§ 2. Атрибуция древнерусского литературного текста 542 Итак, нумерологический подход к изучению древнерусских литературных текстов может способствовать прояснению истории их формирования. Однако означенный подход бывает полезен и при решении другой текстологической проблемы – проблемы авторства того или иного памятника средневековой письменности. В самом деле, как известно, текст агиобиографии преподобного Сергия, созданный Епифанием Премудрым приблизительно в 1418 г., в своем целостном первоначальном виде не сохранился. Считается, что этот текст в процессе многократного обращения русских книжников к жизни знаменитого троицкого игумена претерпел череду изменений и в результате распался на фрагменты и рассеялся по разным литературным версиям «Жития». 543 Данное обстоятельство, соответственно, обусловило появление различных научных мнений относительно авторского оригинала. 544 Чаще всего с Епифанием Премудрым связывают текст Пространной, или Компилятивной, редакции «Жития» преподобного Сергия Радонежского, известной, однако, по спискам лишь начиная с 20-х годов 16 века 545 и неоднократно публиковавшейся. 546 При этом собственно епифаниевскими мыслят читающиеся в составе данной редакции именно Предисловие (« Слава Богу о всем...), 30 глав жизнеописания подвижника и «Похвальное слово» ему (« Тайну цареву добро есть хранити...»). 547 Иногда же пишут о том, что данная редакция содержит лишь наибольшее количество фрагментов архетипа 548 , или о том, что она отражает в целом структуру такового и стилистически соответствует писательской манере Епифания. 549 К сожалению, все эти положения чаще только констатируются, а не доказываются, или принимаются на веру как факт очевидный. Известны также попытки более точного определения епифаниевского текста в составе Пространной редакции. Так, в прошлом священник Василий Яблонский предположил, что, собственно, епифаниевским является текст в объеме до главы « Об изведении источника», то есть Предисловие и первые 10 глав «Жития» 550 (кстати, принадлежность Епифанию Премудрому «Похвального слова» общепризнана и никогда не оспаривалась).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вступление О преподобном Макарии Великом недавно обнародованные коптские документы дают очень много сведений. Здесь находятся и те известия о нем, какие прежде знали из греческих и латинских памятников. Но эти сведения здесь отличаются большею живостью, ясностью, точностью в географических названиях и в собственных именах лиц. Наряду с этими сведениями здесь есть много новых данных. В XXV томе Annales du Musee Guimet (Paris, 1894) мы имеем целых три коптских документа относительно св. Макария Великого . Есть здесь его жизнеописание, составленное Серапионом, епископом Тмуи (с. 46–117). Второй документ озаглавливается «Из добродетелей отца нашего праведного, великого аввы Макария» (с. 118–202). Этот памятник, за исключением двух-трех пунктов, сходных с греческими памятниками, дает совершенно новые сведения о св. Макарии. Третий документ – «Об авве Макарии Великом » (с. 203–234). Амелино напечатал этот документ, имея под руками две почти буквально сходные коптские рукописи Ватиканской библиотеки (Cod. LIX, fol. 137–153 и Cod. LXIV, fol. 113–152 recto). Здесь уже не так много новых сведений о св. Макарии, как в первых двух памятниках: на две трети этот документ известен уже по греческому и латинскому тексту. В издании Cotelerii. Ecclesiae Graecae monumenta, torn. I (Parisiis, 1677) в Αποφθγματα των αγων γερντων о св. Макарии есть 41 сказание (с. 524 –549). Это же есть и у Миня, Patrologiae cursus completus, ser. gr.,tom. 34 (col. 257–282). To же мы видим и в русском переводе в книге «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев» (здесь о св. Макарии сорок параграфов). Из этих сказаний двадцать одно есть и в коптском сборнике. Много изречений св. Макария Великого есть в различных книгах «De vitis patrum» (Migne, Patrologiae cursus completus.ser. lat.,tom. 73). Много есть и в «Древнем патерике, изложенном по главам» (Москва, 1882, изд. 2-е). Таким образом, на целых две трети этот коптский документ был известен уже по греческому и латинскому тексту, а у нас в России и по русскому переводу. Правда, сходные в коптском тексте и в переводах сказания следуют здесь и там далеко не в одинаковом порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Вып. III. С. 136137. 