Евфимия Святогорца: Великий канон прп. Андрея Критского и последование св. Страстей Господа Иисуса Христа по «чину церкви св. Софии и всех церквей Греции». Груз. версия Октоиха (в груз. традиции, как и в греч.,- Параклитика) была создана, вероятно, также в Палестине; его первоначальная груз. редакция содержится, напр., в рукописи Hieros. iber. 48 и представляет переходную стадию от воскресных песнопений Иадгари к Октоиху прп. Георгия Святогорца. Чертой, нехарактерной для Иадгари, является наличие сформировавшейся системы песнопений не только для воскресных, но и для будних дней недели (эту редакцию Параклитика содержат рукописи Sinait. iber. 3, 13, 17, 21; новой коллекции 14б, 25б, 40б, 76; Ath. Iver. 43). Из числа собственно груз. гимнографов 1-й пол. XI в. можно отметить Эзру, автора службы прп. Иоанну Иверу, Василия Багратисдзе, написавшего последование прп. Евфимию Святогорцу, и Зосима, составившего последования прп. Илариону Грузину и прп. Евфимию Святогорцу ( Tarchnischvili. 1955. S. 174-175). III. Переводы прп. Георгия Святогорца (Мтацминдели; † 1065) стали решающими в процессе перехода груз. богослужебной традиции на к-польскую (точнее, афонский вариант к-польской) традицию. Благодаря его трудам ГПЦ получила новый полный комплект богослужебных книг: Великий Синаксарь, полную Минею, Постную и Цветную Триоди (Пентикостарион), Октоих (Параклитик), Часослов, Псалтирь, Паремийник, Апостол и Евангелие, Великий Требник, а также, вероятно, новый перевод к-польских литургий. Прп. Георгий Святогорец. Роспись церкви в Ахтале. XIII в. Прп. Георгий Святогорец. Роспись церкви в Ахтале. XIII в. Великий Синаксарь - первая собственно богослужебная книга из тех, над к-рыми работал прп. Георгий. В его составе можно выделить 3 раздела: устав всего церковного года (последовательное описание служб на каждый день - сначала по месяцеслову, затем по Триоди), дополнительные главы общелитургического характера и дисциплинарную часть. Источниками, использованными при создании Синаксаря, были студийский Великий Синаксарь (не сохр.), литургический ( Типикон Великой ц.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Геннадий Схоларий , первый патриарх по пленении Византии, изложил его пред покорителем царства греческого 167 . Исповедание веры соборной и апостольской церкви восточной писано было протосингелом александрийской кафедры Критопулом 168 . Подобное исповедание, составленное киевским митрополитом Петром Могилой , одобрено было восточными Иерархами и распространено повсюду на языках греческом и арабском 169 . Собор Иерусалимский, бывший в 1672 году, изложил все догматы веры в 18 членах 170 . Спустя три года после него александрийский первосвятитель Паисий, – говорим его словами, – по желанию некоторых из западных изрёк во Св. Духе, по древнему преданию отцов, восточное исповедание 171 . В окружном послании единой святой, соборной и апостольской церкви ко всем православным христианам, начертанном в наши дни, слышен твёрдый и увлекательный голос вселенской правды 172 . Перечислять ли все прочие преломления сего чистого света духовного? Их довольно много. Указываем на лучи более яркие. Указываем на православный разговор александрийского патриарха Мелетия 173 , на чиноположение о св. таинствах филадельфийского митрополита Гавриила 174 , на духовное всеоружие и учение о таинствах церкви Иеромонаха Неофита Родина 175 . Поставляем на вид краткое изложение догматов церкви Григория протосингелла цареградского 176 , догматическое учение восточной церкви, составленное Севастом Киминитом 177 , сокровищницу православия епископа кампанийского Феофила 178 , богословие Афанасия Парийского 179 , книгу пресвитера К. Икономоса