Лампрехт К. II, 367 Ларомигьер Μ. I,133 Лебедев А.С. I, 20 Леверрье У. I, 295 Леви-Брюль I, 41 Левий I,144 Левкипп I,85, 164 Лейбниц Г.В. I, 16, 118, 120, 133, 134, 167, 168; II, 159, 345, 383, 391 Ледж II, 153,154 Леонтьев К.Л. I, 32 Лилиенфельд I, 445 Линицкий П.И. I, 438 Липпе Т. II, 335, 338, 340, 342, 343, 366 Лихуд Софроний I, 11 Лихуды братья I,10 Лодыженский МЛ. I, 34, 40 Локк Дж. I, 21, 35, 108, 111, 119, 133, 134, 200,231,287–290; Лопатин Л. I, 266 Лосев А.Ф. I, 32, 36 Лосский H.O.I,34, 35; II, 392, 394, 400,445 Лотце Г. I, 28, 182–185; II, 344, 357 Лудвиг I,134 Лука ап. II, 20, 227, 228 Лукреций I,16, 97, 98, 413 Лыоис Дж. I, 280, 291, 436 Любовский П.М. I,137, 526 Лютер Μ. II, 438, 440 Магомет II, 85 Макарий Великий I, 41, 159; II, 387,424,431, 436, 438 Макарий (Петрович) I, 17, 523, 524 Максим Исповедник I, 15; II, 426 Максимович-Амбодик Η.M. I, 137, 526 Мальбранш Η. I, 87,108,133,166, 289 Мария Египетская II, 458 Маркион II, 82 Маркс К. I, 33; II, 380 Матфей ап. II, 53,54 Маухарт (Мошар) Μ. I,134 Мах 361 Мейнерс I,134 Мейнонг II, 366, 367 Мейсон (Масон) И. I,12, 13, 27 Меланхтон I,132 Мелхиседек (библ.) I, 144 Мендельсон Μ. I, 21,136 Метерлинк Μ. II, 350 Мефистофель (лит.) II, 378, 408 Миллер I,100 Милль Дж. I, 224, 293, 360, 436 Минотавр (миф.) II, 376 Минуций Феликс I, 447 Мирмон (лит.) I, 56 Михаил архангел II, 177,178 Михайлов И. см. Кандорский И.М. Моисей пророк (библ.) I, 148; II, 27, 41, 42, 51, 59. 69, 74, 75, 263, 264 Моммзен Т. II, 346 Монтень Μ. I,137 Мопассан Г. II, 346 Мор Г. I, 133 Мусман I,136 Мусоний I, 213 Мухин Е.Т. Мэн де Биран Μ. II, 345 Мюллер Μ. I, 32 Мюнстерберг Г. II, 363 Надеждин Ф. I, 25 Наторп Π. II, 363 Невоструев К.И. I,10 Нейман I, 134 Немезий Эмесский I,131, 138 Несмелов В. И. I, 8, 21, 26, 29–32, 34, 37, 528; II, 396, 397, 412, 420,442, 464 Несторий II, 418 Никанор (Бровкович) архиеп. I, 224,408, 422, 469 Никита Стифат I, 41 Никодим (еванг.) II, 238 Нил Синайский I, 447 Нил Сорский I,10,13 Нилов Корнилий I, 15 Ниувентит Б. I, 16

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Неоднократно в своем трактате и письмах преп. Никита обращается к литургическому возгласу «Двери, двери, премудростию вонмем»! Слова «Премудростию» нет в рукописях IX века 64 , и в трактате «О Рае» преп. Никита приводит возглас τας θρας, τας θρας, πρσχωμεν, относя его прежде всего к нашим чувствам и соотнося с заповедью, данной Адаму в раю. В греческом языке Нового Завета глагол προσχω имеет следующие основные значения 65 : а) обращать внимание, уделять внимание; б) внимать, держаться чего-либо, быть преданным чему-либо; пристраститься к вину ( 1Тим. 3:8 ); в) быть внимательным, остерегаться, держаться подальше от чего-либо; г) приступать (к жертвеннику), быть священником ( Евр.7:13 ): «Ибо тот, о котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику» ( ουδεις πρσσχηκεν τω θυσιαστηρω). Слово θρα имеет следующие основные значения 66 : а) дверь, ворота; б) двор; в) доступ; ( 1Кор. 16:9 ): «Ибо для меня отверста великая и широкая дверь» [ θρα μοι ανωγεν – мне была дана возможность] 67 . Именно это слово употребляется при совете запереть двери, когда молишься Небесному Отцу, как учит Христос: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь ( κλεσας την θραν) твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:6 ). Преп. Никита Стифат и относит, главным образом, этот возглас к дверцам наших чувств, чтобы ничто недостойное не проникало внутрь, а не к дверям храма. Для обозначения церковных врат в храме используется слово πλαι, которое имеет значение «ворота», «большие двери», πλη иногда «створ», «половина ворот». Царские врата (Святые), отделяющие алтарную часть, называются γιαι πλαι, Северные и Южные врата соответственно βρειαι и ντιαι πλαι, Красные врата центрального входа