Предпосылки реформирования нотации. Значительные изменения происходившие в русском богослужебном пении в XVII веке не могли не коснуться его нотации, которая обычно довольно чутко улавливала те или иные нюансы певческого мышления, отношение к уставу основополагающим каноническим принципам. Реформирование безлинейной нотации, связанное с установлением точной звуковысотности каждого из знамен, было обусловлено причинами, свидетельствовавшими о довольно серьезных изменениях как в самой певческой системе, так в масштабах всего государства еще до установления тесных контактов в западноевропейском направлении. Необходимости в точной звуковысотной фиксации напевов до конца XVI века, по-видимому, не возникало, так как невмы служили лишь напоминанием хорошо знакомых на слух, как самих церковных напевов, так и их основных структурных единиц – попевок. Почему же к концу XVI века стала ощущаться необходимость в определении точных интервальных взаимоотношениях отдельных звуков напева? Так, например, вследствие интервальной неопределенности знамен появилось немало их разночтений. Один и тот же певческий знак толковался певцами разных школ по-разному. В.Ундольский в работе «Замечания для истории церковного пения в России» (1846) перечисляет до 27 «роспевов» т.е различных местных вариантов знаменного роспева 549]. Возможно, подобная «неконтролируемая многораспевность», о разрушительной природе, которой писал еще в первой половине XVI века автор «Валаамской беседы», во многом связана с постепенной утратой (еще до начала тесных контактов с западноевропейской культурой) распевности как целостной системы нивелированием попевочной структуры, проникновением в церковное пение «чувственного» элемента требующего несколько иного мелодического выражения 158–159]. Нельзя не учитывать также общую тенденцию русской культуры XVII века к десакрапизации, «обмирщению», наметившуюся еще в период «Предвозрождения» веков. Поэтому по мысли исследователя Е. Мещериной духовное содержание знаменного письма, не терпящего включения чуждых ему элементов музыкального пространства (бытовых изнеженных или страстных) и создававшееся вдали от мира подвижниками, аскетами, вошло в противоречие с процессом демократизации, который коснулся не только церковного пения, но и всех других видов церковного искусства. To есть появилась необходимость перевода сакрального смысла знаменного письма на уровень общедоступный 163].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтобы привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия. I, 549. Христианин тогда получает непрестанную молитву, когда воля его и зависящая от воли деятельность поглощены будут разумением, желанием и исполнением воли Божией. II, 138. Существенное делание монаха – молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом. Все прочие делания служат или подготовительными, или способствующими средствами для молитвы. II, 148. Делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы во едино делание. II, 155. Отражение греховных помыслов и ощущений совершается при посредстве молитвы; оно есть делание, соединенное с молитвою, неразлучное от молитвы, постоянно нуждающееся в содействии и действии молитвы. II, 157. Делание покаяния и молитвы – одно; но оно совмещает в себе два различные вида добродетелей. II, 157. Ничто так не способствует молитве, как послушание, умертвляющее нас для мира и для самих себя. II, 158. Основание молитвы заключается в том, что человек – существо падшее. Он стремится к получению того блаженства, которое имел, но потерял, и потому – молится. II, 160. Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх. II, 160. Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. II, 161. Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник, молитва его отвергается Богом. II, 162. Младенец выражает плачем все свои желания: и твоя молитва пусть всегда сопровождается плачем. II, 163. От сильного тела требуется при молитве труд; без него сердце не сокрушится, молитва будет бессильной и неистинною. II, 162. Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся. II, 162–163.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Подведем итоги нашего исследования. В кавказском символе, ключевом для творческой личности о. Павла, органически слились воедино платоническое и экзистенциальное начала. В его личном конкретном опыте переживаются и платоническая мистика, и мистика христианская, а такое переживание уже само по себе несет в себе момент экзистенциальности, характеризующий все его творчество. В зависимости от конкретной ситуации эти конститутивные моменты философского мировоззрения находятся в определенном подвижном динамическом взаимоотношении. Именно это мы и стремились показать. 