Шел 1875 год. Прошло чуть более десяти лет, и святитель Феофан оказался очень глубоко вовлечен в перевод трудов прп. Максима. 23 ноября 1886 г. в разгар работы над 3-м томом «Добротолюбия» он записал: «Я здравствую. Но брыкание ног лишает сна, и от этого некая слабость. Но она скоро отходит. Сижу над Максимом исповедником . Великий он созерцатель! И не всегда досязаешь до его высоты, – и проникаешь его глубины. И речь у него, всегда полная и многообъятная. А иной раз сжата. Нередко приходится употреблять перифраз вместо перевода дословного. Что делает и латинский переводчик, мой наилучший помощник...» 6 . В тот момент свт. Феофан работал над сложными богословскими главами прп. Максима, часть которых ему придется впоследствии сократить. «Св. Максим оставил много писаний и догматических, и обличительных, более же нравоучительных и аскетических» 7 , – так писал свт. Феофан, резюмируя свои труды, вопреки современным классификациям трудов прп. Максима, в которых чисто аскетические сочинения занимают всего лишь две позиции. Прп. Максим Исповедник – автор нескольких десятков сочинений аскетических, богословских, экзегетических. В греческое «Добротолюбие» вошли следующие его сочинения: 1. «Четыре сотницы о любви» (Capita de caritate – CPG, N 7693. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 291–330. 1958. Τ. 2. Σ. 451; PG. 90. Col. 961–1071 . Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 163–228). 2. «Умозрительные и деятельные главы» (Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 331–439. 1958. Τ. 2. Σ. 52–186. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 229–288) 8 . 3. «Толкование на молитву «Отче наш " » (Orationis dominicae expositio – CPGS, N 7691. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 440–453. 1958. Τ. 2. Σ. 187–202; PG. 90. Col. 872–909 ). В русском «Добротолюбии» отсутствует, возможно, потому, что отрывки из этого толкования были включены ранее святителем Феофаном в сб. «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении» (М., 1889). Перевод свт. Феофана был выполнен с учетом полного славянского перевода прп. Паисия (Величковского) , изданного Оптиной пустынью (М., 1853).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Уму, научившемуся разумно избегать невидимых схваток или столкновений (с невидимыми врагами), не следует ни приступать к естественному рассуждению, ни что-либо другое делать во время нападения злых сил, но только молиться, утомлять трудами тело, пресекать со всем тщанием вещественное мудрование и блюсти стены града, разумею, – сторожевые душевные добродетели, или способы хранения добродетелей, т. е. воздержание и терпение, чтобы как-нибудь враг, прельстив душу десными и похитив ее склонение на свою сторону, не отдалил ее от Бога, напаяя ее развращением мутным ( Авв. 2, 15 ), и мнимым добром не увлек сердца, ищущего лучшего, к худшему (прп. Максим Исповедник , 90, 269–270). Демоны ни целомудрия не ненавидят, ни постом не гнушаются, равно как ни раздаянием имений, ни странноприимством, ни псалмопением, ни прилежанием к чтению, ни уединением, ни высокими умозрениями, ни спанием на голой земле, ни бдением, ни всем другим, чем характеризуется жизнь по Богу, – пока целью таких дел поставляется что-нибудь им угодное (прп. Максим Исповедник , 90, 280). Демоны, борющие при недостатке добродетели, суть те, которые научают блуду и пьянству, сребролюбию и зависти, а при добродетелях борющие суть те, которые научают самомнению, тщеславию и гордости и таким образом через десное скрытно насевают в нас шуее (прп. Максим Исповедник , 90, 280). Кто во время восстания искушений воздерживается от помышлений о вещах, прилежит же молитве с собранием ума от всего к себе самому и к Богу, тот убивает грехотворную склонность и тем со стыдом обращает вспять диавола... (прп. Максим Исповедник , 90, 288). Кто... воздержанием и терпением мужественно заключил чувства и через душевные силы входы к уму чувственных образов преградил, тот удобно расстраивает все злые козни диавола, обращая его вспять со стыдом тем же путем, каким пришел (ср.: 4Цар. 19, 33 ) (прп. Максим Исповедник , 90, 288). ...