собственно в храм называются ωραιαι πλαι, вход в притвор это Великие врата μεγλαι πλαι 68 . Никита Коронидский в ответном письме к преподобному Никите Стифату , попросившему его изложить свое мнение по поводу своих трактатов, пишет: «Достоин же осмеяния говорящий, что возглас диакона: «Двери! Двери!» побуждает стоящих вне жертвенника внимать божественным таинствам. Ибо если таинства, (то) всячески и сокрыты, скрытое же кто, пожалуй, владеющий рассудком, побуждал бы постигнуть того, кто вне этих (таинств)? Ибо таинства ныне подаваемы от иереев и совершаются они в молчании. В других же местах я сам видел, что висящая у божественного алтаря завеса во время (совершения) таинств подплывает и покрывает так, чтобы даже сами иереи не были видны со стороны стоящих вне (алтаря). Это же ввел блаженнейший среди патриархов господин (наш) Евстафий 69 « (письмо 3). Никита Коронидский придерживается традиционного понимания возгласа, как относящегося к привратникам, закрывающим двери храма во время Литургии верных, и возражает против расширительного толкования. Завеса понимается им как покров таинства, недоступного для непосвященных в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

   Однако «без веры, одним телесным деланием» человек не может войти в покой и совершенство бесстрастия (Св. Никита Стифат. Добр Т.5 С.155). Кроме того, преподобный Феогност ясно говорит, что, достигнув деятельной добродетели, человек не может войти в пристанище бесстрастия, если в то же время ум его «не будут обымать духовные созерцания просветительного ведения и познания сущего» (Добр. Т.3. С.389). Это место является очень важным. Ведь и сегодня существуют люди, которые утверждают, что бесстрастия можно достичь деятельной добродетелью. Преподобный Феогност не соглашается с этим. Деятельной добродетели непременно должны сопутствовать и духовное созерцание, покаяние и молитва, главным образом так называемая умная молитва.    Существенную помощь в приобретении бесстрастия может оказать плач по Боге. По словам преподобного Иоанна Синайского, «плач есть укоренившаяся от навыка скорбь души... Плач бывает у многих предтечею блаженного бесстрастия, предукрасив, предочистив душу и потребив вещество» (Леств.7:52—53). Вот почему плач является образом жизни. Он очищает душу и ум, делая его способным принять божественные утешения. Такой плач сочетается с покаянием, подлинное же покаяние есть ненависть к самому себе. Господь говорил о ненависти к своей душе, которая необходима, чтобы последовать за Христом и достичь Царствия Небесного. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин.12:25). «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери... а притом и самой жизни (ψυλν) своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). Святитель Григорий Палама пишет, что «живущие в миру должны принуждать себя делать мирские дела по Божиим заповедям». Это принуждение, «укоренившись со временем в привычку, производит устойчивую наклонность к исполнению заповедей и превращает эту наклонность в постоянное свойство», которое, в свою очередь, «дарит душе прочную ненависть к дурным свойствам и состояниям, а такая ненависть к злу приносит плод бесстрастия» (Свт. Григорий Палама. Триады... С.179). Таким образом, ненависть ко злу и нашему извращенному существу становится источником бесстрастия. Когда же человек приобретет бесстрастие, тогда «грех не будет уже обладать им, пребывающим в свободе и под законом Духа» (Св. Никита Стифат. Добр. Т.5. С.156).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

