Я обручу тебя со Мной на век, и обручу тебя со Мной в законе, и в правосудии, и в благости и в милосердии, – и в вере» 438 . «Снова разведешь виноградники на горах Самарии, о дщерь Израилева: и посадившие посадят лозу и будут есть плоды. И будет день, когда стражи на горе Ефремовой провозгласят: «Вставайте, и взойдем на Сион, к Иегове, Богу нашему 439 . И наследует дом Иакова свои наследия» 440 . Но хотя «венец гордости и был попираем ногами людей и зверей», однако, в оный день Иегова воинств будет великолепным венцом и прекрасной диадемой остатку народа своего 441 . Предсказанная судьба Иерусалима изложена гораздо явственнее и объяснена гораздо полнее, чем судьба столицы десяти колен Израиля. Со времен Иакова он всегда служил предметом пророчеств, и как местопребывание правительства детей Иуды, скипетр не был исторгнут от него до появления Мессии, по прошествии семнадцати столетий после смерти патриарха, и до предсказанного Даниилом и затем наступившего периода его запустения. Другая судьба тогда ожидала его, и прежде, нежели величие его померкло, и даже в то самое время, когда он кишел иудеями, со всех сторон стекавшимися в него на праздник, и когда он был обитаем многочисленным народонаселением, жившим в безопасности и мире, приговор его был ему уже объявлен: он будет «попираем ногами язычников, пока время язычников не исполнится». Время язычников еще не исполнилось, и Иерусалим все еще попирается язычниками. Иудеи часто пытались возвратить его; никакое расстояние ни места, ни времени, не может заставить изменить их чувства к нему: молясь, они обращаются к нему лицом, как будто он был предметом столько же обожания их, сколько и любви; и хотя желание их возвратиться так сильно, так постоянно и так неизгладимо, что каждый иудей, в каждом поколении, считает себя изгнанником, однако, они никогда не были в состоянии воссоздать свой храм, ни освободить Иерусалим из рук язычников. Но могущество несравненно сильнейшее присоединилось к их попытке уничтожить решение, признанное решением Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Департамент гос. хозяйства и публичных зданий — 382, 422, 424, 499–500 Департамент уделов — 176, 177, 383, 425–428, 500 Державин, Гавриил Романович — „Кузнечик“ — 292 („Счастлив ты, златой кузнечик“), 471 Диев, Михаил Яковлевич — 429 Диканька, имение — 270, 464, 478 Директор Опекунского совета — 210, 441 Директорская ключница (лицо не выяснено) — 99 Дмитриев, Иван Иванович — 238–242, 247–248, 450, 451, 452 Днепр — 338 Доленга-Ходаковский (Dolga-Chodakowski), Зорыян — 284, 311 („толстые книги“), 467, 469, 477 Долинин, Аркадий Семенович — 435, 438 Дондуков-Корсаков, Михаил Александрович — 337 („попечитель“), 340, 350 („князю“), 364, 483, 489, 493, 494, 501 Дорогой, собака — 107, 115, 130, 411 Дубровное, имение — 399 „Дума о Федоре Безродном“ — 311, 477 Дурылин, Сергей Николаевич — 396, 400, 401, 406, 419, 431, 462 Дюканж (Ducange), Виктор — 204 Дюма (Dumas), Александр — 434 Дюрер (Dürer), Альбрехт — 156, 423 Дядьковский, Иустин Евдокимович — 237, 240, 246, 274, 451 Евгений Савойский — 109 Евлампий, фельдшер — 103, 410 Европа — 98 („за границу“), 153, 164, 171, 204, 290, 299, 376 „Европеец“ — 462, 463, 485 Егоров, Алексей Егорович — 428 Екатерина II — 177, 441 Екатерина Григорьевна — 199 Екатерининский институт — 194, 210, 432, 441 Екименко, управляющий имением — 70, 76, 89, 408 Емельян, священник — 265, 287, 462 Ермолов, Дмитрий Иванович — 176, 182 Жанен (Janin), Жюль — 366, 495 Житомир — 279, 335, 336, 339, 349, 482 Житомирская гимназия — 335, 349 Жуковский, Василий Андреевич — 47 („Собрание образцовых сочинений“), 48, 205–208, 214, 218, 291, 305, 309, 312, 322, 332, 336, 337, 369–370, 394, 431, 436, 439–441, 443, 444, 449, 452, 453, 460, 461, 480, 482 — „Баллады и повести“ 218, 443 — „Путешествие по Саксонии“ 341, 485 — „Сказка о царе Берендее“ 207, 440 — „Спящая царевна“ 207 („Начата другая“), 440 — „Сражение со змеем“ 217, 444 — „Стихотворения“ 349, 488 „Журнал Министерства народного просвещения“ — 296 („Журнал ваш“), 317 („Тему для статьи в журнал“), 318, 320, 321, 344, 348, 378, 420, 472, 473, 479, 480, 485