Любят демоны после богослужения возмущать души наши недобрыми движениями, чтобы отомстить за поражение, причиненное им внимательным и благоговейным пребыванием в храме... (прп. Феодор Студит , 91, 49).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В любом случае, историки считали, что авторитет, признанный за Римом Восточными Церквами, никогда не был юридического и политического свойства (кроме отдельных претензий и авторитарности некоторых пап) и не подменял собой и не противопоставлял себя, по существу, принципу коллегиальности и его исполнению, чему всегда оставались приверженными Восточные Церкви . 581 Можно найти подтверждение этого толкования слов Христа в Послании XIIÏ «[...] Благочестивое исповедание [веры], которого лукавые уста еретиков, отверстые, как врата ада, не одолеют никогда» (Ер., XII, PG 91, 512В). 585 Как это заметил J. PELIKAN, «Council or Father or Scripturë The concept of Authority in the Theology of Maximus the Confessor», p. 287 603 Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия//Диспут с Пирром, с. 237; Th. Pol., XII, PG 91, 144A-D(4); Rel. mot., VI, PG 90, 120CD(8); XIII, 128B(8); Dis. Biz., XI, PG 90, 145B(10); Ep. An., PG 90, 132A(11). 613 Th. Pol., X, 136A(6); Ep. Cal., PG 90, 136B(9); Dis. Biz., IX, PG 90, 144C(10); XII, 145C-148A(10). 614 Можно найти многочисленные справки и отличный анализ у J. PELIKAN «Council or Father or Scripture». The Concept of Authority in the Theology of Maximus The Confessor, p. 277–288, частично перепечатанный в: La Tradition chrétienne, t. II, LEsprit du christianisme oriental, 600–1700, p. 9–39. См. также очень хорошее исследование: V. CROCE, Tradizione e ricerca. II metodo meologi-co di san Massimo il Confessore. 616 Rel. mot., IX, PG 90, 124A. Эти разные составные части, о которых говорит преп. Максим, тщательно проанализированы в великолепном исследовании V. CROCE, Tradizione e ricerca. II metodo teologico di san Massimo il Confessore 618 См.: V. CROCE, Tradizione e ricerca. II metodo teologico di san Massimo il Confessore, p. 83–101 620 Tradizione e ricerca. II metodo teologico di san Massimo il Confessore, p. 89. Выражение преп. Максима можно найти в: Ер., XVII, PG 91, 581D; Th. Pol., XIX, PG 91.205A, 224В 621 Диспут с Пирром, с. 175–177. В связи с последним вопросом см.: Th. Pol., XIX, PG 91, 224D-225A; Ер. XIII, PG 91, 532С 627 «Council or Father or Scripture». The Concept of Authority in the Theology of Maximus the Confessor, p. 287 632 Он различает таким образом выражения «Вселенская Церковь » и «Поместные Церкви» (для обозначения последних см., например: Th. Pol., VII, PG 91, 77В; X, PG 91,136С; XIX, PG 91,229C; XX, PG 91, 237C; Dis. Biz., XIII, PG 90,148A)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

– Беседы 51–57 (Дополнение к Собранию Η). Греч, текст: Macarii Anecdota. Seven unpublished Homilies of Macarius/L. Marriott. Cambridge, 1918 (Harvard Theological Studies 5). – Беседы (Собрание III) 1–28. Греч, текст и франц. перевод: Pseudo-Macaire. Homélies de la Collection II (1–28)/Texte, trad. V. Desprez. Paris, 1980 (Sources chrétiennes 275). – Послание чадам. Греч, текст: Strothmann W. Textkritische Anmerkungen zu den geistlichen Homilien des Makarios-Symeon. Wiesbaden, 1981. S. XVI-XXII. – 150 глав./Главы переведенные. Греч, текст: Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1976· Τ. Γ». Σ. 171–234; Makarios-Symeon. Reden und Briefe. Die Sammlung des Vaticanus Graecus 694 (B)/H. Berthold. Berlin, 1973 (Die griechische christliche Schriftsteller der ersten Jahrhunderte 55). Максим Исповедник , прп. – Богословско-полемические