Пути премудрости нет конца; она шествует выше и выше, пока не соединит последователя своего с Богом (прп. Исаак Сирин , 58, 89). Источник. Будь невеждою в мудрости своей; а не кажись мудрым, будучи невеждою (прп. Исаак Сирин , 58, 302). О, как удивительна ты, мудрость, как издалека все предусматриваешь? Блажен, кто обрел тебя (прп. Исаак Сирин , 58, 374). Источник. Начало Божественной премудрости – скромность и кротость, которая свойственна великой душе и носит на себе немощи людей (прп. Исаак Сирин , 58, 410). Источник. Праведник немудрый – светильник при солнце (прп. Исаак Сирин , 58, 414). Источник. Мудрый советник – стена упования (прп. Исаак Сирин , 58, 415). Мудр муж тот, кто внимает себе и спешит очиститься от всякой скверны (авва Фалассий, 91, 300). Христианин умудряется сими тремя путями: заповедями, догматами и верою. Заповеди отрешают ум от страстей, догматы вводят его в познание Сущего, а вера – в созерцание Святой Троицы (прп. Максим Исповедник , 91, 220). Мудрый, и уча и учась, желает учиться и учить одному полезному; а кажущийся мудрец, и вопрошая и вопрошаемый, предлагает одно то, что питает любопытство (прп. Максим Исповедник , 91, 232). Явно же, что тот премудр, кто, оставя плоть, как тленное нечто, весь прилепляется к духу, как нетленному (прп. Максим Исповедник , 91, 235). ...Того называю я мудрым, кто ведет незапятнанную и безукоризненную жизнь (прп. Феодор Студит , 92, 173). ...Любовь... оказывается иной помощницей уму, почившему от неразумного пристрастия к чувственным вещам, тем, что возбуждает ум к словесам премудрости (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 177). ...Будь буй из любви к Богу, если желаешь быть премудрее Соломона (прп. Никодим Святогорец , 70, 35). Источник. Что такое плотское мудрование? – Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 90). Источник. ...Хотящий получить небесную премудрость должен оставить свою собственную, земную, как бы она велика ни была, отречься от нее... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 116).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Прелесть ...Кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа; поскольку, надменный гордостию, не следует Учителю смирения... Посему то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями, и для сего с величайшею надменностию разглашали о себе, что они уже заслужили или надеются скоро получить эту благодать (прп. авва Нестерой, 56, 445). Находясь в искушении, чувствовал я радость, слезы и утешения и по младенчеству думал, что это плод духовный, а это была прелесть вражия (прп. Иоанн Лествичник , 90, 523). Источник. Никто пусть не думает, что он действительно сделался чадом Божиим, если не стяжал еще в себе Божеских черт (прп. авва Фалассий , 91, 300). ...Не допускайте самолюбия, саморассуда, своеумия, ибо слово отеческое все такое почитает источником всяких прелестей... (прп. Феодор Студит , 92, 140). ...Она для многих, по множеству и разнообразию ее козней и осечений, неудобораспознаваема и почти непостижима. Прелесть, говорят, в двух видах является, или лучше, находит – в виде мечтаний и воздействий, хотя в одной гордости имеет начало свое и причину. Первая бывает началом второй, а вторая началом третьей, еще – в виде исступления. Началом мнимого созерцания фантастического служит мнение (притязательное на всезнайство), которое научает мечтательно представлять Божество в какой-нибудь образной форме, за чем следует прелесть, вводящая в заблуждение мечтаниями и порождающая хуление, а далее наделяющая душу страхованиями и наяву, и во сне. Ибо за возгордением следует прелесть (от мечтаний), за прелестию – хуление, за хулением – страхование, за страхованием – трепет, за трепетом – исступление из ума. Таков первый образ прелести от мечтаний. Второй образ прелести в виде воздействий бывает вот каков: начало свое имеет она в сладострастии, рождающемся от естественного похотения. От сласти сей рождается неудержимость несказанных нечистот. Распаляя все естество и омрачив ум сочетанием с мечтаемыми идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действа