И чтобы тебе таковое, в самом деле, название разделять (с нами), я покажу (ею) и в других предметах речи, само собою внемли мне разумно. 2. Сначала раем называется и именуется сам Бог, к Которому Павел, восхищенный, был поднят и от Которого слышал слова неизреченные, как он утверждает, которые невозможно человеку слышать [  ]. Затем — Церковь верных, имеющую, как насаждения Жизни, святых, питающих делом и словом алчущих и жаждущих правды Божией [  ]. После этого все творение, являющее величие Бога и славу Его для нас людей, потому что от красоты его (творения) мы поднимаемся к Создателю, как считает и Соломон [  ]. Кроме них — и Божественное Писание, и сам цельный человек, и мудрая жизнь по Богу [  ]. 3. Итак, что будет противного для благочестиво размышляющих из тех, которые, созерцая согласно высшей мудрости, философствуют и развивают это все в речь о рае? Я полагаю, никоим образом ничего, как именно и считают истинно святые отцы, так как принято подобное тому, что о рае и мы сказали, и божественным отцом Иоанном Дамаскиным, согласно 45 главе его толкований [  ], в которой он размышляет о рае. 4. О том, что нет нужды нам, верующим, теперь именно в том рае, в котором была дана заповедь Адаму возделывать и хранить [  ], свидетельствует Слово Божие, принявшее наше естество в начаток смешения [  ] и ставшее ипостасью для самой плоти пашей, которую Он принял от чистых кровей Богородицы и воссел одесную величия Отца Своего на высотах, так сказав: Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут нее едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино [  ], и опять: И когда Я пойду приготовить вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я [  ]. Итак, если в том раю на земле, в котором случилось грехопадение, как ты написал в письме, еще находится Христос с разбойником, потому что сказал ему в то время: ныне же будешь со Мною в раю [  ], какая Ему нужда говорить нам, верующим в Него: И когда Я пойду приготовить вам место [  ], если рай является приготовленным от сотворения мира?

http://predanie.ru/book/70169-tvoreniya/

И чтобы тебе таковое, в самом деле, название разделять (с нами), я покажу (ею) и в других предметах речи, само собою внемли мне разумно. 2. Сначала раем называется и именуется сам Бог, к Которому Павел, восхищенный, был поднят и от Которого слышал слова неизреченные, как он утверждает, которые невозможно человеку слышать Затем - Церковь верных, имеющую, как насаждения Жизни, святых, питающих делом и словом алчущих и жаждущих правды Божией После этого все творение, являющее величие Бога и славу Его для нас людей, потому что от красоты его (творения) мы поднимаемся к Создателю, как считает и Соломон Кроме них - и Божественное Писание, и сам цельный человек, и мудрая жизнь по Богу 3. Итак, что будет противного для благочестиво размышляющих из тех, которые, созерцая согласно высшей мудрости, философствуют и развивают это все в речь о рае? Я полагаю, никоим образом ничего, как именно и считают истинно святые отцы, так как принято подобное тому, что о рае и мы сказали, и божественным отцом Иоанном Дамаскиным, согласно 45 главе его толкований в которой он размышляет о рае. 4. О том, что нет нужды нам, верующим, теперь именно в том рае, в котором была дана заповедь Адаму возделывать и хранить свидетельствует Слово Божие, принявшее наше естество в начаток смешения и ставшее ипостасью для самой плоти пашей, которую Он принял от чистых кровей Богородицы и воссел одесную величия Отца Своего на высотах, так сказав: Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут нее едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино и опять: И когда Я пойду приготовить вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я Итак, если в том раю на земле, в котором случилось грехопадение, как ты написал в письме, еще находится Христос с разбойником, потому что сказал ему в то время: ныне же будешь со Мною в раю какая Ему нужда говорить нам, верующим в Него: И когда Я пойду приготовить вам место если рай является приготовленным от сотворения мира?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