549. Средина в отношении доносов 116. Доносы должно принимать средним образом – вполне не доверять, и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет. Вып. III. С. 137. 550. Скорбь от дурной молвы утоляется миром совести и молитвой 117. Даровавший всем радость вечную да утолит и скорбь Вашу временную, касательно разнесшейся молвы о Вас... Молва эта не есть что-либо необыкновенное, – чего на свете не бывает! Всякому классу людей своего рода бывают искушения. Касательно же себя нужно искать успокоения в собственной совести, в терпении и молитве, веруя несомненно, что подобными искушениями очищаются наши согрешения, происходящие от несправедливого мнения и подозрения в отношении других. Вып. III. С. 137. 551. За прежние ошибки мы несем скорби, а оне соделывают упование непостыдное 118. Сотворивый толикий мир силен поправить и Ваши дела. Кто похвалится не жалеть об ошибках прошедшего времени? Но за эти ошибки мы же терпим скорби временные, чтобы избавиться от скорбей вечных, как устрояет о нас промышляющий Господь, чтобы возбудить в нас веру опытную и живую, и упование непостыдное, как свидетельствует Апостол Павел, говоря: «скорбь соделовает терпение, терпение же – упование, упование же не посрамит» (ср.: Рим. 5:3 −5)… Не удивляйтесь, что Вы как будто стали равнодушны ко всему и даже к своему семейству. Непомерная скорбь притупляет отрадные чувства и в этом отношении. Но будем молиться Господу, да сотворит с нами милость Свою. В подобных случаях полезна молитва по примеру мытаря, который противу укоризн и порицаний, и унижений фарисея, не оправдывался ни словом, ни мыслию. О! дабы и мне усвоилась молитва сия! Вып. III. С. 137138. 552. Тоска и безотчетная печаль – крест духовный, читать письма [святого] Златоуста к Олимпиаде из заточения 119. На днях видел я во сне покойного батюшку (отца Макария), и он наскоро приказал мне приготовить письмо против тоски. – И во сне, и проснувшись, думал я об этом. Тоска, по свидетельству Марка Подвижника , есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

3789 Трудно решить, действительно ли принадлежат самому Готаме эти речи, слишком напоминающие старания позднейшего буддизма возвеличить своего основателя. Однако принципиальной невероятности и в первом предположении нет. Учение о самсаре, их объясняющее, во всяком случае – до-буддийского происхождения; его зачатки можно усматривать уже в Ригведе и в Браманах. 3790 Но для выступавших с проповедью этого учения необходимо было признать возможность помнить предыдущие существования. И вот еще в Упанишадах ведийскому мудрецу-подвижнику Вамадеве приписывается такая способность; 3791 буддийские же канонические тексты распространяют это преимущество уже на всех вещих праведников, на каждого достигшего высокой степени благочестия монаха, 3792 на каждого вдохновенного архата. 3793 Разумеется, такое расширенное понимание способности, признававшейся за несомненно-чудесную, явилось результатом уже позд- —549— нейшего развития буддизма; оно стоит в связи с его стремлением сделать путь спасения доступным большему числу людей, чем считалось возможным в раннюю пору нового учения. Тем не менее свою опору эта вера почерпала уже в первоначальной буддийской и даже, вероятно, до-буддийской теории зачатия человека, по которой рождение его обусловлено не одним супружеским союзом родителей, но и действием той таинственной существоподобной силы, которая, под именем гандхарвы (гандхаббы), мыслилась индусами как некий, переживающий смерть тела, духовный, одаренный желанием и волею, остаток от прежнего бытия, дозревший до способности перевоплотиться в новой форме. Этому «переходному существу», носившему в ведизме и браманизме некоторый чудесный, мифологический оттенок, 3794 практическая, морализующая тенденция буддизма придала значение естественного, физиологически-психологического и, главным образом, нравственного фактора, свела его на нормальную природную функцию человеческого организма, действующую хотя и вполне закономерно, чтобы не сказать фатально, но однако сообразно с требованиями порядка нравственного, то есть, соответственно предшествующему поведению перерождающейся личности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