своего и делает помешанным. В сем состоянии прельщенный берется пророчествовать, дает ложные предсказания, предъявляет, будто видит некоторых святых, и передает слова, будто ими ему сказанные, опьянен будучи неистовством страсти, изменившись нравом и по виду став как бесноватый. Таковых миряне, духом прелести водимые, называют блаженными, юродивыми: они приседят и пребывают при храмах святых некиих, ими якобы будучи одуховляемы, воздействуемы и мучимы, и от них людям возвещая откровения; но их следует прямо называть бесноватыми, прельщенными и заблуждшими, а не пророками, предсказывающими и настоящее, и будущее. Бес непотребства, омрачив их ум сладострастным огнем, сводит их с ума, мечтательно представляя им некоторых святых, давая слышать слова их и видеть лица.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Самонадеянность ...Во всяком случае отсекай волю свою, не надейся на свою правду, но всегда имей перед очами грехи свои (прп. авва Исаия , 59, 208). Кто надеется на правду свою, и последует воле своей, тот не избежит козней вражеских, не найдет себе покоя, не уразумеет своих недостатков, и трудно ему получить милость Божию в час исхода своего из тела (прп. авва Исаия , 89, 59). Не надейся на силу свою – и помощь Божия будет сшествовать тебе (прп. авва Исаия , 89, 351). Горе тому человеку, который полагается на собственную силу свою, или на подвиг свой, или на природные свои дарования, а не возлагает всей надежды своей на Бога; потому что от Него единого крепость и сила (прп. Ефрем Сирин , 35, 464). Да не надеемся же на самих себя, ибо Писание говорит, что надеющийся на себя самого падет падением ужасным (см.: Притч. 11, 28 ) (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 174–175). Источник. ...Прельстились те, которые, возложив упование на самих себя, сочли, что не имеют нужды ни в каком путеводителе... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 3–4). ...Но слышу, что иные из вас, по самонадеянности, держат себя небрежно: смотрят бесстыдно друг на друга, пустословят и смеются; иные же сплетают руки с руками и прикасаются устами к устам и щеками к щекам. Плача сие достойно. Ввяжет ли кто огнь в недра, риз же не сожжет ли? Или ходити кто будет на углиех огненных, ног же не сожжет ли? ( Притч. 6, 27–28 ). Так и такие дела делающий не останется без падения... (прп. Феодор Студит , 92, 309). Источник. Не увидеть тебе двора мира в благостыне помыслов и не войти в храм любви с радостию во всякой милостивости и тихости сердца, пока надеешься на себя и на дела свои (прп. Никита Стифат , 93, 95). Хотя бы ты все, относящееся к деятельной жизни, прошел, не надейся на себя при этом, будто достиг уже бесстрастия и можешь беззаботно вращаться в мире; чтобы в таком случае, набрав страстных видов, по возвращении к себе, не встретил ты в этом чего-либо неблагоприятного порядкам жизни своей. Но всегда, под пестунством страха, усердно пекись о своем изменчивом и превратном естестве, благоразумно удаляясь от причин страстей. Ибо бесстрастие, в высшей степени неизменное, бывает лишь в достигших совершенной любви и непрестанным созерцанием держимых выше всего чувственного и восшедших на верх смирения, которых уже не касается пламя страстей, пресекаемое гласом Господа, ради преложения их (совершенных) в нетление (прп. Феогност, 91, 384–385).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

усиливается вторгнуться в вас и восхитить душу вашу в пагубу, но места не находит... видя, что вы, как стеною, ограждены законом Господним... ... ставит сети и звероловные засады устрояет, стараясь навести вас на них, но не достигая сего, раздирается злобною досадой, видя, как вы расстроиваете все его ковы исповеданием (прп. Феодор Студит , 91, 348). ... нет места там, где силен страх Божий, где блюдется исполнение заповедей, где в действии все обычные уставы нашей жизни и охотно приемлются и исполняются епитимии (прп. Феодор Студит , 91, 348). внушает одно худое, какою бы благовидностью то ни прикрывалось, – только то, что ведет или к гордости, или к зависти, или к похоти плотской, или невоздержанию и ко всему тому, что оскверняет душу (прп. Феодор Студит , 91, 349). ...