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

На составленный Редакционною Комиссией проект нового Уголовного Уложения, по отношению к некоторым статьям его, мною был сделан ряд замечаний 11 . II «Вся искушающая, добрая держите». (Фес. 5:21.) Законы, в которых отражаются нравы и обычаи народа, издаются на долгий период времени, для поколений не только настоящих, но и будущих; поэтому всестороннее обсуждение закона, до его издания, представляется не только желательным, но даже необходимым. Таким образом, неудивительно, что проект нового Уголовного Уложения вызвал ряд критических замечаний в нашей периодической печати со стороны лиц, им интересующихся и желающих внести свою посильную лепту на общую пользу. Руководствуясь соображением важности преобразования нашего Уголовного Уложения, нашли и мы необходимым, с своей стороны, высказать несколько замечаний: 1) по поводу статьи 352 и стоящих в связи с ней стт. 440 и 441 проекта нового Уголовного Уложения и 2) по поводу ст. 359 того же проекта. Первые три статьи (352, 440 и 441) изменяют постановления действующего Уложения о наказаниях (стт. 1559, 1560, 1593, 1594 и 1595) относительно последствий вступления в брак в степенях родства и свойства, недозволенных церковными законами; последняя (ст. 359) значительно изменяет ту ответственность за прелюбодеяние, коей подвергаются виновные лица, по действующему Уложению о наказаниях (ст. 1585). Все означенные статьи проекта нового Уголовного Уложения соприкасаются в правом церковным и потому для канониста представляют особенный интерес. III. Замечания по поводу стт. 352, 440 и 441 проекта нового Уголовного Уложения 12 Проект нашего нового Уголовного Уложения, в области брачного права, по вопросу о степенях родства и свойства, как препятствиях к браку, предлагает весьма существенные перемены, идущие в разрез с основными законами Православной Церкви, между тем как действующее законодательство по этому вопросу вполне соответствует этим законам. Именно, действующие гражданские законы наши гласят, что «воспрещаются и не признаются действительными браки, заключенные в степенях родства и свойства, церковными законами возбраненных» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Евгений, главным образом на основании Регламента и указов 445 , строго хронологически следит за возникновением духовных училищ, иногда отмечая, впрочем, не самый год основания школы, а только год издания указа об этом основании (стр. 440–441). Его внимание обращено, при этом на: 1) основателей училищ, каковыми были большею частию епархиальные преосвященные (стр. 421, 422, 424, 425, 426, 482, 488, 484, 485, 442, 444, 446, 449, 450, 451 и 452), 2) заботы правительства о подготовке учителей (стр. 427, 451 и 453), 3) состав и количество учащихся (стр. 421, 423, 424, 425, 626, 429, 434, 436–441, 449, 458 и 454) и на распоряжения высшей власти о наборе учеников для школ (стр. 427, 428, 482, 435–441, 445 и 446), 4) число классов в школе (стр. 421, 425, 428, 429, 433, 434, 435, 442 и 443), 5) сумму «казенного жалованья», ассигновавшегося в известное время и на известное училище (стр. 421, 425, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 442–447, 449 и т. д. до конца), а также на частные источники содержания (стр. 422, 423, 426, 437 и 443), 446 и 6) учебный курс (стр. 423, 424, 425–429, 430–433, 436, 438, 444 и 451), без указания, впрочем, программ и руководств с учебниками. 