Дан. 11 :21. И (кто) станет на место 420 его, будет унижен 421 и не воздадут ему царской почести, но придет с богатством и лестью 422 овладеет царством. Дан. 11 :22. И силы потопляющого 423 потоплены и сокрушены будут им, (а также) и старейшина завета 424 . Дан. 11 :23. И вступив в союз 425 с ним 426 , он будет действовать лестию, и взойдет и одержит верх над ними с малым народом. Дан. 11 :24. И в обильныя и плодоносныя страны он придет и сделает то, чего не делали ни отцы его, ни отцы отцев его: добычу, награбленное имущество и богатство раздаст им 427 , и на Египет будет иметь замысел, но до времени 428 . Дан. 11 :25. И возбудит силу свою 429 и сердце свое, (и пойдет) с многолюдным войском на южного царя, и южный царь выступит на войну с ним с многолюдным и весьма сильным войском, но не устоят 430 , потому что составят против него замыслы 431 , Дан. 11 :26. И поедят припасы его, и погубят его, и войска свои он распустит 432 , и падет много убитых. Дан. 11 :27. У обоих царей на сердце будет коварство, (сидя) за одним столом будут говорить ложь 433 , и не будет успеха 434 , хотя конец еще до времени 435 . Дан. 11 :28. И возвратится в землю свою 436 с большим имуществом, и сердце его (обратится) на завет святый 437 , и исполнит 438 , и возвратится в землю свою. Дан. 11 :29. На время возвратится, (а потом опять) пойдет на юг, но не будет последний (поход), как первый 439 . Дан. 11 :30. И войдут с ним выходцы Киттийские 440 , и он будет унижен, и возвратится и возъярится на завет святый, и исполнит 441 , и возвратится и составит замысел на оставивших завет святый. Дан. 11 :31. И возстанут от него сильные 442 и племена, и осквернят святилище могущества 443 , и прекратят всегдашнюю жертву 444 , и поставят 445 мерзость запустения. Дан. 11 :32. И нарушители завета привлечены будут лестию 446 , но люди, знающие Бога своего, превозмогут и будут действовать 447 . Дан. 11 :33. И разумные из народа 448 многое поймут 449 , (хотя) и изнемогут от меча и пламени, и плена, и разграбления временного 450 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Если грешник согрешит, и ты не остережешь его, то сам он погибнет от греха своего, а с тебя взыщу кровь его: а если остерег его, то будешь невинен» 441 . Поэтому и мы стараемся беседовать с вами согласно с Писаниями по страху, а не по страсти к деньгам или к славе, или к удовольствиям: никто не может нас обличить в чем-либо таком; и мы не желаем жить подобно начальникам народа вашего, которых Бог обличает, говоря: «… правители ваши – сообщники воров, любят подарки, гоняются за наградами» 442 . Но если и знаете таковых людей и между нами, однако вы из-за них не хулите Христа и Писаний, и не изъясняйте их превратно. 83. – Так слова: «Господь говорит Господу моему: сиди по правую сторону Меня, пока Я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ваши учители дерзнули объяснить так, будто бы они относятся к Езекии; будто бы ему велено было сесть на правой стороне храма в то время, как царь Ассирийский послал ему угрозы, и через Исаию ему было возвещено не бояться врага. Мы знаем, что сказанное Исаиею 443 так и исполнилось, и что царь Ассирийский отступил от осады Иерусалима во дни Езекии и ангел Господень убил в стане Ассирийском до ста восьмидесяти пяти тысяч человек, – это мы также знаем и признаем. Но ясно, что псалом относится не к Езекии: он так читается: «Господь говорит Господу моему: сиди по правую сторону Меня до тех пор, пока положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Он пошлет на Иерусалим жезл силы и будет господствовать среди врагов Твоих. В сиянии святых, Я родил Тебя прежде утренней звезды. Господь поклялся и не раскается: Ты священник во век по чину Мелхиседека» 444 . Кто не согласится, что Езекия не священник во век по чину Мелхиседека? Кто не знает, что он не был освободитель Иерусалима? Кто не знает, что он не посылал жезла силы в Иерусалим и не царствовал среди врагов своих, но Бог удалил от него врагов в то время, как он плакал и рыдал? А наш Иисус хотя еще не пришел в славе, послал в Иерусалим жезл силы, – слово призвания и покаяния ко всем народам, над которыми демоны господствовали, по слову Давида: «… боги народов демоны». И это сильное слово Его убедило многих оставить демонов, которым они служили, и через Него веровать во Всемогущего Бога, потому что боги народов демоны. И слова: «… при сиянии святых Твоих, Я родил Тебя из чрева прежде утренней звезды», относятся, как прежде мы сказали 445 , ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