1 Визгин В. П. На пути к Другому: От школы подозрения к философии доверия. М., 2004. С. 730. 3 Хоружий С. С. Философский символизм П. А. Флоренского и его жизненные истоки//П. А. Флоренский: Pro et contra. Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 1996. С. 549. 10 Габриэль Марсель (1889–1973), французский философ, драматург, литературный и театральный критик; принял католичество (1929); один из основоположников христианского экзистенциализма. 12 Heisenberg W. Philosophië Le manuscript de 1942/Introduction et traductuon de Catherine Chevalley. Éd. du Seuil. Paris, 1998. P. 269. 13 Агриппа Неттесгеймский. Знаменитый авантюрист XVI в. Критико-биографический очерк Жозефа Орсье « Пер. Брониславы Рунт. Под. ред. Валерия Брюсова. С приложением трех статей редактора: «Оклеветанный ученый», «Легенда об Агриппе» и «Сочинения Агриппы и источники его биографии». Томск, 1996. 16 Доддс Э. Р. Астральное тело в неоплатонизме//Доддс Э. Р.Язычник и христианин в смутное время. СПб., 2003. С. 291. 20 Бодлер Ш. Соответствия/Пер. К. Бальмонта//Французские стихи в переводе русских поэтов XIX-XX вв. М., 1973. С. 389. 22 Уолд Дж. Почему живое вещество базируется на элементах второго и третьего периодов периодической системы?//Горизонты биохимии. М., 1964. С. 103. 29 Он же. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004. С. 150 (далее – Философия культа). 76 «Это многосодержательное место» находится во «Введении» комментария неоплатоника Порфирия к «Категориям» Аристотеля. В нем «сжато формулируется вся острота споров» о проблеме универсалий, или общих понятий. О. Павел содержащиеся в высказывании Порфирия альтернативные решения этой проблемы дает в виде таблицы (Флоренский. Соч. в 4-х т. Т. 3 (2). С. 78–83).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

И когда Великий спросил болящего, не желает ли он чего, а тот отвечал: «Немного мягкого хлеба» (а тогда все монахи, по большей части, пекли себе хлебы однажды в целый год – таков был обычай в том месте), достоблаженный сей муж, будучи уже девяноста лет, немедленно встал, пошел из скита в Александрию и сухие хлебы, которые взял в кожаную одежду, променял на мягкие и принес их брату. Но нечто и сего еще большее сделал подобный великому Макарию авва Агафон, муж, опытнейший из всех того времени монахов, и паче всех почитавший молчание и безмолвие. Итак, сей чудный муж во время большого торга пришел продать свое рукоделие и на торжище нашел одного лежащего, больного странника, нанял для него дом, остался с ним, работал своими руками и, что получал за то, на него тратил, и прислуживал ему шесть месяцев, пока больной не выздоровел. Сей же Агафон (как повествуют о нем) сказал: «Желал бы я найти прокаженного и ему отдать свое тело, а себе взять его». Вот совершенная любовь. Боящиеся Бога, возлюбленный, охотно вожделевают того и заботятся о том, чтобы хранить заповеди. И, если окажется на деле, что отыскание оных им достается в руки 549 , то подвергаются ради них и опасности. Жизнодавец совершенство заповедей связал и заключил в двух заповедях, объемлющих собою все прочие, – в любви к Богу и, в подобной ей, любви к твари, то есть в любви к образу Божию. И первая удовлетворяет цели духовного созерцания, а вторая – созерцанию и деятельности. Ибо естество Божеское просто, несложно, невидимо, естественно, ни в чем не имеет нужды, ибо сознание в приснопоучении своем по природе не имеет нужды в телесной деятельности и в действии чего-либо, и в дебелости представлений 550 , деятельность его проста и обнаруживается в единой части ума, сообразно той простоте достопоклоняемой Причины, Которая выше ощущения чувства плоти. А вторая заповедь, то есть человеколюбие, по двойственности естества требует, чтобы попечение о делании ума было сугубое, то есть, что исполняем невидимо в сознании, то подобным образом желаем исполнить и телесно, и не только явно, но и тайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Терпеть скорби за грехи наши в здешней жизни мы должны, если желаем помилованы быть на Страшном суде; потому лучше терпеть те, какие Господь посылает, считать себя недостойными спокойствия, и тогда все находящие со стороны – от родственников ли то, или от других – приведшие вам эти оскорбления будут казаться легче; другого средства к сохранению мира душевного среди сего мира, исполненного бед и несчастий, не могу указать» 547 . Далее о. Макарий говорит: «Если же вас кто чем оскорбил, то помышляйте, что это попущено Богом, дабы испытать насколько велико ваше христианское терпение» 548 . О молитве Воплотив в себе все христианские добродетели, о. Макарий старался хоть в некоторой мере внедрить их и своим духовным детям. Великий Оптинский подвижник особенно советовал заниматься молитвой Иисусовой, которая помогает в борьбе со страстями: «Употребляйте же молитву, как меч духовный, и всегда, а паче к поражению страстей, – пишет иеросхимонах Макарий, – когда почувствуете движение гнева или иной страсти, тогда более призывайте имя Иисусово – и ощутите помощь Его. В сем и состоит деятельная молитва (Иисусова), приличная вам. Св. отцы пишут, что кто достигнет истинной молитвы, того хотя и весь мир будет ратовать, он не оскорбляется; а если мы побеждаемся гневом, то еще далеки от молитвы, и надобно опасаться искать высокого, чтобы не впасть в прелесть. Молитва есть обоюдоострый меч: произносимая со смирением, она поражает врагов наших, а совершаемая с тонкой духовной гордостью и мнением о себе, вредит нам самим и не столько приближает нас к Богу, сколько удаляет от Него, ибо только смиренным дает Он благодать Свою» 549 . О. Макарий советует «не углубляться слишком в значение слов молитвы, а читать просто (и) смиренно 550 , произнося ее устами. Такая молитва, по мысли старца, принесет пользу и не попустит впасть в прелесть 551 . Ограждая своих духовных чад от прелести бесовской, о. Макарий советует им прочитывать слова о молитве Григория Синаита (7 и 8 главы), в которых, по мысли старца, имеются указания к прохождению истинной молитвы и избежания прелести. И затем приводит слова Паисия Величковского , который в своем письме к софрониевскому архимандриту Феодосию выражает радость по поводу издаваемых книг Добротолюбия , но и сожалеет, что многие, приобретя эти книги и не по искусству принявшись за духовное делание, то есть за молитву, могут пострадать» 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

Leroux J. M., Saint J earV Chry sostome et le monachisme, in Ch. Kannengiesser (ed.), Jean Chrysostome et Augustin.., серия Théologie historique 35, Paris 1975, cc. 125–144. . Rousseau O., Religion et apostolat dans lÊglise orientale, in Apostolat, Paris 1957, cc. 77–96. Rudmann R., Mönchtum und kirchlicher Dienst in den Schriften Gregors des Grossen, St. Otilien 1956 (библиогр.). Špidlik T., Das östliche Mönchtum und das östliche Frömmigkeitsleben, in Handbuch der Ostkirchenkunde, cc. 543–568, в частности cc. 556 слл. Ueding L., Die Kanones von Chalkedon und ihre Bedeutung für Mönchtum und Klerus, in A. Grillmeier – H. Bacht, Das. Konzil von Chalkedon, Würzburg 1951–1954, vol. II, cc. 569–676. Vogüé A. de, Monachisme et Êglise dans la pensée de Cassien, in Théologie de la vie monastique, Pariß 1961, cc. 219–240. Yannoulatos A., Spiritualité orthodoxe et mission, in Contacts 16 (1964) 38–41. Смирнов Ф., Как служили миру подвижники древней Руси, Сергиев Посад, 1903. Воспитание Bardy G., L " Église et l " enseignement au IVe siècle, RSR 14 (1934) 525–549. Bardy G., L " Église et l’enseignement pendant les trois premiers siècles, RSR 12 (1932) 1–28. Dan assis A., Johannes Chrysostomos. Pädagogisch-psychologische Ideen in seinem Werk, Bonn 1971. Festugière A. J., Les Moines d’Orient, vol. I. Culture ou sainteté, Paris 1961. Gordillo M., La pensée religieuse et la théologie en Russie depuis l’établissement du Saint Synode, DThC 14 (1939) 333–371. Jaeger W., Early Christianity and the Greek Paideia, Cambridge (Mass.) 1962. Marin, abate, Les moines de Constantinople (330–898).., Paris 1897, cc. 373–522: L’activité intellectuelle des moines. Marrou H. I., Histoire de l’éducation dans l’Antiquité, Paris 1948 и 1956; Geschichte der Erziehung im klassischen Altertum, Freiburg-München 1957. Rezac J., De monachismo secundum recentiorem legislationem Russicam, OCA 138 (1952) 218–253. Špidlik T., Educazione nei monasteri orientali, DIP 3 (1976) 1065–1068. Van den Eynde C., Les normes de l’enseignement chrétien dans la littérature patristique des trois premiers siècles, Gembloux-Paris 1933.