Ибо если он и говорит, что Христос находился во всех этих (местах), однако одним только божеством, как все наполняющий, нашим же смешением от плоти, Сам ипостасью целиком став, взошел на небеса и нам путь открыл на них, чтобы, согласно божественному обетованию Его, и мы были бы, где Он Сам. Сказал ведь: Куда Я иду, вы знаете, и путь знаете чтобы и вы были, где Я 8. То, что божественный Григорий, прославленный в богословии, как ты написал в письме, сказал об отце нашем Василии Великом: " И пройдя мимо пламенного меча (совершенно знаю) достиг рая " указывает на тот рай, в который вошел, будучи восхищен, Павел и (в нем) услышал неизреченные слова, по которого ты не постиг, воспринимая Божественное Писание согласно букве. Но пойми меня, что и Павел рассказывает о нем Коринфянам так: Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, - в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, - только не знаю - в теле., или вне тела: Бог знает, - что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать Знай, что Василий Великий попал в тот рай, в котором восхищенный Павел услышал то именно, что услышал. Этот (рай) же есть превыше неба небес, где одесную Отца пребывает Сын, ипостазировавший в ипостаси Себя Самого наше естество. 9. То, что речь у Павла об этом (рае), а не о земном, он сам утверждает тем, что прибавляет к речи своей. Ибо после сказанного: знаю человека... который был восхищен до третьего неба добавил, так говоря: и знаю о таком человеке... что он был восхищен в рай Ибо если речь его о том рае, который был на земле, он сказал бы: " И знаю о таком (человеке), что спустился оттуда в рай " , и никогда бы не сделал последующее добавление Так как после восхищения его на третье небо добавляет, говоря: и знаю о таком человеке... что он был восхищен в рай указал, что, и само третье небо пройдя, был восхищен на еще большую высоту, где находится Сам Бог, восседающий на престоле величия на высоте и, можно сказать, что степенью добродетели достигнув достоинства и самих Херувимов, предстал престолу Святой и Непостижимой Троицы, куда Предтечею за нас взошел Христос, вознесший в жертву Самого Себя, где находится мысленный, божественный и пренебесный жертвенник Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

Ибо не всякий говорящий Мне: «Господи, Господи», – сказал Христос, – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего ( Мф. 7:21 ). И еще сказал: Многие скажут Мне в тот день: «Господи, не Твоим ли именем мы изгоняли бесов?» Но Я объявлю им: «Истинно говорю вам, не знаю вас, отойдите от Меня, делатели беззакония» ( Мф. 7:22–23 ). Поэтому всем нам, братья, и посредничествующим, и согрешившим, и самим желающим следует стремиться к примирению с Богом, чтобы ни посредничествующие не навлекли [на себя] гнев вместо награды, ни споткнувшиеся, ни стремящиеся примириться [с Богом] не получили врага и убийцу и лукавого советника вместо посредника. Ибо таковые услышат ужасающую угрозу: Кто вас поставил начальниками и судьями народа Моего? ( Исх. 2:14 ). И опять: Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф. 7:5 ). Бревно же – это какая-либо одна страсть или похоть, затемняющая око души. И опять: Врач! Исцели самого себя ( Лк. 4:23 ). И снова: Грешнику же говорит Бог: «Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое, и слова Мои бросаешь за себя?» ( Пс. 49:16–17 ). И Павел сказал: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим господином стоит или падает; Бог же силен через верного раба Своего восстановить его ( Рим. 14:4 ). По всему этому я трепещу и дрожу, братья и отцы мои, и увещаю всех вас, утверждая и самого себя через увещания к вам, не относиться презрительно к этим божественным и страшным для всех таинствам и не играть ни с тем, что не является игрушками, ни против души нашей из-за тщеславия, или славолюбия, или [желания] выгоды, или бесчувствия. Ибо случается, что ради того, чтобы быть названными «равви» или «отцы», вы принимаете чужие помыслы. Не будем, прошу, так бесстыдно, с легкостью похищать апостольское достоинство, [но будем] руководствоваться примером из земной [жизни], а именно: если кто будет уличен в том, что самовольно дерзнул принять на себя подобие посланника земного царя и управлять тем, что доверено [посланнику], делая [это] тайно, или впоследствии и открыто заявит о [своих] действиях, то и он, и споспешники и слуги его будут подвергнуты самым жестоким наказаниям для устрашения других, и он будет осмеян как безумный и бесчувственный больше всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Исследующий логосы и движения всего творения незамутненным умом и независимым от пристрастия к видимому разумом, и питающийся образом мыслей более божественным, который возможен от всякого осязаемого, совершенно отвергнувший заботы и попечения о средствах к жизни и ставший