Если сатана воистину смерть есть, ложь и пагуба, то склонение на его внушение как не будет смертью, тьмою и пагубой? (прп. Феодор Студит , 91, 359). К преодолению... брани ничто так не сильно, как молитва, слезы и сокрушение сердца (прп. Феодор Студит , 91, 570). Цель у демона борющего – неотступностью брани ввергнуть нас в уныние и расслабление, чтобы мы отказались от противостояния ему (прп. Феодор Студит , 91, 622). Обычай есть у всегда воюющих против нас бесов, посильным для нас и удобоисполнимым добродетелям полагать преграды, а к непосильным и безвременным... сильное влагать стремление... Но мы да не неразумеваем умышлений их (ср.: 2Кор. 2, 11 ), ведая, что все в свое время и в своей мере делаемое – хорошо, все же безмерное и безвременное – вредно (свт. Феодор Едесский, 90, 322). Тех, кои вращаются в мире и встречаются с предметами страстей, бесы борют, увлекая их на дела страстные, а тех, которые в пустынях живут, где нет таких предметов, возмущают помыслами страстными. в этом втором виде брани гораздо труднее одержать победу, чем в первом. Там для дела требуются время, место и прочее удобство, ум же в помыслах своих удободвижим и неудержим. В противоборство сей невидимой брани дана нам чистая молитва, в коей и заповедали нам пребывать непрестанно. Она делает ум сильным в брани и всегда готовым к ней, так как может быть совершаема и без участия тела (свт. Феодор Едесский, 90, 322).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Поэтому да положат конец таковым речам, и не вооружают языка на девство, но да чествуют его как царицу, ему да подчинятся, чтобы иметь в нем и защитника и ходатая. Солнцу, если употребить небесные образы, уподобить можно любителей девства, луне – любителей воздержания, и звездам – возлюбивших и соблюдших честный брак, наипаче же по приговору богомудрого Павла, который говорит: ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам ( 1Кор. 15, 41 ) (прп. Исидор Пелусиот , 61, 348–353). Источник. Девство божественно и преестественно, законный брак честен, а блуд беззаконен; почему первое достойно небес, второй – земли, а третье – ада; первому уготован венец, второму – соразмерная похвала, а третьему – наказание (прп. Исидор Пелусиот , 62, 304). Девство есть величайшая добродетель, досязающая самого верха небес (прп. Феодор Студит , 91, 494). ...Девству, как наследие, вверяется благая часть... И в Царствии Небесном девству отдается первенство (прп. Феодор Студит , 91, 542). ...Девство есть царица добродетелей (прп. Феодор Студит , 91, 542). ...Чем выше и преестественнее дело сие , тем сильнее губитель жизни нашей, диавол, напрягается низложить нас, паче других страстей, противоположною ему страстию (прп. Феодор Студит , 91, 543). ...Велико и преестественно есть дело девства: оно соприкасается с ангельским жительством и вводит человека в первоначальное состояние, имевшее место в раю, когда ни брака не было, ни рабства, но жизнь некая текла безнуждная и беспечальная (прп. Феодор Студит , 91, 605). Не говори в сердце своем: невозможно мне прочее стяжать чистоту девства, после того как я столько раз растлевал себя и подпадал неистовству тела. Ибо где приложены будут болезни и труды покаяния со злостраданием и теплотою душевною и источатся реки слез умиления, там все твердыни греха разрушаются, всякий огнь страстей угасает и совершается новое свыше рождение наитием Духа Утешителя; и душа опять соделывается палатою чистоты и девства, в которую преестественный Бог, снисшедши во свете и радовании неизреченном, и как на престоле славы восседши на высоте ума ее, дает мир сущим в ней силам... (прп. Никита Стифат , 92, 135). Нет другого столь великого подвига, как подвиг целомудрия и девственности. Честно хранящий безбрачие составляет предмет удивления для Ангелов и увенчивается не менее мучеников. Ибо от того, кто, будучи связан плотию и кровию, всегда старается подражать безвещественности бесплотных посредством чистоты, сколько требуется трудов и потов? И воистину столь велико и высоко это дело, что было бы невозможным, как вышеестественное, если бы Бог свыше не являл Своего заступления, укрепляя и утверждая немощное и бренное естество и некиим образом от земли восставляя его божественною любовью и упованием обетованных воздаяний (прп. Феогност, 90, 396).