о трёх степенях иерархии. Предлагаем вниманию катехизис иеромонаха Тимофея Кириакопуло 180 , Даниила Пелопонийского 181 , Евгения Вулгари 182 , архимандрита Прокопия Дендрина 183 и все творения Никодима Святогорца , скончавшагося в 1806 году в лавре Афонской. Св. Писание и творения св. отцов церкви суть сокровищницы православия. Отверзала ли греческая церковь эти сокровищницы чадам своим? Да. Издание так называемой цепи отеческих истолкований Ветхого Завета 184 , толковые псалтири монаха Агапия и иеромонаха Афанасия на новогреческом языке 185 , изъяснения Евангелия и Апостола Никифора Феотоки и всех посланий апостольских Никодима Святогорца , книга о переводе 70 толковников пресвитера Икономоса, слова преподобного Ефрема Сирина , переведённые по-новогречески, цветник изречений св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1910: 174-175). Встречальная икона Божией Матери Умиление также прославилась чудесами; празднование ей совершается 19 марта и в девятую пятницу после Пасхи. Обе иконы находились в иконостасе Успенского собора Святогорского монастыря, и Пушкин их, конечно, не раз видел. Благочестивые люди заказывали списки чудотворных икон. Икона Святогорской Божией Матери была в Михайловском у возлюбленной поэта — дворовой девушки Ольги Калашниковой (Приют. 1979: 110). Конечно, это благочестивая, но неправдоподобная легенда. Сразу после крещения Ольги в Византии никак не могли написать ее икону. Игумена Иону, который часто встречался с Пушкиным во время ссылки поэта в Михайловское, к тому времени перевели в другой монастырь. Сохранилось профильное изображение настоятеля Святогорского монастыря игумена Ионы, сделанное рукой поэта. Пядь — расстояние между растянутыми указательным и большим пальцами, обычно равнялась 17,78 см. Иконописцы и офени на своем профессиональном языке часто называли иконы по размерам досок; этот способ именования и различения икон стал со временем широко распространенным и в народе. [ Все цитаты из стихотворений Пушкина приводятся по следующему изданию: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10-и т. Л., 1977-1979. В скобках указываются том и страница. Перечисление православных святых — покровителей крестьянской семьи и народного быта — часто встречается в поэзии Николая Клюева и Сергея Есенина. Богами называют иконы герои Мельникова-Печерского, Лескова, Горького, Шмелева, Пильняка и др. От этого деления и противопоставления в себе поэта и человека Пушкин начал освобождаться с конца 1820-х годов. Письмо написано в канун Благовещения, но о двунадесятом празднике в письме нет ни слова, хотя, конечно, весть о конце ссылки была бы для поэта доброй, благой вестью. Хотя, например, у Толстого в повести «Отец Сергий» икона упоминается лишь один раз, причем заалтарная (Толстой. 1982: 352). Об иконах в келье отца Сергия Толстой ни разу не упоминает, как будто их там нет и не было.

http://pravoslavie.ru/46917.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мц. Ипомона. Икона. 2009 г. (мон-рь Ватопед) мц. (пам. визант. 3, 5, 9, 10 апр.). Место и время мученической кончины неизвестны. В Синаксарях и других разновидностях византийских календарей указано только имя мученицы. В большинстве рукописей память И. отмечена 5 апр., в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) - 9 апр., в Синаксаре Vat. gr. 2046. Fol. 212b, XII-XIII вв.,- 10 апр. Служба И., составленная прп. Феофаном Начертанным , сохранилась в одной из служебных Миней монастыря Ватопед - Ath. Vatop. 