Здесь Г. представлен дважды: в центре композиции благословляющим иноков (в руке - игуменский посох) и на дальнем плане, ведомый прп. Сергием к блгв. кн. Димитрию. На последнем листе цикла игумен и братия изображены в новопостроенной каменной церкви; Г., как и в др. сюжетах,- без нимба, в коричневой монашеской мантии и черном клобуке, с волнистой, немного раздвоенной бородой. Ранние единоличные иконы преподобного в наст. время неизвестны. Одна из них, 1-й пол. XVIII в., находилась над сев. вратами иконостаса Богоявленского собора Голутвина мон-ря (над юж. дверями - парный образ прп. Сергия Радонежского), отмечена в описях обители 1820 и 1857 гг. (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2811. Л. 3; Оп. 641. Д. 48. Л. 38). В иконописном подлиннике кон. XVIII в. содержится описание внешнего облика Г.: «Сед, брада Власиева, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.; в перечне учеников прп. Сергия, без указания дня памяти); в рукописи 20-х гг. XIX в.- под 5 нояб.: «Сед, плешив, брада аки у Никона Радонежскаго, ризы преподобническия» (РНБ. Погод. 1931. Л. 59 об.). Г. представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице» кон. XVII в., выполненной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ),- во 2-м ряду крайним слева, с поднятыми в молении руками, с длинной окладистой бородой (Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18). Ростовое изображение святого наряду с др. Радонежскими святыми помещено в росписи 2-й трети XIX в. в трапезной ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ (в оконном откосе сев. стены). Среди сподвижников прп. Сергия Г. присутствовал в композиции «Основание прп. Сергием Радонежским Троицкой обители» в зап. части храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников). На хромолитографии «Собор прп. Сергия Радонежского с учениками, с видом Троице-Сергиевой лавры и житием преподобного» 1894 г. мастерской М. Т. Соловьёва в Москве (РГБ) Г. изображен в левой группе, во 2-м ряду, 2-м от прп.

http://pravenc.ru/text/166541.html

А. А. Романова Иконография Прп. Мефодий Пешношский. Роспись Михеевской ц. Троице-Сергиевой лавры. 1842 г.(поновления — 1871, 1947) Прп. Мефодий Пешношский. Роспись Михеевской ц. Троице-Сергиевой лавры. 1842 г.(поновления — 1871, 1947) Иконописные подлинники уподобляют облик М. облику прп. Никона Радонежского (под 14 июня), реже - св. бессребреника Космы Асийского (?) (без указания дня памяти): «Подобием сед, брада поменьше Никона Радонежского, власы с ушей, ризы преподобнические» (в иконописных подлинниках сводной редакции XVIII в.- Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58-59; Большаков. Подлинник иконописный. С. 107; То же//ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 172 об., 30-е гг. XIX в.); «Надсед, брада подобием Козмины, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 156 об., кон. XVIII в.). В руководстве акад. В. Д. Фартусова (1910) М. описан как «старец русского типа, с седою бородой средней величины; одежды монашеские, епитрахиль, на голове клобук» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 305). Наиболее раннее сохранившееся изображение М. представлено на иконе посл. трети XVII в. «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице», написанной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ; вклад кнг. Анны Шереметевой; см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18). М. изображен в рост, вполоборота вправо. Он сравнительно молод, у него короткие русые волосы и короткая борода. Традицию изображения М. в виде средовека продолжают 2 иконы «Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (находятся на вост. грани сев.-вост. и на зап. грани юго-зап. столбов). Единоличные иконы святого редки. Вероятно, их писали в Мефодиевом Пешношском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре, где в Сергиевой ц. под спудом почивают св. мощи М. В отличие от икон, созданных в Троице-Сергиевом мон-ре, на иконах из Пешношского мон-ря М. представлен в облике старца с седыми волосами на прямой пробор и раздвоенной бородой до середины груди. На иконе 2-й пол. XIX в. (?) (в металлическом окладе), помещенной в наст. время над ракой, святой показан в рост, прямолично, в рясе, мантии, куколь опущен на плечи, десницей именословно благословляет, в левой руке - свернутый свиток; вверху написан образ Св. Троицы, что подчеркивает связь обители с Троице-Сергиевым мон-рем. На иконе нач. ХХ в. (частное собрание), возможно восходящей к оригиналу XVIII в., М. изображен по пояс, прямолично, в схиме, с куколем на плечах, с благословляющей десницей, в левой руке - развернутый свиток с текстом: «Бpamie имите noneчehie еже Бг угодите и дргъ ко». Надпись на фоне: «Св. преп. Мефодий Пéшнош[ский]». На иконе кон. XIX - нач. XX в. (ЦАК МДА) М. изображен погрудно, правой рукой благословляет, в левой - держит развернутый свиток с надписью: «Владыка Господи Боже, сохрани стадо Свое...»

