«Представьте себе, слушатели мои, – взывает святитель Илия Минятий , – мрачную подземную темницу тьмы кромешной, глубочайшую пропасть, смрадный гроб, безотрадное место плача и горести , или ужаснейшую пещь тёмного огня, неугасимого пламени – широты безмерной, глубины несказанной и вообразите в ней заключённым, погребённым, горящим в пламени несчастного грешника...» с. 118]. Между тем, вопреки библейским и святоотеческим указаниям, мысль о неуместности восприятия ада и Рая как двух территориально разграниченных мест обитания вскармливают даже и представители Православного богословия. «Общим местом в учении святых отцов Церкви, – сообщает митрополит Иерофей (Влахос) , – является то, что рай и ад существуют не с точки зрения Бога, но с точки зрения человека. Конечно, рай и ад существуют, существуют как два образа жизни, но не Бог их сотворил. Из святоотеческого предания ясно видно, что не существует двух мест (рая и ада), но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников » с. 200]. Коренным недостатком этой позиции является тот, что рай и ад, вопреки мнению его преосвященства, понимаются в свете Церковного Предания не однозначно, а многозначно. При этом каждая воспринятая Церковью трактовка рая и ада является лишь отдельным штрихом общей эсхатологической картины. И уловить глубину этих понятий можно лишь через комплексное восприятие. «В собственном смысле, – подтверждает изложенное преподобный Никита Стифат , – тем чувственным по природе раем мы и называем насажденный в Эдеме Богом , в котором и поместил Бог Адама, словно на некоем Божественном месте... Раем называется и именуется Сам Бог... Затем – Церковь верных ... После этого все творение , являющее величие Бога и славу Его для нас людей, потому что от красоты его (творения) мы поднимаемся к Создателю... Кроме них – и Божественное Писание , и сам цельный человек , и мудрая жизнь по Богу » с. 207:209]. Спектр значений понятия «ад» тоже широк. К слову, ад нередко интерпретируется как активная богоборческая сила (что опять-таки не согласуется с позицией митрополита Иерофея: « Сам Бог является... адом для грешников »). Основанием для такого толкования служат слова Самого Иисуса Христа: «и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее » ( Мф. 16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   Феодорит. История. Предисловие. 5.    Strom. II, 134, 2; II, 136, 6.    1Тим.2:4: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»:    «Ко всем... наченшим ходити заповедей Христовых. Господь невидимо приближается» (Никита Стифат. Вторая сотница. 95/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 433).    Каллист Катафигиот, 20, 90/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 495, 568.    «Всякое дело благое... без благодати сотворити не можем» (Марк Подвижник. О мнящихся. 24/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 62).    Исаак Сирин, Слово 49. С. 219.    «Человек не бывает в безопасности, если не сохраняем Духом Господним» (Макарий Египетский, 41. 4). Поэтому он должен знать и чувствовать, что охранение Духом — основа его преуспеяния в несении искушений: «и еже претерпети, не наше есть» (Ксанфопулы. 10/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 384).    Исаак Сирин. Слово 33. С. 146.    Там же.     «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит " _    В Каноне молебном ко Пресвятей Богородице, поемом во всякой скорби душевной и обстоянии, творение Феостирикта монаха, по Евангелии стихира, глас 6.    В молитвах на сон грядущим молитва святого Иоанна Дамаскина. юже указуя на одр, глаголем.    Исаак Сирин. Беседа 1, 56; ср.: «Господь... всегда взирает на цель нашу» и «судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения» (Лествица. 26. 118. 122).    В молитвах на сон грядущим молитва св. Иоанна Дамаскина, юже указуя на одр, глаголем.    Филарет (Дроздов), святитель. Пространный христианский катехизис... Вопросоответ 184. С. 790.    Григорий Нисский, святитель. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа [цит. по: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т. 2. Тутаев, 1999. С. 70. прим. 161]; также: Догматик 2-го гласа.    Филарет (Дроздов), святитель. Пространный христианский катехизис... Вопросоответ 188. С. 790.    Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 75.