Аще прилучится Марии Египетския в суботу < л. 125 >//Лазареву 436 или в неделю вербную, праздновати ей на 6-й недели Великого поста, вторник или в четверток. Аще случится Марии Египетския на Страстной недели, в кой день ни буди, праздновати ей на светлой недели вторник или в четверток. 437 – Месяца февраля в 12 день 438 Алексея митрополита московского чюдотворца. Имянины благоверного царевича князь Алексея Алексеевича, молебен с обеднею служат в Успении. Того дни братии ясти хлебы белые, шти с перцем или в сковородах ушное, квас подделной, двоя рыба, оладьи в патоки, за столом скаска, ковш заздравной, чаши схожие. На людей корм, люди не делоют. В вечере попом, дьяконом, головщиком погреб с медом: < л. 125 об.>//псаломщиком 439 , болшим служебником, в большую болницу братии с подделним; на менший монастырь старцем погреб с яшным. А аще случится Алексея митрополита на 1-й недели Великого поста, в кой день ни буди, праздновати ему на масляной недели во вторник или в четверток. Братии ясти хлебы белые, шти с перцем или в сковородах ушное, квас подделной, двоя рыба, оладьи в патоке 440 , ковш заздравной, чаши схожие. На людей корм, люди не делоют. В вечере попом, дьяконом, головщиком, уставщику погреб с медом; псаломщиком, болшим служебником, в болшую болницу братии с подделним; на меньший монастырь старцем погреб с яшным. < л. 126 >// Месяца 441 майя в 5 день мученицы Ирины. Имянины благоверные царевны Ирины Михайловны. Того дни братии ясти хлебы белые, шти с перцем или в сковородах ушное, двоя рыба, квас подделной, за столом скаска, оладьи с медом, ковш заздравной, чаши схожие. На людей корм, люди не делоют. В вечере попом, дьяконом, головщиком, уставщику погреб с медом; псаломщиком, болшим служебником, в болшую больницу братии с подделним; на меншей монастырь старцем с яшным. Июля в 25 день успение святые Анны, матере святыя Богородицы. Имянины благоверные царевны Анны Михайловны. Генваря в 12 день святые мученицы Татьяны. Имянины благоверные царевны Татьяны Михайловны, молебен с обеднею в Успении. < л. 126 об.>//

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1–20. Наука о древнем Востоке за 1914–1916 годы. – Исторические известия. М., 3–4, с. 88–112.  Россия и христианский Восток. – Россия и ее союзники в борьбе за цивилизацию. Т. I, М., вып. 3, с. 203– 231. Эфиопское аскетическое послание, приписанное св. Макарию Египетскому . – Христианский Восток, т. 4, СПб., вып. II, с. 441–154.  Ящики для египетских погребальных статуэток, называемых «Ушебти». – Древности, т. 25, М. С. 32–46. 1917 г. Описание египетского собрания. I. Статуи и статуэтки Голенищевского собрания, Пг., АН, XXVI, 84 с., илл. (Музей изящных искусств при Московском ун-те).  Божества моря у египтян. – Сборник статей в честь Матвея Кузьмича Любавского. Пг. С. 539–541.  Из эфиопской литературы. I. Псалмы как заговоры. 2. Велиала и его узы. 3. Новая рукопись чудес св. Троицы. – Христианский Восток, т. VI, Пг., вып. I, с. 63–86. К египетской художественной мифологии. I. Ра и Осирис. 2. Тот. 3. Анубис–Вепуат. – борник в честь профессора В. К. Мальмберга, М. С. 3–11. Магический папирус Salt 825 Британского музея. – ЗВОРАО, т. IX, Пг. С. 231–241, илл.  The inscriptions upon the lower part of a naophorous statue in my collection. – Journal of Egyptian Archaeology, vol. IV, London, p. 119–121, table. Volume of the truncated pyramid in Egyptian mathematics. – Ancient Egypt, London, pt. Ill, pp. 100–102. 1919 г. Коптския рукописи Азиатского Музея Российской Академии наук. – Известия РАН, Пб. С. 427–440.1920 г. Египетская литература, т. I. Исторический очерк древнеегипетской литературы. М., М. и С.Сабашниковы, 1920. 279 с.  Литература Востока. Вып. 2, Пб. – Автор статей: Египетская литература, с. 128–144; Коптская литература, с. 145–151; Абиссинская литература, с. 152–161; Финикийская литература, с. 162–167. 1921 г. Египетские рельефы с изображением погребальных процессий Музея изящных искусств. – Известия РАИМК. I, Пб., 9, с. 61–71. Papyrus Prachov в собрании Тураева. – Известия РАИМК. I, Пб., с. 164–168. 1922 г. Древний Египет. Пг. 181 с. Оскар Эдуардович Лемм. 1856–1918 (Некролог). – Христианский Восток, т. VI, Пг.,

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/t...