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Будь подальше от гордости и облекись в смиренномудрие... и радость и веселие пребудут на главе твоей (прп. Феодор Студит , 91, 166). Источник. ...Не гордитесь, потому что чрез гордость вы находитесь под мечом греха... (прп. Феодор Студит , 91, 180). Чрез нее ниспал с небесных высот и ангельской светлости ныне искушающий всех нас дракон, и из нее, как из какого корня, произросли мириады лоз греховных (прп. Феодор Студит , 91, 341). Гордыня ума – первое из зол и последнее (прп. Феодор Студит , 91, 341). Источник. В душе смиренных упокоевается Господь, в сердце же гордых – страсти бесчестия... (свт. Феодор Едесский, 90, 353). ...Когда выйдет он из ума по причине гордости своей, тогда делается орудием диавола во всех своих словах и делах и становится врагом Богу (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 269). Надобно знать, что гордость рождается в душе человека от неведения себя самого, порождающего самомнение, по коему думают, что имеют нечто, тогда как ничего не имеют; и она растет вместе с возрастом человека (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 268–269). Источник. ...Когда увидишь, что какой-либо человек гордится, знай, что по мере гордыни его он страдает и нечувствием душевным, и пожалей о нем; ибо кто болеет и не чувствует, что болен, тот близок к смерти. Таков этот грех, ввергающий душу в смерть, ибо гордый есть больной бесчувственный, который... не сознает и не чувствует своей болезни, а это и есть смерть души. Случись, что кто-либо из таковых еще привык учить и вразумлять других, – то это уже законченный мертвец, для которого не требуется более врача (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 269–270). Источник. Кто верует, тот не гордится, но, подражая Господу, притрудно взыскивает смирения, как и Господь (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 436). Источник. Как диавол есть воплощенная гордыня и гордость является его злой стихией, – почему, примешиваясь, она и одерживает верх и сводит на нет всякую человеческую добродетель, – так и (напротив) смирение пред Богом есть добродетель добрых Ангелов, и она одерживает верх над всякой человеческой греховностью, приключившейся споткнувшемуся: ибо смирение является колесницей восшествия к Богу, подобно оным облакам, которые имеют поднять вверх к Богу тех, кто будет пребывать с Богом в нескончаемые веки... (свт. Григорий Палама , 26, 28). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Искушение непроизвольное душу (разумно его встречающую) утешает, а плоть тяготит печалью (прп. Максим Исповедник , 91, 301). Искушение, в области произволения устрояющееся, душе печаль причиняет, а чувственности доставляет удовольствие... (прп. Максим Исповедник , 91, 301). Совершен тот, кто с произвольными искушениями борется воздержанием, и непроизвольные переносит терпением... (прп. Максим Исповедник , 91, 302). Кто приражение невольных искушений, подобно блаженному Иову и доблестным мученикам, переносит с непоколебимым мудрованием, тот есть светильник сильный и сам хранящий неугасимый свет спасения, силою, от Господа приемлемою (прп. Максим Исповедник , 91, 304). Смежи очи души своей, когда искуситель наведет какое воображение непотребное (прп. Феодор Студит , 92, 90). ...