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Это слово – «ключ» в аскетическое богословие, открывшее свои сокровища Флоренскому еще задолго до выхода «Столпа». Уже в 1906 году он писал так, словно передавал только что приведенную мною фразу святого Исаака. Он писал: «Добро… становится реальной силой, проницает телесность, вспыхивает во всем организме… исступленно-сияющей красотой» 118 . Начиная с 1907 года он в разных работах обращает внимание на учение преподобного Серафима о стяжании Святого Духа как постоянной цели христианской жизни. В 1915 году он по частному, как будто экзегетическому вопросу («Не восхищение непщева») напоминает о забытых духовных основах иночества: иночество – это не обрядность или внешность только, но прежде всего духовность и благодатность. Вся практика восточного монашества – это устремленность к стяжанию Духа, причем Флоренский мужественно реабилитирует перед нами даже такое трудное для нас, «подозрительное» понятие, как «исступление», или «восхищение», то есть высшую доступную степень выхода сознания человека из его «трехмерного» бытия и Божественную стихию духовности, – понятие, прочно жившее у апостолов и святых. Я сделаю только одну выписку для характеристики этого понятия. «Есть два вида исступления в духе, – цитирует Флоренский преподобного Григория Синаита , – один – сердечный (в сердце углубление с забвением всего), а другой – восхитительный (восторжение за пределы всего сущего). Первый свойствен еще только просвещаемым, а другой – совершенным в любви». Кроме этого святого, Флоренский приводит еще выписки из следующих Отцов, учивших или свидетельствовавших об исступлении: преподобных Антония Великого , аввы Силуана, Исаака Сирина , Симеона Нового Богослова , Николая Кавасилы . Конечно, этот список можно намного увеличить. Преподобные. Макарий Великий , Никита Стифат , Серафим Саровский , Пимен Великий , Каллист Катафигиот – называю случайно вспомнившиеся сейчас имена. Это уже не «теологумены», то есть частные богословские мнения, за пользование которыми тоже обвиняют отца Павла его недоброжелатели, а забытая практика Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Содержание л. 1 Петра Дамаскина слова. «Преподобнаго отца нашего Петра Дамаскина словеса кратка 24, по алфавиту, исполненна суще духовнаго разума. Книга вторая». Нач.: «Первословие се и аз стихиа, духовную обдержит премудрость».   290/304 Житие Паисия Величковского с прибавлением 1-я четв. 19 в. 4о. 24х17. 118 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Климент. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Переплет картон с кожаным корешком. Без украшений. Записи На л. 115 запись писца: «Сочинены иеромонахом Ефремом Диаковским в схиме преименованном Иоанн, муж сей бяше высокаго учения, и Богословии не краем перста коснувыйся, был и проповедником святыя Софии в Киеве. Иже по четырех месяцех после старца Паисия и преставися в томже м(онастыре) Нямце в Молдавии. 1794 года». Содержание л. 1 Житие Паисия (Величковского), написанное схимонахом Митрофаном. «Месяца ноемврия в 15 день житие и подвиги блаженнаго отца нашего старца Паисия». Нач.: «Еже убо благия мужы похваляти, и венцы им плести и изящества сих воспевати и возвышати, успешно есть и полезно…». л. 115. Надгробные стихи Паисию (Величковскому) Иоанна Диаковского. «Надгробное рыдание блаженному старцу Паисию от всех чад его духовных». Нач.: «Образ лица твоего Паисие чудный, могл начертати худог искуством не трудный…».   293/307 Никита Стифат Житие Симеона Нового Богослова Конец 18 в. 4о. 23,5х19. I+52 л. Полуустав одного почерка. На полях имеются сноски руки писца. Нумерация буквенная. Переплет картон с кожаным корешком. Без украшений. Содержание л. 1. (часть I). Житие Симеона Нового Богослова, написанное Никитой Стифатом. «Житие и жителство иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова…». Нач.: «Добродетель есть вещь некая горяча и зело прилична…».   502/500 Сборник аскетический 1784 г. 4о. 236 л. 16,5х11см. Писец послушник Арсений. Полуустав неаккуратный одного почерка. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Нумерация арабская, писца. Имеются следы жучка с незначительными потерями текста. Переплет картон в коже.

http://bogoslov.ru/article/6191995

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Никита Стифат, преподобный (ок. 1005 – гг.) вступил на монашеский путь ещё подростком. Ученик и келейник Симеона Нового Богослова (именно благодаря Никите Стифату нам известны основные труды Симеона и его жизнь). Пресвитер Студийской обтели, под конец — настоятель. Никита Стифат известен как полемист, особенно с латинянами. Развивал мистическое богословие, в линиях своего учителя, т. е. с акцентом на обожении. Никита Стифат участвовал в конфликте между патриархом Константинопольским Михаилом Керуларием и латинским кардиналом Гумбертом в 1054 году, когда написал ряд антилатинских памфлетов, главным образом об опресноках. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/nik...