http://pravenc.ru/text/2563098.html

55), входит под 5 мая в серию аналойных икон-святцев (т. н. годовая минея, включавшая более 350 образов), созданных для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге. М. показан в рост, на условном пейзажном фоне с видом Троице-Сергиевой лавры, монашеские ризы моделированы «золотопробельными» разделками, куколь имеет островерхую форму; у М. длинная, узкая на конце и раздвоенная борода, которой он касается правой рукой, в левой руке держит свиток. Ок. 1900 г. исполнен поясной образ М. в серебряном с эмалями окладе (опубл. в каталоге аукциона Sotheby " s в Нью-Йорке в 1985) ¾ святой в схиме с подробными текстами, правой рукой благословляет, левой сжимает свиток. Ростовое прямоличное изображение М. имеется также на запрестольном семисвечнике 1883 г. в алтаре Успенского собора ТСЛ (в числе 7 почивающих в лавре святых, у М. недлинная, раздвоенная на конце седая борода, руки на груди). Аналогичный по иконографии образ - на иконе 1-й пол. XX в. (вероятно, 1949, палехский худож. Каравайкин) на столбике иконостаса ц. прп. Никона Радонежского в ТСЛ. Прп. Михей Радонежский. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ. 1845–1847 гг. с поновлениями кон. XIX–XX вв. Прп. Михей Радонежский. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ. 1845–1847 гг. с поновлениями кон. XIX–XX вв. В монументальной живописи ростовой образ М. вполоборота влево, за изображением прп. Никона помещен на восточной стене притвора Троицкого собора ТСЛ справа от портала (живопись слева от портала - 2-я пол. XVI в. с поновлениями 1635 и более поздними, с реставрационными тонировками 1939-1940 и 1949-1952; справа образы святых восстановлены по картонам И. В. Ватагиной палешанами А. В. Боруновым и Б. М. Мельниковым - см.: Зубов В. П. Троицкий собор. Рукопись. 1942 г. С. 11-12//Личный архив М. В. Зубовой; Нерадовский П. И. Описание композиций, состояния сохранности и раскрытой в 1949-1952 гг. стенописи Троицкого собора и удаленных записей XVIII-XIX вв.//Реставрация стенописи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в г.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Никон Радонежский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Никон Радонежский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Никон Радонежский, прп. Преподобный Никон Радонежский, игумен (память 17 ноября по старому стилю) Ученик преподобного Сергия Радонежского. Родился в Юрьев-Польском. В юном возрасте, услышав об ангельской жизни преподобного Сергия и желая последовать ему, святой пришел к преподобному Сергию и просил приобщения к лику монашествующих. Преподобный Сергий, провидя в нем будущего великого подвижника и испытывая его смирение и терпение, отослал св. Никона к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому. Здесь преподобный Никон учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Возведенный в сан иеромонаха, преподобный Никон вернулся в Троице-Сергиеву лавру и стал любимым и близким учеником преподобного Сергия. Видя духовную зрелость и опытность преподобного Никона, преподобный Сергий перед смертью назначил его своим преемником. Став игуменом, преподобный Никон поддерживал все, что было установлено учителем: любил молитву и пост, трудился наравне с братией, о которой постоянно с любовью заботился. При преподобном Никоне 5 июля 1422 г., во время строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского. После многих трудов и подвигов преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 г. и был погребен близ раки своего учителя. В 1560 г. над могилой преподобного был построен храм во имя его. Мощи преподобного Никона, почивающие здесь под гробницей, отделяются от раки великого Сергия одной каменной стеной. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Никон Радонежский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3069

