Однако эта наступавшая дряхлость арианства не обозначала того, что Церковь могла скоро надеяться на полный мир и спокойствие от внутренних своих врагов. На смену арианства в эпоху Валента появлялись новые еретические движения, которые, по своей крепости и влиянию, не менее сильно волновали представителей Церкви. Отсюда успешная борьба Диодора с арианством, доставлявшая ему столько страданий и болезней, не исчерпывала всей жизни и деятельности его в рассматриваемую эпоху. Диодор, как ревностный подвижник веры не мог молчать и против новых врагов Церкви валентова времени. Умелое и тактичное уяснение отношений св. Василия и Евстафия, одного из виднейших руководителей духоборчества в 60–70 гг. IV столетия 546 , предполагает богатый опыт борьбы Диодора с духоборческими движениями, каковые – мы имеем свидетельства 547  – в Антиохии были. Свидетельствуемая историей связь общины Павлина с ересью Маркелла 548 , популярность в Антиохии вообще евионистических тенденций 549 неизбежно тоже вызывали Диодора на соответствующую борьбу с ними 550 . Но сильным врагом ортодоксии в это время выступал Аполлинарий Лаодикийский с новым своим учением о Лице Иисуса Христа. Диодор заметил это и вступил с Аполлинарием в горячую полемику 551 . В общем понимании богословских воззрений Диодора этот враг имеет значение не меньшее, чем арианство. Если борьба с представителями последнего дала Диодору возможность ясно и точно формулировать своё тринитарное учение, то борьба с Лаодикийским епископом, начавшись с возражений по поводу представлений последним учения о св. Троице 552 , дала Диодору повод к раскрытию и формулировке своих христологических воззрений. Этим она приобретает особенное значение в биографии Диодора. Новое учение Аполлинария появилось не сразу. По свидетельству св. Епифания Кипрского , оно, в виде тёмных неясных суждений будущей монофизитской христологии, зародилось ещё в 60 гг. IV столетия в Антиохии же, в специальной экзегетической школе Аполлинария 553 . На первых же порах своего бытия оно задело и саму общину Мелетия – сподвижников Диодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

в Русских святых под 3-м Июля. А о службах совсем так сказать экстравагантных, в которых святители, мирно скончавшиеся, воспеваются как мученики, и в которых Русским пустынным подвижникам усвояются такие церковно-общественные деяния, которые им и во сне не снились, благодаря тому, что службы эти представляют собою перенесенные на Русских святых первые попавшиеся или по какому-то нелепому капризу взятые службы Греческим святым, см. в Описании рукописей Троицкой лаврской библиотеки 541 и у Ключевского в Житиях стр. 433. В одной из рукописей гр. Уваровой, бывших Царского, читаются весьма нескладные тропарь и кондак самому преп. Сергию Радонежскому, – 396, уархим. 1819, л. 289 и об. Что касается до житий святых, то не говоря о весьма невысоком литературном достоинстве большей их части, не говоря о том, что иные из них забавно и незабавно списываются 549 , в самом содержании некоторых из них встречается нечто такое, что заставило митр. Филарета сказать, что «есть сказания о житиях святых, происшедшие из неправых уст», см. в IV томе Собрания его мнений и отзывов 447, стр. 139, и что заставляет архиепископа Филарета сказать, что «повторять все повести (читаемые в житиях; без разбора, без поверки, – грешно перед совестью и стыдно перед просвещенным умом», – предисл. к Русским святым 550 : одним словом, есть нечто такое, по отношению к чему предписание Регламента: «смотреть историй святых, ее суть ли некие, ложно вымышленные, сказующие чего не было или христианскому православному учению противные или бездельные и смеху достойные повести, и таковые повести обличить и запрещению предать с объявлением лжи в оных обретаемой» должно быть признано за предписание, имеющее значительную приложимость). 5 . Святые разделяются на два класса, – на общих и местных. Первые суть те святые, которым празднуется во всей Русской церкви; вторые суть те святые, которым празднуется или только в одной какой-либо губернии (после прежнего празднования в одной какой-либо области) или даже в одном каком-нибудь монастыре, одной какой-нибудь церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

