Следовательно, можно допустить без труда, что некоторые «ионийские» обычаи в Египет занесены были из Родоса. – Философ Порфирий († 304) говорит 74 , что в Родосе в древности 6-го метагитниона приносили в жертву Крону человека; впоследствии этот жестокий обычай заменен был казнью преступника в праздник «кроний». Так как самосцы месяц метагитнион называли Κρον ων, то можно заключать, что если не у всех, то у многих греков «кроний» праздновали именно в этом месяце. Но у св. Епифания читаем 75 : «по-египетски [т.е. по александрийскому календарю] 12-го атир, а. d. VI idus nov., по-эллински [т.е, по-сиро-македонскому календарю] – 8-го дня (8 ноября), по-афински 7-го метагитниона». С точки зрения св. Епифания было не совсем последовательно 76 уравнить 8-е ноября=12-е атир с 7-м метагитниона. Если же это уравнение им принято, то можно предположить, что он (или – всего вероятнее – спрошенный им сведущий в афинском календаре человек) считался с этим отождествлением 12-го атир с 7-м метагитниона как с готовым данным; т.е. для лиц, живших в 375–377 г., невозможно было сомневаться, что в быту александрийских язычников 12-е атир – то же самое, что 7-е метагитниона в быту – положим – малоазийских греков. А это значит, что 8-го ноября в Египте и Александрии праздновали «кронии». И для этого празднества в Египте была национальная подкладка. 22-го хиак нормального сотического года=12-го атир александрийского года=8 ноября в Египте совершался праздник «χebs-ta», т.е. «запашка земли» 77 , знаменовавший начало зимних полевых работ по окончании нильского наводнения. Вечером этого дня полагались λοχναψ α и περ πλοος; т.е. иллюминация и плавание по священному озеру при храмах. Смысл праздника очевиден. Если везде о надежде должен есть оряй орати 78 , то в Египте сеяли не только с надеждою, но – можно сказать – с радостью: если предшествующий (уже закончившийся к началу пашни) разлив Нила был вполне удовлетворителен, то обильная жатва была почти уже обеспечена. Естественно было для религиозного египтянина при начале посева соединить мольбу о благословении Божием на предстоящий труд с благодарностью за ниспосланное уже предвестие хорошего урожая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Л. внесли значительный вклад в развитие культуры доислам. арабов. При их дворе устраивались поэтические состязания и жили мн. выдающиеся поэты, в т. ч. христианин Ади ибн Зайд аль-Ибади . Считается, что именно в Хире сложилось то поэтическое койне, на к-ром создавались шедевры классической араб. поэзии. Ист: надпись из Немары: Calvem Y., Robin Ch. Arabie heureuse, Arabie déserte: Les antiquités arabiques du Musée du Louvre. P., 1997. P. 265–269. N 205 (AO 4083); визант.: Procop. Bella. I 17. 1, 30–48; 18. 9–12; II 1. 1–3, 12–15; 3. 47; 4. 17–26; 16. 17–19; 19. 34; 28. 12–14; Ioan. Malal. Chron. 2000. P. 363, 372, 386–388, 390, 431; Theoph. Chron. P. 141, 144, 146–147, 170–171, 178–179, 240; сир.: Bedjan. Acta. T. 4. P. 507–644; The Chronicle of Joshua the Stylite composed in Syriac A. D. 507/Ed., transl. W. Wright. Camb., 1882. P. 47–49, 54–57; Chabot. Synod. orient. P. 25–60, 526–527 [texte], 299–307, 532–533 [trad.]; Пигулевская Н. В. Сирийская средневек. историография: Исслед. и пер. СПб., 2000. С. 559–560, 597–603; араб.: Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden: Aus der arabischen Chronik des Tabari/Übers. Th. Nöldeke. Leiden, 1879. S. 86–98, 132, 148, 167–169, 172, 221, 238, 254, 312–317, 345–349, 465–466; Hamzae Ispahanensis Annalium libri X/Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 94–114; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 73–89; Ibn Wâdhih qui dicitur al-Ja‘qubî. Historiae: Pars prior historiam ante-islamicam continens/Ed. M. Th. Houtsma. Lugd. Batav., 1883. P. 236–246; Caskel W. amharat an-Nasab: Das genealogische Werk des Hišâm ibn Muammad al-Kalbî. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 176, 246; Bd. 2. S. 354, 375. Лит.: Rothstein G. Die Dynastie der Lahmiden in al-Hîra: Ein Versuch zur arabisch-persischen Geschichte zur Zeit der Sasaniden. B., 1899; Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 22-35, 57-123; Колесников А. И. Сражение при Зу  -Ка  ре//ППС. 1969. Вып. 19(82). С. 76-86; Trimingham J. S. Christianity among the Arabs in Pre-Islamic Times. L.; N. Y., 1979; Shah î d I. Byzantium and the Arabs in the 4th Cent. Wash., 1984; idem. Lakhmids//EI. 19862. Vol. 5. P. 632-634; idem. Byzantium and the Arabs in the 5th Cent. Wash., 1989; idem. Byzantium and the Arabs in the 6th Cent. Wash., 1995-2009. 2 vol., 4 pt.