447 Что касается причин, вызывавших время от времени разные училищные реформы, порядка назначения и состава учителей, внутренней жизни училищ и их непосредственных управителей, – об этом, за весьма редкими исключениями (стр. 480 и 431), преосв. историк умалчивает, точно также, как молчат на этот раз почти все оффициальные указы, гласящие об открытии духовных школ. Но за то Евгений иногда сообщает сведения о высшем управлении, контроле и соподчинении наших духовных училищ (стр. 423, 428–429, 432, 435–36, 440, 425, 447 и 450). Исключая академий и семинарий, эти последние не имеют у него определенного и постоянного названия, а называются, смотря по обширности курса, то высшими, то нисшими или «нижними» (стр. 424, 425, 426, 427, 433, 434 и 444), или же никак не называются, но тем не менее различаются (стр. 423, 425–6, 428, 429 и 430).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Почти вся 434 и половина 435 страницы выписаны из книги Стукова, стр. 90–92, причем в 7 сверху строчке 435 стр. о. Малиновский вздумал скобку перенести на одно слово налево, от чего получилась, конечно, безсмыслица. Под строкой к выпискам из Стукова подбавлены два примечания, взятые у архиеп. Сергия (См. стр. 34 прим. 1., стр. 34 прим. 3, стр. 35 прим.). Рассуждения, наполняющие первую половину 436 стр., буквально без всякой цитаты списаны у архиеп. Сергия со стр. 35. Чрез три строки следует сравнительно небольшая выписка из книги Стукова, стр. 1. 1-ое прим. со всеми цитатами списано у Сергия (со стр. 35 прим. 3), а 2-ое у Стукова (стр. 1 прим.1). Около половины 437 стр. занято пересказом и заимствованием из диссертации Мышцына со стр. 111. 113.112. Ilpuмeчahue тоже взято, впрочем с цитатой, у Мышцына. Интересно здесь поцитован известный библейско-богословский словарь Кремера: из «Cremer. bibl.-theol. Wrterbuch " -Мышцына у о. Малиновского получилось: «С. Kremer. Bibli- theol. Worterb». Вся 438 стр. буквально списана у Мышцына, стр. 113–115. 439 стр. тоже дословно списана у него же, стр. 116–118. Списав у Мышцына более двух страниц, о. Малиновский в 1 прим. на 440 стр. ставит цитату: «Мышцына. Уч.ап. Павла о законе дел 111 стр. и след. См. также у проф. Глубоковского. Н.Н. Благовестие ап. Павла I т.432–433 стр. » Дает ли эта цитата достаточно ясное указаниие, что, как и сколько списано у Мышцына? Но и после этой цитаты выписки из Мышцына не прекращаются: ими заполняется не менее половины стр. 440 и первый отдел на стр. 441 (Срвн. стр. 119. 120. 122 Мышцына), а во 2-м прим. на 440–441 стр. как бы дается понять, что из Мышцына только лишь это примечание размером в четыре строчки. В конце 443 стр. взято две фразы со стр. 34 и 32 книги архиеп. Сергия. На стр. 444 есть заимствования у Мышцына, со стр. 210 и 215, а также у Стукова, стр. 144, у которого взяты с 75 стр. сведения и для первого примечания. Стр. 445–446 за небольшими исключениями представляют буквальные выписки из книги Мышцына, стр. 215–219. Отступления попадаются, напр.,такого рода: 1)Мышцын (стр. 215–216) приводит длинный ряд цитат Свящ. Писания, где встречается τ γθ εργ-о. Малиновскому (стр. 445) скоро надоедает списывать цифры; он бросает, ставя: «и др.» 2) У Мышцына: «совершая дела, человек лишь реализует свою веру» (стр. 219), о. Малиновский «поправляет» стиль: «совершая дела, человек лишь обнаруживает свою веру» (стр. 446); с этой поправкой, кажется, несколько «поправляется» и мысль, при том едва ли к лучшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Фразу эту историк мог написать и во время мира и во время каких-либо волнений; следовательно, книга Сократа могла появиться не только в 439 году, но и в 440 и 441 годах. Во-вторых, нам кажется, говоря о мире, Сократ здесь разумеет не мир обыкновенный, знаменующийся отсутствием волнений и войн, а тот высший мир, когда все люди действительно будут проникнуты мирными чувствами, когда народы раскуют мечи свои на рала, когда водворится братство, наступить царствие Божие на земле, придет к осуществлению идеал христианский, – словом, такой мир, о котором только мечтает историк, но который конечно не мог водвориться в скором будущем – чрез год – два, чрез десятилетие. Только о таком времени, о таком мир можно серьезно говорить, что он упразднит необходимость писания истории; ибо, с водворением царствия Божия на земле, должно наступить некое райское состояние, но рай – истории иметь не может. По крайней мере, кажется, нельзя иначе понимать слова Сократа: «молю Бога, чтобы есть церкви, города и народы жили в мире», чем как мы их понимаем. Впрочем, не будем много настаивать на этом последнем понимании слов Сократа. Для нас достаточно будет понимать их в смысле желания мира, в смысле мечты о наступлении более или менее продолжительного спокойствия в церкви и государстве. Если Сократ только желал мира, а не считал его наступившим уже, как думает Иееп, то какое основание приурочивать появление труда Сократа к 439 г. и не допускать, что такой факт мог последовать не только в 439 г., а и в дальнейшие года. Однакоже, мы не думаем, чтобы Сократ издал в свет свой труд в 439 году, в течение которого закончен этот труд, так как это обнаруживало бы с его стороны поспешность и торопливость, ничем не вызываемую; не думаем также, чтобы это последовало в 442 или 443 году, так как в таком случае историк мог бы рассказать что – нибудь из истории церковных дел 439 – 441 годов. Всего вероятнее, что Сократ окончил и пустил в публику свое произведение в 440441 годах. Из жизни Сократа отметим некоторые черты, который положили свой отпечаток на характере его истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

«Древле, пока не совершилось еще Божественное Спасителево пришествие, страшна была смерть и самым святым, и все оплакивали умирающих как погибших. Теперь же, поскольку Спаситель воскресил тело, смерть уже не страшна, но все верующие во Христа попирают ее, как ничтожную, и скорее решаются умереть, нежели отречься от веры во Христа. Ибо несомненно знают, что умирающие не погибают, но живы, и чрез воскресение сделаются нетленными. Один лукавый диавол, древле зло наругавшийся над смертию, остался истинно мертвым, по уничтожении смертных болезней». Приступающие к учению Христа Спасителя уверенно шествуют на казнь за имя своего Божественного Наставника, делаются свидетелями Его воскресения и низложения смерти. И не только мужи христианские, но и жены, даже дети, учатся, как бороться со смертию. «Столько немощною стала она, что и жены, прежде обольщенные ею, смеются теперь над нею, как над мертвою и расслабленною» (1, 224–225; 2, 440–441). Христос отъял самую боязнь смерти. Как смерть Он привёл в бездействие смертью, так и «все человеческое – Своим человечеством» (2,440–441). Подобно тому как когда законный правитель победит в брани «похитителя власти» и свяжет его по рукам и ногам, тогда уже проходящие мимо смело наносят удары, не