Киселев Симеон Федорович, владелец, 177, 604, 606, 611, 614. Кишкин Григорий, то же, 487. Киевская митрополия, 72, 73, 408. Климента, папы римского, Слово, 747, 779. Климента, епископа, сочииения, 466, 663, 666–668, 670, 745, 754. 775. Климента, еп. славянского, слова, 12, 91, 202, 203, 339, 680, 681, 747, 779. Климент Васильевич, священнопротопоп, 628. Климента старца, сказание о иерусалим. монастырях, старцу Вассиану, 200. Клобука белого происхождение, 739. Книг св. исправление, 200, 201, 281, 283, 315, 479, 542, 684, 685. Книги истинные и ложные, 205, 206, 225, 227, 704, 759, 765, 786. Книги острожские, 196. Князей русских перечень, 647, 765. Ковалевский Иосиф, иером., хозяин ркп., 732, 734. Ковасил Матфей владелец, 391. Ковезин Вассиан, келарь Троиц. Серг. мон., 768. Ковезин Варсонофий, старец Троиц. Серг. мон., 608. Козарина беседа с Кириллом фил., 793. Козмы Веститора слова, 116, 466, 664, 665, 763, 781, 783. Козмы халкидонского слова и отрывки, 15, 204, 784, 806. Козмы, игумена, видение, 166, 189 и др. Козме, монаху, Никона черног. послания, 211–213. Козме, еп. маиумскому, послание И. Дамаскина, 176, 177. Козме, игум. белоезерскому, послание царя Ионна Васильевича, 809. Козма пресвитер, 770. Козма, свящ. Воскрееенский, владелец, 187, 495. Козма Фурсов, переплетчик Стромынского мон., 239, 375. Компанский Артемий, иеромонах Серг. лавры, 457. Кондакарь крюковый, книга, 23. Константина Великого , греч. царя, законы, 15, 205, 206, 208, 765. Упомин., 284, 326, 327, 776, 783, 790, 794. Константина Копронима (Ковалина) обличает И. Дамаскин, 672. Константина Порфирогенита о образе Спаса, 680, 681. Константин с. Льва цесаря, 15, 205, 206. Константину памфилийскому ответы, 205, 206. Константина Ивеста стихи в начале Диоптры, 190–194. Константин, Славян учитель, см. Кирилл. Константина, еп. болгарского, молитва и предисловие, 103. Константину, князю острожскому, послание патр. Мелетия, 196. Константинополь см. Царьград. Копытов Марко Матфеев, владелец, 334. Копроним см. Константин.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Максима, митр. русского, правило, 205, 206, 209. Малахиа ржевитин, строитель Киржачского мон., 816. Мальцов Василий, владелец, 792. Манассии, царя иудейского, молитва, 254, 350. Манихеи еретики, 663. Чин обращения их к правосл. вере, 739, 799. Мантии толкование, 189, 756. Мануил, царь греческий, 224, 765. Марапе князю Никона черногорца послания, 211–213, 783. Маргарит, книга, см. И. Златоуст. Марк, биограф Иоанна Предтечи, 211, 680, 681, 686. Марка, преподобного, отрывки, 181, 189, 407, 753, 756, 760, 770. Марка, иеромонаха, о неведомых Уставу, 46, 242–245, 247–251. Маркел диакон, ризничий Троиц. Серг. мон., владелец, 206, 269, 424; поп, 781. Мартин Исаевич, ключарь моск. Успенского Собора, владелец, 813. Мартирия, монаха киево-печерского, акафист всем Святым, 285, 652, 768, И. Златоусту, 768. Мартолой, книга, 762. Матренин Карп, слуга монастырский, владелец, 805. Матфей, евангелист. Евангелие его см. Библия. Житие см. Жития Святых. Изображение, 68. Слово, 144. Матфей, епископ сарайский, автор, 11. Матфей, инок, автор, 628. Матфей Иванов, поп, владелец, 430. Матфей, иером. Троиц. Серг. мон., то же, 156, 165. Матфей Меркулев, то же, 115. Медведев Виссарион, поп, то же, 109, 171. Мелетию, монаху, Никона черног. послание, 211–213. Мелетия, патр. александрийского, послания, 196. Мелхиседек, царь, 732, 793, 794. Мелхиседикиане, еретики, 205, 206, 739, 799. Менандра Мудрого изречения, 189, 204, 730, 762. Менгутемир, хан ордынский, 177, 765. Меркурий, архим. Троиц. Серг. мон., вкладчик ркп., 178. Метафраст