Искушения 269 . «Когда хочешь положить начало доброму деланию, приготовься сперва к искушениям, которые тебя постигнут, и не сомневайся в истине [того, что делаешь ради Бога]» (прп. Исаак Сирин . Слова, 57). 270 . «Никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хотя бы малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу. Тогда, сравнив свою немощь с Божьей помощью, [человек] познает ее величие. Но кто познал, что имеет нужду в Божией помощи, тот совершает много молитв. И в какой мере умножает их, в такой смиряется [его] сердце» (прп. Исаак Сирин . Слова, 61). 271 . «Нет человека, который бы не скорбел во время обучения; и нет человека, которому бы не казалось горьким время, когда испивает он яд искушений. Без них невозможно приобрести сильной воли… Многократно испытывая Божию помощь в искушениях, человек приобретает и твердую веру» (прп. Исаак Сирин . Слова, 37). 272 . «Без искушений… невозможно научиться премудрости Духа, нет возможности, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей. Прежде искушений человек молится Богу, как чужой. Когда же входит в искушения по любви к Богу, и не поддаётся им, тогда ставится перед Богом как искренний друг; потому что, во исполнение воли Божией, вел брань с врагом Божиим, и победил его (прп. Исаак Сирин . Слова, 5). 273 . «Побеждай искушение терпением и молитвою. Если же без них будешь сопротивляться ему, то оно ещё сильнее станет нападать» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.106). 274 . «Если придет на тебя неожиданное искушение, не вини того, через кого оно пришло, а ищи, для чего оно пришло; и найдешь исправление [душе своей]» (прп. Максим Исповедник . Главы о любви, 2.42). 275 . «Искушения наводятся на одних для очищения прежних грехов, на других – для прекращения ныне совершаемых, а на третьих, – для предотвращения будущих, кроме тех искушений, которые бывают для испытания [веры и добродетели] человека, как было с Иовом» (прп. Максим Исповедник . Главы о любви, 2.45). 276 . «Искушения посылаются, чтобы выявились скрытые страсти и можно было с ними бороться и чтобы таким образом излечилась душа. И они тоже являются знаком милости Божией, посему предай себя с доверием в руки Божии и проси помощи Его, чтобы Он тебя укрепил в борьбе твоей. Бог знает, сколько каждый из нас может выдержать и попускает искушения по мере наших сил. Помните, что после искушения следует духовная радость, и что Господь наблюдает за теми, кто претерпевает искушения и страдания ради Его любви» (свт. Нектарий Эгинский . Путь к счастью, 4). Скорби

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Излишние разглагольствия и большая охота спорить о ненужных вопросах производят ссоры и поражают ум слушателей (свт. Кирилл Александрийский , 65, 74–75). Источник. Не покушайся разрешить дело темное и запутанное посредством любопрения, но тем, чем повелевает и духовный закон – терпением, молитвою и непоколебимою надеждою (прп. Марк Подвижник , 89, 541). Источник. Когда хочешь разрешить какое недоуменное (запутанное) дело, то ищи относительно его того, что Богу приятно, и, конечно, найдешь ему полезное разрешение (прп. Марк Подвижник , 89, 557). Не имей спора с противящимися истине, которые не подчиняются тебе добровольно, чтобы не возбудить в них ненависти к себе по Писанию (прп. Марк Подвижник , 69, 48). Источник. Пусть дело не исполнится так, как вы хотите, но будет так, как случится и как требует того нужда, нежели, чтобы от усилия вашего или самооправдания, хотя бы они и были благовидны, вы смущали или оскорбляли друг друга и через то теряли многое ради малого. Случается же часто, что иной теряет и то и другое и совершенно ничего не исполняет, ибо таково свойство любящих спорить (прп. авва Дорофей , 29, 69). Рассказывали об авве Иоанне, что он, придя в церковь и услышав там, что некоторые из братии спорили между собой, возвратился к своей келье, обошел ее три раза и только после этого вошел в нее. Видели это кое-кто из братии и спросили его, почему