боясь его свирепости, потому что он побежден. Так и поскольку смерть побеждена, опозорена Спасителем на кресте, повержена, связана по рукам и ногам, то все ходящие во Христе попирают ее и, делаясь за веру во Христа Спасителя мучениками, смеются над нею, говоря: «Где ти, смерте, победа? Где ти, аде, жало?» (1,225–226, 227). Если же верой во Христа, крестным знамением смерть попирается, то очевидно перед судом истины, что «одержал победу и восторжествовал над смертью, и довел ее до изнеможения не иной кто, а Сам Христос. И если прежде смерть была сильна, а потому и страшна, ныне же, по пришествии Спасителя, после смерти и воскресения тела Его, смерть пренебрегается, то явно, что она упразднена и побеждена Христом, восшедшим на крест» (1, 227, 228).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Мы знаем два таких опыта. Ученые, о которых у нас речь, при решении вопроса обращают внимание на следующую фразу Сократа, находящуюся в заключительной главе его «Истории»: «я оканчиваю свою историю и молю Бога, чтобы все церкви, города и народы жили в мире; ибо когда воцарится мир, желающие писать историю не будут иметь предмета». Основываясь на этих словах Сократа, исследователи разбираемого вопроса полагают, что Сократ окончил и издал в свет свою историю в такое время, когда в государстве и церкви господствовал мир. Какое же это время, – на это получается ответ неодинаковый. Один ученый, Лудвиг Иееп думает, что труд Сократа издан не задолго до конца 439 года, потому что в самом конце 439 года Гензерих и Вандалы захватили Карфаген, вторглись в Сицилию и угрожали самой Италии. В борьбе с ними принял участие и Восток, Восточная империя. Против неприятеля двинут был восточный флот, состоящий из 1.200 кораблей, экспедиция заняла 440441 год. Следовательно – делает вывод Иееп – Сократ выдал свое сочинение в 439 году, так как, по его словам, он заключил книгу во времена мира, а после 439 года мира долгое время не было 158 . Иначе судит по тому же вопросу другой ученый – Гюльденпеннинг. Находя, что Сократ едва ли заключил свой труд в том самом 439 году, до которого доводится история, немецкий ученый вынуждается указать, в какое же именно время после 439 года выдал свое сочинение Сократ. Он соглашается, что 440441 годы не были временем мира, следовательно – в эту эпоху не могло явиться оно, как законченное во времена мира. По суждению Гюльденпеннинга, всего вероятнее Сократ выдал свой труд в 443 году; основания для такого мнения исследователь находит в следующем: в 443 году император Феодосий Младший совершил продолжительное путешествие по Азии; подобное путешествие могло быть предпринято лишь в самое мирное время; поэтому, с большою вероятности, можно утверждать, заключает Гюльдеппеннинг, что в этом году Сократ и выдал свою книгу; впрочем – тот же ученый не отвергает возможности появления сочинения и несколько раньше, но признает такую возможность менее вероятною 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Поставленный вопрос можно решать только гадательно. В последних строках своей книги Сократ говорит, что он довел свое историческое повествование до начала семнадцатого консульства императора Феодосия II (кн. VII, гл. 48), а так как это консульство падает на 439 год, то отсюда само собою вытекает, что Сократ окончил свой труд никак не раньше начала 439 года. Но этою датою еще не определяется точно, кончил ли свой труд Сократ в том же 439 году или позднее? В виду этого в науке появляются опыты решить указанный вопрос более положительным образом. Мы знаем два таких опыта. Ученые, о которых у нас речь, при решении вопроса обращают