О Льве-патриции, который однажды пожертвовал в Студийский монастырь икону (см. эпиграмму 93), и его жене Анне из текста эпиграмм можно установить следующее. Будучи супругами, оба они по обоюдному согласию решили прекратить свой брак и принять монашество (см. эпиграммы 114, 115). Они основали по меньшей мере два монастыря. Первый из них, с названием «Новая обитель» ( Νεα Μον), описывается в данной эпиграмме, к нему относятся и эпиграммы 107–109. Сам преп. Феодор был в нем гостем (см. эпиграмму 108). Анна, в свою очередь, основала женский монастырь, посвятив его Матери Божией (см. эпиграмму 120). Третий монастырь, также женский, назывался Игнии (’ " Ιγναι) (см. эпиграмму 114). В нем и были погребены Лев и Анна (см. эпиграмму 114 и 115). Возможно, что женские монастыри, о которых говорится в эпиграммах 114 и 120, это один и тот же монастырь, поскольку не исключено, что Анна была похоронена в монастыре, который сама основала и в котором жила. В монастыре Игнии, а не в основанной им самим обители упокоился и ее супруг, желавший быть похороненным вместе с нею. Согласно эпиграмме 115, они ушли из мира вместе со своими детьми ( συν τκνοις), тогда как из эпиграммы 120 следует, что они, скорее всего, имели одного сына Иоанна (может быть, в момент ухода из мира у них было несколько детей, но ко времени создания эпиграммы 120 в живых оставался только Иоанн). В жизнеописаниях преп. Феодора идет речь о некоем Льве. Но его нельзя отождествить с патрицием Львом из эпиграммы 106, поскольку известно, что Лев из жизнеописаний преп. Феодора был консулом, в монашестве принял имя Феодор и пережил преп. Феодора, после его смерти оставался при его могиле, являясь главным свидетелем чудес, происходивших там (см.: Преп. Феодор Студит . Творения. Т. 1. С. 205–207, 157–159). В переписке преп. Феодора также встречается несколько лиц по имени Лев, однако отождествить их с Львом-патрицием из эпиграмм преп. Феодора, по мнению немецкого издателя, не представляется возможным. Далее, в сочинениях преп. Феодора мы имеем дело с тремя женщинами по имени Анна. Во-первых, это тетка преп. Феодора, сестра преп. Платона и Феоктисты, мать Сергия и Феодоты, второй жены Константина VI. Эта Анна никогда не была монахиней, поэтому отождествить ее с нашей Анной-патрицией нельзя. Во-вторых, это Анна-игуменья, известная по Письмам 46, 54, 85, 316. Соотнести ее с нашей Анной тоже невозможно, поскольку в письмах отсутствует какое-либо указание на предшествующий монашеству брак и детей. В-третьих, это Анна-монахиня (письма 42, 96, 192, 289). Она была замужем и имела по крайней мере одного ребенка. Однако даже заголовок письма 192, адресованного «Анне патриции и монахине», по мнению немецкого издателя, не является достаточным основанием для отождествления этой Анны с Анной-патрицией из эпиграмм (см.: Speck. S. 310). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

43 Louth A. St. John Damascene: tradition and originality in Byzantine theology [=Oxford Early Christian Studies] Oxford: Oxford University Press, 2002. – xvii, 327 p. 44 Андреев А. И. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские. Сергиев Посад.: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1907. – 239 с. Lamza L. Patriarch Germanos I. von Konstantinopel (715–730): Versuch einer endgültigen chronologischen Fixierung des Lebens und Wirkens des Patriarchen. Würzburg: Augustinus Verlag, 1975. – 248 s. 45 Соколов И. И. Преподобный Феодор Студит , его церковно-общественная и литературная деятельность. Исторический очерк// Феодор Студит , прп. Творения. Т. 1. Нравственно-аскетические творения [=Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей. Книга 5]. М.: Сибирская благозвонница, 2011. С. 17–106. Доброклонский А. П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. В двух частях. Одесса: Экономическая типография, 1913. – 1098+570 с. 46 Damian T. The icons: theological and spiritual dimensions according to St. Theodore of Studion. Fordham University, 1993. – 373 p. 47 Pratsch T. Theodoros Studites (759–826): Zwischen Dogma und Pragma. Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch. Frankfurt am Main: Peter Lang, 1998. (=Berliner Byzantinistische Studien 4). – 353 s. 48 Alexander P. The Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy and Image Workshop in the Byzantine Empire. – Oxford: Clarendon Press, 1958. – xii+287 р. 49 Travis J. In Defense of the Faith. The Theology of Patriarch Nikephoros of Constantinople. Brookline, 1984. O’Connell P. The Ecclesiology of st. Nicephorus I (758–828) Patriarch of Constantinople. Pentarchy and primacy. Roma: Pont. Institutum Studiorum Orientalium, 1972. – 231 p. 50 Schönborn C. Die Christus-Ikone: Eine theologische Hinführung. Schaffhausen: Novalis Verlag, 1984. – 260 s. Русский перевод: Шёнборн К. Икона Христа. Богословские основы. URL: [дата обращения: 23.06.2014].

