И тем не менее, будучи поверженной в самую пучину смерти. Церковь продолжает ожидать воскресения мертвых. Как православная литургическая традиция сохранилась и живет, пусть даже скрыто, в безвестных приходах и диоцезах; как богословское свидетельство не умолкает благодаря сбереженному в культе образу истинного бытия - так и культура, противоположная западной цивилизации, продолжает подспудно жить, и универсальное Слово, спасительное для человека, готовится прозвучать со всей силой. Примечания 1. ... wretched generation of enlightened men... T.-S. ELIOT, Choruses from " The Rock " , III. 2. Последняя цитата - из преподобного СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА: Biblos ton ethikon. - Sources chretiennes, 129, p.68-70. 3. Оба термина, природа и сущность, обыкновенно употребляются как синонимы. 4. Греческим словом eikona (образ, икона) переводчики Септуагинты (перевода Ветхого Завета на греч. язык) передают еврейский термин tselen, означающий буквально: явление, представительство, замена, равнозначность. 5. См. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК. Scholia eis to Peri theion onomaton, 4, 17. - P.G. 4, 268-269; CORPUS AREOPAGITICUM. Peri theion onomaton, IV. - P.G. 3, 712 AB; Ibid., 709 С; ЛЕСТВИЦА, слово 26, 31; НИЛ СИНАЙСКИЙ. Письма. - P.G. 79, 464; ЛЕСТВИЦА, слово 30, 5. 6. См. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК. Ambigua. - P.G. 91, 1308 ВС; Scholia eis to Peri theion onomaton. - P.G. 4, 268 CD - 269 A; CORPUS AREOPAGITICUM. Peri theion onomaton. - P.G. 3, 720 ВС. 7. Цит. по: преподобный НИКОДИМ АГИОРИТ. Symboyleytikon Encheiridion, с. 183, прим. 1. (на греч. яз.) 8. Преподобный ИСААК СИРИН. Та eyrethenta asketika, слово 58. 9. Ibid., слово 58-60. 10. По-гречески theomenia (стихийное бедствие) означает буквально гнев Божий. 11. Основатель - Несторий, патриарх Константинопольский (380-451). 12. Основатель - Евтихии, константинопольский священник (378-454). 13. Греч. kenosis означает в этом случае то смирение и самоуничижение - вплоть до смерти, - которому Бог, воплотившись, подвергся добровольно. 14. Преподобный ИОАНН ДАМАСКИН. Точное изложение православной веры, III, 47.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/330/...

И тем не менее, будучи поверженной в самую пучину смерти. Церковь продолжает ожидать воскресения мертвых. Как православная литургическая традиция сохранилась и живет, пусть даже скрыто, в безвестных приходах и диоцезах; как богословское свидетельство не умолкает благодаря сбереженному в культе образу истинного бытия — так и культура, противоположная западной цивилизации, продолжает подспудно жить, и универсальное Слово, спасительное для человека, готовится прозвучать со всей силой. Примечания 1. …wretched generation of enlightened men… T.-S. ELIOT, Choruses from «The Rock», III. 2 2. Последняя цитата — из преподобного СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА: Biblos ton ethikon. — Sources chretiennes, 129, p. 68-70. 3. Оба термина, природа и сущность, обыкновенно употребляются как синонимы. 4. Греческим словом eikona (образ, икона) переводчики Септуагинты (перевода Ветхого Завета на греч. язык) передают еврейский термин tselen, означающий буквально: явление, представительство, замена, равнозначность. 5. См. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК. Scholia eis to Peri theion onomaton, 4, 17. — P.G. 4, 268-269; CORPUS AREOPAGITIGUM. Peri theion onomaton, IV. — P.G. 3, 712 AB; Ibid., 709 С; ЛЕСТНИЦА, слово 26, 31; НИЛ СИНАЙСКИЙ. Письма. — P.G. 79, 464; ЛЕСТВИЦА, слово 30, 5. 6. См. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК. Ambigua. — P.G. 91, 1308 ВС; Scholia eis to Peri theion onomaton. — P.G. 4, 268 CD — 269 A; CORPUS AREOPAGITICUM. Peri theion onomaton. — P.G. 3, 720 ВС. 7. Цит. по: преподобный НИКОДИМ АГИОРИТ. Symboyleytikon En-cheiridion, с. 183, прим. 1. (на греч. яз.) 8. Преподобный ИСААК СИРИН. Та eyrethenta asketlka, слово 58. 9. Ibid., слово 58-60 10. По-гречески theomenia (стихийное бедствие) означает буквально гнев Божий. 11. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК. Kephalaia theotogika, 67 – P.O., 90, 1108 В. 12. См. ОРИГЕН. Eis ton Izekiel. 9, 4 P.O. 13, 801 А; КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ. Katecheseis. 13, 36. 13. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК. Kephalaia theologika, I, 51. P.O. 90, 1101 С. 14. Ibid., IV,– P.O. 90, 1312 С. 15. Hostia — облатка, которой причащают во время мессы (первоначально lat. hostia — жертвенное животное, жертва). ( Прим. ред.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

