Псалом 36 Псалом Давида. Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро засохнут и, как зеленый злак 433 , скоро отпадут. Уповай на Господа, и делай добро, и населяй землю, и воспользуешься 434 богатством ее. Утешайся Господом 435 , и Он для Тебя исполнит прошения сердца твоего. Открой 436 Господу путь свой и уповай на Него, и Он совершит: И выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень 437 . Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление. Прекрати гнев и оставь ярость, не ревнуй в лукавстве. Ибо лукавые истребятся, уповающие же на Господа – они наследуют землю. И еще немного, и не будет грешника, и поищешь места его, и не найдешь. А кроткие наследуют землю 438 и насладятся преизбытком мира. Наблюдает 439 грешник за праведником и скрежещет на него зубами своими. Господь же посмеется над ним, ибо провидит, что придет день его. Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низложить убогого и нищего, умертвить правых сердцем. Меч их да войдет в сердца 440 их, и луки их да сокрушатся. Лучше малое (достояние) у праведника, чем великое богатство грешников. Ибо мышцы грешников сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Знает Господь пути 441 непорочных, и наследие их в век пребудет. Не постыдятся 442 они в бедственное время и во дни голода будут насыщены, напротив, грешники погибнут. Враги же Господни, во время прославления и превозношения их, исчезли, как дым исчезли 443 . Занимает грешник и не возвращает, а праведный щедро дает. И благословляющие его наследуют землю, проклинающие же его истребятся. Господом стопы человека 444 направляются, и Он весьма благоволит к пути его: Когда он падет, не разобьется, ибо Господь подкрепляет руку его. Юнейшим я был, и вот состарился, но не видел праведника покинутым и потомства его просящим хлеба. Всякий день жалеет и в заем дает праведный, и потомство его благословенно будет. Уклоняйся от зла и делай добро, и поживешь в век века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

С беспрецедентной жесткостью бедствия подойдут к кульминации: «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог , даже доныне, и не будет» (13:19). В это ужасное время «восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (13:22). Такой ход событий отчасти отражает христологию Страстей, ибо речь идёт о яростном сопротивлении Христу: о попытке уничтожить плоды Его трудов на человеческом уровне, в сфере спасения («прельстить») 441 . Эта попытка осуществляется в период невыносимого всеобщего бедствия, за которым стоят силы зла 442 . Конец перикопы Мк 13:14–23 , по-видимому, затрагивает несколько другие христологические концепции: «Вы же берегитесь; вот, Я наперёд сказал вам все» (13:23). Призыв к бдительности и внимательности – краткое и лаконичное выражение уникального превосходства Иисуса. Иисус заранее предсказал «всё», то есть Он в деталях знает будущее до его реального наступления, – несомненно, налицо сверхъестественное знание 443 . Если Мк 13:22 связан с христологией Страстей, то Мк 13:23 – с христологией Власти. 13. Перикопа Мк 13:24–27 444 описывает славное пришествие «Сына Человеческого». В плане образов и языка текст всюду напоминает Ветхий Завет и апокалиптическую литературу 445 . Данный отрывок – один из самых ярких примеров христологии Власти. Первое сильное указание на власть Христа – грандиозные перемены в мире. Бедствия, ранее предсказанные Иисусом (13:14–23), относились к историческим событиям с участием людей. В Мк 13:24–27 действие переходит на уровень небесных и сверхъестественных событий: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (13:24–25). Эти явления отражают фундаментальную перемену порядка небесных сил, связанную с явлением Сына Человеческого 446 . Таким образом, Мессия – божественная фигура сверхъестественных масштабов. Его окончательное пришествие вызывает радикальные перемены во всей вселенной, а также в духовном мире 447 . Второе указание – события во время второго пришествия Христа: «И тогда Он пошлёт Ангелов Своих и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» (13:27). Здесь во всём блеске сияет владычество Сына Человеческого как Господа и Владыки ангелов. Он посылает их как слуг и поданных 448 выполнять свой замысел – собрать «избранных». Отметим, что в этом тексте глагол «соберёт» относится ко Христу (3-е лицо, единственное число!), а не к ангелам 449 . Это показывает, что собирание – целиком Его собственное дело. Фраза «и соберёт избранных своих» предполагает «отбор», а с ним и суд 450 на сверхъестественном и эсхатологическом уровне. Поэтому в Мк 13:27 Сын Человеческий выступает одновременно как Владыка ангелов и эсхатологический Судья человечества, наделённый Божьей властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Теперь с вас будет снято тяжелое иго греха, от которого столько тысячелетий вы страдали: „Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня; потому что Он был прежде меня... Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя и пребывающего на Нем. Я не знал Его, но пославший меня крестить в воде, сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий“ 441 . Нет сомнения в том, что образ Спасителя, полный неземного величия, которое отображалось в Его лице, взоре, каждом движении, оставил глубокий след в душе Иоанна. Как золотистый луч солнца легко и быстро преломляется в воде, так и взор Спасителя легко и быстро проник в чистую душу Иоанна, постоянно открытую для всего чистого, доброго и святого и глубоко отпечатлелся в ней. Но Иоанн не пошел еще за Ним. Наступил новый день, третий с того дня, в который приходили к Крестителю посланные от Синедриона. Креститель снова стоял на своем посту, призывая всех к покаянию. День уже начинал клониться к вечеру, солнце садилось. Народ начал мало-помалу расходиться. Петр, Филипп и Нафанаил также оставили Крестителя. Вероятно, они оставили открытое место и отправились в шалаш, который заменял им жилище. В этих небольших суккотах, наскоро сделанных из зеленых ветвей жили почти все, пришедшие на Иордан. Около Крестителя осталось только двое его учеников Иоанн и Андрей 442 . Креститель снова увидел идущего к нему Спасителя и, указывая на Него Иоанну и Андрею, сказал: се, Агнец Божий 443 . Новое торжественное свидетельство Крестителя, горячее желание не только видеть Его, но и говорить с Ним, – все это побудило учеников теперь последовать за Спасителем. Робко следуют они за Ним, не смея подойти к Нему и начать с Ним разговор 444 . Спаситель обратился ласково и кротко спросил их: что вам надобно? Конечно, Спаситель знал, зачем они шли за Ним. Давая им этот вопрос, Он лишь хотел вызвать их на разговор, приблизить к Себе, сделать более дерзновенными изгладить ту робость, с какою они следовали за Ним 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Точно так же и это 439 . Глава 40. О женщине, возвысившей голос из народа (11, 27) Когда же Он говорил это, одна женщина, воздвигнув 440 голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Воздвигнув, или возвысив, ведь ее речь раздалась с силой и громогласно объявила блаженной Родившую Его за то, что Та удостоилась стать Матерью такового (Сына). (11, 28) А Он сказал: поистине 441 блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Ищи же в двадцать третьей главе Евангелия от Матфея место: «Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» и прочти целиком толкование этого изречения 442 . А соблюдение же слова Божьего – это исполнение его. Глава 41. О тех, кто просит знамения (11, 29) Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения. Теперь Он в Свою защиту отвечает и на вторую их мысль, как прежде было сказано. Наименовал же Он род фарисеев и саддукеев лукавым, поскольку они искушают Его. Сказано об этом и в двадцать третьей главе Евангелия от Матфея 443 . (11, 29) И знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. В той главе и это ясно истолковано 444 . (11, 30) Ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Как тот был знамением у Ниневитян, то есть, небывалой вестью 445 о том, что он сверхъестественным образом был избавлен из чрева кита на третий день, так и Сей будет знамением у неверующих иудеев, то есть, небывалой вестью о том, что Он сверхъестественным образом восстал из чрева земли на третий день. Но если Ниневитяне поверили той вести и полсушались того, что проповедовал Иона, эти оказались и неверными и непослушными. Потому Ниневитяне и осудят их, как будет показано чуть ниже. (11, 31) Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Это и Матфей предложил в указанной главе, и там ищи толкование этого 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Я начал читать и нашел, что всё истинное, вычитанное мной в книгах философов, говорится и в Твоем Писании при посредстве благодати Твоей, – да не хвалится тот, кто видит, будто не от Тебя получил он не только то, что видит, но и самую способность видеть (а что имеет человек, кроме им полученного?). Да вразумится он и не только увидит Тебя, всегда одного и того же, но да излечится, чтобы быть с Тобой. Тот, кто издали не может увидеть Тебя, пусть всё же вступит на дорогу, по которой придет, увидит и будет с Тобой. Если человек наслаждается «законом Божиим по внутреннему человеку», то что сделает он с другим законом, «который в членах его противостоит закону ума его» и «ведет его, как пленника, по закону греха, находящегося в членах его»? 