он так поступил. Он отвечал: «Мой слух был напечатлен словами спора, я прохаживался, чтобы очиститься и уже в безмолвии сердца войти в келью» (106, 294). Рассказывали об одном старце в Келлиях, что он был великий подвижник. Когда он занимался своим деланием, случилось другому, также святому мужу, прийти к его келье и услышать, как старец препирается со своими помыслами: «Доколе я буду из-за одного этого слова забывать все, что знаю?» Стоявший за дверью сначала думал, что старец спорит с каким-либо посетителем. Он постучался в дверь с намерением примирить несогласных между собой. Войдя в келью, видя, что в ней никого нет, и будучи коротко знаком со старцем, он спросил его: «С кем ты споришь, авва?» Он отвечал: «Со своими помышлениями. Четырнадцать книг я выучил наизусть и вот услышал ничтожное слово вне кельи. Когда же, возвратясь в келью, я захотел упражняться в деле Божием, все выученное наизусть как бы перезабыл, и только одно то слово, которое слышал вне кельи, приходит мне на память в час моего служения. По этой причине я препирался со своими помышлениями» (106, 502). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

393 Приношение современному монашеству. С. 120 394 Аскетическая проповедь. С. 47—48 395 Там же. 396 Лествица. С. 82—83 397 Слово о смерти. С. 174 398 Слово о смерти. С. 174—180 399 Наставления//Добротолюбие. Т. 2. С. 19 400 Слова//Добротолюбие. Т. 1. С. 281, 348; Отечник. С. 168 401 Нравственно-подвижнические слова. Издание Оптинской пустыни. С. 190 402 О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 160, 163, 192, 199 403 Об осьми духах зла//Добротолюбие. Т. 2. С. 246, 271 404 Сказание//Добротолюбие. Т. 3. С. 371 405 Сорок глав о трезвении//Добротолюбие. Т. 3. С. 401, 412 406 Лествица. С. 29, 82—83 407 Слова подвижнические. С. 368, 413 408 Цветы прекрасные. С. 4 409 Там же. 410 Приношение современному монашеству. С. 121 411 Аскетические опыты. Т. I. С. 383 412 Лествица. С. 129, 89 413 Отечник. С. 97 414 Деятельные главы//Добротолюбие. Т. 3. С. 331—332 415 Лествица. С. 88 416 Слово о смерти. С. 181 417 Устав скитской жизни. С. 53—54 418 Слово о смерти. С. 179—180 419 Приношение современному монашеству. С. 121 420 Лествица. С. 241, также с. 82—83, 129 421 Аскетические опыты. Т. I. С. 385 422 Слово о смерти. С. 180 423 Слово о смерти. С. 181 424 Там же. 425 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 453 426 Приношение современному монашеству. С. 118 427 Там же. 428 Там же. С. 119; Лествица. С. 221. Также Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы//Добторолюбие. Т. 3. С. 269 429 Там же. 430 Приношение современному монашеству. С. 118 431 Слово о человеке. С. 43 432 Слово о человеке. С. 7. Аскетическая проповедь. С. 289—290. Аскетические опыты. Т. I. С. 404—405 433 Игнатий Брянчанинов, свт. Христианский пастырь и христианин — художник.//Богословские труды. 32. М.: Изд. МП, 1996. С. 278. 434 Смотри: Антоний Великий, прп. Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 72, 73, 86, 92; Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. Издание Оптинской пустыни. С. 187; Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы//Добротолюбие. Т. 3. С. 271; Фалассий, авва. Сотни о любви//Добротолюбие. Т. 3. С. 298; Феодор, прп. Слово умозрительное " » Добротолюбие. Т. 3. С. 351, 355, 356; Феогност, прп. О деятельной и созерцательной жизни.//Добротолюбие. Т. 3. С. 386; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 214; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 14, 17, 32—33, 99—102, 282, 300—301, 396—397