478 Приношение современному монашеству. С. 110—111 479 Аскетические опыты. Т. II. С. 189. 194, 196, 198 480 Приношение современному монашеству. С. 264 481 Приношение современному монашеству. С. 265 482 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 157 483 Цветы прекрасные. С. 25—27 484 Аскетические опыты. Т. I. С. 211 Там же. Т. II. С. 309 Приношение современному монашеству. С. 268 485 Антоний Великий, прп. наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С.61; Отечник. С. 9; Макарий Великий, прп. Духовные беседы. С. 23; Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 282; Отечник. С. 208; Духовно-нравственные слова. Издание Оптинской пустыни. С. 411, 412; Марк Подвижник, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 491; Филофей Синайский, прп. Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 412 486 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 180, также с. 169 487 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 436 488 Слова подвижнические. С. 179, 387 489 Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 417 490 Лествица. С. 136—137 491 Аскетические опыты. Т. I. С. 300 492 Аскетические опыты. Т. II. С. 300 493 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 158 494 Нравственно-подвижнические слова. Издательство Оптинской пустыни. С. 104, 127 495 Слова подвижнические. С. 427—428 496 Аскетические опыты. Т. I. С. 373 497 Духовные беседы. С. 128, 144, 151 498 Отечник. С. 128 499 Лествица. С. 147 500 Слово о молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 212 501 Приношение современному монашеству. С. 266. Для подтверждения вышеприведенных мыслей смотри: Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 459, 463; Отечник. С. 211; Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 517; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 158, 161—162; Нил Синайский, прп. Мысли и увещания.//Добротолюбие. Т. 2. С. 301—302; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово. " » Добротолюбие. Т. 3. С. 19—20; Фалассий, авва. Сотни о любви.//Добротолюбие. Т. 3. С. 293, 298; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 220, 221; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 134, 190, 262

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Имея такого коварного и жестокого врага и помня об ответственности не только за свою душу, но и за души вверенных ему Богом членов Церкви, пастырь должен быть неусыпным стражем, ни на минуту не выпускающим из рук оружия, чтобы враг не застал его врасплох и не расточил его пасомых. Святые Отцы Церкви очень остро чувствовали ту страшную и великую ответственность, которая возложена на пастырей. Поставляя это на вид своим преемникам по пастырству, они не ставили себе целью повергнуть их в малодушие, уныние или печаль. Напротив, они были исполнены желания возгревать у принявших бремя пастырского служения ревность по Боге, благую обеспокоенность и посему побуждали к осторожности и неослабной бдительности. Среди множества внутренних искушений, с которыми предстоит бороться пастырю, в первую очередь необходимо отметить страсть сребролюбия, справедливо названную Апостолом корнем всех зол ( 1Тим.6:10 ). Продолжая мысль Апостола, преподобный Нил Синайский призывает прежде всего исторгать «сей корень страстей», ибо «пока остается сребролюбие, не сделаешь себе пользы, отсекая ветви; потому что, если и будут отсечены, скоро опять вырастут» 267 . О том, как вести брань со страстью сребролюбия, преподобный говорит следующее: «Как сражаться с духами злобы любоименному, когда отовсюду удобно наносятся ему удары? Как бороться с духом сребролюбия осыпанному деньгами? Мерою приобретения должна служить потребность. Что же превышает эту меру, – есть излишество, затрудняющее, а не облегчающее» 268 . По мысли преподобного Нила, желающему шествовать по узкому пути в Царствие необходимо «острое и трезвенное внимание», чему очень препятствуют чрезмерные заботы о вещественном: «Поскольку путь, ведущий в Царство, имеет столько затруднений, будучи узок и со всех сторон окружен стремнинами, то какой же смысл, обременив себя грудами денег и других имуществ, покушаться идти сим путем так, как идти невозможно? Заботы о вещественном, рассеивая и сильно влача долу, легким делают падение особенно там, где течение дел требует острого и трезвенного внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