сочинения. Греч, текст: PG 91, 9–285. – Вопросоответы к Фалассию. Греч, текст: PG 90, 244–785. Греч, текст: Maximi Confessoris Quaestiones ad Thalassium/Ed. C. Laga, C. Steel. Turnhout, 1:1980; 2:1990 (Corpus Christianorum. Series Graeca 7:22). – Вопросы и недоумения. Греч, текст: Maximi Confessoris Quaestiones et dubia/Ed. J. H. Declerck. Turnhout, 1982 (Corpus Christianorum. Series Graeca 10). – Главы о любви. Греч, текст: PG 90, 960–1080; Massimo il Confessore. Capitoli sulla carità/Editi criticamente da A. Ceresa-Gastaldo. Rome, 1963. – Главы о богословии и домостроительстве. Греч, текст: PG 90, 1084–1173; Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1976. Τ. 2. Σ. 52–90. – Десять глав о добродетели и пороке (неподлинное сочинение). Греч, текст: PG 90, 1185–1189. – Диспут с Пирром. Греч, текст: PG 91, 288–353. – Мистагогия. Греч, текст: PG 91, 657–718; Maximi Confessoris Mystagogia/Ed. C. Boudignon. Turnhout, 2011 (Corpus Christianorum. Series Graeca 69). – Письма. Греч, текст: PG 91, 364–649. – Различные богословские и домостроительные главы. Греч, текст: PG 90, 1177А-1185С. – Слово о подвижнической жизни. Греч, текст: PG 90, 912–956; Maximi Confessoris Liber asceticus/Ed. P. Van Deun. Turnhout, 2000 (Corpus Christianorum. Series Graeca 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

286 Канон прп. Максиму, Песнь III, цит. по: Муретов 1915. С. 238. Там же приводится текст по-славянски: «Тремя убо телесы, во единой души единомудренно сопротивистеся, отцы чуднии, зле отъемлющим Христовы страсти и сугубое действо». 288 Это место по-разному звучит в переводе Аллен и Муретова. В переводе последнего Максим спрашивает не об «исповедании», а об «условии» воссоединения: «...впрочем, я хочу узнать условие, на котором состоялось единение всех Церквей, и если это сделано хорошо, я не стану отчуждаться». Такой перевод слова μολογα в этом контексте нам представляется менее верным, так как дальше эмиссары Петра говорят именно об исповедании, а не просто об «условии» воссоединения. 289 Есть все же косвенный довод в пользу версии, что эмиссары Петра солгали, поскольку в тексте приговора, вынесенного Максиму синодом в 662 г., дословно приведенному в DsB 17, нет ни слова о том, что папа Римский благословил вынести этот приговор (хотя это бы придало приговору «эффектность»). 291 Ларше 2004. С. 207–211. На его толковании, к сожалению, сказалась ошибка в датировке этого послания. Ларше относит его ко времени приезда в Константинополь апокрисиариев папы Евгения (654). 292 Последний раз Максим упоминает Промысел Божий в DsB 3: « И говорит ему Феодосии епископ: «Как живешь, господин авва Максим?» Ответил святой: «Как предопределил Бог прежде всех веков Свое промыслительное обо мне решение, так и живу». Феодосии говорит: «Что же ты говоришь? Но разве прежде всякого века о каждом из нас предопределил Бог?» Максим сказал: «Если предуведал, то без сомнения и предопределил» ( Рим 8:29 ). 293 Такое единение Максим называет Пятидесятницей. Ср.: «Таинство Пятидесятницы [есть] непосредственное единение с Промыслом тех, о ком [есть] Промысел, т. е. единение природы с логосом [каждого] согласно замыслу Промысла» (Thai65, PG 90 760; Laga/Steel 65.549–552). Ср. в АтЪ 7 (к Иоанну): «Итак, каждое из умозрящих и словесных [творений], [т. е.] ангелов и человеков, по самому логосу, соответственно которому сотворено, – сущему в Боге и к Богу, – и является, и называется частицей Бога (за счет своего, как сказано, предсуществующего в Боге логоса). Вне всякого сомнения, даже если получит оно соответственно этому [логосу] движение, окажется в Боге, в Котором, как начало и причина предсуществует его логос бытия, и если ничего иного соответственно тоске не пожелает прежде собственного начала обрести, то не истекает из Бога, но, скорее, через вытягивание к Нему, Богом становится и называется частицей Бога» (PG 91 1080). Можно усмотреть своего рода символизм в том, что преполовение Пятидесятницы упоминается в самом начале письма Максима к Анастасию как дата его последнего дошедшего до нас исповедания Христа (о богословии Пятидесятницы в православной традиции, в том числе у прп. Максима, см.: Беневич Г. И., Шуфрин Л. М. Беседы о православном догматическом богословии. СПб., 2004. С. 75–86,174–193).