436 Ибо «Ты справедлив», Господи, мы же «грешили и творили неправду», поступали нечестиво и «отяжелела на нас рука Твоя» 437 . По справедливости переданы мы древнему грешнику, начальнику смерти 438 , ибо он убедил нашу волю уподобиться его воле, не устоявшей в истине. Что же сделает «несчастный человек? Кто освободит его от этого тела смерти 439 , как не благодать Твоя, через Иисуса Христа, Господа нашего», Которого Ты породил «прежде всех веков» и создал «в начале путей Твоих» 440 , в котором «владыка этого мира» 441 не нашел ничего, заслуживающего смерти, и убил Его, – так «уничтожена рукопись, составленная против нас» 442 . Вот этого в тех книгах не было. Не было в тех страницах облика этого благочестия, слез исповедания, «жертвы Тебе – духа уничиженного, сердца сокрушенного и смиренного» 443 , не было ни слова о спасении народа, о «городе, украшенном, как невеста» 444 , о «залоге Святого Духа» 445 , о Чаше, нас искупившей. Никто там не воспевает: «разве не Богу покорена душа моя? От Него спасение мое; ибо Он – Бог мой и спасение мое и защитник мой: не убоюсь больше» 446 . Никто не услышит там призыва: «придите ко Мне страждущие». Они презрительно отвернутся от учения Того, Кто «кроток и смирен сердцем», – «Ты скрыл это от мудрых и разумных и открыл младенцам» 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Евгений, главным образом на основании Регламента и указов 445 , строго хронологически следит за возникновением духовных училищ, иногда отмечая, впрочем, не самый год основания школы, а только год издания указа об этом основании (стр. 440–441). Его внимание обращено, при этом на: 1) основателей училищ, каковыми были большею частию епархиальные преосвященные (стр. 421, 422, 424, 425, 426, 482, 488, 484, 485, 442, 444, 446, 449, 450, 451 и 452), 2) заботы правительства о подготовке учителей (стр. 427, 451 и 453), 3) состав и количество учащихся (стр. 421, 423, 424, 425, 626, 429, 434, 436–441, 449, 458 и 454) и на распоряжения высшей власти о наборе учеников для школ (стр. 427, 428, 482, 435–441, 445 и 446), 4) число классов в школе (стр. 421, 425, 428, 429, 433, 434, 435, 442 и 443), 5) сумму «казенного жалованья», ассигновавшегося в известное время и на известное училище (стр. 421, 425, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 442–447, 449 и т. д. до конца), а также на частные источники содержания (стр. 422, 423, 426, 437 и 443), 446 и 6) учебный курс (стр. 423, 424, 425–429, 430–433, 436, 438, 444 и 451), без указания, впрочем, программ и руководств с учебниками. 447 Что касается причин, вызывавших время от времени разные училищные реформы, порядка назначения и состава учителей, внутренней жизни училищ и их непосредственных управителей, – об этом, за весьма редкими исключениями (стр. 480 и 431), преосв. историк умалчивает, точно также, как молчат на этот раз почти все оффициальные указы, гласящие об открытии духовных школ. Но за то Евгений иногда сообщает сведения о высшем управлении, контроле и соподчинении наших духовных училищ (стр. 423, 428–429, 432, 435–36, 440, 425, 447 и 450). Исключая академий и семинарий, эти последние не имеют у него определенного и постоянного названия, а называются, смотря по обширности курса, то высшими, то нисшими или «нижними» (стр. 424, 425, 426, 427, 433, 434 и 444), или же никак не называются, но тем не менее различаются (стр. 423, 425–6, 428, 429 и 430).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Ап. Матфей. Миниатюра из Пересопницкого Евангелия. 1556–1561 гг. (НБУВ АНУ Ир. Ф. I. 15512. Л. 20 об.) Ап. Матфей. Миниатюра из Пересопницкого Евангелия. 1556–1561 гг. (НБУВ АНУ Ир. Ф. I. 15512. Л. 20 об.) П. Е. содержит 482 пергаменных листа размером в 1° (38×24 см). Текст написан в 1 столбец по 20 строк на странице. Рукопись состоит из 63 тетрадей, преимущественно по 8 листов, в нек-рых тетрадях количество листов меньше - 5, 6, 7 (Житецкий полагает, что листы могли быть вырезаны из-за описок и ошибок - Житецкий. 