   Преп. Максим Исповедник. Там же, гл. 124.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 167; T. II, § 205. С. 267.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 383 и 404; иеросхим. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 452, 453—454; игум. Антоний. Письма. С. 152.    Преп. авва Дорофей. Поучение 19. С. 189; Цветник священноинока Дорофея (русского)//Русский инок. 1914. 9. С. 524; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1; С. 31, 70, 75; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 259.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 405.    Преп. Исаак Сирин, Слово 35. С. 151—152.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве. § 205. С. 67.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. С. 299; ср.: Авва Фалласий. Сот. 2. О любви. § 74//Добротолюбие. T. III. С. 301.    Ср.: Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. Вып. I. М., 1891. С. 69.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 175; авва Дорофей. Послания. С. 206—207.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 200—201.    Троицкие листки. T. V. Толкование Евангелия от Матф. С. 187.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 201.    Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. Вып. I. С. 120—121.    Троицкие листки T. V. С. 187.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 201. Т. II, § 207. С. 268—269.    Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. М., 1889. С. 59.    Там же.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 194.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 523, 330. См. игум. Вонифатий из Феофании. Наставления. § 140//Старческие советы отечественных подвижников благочестия 18—19 вв. С. 548.    Иннокентий, митр. Московский. Указание пути в Царство Небесное. Изд. 14-е. М., 1886. С. 31—32. Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. III. М., 1886. Поучение в 3-ю нед. Вел. поста. О крестоношении. С. 104—105; еп. Петр. Наставление и утешение в скорбях. Изд. 2-е. Троице-Сергиева Лавра. 1904. С. 5.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 369.    Преп. Марк Подвижник. Слово 6. О прении схоластика. О внешних скорбях еще см. у преп. Макария Египетского. (Слово 7, гл. 13—15)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   По творениям свт. Иоанна Златоуста, преп. Иоанна Кассиана, Варсонофия Великого, свт. Тихона Задонского, Оптинских старцев Макария, Амвросия и Анатолия, Иакова, архиеп. Новгородского, еп. Феофана Затворника, Петра, еп. Томского, старицы Матрены Задонской и мн. др.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам, п. 42. С. 83.    Прот. Петр Миртов. Источник утешения. Слово в память погибших при Цусиме//Прибавл. к церковн. Ведомостям. 1912, 20. С. 820.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. О истинном христианстве, §§ 427 и 428.    Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы, гл. 125//Добротолюбие. Т. III. С. 261—262.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 10 на посл. Римл. С. 590—591.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 149. С. 293—294.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 289. С. 470.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. XI. С. 79.    Он же. Беседа 6 на послан. к Титу.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправдании делами. С. 47.    Там же. § 56.    Еп. Феофан. Письма//Духовный Вестник. 1896, 43—44. С. 682.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I, п. 159. С. 165.    См.: Пролог на 21 июля.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Евангелие от Матфея.    Иаков, архиеп. Нижегородский//Прот. Гр. Дьяченко. Практическая симфония. С. 474.    Еп. Гермоген. Минуты пастырского досуга. T. I. М., 1882 г.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Беседа 28 на Евангелие от Матфея. С. 268.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2, §§ 168 и 141.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 156.    Свт. Василий Великий//Прот. Григорий Дьяченко. Практическая симфония. С. 485.    Преп. Нил Синайский. Мысли, отводящие от тленного, § 36//Добротолюбие. T. II. С. 282.    Там же, § 9. С. 280.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 411. С. 691; п. 53. С. 115; п. 336. С. 598.    Преп. авва Дорофей. Поучение 12.    Листок издания Троице-Сергиевой Лавры, 135. М., 1882. С. 1—2.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 111.    Игум. Антоний. Письма, п. 21 и 255. С. 24 и 323.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