Исполнение приказанного опередило слова, и тогда блаженный повелел вести виновного через весь монастырь и поставить на виду у собратий-монахов. Это позорное действо Арсений переносил с таким сокрушенным настроением, что реки слез струились у него, и он громко называл себя убийцей. Итак, довольно рассказанного, чтобы показать добродетель обоих и любомудренное делание их благочестия. 50. Но надо еще прибавить к рассказанному то, что едва не ускользнуло от нас. Однажды к блаженному пришли друзья И так как одному из них по причине какого-то телесного недуга требовалось вкусить мяса, – и притом мяса только что оперившихся голубиных птенцов, – то сострадательный и блаженный Симеон приказывает зажарить птиц и предложить нуждающемуся. Когда же недужный ел, сидевший тут же за столом Арсений смотрел на него с негодованием. Так вот, блаженный Симеон заметил его состояние и, желая научить его внимать только себе и не считать возможным оскверниться от принятия чего-либо, – ведь сказано, что для чистых все чисто ( Тит. 1:15 ), ничто из входящего извне не может осквернить душу ( Мк. 7:15 ), – а вместе с тем, желая показать высоту смирения ученика сотрапезникам, чтобы узнали они, что есть истинные чада послушания Богу и добродетели, говорит ему: «Почему, Арсений, ты не внимаешь одному себе и не вкушаешь хлеб свой со смирением, долу потупив очи, но, устремив взор на вкушающего по немощи мясо, страдаешь от помыслов, думаешь, что ты более благочестив, чем этот человек, если ты вкушаешь овощи и земные семена, не так, как орлы поедают голубей и куропаток? Или ты не слышал, как говорит Христос: Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст ( Мф. 15:11 ), как-то: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, зависть, корыстолюбие и прочее ( Мф. 15:19 )? Почему ты, непонятливый, не смотришь и не помышляешь со знанием, но столь неразумно внутри себя осудил вкушающего, конечно уж пожалев об убийстве птиц, и забыл о том, кто сказал: Не вкушающий да не осудит вкушающего 36 ( Рим. 14:3 )? Теперь ешь и сам от них и знай, что ты больше оскверняешься помыслом, чем вкушением этих птиц».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Он намекал, что берет клятву с тебя о порождениях Духа, которых он зачал во чреве своего разума, в страхе Божием, и родил на земле, среди теперешнего рода человеческого, – я говорю о его писаниях, свыше ему внушенных Духом, – чтобы ты списал их и преподал людям верным, к пользе читающих. Об этом он напомнил тебе через апостольское слово: „Это, – говорит, – преподай верным людям, которые будут способны и других научить»; и показал развернутую и исписанную хартию». 140. И вот, будучи таинственно научен истолкованию видения отверзшим наш ум к уразумению Писания и «ветхим деньми» мудрейшим старцем, вспомнил я внезапно о некогда мне присланном письме святого мужа и о богодухновенных его сочинениях. И как он тогда, обращаясь ко мне, точно пророчествовал, так все и произошло в свое время, и верю, что еще и дальше будет происходить! Ибо все его сочинения попали в мои руки после того, как обладал ими и хранил их, словно царское сокровище, некий упрямец в течение тринадцати лет, даже и одна небольшая книга из его сочинений, которую [тот человек] продал, была принесена ко мне и обрела место рядом с другими [книгами]. С тех пор, по его пророчеству и по его священному письмецу став наследником богатства его дарований, которым одарил его Бог, как самовидцев Слова через дар Духа, я везде его проповедую и щедро предлагаю всем, предоставляя его богословствование к благу и пользе души, даже если [этого] по своей немощи не желают те, кто завидует добродетельным. За это я надеюсь от руки Господней получить воздаяние здесь и там, по молитвам этого блаженного и святого [мужа], ибо Сам Христос истинно сказал: Приемлющий праведника во имя праведника получит награду праведного ( Мф. 10:41 ). И еще: Приемлющий святого во имя святого получит награду святого, и приемлющий пророка во имя пророка получит награду пророка. И еще: Кто принимает вас, принимает Меня, а приемлющий Меня приемлет Пославшего Меня ( Мф. 10:40 ). Но об этом достаточно. 