http://pravenc.ru/text/2463199.html

2220 Подр. см.: Науменко В.Е. К вопросу о церковно-административном устройстве Таврики в VIII – IX вв. (По данным Nititiae episcopatuum)//АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 34. – С. 130–144. 2221 См.: Кадеев В.И. Херсонес Таврический в первых веках нашей эры. – Харьков, 1981. – С. 25–36, 63,82–84,87–107; Соломоник Э.И. Латинские надписи Херсонеса Таврического. – М., 1983. – С. 19; Зубарь В.М. Херсонес Таврический и Римская империя. – К., 1994. – С. 41–148. 2222 Дьячков С. В. Римские граждане в Северном Причерноморье//Античный мир. Византия. Харьков, 1997. – С. 68–76. 2224 Константин Багрянородный. Об управлении... – Гл. 53. 2, 24–25, 167–168, 186, 234–235, 470, С. 246–247,254–259,270. 2225 Подр. см.: Гилевич А.М. Античные иногородние монеты из раскопок Херсонеса//НС. – 1968. – Вып. 3. – С. 33,40; Лнохин В.А. Монетное дело... – С. 87–88,91–92. 2226 Ростовцев М.И. Общество и хозяйство в Римской империи/Пер. с нем. Н.П. Стребловой. – СПб., 2000. – Т. 1. – С. 137. 2228 См., напр., надписи 370–375 гг., 392–393 гг., две надписи с посвящением императорам Гонорию и Аркадию, надпись 488 г.: IosPE, 12, 450, 655; Ростовцев М-И. Новые латинские надписи из Херсонеса//ИАК. – 1907. – Вып. 11. – С. 5–12, 16–17; Шангин М.А. Некоторые надписи Херсонесского музея//ВДИ. – 1938. – (4). – Соломоник Э.И. Латинские надписи Херсонеса Таврического. – М., 1983. – С. 28–32, Латышев В.В. Надпись о постройке херсонесской стены//ИАК. – 1901. – Вып. 1. – С. 57–59; Катышев В.В. Сборник греческих надписей христианских времен из южной России. – СПб., 1896. – 2229 Латышев В.В. Жития св. епископов Херсонских: Исследование и тексты//Записки имп. АН. – Серия VIII по истор. фил. отд. – Т. 8. – – СПб., 1906. – С. 2,13–18; Гл. 5, С. 59.10 (Жития содержат одно из самых первых, если исходить из времени составления источника в третьей четверти VI в., упоминаний херсонского первенствующего – ton tes poleos.proton); Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора/Тексты, пер., коммент. – М., 1980. – С. 40; Theophanes Continuatus е гес. I.Bekkeri. – Bonnae, 1838. – P. 123; Константин Багрянородный. Об управлении империей/Текст, пер., коммент. – М., 1989. – Гл. 42.45–46, с. 172.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

T. 1. Hälfte. Erlangen. 1875. S. 70–71. – Roos. Einleitung in die biblische Geschichte des A. T. S. 185. – Geikie. The Bible by modern Light I part. London. 1893. P. 221–222. – Stosch, Aittestamentliche Studien. 1. Th. Gütersloh. 1896. S. 76. – Эбрард. Апологетика. T. II. Стр. 165. – Соловьев. Теократия праотцев. Правосл. Обозрение, 1886 г., т. II, стр. 249–250. 91 М. Филарет. Начертание церковно-библейской истории. Стр. 47, 49. – Солярский. Опыт библейского словаря. Т. III. Стр. 523–524. 97 Ewald. Erklärung der bibl. Urgeschichte. Jahrbücher der bibl. Wissenschaft. IX. Jahrh. 1858. S. 11, 14–15. 102 Вигуру, на основании истории Египта, предполагает, что ко времени вавилонского столпотворения дети Мицраима, сына Хамова, уже водворились в долине реки Нила (Вигуру. Руководство к чтению и изучению Библии, пер. Воронцова. Т. I. М. 1897. Стр. 468). 104 Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных. Творения блаж. Августина, ч. 5. О граде Божием. Стр. 141, 159, 161, 162. 117 У Vigouroux, Dictionnaire de la Bible, fascicule V, Paris, 1893, p. 1348, 1349 есть изображения двух таких лестницеобразных башен, – одной, начертанной на барельефах ассирийских, а другой – бывшей в Хорсабаде. 