За что же ублажат? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. Наименовала Его Сильным, чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. Имя Его назвала святым, чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь во утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает Свят». 440 – «Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ). «Елисавета исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего» ( Лк.1:41–42 ). «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк.11:27 ). Свидетельства древне-христианских отцов Святого Игнатия Богоносца : «Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого... от князя века сего сокрыто было девство Марии и ее деторождение». 441 Святого Иустина, философа и мучен .: «мы признаем Его (Иисуса Христа) Первородным Бога, сущим прежде всех тварей, и Сыном патриархов, потому что Он воплотился от Девы из их рода и благоволил сделаться человеком». 442 Святого Иринея, епископа Лионского : «Бог сделался человеком... Сам Он, Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии, Которая была Девою». 443 Святого Мефодия, епископа Патарского († 312): «какое и сколь великое почитание от нас уничиженнейших должно быть Тебе, истинной Царице, истинному одушевленному Кивоту Законодателя Бога, сделавшейся поистине вместительным небом для невместимого Бога..? С отеческими хвалебными песнями я обращаюсь к Тебе, дщерь Давидова и Матерь Господа и Бога Давидова... Итак, прими благосклонные дары, драгоценные и свойственные Тебе одной, высшая всех родов и честнейшая всех видимых и невидимых тварей... Молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения, непрестанно памятуй, всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И так как Он не имел специально, так сказать, толковательной цели при Своем учении вообще, а пользовался лишь удобными обстоятельствами, чтобы научать людей тому, что есть воля Божия благая и совершенная, то, кроме Нагорной Беседы мы встречаем большей частью отрывочные изречения, разъясняющие истинный смысл этих основных заповедей, как и всех других, основывающихся на них. Но и в этих нечастых случаях очевиден единый общий дух толкования, послуживший основой и Апостольского толкования и вообще всего новозаветного учения 442 . Главное разъяснение свое основные заповеди закона получают в двух, как и они сами, имеющих между собой неразрывную, внутреннюю связь, изречениях Господа: Мф. 9:13 (12:7) и 23:23 срав. также 7:12. Первое изречение: «милости хочу, а не жертвы» (из Оссии 6:6) сказано Господом по поводу негодования фарисеев на общение Его и учеников Его с мытарями и грешниками, и выражает собой великую ветхозаветную истину, в чем должно составлять истинное Богоугождение, – чего желал Бог от человека уже в Ветхом Завете: любовь и милосердие к ближнему – вот истинная, приятная Богу жертва со стороны человека, а не жертва собственно т. е. как жертва, как известные, обрядовые действия, не соединенные с вытекающей из любви к Богу любовью к ближнему, мытарь ли он, грешник ли, мало того, даже неприязненный ли он человек. Ибо Господь в другом случае говорит: «если ты принесешь дар твой (жертву) к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда прийди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Так любовь к Богу и Богоугождение в духе толкования Господа, неразрывно связано с любовью к ближнему 443 . «О благость! О неизглаголанное человеколюбие!» восклицает Св. Златоуст. Господь повелевает, чтобы поклонение Ему было оставлено ради любви к ближнему 444 . Эту же мысль выражает Господь раздельнее в другом месте. Именно, обличая фарисеев и книжников в ложности направления, принятого ими в отношении к законной части Писания, – в привязанности их к мелочной обрядности без вникания в дух закона, мало того, – в усилении этой обрядности и вообще внешней стороны выдуманным уже позднее Писания преданием (галаха), говорит, что из-за этой внешности они оставили важнейшее (βαρτερα) в законе: суд, милость и веру (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Иез. 17 :24. И узнает всякое полевое дерево, что Я-Господь, унижающий высокое дерево, и возвышающий низкое дерево, изсушающий зеленое дерево, и произращающий сухое дерево: Я-Господь, сказал и сделаю 441 . Глава 18 Иез. 18 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 18 :2. Сын человеческий! Что у вас за пословица на земле Израилевой: „отцы ели кислое, а у детей их на зубах оскомина?