141. Так что же? Оставить ли без упоминания и другие чудеса, которые после успения своего творил и творит из года в год богослов и великий отец наш Симеон? Как бы не понести нам праведного наказания от Бога за то, что презрели мы божественные деяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Развивая дихотомический взгляд на человека, преп. Никита Стифат следует за Немесием, Леонтием Византийским и св. Иоанном Дамаскиным . В известном тексте ап. Павла ( 1Фес.5:23 ): «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» – св. Иринеем, св. Иоанном Златоустом и св. Иоанном Дамаскиным дух понимается не как составная часть человеческой природы, отличающей ее от природы иных существ, а как дар Духа Святого, как благодатная харизма 46 . Итак, состав человека – душа и тело. «Человек состоит всецело из двух природ, из души, я говорю, и тела. Одно ведь низкое у него, другое же возвышенное и божественное» (гл.32). Поэтому человеку дает Бог и две заповеди, для души и для тела: «Так как человек является двойным... Бог сотворил для него и двойное поручение. С одной стороны, Он увещевает его получать часть от лучшей и бессмертной пищи и не обращать никакого внимания на нужды тела, как и вочеловечившееся Слово побуждает: «Ищите же прежде царства Божия и правды его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ), запечатлевая как бы первую заповедь Свою. С другой же стороны, Он охраняет его от описанного насаждения чувства, для того чтобы не был умножен в страдании тот, кто, отведав через него (чувство) удовольствий нынешней жизни, отпал через такого рода восприятие от божественного пира и вкушения» (гл.28). В новозаветной заповеди преп. Никита видит повторение заповеди, данной в раю, есть от всякого Древа, т.е. искать прежде Царства Божия. Новозаветный же аналог второй заповеди, не есть от Древа познания, усматривает в словах: «встаньте, пойдем отсюда» ( Ин.14:31 ). В свою очередь душа представляется также двойной, состоящей из разумной и неразумной частей. «Вместе с Платоном св. Иоанн Дамаскин различает в человеке две души: разумную и неразумную, называя их, впрочем, не душами, а силами; но тут же он неразумную душу согласно с Аристотелем разделяет на ее функции – раздражительную и желательную " 47 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

1382 Лавсаик. С. 117. 1383 См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7, 4, 2. Т. 1. С. 337. 1384 Там же. 1385 Василий Великий, преподобный. Беседа 1. О посте. С. 7. 1386 Никита Стифат. Вторая сотница, 94/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 432 (разрядка наша. – иг. Ф.) 1387 См.: 1Кор.13:1—13. 1388 «Человеческое призвание в основе своей заключается в том, чтобы все сотворенное Богом освятить, приобщить к Божественной жизни, превратить в святыню. Каждый из нас это может сделать над самим собой, но только совместным трудом мы можем это произвести со всем миром. Церковь — это удел Божий, это союз людей, которые услышали, что они призваны воссоздать мир таким, чтобы в нем был простор и для человека, выросшего в полную меру своего достоинства, и для Самого Бога, соединившегося с людьми. Мы все, и верующие, и неверующие, вместе должны строить град человеческий, земной град, это град, который человеческими силами можно построить только как город, в котором всем выносимо жить... — и этот град слишком мал для всего роста человеческого. Человек должен строить град, который его превышает. Град человеческий должен стать градом Божиим, то есть таким градом, первым гражданином которого мог бы быть Господь наш Иисус Христос» (Антоний, митрополит Сурожский. Труды. С. 183—184; ср.: С. 408). 1389 Каллист Катафигиот, 75/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 541. 