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Слова подвижнические. С. 389—391 540 Цветы прекрасные. С. 59—62 541 Духовные беседы. С. 275 542 Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 56, 57 543 Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 582 544 Приношение современному монашеству. С. 334—335 545 Аскетические опыты. Т. I. С. 159, 290—291, 304. Приношение современному монашеству. С. 337. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 198—199, 466—467, 523—524, 535—537, 823 546 Аскетические опыты. Т. II. С. 231—232. Приношение современному монашеству. С. 355—356 547 Лествица. С. 242 548 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 284 549 Слова подвижнические. С. 313—314 550 Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 535 551 Исаия, авва. О хранении ума.//Добротолюбие. Т. 1. С. 456; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 164, 184, 197; Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла.//Добротолюбие. Т. 2. С. 253; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 12, 40; Филофей Синайский, прп. Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 413; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 208 552 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 168 553 Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 587; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 54; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 115—116 554 Приношение современному монашеству. С. 149—150, 19, 338, 459—460. Аскетические опыты. Т. I. С. 102 555 Аскетические опыты. Т. I. С. 340 556 Антоний Великий, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 23; Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 282, 298; Отечник. с. 162; Марк Подвижник, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 491; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 35, 50, 53, 161 557 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 282, 242, 520 558 Устав отшельнической жизни.//Добротолюбие. Т. 1. С. 100 559 Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 292, 314 560 Аскетические опыты. Т. II. С. 250—251 561 Аскетические опыты. Т. II. С. 157 562 Лествица. С. 149 563 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 178

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

И врача, как он ни искусен, и врачебных пособий, как они ни многочисленны и ни многоценны, и болезни, как они ни удобоизлечимы, больше имеет силы произволение больного, если уверит себя, что он болен, и постарается пользоваться врачеванием. Ибо если стечется все сказанное, и не будет оставлено ничего из приводящего к здравию, ничего не возымеет своей силы, как скоро произволение больного противодействует и противоборствует всему этому (прп. Исидор Пелусиот , 62, 393). ...Надлежит вооружить язык не столько на обвинение , сколько на плачевные и молитвенные о нем возглашения. Ибо обвиняемый, как вероятно, более возбуждается к пороку, а оплакиваемый, может быть, и одумается (прп. Исидор Пелусиот , 62, 410). ...Не думай одним средством врачевать всех; но, предлагая приемы, соответствующие болезням и силам страждущих, надейся одержать над ними верх (прп. Исидор Пелусиот , 62, 446). От Господа повелено нам врачевать, а не раздражать поползновенных... (прп. Нил Синайский , 72, 13). Источник. Когда вразумляешь падшего, то слова свои срастворяй состраданием, тогда и слух его смягчится, и просветится сердце (прп. Нил Синайский , 72, 241). Источник. Ревнуй о досточестной жизни, чтобы иметь тебе дерзновение исправлять согрешающих (прп. Нил Синайский , 72, 244). Источник. Кто с первого слова не послушает тебя, не принуждай того прением; но лучше на свою привлеки сторону ту прибыль, которую тот отверг. Ибо незлобие выгоднее для тебя, нежели исправность того (прп. Марк Подвижник , 89, 559–560). Если нужно сделать выговор , то обращай внимание на лицо и выбирай удобное время. Не взыскивай строго за малые проступки, как будто сам ты совершенно праведен, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычки к обличениям приводит в бесчувствие и небрежение. Но приказывай властительски, но со смирением, как бы сове туя брату, ибо такое слово бывает удобоприемлемо и сильнее убеждает и успокаивает ближнего. Во время же смущения, когда брат тебе сопротивляется, удержи язык твой, чтобы отнюдь ничего не сказать с гневом, и не позволяй сердцу твоему возвыситься над ним, но вспомни, что он брат твой и член о Христе, и образ Божий, искушаемый от общего врага нашего. Сжалься над ним, чтобы дьявол , уязвив его раздражительностью, не пленил его и не умертвил злопамятностью, и чтобы от нашего невнимания не по гибла душа, за которую Христос умер. Вспомни, что и ты побеждаешься страстью гнева и, судя по своей собственной немощи, имей сострадание к брату твоему, благодари что нашел случай простить другого, чтобы и тебе получить от Бога прощение в больших и более многочисленных (согрешениях), ибо сказано: отпущайте, и отпустят вам ( Лк. 6, 37 ) (прп. авва Дорофей , 29, 181).