Вторник. 17. Вторник. Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского. Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия. Служба свт. Григория Неокесарийского шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Никона Радонежского в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения славословной службы прп. Никона Радонежского в соединении с шестеричной службой свт. Григория Неокесарийского и службой Октоиха (В). А. На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника). На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 8-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Во глубину видения вшед…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй к Тебе...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Бодрость Божия…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй к Тебе...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Недвижимое утверждение...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Недвижимое утверждение...». Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и святителя на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й; стих: «Священницы Твои облекутся…», и стихира святителя, глас 4-й: «Священства избрание…». «Слава» – святителя, глас 8-й: «Пресловущаго в чудесех…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Кров Твой...».

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-30/

в передаче Павла Алеппского он скорее дает представление о взглядах Никона на патриаршество. Хотя в сочинениях патр. Никона нигде определенно не выражена теория пентархии, известная еще со времен Феодора Студита (759–826), по мнению М. В. Зызыкина, Никон строго ей следовал. Суть ее в том, что представитель автокефальной Церкви, принимая сан патриарха, не ограничивается делами только своей Церкви, а принимает также участие и в решении общецерковных вопросов (Зызыкин. Патриарх Никон. Т. 2. С. 132–139). Более подробно обстоятельства и ход «чумного бунта» в последнее время изложены В. С. Румянцевой (Народное антицерковное движение. С. 93–106). Она считает, что волнения в Москве не могли быть вызваны реформами патр. Никона, которые еще только начинались. В условиях распространения эпидемии социальную напряженность вызвал тот факт, что в городе не хватало священников для погребения умерших. Активизировались «капитоны» и «христововеры», отрицавшие священство, духовную иерархию, церковные таинства и православную обрядность. Отъезд патр. Никона из столицы, а прежде этого публичное поругание им икон нового письма, покровительство грекам, которых население считало еретиками, послужили причиной того, что гнев восставших был направлен против патриарха лично. Речь идет о житии основателя псковского Елеазарова монастыря прп. Евфросина, составленном в кон. XV — нач. XVI в. Исследователи считают, что приверженность прп. Евфросина сугубой аллилуйе была несколько преувеличена автором жития для того, чтобы авторитетом преподобного доказывать ее правильность и истинность. Большой Собор 1667 г. постановил, «чтобы писанному в житии Евфросина никто не верил» (Охотникова В. И. Житие Евфросина//Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 262–264). Митр. Макарий преувеличивает опасность разрыва с Восточной Церковью из-за обрядовых расхождений. Конечно, проводимая патр. Никоном реформа обрядов вела к сближению Церквей, укреплению контактов, но и отличия в обрядности не служили препятствием во взаимоотношениях. Это подтверждается как активизацией контактов с греческими иерархами в 1640-х гг., так и упоминавшимся ответом Собора Восточных патриархов по поводу решения Собора Русской Церкви внести изменения в обряды. Ср. комм.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНДЕКТЫ Утвердившееся в совр. историко-филологической науке название нек-рых визант. церковно-канонических и аскетических сборников, переведенных на церковнослав. язык в X-XIV вв. и сохранившихся во мн. десятках списков. Название Название «Пандекты» восходит к греч. термину πανδκτης (мн. ч. ο πανδκται), к-рый означает буквально «всеохватное вместилище». Первоначально это название использовалось как перевод лат. термина Digesta, обозначавшего «Дигесты» , фундаментальной кодификации рим. права, предпринятой при имп. Юстиниане I (именно от греч. названия происходит позднейший юридический термин «пандектистика», нем. Pandektistik,- принятая в XIX в. в Германии под влиянием Юстиниановых «Дигест» систематизация нем. частного права). Греч. термин «пандект» или «пандекты» легко переносился с Юстиниановых «Дигест» на любое др. компилятивное сочинение энциклопедического характера, в т. ч. на аскетико-богословские труды церковного содержания: именно это и произошло с сочинениями двух визант. церковных писателей - прп. Антиоха и мон. Никона Черногорца . П. Антиоха Пандекты и Тактион Никона Черногорца. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 173.1. 56. Л. 22) Пандекты и Тактион Никона Черногорца. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 173.1. 56. Л. 22) Прп. Антиох (VI-VII вв.) составил т. н. «Пандект Священного Писания» (Πανδκτης τς γας γραφς). Этот тематический справочник, состоящий из 130 глав, был предназначен для монахов, лишившихся в результате нашествия персов возможности пользоваться монастырской б-кой. Каждая глава представляет собой тематическую подборку выдержек из Свящ. Писания, перемежающихся со святоотеческими поучениями и молитвами. В составе П. Антиоха до наст. времени дошли фрагменты утраченных сочинений древних отцов Церкви (сщмч. Поликарпа Смирнского и сщмч. Климента Римского). В X в. П. Антиоха были переведены в Болгарии на старослав. язык (подробнее см. в ст. Антиох ). П. Никона Черногорца