выше всякого вожделения удовольствий мира, он возводится ко Творцу и Виновнику всяческих через них (самих), по божественному Павлу ( Рим.1:20 ). Ибо Он (Творец) есть преисполненное и неделимое Древо приносящее только одну отрасль добра и благодатно дарующее участие достойным Такими именно пожелал Бог быть нам бесстрастными безмятежными и иметь только одно дело ангелов, это непрерывно и непрестанно прославлять Сотворшего и наслаждаться созерцанием Его из одного исследования творений Его 34 , как это изречено для нас и через пророка Давида: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» ( Пс.54:23 ), – и опять через его Евангелия: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела вашего, во что одеться» ( Мф.6:25 ), – и в другой раз: «Просите же прежде Царства Божия и правду его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ) 35 , – и для Марфы: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» ( Лк.10:41–42 ). 14. Итак, это Древо Жизни, Бог , имея энергию, жизнь дающую, и принося съедобный плод только тем, которые достойны жизни, как не подлежащие смерти, внушает неизреченную сладость имеющим часть в божественном причастии 36 Его и уделяет им от бессмертной жизни Конечно, то самое Древо Жизни достойно именоваться и всяким древом, ибо Сам есть все, в Нем и через Него все ( Кол.1:17 ) 37 . 15. Древо же знания добра и зла – это распознавание раздробленного созерцания, как и другие 38 до нас рассуждали и, кажется, наилучшим образом Это познание своего собственного устройства и природы, оно именно хорошо возросшим через полное бесстрастие и мудрость Духа «в мужа совершенного и в меру... возраста Христова» ( Еф.4:13 ), восходящим от самого созерцания красоты к величию Творца ( Прем.13:5 ), для которых, благодаря переведению навыка 39 добродетели из временного в постоянный 40 , не бывает, однако, и не случается отклонений от добра, так как они в самом деле безопасно упрочены в божественном созерцании Юным же и еще неумеренным в желаниях не хорошо из-за непрочного, пока еще, утверждения на основании добродетели в постоянстве и попечении благих дел, им из-за непрочности постоянства в лучшем 41 не подобает созерцание и наблюдение собственного тела, могущее тянуть назад к самому себе и увлекать непрочного и ввергать его в непристойные помышления и волнения и представления 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

«Как ум не бывает без слова, так и слово – без духа. Ум говорит посредством слова, а слово проявляется посредством духа. Ум – это Бог Отец, Слово – Сын, а дух -Дух св.» 369 . Отец говорит в Сыне и действует в Духе. Человек должен действовать также, по принципу богоподобия, имея ту же триаду: ум – нус, слово – логос и дух – пневма, или ум, волю и силу-исхис. Подобие души выражается в том же составе: логос (логикон), эпитимия и тимос. Нет слова без разума и разума без слова, и понятен двойственный смысл слова логос, нет Сына без Отца, и Отца без Сына. Об отношении слова к уму говорит Никита Стифат : «Человек поклоняется Триипостасному Богу душою, умом и словом. Ум рождает из естества своего». 370 … «Из чистоты ума рождается слово благодатное» 371 . Слово, как энергия ума, само становится силой. Бог создает мир Словом Своим: «Да будет Свет. И стал Свет» ( Быт. 1, 3 ). Слово, принесенное Христом в мир, опрокинуло мир и обновило человечество. «Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь ( Ин. 6, 69 )… Слова Твое есть Истина ( Ин. 17, 17 )… Вы уже очищены Словом» ( Ин. 16, 3 ). Ап. Павел призывает силу Иисусова Слова на верующих: «Слово Христово да вселяется в вас обильно» ( Колос. 3, 16 ). «… Слово Божие, которое действует в вас, верующих» (Фессал. 2, 13). Многочисленны свидетельства о чудотворном действии слова и имени Иисуса ( Мф. 8, 16 и 7, 22). Слово выражает сокровенное в человеке, «из сердца исходит» (Матв. 12, 34). Исключительная действенность слова возлагает на человека большую ответственность: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матв. 12. 