Как он дошел до такого безрассудства? Зло все может сделать: развратив главную силу человеческой души – разум, оно понемногу доводит человека до безумия. Поэтому-то бесстыжий Иуда кидается на своего учителя, возвеличивает на Него, по-псаломски, запинание ( Пс. 40:10 ), коварно ведя себя, возлагая на Него слово законопреступное ( Пс. 40:9 ) и называя бессмыслицей возлияние на Него мира ( Мф. 26:8 ). Точно таковы же вот и нынешние предатели истины и разорители священного послушания: они тоже лепечут всякие выдумки, чтобы только как-нибудь обелить себя и оправдать свое отступничество. Иуда-предатель Иуда после такого начала за несколько сребреников продает своего бесценного Учителя: не постыдившись близости от Него за вечерей, не изумившись пред умовением ног, не задумавшись даже над обращенным к нему намеком на его предательство, позабыв, что он так любил носить вверенный ему ковчежец ( Ин. 13:5–29 ), он откалывается от лика учеников и соединяется с вождем демонов; захватив с собою всю спиру ( Ин. 18:3 ), ночью на любимом месте ( Ин. 18:2 ) захватывает и коварным лобзанием ( Мф. 26:49 ) предает Господа славы ( 1Кор. 2:8 ). Но мы, братия и чада, возьмем образцом для подражания себе прочих апостолов, не оторвемся от своего союза и, давши обещание умереть за заповедь, (91) действительно умрем за нее, нисколько не пугаясь того, что некоторые из нас откалываются или отрываются. Так-то вот подстроено было предательство. Христос же наш и Господь, после того как толпа с криком, подталкивая, повлекла Его ко двору архиерея и когда там поставили Его пред Каиафой, допрашивали, старались поймать в каком-либо преступлении, насмехались, били, а потом повели и отдали Понтийскому Пилату игемону ( Мф. 27:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010