1390 2Цар.16:20—21. 1391 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7, 9, 8. Т. 1. С. 361. 1392 Так характеризует Иуду Искариота богослужебная литература Церкви; см., например: на утрени Великого пятка антифон 3, глас 2. 1393 См. в Великий четверток и в Великий пяток на утренях в тропаре «Егда славнии ученицы» , глас 8. 1394 См. прим. 15 к песни 6. 1395 См.: 3Цар.3:13—14; Иосиф Флавий. Иудейские древности. 8, 2, 1. Т. 1. С. 393. 1396 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 8, 7, 5. Т. 1. С. 422. 1397 «И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее; Амаликитяне и Хананеи живут в долине; завтра обратитесь и идите в пустыню к Чермному морю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

14.2. Веселие духа при чистом уме — другой признак совершенной молитвы    Другим признаком, указывающим на достижение современной молитвы, является веселие духа при чистом от всяких сторонних помыслов уме. Признаком вступления в совершенную молитву, по словам святых Варсануфия и Иоанна, является такое состояние, при котором человек освобождается «от рассеяния помыслов и видит, что ум его, просвещенный о Господе, исполняется веселием». 14.3. Предел молитвы — соединение с Богом чистой и нераздельной любовью    Преподобный Никита Стифат предел молитвы определяет как «неподвижное пребывание ума в Боге».    Приближение молящегося к пределам молитвы, по словам преподобного Нила Синайского, бывает в том случае, когда ум его, «пламенея желанием к Богу, мало-помалу как бы отрешается от плоти и отвращается от всех помышлений, исходящих от чувственных впечатлений, или из памяти, будучи вместе с тем полон благоговения и радования».    Наконец, святой Кассиан Римлянин говорит, что молитва наша тогда «взойдет в свойственное ей совершенство, когда в нас совершается то, о чем молился Господь к Отцу Своему: «Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет» (Ин.17:26); и еще: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Это будет тогда, когда вся наша любовь, все желание, вся ревность, все стремления, вся мысль наша, все, что видим, о чем говорим, чего чаем, будет Бог, — и когда то единение, которое есть у Отца с Сыном, у Сына с Отцом, излиется в наши сердца и умы, — чтоб как Он искреннею чистою и неразрывною любит нас любовию, так и мы соединены были с Ним чистою и неразделимою любовию».    Это высшее состояние духа является уделом человека, достигшего высших ступеней молитвы, достигшего ее пределов, когда она становится всецелым порывом души молящегося к Богу в непрестанном единении с Ним. «Достигший сего, — добавляет святой Кассиан, — вступает в состояние, в коем не может не теплиться в сердце его непрестанная молитва; тогда всякое движение жизни его и всякое устремление сердца его будет единая непрерывная молитва, предвкушение и залог вечноблаженной жизни».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1. Занимаясь другими духовными делами, которыми необходимо было нам заняться, мы до настоящего момента не имели времени, чтобы дать тебе ответы, которые ты искал в составленном мною трактате " О Душе " , а также в трактате " О Рае " . Ныне же удобный случай ответить тебе и излечить сомневающуюся твою душу. 2. Но я хочу, чтобы ты, самый способный к исследованию всего божественного, сначала выкинул приземленное из ума и, таким образом, приготовил слух для принятия слова и услышал Спасителя, творящего нам: Встаньте, пойдем отсюда от более телесных и чувственных к умопостигаемым красотам и зрелищам слова. Поэтому и мудрейший Соломон увещевает, говоря: Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен Ведь Божественное Писание, имея глубины в себе самом от Бога, не для всякого и желающего просто открывает понимание чудес закона Бога, по кому дано, согласно святому изречению, знать тайны