1104. Fol. 99-101, X в. В заглавии канона И. названа преподобной. В славяно-рус. нестишных Прологах под 10 апр. указана память мц. Терпены (РГАДА. Тип. 177. Л. 45-45 об., нач. XIV в.; Тип. 175. Л. 32, 1-я треть XIV в.; Тип. 173. Л. 48 об., 1-я пол. XIV в.; Тип. 174. Л. 34, 1-я пол. XIV в., и др.). Архиеп. Сергий (Спасский) предположил, что речь идет о Трифене , мц. Кизической, память которой отмечается 11 апр. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 104). Однако упоминание мц. Трифены под этой датой не встречается в тех редакциях визант. Синаксарей, к-рые послужили источниками Пролога, а имеется только в стишных Синаксарях. Наиболее вероятно, «Терпена» является слав. переводом имени Ипомона (πομον - терпение). Память И. не вошла в греческие печатные Минеи и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и отсутствует в современных календарях греческих Церквей и РПЦ. Имя Ипомона приняли в монашестве Елена Кантакузина († 1397), дочь визант. имп. Иоанна VI Кантакузина и жена Иоанна V Палеолога, ее невестка Елена Драгаш († 1450), супруга Мануила II Палеолога, и ее внучка Елена († 1473), дочь Фомы Палеолога, жена серб. деспота Лазаря Бранковича. Ист.: SynCP. Col. 596; Ταμεον. Ν 559. Σ. 186. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 97, 99, 103; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Θεοφνης Γραπτς//Να Σιν. 1936. Τ. 31. Σ. 533; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 457; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 8: Απρλιος. Σ. 93. О. В. Л. Гимнография В древних и совр. богослужебных книгах И. не упоминается, однако по рукописям известен канон И., составленный прп. Феофаном Начертанным, с акростихом Τος σος γνας, Υπομον, θαυμσω (Твоим подвигам, Ипомона, подивлюсь) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Τρνωσν μου τν γλσσαν (Уясни мой язык) (Ταμεον. Σ. 186). Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/673773.html

В Эсфигменском монастыре в то время насчитывалось около двухсот монахов 172 . Это очень большое количество, если сравнить с современностью, когда ни в одном монастыре не наберется и ста монахов. Палама наставлял монахов, заботился об украшении храма, проявлял ревность в богослужении. Монахи нашли в святом Григории настоящего отца, целителя душ, и поэтому, когда Палама был вынужден их покинуть, некоторые из них стали искать более строгого послушания и подвига. Во время настоятельства святого Григория монастырь был истинной духовной лечебницей, школой добродетели и святым местом 173 . Будучи настоятелем, святой Григорий совершил три чуда. Первое чудо заключалось в исцелении монаха, впавшего в прелесть. Этот монах по имени Евдоким занимался умной молитвой, но диавол, уловив его в рассеянности, стал показывать ему различные, якобы божественные, видения. Вскоре диавол настолько преуспел в своих кознях, что мог бы свести с ума бедного монаха и окончательно увести его от Бога, «если бы не Григорий с его божественным умом и духовным врачеванием». Бес внушил Евдокиму помысел, что их настоятель был хорошо образован и отличался обширными познаниями, но при этом не имел собственного опыта боговидения и нравственных добродетелей. Святой Григорий исцелил прельщенного монаха с помощью святоотеческих поучений, духовных наставлений, слезных молитв и церковных молебнов о болящем брате. В конце концов благодатью Святого Духа монах Евдоким освободился от прелести и преуспел в монашеской жизни 174 . Второе чудо, совершенное святым, заключалось в чудесном появлении оливкового масла. Однажды в монастыре кончилось оливковое масло. Палама пришел на склад, где хранились пустые сосуды для масла, встал перед одним из кувшинов и стал горячо молиться Богу, создавшему все из ничего. Благословив сосуд крестным знамением, святой Григорий повторил чудо, совершенное пророком Илией 175 : кувшин наполнился маслом, которое не иссякало