64 АФЗХ. Ч. 1. С. 60. 46. Ф.Ф. Сурмин был митрополичьим дворецким и в последующее время при митрополите Варлааме. См. его купчую грамоту 1515 г. (АФЗХ. Ч. 1. С. 162. 179). 70 АФЗХ. Ч. 1. С. 160. 176. Грамоту об обмене «писал митрополич подьячей Якуш Иванов сын Попов». 71 Там же. С. 193–194. 221. «По господинову слову Симона митрополита» менялись земли и в митрополичьих монастырях (АФЗХ. Ч. 1. С. 247–248. 288). 74 АФЗХ. Ч. 1. С. 209. 243. Там же см. текст жалованной грамоты игумену Протасию (С. 207. 239) и аналогичную грамоту обители Константина и Елены (С. 208. 241). 75 АФЗХ. Ч. 1. С. 65–66. 53. В 1499 г. митрополии было «отписано» село Горки дьяком Я. Кожуховым (Там же. С. 66. 54). 76 АФЗХ. Ч. 1. С. 118–121. 129. Аналогичный случай имел место также в 1501–1502 гг. (С. 217–220. 254). 82 Там же. С. 75. 70. Подобные грамоты этого же времени о церковных владениях в Коломенском, Переяславском и в Юрьевском уездах см.: АФЗХ. Ч. 1. С. 105. 113; С. 123–124. 134; С. 132. 150. 83 АФЗХ. Ч. 1. С. 199–200. 224. В марте 1499 г. Иоанн III дал «подорожную» грамоту о беспошлинном проезде людей и саней с товаром для митрополита (Там же. С. 249–250. 293). 89 Там же. С. 126. 138. По благословению митрополита Симона решались вопросы между монастырями о принадлежности земельных угодий (АСЭИ. Т. 3. С. 123). 90 АСЭИ. Т. 2. С. 172. 190. Три года спустя он дал жалованную грамоту Успенскому храму, приписному к этому монастырю (Там же. С. 172. 191). В это же время митрополит Симон обращался к волостелю с просьбой, чтобы тот «лихих людей поунял», оградив священника, служившего в этом храме (Там же. С. 173–174. 192). 93 Лагутенкова О.Ю. Списки Жития преподобного Арсения Комельского//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. Сб. статей в честь В.К. Зиборова. СПб., 1997. С. 37–42. 101 Соколова Г. Фрески Феодосия (1508 г.) и художников середины XVI в. в Московском Кремле (Публикация одного памятника). [Л., 1969]. 104 Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 20; Она же. К вопросу о южнославянских связях в русском лицевом шитье XV–XVI вв.//Проблемы русской средневековой художественной культуры. М., 1990. С. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Иона иером., автор, 514, 628, 677, 694, игумен глушицкий, 667, 668. Иона Зуй, иеродиакон Троиц. Серг. мон., 73, 138, 316. Иона, архимандрит, владелец, 182, 739. Иона диакон, ризничий Троиц. Серг. мон., владелец, 206. Иосиф Прекрасный. Слова о нем, 9, 142, 143, 177, 404, 805. Иосифа Флавия два отрывка, 730, 770. Иосифа, инока, Слово, 751, 754, 764. Иосифа из Евреев, книга соч., 91, 772. Иосифа Тризны редакция киево-печерского Патерика, 714. Иосифа, игумена волоколамского, сочинения, 187. Выписки, 736, 739, 810. Обиходник его столовый, 739. Упом., 90. Житие см. Жития. Иосиф, старец Киржач. мон., владелец, 280. Иосиф Махай, строитель, владелец, 299. Иосиф, иером., книгохранитель и ризничий Троиц. Серг. мон., 781. Иосиф, архим. Новоспасского мон., 58, 284, 741. Иосей псковитин, владелец, 194. Иудеи, Жиды. Прения с ними и обличения, 9, 38, 116, 122, 124, 147–150, 180, 188, 200, 201, 205, 206, 408, 631, 728, 729, 730, 753, 786. Их крещение, 205, 206, 739, 741,799. Иудино предательство, 188, 200, 201. Кадило. Сказание о нем, 808, 809. Каин см. Авель. Калайдович. Ссылки на его издания, 2, 9, 12, 15, 91, 121, 142, 146, 175–177, 202, 204, 205, 214, 225, 227, 233, 404, 648, 660, 704, 713, 718, 723, 729, 762, 765, 768, 769, 776, 784. Калантаев Феодор Иванович, пан, 495. Каллист, ученик аввы Зосимы, 37, 167, 169, 181, 185, 753, 757, 763. Каллист см. Никифор. Каллист, биограф Григория Синаита , 116, 186, 674, 748. Каллист Ксанфопул, 284, 316, 320, 753, 806. Калистрат, диакон, владелец, 191. Каллиник, уставщик Троиц. Серг. мон., 819. Каменский монастырь. Сказание о нем, 