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Стяжать же эти добродетели можешь ты не одним своим произволением, но силою Божиею и содействием Святаго Духа, при многом внимании и молитве, и, стяжав их таким образом, можешь через них избавиться от сказанных трех крепких исполинов лукавого (прп. Марк Подвижник , 90, 484–485). Когда, строго относясь к страстям, сильнее от бесов бываем стужаемы срамными помышлениями, тогда наипаче да утверждаемся в вере Господу, и крепчайшее да восставляем в себе упование обетованных вечных благ, которых лишить и от которых отчуждить нас стараются враги наши по зависти. Ибо если бы блага сии не были крайне велики, то бесы не горели бы такою к нам завистью и не устреляли бы нас так часто скверными помыслами, чая хоть этим удовлетворить злобе своей и думая вогнать нас в отчаяние многократным этим и несносным стужанием (прп. Иоанн Карпафский , 92, 80). ...От человека требуется не это одно – усыпить свои страсти, а и то, чтобы искоренить их, то есть преодолеть их, когда будут против нас упорствовать. Страсти же усыпленные пробуждаются, как скоро встречается причина прийти им в деятельность (прп. Исаак Сирин , 59, 248). Источник. Кто не удалится добровольно от причин страстей, тот невольно увлекается в грех (прп. Исаак Сирии, 59, 290). Источник. Никто не может победить страсти, разве только добродетелями ощутительными и видимыми... (прп. Исаак Сирин , 59, 362). Источник. ...Всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде нежели они вкоренятся и укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется вам много пострадать от Них; потому что иное дело вырвать малую былинку и иное – искоренить большое дерево (прп. авва Дорофей , 30, 101). Источник. ...Без труда и сердечного сокрушения никто не может избавиться от страстей и угодить Богу (прп. авва Дорофей , 30, 214). Источник. Как одержимому долговременного болезнью невозможно в одно мгновение получить здравие, так невозможно и в короткое время победить страсти, или хотя одну из них (прп. Иоанн Лествичник , 58, 214). Источник. Кто во время восстания страстей мужественно... изгонит мечтание и память о чувственных вещах... тот победоносно посрамит, с помощью Божественной благодати, восставшее на него злое и тиранское насилование страсти и диавола (прп. Максим Исповедник , 92, 287–288).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Шёл 1875 год. Прошло чуть более десяти лет, и святитель Феофан оказался очень глубоко вовлечён в перевод трудов прп. Максима. 23 ноября 1886 г. в разгар работы над 3-м томом «Добротолюбия» он записал: «Я здравствую. Но брыкание ног лишает сна, и от этого некая слабость. Но она скоро отходит. Сижу над Максимом исповедником . Великий он созерцатель! И не всегда досязаешь до его высоты, – и проникаешь его глубины. И речь у него, всегда полная и многообъятная. А иной раз сжата. Не редко приходится употреблять перифраз вместо перевода дословного. Что делает и латинский переводчик, мой наилучший помощник…». 665 В тот момент свт. Феофан работал над сложными богословскими главами прп. Максима, часть которых ему придётся впоследствии сократить. «Св. Максим оставил много писаний, и догматических и обличительных, более же нравоучительных и аскетических», 666 – так писал свт. Феофан, резюмируя свои труды, вопреки современным классификациям трудов прп. Максима, в которых чисто аскетические сочинения занимают всего лишь две позиции. Прп. Максим Исповедник – автор нескольких десятков сочинений аскетических, богословских, экзегетических. В греческое «Добротолюбие» вошли следующие его сочинения: 1. «Четыре сотницы о любви» (Capita de caritate – CPG, N 7693. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 291–330. 1958. Τ. 2. Σ. 451; PG. 90. Col. 961–1071 . Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 163–228). 2. «Умозрительные и деятельные главы» (Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 331–439. 1958. Τ. 2. Σ. 52–186. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 229–288) 667 . 3. «Толкование на молитву «Отче наш»» (Orationis dominicae expositio – CPGS, N 7691. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 440–453. 1958. Τ. 2. Σ. 187–202; PG. 90. Col. 872–909 ). В русском «Добротолюбии» отсутствует, возможно, потому, что отрывки из этого толкования были включены ранее святителем Феофаном в сб. «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении» (М., 1889). Перевод свт. Феофана был выполнен с учётом полного славянского перевода прп. Паи сия (Величковского), изданного Оптиной пустынью (М., 1853).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

64 PG 91, 192ВС (О двух волях). «Если как человек Он (Христос) имел природную волю, Он непременно хотел того, что Он Сам как Бог установил по природе для природы ради ее поддержания...» (PG 91, 308D. – Богословские сочинения). 68 См. например, PG 91, 28ВС (Богословские сочинения): «Одна при­родная воля соответствовала бы одной природе Христа. Если Христос – одна природа, то Он не истинный Бог и не истинный человек. Если Он, будучи одной природой, Бог , то у Бога будут две природы, и сторонники этого лжеучения впадут в многобожие». 69 По мнению И. Орлова, они первыми использовали выражение «из­бирательная воля» для доказательства своего лжеучения (Орлов 1888, 123, прим. 3). 75 Qu. Thal. 21: PG 90, 313. С. Епифанович , рассматривая это место, писал, что, используя в данном случае слово γνμη, прп. Максим подчеркивает добровольность всех непогрешительных страстей во Христе и явно не противоречит раскрытому им учению, что во Христе не было γνμη (Епифанович 1916–1917, 108, прим. 1). 85 Это толкование прп. Максим приписывает св. Василию Великому , но фактически сам истолковывает и св. Василия и св. пророка Исаию. См. Pyrr.: PG 91, 309А. На данное место из пророка Исаии опирались также отцы III Вселенского собора, доказывая, что у Христа с самого младенче­ства не было какого-либо несовершенства. См.: Дeяhuя III Вселенского Собора (431 г.), I, 1, 6, 70:32–42: TLG 5000/1. 89 Как сообщает Леонтий Византийский , афтартодокеты учили, что «тело Христа бесстрастно, непреложно и неизменно, [...] невидимо и нео­сязаемо, не имеет ни качества, ни количества, и вообще бестелесно, – все это они назвали чудесным словом нетление» (Leont. В. Nest. et Eut., с. aphthartod. or. 2: PG 86, 1321A). При этом бесстрастие и нетление пони­мались ими как естественное состояние человечества Христа, а страдание – как чудо (PG 86, 1333D). Именно в связи с общими представлениями аф­тартодокетов должно оценивать позицию Юлиана Галикарнасского (нетле­ние Христа – «это не быть подчиненным по необходимости тлению, про­исходящему от греха». Цит. по: Grillmeier 1993, 288), которая сама по себе оказалась бы едва не православной, как было показано Ж. К. Ларше (Larchet 1996, 314).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