Итак, к чему множить слова? Ты прекрасно знаешь, что я потому не полностью тебя послушался, что не могу полностью ослушаться философии, которая всегда заставляет меня направлять речи не к угождению и удовольствию, но к истинному и наилучшему 444 . 431 Перевод А. Ю. Волчкевич по изд.: Barlaam Calabro 1954; при­мечания Д. С. Бирюкова (примечания А. Ю. Волчкевич оговорены специально). Об историческом контексте написания публикуемых писем см. в статье «О начале полемики вокруг исихазма в эпоху паламитских споров», с. 75–76 наст. изд. 432 Полемика с акцентом на телесных практиках, характерным для исихастской антропологии (сведение ума в сердце; концентрация внимания на пупе и др.). Вероятно, Варлаам имеет в виду высказывания самого Игнатия во время их общения. 434 До этих слов – подробный парафраз отрывка из Plato, apol. Socr. 21 а-е [прим. А. Ю. Волчкевич]. 439 Как предполагает А. Риго (Rigo 1989а, р. 52), источником для Варлаама здесь является место из Слова о трезвении и хранении сердца прп. Никифора Уединенника; ср.: «Ум, когда соединится с сердцем, исполняется неизреченной сладости и веселия» ( Φιλοκαλ α, τ. 4, σ. 27.31–32, цит. по изд.: Добротолюбие, т. 5). 440 Варлаам упоминает положение, традиционно считающееся характерным для мессалиан и богомилов; ср.: «Они [мессалиане] говорят, что с каждым рождающимся человеком сразу же существенно сочетается бес, который наследуется из-за осуждения Адама, и что этот бес, существенно соединенный с ним, толкает человека на недолжные действия» (Timoth. Const., de rec. haer.: PG 86a, 48, цит. по изд.: Макарий Египетский 2002, с. 175). Возможно, здесь мы встречаемся со свидетельством приписывания оппонентам мессалианских воззрений, что в дальнейшем будет распространено на всем протяжении паламитских споров. 441 Как предполагает А. Риго (Rigo 1989а, р. 56–57), источником для Варлаама здесь является место из Жития прп. Павла Латрского, которое приводится в Наставлениях безмолвствующим прпп. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов ( Φιλοκαλ α, τ. 4, σ. 257).

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

„Быть может, говорит он, слова наши, заключающие в себе такие умозрения, когда-либо послужат для благоразумных добрым поводом к созерцанию истины и некоторого рода ступенями, возводящими к лучшему и высшему познанию. 436 Мы видим, как скромны притязания автора: он не считает свое сочинение образцом „высшего познания», а только „ступенями“ к нему. Слишком ясно, поэтому, обрисовывается здесь автор, еще только начинающий выступать в роли руководителя других. Но, не смотря на ораторские успехи св. Кирилла и на его выдающуюся литературную деятельность, не видно, чтобы он принимал непосредственное участие в более или менее крупных событиях Церковной жизни Александрии. Очевидно, обстоятельства не благоприятствовали этому. В это время, как известно, шли так называемые оригенистические споры. Начались они вне александрийской церкви – в Палестине между Иоанном Иерусалимским и Руфином Аквилейским , с одной стороны и бл. Иеронимом Стридонским и Епифанием Кипрским , с другой. Последние обвиняли первых в сочувствии ложным мнениям Оригена , а первые обвиняли последних в сочувствии антропоморфитам, представлявшим Бога человекообразным существом. 437 Архиепископ александрийский – Феофил, по просьбе Иоанна Иерусалимского, вмешался в этот спор и написал Епифанию письмо, где он обличает его в антропоморфических. представлениях о Боге. В 399-м году он посвятил полемике с антропоморфитами свое пасхальное послание. Но после этого происходит резкая перемена в деятельности Феофила. Среди египетского монашества оказалось немало сочувствующих антропоморфизму, которые считали Оригена , как особенно настойчиво проповедовавшего учение о Боге, как абсолютном. духе, за злого еретика. И вот, прочитав пасхальное послание Феофила, они устремились в Александрию против архиепископа, оскорбившего их заветные убеждения. Феофил под давлением этой толпы диких фанатиков, несколько успокоив ее хитростью, предал проклятию сочинения Оригена . 438 Он созывает в Александрии собор против поклонников Оригена ; 439 он под предлогом виновности в оригенизме подвергает преследованию очень уважаемых им раньше, а теперь личных врагов, так называемых „длинных братьев“ 440 ; он под тем-же предлогом производит разгром нитрийских монастырей, куда удалились эти враги его 441 ; он вооружает против них, и Оригена других епископов – Епифания Кипрского и Анастасия Римского, а через них – целые соборы разных поместных церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