658. Канонники, книги, 24, 253–307. Каноны с толкованием, 119, 176, 664, 665, 672–674, 780, 793, 812. Карамзина История. Ссылки на оную, 15, 200, 205, 241, 266, 768. Карпова Феодора переписка с Максимом греком , 200, 201. Карпиан, 70. Картины, изображения и рисункн в книгах, 3, 5, 7, 8, 15, 16, 22, 40, 44, 46–49, 58, 60–62, 68, 70–76, 79, 81, 83, 85, 86, 92, 96, 100, 101, 103, 105–108, 110–112, 114, 115, 118, 119, 123, 124, 127–130, 133, 134, 136–138, 140, 141, 146–148, 150, 156, 158, 162, 167–170, 173, 175, 178, 181, 183, 184, 188, 201–203, 210, 213, 215, 218, 222, 232, 241, 242, 251, 256, 259, 269, 274, 283, 308, 309, 315, 316, 319–324, 326–328, 338, 342, 343, 349, 351–354, 356, 368, 369, 372, 385–389, 409–411, 413–419, 424, 429–431, 433, 438, 443, 444, 447, 454, 456, 457, 466, 628, 637, 638, 659, 670, 680, 684, 686, 687, 690, 701, 704, 708, 715, 717, 718, 720, 723, 725, 732, 739, 751, 755, 756, 772, 806, 813, 819.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Orient. t. 1. p. 26; сн. Кодина, Пερ κτισμ. ed. Bon. p. 74). Монастырь Манганский построен императором Константином Мономахом (1042–1054), δια τν ρωμνην ατ, Σκληρανην λγω, να κεν προσφοιτ συνεχς. На устройство и украшение этого монастыря не только истощена была вся государственная казна, но были придуманы и пущены в ход даже неблаговидные налоги и поборы (См. Дюканжа, Constantinop. christ. Lib. IV. р. 124. Византия, . Κωνσταντινοπολις, τμ. α´. σελ. 177–179). 137 Св. мученик Прокопий – родом Иерусалимлянин, жил в Скифополе; отсюда взят в Кесарию Палестинскую, где и обезглавлен, в 19 год Диоклитианова царствования (Евсев. О Палест. мучен. гл. I. в Рус. пер. Спб. 1849. стр. 1–3; сн. Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. VI. р. 123, 124). 138 Об этой церкви другие наши паломники не упоминают; но, вместо нее, они указывают «за стеною, над морем или вскрай моря, назади монастыря Мангана», церковь святого Спаса или Христа Милостивого (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 52, 61, 72, 101), построенную Цимискием перед пропилеями дворца Манганского (Κωνσταντινις, σελ. 30; сн. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 81). Между этою-то церковию и Манганским монастырем св. Георгия, в дворцовой ограде, против церкви св. Варвары, или против акрополя, и находилась церковь (εκτριον) св. Николы, построенная Василием Македонянином (Дюканжа, там же, стр. 130). 140 И не только в алтарные, но и в церковные, как видно из «Сказания о създании великиа Божия церкви святыя Софея»: «егда же начаша здати верх, по 20 (должно быть 12) керемид зданиа творяху; святители же о създании церковнем молитву творяху; и паки полагаху зиждущеи другая 12 ряду, и пакы бываше молитва; и полагаху чистители на всех 12 рядех мощи святых. Також творяху и до скончяниа церкви… Царь же Иустиан в всяком столпе доле и горе честныя мощи святых вложи» (Ркп. л. 315 об. и 319 об. Тихонр. Пам. Рус. лит. ч. II. стр. 23 и 26). Anonymus, de S. Sophia (у Бандури, в Imper. Orient. t. I. p. 73, 76): κα ρξμενοι κυλειν τν τρολον, δδεκα βσαλα τϑουν· κα ναμεταξ τν δδεκα βησλων ποουν ο ερες εχν περ συστσεως κκλησας, κα ποουν ο κτσται κατ δδεκα βσαλα πν, μβαλντες ν τας πας τμια κα για λεψανα διαφρων γων, ως ο τελειϑη τρολος…  ν κστ κονι τν νω κα τν κτω γιον λεψανον χει νϑρονιασμνον.