531 Женщин старец принимал в коридоре потому, что Глинский устав не дозволяет женскому полу входить в помещения иноков. 532 Все сказанное Л.М. о келлии старца относилось к этому посещению. 533 Л.М. П-ов это говорил в Глинской пустыни в 1896 году. 534 Прозорливый старец знал ее несчастное будущее, потому и не благословлял. 535 Упоминаемый на стр. 14 и 30 настоящего жития. (В данном издании на стр. 247 и 255. — Примеч. издат. ). (У нас см. житие иеросхимонаха Макария, rл.IV и IX — Примеч. ред. Азбуки веры ). 536 Падений или смертных плотских грехов. 537 К постоянству богоугождения. 538 В этих кратких словах богомудрого подвижника заключена вся сущность и программа жизни христианина, и тем более инока. 539 Сир.7:39. 540 Св. авва Дорофей, объясняя слова «Спасение есть во мнозе совете» (Притч.11:14), пишет: «Не говорить (писание): в совете многих, чтобы с каждым советоваться но что должно советоваться обо всем с одним» (старцем). 5-е поучение ав. Дорофея. 541 Жизнеописание о. Феодота продавалось в книжной лавке Глинской пустыни. 542 Жизнь и подвиги старца Феодота. Курск, 1891. С.23, 24. 543 Этим старец не отвергал принятого обычая возжигать лампады пред святыми иконами, но желал, чтобы с наружным благочестием было соединено душевное и телесное усердие наше. 544 Хранится в келлиях настоятеля. 545 У Феофана «О молитве и трезвении». М., 1889. С. 56. 546 Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Есть мужественные души, которые от сильной любви к Богу и смирения сердца покушаются на делания превосходящие меру их» (слова 26, отд. 121. Изд. Оптиной пустыни). 547 Житие преподобного Спиридона Печер. Окт. 31-го дня. 548 В Глинской пустыни есть еще другая мельница, находящаяся близ монастыря, в отличие от сей последней описуемая мельница называется дальней. 549 Впоследствии иеромонах Иларион; перемещен в Тульский Щеглов монастырь; он был братским духовником. 550 Начало плодоносия — цвет; а начало трезвения ума — воздержание в пище и питии, отвержение и отсечение всяких помыслов и сердечное безмолвие; (Исихий Преев. Иерусалим, о молит, и трезв. Еп. Феоф. осд. 165).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Казань, 1881. К-1883 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу, написанные слышавшим, по убеждению следующего изречения в Слове Божием: «Тайну цареву добро есть хранити, дела же Божия открывати славно» ( Tobum. XII, 7 )/Издание второе, игумена Паисия, настоятеля Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря. Казань, 1881. К-1884 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Изд. третие, исправленное и дополненное, Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря. Казань, 1884. П-1930 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Под редакцией и с предисловием Б. П. Вышеславцева . P.: YMCA PRESS, 1930. П-1933 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Под редакцией и с предисловием Б. П. Вышеславцева . Второе издание. P.: YMCA PRESS, 1933. I.3. Сокращенная редакция М-1882 – Замечательный рассказ о благодатных действиях молитвы Иисусовой. М., 1882. II. Пятый – седьмой рассказы II.1. Рукопись Опт-б/н – Ранее: Архив Введенской Оптиной пустыни. Б/н. 2°, нач. XX в., скоропись. 117 л. (опубликовано: Рассказ. 1992б). II.2. Печатные издания С-1911а – Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой//Троицкое слово. 1911. 74. С. 375–379; 75. С. 399–393; 79. С. 451–456; 80. С. 468–472; 81. С. 486–490; 82. С. 501–506; 83. С. 517–521; 84. С. 533–537; 85. С. 549–552; 86. С. 565–569; 87. С. 580–583; 88. С. 596–599; 90. С. 628–634; 91. С. 546–540; 92. 