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Распяли они души свои, пригвоздили ко кресту тела свои и подвижничеством своим умилостивили Творца своего. Они возгнушались чревоугодием и возлюбили воздержание; отгнали от себя плотскую нечистоту и возлюбили целомудрие. Они избрали себе злострадания (всякия лишения) и возненавидели покой; совлеклись гордости и облеклись в смирение. Победили они врага и восторжествовали над ним; обратили его в бегство и приобрели себе славу; победили его – и возвеличены; презрели его – и увенчаны.Отец любит их, и Сын с любовию объемлет, и Дух Святый вселяется в чистых телах их. Христос взывает к ним, говоря: приидите, потрудившиеся во имя Мое, войдите в чертог, из котораго никогда не выйдут званные. На таковых Господь возлагает венцы, и вкушают они блаженство в чертогах Его за скорби, понесенные с Ним с утра до вечера. Горнее царство ожидает к себе тех, которые одержали победу во брани и прославились тем. Ангелы, по обычаю своему, нисходят подкреплять борцев во время брани. Духи стремятся во сретение победителям, именуют их блаженными и говорят: Приидите, утружденные, успокойтесь от трудов своих: терпением страданий победили вы лукаваго. Рай отверзает им врата свои; вселяются они в обители света и упокоиваются там. В устах их глас славословия и хвалы Тому, Кто укреплял их во брани. 7. Душа, ощутившая спасение в Господе (1, 549). Ты, Христе Спасителю, стал для меня путем жизни, ведущим к Отцу. Сей один путь – моя радость, а конец его – Царство Небесное. Ты, Владыко Иисусе, Сыне Божий, стал для меня путем жизни и просвещением. Благодать Твоя во сердце раба Твоего стала светом и радостию, которыя сладостнее паче меда и сота устам служителя Твоего. Благодать Твоя в душе раба Твоего стала сокровищем, обогатила нищету его, изгнала бедность и растление. Благодать Твоя стала для раба Твоего прибежищем, силою, заступлением, возвышением, похвалою, пищею для всей жизни. Как умолчит раб Твой, Владыко, вкусив великую сладость любви Твоей и благодати? И как опять осмелюсь я положить преграду волнам благодати, изливающимся в сердце грешника и исполненным сладости по множеству дарований? Воспою славу Владыки Небесных Сил, возвеличу благодать Твою, Христе Спасителю, не престану языком моим песнословить любовь Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/ps...

е. примирить на почве равноправности противоположные стремления плоти и духа, а побуждаемый страхом Божиим и сердечным сокрушением, ставится этой борьбой на тот четвертый путь, который и можно назвать трудничеством и который ведет к совершенству. «Ежедневно действуя в нас, говорит Кассиан, брань приводит нас к тому четвертому, чего не хотим, именно, чтобы, отвергши пространную и беспечную жизнь, стяжавать чистоту сердца с многим потом и сокрушением духа; хранить чистоту тела строгим постом, голодом, жаждою и бодрствованием; восходит в доброе настроение духа через чтение, бдение и непрестанные молитвы и скорби уединения; утверждаться в терпении опытами искушения, верно служа Творцу своему и среди злословий и поношений; держаться истины при неприязни, враждовании мира сего, если это необходимо будет 548 ». И эта борьба двух воль в человеке помимо того, что ставит человека возрождающегося на истинный путь совершенства, является прекрасным, как бы природным, пособием к разумному прохождению пути подвижничества 549 и в известной степени поддерживает саму ревность к добродетели. «Происходящая в нашем существе брань, говорит Кассиан, извлекая нас из состояния беспечной хладности, призывает к трудам и ревности о добродетелях, учреждая в тоже время прекрасную середину, в коей с одной стороны жар духа, с другой холодность плоти установляет произвол воли нашей в соразмерной горячности ревности. Оттого ни необузданным страстям плоти увлекать душу нашу не попускает стремление духа, ни духу порываться непомерными желаниями (appetitus) добродетелей не позволяет немощь плоти; правильное же уравновешение взаимного их противоборства, сохраняя разумную меру между тем и другим стремлением, научает воина Христова всегда идти царским путем 550 ». И бывает отсюда, что, когда душа человека по причине охлаждения или нерадения воли готова бы снова склониться к плотским похотям, ее обуздывает рвение духа, не удовлетворяющегося земными благами. Когда же дух в горделивом возношении сердца порывается к превышающим силы подвигам, его возвращает к должным пределам немощь плоти и он, возвышаясь над охлажденными состояниями воли нашей, с умеренной ревностью и усердием к