http://pravenc.ru/text/Пандекты.html

Гавриловской Вологодской губ. (БАН. 45.4.9; 45.5.9; Собр. Ф. А. Каликина. 49; Дружин. 325; РГБ. Ф. 17. 140; см.: Бубнов Н. Ю. Старообрядческое «антижитие» патр. Никона//Святые и святыни северорус. земель: (По мат-лам VII науч. регион. конф.). Каргополь, 2002. С. 221-230; Памятники старообр. письменности: Сочинения Геронтия Соловецкого. История о патриархе Никоне/Авт.-сост.: Н. Ю. Бубнов. СПб., 2006). В рукописях встречаются миниатюры: «Шаман предсказывает Никону будущее» (Н.- младенец на руках у матери), «Татарин предсказывает Никону будущее» (средовек в рясе), «Виде Елеазар змия страшна на выи Никона» (средовек в монашеской одежде, голова покрыта клобуком), «Увидеша Никона необычно благословляюща» (Н. на амвоне, в фелони, омофоре и черном клобуке с херувимом), «Никон обещает освободить еретика Арсения» (в том же облачении, с жезлом в руке), «Никон у царя» (огромный змей, беседующий с царем), «Никон бьет святого епископа Павла за обличение» (в профиль, в саккосе, омофоре и высокой митре), «Свирепствует Никон над святыми иконами», «Никона коронуют дияволи», «Суд над Никоном», «Никон в гробу» и др. Миниатюры с образом Н. встречаются также в лицевых рукописях «Истории об отцах и страдальцах соловецких» с сер. XVIII в., напр. в списке нач. XIX в. (после 1805) из собрания Ф. Ф. Мазурина: «Видение прп. Елеазару Анзерскому», «Дворы патриаршие» (Н., наущаемый бесом), «Поставление Никона патриархом», «Епископ Павел и протопоп Аввакум перед патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем на церковном соборе» и др. (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 291; см.: Денисов С. Д. История об отцах и страдальцах соловецких: Лицевой список из собр. Ф. Ф. Мазурина/Изд. подгот.: Н. В. Понырко, Е. М. Юхименко. М., 2002. С. 237-270. Вкл. Мин. 2, 9-11, 16, 20). Лит.: Рисунки к путешествию по России римско-императорского посланника барона Мейерберга в 1661 и 1662 гг., представляющие виды, народные обычаи, одеяния, портреты и т. п./Изд.: Ф. П. Аделунг. СПб., 1827. Л. 59, 60; Леонид (Кавелин), архим. Ист.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI-XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), брат преподобных Никона и Тихона Соколовских . Сведения о В. С. сохранились в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобныя отцы Никон, Василий, Тихон, иже быша во пустыни Соколовской жители, яже близ монастыря Воскресенскаго на реце Истре, братия по плоти». По описаниям нач. XIX в., с. Соколово, к-рое крестьяне называли Тихон-Никон, находилось на расстоянии ок. 20 км от Новоиерусалимского истринского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря . Древние часовни преподобных Никона и Тихона Соколовских, находившиеся на разных концах села, были, по преданию, поставлены над могилами святых. В нач. XIX в. в Соколовой роще еще стояли 2 дуба, близ к-рых в свое время, как утверждали местные жители, подвизались святые. В сельском храме в честь Рождества Христова в нач. ХХ в. находилась икона святых, изображающая их в схимническом одеянии. Время местной канонизации неизвестно. Память В. С., Тихона и Никона Соколовских была внесена под 23 марта (тезоименитство прп. Никона) в Кайдаловские святцы (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). По сообщению архиеп. Сергия (Спасского) , в XIX в. память святых праздновалась 16 июня - в тезоименитство прп. Тихона. Соколовская ц. в честь Рождества Христова и часовни были закрыты в 30-х гг. ХХ в., во время Великой Отечественной войны уничтожены, место, где стояли часовни, автору статьи указала старейшая жительница села А. Майорова. Ист.: Описание о российских святых. С. 85. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 405-406. Прил. С. IV; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 568. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/149771.html