целый год, хотя монахи щедро делились им с посещавшими монастырь людьми 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Однако, волнение в монастыре не улеглось, Стефан даже удалился из него, но при помощи патриарха опять принял на себя управление 168 . К игумену Стефану потом приходил для ознакомления с общежительным уставом игумен Икосифиниссы Никифор 169 . Патриарх внимательно наблюдал и за приходскими монастырями. В декабре (10) 1835 г. он отправил митрополиту Арты Неофиту и прокритам руководственные указания относительно лучшего управления местными приходскими монастырями 170 , а в конце следующего года предписал этому митрополиту, чтобы он для каждого монастыря назначал особого игумена, а не одного на два монастыря 171 . В 1837 году возникла вражда между игуменом монастыря Богородицы Δαδις Венедиктом с одной стороны и митрополитом Дидимотихи Аверкием и прокритами с другой, которая и была представлена на суд патриарха. Григорий, рассмотрев дело, сохранил за Венедиктом игуменство, поручив держать в монастыре и учителя, а митрополиту предоставил наблюдение за обителью 172 . Отцам приходских монастырей янинской епархии патриарх приказал платить местному митрополиту Иоанникию обычные взносы 173 . Относительно внутренней жизни в монастырях Григорий сделал такие распоряжения. В виду того, что на Афоне иногда рукополагались в священные степени лица недостойные, патриарх посланием от 12 февраля 1838 г. предиисал местным властям не рукополагать священников и диаконов и не постригать монахов без предварительного испытания в течение двух, трех и более лет и рекомендовал вообще обращать самое большое внимание на нравственность святогорцев, в частности тех, которые отправляются в качестве таксидиотов 174 . По прежнему на Афоне не прекращались споры о поминовении с коливом и о св. причастии, поэтому патриарх предписал киноту (19 марта 1836 г.) прочитать и распространить среди монахов синодальные грамоты патриарха Григория V относительно предмета споров 175 . Дриинупольскому митрополиту патриарх 3 мая 1839 г. писал, чтобы он запретил монахам местных монастырей, ставропигиальных и приходских, оставлять на ночь женщин, даже с мужьями и детьми 176 . Подобное предписание было отправлено и экзарху Метсова относительно трех здешних ставропигий 177 . Господарю Валахии Гике патриарх выразил (1836 г.) благодарность за постановление, что впредь без рекомендации патриарха в местные монастыри не будет приниматься ни один инок 178 . Игумену хиосской Να Μον патриарх запретил (1840 г.) освящение храма, так как право это принадлежит епископу, а иеромонахам – служить в селах, без разрешения митрополита Софрония 179 . Наконец, игумену монастыря св. Архангелов на Симе Григорий запретил являться в храм села в мантии и с патерицей 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

174 Тоже самое высказал в своем путешествии по Востоку еписком Порфирий, совершенном в 1846 году, но почему-то историк Е. Е. Голубинский не ссылается на него (Еп. Порф. Перв. пут. в Афон . мон. и скиты, Киев, 1877 г., ч. II. отд. пер. стр. 243–244). 175 Новая служба авве Антонию (Печерскому) составлена скитским дидаскалом, старцем Иаковом. Начало службы и кондак см. у Муравьева: Письма с Востока, ч. I, 1851 г., стр. 212. 176 Келья на Св. Горе не означает просто одну как это принято в России. а целый дом, со всемн принадлежностями, земельными участками и с церковью. Святогорца, ч. I, стр. 188–189. 177 Голубинский. история Русской церкви, см.1881г. m.I, вторая половина тома, стр. 469 – 470, изд второе 1904 г., вина I тома, стр. 570–671, прим. 4. 181 В. О. Ключевск. Курс Рус. ист., ч. III, стр. 375; стр. 63. Это последнее мсто взято из рукописи Академической. 