III, 45 [p. 164 Ceresa-Gastaldo; PG 90, 1029 B] – 159 117 Диспут с Пирром. CPGSadd 7698. Рус. пер. (качественный, хотя и с редкими и порой существенными неточностями в богосл. терминологии) Д. Е. Афиногенова: Диспут с Пирром: Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия/Отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004 ( Σμραγδος Φιλοκαλ ας). С. 146–237 (с параллел. греч. текстом по PG, в аппарате дополнительно учтены рукоп. Paris. gr. 1246 и конъектуры современных учёных). PG 91, 341 A – 187 87 , 232 278 , 246 347 (последние два места сомнительны), 299 8 PG 91, 341 C – 183 71 , 303 26 Изложение прения – см.: Анастасий апокрисиарий. О различных затруднениях (Амбигвы). CPGSadd 7705. 2892/50 (Ambigua ad Th omam). Полн. рус. пер. (ненадежный) архим. [ныне еп.] Нектария [Яшунского]: Прп. Максим Исповедник . О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М., 2006. Надежные пер. 41-й амбигвы: 1) А. Р. Фокина : Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Богословский сборник. Вып. 11. М., 2003. С. 128–136; 2) С. В. Месяц: а) Историко-философский ежегодник 2004. М., 2005. С. 122–127 [с опущением конца амбигвы]; б) БТ 40 (2005), 5–10 [фрагмент переведен полностью]; в) Космос и душа 2005, 280–288. PG 91, 1128 A – 214 205 PG 91, 1141 A – 197 133 , 198 137 , 205 165 , 209 181 , 304 27 PG 91, 1144 C – 200 147 PG 91, 1237 B – 186 84 PG 91, 1305 A – 343 78 PG 91, 1308 B – 2654 35 , 266 438 PG 91, 1401 D – 383 214 Письма. CPGS 7699. Рус. пер. (не вполне надежный) Е. Начинкина: СПб., 2007 (Византийская философия; 2; Σμραγδος Φιλοκαλ ας). Письмо I к Георгию, наместнику Африки. Рус. пер. текста и схолий на с. 75–90. PG 91, 376 AB – 2654 35 , 266 438 Письмо XII к Иоанну кувикуларию. Рус. пер. на с. 129–156. PG 91, 485 C – 182 66 Письмо к Анастасию монаху. CPGSadd 7701. Рус. пер. М. Д. Муретова : Прп. Максим Исповедник . Творения. Ч. 1. СП, 1915 (ТСО 69). С. 85–89. Переизд. пер. с испр. по англ. пер. (с крит. изд.): Прп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007 (Византийская философия; 1; Σμραγδος Φιλοκαλ ας). С. 199–201. PG 90, 132 B – 183 69 Соч. богословские и полемические. CPGSadd 7697. К пресвитеру Марину (Opuscula theologica et polemica 3). PG 91, 41 BC – 182 66

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Юлиан Отступник К Царю Солнцу. TLG 2003/11. Не надежный рус. пер. Т. Г. Сидаша: Император Юлиан. Соч. СПб., 2007. С. 91–132. 6 [ad fi nem] – 300 11 20 [vol. 2 (2), p. 116 Lacombrade] – 185 79 Ямвлих О жизни Пифагора. TLG 2023/1. Рус. пер.: Ямвлих. Жизнь Пифагора/Изд. подгот. В. Б. Черниговский. 2М., 1998. III, 13; XXI, 97; XXIV, 107 – 51 сн . XIII, 61–62 – 50 33 XVIII, 82–86 – 51 37 Святые отцы и древнецерковные авторы Анастасий Апокрисиарий Изложение прения. CPGSadd 77 36 . Рус. пер. М. Д. Муретова : Прп. Максим Исповедник . Творения. Ч. 1. СП, 1915 [ТСО 69], с. 50–83. Переизд. пер. с испр. по англ. пер. (с крит. изд.): Прп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007 (Византийская философия; 1; Σμραγδος Φιλοκαλ ας). С. 159–174. 8 [PG 90, 121 C] – 183 71 Анастасий Синаит , прп. Путеводитель. CPGS 7745. 2896/1. Рус. пер. А. И. Сидорова (только первых трёх книг): Прп. Анастасий Синаит . Избранные творения. М., 2003 (Б-ка отцов и учителей Церкви; 13). С. 191–272. II, 2 [p. 27: 12–17 Uthemann; PG 89, 53 C] – 288 568 Андрей Критский , прп. На Преображение. CPGS 8176. PG 97, 948 AB – 284 550 Анонимные сочинения Разговор некоего ученого и философа от Божественных Писаний. PG 150, 864 C – 867 B. PG 150, 865–866 – 169 32 [Без названия.] PG 150, 870 B – 873 D. PG 150, 870–871 – 169 33 Антиох Монах Пандекты Священного Писания. CPGS 7843. 105 (О псалмопении) [PG 89, 1752 A] – 150 70 Апостольские правила. CPGS 1740. Текст включен в Const. apost., VIII [SC 2894]. Ряд изд. слав. и рус. пер. 69 [SC 336, p. 300 Metzger; PG 137, 176 D; с. 76 Бенешевич] – 439 25 Афанасий Александрийский (Великий), свт. Рус. пер.: Творения. Т. 1–4. М., 1994 (1-е изд. в серии ТСО 17, 19, 21, 23: М., 1851–1854). Беседа на «Все Мне предано Отцом» [ Мф. 11, 27 пар.]. CPG 2099. TLG 2035/39. Рус. пер.: т. 1, с. 268– 276. 4 [PG 25, 216 B] – 245 345 Житие Антония. CPGS 2101. TLG 2035/47. Рус. пер.: т. 3, с. 178–250. VII, 6 [SC 400, p. 152: 25–27 Bartelink; PG 26, 852 C] – 25 сн . X, 2–3 [P. 164: 9–11 Bartelink; PG 26, 860 A 10–12] – 468 46

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010