см. Симеон. Мефодия, еп. патарского, слово, 770. Упом., 187. Мефодий, патр. константинопольский, 799. Мефодий, учитель Славян, 674. См. Кирилл. Минеи общие, книги, 379, 461–464. Минеи служ. месячныя, 30–32, 465–596. Минеи-четьи, 663–681. Мисаила, иерод. голутвинского, книги, 159, 770. Митрополиты российские изчислены, 408, 647, 765. Митрофана, патр. константинопольского, канон пресв. Троице, 255 и др. Митрофан, епископ коломенский, 647. Митрофан, иером., автор, 624. Михаил св. архангел. О нем слова, 664, 665, 670, 671, 730, 754, 755, 774, 775, 786. Молитва ему, 285, 347.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Симеона Нов. Богослова книги, 180–185, 189. Слова и отрывки, 13, 165, 167, 200, 343, 407, 413, 744, 756, 760, 763, 766, 771, 785. Симеона, еп. тверского изречение, 15, 769. Симеон, еп. полоцкий, на Соборе, 205, 206. Симеона Олферьев, автор, 628. Симеон с. Матфеев, поп, книгопродавец, 132, 430. Симеон с. Стефанов, владелец, 380. Симона, волхва, прение, 630, 677. Симона, еп. владимирского, послание, 676, 712–714, 767, 768, 800. Симон, митр. всероссийский, 369, 597, 609, 712. Симон Азарьин, келарь Троиц. Серг. мон., автор, 700; вкладчик ркп., 6, 37, 62, 70, 151, 195, 354, 379, 383, 430, 445, 634, 689, 697, 709, 714, 810–812. Упом., 249, 662, 820. Синаксари Триодные, 44, 404–406, 715, 716, 720–722, 765. Сборник, 790. Синодики, книги, 40–48, 813–819. Сирин см. Ефрем. Исаак. Сифа Антиоха притча, 765. Стефанит см. Ихнилат. Скитский Устав, 314, 528, 762, 799. Скоблихин Тимоаей, владелец, 312. Скорлыванов Елисей, то же, 313. Слова похвальные, книга, 199. Слова поучительные, проповеди , 8, 9, 11, 12, 91, 99–106, 142, 143, 145, 146, 151, 163, 169, 198, 205, 206, 208, 747, 784, 804. Словари, 2, 175, 765, 790, 812. Словарь истор. о русских Святых упом., 307, 636. Службы праздникам см. в Мин. служебных. Службы избранные из разных месяцев, книги, 597–603; русским Святым, 629–637. Службы русским Святым: Авраамию ростовскому, 491, 604, 617, 618, 622–624, 626, 630, 649. Авраамию смоленскому, 625. Авраамию и Ефрему смоленским, 619. Авраамию галичскому, 624, 625. Александру Невскому, 503, 619, 622–624, 626. Александру свирскому , 269, 349, 614, 619, 622–624, 627, 629, 632, 633, 651, 803. Алексаидру ошевенскому, 625. Александру куштьскому, 624. Алексею митр. киевскому, 263, 269, 270, 313, 524–526, 528, 548, 551, 559, 562–565, 597, 600, 606–609, 611–613, 617, 618, 620, 621,623, 640, 643, 645, 646, 653. Андрею кн. смоленскому, 658. Антонию киево-печерскому, 551, 611, 616, 617, 619, 620, 621, 623, 624, 644. Антонию Римлянину, 624. Антонию сийскому, 514, 628. Арсению еп. тверскому, 541, 542, 623, 626.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В начале 1906 года 203 его назначают на должность инспектора Тамбовской духовной семинарии, которую возглавлял его друг архимандрит Феодор (Поздеевский) , будущий знаменитый руководитель Московской духовной академии и легендарный епископ. Вскоре о.Симеон становится ректором 204 и 12 ноября того же года местным архиереем возводится в сан архимандрита. В следующем, 1907 году, по-видимому весной 205 , во время торжественной церемонии, на которой присутствовал прежний ректор, кто-то из студентов (а многие из них считали строгого аскета и взыскательного преподавателя ретроградом) стрелял в него, но попал в о.Симеона, закрывшего друга своим телом. Пуля задела позвоночник, и до конца жизни о.Симеон был прикован к постели 206 . В храм его возили в кресле 207 . Одно время о нем заботился старец Гавриил, а потом епископ Феодор (пока находился на свободе) опекал своего спасителя. Став после Февральской революции настоятелем Даниловского монастыря, владыка перевез туда и о.