121 И. Флавий. Иудейские древности, пер. Генкеля. Т. 1. Стр. 19. – Migne. Patrologiae cursus completus. Series graeca posterior, tom. CXI. P. 919. 122 Böhmer. Das erste Buch des Thora. S. 165–166. – Lange. Theologisch-homiletisches Bibelwerk. 1. Th. S. 184. – Budde. Die biblische Urgeschichte. Giessen. 1883. S. 375. – Geikie. The Bible by modern Light. I part. P. 222. 133 Вигуру с библейскими словами «сделаем себе имя» ставит в связь самое название вавилонских многоэтажных башен zikurat, производя его от слова zakar, т. е. помнить, вспоминать, – и придавая zikurat значение «памяти, воспоминания, того, что может увековечить имя» (Vigouroux. La Bible et les découvertes modernes en Egypte et en Assyrie. Tome I. Paris. 1877. P. 267). Как ни старается Вигуру представить свое объяснение единственно основательным, подыскивая подходящие ему параллели, тем не менее нельзя отказать в основательности и другим толкованиям слова zikurat, – производству его от zakar быть остроконечным, по объяснению Шрадера (Schrader.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Лит.: Зубова Т. Д. Изучение народного искусства в 20-30-х гг.: (В. С. Воронов, А. И. Некрасов, А. В. Бакушинский): АКД. М., 1977; она же. Исследователь народного искусства А. И. Некрасов//Декоративное искусство СССР. 1977. 6. С. 16-18; Гращенков В. Н. К 125-летию преподавания истории искусства в Моск. ун-те//Сов. искусствознание. М., 1984. Вып. 1(18). С. 191-195, 198-199; Алексахин И. Это хранит память//Наука и жизнь. 1990. 7. С. 30-32; Кызласова И. Л. А. И. Некрасов (1885-1950)//Сов. искусствознание. М., 1990. Вып. 26. С. 381-416 [включ. восп. о Н. и список его трудов]; она же. Проф. А. И. Некрасов// Некрасов А. И. Теория архитектуры. М., 1994. С. 5-15; она же. Статуя Николы Можайского: Из творческого наследия А. И. Некрасова (до 1938 г.)//Древнерус. скульптура: Проблемы и атрибуции. М., 1993. Ч. 2. Вып. 2. С. 199-243; она же. О неопубл. статье А. И. Некрасова//Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 189-192; она же. О Спасском соборе Андроникова мон-ря: Из архива А. И. Некрасова//ДРИ. СПб., 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 393-399; она же. История отеч. науки об искусстве Византии и Др. Руси: 1920-1930 гг.: По мат-лам архивов. М., 2000. С. 375-390; она же. О кафедре истории искусства в МГУ-МИФЛИ в 1920-1930-е гг.: (Из архива проф. А. И. Некрасова)//Тр. ГИМ. М., 2002. Вып. 134. С. 276-290; она же. О П. Б. Юргенсоне (1903-1971) византинисте и зоологе//ИХМ. 2007. Т. 10. С. 545, 549; Ремпель Л. И. Мои современники: (20-80-е гг.). Ташкент, 1992. С. 43-45; Алпатов М. В. Воспоминания. М., 1994. С. 64-65, 76-77, 248; Кириллов В. В. Вклад А. И. Некрасова в разработку универсальной архит. теории// Некрасов А. И. Теория архитектуры. М., 1994. С. 16-22; Злочевский Г. Д. «Пути и поиски историка искусства»: А. И. Некрасов. 1885-1950//Краеведы Москвы: (Историки и знатоки Москвы). М., 1995. Вып. 2. С. 197-218; Савельев Ю. Р. А. И. Некрасов и его труды по истории зодчества: 1920-1930-е гг.//Петербургские чт., 96. СПб., 1996. С. 75-77; Черный В. Д. Русская средневек. книжная миниатюра: направления, проблемы и методы изучения. М., 2004 (указ. имен); Юргенсон П. Б. Моя жизнь//ИХМ. 2007. Т. 10. С. 557-558, 561-562, 566; Сморчков В. К. Первый костромской вуз: время, люди и судьбы. Кострома, 2013. С. 269-278.