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Молитва 126 . «Не оставляй молитвы, ибо как тело, лишаемое пищи, ослабевает, так и душа, лишаемая молитвенной пищи, приближается к расслаблению и мысленной смерти» (св. Геннадий Константинопольский . Златая цепь, 44). 127–128 . «Постоянно молись во всяком деле, чтобы ничего не делать без помощи Божией… Кто без молитвы делает что-нибудь, или о чем-либо заботится, тот не получает успеха в окончании своего дела. Об этом Господь сказал: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 )» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.94,166). 129 . «Что мы без молитвы говорим или делаем, то бывает впоследствии или погрешительно, или вредно, и обличает нас чрез дела неведомым для нас образом» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.108). 130 . «Кто не считает себя грешником, того молитва не принимается Господом» (прп. Исаак Сирин . Слова, 55). 131 . «Бог слушает и исполняет молитву человека, когда человек исполняет Его заповеди. “Слушай Бога в заповедях Его, – говорит святой Иоанн Златоуст , – чтобы Он услышал тебя в молитвах твоих”. Человек, соблюдающий заповеди Божии, всегда мудр, терпелив, и искренен в своих молитвах. Таинство молитвы состоит в соблюдении заповедей Божиих» (прп. Иустин Попович . Толкование на 1Ин. 3, 22 ). 132 . «Желание свое предай [в молитве] Богу, Который знает все, даже прежде нашего рождения. И не проси, чтобы все было по твоей воле, потому что человек не знает, что ему полезно, но говори Богу: «Да будет воля Твоя!» Ибо Он все творит нам на пользу» (св. Геннадий Константинопольский . Златая цепь, 47). 133 . «Все, просящие чего-нибудь у Бога, и не получающие, без сомнения не получают по какой-либо из сих причин: или потому что прежде времени просят; или потому что, просят не по достоинству, и по тщеславию; или потому что, получив просимое, возгордились бы, или впали бы в нерадение» (прп. Иоанн Лествичник . Лествица, 26.60). 134 . «Кто без руководителя хочет заниматься молитвой, и в гордости подумает, что он может по книгам научиться, и не будет ходить к старцу, тот уже наполовину в прелести. Смиренному же поможет Господь, и если нет опытного наставника, и он будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь» (прп. Силуан Афонский . Писания, II.1).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Горе хульнику, потому что у него связан язык, и не в состоянии он сколько-нибудь оправдаться перед Судией (прп. Нил Синайский , 72, 254). Источник. Горе богохульнику, ибо свяжется у него язык перед лицем Судии – и он ничего не будет в состоянии сказать в оправдание свое (прп. Нил Синайский , 90, 302). Не возносись познаниями из Писания (заимствованными), чтобы не впасть умом в дух хулы (прп. Марк Подвижник , 89, 200). Источник. Самомнение и кичение – суть причины хулы (прп. Марк Подвижник , 89, 546). Источник. ...