не превозносится, не гордится ( 1Кор.13:4 ). Апостол Павел в своем послании к Коринфянам представляет следующие свойства любви: смирение, учтивость, вежливость (почтительность), уважение к ближнему, бескорыстие, кротость, добросердечность, сострадательность, справедливость и благожелательность ( 1Кор.13 ). «Человек, который имеет в сердце истинную христианскую любовь к ближним, всегда искренне и нелицемерно уважает достоинства, заслуги и права каждого, высшего и низшего, богатого и бедного, он скромен, откровенен, приветлив и предупредителен в своих отношениях ко всем; постоянно готов принять доброе участие в положении ближнего и помочь каждому; всегда старается избегать оскорблений; в его отношениях к высшим выражается то непритворное уважение к законной власти, которое равно далеко и от гордости и зависти, и от низкой угодливости и лицемерия, и побуждает его исполнять свои обязанности добросовестно, “не пред очима токмо работающе”; в отношениях к низшим или подчиненным: ласковость, справедливость, снисходительность и вообще человечность, чуждая и малейшего намека на свое превосходство и преимущества пред низшим, в чем бы они ни состояли» 549 . Преподобный Ефрем Сирин говорит, что любовь есть начало нашего богообщения: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге ( 1Ин.4:16 ). «В ком любовь, тот никем никогда не гнушается, малым и великим, славным и бесславным, бедным и богатым: напротив, тот сам вся покрывает, вся терпит ( 1Кор.13:7 ). В ком любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух. В ком любовь, тот не льстит... брату ноги не запинает (не коварствует)... не соперничает, не завидует... не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участие, не презирает ближнего в нужде, но заступается и готов умереть за него... В ком любовь, тот никогда ничего не присвояет себе (но готов поделиться последним)... В ком любовь, тот никого не почитает себе чужим, но все ему свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

VII Отдел фельдъегерской связи МВД СССР Имеет своей задачей доставку и охрану секретной корреспонденции в республиканские, краевые и областные центры СССР, направляемой от центральных партийных и правительственных учреждений, органов и войск МВД МГБ, МВС и от МИД СССР. Аппараты фельдсвязи входят в состав МВД республик, УМВД краев и областей и состоят из отделов, отделений, экспедиций и фельдъегерских пунктов. В органах фельдсвязи работают 2.568 человек, из них офицеров 688, сержантов и рядовых 1.870 и вольнонаемных 10 человек. VIII Отдел перевозок МВД СССР Осуществляет планирование перевозок спецконтингентов и грузов МВД по железным дорогам, морскому и речному транспорту; обеспечивает контроль за своевременной погрузкой грузов для МВД поставщиками и руководит работой собственного флота и подвижного состава Министерства. На железных дорогах имеются отделы и отделения спецперевозок МВД, осуществляющие контроль за выполнением плана перевозок МВД. В отделе перевозок МВД СССР и его местных аппаратах имеется по штату 474 человека, в том числе: офицерского состава 415, сержантов и вольнонаемного состава 59 человек. IX Управление кадров МВД СССР Ведает централизованным учетом, изучением, расстановкой и подготовкой кадров Министерства. В ведение Заместителя Министра внутренних дел СССР по кадрам входит Особая инспекция МВД СССР, имеющая своей задачей выполнение заданий по расследованию дел о преступлениях сотрудников Министерства. Штатная численность Управления кадров и его аппаратов в МВД и УМВД – 2.622 человека, из них: офицеров 2.400 человек и вольнонаемных – 222 человека. Численность штата Особой инспекции и ее аппаратов на местах – 713 человек, в том числе: офицеров – 614 и вольнонаемного состава 99 человек. X Специальные отделы МВД СССР следующие: 2-й специальный отдел ведает шифрованной связью органов МВД–УМВД и осуществляет контроль за состоянием секретного и шифровального делопроизводства в МВД. Штат отдела и его аппаратов на местах – 549 человек, в том числе – 538 офицеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самолюбие, страсть к наслаждениям, жажда к деньгам и материальному благополучию вместе с богозабвением и богоотступничеством ( Лк.18:8 ) будут характерной чертой и людей последнего времени перед пришествием Спасителя, о чем пишет апостол: «В последние