659–665. С-1911б – Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Сергиев Посад, 1911. В-1933 – Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой/Под редакцией игумена Серафима. Русская церковная типография во Владимировой на Словенску, 1933. III. Первый – седьмой рассказы III.1. Рукопись Муз–10952 – см. Приложение II. I.7. III.2. Печатные издания П–1948 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Третье издание. P.: YMCA PRESS, 1948. П–1973 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Четвертое издание. P.: YMCA PRESS, П–1989 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Пятое, дополненное издание. Предисловие архим. Киприана Керна . Послесловие иеромон. Василия Гролимунда. P.: YMCA PRESS, 1989. Приложение II. Краткое описание рукописей, содержащих тексты, составленные или переписанные иеромонахом Арсением (Троепольским) I. Тома из «Подвижнического сборника в XV частях» (автографы) 1. Муз-10947 – ОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). 10947. Автограф. 4°, 351 л., 21,0 х 11,5 см, переплет картонный в черной клеенке. Л. III. Подвижнический сборник, содержащий выписки из Святых Отцев, в XV частях. Часть третия (Продолжение плодов молитвы). Л. 1. Откровенное послание пустынного отшельника, к своему старцу и наставнику во внутренней молитве (3–17 октября 1859, 1866, 1868, 1870 гг.). Л. 310. Три чтения в 1869-м году. Л. 314. Ответ наставника на откровенное послание ученика его. Л. 343. Перечень. Л. 345. Оглавление.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Как ни велико значение подвижничества аскетического, не должно, однако считать это подвижничество выше евангельского служения братьям по вере, выше подвигов любви. Даже юродивые заботились о том, чтобы их подвиги юродства были полезны не им только, но и ближним. Бывали примеры, что Промысл Божий отклонял от подвижничества и отшельнической жизни людей, способных при мирской жизни принести пользу людям. Так, когда св. Николай, впоследствии епископ Мирликийский, думал уединиться в тихой обители, то во время ночной молитвы услышал голос: «Николай! если хочешь получить от меня венец, прими на себя подвиг служить обществу». Пока угодник размышлял о значении этих слов, услышал снова голос: «это (уединение в монастыре) не та нива, на которой ты должен принести Мне плод; а ступай к людям, да прославится через тебя Мое имя». Подобным образом и св. Ефрем Сирин думал убежать от людей, но ангел спросил его: «Ефрем, куда бежишь ты?» – «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщений света» отвечал святой. Ангел сказал: «Убойся, чтоб не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодой корове, которая хочет освободить шею от ярма» 548 . Даже и в добродетели нужно проявлять рассудительность ( 2Пет.1:5 ). «Бегай всегда чрезмерностей в добродетелях, а ищи средины, чтобы творить все в свое время и в должной мере. Чрезмерности суть: продолжительный пост и бдение, нагота, вериги и прочее, налагаемое на себя сверх сил, а средина – повседневно принимать пищу, только не досыта, соразмерно спать и трудиться. Ибо некто из отцов сказал: крайности от демонов. Пусть некоторые из подвижников по крепкому упованию на Бога и любви к Нему возмогли благодатью Его подъять крайне великие подвиги, но редко случающееся не признается святыми отцами заповедью и законом» 549 . Бывают состояния, в которых подвижничество не только не похваляется, но считается предосудительным. Таково, например, состояние телесной болезни, во время которой пост должен быть ослаблен. Св. Тимофей Александрийский на вопрос о пощении родивших дает такой, признанный за канонический, ответ: «пост установлен для усмирения нашего тела. И так, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна родившая принимать пищу и питие, как хочет и понести может». Св. Василий Великий в беседе о посте говорит: «занимающимся делами воинскими надобно насыщать свое тело досыта, дабы они могли с большею твёрдостью переносить труды. Преподобный Пахомий, чтобы убедить болящего брата принимать мясо, сам ел перед ним козленка. Многие постники ради гостеприимства имели обыкновение ослаблять свой пост 550 . Св. Тихон Задонский , нечаянно застав монаха, предлагавшего гостю рыбное постом, не только не обличил нарушителей устава, но и сам разделил с ними неуставную трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Елена Ивановна продолжает свой рассказ: «А через девять