Никто да не хулит Бога, будто бы Он в естество наше вложил страсти и грех. Бог в каждое из естеств вложил то, что служит к его возрастанию. Но когда одно естество входит в согласие с другим, тогда оно обретается не в том, что ему свое, но в противоположном тому. А если бы страсти были в душе естественно, то почему душа терпела бы от них вред? Собственно принадлежащее естеству не вредит ему (прп. Исаак Сирин , 58, 29). Источник. Если приял ты благодать Божию и сподобился насладиться зрением судеб Божиих и видимых тварей, что составляет первую степень ведения, то приуготовь себя и вооружись против духа хулы. Но не стой в стране этой без оружия, чтобы не умереть тебе вскоре от подстерегающих и обольщающих тебя. Оружием же твоим да будут слезы и непрестанный пост. Остерегайся читать учения еретические, потому что сие всего чаще вооружает на тебя духа хулы. А когда наполнишь чрево, не имей бесстыдства входить в исследование каких-либо предметов и понятий Божественных, чтобы тебе не раскаиваться. Разумей же, что говорю тебе: в наполненном чреве – ведения тайн Божиих нет. Часто, и не зная сытости, читай в книгах учителей о Промысле Божием, потому что они руководствуют ум к усмотрению порядка в тварях и делах Божиих, укрепляют его собою, своею тонкостию приуготовляют его к приобретению светозарных мыслей, и делают, что в чистоте идет он к уразумению тварей Божиих. Читай Евангелие, завещанное Богом к познанию целой вселенной, чтобы приобрести себе напутие от силы Промысла Его о всяком роде, и чтобы ум твой погрузился в чудеса Божии. Такое чтение помогает твоему намерению. Чтение же твое да будет в невозмущаемой ничем тишине: и будь свободен от многопопечительности о теле и от житейского мятежа, чтобы вкусить тебе в душе своей сладчайший вкус сладостным уразумением, превосходящий всякое чувство, и чтобы душа твоя ощутила это через пребывание свое в том. Слова людей благоискусных да не будут для тебя как слова лицемеров и торгующих словом Божиим, чтобы не остаться тебе во тьме до конца жизни своей, не лишиться пользы от сих слов, и во время брани не прийти в смятение, как смущенному, и не впасть в яму, под видом добра (прп. Исаак Сирин , 58, 282–283). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

177 . «Если хочешь, чтобы Господь покрыл грехи твои, то не выказывай людям добродетель, какую имеешь. Ибо как мы поступаем в отношении наших добродетелей, так Бог делает с нашими грехами» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.135). 178 . «Кто имеет какое-либо духовное дарование, и сострадает не имеющим его, тот состраданием сохраняет свой дар. А гордящийся своим даром через самомнение теряет его» (прп. Марк Подвижник . Слова, 1.8). Даже малое доброе дело ценно 179 . «Если кому когда милость какую-нибудь окажете – за то помилованы будете. Если окажете сострадание страждующим (а ведь это, кажется, невеликое дело) – к мученикам причисляетесь. Если простишь обижающего, то за это не только все грехи твои простятся, но чадом Отца Небесного будешь. Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, – спасешься. Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, – и за это оправдан будешь. Если опечалишься о грехах, или прослезишься, или воздохнешь, то вздох твой не утаится от Него, и, как говорит св. Иоанн Златоуст : «Если посетуешь только о грехах, то примет Он это для твоего спасения»» (прп. Моисей Оптинский). Любовь 180 . «Бог дал людям слово «любовь», чтобы они называли этим словом свое отношение к Нему. Когда люди, злоупотребив этим словом, называют им свое отношение к земному, оно теряет свой смысл» (св. Николай Сербский . Мысли о добре и зле). 181 . «Не пренебрегай заповедью о любви; ибо через нее ты станешь сыном Божиим, а нарушая ее, окажешься сыном геенны» (прп. Максим Исповедник . Главы о любви, 4.20). 182 . «Любовь к Богу должна стоять для нас выше любой любви к какому-либо человеку» (прп. Никодим Святогорец ). 183 . «Не говори, что одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти тебя, ибо это невозможно, если не обретешь и любви к Нему, свидетельствуемой делами. Что же касается до голой веры: то «и бесы веруют и трепещут» ( Иак. 2:19 ). Дело любви составляют: усердное благодеяние ближнему, великодушие, терпение и благоразумное пользование вещами» (прп. Максим Исповедник . Главы о любви, 1.39–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Т. 1. С. 317. 