“ 442 . Иез. 18 :3. Живу Я, говорит Господь Бог, не будут впредь произносить этой пословицы в Израиле. Иез. 18 :4. Ибо все души Мои: как душа отца, так душа и сына-Мои; душа, которая согрешит, она и умрет, и у ядущого кислое будет на зубах оскомина. Иез. 18 :5. А человек праведный, совершающий суд и правду, Иез. 18 :6. (Который) на горах не ест 443 , глаз своих не поднимает к идолам 444 дома Израилева, и жены ближнего своего не оскверняет, и к жене во время очищения не приближается, Иез. 18 :7. Никого не притесняет, залог должника возвращает, хищения не производит, хлеб свой алчущему дает, нагого одевает одеждою, Иез. 18 :8. Серебра своего в рост не отдает, и прибыли 445 не берет, и от неправды отклоняет руку свою, и правильный суд производит между близкими людьми 446 , Иез. 18 :9. И по заповедям Моим он жил, и наблюдал за исполнением Моих законов, это-праведник, он будет непременно жив, говорит Господь Бог. Иез. 18 :10. Но если он родит сына-разбойника, проливающого кровь и совершающого грехи, Иез. 18 :11. Который не ходил по пути отца своего праведнаго, но и на горах приносил жертву, и жену ближнего своего осквернял, Иез. 18 :12. Убогого и нищого притеснял, хищением занимался, залога не возвращал, и к идолам устремлял глаза свои, беззаконие совершал, Иез. 18 :13. В рост давал и прибыль получал;-он не будет жив. Кто совершал все эти беззакония, непременно должен умереть, кровь его на нем будет. Иез. 18 :14. Если же (кто) родит сына, и он увидит все грехи отца своего, которые тот сделал, и убоится, и не будет поступать по ним: Иез. 18 :15. На горах не будет есть, и глаз своих не устремит к идолам дома Израилева, и жены ближнего своего не осквернит,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 18 :8. Но если обратится народ этот от всех лукавств своих, то Я отменю 437 все бедствия, которыя Я помышлял сделать ему. Иер. 18 :9. А иногда 438 изреку о народе и царстве, что устрою и насажу их 439 . Иер. 18 :10. Но если они будут делать лукавое пред очами Моими, не слушать голоса Моего, то Я отменю 440 то добро, которое обещал оказать им. Иер. 18 :11. И ныне скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот Я готовлю вам бедствие и составляю против вас замысел; пусть каждый обратится от своего лукавого пути, и исправьте 441 пути ваши и помыслы ваши. Иер. 18 :12. А они говорят: „будем упорствовать: по своему развращению пойдем и каждый угодное своему лукавому сердцу будем делать“. Иер. 18 :13. Посему так говорит Господь: спросите ныне у народов: кто слышал такое страшное, что чрезмерно 442 сделала дева Израилева? Иер. 18 :14. Ужели изсякнут источники 443 , вытекающие из скал 444 , или снег на Ливане? Ужели уклонится вода, сильно гонимая ветром 445 ? Иер. 18 :15. А народ Мой забыл Меня, тщетно принося жертвы 446 , и изнемогут они на путях своих и стезях вечных 447 , так как ходят по стезям неустроенного для хождения пути, Иер. 18 :16. Чтобы предать землю свою запустению и вечному посмеянию: всякий, проходящий по ней, изумится и покачает головою своею. Иер. 18 :17. Как знойный ветер, Я разсею их пред врагами их, спиною, а не лицем, обращусь к ним в день погибели их. Иер. 18 :18. А они сказали: прийдите и составим замысел против Иеремии, ибо не исчез закон у священника, и совет у мудрого, и слово у пророка; прийдите и поразим его языком, и не будем внимать 448 всем словам его. Иер. 18 :19. Внемли, Господи, мне и услышь голос оправдания моего. Иер. 18 :20. Воздают-ли злом за добро? А они составляют заговор 449 против души моей и тайно задумали замучить меня. Вспомни, что я стою пред Тобою, чтобы говорить за них доброе и отвратить гнев Твой от них. Иер. 18 :21. Посему, предай сыновей их голоду и подвергни их мечу, да будут жены их бездетными и вдовами, и мужья их да будут поражены смертию, и юноши пусть падут от меча на войне.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