263 . «Авва Агафон сказал: гневливый человек, даже если бы мертвого воскресил, не будет угоден Богу» (Древний патерик, 10.15). 264 . «Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов – вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас» (свт. Иоанн Златоуст . Беседа на посл. к Ефесянам, 2). Блудная похоть 265 . «Чревоугодие и пресыщение пищей порождают блудную похоть, а свободное обращение с женщинами разжигает огонь похоти… Во время блудной брани наказывай помыслы скудостью питания, чтобы думали не о блуде, а о голоде, и отказывайся от приглашения на пиршества» (прп. Нил Синайский ). 266 . «Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой [диавол]» (прп. Ефрем Сирин ). 267 . «Один монах имел брань с блудной похотью, и, встав ночью, пришел к старцу и исповедовал ему свои мысли, толкающие на блуд. Старец успокоил его, и брат, получив пользу, возвратился в свою келью. Но вот опять брань восстала на него, – он опять пошел к старцу. И делал это несколько раз. Старец не печалил его, но говорил так: не сдавайся, но лучше приходи ко мне, когда будет беспокоить тебя демон, и обличай его, открывая свои мысли. Таким образом обличенный, он пройдет мимо. Ибо ничто так не огорчает демона блуда, как открытие дел его [в исповеди перед духовником], – и ничто так не радует его, как утаение [всеваемых им] помыслов. Таким образом приходил брат к этому старцу одиннадцать раз, обличая свои помыслы, и искушение брата прекратилось» (Древний патерик, 5.16). 268 . «Похоть есть как бы хотение после хотения, желание, простертое далее пределов естественного желания, страстное, не управленное законом и умеренностью. Похоти так же многообразны, как многообразны грехи… Похоть обыкновенно приближается к душе не в виде воюющего врага, но в виде друга или угодливого прислужника. Она представляет какое-либо удовольствие или мнимое благо. Но это лишь приманка, которой злой ловец старается прельстить и уловить бедную душу. Напоминай себе об этом, когда искушаешься похотью» (свт. Филарет Московский . Слово в день 5 июля 1845 г.). VI. О том, что надо претерпеть на духовном пути

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

244 Аскетическая проповедь. С. 187 245 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 205 246 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 188 247 Собеседования//Добротолюбие. Т. 3. С. 108 248 Слова подвижнические. С 388 249 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 458. Приношение современному монашеству. С. 392 250 Слова подвижнические. С. 333, 219, 157—158 251 Там же. С. 28—29 252 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 331 253 Слова подвижнические. С 262 254 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 538 255 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 216 256 Слова подвижнические. С. 30 257 Там же. С. 156—157 258 Приношение современному монашеству. С. 129—130 259 Приношение современному монашеству. С. 292 260 Приношение современному монашеству. С. 40 261 О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 198 262 Аскетические опыты. Т. II. С. 269 263 Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 44, 59 264 Аскетические опыты. Т. I. С. 337—338 Там же. Т. II. С. 368. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 664—665 265 Духовные беседы. С. 175, 433, 463 266 Слова подвижнические. С. 2, 6 267 Там же. С. 224, 85. О том же: Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла//Добротолюбие. Т. 2. С. 249; Лествица. С. 28 268 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 363, 364, 366 269 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 112 270 Аскетическая проповедь. С. 361 271 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 116 272 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 255—257, 281. Приношение современному монашеству. С. 25 273 Слова подвиднические. С. 115—116 274 Интересно заметить, что под Петербургом в Троице-Сергиевой пустыне келлии свт. Игнатия имели богатую обстановку, и о нем ходили рассказы как о ведущим будто роскошную жизнь. Когда на это обратил внимание приехавший к нему друг его архим. Софония, Святитель молча провел его в самую отдаленную комнату настоятельского дома, где взору открылись совершенно голые стены, одна небогатая икона с неугасимой лампадой и убогая рогожа на полу. Именно в уединении, к которому прибегал Святитель особенно во время сильных скорбей, рождались его поучительные творения. Когда свт. Игнатий уезжал из Сергиева монастыря на Ставропольскую кафедру, то у него не оказалось собственных средств на дальнюю дорогу. Когда же Святитель умер, в кармане его подрясника нашли всего 14 копеек, т.к. за два дня до смерти он отдал 75 рублей крестьянину потерявшему лошадь. Святитель до конца жизни был верен своему внутреннему стр. емлению к уединению, и этому во многом способствовали его продолжительные болезни (Геласий Михайлов архим. Пастырелогический элемент в творениях русских богословов XIX -XX веков, Загорск, ТСЛ, 1964г. с.198; Михаил Путинцев, прот. ...).