трудам, равной стезей начинает востекать к предназначенному совершенству 551 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Наиболее проницательные умы Запада поняли, наконец, что подлинный источник современных социально-экономических волнений заключается именно в только что указанном, извращенном, унижающем достоинство человека, взгляде на него, как на рабочую силу, как на эквивалент капитала или «подвижный социальный атом», – взгляде, который всосался уже в плоть и кровь массы и держится в ней тем упорнее, чем менее она способна к отказу от утопий, льстящих ее материалистическим инстинктам и вожделениям. Мы видели выше, что на Западе все, начиная с папы и кончая стоящими, по-видимому, весьма далеко от всех этих вопросов частными людьми, озабочены теперь тем, чтобы снова воскресить в массах здравый взгляд на человека, как на носителя идеальных начал и образа Божия, а не как на слепую рабочую силу или машину, так как, по справедливому убеждению передовых умов Запада, только распространением таких взглядов еще можно предотвратить грядущее и по-видимому близкое «социальное землетрясение» 2102 . —549— Промыслом Божиим наш православный русский народ поставлен в такие исторические условия, что он не перестал еще смотреть на человека, как на носителя образа Божия, не стал еще измерять его ценность количеством его труда и заработка и, поэтому, еще не имеет вожделений к насильственному разделу собственности. Таким образом мы еще обладаем тем благом, которого теперь так усиленно (и, – увы! – по собственному сознанию, уже поздно и тщетно) ищут на Западе. Пусть же вразумятся этим уроком наши легкомысленные адепты «западного просвещения», рабски хватающие его «последние слова»! Они могут восторгаться сколько им угодно «выводами реальной науки»; но пусть помнят, что пересадка этих «выводов» на русскую почву есть не только признак легкомыслия, равнодушия к истинному народному благу, но – и положительное преступление и притом весьма тяжкое, так как оно есть посягательство не только на тело, но на душу и при том не одного лица, но на коллективную народную душу... 2. Характеризуя умственную жизнь современного Запада, мы отмечали в ней серьезное и вместе достойное отношение к науке, одинаково исключающее как слепое наукопоклонничество, так и произвольное обращение с наукой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

671 I/56 (289). 672 I/59 (322). 673 II/14,24. 674 I/10 (48—49). 675 I/1 (4). 676 Вар. «из писаний Духа». 677 Букв. «на тему домостроительства». 678 Т. е. из догматических и аскетических сочинений учителей Церкви. 679 II/21,13—15. 680 I/56 (283—286). 681 I/40 (168). 682 Букв. «достиг просветления немного из многого». 683 Главы о знании IV,72. 684 I/40 (167). 685 Вар. «конфессиями», «способами богопочтения», «богословскими позициями». 686 B4 (48). 687 II/21,14. 688 Отшельнического. 689 II/1,45. 690 II/21,16. 691 I/56 (279—283). 692 I/56 (283). 693 I/85 (408). 694 I/1 (5—6). 695 I/21 (99—100). 696 II/29,1. 697 II/29,2—3. 698 II/29,5—9. Термин te " oryas («созерцания») в данном контексте может означать «духовные значения» отдельных текстов Писания. 699 II/29,10—12. 700 I/58 (314). 701 Ср. Житие Марии Египетской 31 (PG 3717 D—3720 A), где рассказывается о подвижнице, которая ушла в пустыню, не прочитав Библию ни разу в жизни: впоследствии она цитировала Писание наизусть, получив знание его непосредственно от Бога. Ср. также рассказ о Павле Препростом (Rufinus. Historia monachorum IX,2,7), которому было достаточно выучить один стих из псалма для прохождения подвижнической жизни. 702 Ср. «всенощные бдения», сохранившиеся в Православной Церкви до сего дня. 703 I/40 (168)=B64 (477). 704 I/42 (179)=B66 (469). 705 I/70 (356—357)=B17 (134). 706 I/79 (357—358)=B17 (135—136). Ср. Ин. 13:23. 707 Поклонов и прочих аскетических деланий. 708 I/70 (359)=B17 (137—138). 709 I/52 (230)=B80 (546). 710 I/52 (230)=B80 (546—547). 711 I/52 (231)=B80 (547). 712 В восточно–сирийской традиции Псалтирь была разделена на шестьдесят частей: одна marmita включала, как правило, от одного до четырех псалмов. При келейном чтении каждая мармита завершалась молитвой и поклонами. 713 I/52 (231)=B80 (548). 714 I/52 (231)=B80 (548). 715 Распространенная в Египте и Византии Иисусова молитва является одной из разновидностей этой практики. 716 I/52 (231—232)=B80 (548—549). 717 B80 (550). 718 B80 (551). 719 B80 (555).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010