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

В «Физиологе» Петра Студита сказано: «Когда львица рождает львенка, рождает его мертвым и стережет три дня, до тех пор, пока не придет его отец, дунет в лицо ему, и тот оживет». Оживление на третий день напоминает нам о трехдневной смерти и воскресении Христа. По толкованию Петра, лев-отец – это Бог-Отец, «…львица – это Пресвятая Богородица, а лев – Христос, умер плотью во гробе на три дня и три ночи, и не воздремал Божеством, сошел в преисподнюю часть земли, и сокрушил вереи вечные, и воскрес на третий день и стал царствовать над всеми святыми» (Дамаскин Студит «Физиолог» по рукописи XVII в. (ОР РНБ ОСРК Q.V.1). В Ветхом Завете лев был символом мессии: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт. 49:9) И в христианской традиции лев – символ Христа: «вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её» (Откр. 5:5). Илл. Ветхий денми. Миниатюра. Апокалипсис, 1297. Библиотека университета Кембриджа «Бог Отец» часто изображался в эпоху прп. Андрея Рублева и на Святой горе Афон, и на средневековом Западе (Джотто, Ван Эйк и др.). Изображается «Бог-Отец», как правило, в образе седовласого старца. На его коленях или на груди (если фигура поясная) «Бог-Сын» — младенец Христос. В руках младенца или над его головой «Дух Святой» в виде белого голубя в круглом ореоле. Около подножия «престолы» в виде красных кругов с глазами и крыльями – один из девяти ангельских чинов. Изображаются всегда около подножия Бога-Отца или Христа в виде огненных колес с глазами и крыльями. Наиболее полно классификация ангелов изложена Дионисием Ареопагитом в его трактате «Небесная Иерархия». Возможна связь изображений с росписью Феофана Грека в Троицком приделе церкви Спаса Преображения: столпники по сторонам «Троицы». В русской живописи композиция известна с XII в. (икона Благовещения Антоньева монастыря в Новгороде, Новгородский художественный музей). С XVI в. у «Бога-Отца» пишется восьмиконечный нимб и надпись «Саваоф», вместо древней «Отец» или «Ветхий Днеми» (Покровский Н. Сийский иконописный подлинник, вып. 1, Спб., ОЛДП, 1895, стр. 106, 107; Кондаков Н.П. Русская икона, т. III. Текст, ч. 1, Прага, 1931, стр. 106, 107; т. IV. Текст, ч. 2, Прага, 1933, стр. 278, 279). Отечество с избранными святыми. Новгород. Конец XIV в. 113 х 88. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 22211.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

Сойкин П. 319 Сокаль Иоанн, прот. 455 Соколов Е., прот. 410 Соловьев В. С. 378 Соловьев С. М. 19, 75, 81, 242, 260 Соломония 72 Солярский П. , прот. 317 София Палеолог, княжна 141 София, царевна, правительница 212, 213, 221, 228, 230, 234 София, княгиня 137 София, инокиня 71 Софроний, патриарх 156 Софроний Жиров, «епископ» 351 Софроний Иркутский, святой 379 Софроний Лихуда, 304, 319 Спасский А., проф. 316 Сперанский М. 277 Спиноли, кардинал 356 Спиридон Потемкин, архим. 203 Спиридон, преп. 100 Спиридон, монах 68 Стадник 414 Сталин И. 441, 442, 443, 444, 445, 446, 449, 457, 458, 462, 465 Станевич 340 Станислав Август, король 357 Стеллецкий Н., прот. 317 Стефан, епископ 434 Стефан Баторий, король 85, 144, 146, 148, 237 Стефан Вонифатьев, протопоп 182 Стефан Зизаний 241 Стефан Махрицкий, преп. 105, 106 Стефан Пермский, свят. 88, 105, 106, 107, 129, 132, 133, 291 Стефан Прибылович, префект 313 Стефан С ветозаров, игумен 453 Стефан Яворский , митроп. 