«Каждодневно будь готов к поднятию всякой скорби, помышляя, что скорби суть избавление от многих долгов» 439 . Симеон Новый Богослов ценит плач и слезы: «Плач имеет двоякое действие: и, как вода, погашает слезами весь пламень страстей, и омывает душу от скверны… как огонь присутствием Св. Духа животворит, согревает и обогняет сердце и воспламеняет в нем любовь и вожделение к Богу» 440 . Страдание Цивилизация есть гедонизм, и по мере развития цивилизации растет и боязнь страдания и отталкивание от религии. Гедонизм и боязнь страдания таят в себе угрозу крушения самой цивилизации. Подлинная религия пришла в мир через великое страдание Бога. Страдание спасительно, когда оно пробуждает сознание и связано с надеждою и верою. О спасительности страдания и искушения говорит ап. Петр: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» ( 1Петр. 4, 12–13 ). То же и у ап. Павла ( 2Кор. 4, 17–18 ). Гедонизм есть устремление к видимому и временному, а принятие страдания есть устремление к невидимому и вечному. «Добродетели сопряжены с печалями. Кто уходит от скорбей, тот разлучается и с добродетелью» 441 . В 1-м послании Петра говорится о катартическом значении страдания: «Страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим прихотям, а по воле Божьей» (4, 1–2). Как растут в своей силе искушения на пути к совершенству, так и страдания и скорби. Филарет Московский выразил эту мысль образно: «Скорби посылаются, чтобы глубже взрыть землю сердца, исторгнуть глубоко проникшие корни греха» 442 . Телесные болезни играют ту же роль: «Недуги посылает Бог для здравия души» 443 . Обращение, просветление и озарение приходят часто во время или после телесных недугов – это факт общеизвестный. Классическим примером является обращение Игнатия Лойолы. Страданию противополагается телесный покой как смертельная опасность для человека, как источник греха, праздности и лености, этих симптомов немощи духа. О сущности катартического действия страданий Исаак говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Когда Исаия видит видение, то он называет Бога именем Адонаи, Владыка, ибо Он является в храме Своем как Господин и Судия, чтобы судить народ Свой. С этим надо сравнить видение пророка Амоса IX, 1 с тем же именем Адонаи (Господь) и с тем же значением Судии, произносящего приговор и исполняющего его. Имя Адонаи, как вечного Судии, карающего за преступления встречается и в Псалмах II, 4 и сл. и Пс. 36:13 ; и в плаче Иеремии ( Плч. 2:1–7 ). Мы говорили уже выше, что очень вероятно, что Исаия видит видение во храме, как позже в храме же видел Апостол Павел Господа нашего Иисуса Христа 441 . Завесы храма исчезают для духовных очей пророка, взор его проникает в Святая Святых. Земные символы, означавшие для Израиля присутствие Бога во храме, исчезают: вместо них он видит Владыку,-в человеческом конечно образе,-ибо „Бога по существу нельзя видеть“,-но образ этот одеян светом, яко ризою, и свет этот наполняет храм, как наполняло скинию и храм Соломонов облако славы, когда Господь освящал их 442 . Еще заметим, что у пророка Захарии VI, 12–13 „Отрасль“ „создаст храм Господень и примет славу и воссядет.... и будет священником на престоле Своем.... “ Из этого сближения многие богословы заключают, что видение Исаии, как видение Захарии пророка, раскрывает в таинственной дали Царя-Первосвященника 443 . 2 . Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. Мы выше говорили, что имя Серафим переводится иногда словом огненный или пламенеющий. Этим названием высшие существа видимые Исаиею сближаются с словами 103 Псалма, ст. 4: „Ты творишь служителями Своими пламенеющий огонь“ 444 . Но существа эти имеют в видении Исаии образ человеческий, отличный от нашего, крыльями,-символами высших духовных способностей. Первые крылья знаменуют страх Божий, сознание своего ничтожества пред Творцом: и это вполне развитое сознание есть чувство высших существ, сотворенных Богом и тех смертных рабов Божиих, которые поднялись святою жизнию до страха и радости созерцания Бесконечного. Вторые крылья суть крылья сознания своей слабости и несовершенств своих пред лицем Владыки. Третья пара крыльев знаменует возможность и готовность перенестись, по воле Владыки мира, всюду, куда направит Он Своего посланного 445 . Так думаем мы, но всегда важно памятовать, что сказал начертатель книги, известной под именем „Премудрость Соломона“ ( Прем. 9:16 ). „Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах, кто исследовал?“