Не допускайте, чтобы возобладало над вами в угоду диаволу, и не внимайте коварным и злым внушениям сего врага... (прп. Феодор Студит , 92, 166). искушениях я всегда поступал так: возлагал все упование мое на Бога, Коему давал и обеты отречения, и Он скоро избавлял меня от всякой нужды. Почему, брате, я теперь никакого уже о себе промышления и не творю; но зная, что Он печется обо мне, очень легко переношу находящие на меня искушения. И только то одно Ему от себя приношу, чтоб непрестанно молиться. Немало помогает при сем и то упование, что, чем большие нападают скорби и беды, тем большие они готовят венцы терпящему, ибо у Праведного Судии те и другие уравновешивают себя взаимно. Ведая сие, брате, не поддавайся малодушию. Вступил ты в среду брани, чтоб бороться, и борись, воодушевляясь и тем, что тех, кои за нас ратуют против врага Божия, очень много, больше вражеских полчищ. Да и как можно бы было нам осмелиться противостать такому страшному супостату рода нашего, если бы державная десница Бога-Слова не обымала нас, не ограждала и не покрывала? Как бы выдержало человеческое естество наветы его? (прп. авва Филимон, 91, 369). Христианину, право верующему в Бога, не следует беззаботно предаваться беспечности, но всегда ожидать искушения и быть готову встретить его, чтоб, когда придет, не изумляться и не смущаться... (прп. Илия Екдик, 91, 422). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Всякий почти грех бывает ради услаждения самоугодия, и потому истребляется злостраданием и печалованием – вольным или невольным – по действу покаяния или по действу беды какой, смотрительно Божиим о нас Промыслом наводимой (прп. Максим Исповедник , 90, 185). Не одинаково должно судить о согрешающих тем же по действию грехом, но различно (судя по причине согрешения), ибо иное грешить по навыку, а иное по внезапному, неудержимому увлечению. В последнем случае человек ни прежде греха не имел мысли о нем, ни после греха не имеет влечения к нему, а, напротив, весьма скорбит и мучится о случившемся. Совсем не то бывает с тем, кто грешит по навыку, ибо он и до греха не переставал грешить мысленно, и по совершении его в том же остается расположении (при. Максим Исповедник , 90, 208–209). Никто, согрешая, не может представлять в извинение греха немощь плоти. Ибо единение с Богом-Словом, разрешением клятвы, восстановило в силе все естество, сделав таким образом неизвинительным для нас склонение произволения на страсти. Божество Слова, будучи всегда по благодати соприсуще верующим в Него, заглушает закон греха сущий во плоти (прп. Максим Исповедник , 90, 277). ...И неразумные животные, поскользнувшись однажды и дважды в каком-либо месте, избегают его, или осторожно обходят, чтоб не впасть в ту же беду... Ужели попустим себе оказаться худшими неразумного естества, любя ту же страсть, от коей случился грех, и ища той же стремнины и того же рва, где совершилось падение? (прп. Феодор Студит , 91, 347). ...Грех есть матерь смерти... грех и ныне всякого, зачинающего его, предает вечной смерти (прп. Феодор Студит , 91, 619). ...Опасно заблуждаются мечтающие совершаемыми ими подвигами и силою воли своей упразднить грех, упраздняемый одною благодатию Божиею (свт. Феодор Едесский, 90, 334). Соперник нашей жизни, диавол, разными помыслами умаляет грехи наши и часто покрывает их забвением, чтоб мы послабили себе в трудах и не думали более оплакивать свои падения. Мы же, братие, не дадим себе забыть о своих падениях, хотя бы казалось, они прощены уже нам в силу покаяния нашего, но всегда будем памятовать о грехах своих и оплакивать их не перестанем, чтобы, стяжав себе, яко добрую сожительницу, смирение, избежать нам сетей тщеславия и гордости (свт. Феодор Едесский, 90, 336).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Слово же мудрости мирской всегда позывает человека к славолюбию, потому что оно не имеет возможности дать чувству опытно ощутить благо от себя (которое насыщало бы сердце), и взамен того дарит своим питомцам любовь к похвалам людским, будучи и само изобретением людей тщеславных. Таковое свойство духовного слова Божия мы и сами непогрешительно познаем, если часы, в которые не имеем нужды говорить, будем проводить в теплой памяти Божией, при беспопечительном молчании (блж. Диадох, 90, 12). Источник. ...