261, 262, 263, 264, 266, 269, 303, 312, 313, 319 Стефан, епископ 468, 476 Стефан, муч. 164 Стефан, преп. 101 Стефаний, инок 208 Стецкова, мещанка 244 Стрельников Никифор, свящ. Стрешнев, боярин 186,188, 189,193 Строганов, боярин 234 Строганов, граф 293 Струков Тимофей 342 Студит Феодор, преп. 7 Суворов А., генералиссимус 358 Сумароков Е. , проф. 1, 5, 6, 44 Суханов Арсений 199, 201 Суханов Кирилл, прот. 365 Схария, основоположник ереси жидовствующих 122 Тайдулла 49 Тайшим (внук хана Акжа) 370 Талантов Борис 445 Тальберг Н. , проф. 5, 23, 494 Тамерлан, хан 88 Тараканова Августа, княжна 330 Тарант, баронесса 359 Тарасьев Виталий, прот. 455 Татаринова Е. (урож. Буксгевен) 321, 340, 343 Татищев И. Л. 399 Татьяна Михайловна 194 Татьяна Николаевна, вел. княжна 399 Тверитинов Димитрий 261, 262 Тверитинова 227 Теймураз, царевич 186, 235 Телегина Μ. Η. 411 Темучин, князь (Чингиз-хан) 38 Теплое Г. 333 Терлецкий Кирилл, епископ 240, 243 Терновский Ф. , проф. 316 Тертуллиан 9 Тимофей (Довмонт) 135 Тимофей, иеромонах 227 Тимур (Тамерлан), хан 42

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И спустя немного: «Посему, так как икона относительно представляет самый образ Его, то мы поклоняемся Самому Христу, а не веществу, искусственно начертанному на иконе» 1457 . Здесь обстоятельное догматическое объяснение того, что, во-первых, один вид у обоих, Христа и иконы Его; потом, что один и тот же Образ Ипостаси Отчей на иконе по подобию вида Его является и почитается поклонением с нераздельной славой. Остается четвертое доказательство древний обычай. Обрати кругом глаза твои, человеколюбивейший, и посмотри на вселенную, как она от самой апостольской проповеди везде, на земле и на море, в священных храмах, на божественных сосудах и досточтимых приношениях, представляет изображенного Христа и самыми делами взывает, что Христос воцарился над землею, как (804) поет Давид: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли ( Пс.2:8 ), и что идол в мире ничто, по изречению апостола ( 1Кор.8:4 ), и что всё исполнилось блаженного света по пришествии Того, Который сказал: Я свет пришел в мир ( Ин.12:46 ). Что же представляется? Здесь Он [представляется] рождающимся в пещере и прославляемым Ангелами, там несомым на руках Матерью и принимающим поклонение от волхвов ( Мф.2:11 ); потом отроком, когда Он сидел среди учителей ( Лк.2:46 ); затем крещающимся от Предтечи ( Мф.3:16 ); потом совершающим чудеса с апостолами, восходящим на Крест ( Мк.15:25 ), умирающим ( Мк.15:37 ), погребаемым ( Лк.23:53 ), воскресающим ( Ин.20:9 ), возносящимся на небеса ( Лк.24:51 ). Созерцая всё это на иконе, как тогда апостолы самолично, и мы справедливо можем сказать: мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, полного благодати и истины ( Ин.1:14 ). Такова от века проповедуемая вера; ее приняли святые Соборы и с нею согласны все повсюду поместные церкви, от восток и запад, и севера и моря ( Пс.106:3 ); ее и мы, нижайшие принимая, молимся и достодолжно умоляем Бога о вашей боголюбезной державе. 