Царствия Небесного и божественный Давид молил Его о благодати, так говоря Богу: Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего Однако и ученики Слова не прежде точно познали законы Божий, пока не получили существенно от Слова ум Его, отверзающий к уразумению Писаний Итак, для нас велика потребность во Святом Духе, проницающем глубины Божии: Ибо Дух, - говорит божественный апостол - все проницает, и глубины Божии 3 Потому, добрейший, для нас велика потребность в Нем (Святом Духе), как уже сказано, чтобы уразуметь Писания, ведь без Него нельзя ни понять ничего того, что от Духа, ни излагать его для пользы слушающим, даже если бы говорящий и мог быть весьма усилен другими внешними науками. Ибо все поскользновенное в Божественном Писании только от записи, как и некто из мудрых говорит так подобно тому как шагающие по скользкому пути и спотыкаются, и падают, так те, которые (шагают) по сухому и главному (пути), пользуются безошибочной дорогой. Таким образом, одни, ведущие душу через телесное и то, что от явно сказанного, приучают ее не к чему иному, как падать, ибо эта скользкость непрочна во всем; другие же, через правила добродетели поспешая к Богу, направляются надежным и несокрушимым путем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

23. Так вот, услышьте в тот день, глухие книжники, слова книги – Исаия призывает вас в свидетели; и во тьме и во мраке, глаза слепых 54 иудеев, увидьте великий свет познания. Уразумейте, блуждаюшие духом, смысл; и, ропщущие, научитесь повиновению, чтобы языки ваши, немые о благочестии, научились говорить: «мир» 55 , которым является Христос и Спаситель. Обратитесь ко Господу через веру – и будете оправданы, ибо праведник от веры жив будет 56 . Если вы обратитесь к Его Сыну и Слову, то Он восстановит вас как корень богопочтения в большой кедр, по слову Иезекииля и Иеремии 57 , и ветви ваших сыновей разрастутся 58 в Церкви Христа Бога, и пред лицем Своим поставит вас как царское священство 59 , и вы уже не будете считаться домом ропщущим, и жестокосердными, и непокорными, как через Иезекииля возглашает Господь так говоря: «Сын человеческий, дом Израилев не захощет слушать тебя, ведь они не хотят слушать Меня, так как весь дом Израилев ропщущий есть, непокорные и жестокосердные (...) но возрастет в те дни рог всему дому Израилеву» 60 , «и боящимся имене Его воссияет вам солнце правды, – по слову Малахии, – и выйдете из тени закона, и, как тельцы, освобожившиеся от привязи Ветхого Завета, взыграете» 61 . И, обратив свой взор на Сына Божия, и вы вместе с Исаией провозгласите следующее: «Вот Бог мой Спаситель мой Господь, и буду уповать на Него, и спасусь Им, и не убоюсь, ведь слава моя и похвала моя – Господь и Он был мне Спаситель» 62 . 24. И таким образом почерпните воду Божественного учения из спасительных источников и слов Евангелия Христова, и с великим благодарением вы также воспойте Господа, и Его имя будет у вас на устах, и возвестите сыновьям вашим и всей земле о Его славных делах и знамениях и чудесах. И тогда-то, когда вы соединитесь с единой Церковью Христовой, и мы будем одним народом Божиим, и остаток спасется Израиля, по гласу Павла 63 , вашего единоплеменника и раба Христа Бога. Итак, если мы убеждаем вас этими словами, о иудеи и книжники, источник премудрости, который вы оставили 64 , откроется вам; и вы, утоляя жажду его струями, будете жить и пойдете путем заповедей Божиих, согласно изречению пророка, и поживете в мире во время вечное, и, пожив, узнаете, где есть разум, где есть крепость, где есть мудрость, где есть долголетие и жизнь, где есть свет глазам и мир 65 – всем этим является Христос и это есть и находится в Нем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь. Источники и переводы

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010