дни... люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, нелюбящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.3:1–5 ; ср.: 1Тим.4:1–2 ). и) Всякий блудник, прелюбодей, сквернитель и нечистоты любитель есть крайний себялюбец, попирающий любовь к Богу и ближним. Блуд есть крайнее проявление себялюбия в самой отталкивающей, грубой и натуральной форме. В плотской страсти человек свою естественную потребность сознательно и свободно обращает в повод и источник греховного самоуслаждения, самоугождения, простирая ее до полного извращения и преобладания над прочими сторонами своей природы, т. е. руководится началом грубого эгоизма, извращенного самолюбия. Блудник смотрит на лица другого пола и на все окружающее с точки зрения грубого и животного себялюбия как на объекты и предметы удовлетворения господствующей в нем страсти 548 . Образующееся в блудной страсти эгоистическое направление всего внутреннего душевного строя разрушает самую сердцевину религиозно-нравственной жизни человека – его отношения живого союза любви с Богом и ближними, лишает Царствия Божия, которое должно состоять в живом общении с Богом, а также в любви с ближними. Невозможно человеку, говорит преп. Феодор Студит , любить Бога и ближних, творить добродетели и одновременно любить плотские похоти – одно другое исключает (ср. Мф.6:24 ) 549 . Забвение Бога и эгоистическое обособление от Бога и ближних ведет человека к худшей форме рабства своей страсти, своему сластолюбию, делает человека «самоистуканом» (само-идолом), как говорится в великом каноне св. Андрея Критского 550 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

547 Oratio 27 (P. G. 40:11937). На полях MS. Cromwell 14 находится много дополнительного материала. 548 Р. О. XI. 4, pp. 458–71. Весь дополнительный материал из Cromwell 14 также включен сюда, однако в ином порядке и в несколько иной версии. Следует заметить, что общий для всех греческих манускриптов материал дается в одной и той же последовательности и для Исайи, и для Аммона; материалы же, содержащиеся на полях Cromwell 14, находятся в разных местах и расположены в разном порядке здесь и в Аммоне. 553 Or. 25. Ряд пассажей этого послания имеет соответствия в корпусе Макария. Однако сходство это не доходит до буквального цитирования и не может являться достаточным основанием для того, чтобы мы могли ставить эти работы в зависимость друг от друга. См. Villecourt, Note sur ипе Lettre de l " abbe Isáie α l " abbe Pierre, R. О. C. 22 (19201), pp. 546. 554 Or. 28. В греческих манускриптах обычно дается краткая версия этой работы. Более обширная версия сохранилась на сирийском и частично в коптских фрагментах, в дополнениях на полях Cromwell 14 и в выдержках в Alphabetical Apophthegmata. Недавно господин Тимоти Уэр (Timothy Ware) идентифицировал полную греческую версию, во много раз превышающую обычный греческий текст, приписываемую в манускрипте одиннадцатого столетия Марку Подвижнику (Mark the Monk) Atheniensis 549, pp. 43363. 558 Напр. в Кальб Лозе (Qalb Loze). См. Lassus, Sanctuaireschretiennes de Syrie, p. 279, pi. xlvi. 561 V. P. Ib. p. 56; cp. Pleroph. LXXVIII, p. 135. Подобная же история, доказывающая реальность «халкидонской евхаристии», находится в греческом собрании (Paris gr. 1596) и опубликована в Л О. VIII. pp. 1745. 574 Он входил в делегацию, посланную за Несторием (Schwartz, Act. Cone. Eph. III. 17:21 ), и докладывал о том, чем закончилась ее миссия (II. 9.17; III. 18. 5). См. также II. 4. 38, 20. 1, 34. 29, 59; VII. 85. 38. 583 сс. 30 (49.18) и 37 (56. 5). О его писаниях см. Sigalas, Des Chrysippos von Jerusalem Enkomion auf den hl. Johannes den Taufer – Texte und Forschlingen zur byzantinischneugriechischen Philologie, Nr. 20 (1937). Сигалас приводит текст Похвалы (Encomium) Иоанну Предтече, говорит о других его «Похвалах» (Пресвятой Богородице, Архангелу Михаилу) и дает очень подробную библиографию. О влиянии на него Исихия Иерусалимского см. Martin, R. Η. Ε. 1939, pp. 5460.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