http://pravenc.ru/text/2564844.html

94 Для Филона греческий перевод Пятикнижия настолько представляет собою священный текст, что он черпает свою аргументацию из случайных особенностей этого текста (Schurer 1909, S. 428). Ср.: Иваницкий 1911, с. 519. 95 Тацит, вообще тяготеющий к антисемитизму, характерным образом оценивает иудейскую обрядность – но не только обрядность – как эстетически низменную (sordidus – Hist., V, 2); эта оценка произведена через сопоставление с ликующей праздничностью эллинского культа Диониса. 96 Med., V, 375–379: В поздние времена придет век, когда оковы Океана будут расторгнуты и [за ним] обнаружится огромная земля; Тефис откроет новые миры, и Тулэ уже не будет пределом земель. Как известно, этот пассаж вдохновлял мореплавателей Столетия Открытий. 97 В эту эпоху греко-римское (особенно римское) общество оказывается, в частности, весьма доступным для иудейской пропаганды. Тот, кто читает диалог Горация и Аристия Фуска (Horat., Sermon., I, 9:60–69), не может отделаться от впечатления, что хотя бы чрезвычайно поверхностный интерес к иудейской вере был в десятилетия ранней Империи модой, почти необходимой принадлежностью лучших домов Рима (ср. также светскую остроту из письма Августа, приведенную у Светония, Aug. 76). Безусловно, Дорнзейф сильно преувеличивает, изображая Горация и Вергилия знатоками Септуагинты, а специально Горация – сыном еврея или проселита (Domseiff 1951, S. 65 et passim), но его наблюдения над ролью Iudaica в общей картине интересов высшего общества августовских времен не могут быть отброшены целиком (S. 67). Такое положение окончательно превращается в свою противоположность только к эпохе Антонинов: если для Горация поклонник еврейских обычаев – свой человек, предмет легкой, вполне дружеской иронии, то для Ювенала (Sat. XIV, 92–06) это враг общества, крамольник, изгой и отщепенец. 98 Вызревающий в I в. до н. э. аттикизм с его стремлением найти канон нормативных правил и авторитетных образцов есть именно классицизм, и Кекилий, с которым полемизирует Псевдо-Лонгин, стоит на вполне классицистических позициях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

616 Так же читает это место блаж. Феодорит и в толковании на послание к Римлянам (Творения VII, стр. 63). 618 Вместо ο τατα δεξμενος, может быть, следует читать: τατα εξμενος, т.е. «возблагодаривший таким образом, принесший такое благодарение»; или – лучше – φθεγξμενος – «изрекший». 620 Παλινωδα – песнь с противоположным содержанием, отрицающая то, что воспевалось ранее; – отречение от своих прежних слов. По сему выражение блаж. Феодорита значит: «и тот человек не отрекается от своих дурных стремлений». 622 По предположению Саккелиона, блаж. Феодорит разумеет здесь какую-нибудь потерянную драму Аристофана. 623 Далее под 229–268 мы представляем перевод писем блаж. Феодорита, сохранившихся на латинском языке в «Synodicon adveisus tragoediam Irenaci» (Mansi V, 731 sqq , Migne, gr ser t LXXXIV, col 565 sqq), отмечая в скобах порядок «глав» этого памятника. 626 «Тако глаголет Господь, им же образом обретается ягода на грезне, рекут, не погуби его, яко благоволение есть в нем» (Иса. LXV, 8). 630 Блаж. Феодорит разумеет здесь, конечно, свои Халкидонские проповеди, часть которых сохранилась в Деяниях вселенских соборов I, стр. 830–835 и ср. 828–829 (по 2-му изд., стр. 330–332, 329 и ср выше в письме 169 на стр. 294–295), V, стр. 223–224 (по 3-му изд., стр. 115–116). 632 Auriga – в данном случае лицо, принимавшее участие в конских ристалищах в ответственной роли кучера колесницы. 633 Феофаний, епископ Филадельфийский (в Лидии), был осужден на Ефесском соборе и потом низложен Максимианом Константинопольским. 