441. Ответ на статью Сергея Худиева «Отвергает ли Христос католиков?» … Отец Георгий, зря вы меня заблокировали, многие интересные вещи уходят из вашего внимания. Например я так с информаторами не работая. Например регулярно моюсь с иудеями в бане, думаю апостольские правила для меня выделят индульгенцию на этот счёт. Ну типа я работая без прикрытия, вхожу в образ преступника..... 440. Ответ на статью Сергея Худиева «Отвергает ли Христос католиков?» … куда-то пропала статья, никто ничего не пишет. Думаю отцу Георгию нужно вмешаться в процесс, тема ещё не до конца раскрыта. Конечно понятно, что еретики поняли, что вся их хитрость это ерунда, но надо-бы обнародовать..... 439. Ответ на 430., М.Яблоков: Какую Церковь основал ­Христос - видимую или невидимую? Какие таинства установил для вступления в нее и участия в ее жизни - видимые или чисто духовные? Каких Апостолов дал ей - видимых или невидимых, известных одному лишь Богу или известных всем? И Сам Христос, воплотившийся нашего ради спасения, виден ли был очами и осязаем ли руками учеников или нет? И к кому Он вообще пришел на землю, к бесплотным Ангела­лам или людям?Итак, «невидимая церковь» превращается в церковь неведомую, призрачную, а значит и несуществующую. Это ничто иное как древний докетизм в экклезиологии. древностью тут даже не пахнет, это всё 21 век. Появились технологии быстрого набора текста, появилось словоблудие.... 438. Ответ на 433., Василий В.В.: Где я писал " об истинности только одного Евангелия от Иоанна, и о невидимости совершенного Христом таинства евхаристии на Тайной вечери без хлеба и вина, а так же о невидимости самого крещения Христа Иоанном Крестилем. " ? вот опять, самая старая тема. вначале пробивоны, а потом искушения. Или наоборот. Василий, таинство, на то и таинство что никто не знает что к чему, а если кто чего и знает, то знания эти от лукавого..... Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/16/...

Добрые расположения становятся внедренными в дух человека, как бы природными ему. Так, например, у кого нет терпения, кротости или смирения, тот путем упражнения, напрягаясь к нему, вначале с трудом и болезненностью, наконец приобретает их. Также и другие добродетели приобретаются. Так как добродетель едина, то и все добрые расположения находятся во взаимной связи, взаимном союзе, как кольца одной цепи. Как в цепи, если взять одно кольцо, то можно вытянуть всю цепь, так и между добрыми расположениями или добродетелями – такое соотношение, что одна влечет за собой. естественно и другие. Преп. Макарий Великий говорит: «Все добродетели связаны между собой как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят: молитва (зависит) от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты» (преп. Макарий Египетский . Духовные беседы, послания и слова. Пер. с греческого. Изд. 4-е. Тр. Серг. Лавра, 1904. Беседа 40, § I, стр. 168). Апостол Петр заповедует христианам: «Прилагая все старание (т.е. искреннюю ревность), покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» ( 2Петр. 1:5–7 ). В святоотеческих писаниях можно найти указания и на другое расположение и взаимосвязь добродетелей (у преп. Исаака Сирина , Иоанна Лествичника , Феодора Эдесского и др.). Христианину надо, главным образом, хранить дух ревности о богоугодной жизни и принуждать себя на добро, а благодать Божия сама все устроит: по мере очищения сердца от страстей, начнут мало-помалу внедряться противоположные им добрые расположения в своем порядке и взаимосвязи. От человека требуется произволение, ревность, самоотверженный труд, благодать же Божия очищает, обновляет наше сердца, вытесняет грех, овладевает силами души, насаждает доброй (там же. Цитир. соч., стр. 173, 272–273; 440–441). О добродетели как о добром деле