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Мабильон Жан (MabIIIon, 1632–1707), французский историк-медиевист, палеограф, издатель средневековых рукописей, ученый-бенедиктинец, член конгрегации мавристов в парижском монастыре Сен-Жермен де Пре – 44 Маврикий, византийский император в 582–602 гг. – 192, 238, 239, 242–245, 252,254,259,389 Мазарини Джулио (Mazarini, Mazarin, 1602–1661), кардинал с 1641 г., первый министр Франции с 1643 (в годы правления Людовика XIV) – 41 Максенций (Марк Аврелий, ок. 280–312), римский император в 306–312 гг. – 94,100,102 Максим Исповедник (ок. 580–662), византийский богослов, один из основных оппонентов монофелитской ереси, в своих сочинениях подвел итоги ранне-византийской патристики, умер в ссылке – 303, 304, 312 Максим Эфесский (IV в.), философ-неоплатоник – 124 Максимиан (Марк Аврелий Валерий, ок. 250–310), римский император в 286–305 и 307–310 гг. – 94, 115, 116 аль-Мамун, арабский халиф в 813–833 гг. (седьмой халиф из династии Аббасидов) – 367, 868, 370, 396, 397 Манойлович M. (Manoilovili), сербский византинист – 222 Мануил I Комнин , византийский император в 1043–1080 гг. – 486 Мардоний , учитель имп. Юлиана – 123, 124 Марк Аврелий (Антонин, 121–180), римский император в 161–180 гг., философ-стоик – 127 Маркиан , византийский император в 450–457 гг. – 121, 162, 163, 165, 233 Mapp Николай Яковлевич (1864–1934), кавказовед, археолог, филолог и лингвист – 414, 416 Марсэ Жорж (Mareais), французский востоковед – 69 Мартин I , папа Римский в 649–655 гг. – 303, 304, 305 Мартина , жена имп. Ираклия – 266 Маслама (греч. Масалмас, нач. VIH в.), арабский полководец – 318 Масперо Ж. (Maspero), французский византинист – 259, 287 Масуди (ал-Мас " уди, Абу-л-Хасан " Али ибн ад-Хусейн, ум. 965), арабский географ и историк – 296 Матфей Эдесский (XI в.), армянский историк – 410 аль-Махди, арабский халиф в 775–785 гг. (третий халиф из династии Аббасидов) – 321 Мел (нач. XI в.), глава антивизантийского восстания в Италии – 432 Меиандр Протектор (VI в.), византийский историк – 202, 252, 253 Меркати Сильвио Джузеппе (Mercati, род. 1877), итальянский филолог-классик, историк-византинист и палеограф, инициатор издания первого византиноведческого итальянского журнала «Studi bizantini е neoellenici» (1924 г.)-76

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

На л. 387 запись киноварью: «Дописана книга февраля 1 день 92 г.». Приписки: скорописью: 1) на полях внизу листов 1–11: «Сия книга канонник от церкви пророка Илии что в Митюкове, отобрана на Вологду»; 2) на л. 148 об.: «Сия книга глаголемая канонник Вологоцкого уезду Троицкой трети Емской волости храма Николая чудотворца да Ильи пророка церковная домовая казенная, а подписал Емской волости Фетко Попов 198 году»; 3) полууставом киноварью на л. 364 об. под текстом: «Книга Никольского попа Распутия Феодорова сына». Состав: 1) последование ко Святому Причащению, без начала, с апостольским и евангельским чтениями (1–44); 2) молитвы по Святом Причащении (44–51 об.); молитва: «Тело твое святое Господи Иисусе Христе Боже мой да будет ми в живот и освящение» названа молитвою Кирилла мниха; 3) служба Господу Иисусу Христу – творение Феоктиста, инока Студийския обители (51 об.–63); 4) канон радостен Пресвятей Богородици – творение священно-инока Игнатия (63–76 об.); 5) служба на день Благовещения Пресвятыя Богородицы (77–93 об.); 6) в пяток 5-й недели поста великия Четыредесятница служба акафисту Пресвятей Богородицы (93–113); каноны: 7) святителю Николаю чудотворцу (113 об.–117 об.); 8) Ангелу хранителю (117 об.–125); 123–125 листы перепутаны: 125 л. должен следовать после 122 л.; 123 и 124 листы позднее вставлены; 9) чин покаянию преподобного Ивана Дамаскина (125–148); напечатан в сочинении А. Алмазова : «Тайная исповедь в православной восточной церкви». Одесса 1894 г. Т. III, стр. 109–113; 10) краткие святцы в чертежах (149–166); 11) три тропаря (167 об.); последования: царских часов: в навечерия: 12) Рождества Христова (168–185); нет одного листа между 174 и 175 листами; 13) Богоявления (185–202 об.); 14) последование в навечерие Святых Богоявлений (202 об.–210 об.) В одной из молитв этого чина на л. 209 читается: «Спаси Господи раба своего благоверного царя нашего Иоанна и его благоверныя царевичи, соблюди их под кровом твоим в мире и покори им Господи всякого врага и супостата»; 15) в великий пяток (210–234).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