104 Св. Григорий Нисский, О христианском совершенстве к Олимпию монаху. PG 46, 256. Ср. рус: Что значит имя христианин, с. 21. 105 Св. Василий Великий, Беседа 20 (О смиренномудрии). PG 31, 536. Ср. рус: Творения, т. I с. 241—242. 106 Из службы Великого водоосвящения. 107 Прп. Симеон Новый Богослов, Слова Огласительные, 6. SC 104, p. 44. Ср. рус. перевод: Слово 81. Творения, т. 2, с. 357. 108 Прп. Иоанн Синайский, Лествица, 28, 1. 109 Слово о молитве, 1. PG 34, 853. На русском языке творения прп. Макария Египетского изданы в другом порядке. Ср.: Духовные беседы (Собрание рукописей типа II), 40, 2. Творения, с. 435. 110 Прп. Нил Подвижник, Сто пятьдесят три главы о молитве, 3 Добротолюбие (в рус. пер.), т. 2, с. 207. 111 Св. Григорий Богослов, Слово 27, Против евномиан, 4. PG 36, 46. Рус.: Собрание Творений, т. 1, с. 387. 112 Прп. Иоанн Синайский, Лествица, 27, 61. 113 Прп. Исихий Пресвитер, Слово о трезвении и молитве, 54 Добротолюбие (в рус. пер.), т. 2, с. 170. 114 Авва Исайя, Слово 16, 6 Добротолюбие, т. 1, с. 348. 115 Ср.: прп. Никита Стифат, Житие, 4 Прп. Симеон Новый Богослов, прп. Никита Стифат. Аскетические Произведения, с.100. См. также: прп. Марк Подвижник, 200 глав о духовном законе, 69 Добротолюбие (в рус. пер.), т. 1, с. 526. 116 Св. Григорий Нисский, О христианском совершенстве к Олимпию монаху. PG 46, 284. Ср. рус: Что значит имя христианин, с.51. 117 Св. Василий Великий, Письма к разным лицам, 159 (К Евпатерию и к его дочери). PG 32, 620. Ср. рус: Творения, т. 3, с. 178. 118 Этот отрывок содержится в схолиях (комментариях), которые по видимому принадлежат самому прп. Максиму (С. Л. Епифанович: цит. изд., с. 11). Прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22. TLG 2892 001. Ср. рус: Творения, кн. II с. 240 (Схолия, 10 сноска. К сожалению, в данном издании — «Мар-тис», 1994 — схолии самого святого отца напечатаны в конце книги в разделе «комментарии» вместе с примечаниями издателей и переводчиков). 119 О неукоризненных страстях см. прим. на с. 243.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Никита Стифат известен как полемист, особенно с латинянами. Развивал мистическое богословие, в линиях своего учителя — Симеона Нового Богослова, т. е. с акцентом на обожении. В собрание творений Никиты Стифата вошли: его письма, Исповедание веры», «Три сотницы деятельных, естественных и гностических глав», «Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова», «Трактат о рае». Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/nikita-sti...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Удивительный пример жития святого, написанного святым. Никита Стифат — ученик Симеона Нового Богослова в его последние годы. Именно благодаря Никите Стифату нам известны основные труды Симеона и его жизнь. Никита так начинает житие своего великого учителя: «Добродетель теплоты преисполнена и не только угли желания раздуть, но и самую душу в огонь превратить способна; может она и ум окрылить, отторгнув его от земли, вознести к небесам в духе и сделать всего человека богом. Вот и великий Симеон, о котором нам предстоит рассказать, став теплейшим ревнителем ее, вознесся к сияющей вершине славы ее; потому-то и следует поведать всем, кто нам близок, о его прекрасных качествах — сколь многие из них были для него достоянием от рода его и отечества, и сколь великую праведность стяжал он в поте лица, трудами подвижническими, борьбой и бранями, чтобы обрести добродетель.» Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/jitie-sime...