184 Профес. Барсов. Константинопольский патриарх и его власть над русскою церковью, стр. 448–449. 185 Еп. Порфирий. история Афона, труд. Киевск. Дух. Академ 1873 г., Января, стр. 43–44. А. А. Цагарели. Памятники грузии старины в св. Земле и на Синае, стр; 45–47; .. , . . 401–436; А. П. Лебедев . Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках, изд. втор. стр. 233; Е. Кирион. Заслуги грузинского монашества и монастырей, 1899 г., стр. 3031, 36; . . , , 1895. 105. 186 О пострижении говорится в житии Иверских отцов, помешенном в Рае Грузии ( ). 187 Преосвященный Nopфupbq уверяеп, что повесть о построике римского (Каракальскаго) монастыря он целиком заимствовал из грузинского жития Иоанна Ивера, между тем как в указанном житии дело представляется совсем иначе, см. соч. еп.Порфирия-ист. Аф, ч. III, отд. перв., стр. 110–111. 189 Если здесь говорится о папе Леоне, то очевидн под Леоном великим разумеется папа Лев IX (1049–1054 г.), эльзасец Бруно, родственник императоров Конрада II и Генриха III, но биография сего папы не знает о пострижении его в монашество в Иверском монастыре и о том, что имя этого знаменитого ревнителя церковных канонов соединено с появлением римского монастыря на Афон, существовавшего и в эпоху падения Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

174 Стремма — участок земли площадью 1000 м 2 . 175 Литийница — предмет церковной утвари — небольшой поднос для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея. 176 Ср.: Притч. 12,8. 177 В греческом языке от слова «благочестие»  проис­ходит слово «эвсевизмос» — означающее пиетизм, т.е. скрупулезное исполнение внешних форм благочестия, не имеющих в себе внут­ренней духовной основы. 178 Скорее всего, это извещение от Бога было не заповедью стать священником, но указанием на такую возможность, потому что, когда кто-то спросил Старца, почему, несмотря на внутреннее из­вещение, он все-таки отказался от хиротонии, он ответил: «Христос подает нам дары. Но разве это значит, что мы обязательно должны их все принимать?» 179 Ср.: Притч. 2, 8. 180 «Эвергетинос» — систематизированный сборник аскетических поучений Святых Отцов, составленный около XI века основателем и игуменом константинопольского монастыря Эвергетис Павлом и впервые изданный в конце XVIII века преподобным Никодимом Святогорцем. 181 1 Тим. 5, 22. 182 Ср.: Пс. 36, 17. 183 Ср.: Пс. 17, 21 184 См.: Иер. 5, 1 и Иез. 14, 14. 185 Греч. λαμπικρισμα. 186 «Вне искушений Промысл Божий не зрится». Святой Исаак Сирин.  Слово 44. 187 Ср.: 1 Сол. 2, 7. 188 Ср.: Иер. 17, 7. 189 Греч. Ερνη. 190 Святой праведный Иоанн Кронштадский.  Моя жизнь во Хрис­те. 191 Святой Нектарий Пентапольский.  Познай самого себя. 192 Святой Исаак Сирин.  Слово 73. 193 Психология — (досл.: душеведение); психиатрия — (досл.: душелечение). 194 Сир. 19,26. 195 Акривия (греч.— точность) — святоотеческий прин­цип строгого отношения к Священным Канонам и вообще к Преда­нию Церкви, при котором признается необходимым их буквальное, точное применение. 196 Икономия (греч.— домостроительство) — святооте­ческий принцип допущения в исключительных случаях отклонений от точности Священных Канонов в их практическом применении. 197 Мк. 9, 49. 198 Лк. 5, 16. 199 Старец говорил это в последние годы своей жизни. 200 Невидимые старцы — согласно святогорскому преданию, яв­ляются самыми святыми монахами Горы и живут совершенно уединенно, будучи никому не известны. Согласно тому же самому преданию, последняя Литургия на Земле будет совершена этими невидимыми двенадцатью. Их число всегда постоянно, потому что, если умирает один из них, его место занимает кто-нибудь из самых достойных монахов Святой Горы.