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

429 св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 2. Кн. 1, сс. 227, 430, 418. 430 св. Иоанн Златоуст . О предательстве Иуды, с. 418. 431 Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Указ. соч., с. 126. 432 Там же, с. 137. 433 св. Иоанн Златоуст . Беседы на Послание к Ефесянам, 3.//Вестник РСХД. с. 3. 434 преп. Ефрем Сирин . Творения. Ч. 4. — М., 1860, с. 329. 435 Формула бл. Августина: Non posse non peccare — Posse non peccare — Non posse peccare. 436 О том, что плоть воскресшего Иисуса " соделана Господом и Христом " , стала всецело обоженной — вплоть до утраты своих телесных свойств — см. св. Григорий Нисский . Против Евномия, кн. 6. Но если у этой плоти нет уже свойств нашего обычного тела — то и нечего удивляться, что мы причащаемся хлебом, который никак не похож на мясо. О понятии " духовное тело " в патристике см. Сидоров А. И. Комментарии.//Творения аввы Евагрия. — М., 1994, сс. 323–327. 437 св. Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Иоанна, 46. 438 преп. Иоанн Дамаскин . Третье защитительное слово об иконах, с. 236. 439 Интересно, что признавать хлебопреломление таинством склонны рядовые прихожане протестантских общин (у которых еще весьма сильны привычки православного отношения к святыне). А чем выше ранг пастора, чем более он образован (то есть воспитан в духе протестантских семинарий) — тем более символически он понимает хлебопреломление. Получается, что рядовой русский протестант, подходя к чаше, видит в ней одно, а его пастор — другое. При этом протестантские проповедники не склонны с самого начала объяснять своим прихожанам, что, переступив порог протестантской общины, новообращенным придется отказаться от православно-буквального понимания слов Спасителя: " Сие есть Тело Мое " . 440 прот. Михаил Дронов . Писание и Предание.//Журнал Московской Патриархии. 1994, сс. 12–13. 441 цит.  Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, с.155. 442 Преп. Макарий Египетский . Духовные беседы. С. 302. 443 Цит.: В. Лосский . Вера и богословие.//Вестник РСХД. 1979. С. 105.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

Сверху накидывалась белая шерстяная мантия, но в храмах ее не носили и в ней не погребали. 436 Это известно об Нистере (Там же). 437 Арсений Великий оставил после себя кожаный левитон (Дост. сказ. С. 26). 438 Cass. de coen. inst. L. 1. Р. 3. 439 Вот описание аналава у Кассиана: Gestant etiam vesticulas duplices laneo plexas subtegmine, qvas Gracci αναβολας , nos vero succintoria, sev redimicula vel proprie rebrachiatoria possumus appellare. Qvae discendentia per summa cervicis et e lateribus Colli divisa, utrarumque alarum sinus ambiunt, atqve hinc inde succingunt, ut constrigentia latitudinem vestimenti ad corpus contrahent, atqve conjungant et ita constrictis brachiis impigri ad omne opus, expeditique reddantur (De cocn. inst. L. 1. P. 6). 440 В греческом чине пострижения там, где у нас дается параман, читается «аналав. У нас удержалось это при пострижении в схиму. 441 Apophtegm. Patr. Cotell. Τ . 1. P. 544. 442 Брат один ходил в церковь, прикрывшись только малым мафорием, и то ветхим, который весь был в заплатах; он не имел и левитона (Дост. сказ. С. 127). Инок говорит: «Я взял конец мафория и прикрыл им плечи брата» (Там же. С. 289). Феодор Фермейский, отдав нищим всю одежду, пришел в келлию, препоясанный мафорием (Там же. С. 284). Брат, чтобы перенести мать свою через реку, обернул мафорием свои руки (Фот. Патер. С. 79). 443 Исидор Пелусиот. Письма. Кн. 1. 92; Ниливин. Кн. 2. П. 245. 444 Дост. сказ. С. 26. 445 Исаак, пресвитер келлий, выгнал из церкви одного брата, который пришел не в полном иноческом одеянии (Достов. сказ. С. 94. Срав. 127). 446 Дост. сказ. С. 277. 447 Дост. сказ. С. 95. 448 Rosw. PP. P. 687. 449 Дост. сказ. С. 94. 450 Дост. сказ. С. 36. Египетские памятники не говорят, что бы вся одежда иноков была черного цвета. Но другие свидетельства ясно говорят о темном или черном цвете паллия (Zosim L. V. Greg. Nasians. Or. 14 Synes Epist. 145 и др. См.: Asceticon Attesesta. P. 294, 295). Иероним пишет о Марцелле: Tunicam fusciorem induta se repente Deo consecravit (Ep. 13). Августин (Epist. 192 ad Ediciam) называет темную одежду (nigella) знаком аскетов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