36). На протяжении веков и тысячелетий слово теряет свою силу, убедительность и действенность, свои духовные черты силы, свой духовный источник и становится самодовлеющим, расходится с духом, который есть деятельность: «Ибо они говорят и не делают» (Матв. 22, 3). Это бьет не только по современным Иисусу мудрецам, книжникам и фарисеям, но и по всем адептам древней мудрости, которые возвели «неделание» в высшую добродетель и совершенство. Этому бессильному в деле возрождения человека слову ап. Павел противополагает слово Христа:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Конечно, только сила Божия, совершаемая в немощи, может преобразить мирскую или семейную жизнь в домашнюю церковь. Но в том, что это возможно, заключается великая радость всеобъемлющей полноты христианства. Вся широта жизни умещается на его узком пути. Кто был членами Апостольской церкви, теми, которым Апостол говорил: Вы храм Божий и Дух Божий живет в вас (1 Кор. III, 16)? Монахи ли в длинных черных одеждах и с четками в руках? Это были все: и жены, и мужья, и девствующие и находящиеся в браке, не знавшие еще ни четок, ни даже наших икон и воздевавшие свои чистые руки к Тому, Кто судит намерения сердечные, а не одежду. Конечно, и тогда " блаженнее " , как сказал Апостол, было оставаться в девстве, потому что иначе в заботу о Боге будет врываться забота о семье. Но все дело в том, что это опять-таки не колеблет всеобщности вторично сказанного Апостолом и вторично обращенного и к женатым и к неженатым слова: Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога и вы не свои(1 Кор. VI, 19). Этот факт Апостольского обращения решает все: перед обоими видами человеческого существования открыта дверь к преображению. Для находящихся в браке, так же, как и для девствующих, эта дверь в словах: и вы не свои. " Мы не свои, но Того есмы, Кто едино сотворил нас Собою чрез бессмертную трапезу " (преп. Никита Стифат, Д5 - 151). Не только первохристианские аскеты, но и находящиеся в браке должны были понять, что они " не свои " , а Божьи, что закон отречения от мира греха есть закон и для них, во имя стяжания общего для всех Царства Святого Духа. Какая-то внутренняя кость, скрепляющая человека, с миром, должна быть " перебита " и для мирских. Не свои - это значит, что имеющие жен должны быть как неимеющие (1 Кор. VII, 29), ибо проходит образ мира сего (1 Кор. VII, 31). В будущем веке не женятся и не посягают (Мф. XXII, 30), и вступление человека в брак еще не выводит его за границы образа мира сего. Но если вступившие в брак будут осуществлять в себе его таинство в общей для всех сокровенной во Христе жизни, тогда и они будут жить духовно, т. е. в Духе Божием. Ибо явилась благодать Божия, спасительная всем человекам (Тит. II, 11), и рабам и свободным, и женатым и девствующим. Перерастание " образа мира сего " есть стяжание благодати в духовности жизни. Поэтому весь вопрос об истинно христианской жизни в миру может быть сведен к общему закону христианства: только чистые сердцем... Бога узрят (Мф. V, 8). Чистота достигается подвигом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Не будем забывать, что Вселенская Церковь не только не отвергает, но и одобряет молитвы, содержащие прошения об упокоении душ усопших в особых, светозарных местах, как то: –«Молим тя, Безначальне Отче и Сыне и Душе Святый, злобою душезлобнаго мира озлобленную и к Тебе Зиждителю, пришедшую душу во адово дно не отрини , Боже, Спасе мой» с. 171]. –« В месте злачне, в месте покойне, идеже лицы святых веселятся , душу раба Твоего преставленного покой, Христе, Едине Милостиве» с. 167]. После искупления человека посредством Крестных страданий и смерти Спасителя, после Его Воскресения и Вознесения на Небо, с образованием Церкви мы и действительно утратили нужду в первом рае, ведь для каждого открылась возможность переселения в Горние Обители в «доме Отца», превосходящие величием и славой доисторический рай настолько, насколько Небо выше земли. Первый рай был, конечно, прекрасен, как ни одно другое место на земле, но всё же он несравним с Царством Небесным: по крайней мере земные красоты подлежали интеллектуальному и чувственному восприятию, а о Небесных дарах сообщается: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). «Также как он (первый рай), – сообщает преподобный Никита Стифат , – был затворен для Адама именно после грехопадения, так и огненный меч отступает от меня уже с тех пор, как Христос был распят и воскрес, и нам верующим именно в силу этого нет нужды в нем (первом рае), ибо всем открыт вход на Небеса и присно возвещается Царство со Христом от Него, чтобы и мы были бы там, где Он есть...» с. 93]. Дополним, что с Пришествием Христа, всеобщим воскресением мёртвых и наступлением нового нескончаемого века священные обители, как это следует из сверхъестественных откровений святым, распространятся и по поверхности новой, преображенной земли . «Господь опять посмотрел на новую землю, – сообщается в «Видении Григория», ученика преподобного Василия Нового Цареградского, – и украсилась она многоразличными неописуемой красоты садами, рощами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Но разве это состояние нормальное? Разве оно может привести ко спасению? Если соотнести это состояние с духовной высотой, то мы получим ее антипод – бездну собственного безразличия. А в другом евангельском чтении мы слышим о том, как Спаситель обращает Свое слово к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». 