548. Невозможно возложить на себя подвига, которым отсекаются страсти, если не оставятся суетные попечения мира. Двух родов плотское мудрование содержит душу в плену. Одно из них действует на душу извне, связывая ее заботами о преуспеянии телесном посреди и по началам мира; другое действует внутри души, состоит из действия страстей и препятствует действию добродетелей. Душа не может увидеть действия страстей внутри себя, если предварительно не отложит деятельности по началам и посреди мира. По этой причине и определил Господь, что никто не может быть учеником Его, не отвергшись вполне воли падшего естества. Телесная, наружная деятельность по указанию плотского мудрования зависит от произвола, а внутренняя деятельность зависит от внешней. Научая нас, что воля падшего естества владычествует над тою и другою деятельностью, Господь наш Иисус Христос повелел отсекать волю. Ум умерщвляется в отношении к вечной жизни, доколе душа предается попечениям и делам мира; в это время страсти, сокровенно обитающие в душе, развиваются и усиливаются свободно. Если душа окажет повиновение учению Господа Иисуса, повелевающего отсечь все греховные и плотские хотения, то она возненавидит все дела по началам мира; тогда ум восстает с земли и от сна, пребывает в состоянии бодрствования и крепости, извергая из своего дому все страсти, внимая неоскудно душе и охраняя ее, чтоб она не возвращалась вспять, в объятия врагов своих [ 1043 ]. 549. Ум, воздвигнутый, приведенный в состояние бодрствования, заботится тщательно о душе и, постоянно охраняя ее, рождает от нее и воспитывает детей, вступает с нею в такое тесное общение, что ум и душа соделываются единым сердцем. Душа вступает в полное повиновение уму, который соделывается главою всего существа человеческого [ 1044 ]. Здесь изложены самые глубокие психологические истины, которые иначе не могут быть объяснены, как опытно-христианским, святым подвижничеством. Это учение изложено и в XXI Беседе преподобного Макария Великого. 550. Когда душа вступит в повиновение уму, владычествующему ею в Господе, тогда соединенные воедино ум и душа приносят Богу молитвы чистые, тогда они славословят Господа во святыне сердца, тогда даруется им просвещение от Господа. Они — истинные поклонники, каких ищет Отец, поклоняющихся Ему духом и истиною [ 1045 ]. О них сказано: вселюся в них и похожду [ 1046 ]. Им дано обетование: аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего [ 1047 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В. Джемс, – Многообразие Религиозного Опыта. Пер. с англ. Вып. V. Малахиевой-Мирович и M. В. Шик под ред. С. B. Лурье. M., 1900. Г. Геффдинг, – Философия религии. СПб., 1903. Вл. С. Соловьев, – Критика отвлеченных начал, XL–XLVI. («Собрание сочинений», T. 2); Философские начала цельного знания (id., T. I), многие статьи из «Энциклопедического Словаря» Брокгауза и Эфрона, (id., Т. 9) и др. П. Д. Успенский, – Tertium Organum. Ключ к загадкам мира. СПб., 1911. M. B. Лодыженский, – Сверхсознание и пути к его достижению. Индусская Раджа-Йога и христианское подвижничество. СПб., 1911. П. M. Минин, – Мистицизм и его природа («Богословский Вестник», г. 20-й, 1911 г., апрель, стр. 795–817 и май, стр. 85–112). П. M. Минин, – Главные направления церковной мистики (id., г. 20, 1911, декабрь, стр. 823–838 и далее). И. Лапшин, Мистическое познание и вселенское чувство («Сборн. статей, посвящ. почитателями акад. и засл. проф. В. И. Ламанскому по случаю пятидесятилетия его ученой деятельности, СПб., 1907, T. I, стр.. 549–641, и отд. изд.). Ф. Степпун, – Трагедия мистического сознания («Логос», 1911–12, кнн. 2–3, стр. 115–140). Delacroix, – Etudes d’histoire et de psychologie du mysticisme, Les grands mystiques chretiens. Paris, 1908. Leuba, – Les tendences fondamentales des mystiques chretiens («Revue Philosophique», T. 44, 1902). Réçéjac, – Essai sur les fondaments de la connaissance mystique, Paris, 1897. Murisier, – Les maladies du sentiment religieux, Paris, 1901. Ekstatische Konfessionen gesammelt von Martin Buber . Jena, 1909. A. Godfernaux, – Sur la psychologie du mysticisme («Revue Philosophique», 1902, Férvier). Boutroux, – Le mysticisme («Bulletin de l’Institut général psychologique», 1902, Janvier-Février). J- v. Görres, – Die christliche Mystik. Regensburg, 1836–1842 Bde. Caro, – Essai sur le Mysticisme au XVII siecle. Paulhan, – Le nouveau mysticisme («Revue Philosophique, 1890 11). A. A. Козлов, – Очерки из истории философии. Понятие философии и истории философии. Философия восточная. Киев, 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010