Н. А. Скабалановича : «Византийское государство и Церковь в XI в.». СПб., 1884,9 мая 1884 г.; 2) проф. Ф. Г. Елеонского: «История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до египетских казней». СПб., 1884, 28 мая 1884 г. (для рассмотрения этой диссертации он назначен был в комиссию Советом 23 апреля вместе с В. Г. Рождественским , И. С. Якимовым и И. Г. Троицким ). В 1889 г. он давал отзывы о представленных на соискание степени доктора церковной истории трудах 3) проф. Н. И. Барсова Затем ему принадлежит отзыв о докторском сочинении 4) проф. Н. В. Покровского ·. «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской». СПб., 1892, читанный в заседании Совета 7 мая, 440 и обширный отзыв о сочинении 5) проф. А. И. Садова: «Древнехристианский церковный писатель Лактанций ». СПб., 1895, читанный в заседаниях Совета 14 и 18 декабря. 441 В 1899 г. 29 сентября им представлена была в Совет записка о богословских ученых трудах 6) проф. прот. С. А. Соллертинского, как вполне достаточных, вместе с его педагогическо-дидактическими трудами (о которых тогда же писал отзыв В. С. Серебреников ) для присуждения автору степени доктора богословия. 442 В 1900 г. 5 марта (за месяц до смерти) им представлен был отзыв о сочинении 7) прот. А. А. Бронзова: «Преп. Макарий Египетский . Его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. Т. I. Жизнь и творения преп. Макария Египетского ». СПб., 1899. 443 Еще в конце 1880 или начале 1881 г. он сделал открытие, что автор сборника документов, относящихся к истории несторианских споров 430–435 гг., которому Балюз дал заглавие Synodicon adversus tragoediam Irenaei (иначе Synodicon Lupi, по имени первого его издателя Вольфа в латинской его передаче), есть римский диакон Рустик, племянник папы Вигилия, что этот сборник есть лишь часть более обширного сделанного Рустиком собрания деяний III и IV Вселенских соборов; тогда же он наметил Рустика с его произведениями «в продолжатели своего Ориге-на», в качестве темы для докторской диссертации.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

440 Впрочем, сведения о названном нападении и преступниках достаточно смутны. Мелания Младшая была внучкой Мелании Старшей, знатной римлянки, которую Иероним заклеймил как «черную именем и душою», 441 и которая покровительствовала Руфину в последние годы его жизни. 442 Очень отрадным представляется то, что Иероним принял Меланию Младшую и ее супруга, совершенно не вспоминая о былой вражде; 443 сам же он умер, вероятно, спустя два года после этого. 444 Самые близкие отношения сложились у Мелании с младшей Павлой, тогда еще совсем девочкой, с раннего детства призванной к монашеству. 445 Считается, что Мелания привела ее к великому смирению απ πολλο τφου και «Ρωμακο φρονματος – «от великого надмения и римской заносчивости». 446 Мелания умерла в 439 году, и в последние дни ее жизни Павла находилась рядом с нею. 447 Это последняя известная мне запись о Вифлеемской общине Иеронима. Разорение Скита в 4078 гг., последовавшее едва ли не сразу вослед за трагическими событиями в Нитрии, укрепило монахов в мысли о том, что они – а это было уже третье поколение монашествующих – утратили достоинство первого поколения. Автор «Паралипомен» замечает в общине тавеннисиотов признаки упадка, который предвидел Пахомий. 448 Старец говорил о Скитской и Нитрийской пустыне следующее: «Пророки оставили нам свои книги, и отцы наши пользовались ими, а ученики их заучивали эти книги наизусть. Затем пришло другое поколение, которое сделало из них выписки и попрятало их по шкафам». 449 Авва Пимен, переживший это время, говорил: «С третьего поколения скитских монахов и аввы Моисея братия уже не взрастала [духовно]». 450 Тавеннисиотам мешало растущее богатство обители; 451 так, монастырь Метанойя в Канопе в скором времени стал одним из крупнейших землевладельцев Египта. 452 В Скитской пустыни царил упадок морали. Инокам вспоминались слова Макария Египетского : «Когда увидите келью, построенную возле Болота, знайте, что запустение Скита уже близко; увидите деревья оно уже возле самой двери, увидите отроков берите свои мантии и бегите из этого места». 453 Подобным же образом и Исаак, пресвитер Келлий, на склоне лет говаривал: «Не допускайте сюда отроков, ибо изза них пришли в запустенье уже четыре скитских Экклесии». 454

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010