10 Это также призыв к духовной высоте, к тому, что мы не только не должны оставаться равнодушными, но и должны духовно возрастать. Эта высота не то состояние, при котором мы, покаявшись в храме, возвращаемся на круги своя, и не та конечная точка, когда, изучив богословские истины, мы потом забываем применить их в своей жизни. Эта высота оказывается лишь началом, ступенью, с которой святые приступали к подлинному духовному восхождению! Господь наш Иисус Христос , говоря о блаженстве встречи с Ним, призывает нашу душу к ревности, чтобы, узрев Спасителя, мы сохранили в себе образ Божий и раскрывали его всё более и более через подвиг очищения, через трепетный подвиг хранения и преумножения в себе божественных заповедей и божественных добродетелей, чтобы мы никоим образом не были равнодушными к божественным истинам и чтобы вера, отзываясь в нашей душе, звала нас в небеса! Чтобы никакой подвиг ради Бога не был нам страшен, чтобы наша душа, по примеру апостола Иакова и всех прочих апостолов, готовясь к подвигам непрестанно («ежедневно», как пишет Симеон Новый Богослов 11 и другие отцы), находясь в постоянном дерзновенном устремлении к совершенству, совершала бы подвиг покаяния в сочетании с подлинным смирением. Преподобный Никита Стифат пишет, что недостаточно выжечь покаянием всё то, что неверно в нашей жизни, недостаточно превратить нашу жизнь в пустыню для греха, нужно еще оросить эту жизнь благодатью Святого Духа. «Многие с большой заботой возделали свои нивы и семя чистое на них сеяли, посекши сначала терния и сжегши волчцы огнем покаяния, но из-за того, что Бог не увлажнил их дождем Духа Святого от умиления, они ничего оттуда не пожали». 12 Нужно источить из себя умиленные слёзы. Нужно сочетать в себе пустыню для греха с оазисом для Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Под влиянием силы благодати это содержимое приходит в движение и беспокойство, сбрасывает покрывало, разоблачается и оголяется, предстает в своем подлинном виде. Судьба его различна в зависимости от силы действующей благодати, которая всегда индивидуальна, действует то сильнее, то слабее. Часть этого содержимого получает свободу и искупление, а другая просто выбрасывается и возвращается в инфернальные депо. Новое рождение Обновление человека, как основная предпосылка апокатастасиса, носит в новозаветной литературе название рождения. В отличие от первого естественного появления на свет человека это есть новое его рождение. У ап. Павла это носит название палингенеза, то есть вновь-рождения. В беседе с Никодимом Христос называет его «рождением свыше» ( Ин. 3, 3 ), причем это рождение является необходимым условием для того, чтобы «увидеть царствие Божье» (Ст. ж.). Беседа Христа с Никодимом – один из центральных пунктов всего евангельского изложения, и неудивительно, что она изложена у божественного апостола любви Иоанна, первого богослова христианской Церкви. Христос говорит о «рождении от воды и Духа» и поясняет: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3, 6 ). Дальше идет удивительная, ни с чем не сравнимая характеристика духа и духовно рожденного: «Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин. 3, 8 ). Недоуменный вопрос Никодима: «Как это может быть?» обнаруживает всю бездну человеческого невмещения и непонимания. Никодим, как и его соотечественники и современники из иудейской элиты, утратил «ключ к Царству», как в том упрекает Христос в другом месте. Ап. Иоанн в 1-м своем послании говорит еще яснее: «Рожденный от Бога хранит себя» (от зла и страстей) ( 1Иоан. 5, 18 ). Ап. Павел говорит о «бане возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3, 5 ), имея в виду крещение как источник возрождения. О рождении от Бога говорит Иоанн и в начале своего Евангелия – о тех, кто «от Бога родился» (1,13). С исключительной духовной проницательностью говорит о новом рождении Никита Стифат :

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010