634 Hypomnesticum; см. письма 79 (стр. 76), 80 (стр. 79), 82 (стр. 85) и к письму 148-му на стр. 223,1. 638 Евферий Тианский быль низложен собором, который поставил Максимиана во епископа Константинопольского на место Нестория. Об этом епископе см. специальную монографию G. Ficker " a, Eutherius von Tyanä ein Beitrag zur Geschichte des Ephesinischen Konzils vom J. 431, Leipzig 1908. 641 Дорофей Маркианопольский (в первой Мизии) был низложен тем же собором, что и Евферий Тианский (стр 375,5).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

227). Последняя имела почти квадратную форму (3,4 х 3,2 м), высоту 1,8 м, с плоским, хорошо обработанным потолком и с закругленными углами 375 . В целом, склеп был достаточно типичным для раннесредневековых памятников Херсона, если не считать отсутствия ниш-лежанок в боковых стенах, которые, будучи выполненными в более мягких пластах скалы, нежели потолок, подверглись значительной эрозии и, если были, то обвалились 376 . Стену над входом в усыпальницу срубили ровно и устроили в ней две небольшие глубокие ниши для светильников или свечников. В помещении над склепом имелось круглое отверстие диаметром 0,45 м, прикрывавшееся, по словам Κ. К. Косцюшко-Валюжинича, квадратной плитой 0,7 х 0,7 м 377 . Рис. 226. Апсида мартирия со склепом при Уваровской базилике. Фото 2020 г. Такие отверстия служили для отправления поминальных братских трапез-агап («трапез любви»), когда через них совершали возлияния прямо в склеп (рис. 228). К слову, формальное запрещение еды внутри храмов и устройства агап последовало только после принятия соответствующих канонов (74, 76) Пято-шестого (Трулльского) собора 691–692 гг. 378 , когда херсонский мартирий уже давно существовал. Рис. 227. Вход в склеп – крипту мартирия при Уваровской базилике. Фото 2002 г . Не исключено, что мемориальная мозаичная надпись – эпитафия конца VI–VII вв., поминавшая сирийца Малха и его родню, очевидно, одного из видных ктиторов храма свв. Апостолов, имела отношение к этой усыпальнице и тем, кто был в ней похоронен 379 . Среди них могли быть и епископы Херсона, более других достойные редкой чести упокоиться при соборной церкви их кафедры. Дверной проем шириной 0,9 м со стороны южного нефа базилики облегчал доступ верующим к гробнице, расположенной таким образом недалеко от алтаря, внутри особо выделенной постройки, которая, учитывая ее отчетливо выраженный гробничный характер, не могла служить скевофилакием, как и соседняя, связанная с ней проходом в смежной стене небольшая поздняя церквушка («капелла») с престолом, устроенная между алтарной апсидой базилики и восточной оконечностью южной галереи 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

70 S.Kulpaczynski, Katecheza przy pomocy srodkow audiowizualnych , w: Katechizacja roznymi metodami , c. 201–220; R.Podpora, Wideokaseta w katechezie , w: tamze, c. 221–227. 71 J.Szpet, D.Jackowiak, Lekcje religii szkola wiary , Poznan 1996, c. 173–174. 72 Postawy katechetow , red. M.Majewski, Krakow 1996; E.Materski, Odpowiedzialnosc …, c.49–50. 73 J.Szpet, D.Jackowiak, Lekcje religii …, c. 167–168. 74 M.Majewski, Lekcja religii a katecheza , w: Katecheza w szkole , ред. тот же, Lublin 1992, c. 57. 75 Такую классификацию использует М.Маевский в книге Propozycja katechezy integralnej , Lodz 1978, c. 154. 76 A.Splawski, Zagadnienia metodyczne w katechezie mlodziezowej , w: Teoretyczne zalozenia katechezy mlodziezowej, red. R.Murawski , Warszawa 1989, c. 374–375. 77 C.M.Martini, Lud w drodze. Medytacje , Krakow 1992, c. 13–14. (К. Мартини , Жизнь Моисея) . 78 Там же, с. 14. 