533. К Петру, [митрополиту] Никейскому (II, 200) 1458 Священный слух твой, конечно, слышал о случившемся с блаженным и общим отцом нашим, митрополитом Синадским 1459 , и оплакала его святая душа твоя по справедливости; и доселе еще она не перестала плакать и не прекратилась скорбь, как бы от сделанного рассечения членов. Но теперь и от нас, возлюбленный, узнай более точно, чтобы и [Col. 1613] нам исполнить надлежащий долг, и тебе, обстоятельно узнав случившееся с ним, получить от этого рассказа некоторое утешение. О, о как можем мы перенести без слез плачевное (805) известие? Отец был здоров и совершал обычные дела своей нелицемерной любви и гостеприимной приветливости к братиям и отцам. Ибо кто более его любил гостеприимство и услуживал тем, кого принимал? Его не утомляло непрестанное присутствие и долгое пребывание посетителей, а, напротив, более огорчала немногочисленность их и скорое удаление.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

131 Эта эпиграмма, предположительно, была размещена в указанном покое (см.: Speck. S. 284). – Ред. 132 Из этих строк следует, что основанный Львом монастырь носил название Νεα Μον («Новая обитель»), однако этого недостаточно для соотнесения его с реальным монастырем и определения местонахождения (см.: Speck. S. 284). – Ред. 133 О Льве-патриции см. примеч. к эпиграмме 106. Лев сам был настоятелем основанной им обители, как это следует из текста данной эпиграммы, а также эпиграммы 109 (см.: Speck. S. 310). Под вознаграждением, возможно, стоит понимать средства, выделенные Львом монастырю на содержание странноприимного дома и даже на одаривание кого-то из паломников деньгами на дорогу и т. п. – Ред. 134 Из этой эпиграммы, как и из двух предыдущих, следует, что преп. Феодор был гостем в обители Льва, однако когда и при каких обстоятельствах, остается невыясненным. По письмам можно судить о том, что преп. Феодор часто благодарил за благодеяния молитвами и письмами (см., например, письмо 93) (см.: Speck. S. 285). – Ред. 135 Имеется в виду кладбище основанного Львом монастыря. Данная эпиграмма, возможно, была размещена при входе на кладбище (см.: Speck. S. 286). – Ред. 138 Представленный в данной эпитафии Стефан, судя по ее содержанию, был благородного происхождения, имел отношение к императорскому двору и умер в возрасте двадцати пяти лет, оставаясь неженатым. Неясно, был ли он монахом; скорее всего, нет. По этим данным, к сожалению, не удается выявить личность нашего Стефана среди корреспондентов преп. Феодора, хотя некоторые из них носили имя Стефан. Во-первых, это студийский монах Стефан (см. письма 173, 348; упомянут также в письме 181); во-вторых, Стефан Анагност (письмо 53); в-третьих, Стефан-магистр (письмо 420); в-четвертых, игумен Стефан (письмо 487); далее, Стефан асикрит (письма 5, 419). Письма обращены, скорее всего, к разным людям, их адресаты не могут быть соотнесены со Стефаном из данной эпиграммы. Наконец, двоюродный брат преп. Феодора (письмо 92), пострадавший во время иконоборческих гонений, также носил имя Стефан. Хотя преп. Феодор писал эпитафии чаще всего для родственников, у нас нет достаточных оснований для отождествления брата преп. Феодора со Стефаном из этой эпиграммы (см.: Speck. S. 290). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

156 В этой строке, по мнению немецкого издателя, содержится намек на то, что Дионисий был посыльным (см.: Speck. S. 302). – Ред. 157 Трудно решить, что здесь имеется в виду: то ли общее сопоставление «монах – мученик», то ли жизнь и смерть Дионисия, который дважды пребывал в заключении и умер от болезни в пути. Во всяком случае, в письмах 456, 457 преп. Феодор высказывается в пользу его почитания как святого (см.: Speck. S. 303). – Ред. 158 Эпиграмма была предположительно размещена при входе в монастырь. О