Симеона. За больным архимандритом ухаживал келейник Николай, работавший санитаром в той больнице, где лежал о.Симеон, и так полюбивший раненого, что не покидал его до самой своей смерти. Елена Чичерина, тогда молоденькая неофитка, так пишет о Даниловском монастыре середины двадцатых годов: «Все монахи в Даниловом имели сан, их было мало, и всего находились у них один или два послушника. Чем они жили – не знаю. Было несколько прекрасных духовников, они исповедовали в разных уголках собора, у всех имелись свои «дети». Все они резко отличались друг от друга. Издали можно было узнать «симеоновских» – у него все больше интеллигентные дамы в шляпках. Архимандрита Симеона возили в кресле, он, как говорят, был другом владыки Феодора, которому что-то на пути подложили, но попал не владыка, а о.Симеон…» 208 . Чичерина упоминает, что, будучи инвалидом, он умудрялся петь в хоре. Об этом вспоминает и игуменья Иулиания (Ушакова), посещавшая обитель в те же годы: «О. Симеона одевали, сажали в кресло на колесиках, везли в церковь и подымали на клирос. Его прекрасный бас, несмотря на тяжелое физическое состояние, сохранился во всей красе… Если опаздывал регент, о.Симеон регентовал».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Симеона, писал, что «сие же все онъ творяше, дабы низложити ему от славы Унженскую обитель, аки бы в ней мощей преподобнаго Макариа нсть. Возвысити же хотяше Желтоводский монастырь» (Там же. Л. 203). Получив донесение, патриарх приказал архиепископу погрести мощи в земле там же, где были обретены, под гробницей М., «сие помысливъ въ ум своемъ, понеже подъ гробницею обртошася, и чия гробница, того мощи». Архиепископ при погребении мощей «отъя от нихъ часть едину и, вземъ, у себе сохрани» (Там же. Л. 205). Из Унженского мон-ря он отправился в Желтоводскую обитель, однако на Унженском оз. его корабль встал: сильный ветер не позволял ему войти в реку. Архиеп. Симеон, поняв, что «не отпущает его святый Макарий», стал молиться святому. Преподобный, «слыша молитву его, свободи кораблецъ той от задержания» (Там же. Л. 205 об.- 206). Архиепископ отправился в Желтоводскую обитель, где «вдаде тайно» часть мощей архим. Тихону, а потом поехал в Москву. Архим. Тихон спрятал частицу мощей в церкви «в сокровеннм мст». За это непочтительное деяние по отношению к мощам М. вскоре и архиепископ и архимандрит поплатились: «…смятошася умомъ своимъ, подвигошася яко пиянии, и вся мудрость ихъ поглощена бысть: нападе бо на ня страх и трепет» (Там же. Л. 206 об.). Архим. Тихон бежал «въ поморския страны и въ тамошнихъ пустыняхъ и монастырхъ нача скитатися, яко единъ отъ странныхъ монаховъ». А на архиеп. Симеона находил «нкий ужасъ и изступление ума», он часто слышал «гласъ, невидимо к нему глаголющь: почто отъялъ еси от мощей моихъ часть?» От этого он впал в тяжелую болезнь, во время к-рой ему явился М. и сказал: «Не имамъ ти дати покоя, дондеже паки ю къ тлеси моему положиши». Архиепископ начал «моления приносити ко Христу Богу и ко Пречистй Богородиц» о своем выздоровлении, призывая на помощь и М. Поведав о случившемся патриарху, он молил его «со слезами» взять часть мощей у архим. Тихона, отослать ее в Унженский мон-рь и положить в гроб М. Патриарх велел разыскать архим. Тихона, бывшего тогда «въ нкоей пустыни» в Нижегородских пределах, и доставить в Москву.