270 См.: Слова подвижнические. Слово 89. С. 421–422; ср.: Тихон Задонский , свт. Об истинном христианстве. Кн. 1.4. I. Ст. 3. Гл. 2. § 46, 47//Творения. Т. 2. М., 1889. С. 124–125; У. Джеймс. Психология. СПб, 1905. Гл. 10. С. 108–123. 271 Си.». Душеполезные поучения. Поучения. 8, 11. С. 101–102, 126–128; см.: Основы. Т. 1. С. 326; ср.: Нил Синайский , прп. О том, что пребывающие на безмолвии в пустынях преимуществуют пред живущими в городах, хотя многие из неопытных противного сему мнения. Гл. 7//Творения. М., 1858. Ч. 2. С. 206. 272 «Примеры: ...в житии прп. Симеона Столпника, прп. Таисии, в одну ночь покаявшейся, и другие». – Еп.В. 273 Слова подвижнические. Слово 38. С. 162; см.: Основы. Т. 1. С. 335–336; ср.: Лествица. Слово 26, 242. С. 214; Достопамятные сказания. Об авве Сисое. 19. С. 253. 275 Основы. Т. 1. С. 336, 338; ср.: Лествица. Слова 15, 41; 26, 3, 75; 27, 72. С. 127, 180, 193, 232; Собеседования египетских подвижников. Собеседование 3. Гл. 14. С. 251–252. 276 Основы. Т. 2. С. 258; ср.: С. А. Нилус. Дух Божий, явно почивший на о. Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым. М., 1903. Гл. 3. С. 9–15. 277 Бывают «столкновения бесов чревоугодия и тщеславия, гнева и чревообъядения,... тщеславия и гнева» (См.: Основы. Т. 2. С. 103–104,222–223). 281 Основы. Т. 1. С. 341; ср.: Марк Подвижник , прп. Нравственно-подвижнические слова. М., 1858. Слово 2. С. 70–71; Филофей Синайский, прп. 40 глав о трезвении. Гл. 13//Добротолюбие. СТСЛ, 1993. Т. 3. С. 405–406. 283 Слова прп. Симеона. Слово 71. Вып. 2. С. 218; см.: Основы. Т. 1. С. 342; ср.: Лествица. Слово 4, 115. С. 67. 292 См.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 309–330. 293 Я. В. Литвинова. Гордость//ПЭ. Т. 12. С. 108; М. С. Иванов, проф. Грех//ПЭ. Т. 12. С. 338–339. 294 См.: Герменевтика «восьмеричной» схемы URL: htpp://www.liveintemet.ru/users/isolophey/postl Ю069326.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Слова подвижнические 22. 2345 Апофтегмы. Алфавитное собрание. Пимен 122. Повторяется в: Варсонофий Великий, прп. Ответ 122 (213). 2366 См., например: Варсонофий Великий, прп. Ответы 394 (391). В молитве, произносимой непосредственно перед причащением, мы просим у Бога прощения за грехи, совершенные «ведением или неведением». 2392 См.: Дорофей Газский, прп. Душеполезные поучения 1, 10; Апофтегмы. Алфавитное собрание. Пимен 121; 138; Марк Подвижник , прп. К тем, которые думают оправдаться делами 197; Ефрем Сирин, прп. Подвижническое слово (ed. J. S. Assemani. Rome, 1732. Т. 1. Р. 44); Симеон Новый Богослов , прп. Огласительные слова 4, 404; 409; 670 и далее. 2479 Евагрий Понтийский . Практик 65. Второй вариант перевода слова ρρωται в своем комментарии к «Слову о молитве» предложил И. Осэр (Haussher I. Les leçons d‘un contemplatif, le Traité de loraison d’Évagre le Pontique. Paris, 1960. P. 96). 2494 Это выражение часто используется святыми отцами и постоянно встречается в «Добротолюбии» для обозначения молитвы, главным образом молитвы Иисусовой. 2499 Метании (от греч. μετνοια, дословно «изменение ума», «покаяние» – Примеч. ред.) – это поклоны, сопровождающие молитвы, которые произносятся вслух или про себя. Различают малые метании (поясные поклоны), заключающиеся в наклоне головы и корпуса, и великие метании (земные поклоны), состоящие в наклоне всего тела, когда руки и лоб касаются земли. 2532 Это определение дает авва Евагрий (Слово о молитве 3). Он использует термин μιλα, который можно перевести и как «товарищество», «тесное и привычное знакомство», «близкие отношения» и «близкая беседа». Подобное определение дано у свт. Иоанна Златоуста (Беседы на книгу Бытия 30:5). См. также: Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические 35. 2559 Ср. у блж. Августина : «Говорят, что в Египте монахи молятся часто, но очень кратко» (Письма 130//PL 33, 501D). Этот вопрос был подробно исследован в работе: Hausherr I. Noms du Christ et voies d " oraison. Rome, 1960. P. 123 и далее. 2560 Часто это равноценно тому, что называется κρυπτ μελτη (тайное созерцание).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010