дней и умер; не умер, а заснул тихо-тихо, как ребенок. В день кончины и Тайн Святых причастился. Тут только поняла я, что это были за святые места и Божии угодники, которых обещала ему показать Царица Небесная». Незаметно для многих прошла в земном мире жизнь «Серафимова служки» Николая Мотовилова. Но высоко поставлена была эта необычная душа в Царствии Небесном, ведь Сама Божия Матерь обратила на его жизнь Свой милостивый взор. И труды, и надежды, и упования Мотовилова не пропали даром. Недаром покоится он в Дивеевской обители – у подножия храма Божией Матери во имя Ее иконы Казанской. Кежутина Евдокия Андреевна – известная подвижница, вторая начальница Ардатовской общины в 1823– 1861 гг. Рано ослепла. См. о ней: Отечественные подвижники благочестия. Ноябрь. Изд. Оптиной пустыни, 1994. С. 549-564. Значит, длина собора – около 188 метров, ширина – около 123,5 метров, высота до креста – 253 метра, крест – около 72 метров в высоту и около 32 метров в ширину. Колокольня – около 72 метров шириной в основании, высотой – около 329 метров, крест высотой 32 метра, в ширину – 17 метров. Общая высота собора с крестом – около 325 метров, колокольни же – 361 метр. Храмов таких размеров в современной России нет. Комментаторы «Записок» Мотовилова приводят интересное сравнение: «Для сравнения: высота Троицкого со­бора Серафимо-Дивеевского монастыря с крестом 53 м, а колокольни – 72 м. Высота колокольни Ивана Великого в Московском Кремле 81 м. Для сравне­ния: по проекту А. Л. Витберга храм Христа Спасителя в Москве должен был иметь от подножия горы до креста 236 м, а от основания храма до креста – 172 м. По проекту К. А. Тона храм Христа Спасителя имеет высоту 104 м.» (С. 164). Игумен (впоследствии архимандрит) Зосима Задонский был определен Господом стать звеном, связующим духовных предшественников преподобного Силуана Афонского с преподобным Серафимом Саровским через Николая Александровича Мотовилова, ближайшего сотаинника и послушника преподобного Серафима. Елена Ивановна Мотовилова уже после кончины мужа вспоминала: «Часто мы бывали в Задонске, где архимандритом был духовный друг моего мужа отец Зосима. Первый раз увидала я его, по приезде в Задонск в церкви. Вижу, входит довольно молодой и кладет множество земных поклонов перед святыми иконами, и я подумала: «Вот какой еще молодой довольно, а уже какие имеет подвиги». По окончании службы Николай Александрович пошел со мной на чай к отцу архимандриту, и я очень удивилась, узнав в нем монаха, которого я видела в церкви. За чаем, обращаясь ко мне, отец Зосима вдруг говорит: «Вот, матушка, иные думают, что я еще молод, да уж и большой подвижник, только все это неверно, и мне скоро пятьдесят лет».

http://pravoslavie.ru/37027.html

Т. 2). 383 См.: письмо 106, к Олимпию, касательно родственника его Евстратия (с. 419); письмо 159, к Феодору, еп. Тианскому, о родственнице своей девице Амазонии (с. 513); письмо 198, к Немесию, о своем родственнике Валентиниане (с. 535) (Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 2). 384 См.: Свт. Григорий Богослов . Письма 128, 104, 140, 105, 143, 162, 189, 192, 165, 166, 183, 160, 161, 115, 185, 151, 184, 181, 134, 137, 150, 129, 32, 33, 31, 197, 200, 199, 204, 206, 208, 207, 238, 169, 170, 209, 168, 219, 220, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 221, 99, 211, 56, 222, 223//Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 2. С. 497, 489, 503, 490, 505, 514, 529, 531, 516, 517, 525, 514, 493, 527, 510, 526, 524, 500, 501, 509, 498, 437, 439, 437, 534, 536, 535, 539, 540, 542, 541, 556, 518, 542, 518, 547, 548, 544, 545, 546, 548, 478, 543, 453, 549. 