1876. С. 14). Пергамен П. Е. 2 видов: тонкий, белый, высокого качества (Л. 22-74) и желтоватый, более грубой выделки (остальные листы). Написание рукописи в восточнослав. ареале в сер. XVI в. на пергамене носит исключительный характер; есть примеры исполнения на пергамене миниатюр и листов с заставками, но даже их сравнительно немного и все они украинско-белорусские. Основной текст выполнен темно-коричневыми чернилами, предисловие, названия Евангелий, тексты в рамках-заставках, зачала - золотой краской по киноварному грунту, указатели чтений на полях - киноварью и суриком. Основной текст П. Е. написан литургическим полууставом 2 почерками. Первому почерку присущи изысканность и «витиеватость» отдельных начертаний. Второй почерк более размашистый, угловатый, заостренный. В рукописи также используется, по определению создателей П. Е., «дробное писание» - полуустав, в к-ром прослеживается ориентация на издания Ф. Скорины. Таким полууставом (2 почерками) выполнены аргументы, глоссы, послесловие, редакторская правка, записи на полях, тексты в рамках-заставках под миниатюрами. Работа между писцами была распределена следующим образом. Михаилу принадлежат л. 5-155 об., 260-339 об., 339 об.- 442 об., 444-481 об. основного текста П. Е., записи в начале и конце рукописи (на л. 3, 476 об., 481 об.- 482 об.), тексты в рамках-заставках под миниатюрами с изображением евангелистов на л. 20 об., 128 об., 203 об., 340 об., послесловие на л. 443-443 об. Григорием были написаны аргументы, глоссы, 4 итоговые записи в конце каждого Евангелия (на л. 123 об., 198 об., 335, 442 об.). Также Григорием (или анонимным писцом?) написаны л. 155 об.- 202 об., 204-259 об., 341-399 об. основного текста. Редакторская правка на протяжении всего текста внесена преимущественно Григорием, реже - Михаилом ( Гнатенко. 2001. С. 71-72; Дубровина, Гнатенко. 2001. С. 85)

http://pravenc.ru/text/2580010.html

442 статья имеет предметом определение прав участия в пользовании речной водой и берегами реки всех вообще прибрежных владельцев. Она предоставляет владельцам на несудоходных реках делать запруды, с тем, чтобы нижние не подтопляли верхних, но и верхние не могут лишить нижних сего права изменением естественного течения речной воды. Касс. реш. 1875 г., N 332; 1881 г., N 84. 1885 г., N 34. По делу Кокоревой, Гражд. Касс. Департ. по вопросу, до какой высоты владелец внизу лежащей дачи имеет право поднять воду в реке, – нашел, что по точному смыслу ст. 238 гл. Х Уложения 1649 г., на коей основана 442 ст. Зак. Гражд., право владельцев требовать понижения воды может возникнуть только в том случае, когда от произведенного поднятия воды последует вред лежащим близ берегов реки пашенным землям или сенным покосам, а как такой вред может быть лишь тогда, когда река от искусственного поднятия воды выйдет из своих берегов, то посему всякое другое требование о понижении воды, когда таковая не вышла из пределов русла реки, не может подлежать удовлетворению. 1874 г., N 27; N 823. Точный смысл 442 и 443 ст. X т. I ч. показывает, что для признания существующим права частного участия в пользовании берегом посторонней дачи необходима наличность договора или добровольного соглашения между собственниками противоположных береговых дач, о дозволении одному примкнуть плотину к земле другого, безвозмездно или за известную выгоду. Относительно пользования водой со стороны временнообязанных крестьян в даче, из которой произведен им надел, в ст. 102 Мест. Полож. для великорусских губерний 19 февраля 1861 года сказано: кроме беспрепятственного употребления воды для домашних, хозяйственных и промышленных надобностей крестьяне могут пользоваться водами в границах их надела, для устройства запруд и водоемов, для проведения воды в свои усадьбы и поля, для постановки на реках (кроме судоходных) мельниц, приводимых в движение течением воды, без устройства плотин, и для устройства нужных для хозяйственных надобностей малых неторговых пристаней и перевозов. На этом основании и согласно с существующими узаконениями крестьяне могут пользоваться водой, не подтопляя соседних земель и не причиняя вреда помещичьим заведениям, приводимым в движение водой. Но для устройства вновь плотин и водоемов, и для отведения воды на свои угодья крестьяне испрашивают разрешения помещика. Там, где существует искусственное орошение (Таврическая и степные губернии), новые отводы для напускной поливки могут быть делаемы с разрешения помещика.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Письмо 78. Н.