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Наконец, третьи места Ветхого Завета говорят порознь о личности и божестве каждого из Лиц Пресвятой Троицы, упоминая притом самые имена их, например: а) о личности и божестве Отца и Сына: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс. 2:7 ), или: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня ( Пс. 109:1 ), из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (3); 437 б) о личности и божестве Святого Духа, как и двух первых Лиц: и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его ( Ис. 48:16 ); и почиет на нем (т.е. Мессии, который есть Сын) Дух Господень, (Дух Всевышнего), дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис. 11:2–3 ); или: Дух Господа Бога на Мне, говорит сам Мессия, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы ( Ис. 61:1 ; срав. Лук. 4:18–21 , также Быт. 1:2 ; Пс. 32:6 ). 438 Не должны ли были все эти и многие другие подобные 439 места внушать Иудеям, что в Боге не одно лице, а есть у Него и Сын, есть и Дух Святой? И нет сомнения, что древние Иудеи – а) имели понятие о Пресвятой Троице, по крайней мере, некоторые достойнейшие 440 и в некоторой степени: доказательства – у их парафрастов, 441 в их каббале и талмуде, 442 в писаниях их раввинов; 443 б) имели понятие о Сыне Божьем и о Святом Духе, как Лицах Божеских, и об Их единосущии с Отцом, хотя не вполне ясные и определенные: доказательства – там же. 444 А почему не вполне ясные, почему угодно было Богу открыть в ветхом Завете таинство Пресвятой Троицы только в некоторой степени, – это скрывается в планах Его бесконечной премудро­сти. Богомудрые учители полагали тому преимущественно две при­чины: а) одну в свойстве вообще человеческой природы, огра­ниченной и поврежденной, которую надлежало возводить к познанию высочайших тайн откровения только постепенно, по мере раскрытия и укрепления ее сил и приемлемости: “небезопасно было, рассуждает святой Григорий Богослов , прежде нежели испо­ведано божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде не­жели призван Сын (выражусь несколько смело), отягчать нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с людьми, которые обременены пи­щей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремляют на солнечный свет; надлежало же, чтоб Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, восхождениями, поступлениями от славы в славу и преуспеяниями;” 445

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но они этого не могли сделать, потому что тогда у них не оставалось бы никакой точки опоры за недоступностью внутреннего самородного блага. Это мог сделать впоследствии лишь Христос-Сын Божий, направивший религию по новому руслу. И это нас отсылает к характеру религиозного опыта израильских пророков. Объективной ограниченности религиозного созерцания пророков соответствует субъективная ограниченность религиозного опыта. Здесь наше внимание притягивает к себе пророческий образ страдающего праведника, раба Божия, отрока Божия, сына человеческого. Этот образ – прекрасное достояние ветхозаветной письменности, самое трогательное произведение еврейского творчества. По мере того, как в религиозном сознании Израиля крепло понятие праведности, для него возникал роковой вопрос о страдании праведников и благоденствии грешников. «Когда я стану судиться с Тобою, Иегова, Ты будешь прав; и однако же я буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все обманщики живут спокойно?... А меня, Иегова, Ты знаешь» 436 . «Нечестивые и счастливцы мира достигают богатства. Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал невинностью руки мои, терплю раны всякий день и страдание всякое утро» 437 ? Эта проблема, составившая предмет книги Иова, со всею яркостью была поставлена в истории пророков, терпевших гонение от народа мятежного и упорного 438 , и в истории самого Израиля, отданного в плен на поругание язычникам, когда Иегова сокрыл от него лицо Свое и оказался для него Богом сокровенным 439 . К теоретическому уразумению тайны страданий праведника Израиль был подготовлен понятием божественного снисхождения, так как Высокий и Превознесенный живет именно с сокрушенными сердцем и смиренными духом 440 . Живое же понимание этого образа давалось собственным опытом страданий пророка. Он страдал, как служитель Божий, страдал ради Иеговы: «за Тебя я терплю поношение» 441 , – он страдал, затем, за других, за народ свой, принимал на себя его страдания и брал на себя его беззаконие 442 , терпел от тех, которым открывал слово Божие, был для них «как кроткий агнец, ведомый на заклание» 443 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010