398 По общему обычаю тогдашнего христианского Востока, женские обители располагались по соседству с мужскими, на небольшом расстоянии. Управляясь самостоятельно в своей внутренней жизни, они пользовались от мужских монастырей только руководством опытных в духовной жизни старцев, назначавшихся обыкновенно на это дело настоятелями мужских обителей по просьбе настоятельниц обителей женских (см.: Свт. Василий Великий . Правила, пространно изложенные, 33//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 197–198; Он же. Правила, кратко изложенные, 108–111//Там же. С. 256). Близ этих обителей часто жили благочестивые лица того и другого пола, иногда с целыми семействами. Они не принадлежали обыкновенно ни к одной обители, а жили своей самостоятельной жизнью, посвящая себя молитвам, воздержанию и целомудрию. Они также помещались вблизи обителей для того, чтобы пользоваться уроками духовной опытности подвижников. К числу таких лиц принадлежала и отшельница Фекла, жившая здесь вместе со своими детьми, как видно из писем к ней св. Григория. 401 Это было последнее в жизни письмо св. Григория, по крайней мере из тех, время написания которых может быть определено с приблизительной верностью (см.: Свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

543 Илья Богданович умер 31 мая 1813 года, а Екатерина Ивановна скончалась от чахотки 9 мая 1819 года [ГАСО. Ф. 48, оп. 5, д. 401. Метрическая книга храма Рождества Богородицы села Лобкова Смоленского уезда и губернии за 1811 – 1837 годы, л. 40об., 164]. 549 ОР РГБ. Ф. 304/П, д. 199, л. 89. Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским . Изречения схимонаха Зосимы и извлечения из сочинений его, с присовокуплением им же составленных жизнеописаний монаха и пустынножителя Василиска и Петра Алексеевича Мичурина. М., 1863. С. 144. Жития блаженного старца Василиска. М.: Изд. Сполохи, 1998. С. 89. В книге «Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска» (М., 1849), изданной Козельской Введенской Оптиной пустынью, фраза об авторстве матушки Веры (Варвары Верховской) опущена. См.: С. 85. 550 ОР РГБ. Ф. 304/Н, д. 345, л. 127–130. Рецензия на книгу «Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженныя памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений» и ответы автора. 551 Elder Zosima Hesychast of Siberia. By His Niece and Disciple Abbess Vera Verkhovsky. St.Herman of Alaska Brotherhood Press, 1990. 553 Духовная беседа. СПб., 1868. Л. 5, 6. Список духовным лицам, удостоенным Всемилостивейших наград. 556 ОР РГБ. Ф. 262, к. 30, д. 26. Захар Ильич и Иван Ильич Верховские – родные братья матушки Веры. 557 Жена Захара Ильича Верховского, Елизавета Васильевна, умерла 26 февраля 1863 года, оставив шестерых детей мал мала меньше. 561 Екатерина Ивановна Верховская – дочь Ивана Ильича Верховского, родного брата игумении Веры. Родилась Екатерина 16 октября 1839 года; восприемником при ее крещении (в Екатерининской церкви Императорского воспитательного дома) был грузинский царевич Ираклий. Ей не было и полугода, когда она лишилась матери. С 1853 года она воспитывалась в Зосимовой пустыни вместе со старшей сестрой своей Марией, не менее десяти лет, но потом вышла замуж за некоего Осипа Гейца (Гейтца), имела дочь Веру (род. 17 сентября 1867 г.) и сына Николая (род. в декабре 1872 г.), но была в замужестве очень несчастна. В 1909 году жила в Смоленске и подавала прошение об освобождении ее от уплаты гербового сбора в связи с ее бедностью, удостоверенной полицейским управлением [ЦИАМ. Ф. 4, оп. 8, д. 244, л. 68–86]. Сохранились ее письма с просьбами о помощи к епископу Полоцкому Савве (Тихомирову) 1873–1882 гг. [ОР РГБ. Ф. 262, к. 31, д. 40]. Умерла 23 сентября 1917 года. Ее дочь Вера Осиповна Гейтц служила с 1907 по 1918 годы «надзирательницей при грудных отделениях Московского воспитательного дома» [ЦИАМ. Ф. 108, оп. 2, д. 573].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Из триодного круга в сочинениях преп. Феодора Ст. мы находим указания на следующие недели: О мытаре и фарисее (Parva Cat. 44, p. 539); Мясопустную (ibid., n. 49, 50, р. 546:548); Сыропустную (ibid., n. 51, 52, 53 p. 549); 1-ю Великого поста, 2 и 3 (ibid., n. 54, 61, p. 552); 4-ю и 5-ю (ibid., n. 62, p. 565); Лазареву субботу (ibid., n. 71, p. 571; и 8, p. 22); Вербное воскресение (Magna Cat. 8 p. 23); Пасху (Parva Cat. n. 1 p. 472. Μεγ. Κατ. 116, p. 859); Преполовение 5-цы (μεσοπεντεκοστ, Par. Cat. 6, p. 481); Вознесение (ibid., n. 8, p. 484); Пятидесятницу (ibid., n 9, p. 485); Неделю