1528 В последованни в понедельник первыя седмицы этот и следующий тропари меняются местами. 1529 «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху»: 1530 Василий Великий, святитель . Беседа 1. О посте. С. 8. 1531 Там же. С. 8—9. 1532 Василий Великий, святитель . Беседа 1. О посте. С. 15—16. 1533 См.: Василий Великий, святитель . Беседа 2. О посте/ Василий Великий, святитель . Творения. Ч. 4. С. 28. 1534 О милоти — см. предыдущий тропарь. 1535 Новая толковая Библия на 4 Цар. 2:9—10. 1536 Василий Великий, святитель . Беседа 3. На слова: Внемли себе (Втор. 15:9)/ Василий Великий, святитель . Творения. Ч. 4. С. 30—31. 1537 Василий Великий, святитель . Беседа 3. С. 32. 1538 Василий Великий, святитель . Беседа 3. С. 32—33. 1539 Феофилакт Болгарский на Мф. 25:41—46. 1540 Дидахи 11, 12. 1541 Дидахи 12, 1—5. 1542 «Причины греха суть: вино, женщины, богатство, телесное здравие; впрочем — не потому, что это суть грехи по самому естеству, но потому, что природа удобно склоняется этим в греховные страсти. ...Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предела осторожности» ( Исаак Сирин, преподобный . Слово 57. С. 292; ср.: Феодор Едесский . Главы, 61—62/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 612). 1543 См.: Марк Подвижник . О законе, 100/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 51, со ссылкой на 1 Тим. 6:10; Петр Дамаскин , I/Там же. Т. 2. С. 23, 117; Евагрий . Главы о различии, 1/Там же. Т. 1, 506. Лествица , степень 16; 17, 14. 1544 Нил Постник . О молитве, 51/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 735. 1545 Нил Синаит . К Евлогию II, 3. С. 160. 1546 Евагрий . Главы о различии, 21/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 521. 1547 Марк Подвижник. О законе, 100—101, 103—104/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 51; Евагрий . Главы о различии, 1/Там же. С. 506; Петр Дамаскин , I/Там же. Т. 2. С. 23; Никита Стифат . Вторая сотница, 60/Там же, 418. 1548 «Мечтанием лживым присно бесове приводят нас на согрешение. Ибо мечтанием сребролюбия и прибытка, окаяннаго Иуду уготоваша предати Господа и Бога всех» ( Исихий Пресвитер . К Феодулу, 118/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 280).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

2410 По словам И. Златоуста, чтобы коринфяне не подумали, что не заповедует им удаление от мира только как несовершенным, а что совершенные могут делать и это, он объясняет, что это невозможно, хотя бы они и желали; ибо иначе надлежало бы искать другой вселенной. In Ep. I, ad Corinth. Hmil. XVI, c. I. T. LXI, col. 129–130. 2415 Cp. Исаак C. Λ. XXII, σ. 127. По учению Св. Отца, для подвижника, который все свое время употребляет на занятие божественным, мир, как раб, приготовит все, будет подчиняться ему как владыке, не будет противиться словам и воле его. 2424 Авва Исаия. Or. XXL De poenitentia, § III. Т. XL. col. 1459: mundus est cum camis voluptates implemus. Mundus est cum arbitramur diu nos in hoc saeculo permansuros. Mundus est cum majorem corporem quam animae curam gerimus. 2426 Марк П. De lege spirituali §§ CVII–CVIII, col. 917D. Cnfr. Симеон Нов. Бог. Or. XXI, col. 416D: propter haec (vana gloria, invidia et caeter.) non diligere mundum, nec ea quae in mundo sunt, jussi sumus. Non ut creaturas Dei sine ullo discrimine odio persequamur: sed ut malorum occasiones praedicamus. Propter haec itaque mundum, et omnia a Deo avertentia, et ad periculum animae deducentia fugiamus censeo. Cnfr. Or. XX, col. 405BC. 2428 Λογ. XXX, σελ. 193–195. Cnfr. Λογ. LXXIIL, σελ. 428. Никита Стифат. Capit, pract. Cent. 1, 75, col. 885CD. 2429 Cp. E. Феофан. Путь ко спасению, стр. 251: «под миром разумеется все страстное, суетное, греховное, вошедшее в жизнь частную, семейную и общественную и ставшее там обычаем и правилом». Ср. стр. 272. Топков. Посл. Ефес. ( Еф.2:2 ), стр. 119. Толков. Посл. Галат. ( Гал.6:14 ), стр. 415; ibid. I. 4, стр. 37. Е. Антоний. (Храповицкий) т. II, стр. 55. Ср. стр. 118. 2430 Василий B. Ep. II, C. II. T. XXXII, col. 225В. Cp. Ефрем C. De compunctione animi. T. I, p. 31A, 37DE. 2445 Homil. in Epist. ad Colos. T. LXII. col. 364. В слове на Новый год И. Златоуст подробно и детально раскрывает эту мысль, применительно к каждым отдельным случаям и обстоятельствам. In Calendas, c. IV–VL T. XLVIII, col. 959–962.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010