Работавшие в ТСЛ мастера, как правило, изображали Д. в красной или бордовой фелони и митре, ориентируясь на живописный портрет, в надписи именовали архимандритом. Ростовое прямоличное изображение Д. (с посохом в правой и свитком в левой руке) наряду с 7 др. почитаемыми в лавре местными святыми написано на запрестольном семисвечнике 1883 г. в алтаре Успенского собора ТСЛ, на мстёрской иконе нач. XX в. на столбике иконостаса ц. прп. Никона Радонежского (волосы и борода с проседью). Вполоборота вправо, с наперсным крестом и посохом (левая рука в молении) святой представлен в росписи алтаря ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?, поновлялась в 1871, 1947). Преподобные Дионисий и Антоний Радонежские. Икона. Нач. XXI в. Иконописец иером. Филадельф (Захаров) (ризница ТСЛ) Преподобные Дионисий и Антоний Радонежские. Икона. Нач. XXI в. Иконописец иером. Филадельф (Захаров) (ризница ТСЛ) Образ Д. встречается также в тиражной графике, напр. на гравюре с видом Троице-Сергиевой лавры 1725 г. И. Ф. Зубова (РНБ. См.: Ровинский. Народные картинки. Т. 2. Стб. 295; Троицкий собор ТСЛ. Серг. П., 2003. С. 38), на литографии «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» 1845 г. (СПГИАХМЗ) - справа за спиной прп. Никона, вместе с прп. Максимом Греком, с разведенными в стороны ладонями. По-видимому, образ Д. вводился в композиции Собора Московских чудотворцев, как предположительно (по др. версии, Дионисий, митр. Московский) на прориси ок. 1902 г. В. П. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с Московскими святыми» 2-й пол. XVII в. из старообрядческого молитвенного дома Преображенского кладбища в Москве ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341; Белоброва. 2005. С. 88). В сер. XIX - нач. XX в. иконография Д. стала более разнообразной, появилась в академических произведениях, где подчеркивался патриотизм его служения. Так, круглая композиция 1851 г. худож. М. И. Скотти (СПГИАХМЗ, из ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Трифоновской) в Москве) воспроизводит напутствие Д. (изображен в профиль, с русой острой бородой, в черном клобуке, с указующим перстом и свитком) воину-защитнику, принимающему патриотическую грамоту. На сев. фасаде храма Христа Спасителя размещалась скульптурная композиция «Прп. Дионисий благословляет кн. Д. М. Пожарского и гражданина К. Минина на освобождение Москвы от поляков» сер. XIX в. работы А. В. Логановского, причем Д. был представлен в мантии со скрижалями и клобуке. Ростовой образ преподобного был включен также в роспись 70-х гг. XIX в. зап. части этого храма возле сюжета «Явление Божией Матери прп. Сергию», с др. стороны - прп. Максим Грек ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 36, 84).

http://pravenc.ru/text/178331.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010