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Пятницкая, 327, 370. Рождественская, в посаде Серг. мон., 727. Рождественская, в Боровском мон., 624. Рождественская, в г. Владимире, 619, 623, 624. Рождественская, на Лисичьей горке, 175. Сергиевская, над вратами Тр. Серг. мон., 647. Сергиевская, в с. Приселках, 471. Трехсвятительская, в Отенском мон., 385. Трехсвятительская, Петра, Алексия и Ионы, 283, 625: Успенская, киевская, см. в Патериках. Успенская, в Москве, 646, 680, 681. Успенская, в Стромынском мон., 99, 239, 554, 724. Успенская, в Волоколамском мон., 90. Успенская, в Клементьеве, 397. Успенская, в с. Шухобалове, 476, 485, 492, 524, 536, 547, 566, 593. Цены книг означены, 104, 187, 247, 391, 487, 517, 704, 710, 719, 792. Цепь златая, см. Чепь. Чанибекова, царица, 177, 765. Часослов, книга, 16–18, 243, 247, 265, 287, 309–362, 642, 647. Часы царские, служба, 230, 264, 283, 345, 346, 356, 640, 740; под крюками, 407, 408, 410, 423, 427, 449. Чаша, 248. Черемисинов Максим, старец Серг. мон., владелец, 296. Чернил состав и проч., 408. Чины разные, книги, 739–743. Выписки, 168, 205, 206, 239, 241, 284, 798, 799, 801. Чин монашеского посещения, 299, 657, 798, 808. Чтения Общества Истории и Древн. Росс.: Временник, упом., 11, 23, 86, 178, 201, 297, 334, 476, 662, 674, 678, 712, 714, 730, 765, 793, 811, 812, 820. Чтение Воскресное, журнал, 765. Чтение Христианское, журнал, 33, 35, 244, 768. Чтение Душеполезное, журнал, 2. Чудо в Хонех, 466, 663–666, 786. Чепь златая, книга, 11, 214. Выписка, 780. Шаховский князь Симеон Иванович, творец акафиста преп. Сергию, 764. Шелонин Симеон, старец, владелец, 217, 251, 445. Шереметев Иона, инок Кирилловского мон., 423. Шестов см. Авраамий. Шестоднев служебный, книга, 317, 375–384. Шестокрыл, 326. Шубин Симон, старец Троиц. Серг. мон., владелец 52, 321, 387, 778. Шуйскому Петру Ивановичу послание Максима грека , 200, 201. Шушлеба Гурий, инок Троиц. Серг. мон., владелец, 397. Юрьева Никиты Романовича род, 814. Юрий, переводчик, 730. Юстиниана Великого , императора, законы, 15, 205–207. Упом., 805.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Начало: «Се же нам велено вам вспоминати по Господней заповеди о вашем спасение» (язык древний); в труде профессора Алмазова «Тайная Исповедь» этого поучения нет; 24) «И по сем дасть заповедь детем. Се же вы дети учю: Божиих заповедей не преступайте» (179–181); язык древний; в труде профессора Алмазова и этого поучения нет; 25) чин ерейское иеповедание (181–182). Начало: «Согреших приим чин священьства недостоин сый»; (есть некоторыя отличия от изданного проф. Алмазовым, т. III, стр. 230); 26) чин мощей святого пятка Страсти Господня – последование утрени (183–199); 27) последование часов в великий пяток (199–202); 28) стихиры на «Господи воззвах» в великий пяток вечер (202); синаксари: 29) в Лазареву субботу (203–205 об.); 30) в неделю Цветную (205 об.–206 об.). 577. Сборник богослужебный , в четвертку, без начала и конца, 193 л., несколькими полууставными почерками XV в., в кожаном переплете. Порваны листы с ущербом для текста: 124, 125, 149, 161, 164 и 193. В средине рукописи не достает нескольких листов. Состав: последования: 1) утрени и первого часа, без начала (1–25 об.); 2) часов 3, 6 и 9 с обедницею (25 об.–43 об.); 3) вечерни (43 об.–49); 4) повечерницы великой (49–67); 5) тропари воокресные, богородичны и ипакои восьми гласов (67–71); 6) тропари дневные на каждый день седмицы (71–72 об.); 7) правило Святаго Причащения, т. е., последование ко Святому Причащению (72 об.–82); нелолное; 8) богородичны восьми гласов (83–84 об.); 9) святлы с тропарями и кондаками, отчасти и уставными замечаниями (85–190 об.); 10) кондаки в неделю мытаря и фарисея и блудного сына и уставныя замечания о богослужении в субботу и неделю мясопустную и в субботу и неделю сыропустную (190 об.–193 об.); 11) сказание о малой повечернице како подобает пети (193 об.). В месяцеслове отмечены следующие русские и славянские святые: декабря 20 – Петр митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, учитель словенский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский : июля 15 – князь Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