Если кто не смирит себя крайне самоуничижением, то не может достойно разглагольствовать о величии Божием (блж. Диадох, 90, 12). Источник. Как блаженный Давид, играя на гуслях, успокаивал давимого злым духом Саула (см.: 1Цар. 16, 23 ), так всякое слово духовное, сладостное по проникающим его мысленным созерцаниям, успокоивает страждущий эпилепсией ум, освобождая его от давящей его злой совести. Чермен, добрыма очима ( 1Цар. 16, 12 ), подобно великому Давиду, есть тот, кто при светлости жизни по Богу имеет светозарное подобно ей и слово ведения. В таких добрая деятельность сочетавается с созерцанием, – и первая блестит разными видами добродетелей, а вторая светит божественными помышлениями (прп. Максим Исповедник , 90, 241). ...Слово строгое, не со смущением и страстью, а щадительно и с любовью сказанное, бывает спасительным врачевством (прп. Феодор Студит , 91, 117). ...Для чего говорится поучение?., для того, чтоб вы вникли в говоримое, всею душою прияли силу слова и плод принесли благодатию Христовою... (прп. Феодор Студит , 91, 246). Доброе дело проповедать пред всеми милость Божию и возвещать братиям своим великое Его благоутробие и неизреченную благодать, какую имеет Он к нам (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 21). Источник. ...Скажи мне, прошу тебя, кто бы ты ни был, не желающий учиться тому, что касается Бога и божественных вещей, а покушающийся паче учить о том, – скажи мне, вышел ли ты из ада, т. е. из греха, и вступил ли на поверхность земли? Также, как случилось тебе выйти из сего ада, по каким ступеням восходил ты оттуда и кто были твои помощники и споспешники? Был ты смраден и источал тление или, лучше скажу, смерть господствовала в тебе и ты был мертв, – скажи же мне, каким способом ожил ты? Как победил ты смерть греховную и убежал из рук ее? И опять после того, как, вышедши из ада, вступил ты на землю, скажи, каким способом избавился ты от тления и клятвы? И еще, как поднялся ты с земли и востек на небо? На какую колесницу воссел ты, или какое облако взяло тебя от земли? Открой нам все это и расскажи; и тогда мы примем тебя, если и о Боге будешь вести беседу со страхом, мерно и сдержанно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Уму, научившемуся разумно избегать невидимых схваток или столкновений (с невидимыми врагами), не следует ни приступать к естественному рассуждению, ни что-либо другое делать во время нападения злых сил, но только молиться, утомлять трудами тело, пресекать со всем тщанием вещественное мудрование и блюсти стены града, разумею, – сторожевые душевные добродетели, или способы хранения добродетелей, т. е. воздержание и терпение, чтобы как-нибудь враг, прельстив душу десными и похитив ее склонение на свою сторону, не отдалил ее от Бога, напаяя ее развращением мутным ( Авв. 2, 15 ), и мнимым добром не увлек сердца, ищущего лучшего, к худшему (прп. Максим Исповедник , 90, 269–270). Демоны ни целомудрия не ненавидят, ни постом не гнушаются, равно как ни раздаянием имений, ни странноприимством, ни псалмопением, ни прилежанием к чтению, ни уединением, ни высокими умозрениями, ни спанием на голой земле, ни бдением, ни всем другим, чем характеризуется жизнь по Богу, – пока целью таких дел поставляется что-нибудь им угодное (прп. Максим Исповедник , 90, 280). Демоны, борющие при недостатке добродетели, суть те, которые научают блуду и пьянству, сребролюбию и зависти, а при добродетелях борющие суть те, которые научают самомнению, тщеславию и гордости и таким образом через десное скрытно насевают в нас шуее (прп. Максим Исповедник , 90, 280). Кто во время восстания искушений воздерживается от помышлений о вещах, прилежит же молитве с собранием ума от всего к себе самому и к Богу, тот убивает грехотворную склонность и тем со стыдом обращает вспять диавола... (прп. Максим Исповедник , 90, 288). Кто... воздержанием и терпением мужественно заключил чувства и через душевные силы входы к уму чувственных образов преградил, тот удобно расстраивает все злые козни диавола, обращая его вспять со стыдом тем же путем, каким пришел (ср.: 4Цар. 19, 33 ) (прп. Максим Исповедник , 90, 288). ...Любят демоны после богослужения возмущать души наши недобрыми движениями, чтобы отомстить за поражение, причиненное им внимательным и благоговейным пребыванием в храме... (прп. Феодор Студит , 91, 49).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010