монастыре и его основательнице Анне-патриции см. примеч. к эпиграмме 106. – Ред. 160 «Дары» диакона – это его молитвы-ектении на литургии, которые подхватываются молящимися. При предположении, что стихотворение обращено к усопшему, оно получает новый смысл: «как ты молился за нас при жизни, так и мы, подхватывая твои молитвы, будем молиться о тебе после твоей смерти». Однако эта интерпретация, по мнению немецкого комментатора, не столь оправданна, как первая, поскольку именно первый смысл характеризует Феофила как диакона (см.: Speck. S. 305). – Ред. 161 Личность Памфила Трималетонта нам неизвестна. Однако речь может идти об упомянутом в «Завещании» преп. Феодора «безумном Памфиле, блуждающем по Анатолии», который сделал попытку подвергнуть сомнению правоверие преп. Варсонофия, преп. Дорофея и других святых отцов, против чего и возражает преп. Феодор. Почему этот Памфил выступил против этих святых отцов, неясно; возможно, поводом послужило недовольство укладом монашеской жизни в Студийском монастыре, ведь преп. Феодор часто ссылается на этих святых отцов как на своих предшественников (см.: Speck. S. 305). – Ред. 162 Какой именно поступок совершил Памфил, остается неясным. Выражение «душепагубный зверь» ( ψυχοφ% ρος £ ηρ) относится, конечно же, в первую очередь к диаволу, но оба слова особенно часто употребляются преп. Феодором в связи с иконоборчеством. Отсюда можно сделать предположение, что Памфил был еретиком, и притом оказывал дурное влияние на жизнь монастыря (см.: Speck. S. 305). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» с. 204]. Преподобный старец Амвросий Оптинский писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом» с. 106]. Приведенные нами свидетельства Святых Отцов заставляют, в полном согласии со словом Святейшего Патриарха Алексия II, ставить в нашей Церкви вопрос об упразднении из годового богослужебного круга не предусмотренной Типиконом неуставной бденной службы мученику Уару, как противоречащей каноническим церковным нормам. По всей вероятности, только канон мученику Уару (но, разумеется, не последование «Всенощного бдения») можно в частных случаях «некия ради благословныя вины» рекомендовать для домашней келейной молитвы за умерших неправославных сродников с обязательным запрещением читать этот канон в православных храмах и часовнях на общественных богослужениях и требах. ЛИТЕРАТУРА 1. Амвросий Оптинский, преп. Собрание писем к монашествующим. Вып. II. Сергиев Посад, 1909. 2. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. 3. Булгаков С.Н. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М.: 1993. 4. Димитрий Ростовский, свят. Жития святых. Октябрь. 1993. 5. Журнал Московской Патриархии. 2004, 2. 6. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб., 1857. 7. Минея. Октябрь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1980. 8. Митрофан, монах. Загробная жизнь. СПб., 1897; Киев, 1992. 9. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. Ч. 4. М., 1992. 10. Никодим (Милаш), епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 11. Служебник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. 12. Требник. Ч. 3. М.: Изд. Московской Патриархии, 1984. 13. Феодор Студит, преп. Творения. Т. II. СПб., 1908. 14. Феофан Затворник, свят. Толкование на 118 Псалом. М., 1891. 15. Цыпин В., прот. Церковное право. М., 1996.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/01/o_...