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Тонкие нити гордости проникают даже в самую молитву, даже в молитву благодарственную, и она становится фарисейской – такой, о которой сказано в Евангелии ( Лк. 18:11 ). Человека призывают к смирению, он смиряется, но гордится своим смирением. Например, от людей нецерковных и от мирян можно улышать: «Мы гордимся своей Православной верой, своими родителями, своим Отечеством». Преподобный Иоанн Лествичник считает, что если человек отрицает свою гордость, этим самым доказывает, что он горд (Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. Ст. 23, 14). Гордости противостоит смирение. При этом должно отличать вообще всякое смирение от смиренномудрия. Для успешной борьбы с гордостью мы имеем вполне достаточное наставление а Священном Писании и святых отцов Церкви. Чтобы всегда мы имели сознание своего недостоинства и смирение, Иисус Христос говорит: Тако и вы, егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк. 17:10 ). «Нет у тебя ничего доброго, чего не принял бы ты от Бога», – говорит преподобный Нил Синайский (Добротолюбие. Т. 2. С. 268). В чём же все-таки состоит истинное смирение? В Священном Писании мы находим ответ на этот вопрос. Накануне Великого поста Святая Церковь предлагает нашему вниманию следующее наставление Спасителя: Егда поститеся, не будите якоже лицемери сетующе, помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся: аминь, глаголю вам, яко восприемлют мзду сию. Ты же постяся, помажи главу твою, и лице твое умый: Яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему иже втайне: и Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве ( Мф. 6:16–18 ). Многие в наши дни понимают покаяние и пост, как понимали его фарисеи, но не такого понимания ждёт от нас Господь. Всегда радоваться в молитве о Господе призывает нас апостол Павел ( Флп. 1:4 ). Истинному христианину свойственны благодушие в связи с успехами в духовной жизни, радость об истине, о добрых делах. «Сетей этого непотребнейшего духа можем мы избежать, если о каждой из добродетелей, в которых чувствуем себя преуспевающими, будем говорить с апостолом: не аз, но благодать Божия яже со мною, – и: благодатию Божиею есмь, еже есмь( 1Кор. 15:10 ), – и: Бог есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Флп. 2:13 )», – говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Добротолюбие. Т. 2. С. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Таких же состояний достигали и другие апостолы 264 и пророки, как, например, пророк Исаия, который «видел Господа, на престоле высоком превознесенного и окруженного серафимами. Первомученик Стефан видел отверстые небеса и Господа Иисуса одесную Отца» 265 . 5.2. Возможность отсутствия внешних приемов при третьей степени молитвы Низшие степени молитвы характеризовались участием чисто внешних приемов, каковы соответствующие телодвижения, поклоны и т. п. Высший же род молитвы, напротив, отличается необязательностью их наличия и часто проявляется без них, становясь молитвою не внешнею, но исключительно внутреннею. Высшая молитва, по словам святого Кассиана Римлянина, проявляется не звуком голоса, не движением тела, но умом, собравшим чувства, изливается неудержимо и неизреченно прямо к Господу 266 . Поэтому преподобный Нил Синайский учит: «Молись, не ограничивайся одними внешними телодвижениями и положениями, но возводи ум свой в чувство духовной молитвы с великим страхом» 267 . Блаженный Диадох советует: для того чтобы душа молящегося была способна воспринять воздействие Святого Духа, надо читать молитвы негромким голосом, даже «удерживать голос» 268 , так как при этом «память, пребывая теплою (т. е. нерассеянною), настраивает сердце производить слезотворные и в себя углубляющие помышления» 269 . Как исключение из этого правила он разрешает немного громче совершать песнопения, «когда бываем подавляемы большою печалью» 270 , чтобы этим самым заглушить скорбные вопли души и псаломской мелодией развеять тяжелое облако печали. Из сказанного видно, что высшая молитва есть молитва внутренняя и, как называют ее святые авторы, – духовная, ибо в ней дух человеческий благодатию Божиею удостаивается духовных даров, из которых первый – созерцание Бога. 5.3. Три вида духовной молитвы Рассматривая подробнее учение святых подвижников о высшей, созерцательной, молитве, следует отметить, что они различают в ней три вида. Первый вид высшей молитвы достигается человеком путем совершенствования его обыкновенной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010