http://pravmir.ru/249925/

К источникам, позволяющим восстановить события после состоявшегося в К-поле суда над М. И. и его сподвижниками преподобными Анастасием Апокрисиарием и Анастасием К-польским, относятся «Письмо Анастасия Апокрисиария Феодосию Гангрскому» (CPG, N 7733; Allen, Neil. 2002. P. 132-147, 186-188), к-рое было написано в Лазике вскоре после кончины М. И., и приложение к письму - «Воспоминание» спорного автора (CPG, N 7958; Allen, Neil. 2002. Р. 148-171, 188-191). Лат. перевод письма прп. Анастасия, осуществленный Анастасием Библиотекарем, восполняет нек-рые лакуны, существующие в сохранившихся греч. рукописях ( Allen, Neil. 1999). В переводе на груз. язык сохранилась выполненная в 1028 г. прп. Евфимием Святогорцем выписка из письма прп. Анастасия ( Кекелидзе. 1918. С. 60-103). Также нек-рые сведения из письма содержатся в груз. синаксаре о М. И., переведенном с греческого языка прп. Георгием Святогорцем (Груз. церк. календарь. 2003. С. 174-175). М. И. и его сподвижники прибыли в «страну христолюбивых лазов» 8 июня 662 г., и их сразу разлучили ( Allen, Neil. 2002. Р. 134-135). Прп. Анастасия К-польского отправили в апсильскую крепость Скотори, 18 июля перевели в некую «сванскую крепость», по прибытии в к-рую он и скончался 22 или 24 июля (Ibid. P. 162-163). Прп. Анастасия Апокрисиария на протяжении 4 лет беспрестанно переводили с места на место, он скончался в крепости Тусуми (Θουσομης) 11 окт. 666 г. во время воскресного богослужения (Ibid. P. 134-141, 146-147, 154-155). М. И. ввиду нанесенных ему увечий не мог передвигаться ни верхом, ни на повозке, поэтому ему сплели из прутьев носилки и на них отнесли в крепость Схимари (Σχμαρις; у прп. Евфимия и прп. Георгия Святогорцев - Химари) ( Кекелидзе. 1912. 9. С. 35), которая находилась «неподалеку от страны аланов» ( Allen, Neil. 2002. Р. 134-137). По сообщению прп. Анастасия Апокрисиария, М. И. в Схимари получил откровение о дне своей скорой кончины (13 авг. 662 г., в 7-й день недели). Прп. Анастасий сообщает и о др. чуде, последовавшем вслед за кончиной М.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

Потому и говорит Писание: лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным (Притч.11:15). Лукавый - диавол. Тогда он злодействует, когда сочетает правде нашей свою правду; - тогда укрепляется, тогда более вредит, тогда действует. Когда водимся своими пожеланием и последуем правде нашей, тогда, как бы делая добро, сами себе наветуем и даже не примечаем, как погибаем " . Поучение аввы Дорофея " О еже не составляти свой разум " . 164. Слово 4, 23. 165. По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского. 166. Это очевидно из житий прп. Антония Великого, прп. Иоанна Многострадального Печерского и других. 167. Преподобного Исихия, гл.23. Добротолюбие. Ч.2. 168. Беседа 21, гл. 5. 169. Пролог, 12 августа. 170. Исаак Сирский. Слово 53, по переводу старца Паисия. 171. По толкованию Макария Великого. Слово 2, гл.3. 172. В Алфавитном патерике читается следующее изречение преподобного Иоанна Колова: " Врата Божии - смирение. Отцы наши взошли, радуясь, в храм Божий путем многих уничижений " . 173. Святогорца письмо 16. 174. Преподобный Нил Сорский. Слово 1. 175. Преподобного Макария Великого Беседа 49, гл. 2. 176. Patrologiae tomus LXXIII, vita beati Antonii, cap. XV. 177. Слово 12. 178. Слово 86. 179. Слово 41. 180. Извлечено из 6 степени святой Лествицы. 181. Ответы на вопросы 229 и 623. 182. Ответы на вопросы 799 и 645. 183. Ответы на вопросы 799 и 644. 184. Преподобного Филофея, гл.2. Добротолюбие. Ч.2. 185. Преподобный Нил Сорский. Слово 7. 186. Лествицы степень 28. 187. Прп. Филофея, гл.6. 188. Его же, гл.13. 189. Его же, гл.21. 190. Того же, гл.38. 191. Слово о трезвении, гл. 17, 18, 155. 192. Деятельных и богословских глав 66 и 67, см. Добротолюбие. Ч.1. 193. Заимствовано наиболее из 7 Слова преподобного Нила Сорского. Внезапная смерть постигает одних нерадящих о своем спасении: это возвещено Самим Господом (Лк.12:46). " Бог, - сказал преподобный Варсонофий Великий брату, боявшемуся неожиданной и преждевременной смерти, - не возьмет души его (подвижника, борящегося со страстями) дотоле, доколе не приведет его в меру высокую, в мужа совершенна " . Ответ 265.  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010