С. Фуделю 23 I 1952,Усмань 440 Милый Николаша. Как твой экзамен? Посылаю то, что было в недошедшем письме 441 . Может, это и не так существенно, но думаю, что следовало бы упомянуть хотя бы в примечаниях «для насыщенности» (особенно Утина и Сементковского с Нехлюдовым) 442 . Нет ли в твоем перечне моих выписок пропусков? Уже после письма с Чернышевским я послал еще одну выписку с Чернышевским («ответ Дудышкину») 443 . Может быть, эта отдельная выписка в письме с Добролюбовым? Затем ты ничего не писал об «Орловском сборнике» 444 . Знаешь ли ты его? Там этот отрывок комедии с кружком Белинского? В библиотеке больше для тебя ничего нет. Твои большие и хорошие письма все лежат у меня на столе не отвеченные. Насчет эмпиризма в искусствоведении сильно сомневаюсь и не советую. Вообще лучше быть ближе к технике творчества, а не к теории его. Технику я понимаю не только в смысле собирания материалов и способам обработки и вообще писания, но как совокупность бытового окружения творческого процесса, например кресло С Тим или гоголевскую крылатку, улицы Москвы или внутренний вид лавки Смирдина 445 . Я решил пока оставаться в этой комнате 446 , так как раз Варенька не приедет, то одному терпеть можно. Да и искать негде. К тому же беспорядки (пьяные) бывают редко, так что иногда даже думаю, что не напрасно ли я поспешил с недопущением Вареньки. Очень бы хотелось и надо бы увидеться. Может быть, мама сможет приехать одна? Я продам что-н и вышлю ей денег на дорогу? Целую тебя и Лялю. Твой п. Прилагаю 6 страниц выписки и письмо маме. Только что получил 150 руб., большое спасибо! Теперь я тоже начну получать пенсию, так что больше обо мне не думай, во всяком случае до марта, а может быть, и совсем. 442 По-видимому, речь идет о статье Н.Г. Чернышевского «По поводу «Автобиографии» Н.И. Костомарова », где упомянуты профессора Петербургского университета Б.И. Утин, В.Д. Спасович, М.М. Стасюлевич и др. Р.И. Сементковский – литератор, один из редакторов «Нивы», еженедельного журнала, выходившего в Петербурге в 1870–1918 гг. 443 Имеется в виду иронический отзыв Н.Г. Чернышевского (Современник. 1857. 2) о статье литературного критика С.С. Дудышкина, посвященной творчеству И.С. Тургенева (Отечественные записки. 1857. 1,4). 444 Речь идет об издании: Тургенев И. С. Материалы и исследования. Сборник под ред. проф. Н.Л. Бродского. Орел, 1940. 445 Речь идет о возможных или воображаемых музейных экспонатах и культурных реалиях музея «Абрамцево»: кресле Сергея Тимофеевича Аксакова, крылатке (плаще) Н.В. Гоголя, фотографиях или рисунках улиц Москвы, интерьере книжной лавки петербургского книгопродавца и издателя А.Ф. Смирдина (1795–1857). Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Tractatus super psalmos. Prologus, 18, PL 9, 243; De Trinitate XI, 23, PL 10, 415) и causa materialis [причину вещественную] (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate XII, 16, PL 10, 422). Отец называется у Илария в смысле causa efficiens [производящей причины] Виновником Сына (auctor), а в смысле causa materialis [причины вещественной] – Причиной Его. Это особенно ясно видно из того места, где, противопоставляя происхождение Сына созданию твари, он говорит, что тварь имеет начало в отношении времени и причины: в отношении времени потому, что ее никогда не было, в отношении причины потому, что она произошла не из какой-нибудь предсуществующей материи, а из ничего (Hilarius Pictaviensis De Trinitate XII, 16, PL 10, 442). И затем он продолжает о Сыне: Deinde qui ex eo qua est natus est, intelligi non potest ex eo quod non fuit natus essë quia ei is qui est, ad id quod est, causa est; non etiam id quod non est, origo nascendi est. Ergo cui neque in tempore est, ut aliquando non fuerit; neque in Patre, id est, auctore est, ut subsistat ex nullis: non reliquit id de se occasionis, ut aut ex nihilo natus sit, aut non fuerit antequam nasceretur [Далее, Сын, Который рожден от Того, Который есть, не может быть рожден из того, чего не было, потому что у Сына Бог, Который есть, является причиной существования, Равно не может быть началом рождения то, чего нет. Следовательно, Сыну нет возможности когда-либо не быть; и в отношении Отца, то в отношении Виновника, не может быть так, чтобы Сын возник из ничего. Сын не позволяет думать о Нем, что Он был рожден из ничего или что не было Его прежде рождения] (Ibid. XII, 17, PL 10, 443). В этих параграфах (XII, 16–17, PL 10, 442–443) ex Patre и ex causa [из Отца и из причины] противополагается ex nihilo [из ничего]. Causa materialis [причина вещественная] в этом случае понимается не в смысле телесного материала, а в смысле духовной природы Бога. Происходя из нее, как из своей causa materialis [вещественной причины], Сын сохраняет в Себе все ее свойства, полное подобие ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010