Плодом такой молитвы будет очищение души от всего суетного, земного, восторжение ее к небу, созерцание красот тех благ, которые уготованы любящим Бога, и, наконец, «истечение из очей источника слез от действия светотворного Духа, доставляющих душе вкушение столь сладостное, что сподобившийся его нередко забывает совсем о телесной пище» 102 . В том случае, когда плод не проявляется ощутимым образом, то это значит, что молитва далека от истинной и плодоносной. Тогда, по выражению преподобного Никиты, «сухо и качество... тем паче количество (молитв – «Игум. В.»), которое хотя и дает труд телу, но всячески для многих бесполезно бывает» 103 . Правило, надлежащим образом исполняемое, всегда дает и соответствующие плоды, как об этом свидетельствует святой Григорий Синаит : «Кто всеусильно тщится каждодневно совершать делание (молитвенное правило – «Игум. В.»), тот с Богом соберет и плоды от него в свое же время» 104 . «Не оставит Господь подвижника добродетели, если он призывает Его на помощь себе» 105 , – говорит святой Феодор Студит . Иллюстрацией к тому, к каким результатам приводит добросовестно исполняемое правило, является повесть об юноше, рассказанная святым Симеоном Новым Богословом на страницах его творений. Не лишним будет изложить ее здесь вследствие того выдающегося интереса и великого значения в деле молитвы, которые имеет повесть. В Константинополе во времена святого Симеона жил юноша Георгий, лет двадцати, состоявший управляющим у одного патрикия. Георгий, как сообщает святой Симеон, «ни долгих и великих постов не держал, ни бдений не совершал, ни на голой земле не спал, ни других подобных особенно тяжелых подвигов на себя не налагал» 106 . Будучи знаком с одним старцем-монахом, он получил от него небольшое правило и книгу святого Марка Подвижника о духовном законе, в которой три главы (о совести, духовной свободе и прозрении) произвели на него особенно сильное впечатление. При всем этом он, по свидетельству святого Симеона 107 , ничего особенного не делал, кроме того, что каждый вечер неопустительно исполнял небольшое правило, данное ему старцем. Причем он постоянно следовал голосу совести, который после правила говорил ему: «Положи и еще несколько поклонов, прочитай сколько-нибудь и других псалмов, проговори, сколько можешь, большее число раз и «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» 108

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Точный текст: «…Будем жительствовать достойно Главы нашей… как сотелесники и соучастники и сонаследники Его (Христа. — С. Ф.)… Оскверняющий тело уже не член Христов, злопамятствующий… другою какою–либо страстью обладаемый не член Христов и потому недостоин причащаться Святых Тайн» (преп. Феодор Студит. Малое оглашение//Творения. СПб., 1907. Т. 1. С. 246). 94 Слова. Вып. 1. С. 277–278. 95 Там же. Вып. 2. С. 335. 96 Точный текст: «…внесенная в растворение Святого Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом. Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такое невидимо приемлет общение Духа Святаго: часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приемлет от принесенной за него жертвы. Поэтому священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносить жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам священник подвергается вместе с ними осуждению. От сего–то приключаются человеку и многоразличные искушения и скорби. «Сего ради, — вопиет Павел, — в вас мнози немощни и недужливи, и спят доволни» " (цит. по: Дмитриевский. С. 422–423). 97 Ср. в молитве перед св. Чашей: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн». — Ред. 98 Добротолюбие. М., 1889. Т. 3. С. 375. 99 Там же. С. 418–437. 100 Св. Димитрий Ростовский. Таинство святейшей Евхаристии//Творения. 1910. Кн. 1. С. 85. 101 Цит по: Дмитриевский. С. 256. 102 Древний Патерик. С. 348. 103 Священник Павел Флоренский. Радость навеки. Сергиев Посад, 1907. С. 4–5. 104 Св. Иоанн Златоуст. Беседа против кафаров//Творения. СПб., 1906. Т. 12, кн. 1. С. 319. 105 Георгий Задонский. Указ. соч. С. 577. (Смысл первой части приведенной цитаты — «грешников бо… не престанет» — в контексте всего высказывания св. Тихона таков: «Потому говорим мы о них: «И грешников слушает Бог», что грешник будет грешником до тех пор, пока не перестанет грешить». — Ред.). 106

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010