116 . Лексикон с французского на италианской. 1. На воложском (языке) В лист и в четверть 117 . Минея церковная. 1. 118 . Требник церковной. У него оболочка и переплет ветхи, нижней доски нет и без конца. 1. 119 . Триодь цветная, у коей переплет и оболочка ветхи. 1. (Л. 66). На русском и польском (языках) В лист письменная 120 . Собрание разных лиц писем; в той же грамоты ставленые, о приходящих от унии диаконах и попах к соединению церкви восточной, о потерявших ставленую, привилегии на протопопство, о дозволении двуженцам попам иметь при себе викариа, суд чернцам, декрет митрополитанский о братстве и священниках, разные универсалы и дозволения, грамоты прощальные и др. статьи составлению церковному приличныяе, речи поздравительные царю Алексею Михаиловичу и другим лицам при всяких случаях, грамоты жалованные полочаном и другие письма к разным мещаном полоцким царя Алексея Михаиловича, совет в соборе о Никоне патриархе и правила на него, грамота чудовскому архимандриту Иоакиму на ношение скрижалей и жезла, грамота на митрополию Белограда, послания патриархов к духовным лицам, низложение совершенное Никона патриарха , соборное проклятие Феодору диакону за хулу на патриархов вселенских, несколько при конце писем латинских. 1. На гаванском (языке) В поллиста 121 . Описание земли обетованныя и мест святых. Ветха. 1. В Амстердаме. 1653. (Л. 66 об.). На готфском языке В четверть 122 . Лексикон юридический. 1. 123 . Регулы воинской архитектуры. Оная книга ветха. 1. В Амстердаме. 1635. На еврейском (языке) В лист печатная 124 . Еврейской Библии один экземпляр, состоящей в одном первом томе, в самом лучшем подносном переплете, присланной из Московской Свят. Синода Конторы октября 19 дня 1776 г. II. Греческие рукописи В лист А. 1. ‘Αλξνδρου Τραυλιανο ατρικα. Александра Травлиана сочинения медицинские. (По описи 1738–1749 гг. 5. На л. 2 об. помета Аф. Скиады: «videtur exscriptus seculo 17». По лл. 2–6: «Александра Травлиана I из Синодальной библиотеки а подписано по приказанию Святейшего Синода»; по лл. 122–124: «Синодального дому иеродиаконом Гедеоном 1775 г. маиа». На л. 125 об.: «в сей книге 126 листов; щитал и метел подьяк Федор Звонарев. 1». – 30,5 X 20,8 сант. На первых 4–75 листах внизу сигнатуры тетрадей α – ϑ, по 8 листов в тетради; на лл. 76–126 сигнатуры тетрадей нет, но судя по нумерации глав пропуска среди них нет. На чистом листе, приклеенном к переплету: «смотрел Иван Широков»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Мнения и отзывы...С. 318, Ср. С. 199-200, 123-124, 203-204, 320 Хитрово В. Н. Православие в Святой Земле. Православный палестинский сборник, Т. 1, вып. 1. СПб., 1881. С. 75-76. Там же. С. 76-77. Там же. С. 79. Подробную монографию по деятельности Русской Духовной Миссии см. Архимандрит Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Серпуховский Высоцкий мужской монастырь, 1997. Хитрово В. Н. Православие в Святой Земле. С. 81 Смирнов П. А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана Вышенского Затворника. М., 1915; Репринт. Изд. Калуга, 1997. С. 62. ° За свои труды в Миссии иеромонах Феофан был возведен 14 апреля 1855 г. в сан архимандрита. Пребывая ранее в Иерусалиме под начальством архимандрита Порфирия, отец Феофан приобрел там большой миссионерский опыт, изучил греческий и французский языки, мог свободно говорить и письменно общаться с греками и турками, а также со всеми представителями инославных вероисповеданий. См. Архим. Георгий (Тертышников) Светильник Земли Русской. Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника//Богословские труды. Сб. 30. М., 1990. С. 160 Титов Ф. И. Суждения Преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского, о греко-болгарском вопросе и о состоянии Православной Церкви на Востоке//Труды Киевской Духовной Академии, 1895, май. В это время отец Феофан сделался известным графу А. П. Толстому (обер-прокурор Святейшего Синода 1856-62), который отличался своими взглядами в русском обществе: был почитателем греков и Греческой Церкви. Титов Ф. И. Указ. Соч. С. 55. Леонтьев К. Н. Записка отшельника (1887 г.)//Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996. С. 448. Андронов Ю. В., Мячин А. Г., Ширинянц А. А. Русская социально-политическая мысль XIX - начала XX века: К. Н. Леонтьев. М., 2000. С. 49. Карцов Ю. С. За кулисами дипломатии. Петроград, 1915. С. 10-11. Леонтьев К. Н. Письма о восточных делах//Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство...С. 359. Леонтьев К. Н. Письма о восточных делах//Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство...С. 360.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

   Нестор. историко-критич. рассужд. Погодина. С. 191—193 (90).    Летопись Лаврент. С. 74—76 (67).    Как выражается Степенная книга. 1. С. 99 (57).    Такую точно мысль о цели похода Владимирова на Корсунь встречаем и в Степенной книге: «Начаша же воинство совокупляти на греческий град Корсунь, и молящеся сице: Господи Боже Владыко! сего у тебе прошу, да ми даси град той, да прииму его и оттуду приведу люди Христианы и презвитеры на свою землю. и да научат мене и людей моих закону христианскому. Еже и бысть по прошению его, якоже услыша Бог молитву его» (1. С. 122 (57)).    Летоп. Лаврент. С. 75 (67).     Сухомлинов. О древней русск. летоп. 65—68. СПб., 1856 (123).    М. Иларион, в Прибавл. к твор. св. отц. 2. С. 272 (88).    На эту причину как на главнейшую указывают почти все наши историки. См.: Крат. церк. росс. истор. Платона. 1. С. 22 (92); Начертание церк. истор. Иннокентия. 2. С. 115 (44); Истор. росс. Щербатова. 1. 257 и 258 (143); Росс. истор. Татищева. 1. 70 (124) и др.    Прибавл. к творениям св. отцов. 2. С. 276 (88).    Истор. госуд. Росс. Карамзина. 1, примеч. 447 (49).    Истор. госуд. Росс. Карамзина. 1, примеч. 455 (49).    Истор. госуд. Росс. Карамзина. 1, примеч. 453 (49).    Mosheimii Historia eccjes. Saec. X. Cap. 1. § 5 (230); Hist. eccles. in compend. redacta. 2. P. 558 (231).    Первый этому пример упоминается в летописи Георгия Пахимера. Кн. III. Гл. 3 (200), когда греческий император Михаил Палеолог во второй половине XIII в. выдал дочь свою Марию за татарского князя. Снес. Карамз. 1, примеч. 453 (49).    Опыт повествования о России Елагина. М., 1803. Ч. 1 (37).    Кратк. церк. истор. Платона. 1. С. 29 (92).    В древней летописи сказано только: «Се же (чудесное прозрение Владимира) видевше дружина его, мнози крестишася» (Лаврент. летоп. С. 76 (67)); а в Степ. кн. прибавлено: «И немедленно ecu такоже крестишася...» (с. 130) (57).    Baronii Annal., ad an. 995, num. 20 (159).    Ibid., ad an. 998—999 (159) et Leonis Allatii De perpetua consensione ecclesiae orient, et Occident. Lib. II Cap. 8 (149). Начерт. церк. истор. Иннокентия. 2. С. 71, по изд. четвертому (44).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт историко-художественной классификации. Том второй: XVI — начало XVIII века. М.: Искусство, 1963. С. 76 437); Каталог выставки «Святая Русь»/Отв. ред. Е. Н. Петрова, И. Д. Соловьева//Святая Русь: Альманах. Вып. 302. СПб.: Palace Editions, 2011. 113; Преображенский А. С. Ранние изображения прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре и за его пределами. Типология и иконография образов новопрославленного московского святого//Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: Тезисы докладов научной конференции. С. 76-85. Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы; и о бывших потом в России мятежах, сочиненное онаго же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным. Изд. 2. М., 1822; Сказание Авраамия Палицына/Подгот. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. Под. ред. Л. В. Черепнина. М.; Л., 1955. Подробнее см.: Кириллин В. М. Образ преподобного Сергия Радонежского в Сказании Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря//Церковь и время: Научно-богословский и церковно-общественный журнал. Т. LXVI — 1 (Январь — Март). М.: ОВЦС Московского патриархата, 2014. С. 130-144. Белоброва О. А., Клитина Е. Н. Симон (в миру Савва Леонтьев, сын Азарьин по прозвищу Булат)//СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 3: П — С. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 380. Книга о чудесах пр. Сергия. Творение Симона Азарьина/Сообщил С. Ф. Платонов. СПб.: ОЛДП, 1888. С. 33-36. Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. СПб., 1888. С. 246-269. ПСРЛ. Т. 14, первая половина: I. Повесть о честнем житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руссии. II. Новый летописец. СПб., 1910. С. 123-124. Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы; и о бывших потом в России мятежах, сочиненное онаго же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным. Изд. 2. М., 1822. С. 273-274. Подробнее об этом см.: Скурат Николай, прот. Московский храм святого пророка Божия Илии, слывущий Обыденным, в Смутное время – 1612 год и в период Отечественной войны 1812 года//Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Выпуск XI. М.: «Луг духовный»; О-во сохранения лит. наследия; Издательство ОРПК «Кадашевская слобода», 2012. С.106-108.

http://bogoslov.ru/article/4635825

115 Асохик, стр. 74 р. п.; Стеф. Орб. Hist de la Sioux. p. 75 et 84, Вардан, стр. 92–93, Киракос, Deun. hist. p. 36. 123 Вот отрывки из его сочинения против диофизитов: «едина в Христе сущность, едино лице, едино естество, у которого равным образом едина воля, и страдание, и действие: ибо в едином естестве не может быть иная и иная воля, иная, говорю, божественная и иная человеческая: нельзя утверждать того, чего быть не может; но одна только (unica) у него воля и одно только (unica) действие». (Galani Conciliatio. P. I. Т. II. Qu. II, § 111., p. 76). «Господь повелел апостолам крестить во имя Троицы; следовательно из двух естеств Христовых одно должно быть устранено, чтобы из Троицы не образовалась четверица... Если бы плоть Христова была нечто сотворенное, то ее нужно было бы включить в число творений, считать ее за одно с другими сотворенными вещами и не воздавать ей поклонения» (ibidem, р. 71). «Естество без личной субстанциональности (sine propria subsistentia) никоим образом существовать не может» (ibid. р. 81). «Говорят (диофизиты), что два естества и одно лице: отсюда, по их словам, одно из этих естеств должно быть личным, а другое лишено личности; но невозможно в одном лице существовать двум естествам и притом противоположным одно другому; и кроме того невозможно, чтобы одно естество было лишено своей личности. О страшное и удивления достойное заблуждение» (ibid. p. 82). «Но обратим внимание на тех, которые принимают синтез из двух равнородных (heterogenas) естеств, соединенных в одном лице. Ибо если на их взгляд человеческое естество лишено собственной личности: то, очевидно, они разумеют лишь половину человека, а не совершенного человека: но каким образом ум наш может допустить то, что не возможно, именно, человека без свойственной ему личности» (ibid. р. 82). Троицкий, «Излож. веры.» стр. 258–259. Изложенные мысли вполне соответствуют Стефану Сюнийскому, как он характеризуется у Стефана Орбелиана. 124 Ухтанес епископствовал 672–684, после него Илиазар, или Елеазар (684–690), а затем известный мученик за веру Нерсес Бакур (690–707).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010