всех святых (ibid., n. 10, p. 488). Из особенных обычаев студийских отмечаются в сочинениях преп. Феодора Студита следующие. Ежегодно, в начале индикта и в дни 50-цы, совершалось общее поминовение умерших и погребённых на монастырский счёт; при этом устраивались агапы, или поминальные обеды для братии 393 . К празднику Рождества Христова, кажется, приурочивалось пострижение послушников в монашескую схиму 394 . Накануне Богоявления происходило освящение воды в сосудах, источниках и реках 395 . Ко дню Богоявления, по-видимому, было приурочено разрешение кающихся 396 . Вероятно, в неделю третью поста износился крест на середину храма для поклонения 397 . В неделю Ваий совершался крестный ход вокруг монастыря 398 . VI Для полноты представленного очерка внутренней жизни студийской обители при препод. Феодоре Студите нам необходимо ещё рассмотреть те епитимии, которые составил препод. Феодор для ограждения строгой монастырской дисциплины от нарушения её отдельными иноками. Епитимии составляют одну из самых существенных частей всех древних монастырских уставов. Первый разработал вопрос об епитимиях для киновитов св. Василий Великий . Как глубокий знаток человеческой природы и подвижнической жизни со всеми её искушениями, он не только оставил киновитам в руководство совершеннейшие принципы для определения качества и меры наказания за разные проступки против монастырской дисциплины 399 , но и составил для них такой кодекс епитимийный 400 , который лёг в основу дисциплинарной части всех последующих монастырских уставов 401 . Препод. Феодор Студит в этом отношении также примыкает к св. Василию В., хотя самые епитимии, т. е. наказания за разные проступки он несколько видоизменяет сообразно с изменившимся духом времени, дополняет и точнее регламентирует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Такими же непростыми были первые годы существования во многих духовных школах, которые благодаря просто подвижническому труду своих преподавателей и сотрудников сумели непросто выжить, но и превратиться в полноценные учебные заведения. Для того, чтобы представить общую картину состояния духовных учебных заведений в России в начале XXI века большой интерес представляют отчёты председателя Учебного Комитета Священному Синоду об инспектировании духовных школ. В 2002 году «практически общим недостатком почти для всех духовных школ является большое количество пропусков занятий как преподавателями, так и студентами. В большинстве духовных школ много нареканий к ведению документации в канцеляриях, к состоянию личных дел, наличию архивов и хранению документации в них» 548 . Можно наблюдать всё увеличивающуюся заинтересованность правящих архиереев в делах духовного образования, массу инициатив, исходящих от администраций и преподавателей учебных заведений, постепенное освоение духовными школами Интернет пространства. Но нельзя не обращать внимание на недостатки, имеющие место быть в подавляющем в большинстве из них. Отсутствие государственных лицензий делает невозможной дальнейшую реформу в отношении приведения системы духовного образования к стандартам высшей светской школы. Несоответствие учебных планов и учебных программ стандартным программам, которые обязательны для применения в учебных заведениях Русской Православной Церкви существенно затрудняет приведение духовных школ к единой образовательной системе. Отсутствие во многих школах надлежащего контроля за учебно-воспитательным процессом отражается на моральном облике учащихся. 549 Интересна судьба Новокузнецкого духовного училища: Летом 2002 года епархиальной властью было принято решение об открытии семинарии в г. Кемерово. Учебный Комитет никаких запросов на этот счёт не получал. В связи с неопределённостью статуса училища в Новокузнецке и семинарии в Кемерово, произошел отток учащихся в другие семинарии. 550 В Костромской епархии, с приходом в сентябре 1989 года нового управляющего епископа (в настоящее время архиепископа) Александра сразу же началась работа по открытию духовного учебного заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010