150—172. Хотя и существующее с XIII-XIV века в некоторых рукописях под именем Симеона Нового Богослова, но всегда изолированное от других его произведений в аскетических сборниках, оно никогда не включается в большие рукописные собрания творений пр. Симеона вплоть до XVIII века, когда «Метод» был в первый и единственный раз помещен в рукопись Syll. 18, датированную 1729-ым годом (См.: Catecheses, т. I, стр. 86). Отсюда заимствовал его Дионисий Загорейский, чтобы включить в свой ново-греческий перевод творений пр. Симеона, как 68-ое Слово. А от него взял его епископ Феофан (Говоров) в свой русский перевод. Однако ни сам пр. Симеон, ни Никита Стифат в жизнеописании пр. Симеона (или в других духовных произведениях) не говорят о нем ни слова, ни прямо, ни в виде намека. Вообще, как по стилю, так и по манере писать и цитировать св. отцов, так и по общей духовной настроенности, «Метод» значительно отличается от других, несомненно подлинных, творений пр. Симеона. В частности, в нем находятся предупреждения против ложных видений света, то, чего мы никогда не встретим в подлинных произведениях пр. Симеона, никогда не ставившего под сомнение свои видения света. 3 Cat 26.23—41 201 См. прим. 38. 202 Стихословием называется чтение псалтири во время утреннего и вечернего богослужения. Что касается тропарей, то это поэтические произведения на праздники литургического года, которые поются или читаются во время богослужений. 203 Cat 26.51—59. 204 Cat 26.67—72. 205 См.: Евхаристия, пр. 61. 206 Cat 26.275—282. 207 Cat 26.282—285. 208 Cat 26.290—291. 209 Cat 4.305. 210 Cat 4.320—321. 211 Cat 3.290. 212 Cat 3.311. 213 Cat 26.308—312. Из этого Огласительного Слова, с описаниями всех ежедневных богослужений, точно следующих за предписаниями церковными, — пр. Симеон учит юного послушника исполнять их неукоснительно — видно, какое большое значение придавал он установленной богослужебной жизни. Тем более удивляет утверждение Деппе (цит. сочинение), будто бы пр. Симеон после своего мистического обращения порвал с благочестием (Frommigkeit) своей юности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

...Ему приятны не столько многоценные приношения, сколько нелицемерные жертвы от чистого сердца (свт. Иоанн Златоуст , 55, 941). Два вида благочестия... Первый самый святой и божественный – в душе; потому что прекраснейшая и самая угодная Богу жертва – иметь чистое сердце, представлять в уме Божие присутствие, твердо и постоянно хранить оное во святилище души. Другой вид – в чистоте тела. В ком нет сих двух видов, тот, если принесет в дар самые редкие драгоценности суши и моря... не угодит Богу (прп. Исидор Пелусиот , 62, 205–206). Источник. ...Любителю того, что угодно Богу, по справедливости даруется упоение обилием небесных благ (свт. Кирилл Александрийский , (36, 11). Источник. Если желаем воистину угодить Богу и блаженнейшею возлюблены быть от Него любовью, представим Богу ум наш нагим, ничего от века сего не влекущим с собою и в себе, ни искусства, ни знания, ни софистического мудрования, хотя бы мы изучили всю премудрость мирскую. Ибо Бог отвращается от того, кто приступает с самомнительным нравом, упитан тщеславием и надмен (прп. Иоанн Карпафский , 91, 89). ...