внимание на следующую фразу Сократа, находящуюся в заключительной главе его «Истории»: «я оканчиваю свою историю и молю Бога, чтобы все церкви, города и народы жили в мире; ибо когда воцарится мир, желающие писать историю не будут иметь предмета». Основываясь на этих словах Сократа, исследователи разбираемого вопроса полагают, что Сократ окончил и издал в свет свою историю в такое время, когда в государстве и церкви господствовал мир. Какое же это время, – на это получается ответ неодинаковый. Один ученый, Лудвиг Иееп думает, что труд Сократа издан незадолго до конца 439 года, потому что в самом конце 439 года Гензерих и Вандалы захватили Карфаген, вторглись в Сицилию и угрожали самой Италии. В борьбе с ними принял участие и Восток, Восточная империя. Против неприятеля двинут был восточный флот, состоящий из 1200 кораблей, экспедиция заняла 440–441 год. Следовательно – делает вывод Иееп – Сократ выдал свое сочинение в 439 году, так как, по его словам, он заключил книгу во времена мира, а после 439 года мира долгое время не было 161 . Иначе судит по тому же вопросу другой ученый – Гюльденпеннинг. Находя, что Сократ едва ли заключил свой труд в том самом 439 году, до которого доводится история, немецкий ученый вынуждается указать, в какое же именно время после 439 года выдал свое сочинение Сократ. Он соглашается, что 440–441 годы не были временем мира, следовательно – в эту эпоху не могло явиться оно, как законченное во времена мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

430. Еммаус (Emniaus), откуда, был Клеопа, о котором упоминает евангелист Лука; это ныне Никополь, известный, город Палестины. 431. Еммахадор ( μμαχδρ), жребия Неффалимова, отлученный Левитам. 431. Ематдор (Emathdor), в колене, Неффалимове, отлученный Левитам. 432. Запаление ( μπυρισμς), место в пустыне, где были сожжены роптавшие на Бога. 432. Сожжение (Incendium), т. е. Jidt, место в пустыне, где пламя пожрало некоторую часть народа. 433. Енаким , ( νακεμ), в нем, Иисус истребил Енакимов, из горней в Хевроне. 433. Енаким (Enacim), и в нем Иисус умертвил Енакимов, гигантов из горной страны, в Хевроне; но мне кажется, что Енагимы нт есть название местности, а жителей Хеврона. 434. Енаким , ( νακεμ), Аквила: дебрей. 435. Енарава ( ναραβ), Аквила: в плоской, Симмах: в равнине. 435. Инараба (Inaraba), вместо чего Аввила перевел: на, низком или ровном, а Симмах: на равнине. 436. Енахим ( ναχεμ), или Михей. Аквила и Симмах: в рыдании. 436. Инахим (Inachim), или Инбахим (Ihbachim), вместо чего Аквила и Симмах перевели: в плаче; о нем упоминает и пророк Михей. 437. Енемек ( νεμκ), Аквила и Симмах: в дебри. 437. Инемек (Inemec), вместо чего Аквила и Симмах перевели: в дебрь. 438. Енфааф ( νθαθ), стан сынов Израилевых в пустыне. 438. Интаат (Inthaath), стан сынов Израилевых в пустыне. 439. Ениам и зим ( νιμ κα ζμ), в дебри Зим. 439. Инакзеб (Inaczeb), вместо чего Симмах перевел: в долине Зеб (Zeb). 440. Енлехи ( νλεχ), Аквила: челюсть. 440. Инлехи (Inlechi), что Агвила перевел: в челюсти. 441. Енна ( νν), прилежит пустыне Кадис. 441. Енна (Enna), находящая возле пустыни Кадес. 442. Ергав ( ργβ), где Ионафан стрелял стрелами. Аквила: камни, Симмах – камень, а в другом месть переводит: окружность. 442. Ергаб (Ergab), до которого места Ионафан, сын Саула протянул рожен, упражняясь в военном метании дротиков; Аквила и Симмах перевели это: камень, хотя в другом месте Симмах уп6требил вместо этого: τν περμετρον (окружность). 443. Еремвон ( ρεμβν), большое селение Иудеев, в 16 милиариях от Елевферополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010