79 A.Jankowski, Czytanie Pisma Swietego (lectio divina) , w: Lectio divina. Boze czytanie , seria: «Z tradycji mniszej», t. 2, Tyniec-Krakow 1991, c. 15. 80 Instrukcja skierowana do Biskupow Ordynariuszow w dniu 13 maja 1950 na temat prawidlowego nauczania Pisma Swietego w Seminariach Duchownych i Zakonnych Kolegiach , w: Wstep ogolny do Pisma Swietego , red. J.Homerski, Poznac 1973, c. 459. 81 Рекомендуется использовать комментарии, помещенные в Библии брюссельского издательства «Жизнь с Богом». Ключ к пониманию Св. Писания , Брюссель, 1982. 82 Pismo Swiete Starego i Nowego Testamentu, Wstep-przeklad z oryginalu-komentarz-ekskursy , red. S.Lach, L.Stachowiak, Poznan 1962, Pismo Swiete Nowego Testamentu, Wstep-przeklad z oryginalu-komentarz-ekskursy в 12 томах, ред. E.Dabrowski, F.Gryglewicz, Poznan-Warszawa 1958–1979. 83 Ветхий Завет. Книга Бытия . Перевод с древнееврейского М. Селезнева с историко-филологическим комментарием. 84 Lapple Od egzegezy do katechezy , Warszawa 1986. 85 Например, можно использовать книги: Б. Антонини Введение в Библию , Москва, 1995 ; Б. Антонини Божественное Откровение. Историко-теологическое введение в Библию с очерком изучения Догматической конституции «О Божественном Откровении» , Москва, 1992; Б. Антонини Экзегезис книг Ветхого Завета; Л. Буйе О Библии и Евангелии , Брюссель, 1965; А. Мень Как читать Библию (руководство к чтению книг Ветхого Завета в 3х томах) , Москва, 1998 ; А. Мень История религий в 2х т. , Москва, 1997 ; Э. Гальбиати, А. Пьяцца Трудные страницы Библии , Милан-Москва 1992.

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

Schnackenburg, The Gospel according to St John, vol. 3 (tr. K.Smyth; New York: Crossroad, 1982) 375–388 [также изменение прежней точки зрения: The Gospel according to St. John, vol. 1 (tr. K.Smyth; London: Burns and Oates, 1968) chapter 5]; D.E.H.Whiteley, «Was John Written by a Sadducee?» in W. Haase, ed., Aufstieg und Niedergang der Rômischen Welt II.25.3 (Berlin: de Gruyter, 1985) 2481–2505; G. R. Beasley-Murray, John (WBC 36; Wacö Word, 1987) lxx-lxxv; M. Hengel, The Johannine Question (tr. J. Bowden; London: SCM, 1989) 76–80; idem, Die johanneische Frage (WUNT 67; Tübingen: Mohr, 1993) 210–219; J.W. Pryor, John: Evangelist of the Covenant People (London: Darton, Longman and Todd, 1992) 3; J.A.Grassi, The Secret Identity of the Beloved Disciple (New York: Paulist, 1992); R.A.Culpepper, John the Son of Zebedeë The Life of a Legend (Columbiä University of South Carolina Press, 1994) 84–85; B. Witherington, John " " s Wisdom (Louisvillë Westminster John Knox, 1995) 14–15. Так же считают и те, кто отождествляет Любимого Ученика с Лазарем: см. обзор трудов этих ученых у: J. Н. Charlesworth, The Beloved Disciplë Whose Witness Validates the Gospel of (Valley Forgë Trinity, 1995) 185–192. 1036 Например, J. A. T. Robinson, The Priority of John (ed. J. F. Coakley; London: SCM, 1985) 93–122; D.A.Carson, The Gospel according to John (Grand Rapids: Eerdmans, 1991) 68–81; H. N. Ridderbos, The Gospel of John: A Theological Commentary (tr. J.Vriend; Grand Rapids: Eerdmans, 1997) 672–683 (он считает, что Иоанн, сын Зеведеев, в Евангелии сознательно скрыл свою личность); A.J. Kôstenberger, Encountering John (Grand Rapids: Baker, 1999) 22–25; C. L. Blomberg, The Historical Reliability of Johns Gospel (Downers Grovë InterVarsity, 2001) 22–41; CS. Keener, The Gospel of John, vol. 1 (Peabody: Hendrickson, 2003) 82–104; С. G. Kruse, John (Tyndale New Testament Commentaries; Grand Rapids: Eerdmans, 2003) 24–30. Среди более старых трудов стоит обратить внимание на: B.F.Westcott, The Gospel according to St.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010