Как никто из произведших множество изделий не может сказать, что произвел их ночью и без света, так и тот, кто ведет жизнь Богу угодную, не может сказать, что ведет ее без Умного Света. Если дерзнет кто сказать это, то явный он лжец и сын диавола. Таковый никогда не познавал себя и немощи своей, и совсем не вступал на путь Божий (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 165). Источник. ...Какими делами угодили Богу удалявшиеся в горы и жившие в пещерах? Никакими, кроме дел покаяния с верою и любовью. Оставя мир весь, они последовали Христу, и прияв Его в себя, упокоивали, насыщали и напояли Его в себе, посредством покаяния и слез (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 189–190). ...Устранимся, братие, молю, от Богу ненавистных дел и слов, чтобы со дерзновением называть Бога Отцом. Обратимся к Нему в истине, дабы и Он обратился к нам и очистил нас от всякого греха и сделал достойными Его божественной благодати. Ибо таким образом и во веки мы будем торжествовать и праздновать богодухновенно и духовно исполнение Божественного обетования – пришествие Всесвятаго Духа к людям и почивание Его на них, результат и исполнение блаженной надежды, в Самом Христе Господе нашем... (свт. Григорий Палама , 26, 247).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

205 Так как до 7 апреля 1907 года состоял председателем экзаменационной комиссии, «производящей испытания лицам, желающим получить степень священника и дьякона». 206 С августа 1907 года по 1912 год архимандрит Симеон числился среди братии Седмиезерной пустыни (Клировые…). В 1915 году великая княгиня Мария Павловна встречает его уже на подворье Спасо-Елеазаровой пустыни в Пскове. 207 Этот случай изложен по рассказу м.Серафимы (Булгаковой), услышанному мной в 1985 году. Существует другая версия происшедшего, сообщенная игуменией Иулианией (Ушаковой) в ее «Воспоминаниях», что преступник стрелял непосредственно в о.Симеона. 209 По-видимому, архимандрит Георгий (Лавров), бывший настоятель мещевского Георгиевского монастыря (Калужской губернии). Умер в Нижнем Новгороде по дороге из ссылки в 1932 году. 211 Зеленская Г. Несокрушимые духом. Судьбы насельников московского Данилова монастыря//Памятники Отечества, 2–3, с.113. 213 Зеленская Г. Цит. соч., с.113. Автор статьи цитирует запись беседы с монахом Михаилом (Карелиным), 1989 г. Монахиня Иулиания со слов очевидцев так описала арест о.Симеона: монах-инвалид «не мог сам сесть на присланный за ним грузовик, и агентам ГПУ пришлось его на этот грузовик втаскивать; батюшка был очень тяжелый, и агенты долго не могли его поднять, а когда наконец подняли, то бросили его со всего размаху» (Симеон, архим. Цит. изд., с.131–132). 218 Сергей Белоконь. Расстрельное дело архиепископов УАПЦ Владимира Самборского и Юрия Михновского 219 Возможно, его расстреляли во Введенском соборе г.Иваново (называемом в народе «Красным храмом»), в подвалах которого в то время происходили расстрелы. Об этом стало известно общественности в 1989 году во время голодовки верующих, добивавшихся возвращения собора православной общине. Из стандартного официального сообщения МБ РФ (бывшего КГБ) следует, что «захоронение жертв политических репрессий в г.Иваново осуществлялось на городском кладбище «Балино», где сейчас установлено памятное надгробие». 220 Спустя десятилетия Ольга рассказывала об одной характерной особенности писем о.Гавриила. В конце письма он добавлял строчку из точек и запятых со следующей припиской: «Запятые расставьте сами».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010