Преп. Сергию, Радонежскому 66 чудотворцу, демоны являлись в виде множества змей, наполнявших собою всю его келью, иногда в виде зверей или бесчинных солдат в литовской форме и остроконечных шапках (шишаках). По приказанию св. мученика Трифона, во имя Господа Иисуса Христа бес явился множеству народа в виде черного пса с огненными глазами 67 . В церковной старинной иконописи 68 нередко встречается изображение сатаны со вторым лицом на месте срамных частей для показа, в чем заключается и на что устремлена его личность: два лица означает двоедушность, непостоянство, лживость диавольскои природы, а место помещения второго лица указывает на вторую ее черту — страсть к блуду 69 . Попадаются изображения диавола с высунутым языком, с женским лицом и волосами 70 и   Следующий § 6. Происхождение и состав первозданного человека: отсутствует в рукописи. — Прим, составителя.   § 7. Зло нравственное. О грехопадении прародителей. Понятие о грехе и важность его. Оброки греха. Грех первородный Как мы видели в предыдущем параграфе, человек создан прекрасным, разумным, свободным. «Пока в нем пребывали Слово Божие и заповедь, — говорит святой Макарий Великий (Египетский) 1 , -имел он все. Ибо само Слово было его наследием; Оно было одеждою и покрывающею его славою, Оно было учением… Как в пророках действовал Дух, и научал их, и внутри их был, и являлся им совне, так и в Адаме Дух, когда хотел, пребывал с ним, учил… И Адам, пока держался " заповеди, был другом Божиим». Но он был все-таки человек, существо ограниченное, у которого возможность принятия зла всегда присутствовала. Иначе и нельзя. Один Бог обладает всесовершенной, благой свободой. Требовать, чтобы у человека была отнята самая возможность грешить, значит желать, чтобы он был вторым Богом, что логически невозможно, поскольку все-совершенное и неограниченное существо может быть только одно. Однако невозможность грешить нельзя смешивать с возможностью не грешить 2 , а последнее нельзя сравнивать с нашим нынешним состоянием постоянного тяготения к греху.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Регистр изображений ниже… начальные события цикла страстей. Между двумя фресками из цикла страстей на северной стене и двумя фресками на южной стене вимы в полукружии апсиды церкви Спаса написана «Евхаристия». В северной половине полукружия… «Причащение хлебом», а в южной – «Причащение вином». Под «Евхаристией»… композиция изображала «Поклонение Жертве» (или, иначе, «Службу святых отцов») (а не Святительский ряд! – Прим. ред.). (Над горним местом – Христос на троне. – Прим. ред.) Роспись северной камеры (отдельные помещения на хорах. – Прим. ред.)… по-видимому, служила личной молельней заказчика росписи – …боярина Василия Даниловича… Большая фреска с изображением Ветхозаветной Троицы… «Поклонение Жертве»… символическое изображение Христа-Младенца на дискосе… справа и слева… идут святители. (При выходе на хоры – Богоматерь Знамение и архангел Гавриил. Основная часть росписи камеры – 5 столпников, преподобные Макарий Египетский и Онуфрий Великий, между ними – мученик Акакий, 3 медальона с поясными фигурами преподобных. – Прим. ред.) ГЕРОЛЬД ИВАНОВИЧ ВЗДОРНОВ – главный научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации, член-корреспондент Российской академии наук, доктор искусствоведения, лауреат Государственных премий СССР и РФ. Ю.Г. Малков. Стенопись собора чуда Архангела Михаила в Хонех в Московском кремле 66 …В скуфье главы был написан Пантократор с идущей вокруг него надписью – тропарем Нерукотворному Образу… Далее: между окнами барабана были написаны… фигуры праотцев, под ними в кругах – пророки со свитками в руках. В парусах, как обычно, были представлены евангелисты; между ними на северной стороне – архангел, которому должен был соответствовать архангел и на южной стороне. На западе и востоке между евангелистами могли быть написаны две из трех наиболее часто помещаемых здесь в это время композиций: «Спас на убрусе», «Спас на чрепии» или «Спас Эммануил». Ниже, на «щеках» ступенчатых сводов располагалось по три круга с изображением, вероятнее всего, пророков…

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Святитель Феофан Затворник. (11, с. 147.) Дерево, вырванное из земли с корнем, прекращает жизнь, которую получало из земли через корни. Так и душа человеческая, потерявшая веру и любовь в Бога и не пребывающая в Боге, в Котором вся жизнь ее, умирает духовно. Что для растений земля, то для души – Бог. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (15, с. 66.) Состояние христиан подобно купле и закваске. Как купцы собирают земные прибытки, так христиане собирают рассеянные в веке сем помыслы. И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов, но Христос влагает в верные души небесную закваску благости. Преподобный Макарий Египетский. (5, с. 281.) Странничество есть недерзновенный нрав, неведомая премудрость, невидимое намерение, хотение уничижения, желание тесноты, путь к Божественному вожделению. Преподобный Иоанн Лествичник. (17, с. 49.) Душа – существо духовное – не есть проявление другой силы… а есть самостоятельная, особая личность, свободно-разумная, нормальное состояние которой есть жизнь в общении с Богом, почтившим ее в сотворении образом Своим. Святитель Феофан Затворник. (11, с. 173.) Как от чревоугодия рождается блуд, так от многословия и бесчинных бесед буря помыслов и исступление ума. Авва Исаия. (13, с. 129.) Духовное ведение естественно следует за деланием добродетелей. Авва Исаак. (14, с. 26.) Кто молится умом с верою, тот зрит пред собою Господа. Преподобный Ефрем Сирин. (4, с. 67.) Ведущие духовную жизнь видят сердечными очами как кознодействует диавол, как руководят Ангелы, как Господь державно попускает искушения и как утешает. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (15, с. 24.) Сколько похвальны те, которые с самого начала со всей радостью и усердием совершают заповеди, столько достойны жалости те, которые долго пребывая в иноческом обучении, еще с трудом совершают, хотя и совершают, подвиги добродетелей. Преподобный Иоанн Лествичник. (17, с. 36.) Если Господь сообщает непобедимую, непостижимую Божественную силу Животворящему Кресту, то, что удивительного, если Он сообщает непостижимую силу воссозидать нашу природу Своим Пречистым, Страшным и Животворящим Тайнам Тела и Крови Своей? О, коль велик еси, Господи! И коль чудны дела Твои!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Святитель Василий Великий (8,83). Божество не есть что-либо представляемое в очертании. Напротив, Божеству свойственно быть везде, все проникать и ничем не ограничиваться. Святитель Григорий Нисский (21, 418). Бог есть наивысшая красота, к Нему ты должен возводить ум и помыслы и не содержать в мысли ничего, кроме желания увидеть Его. Преподобный Макарий Египетский (33, 236). Бог-самодостаточен и не нуждается ни в чем человеческом и маловажном. Тем менее радуется Он недостойным прошениям, напротив, жертвой нечестивого, даже если это телец, гнушается, как псом, и даже если это ладан, оскорбляется, как богохульством (Ис. 66, 3). Ценит же Он одну ту жертву, которую приносят Чистейшему чистые руки, высокий и очищенный ум. Святитель Григорий Богослов (113,110). Сотворив мир, Господь не переменил места и не соединился с созданиями. Если же Он неограничен, то где, скажешь ты, находится Он: Отвечаю тебе: ищи Его не телесно, обрети Его мысленно. Ища духовно, ты найдешь Его неограниченным, а потому опять - нигде, ни внутри, ни вне, хотя и везде, во всем, бесстрастно, неслиянно, а потому вне всего, так как Он - прежде всего (59, 185). Бог есть всякое благо, и вселяясь в душу, исполняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество " (61, 134). Вкуси бессмертной сладости, вдохни духовное миро и познай, что пет никого другого столь прекрасного, как Бог, или столь приятного, сладостного, или столь могущественного, премудрого, столь славного, или Такого, Который мог бы животворить, делать нетленным и бессмертным (61, 410). Господь - световидный Источник бессмертного потока. В этом источнике омываются водой, текущей из Него, очищаются душевно и телесно от всякого осквернения, и начинают сиять, как светила и как лучи солнца, все те, которые любят Его от всей души. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 480). Бог есть существенное, безначальное, бесконечное, непостижимое, вечное, неизменное, высочайшее Добро, от Которого, как от источника происходит все доброе, видимое и невидимое, на Небе и на земле...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. Т. IV. С. 134.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 4, §§ 52—54. Сот. 3, § 75.    См. Еп. Феофан. Толкование Послания к Галатам 5, 16.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § § 4, 3, 86. Сот. 4, § 66.    Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 167—168.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на 2Кор. Беседа 7.    Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 11. Преп. авва Дорофей приводит пример страсти воровства, которая обратилась в неудержимый навык    Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 11.    Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Изд. 4-е. Троице-Сергиева Лавра. 1904. Слово 4, гл. 25. С. 400, 324—325. См. изреч. аввы Нистероя, приведенные в 11-м поучении аввы Дорофея.    Свт. Тихон Задонский. О истинном христианстве. § 49.    Свт. Тихон Задонский. Там же. С. 126, еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 168; свт. Иоанн Златоуст. Беседа 6 на Послание к Римлянам.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 355.    Преп. авва Исаия. Слово 17, 21; еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. СПб., 1891. С. 178, 187—188.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Подвижнические слова. Изд. 3-е. Сергиев Посад 1911. Слово 54. С. 240.    Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. СПб., 1894. Кн. 3, гл. XIV. С. 161.    Ср.·Преп. Исаак Сирин, Слово 57. Указ. соч. С. 293.    Еп. Феофан. Три слова о несении креста. Изд. 5-е. М., 1901. Толкование на Послание к Галатам (5, 24). Еп. Виссарион. Сборник для любителей духовного чтения. Изд. 2-е. СПб., 1897. С. 365—369.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. I. С. 387.    Это же слово «мир» (греч. космос) употребляется еще и в других значениях: 1) означает весь земной мир или всю вселенную-космос; 2) совокупность людей, род человеческий (1Ин.5:19); 3) «верные», т. е христиане, обитающие в мире (2Кор.5:18; 1Ин.2:2) и др. Имеется еще другое слово «мир» (греч. ирини), оно употребляется в значении: спокойствие, тишина, безмятежие, жизнь в любви и согласии; благодатное состояние человеческого духа: «Мир Мой даю вам» (Ин.14:27); «плод же Духа: любовь, радость, мир..» (Гал.5:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

52 Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 11. 53 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Изд. 4-е. Троице-Сергиева Лавра. 1904. Слово 4, гл. 25. С. 400, 324—325. См. изреч. аввы Нистероя, приведенные в 11-м поучении аввы Дорофея. 54 Свт. Тихон Задонский. О истинном христианстве. § 49. 55 Свт. Тихон Задонский. Там же. С. 126, еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 168; свт. Иоанн Златоуст. Беседа 6 на Послание к Римлянам. 56 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 355. 57 Преп. авва Исаия. Слово 17, 21; еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. СПб., 1891. С. 178, 187—188. 58 Преп. Исаак Сирин. Творения. Подвижнические слова. Изд. 3-е. Сергиев Посад 1911. Слово 54. С. 240. 59 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. СПб., 1894. Кн. 3, гл. XIV. С. 161. 60 Ср.·Преп. Исаак Сирин, Слово 57. Указ. соч. С. 293. 61 Еп. Феофан. Три слова о несении креста. Изд. 5-е. М., 1901. Толкование на Послание к Галатам (5, 24). Еп. Виссарион. Сборник для любителей духовного чтения. Изд. 2-е. СПб., 1897. С. 365—369. 62 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. I. С. 387. 63 Это же слово «мир» (греч. космос ) употребляется еще и в других значениях: 1) означает весь земной мир или всю вселенную-космос; 2) совокупность людей, род человеческий (1Ин.5:19); 3) «верные», т. е христиане, обитающие в мире (2Кор.5:18; 1Ин.2:2) и др. Имеется еще другое слово «мир» (греч. ирини ), оно употребляется в значении: спокойствие, тишина, безмятежие, жизнь в любви и согласии; благодатное состояние человеческого духа: «Мир Мой даю вам» (Ин.14:27); «плод же Духа: любовь, радость, мир..» (Гал.5:22). 64 Преп. Исаак Сирин. Творения. Подвижнические слова. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 2. С. 14—16. 65 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 225—226, 273 66 Еп. Феофан. Толкования на Послание к Ефесянам (2, 2). 67 Он же. Путь ко спасению. С. 272—273. 68 Преп. Иоанн Карпафский. Увещевательные главы, § 95. 69 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 69.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Столь же естественно должно было последовать спустя какое-то время более спокойное и всестороннее рассмотрение изложенных проблем. Тем не менее ситуация развивалась по несколько иному сценарию. На территории России по понятным причинам исторического и политического характера православные не могли высказать свое мнение вплоть до середины 80-х гг. Тем не менее свободными оставались ученые русской эмиграции, а также славянские (нероссийские) и греческие исследователи. Преподобный Иустин (Попович) в первой докторской диссертации 61 , посвященной учению преподобного Макария Египетского об обожении и изданной сначала по-гречески в 1926 г. 62 не затрагивает темы подлинности сочинений, дошедших под именем египетского аввы. Помимо этой работы, еще две редкие статьи авторов бывшего социалистического лагеря 63 , посвященные CM, удалось выискать в библиографических справочниках. Одна из них, написанная Радивоем Яковлевичем, ассистентом богословского факультета, посвящена частному вопросу влияния сочинений Макария на богословие патриарха Сергия (Страгородского) 64 . Другая принадлежит перу известного румынского патролога Д. Станилоаэ. Этот ученый пытается решить проблему мессалианства указанием на слабые стороны книги Ф. Дёрра 65 , преувеличивающей оппозицию CM со стороны блж. Диадоха Фотики йского , и апелляцией к зависимости Макария от св. Григория Нисского на основании исследования В. Йегера. Дальнейшие исследования западных ученых подтвердили правильность первого довода Д. Станилоаэ и ошибочность второго довода. На самом деле ни полемика Диадоха , ни переработка Григория Нисского не могут свидетельствовать о неправославности CM, однако и утверждать об отсутствии всяких проблем в жизни сочинений Макария на основании этих аргументов нельзя. Главной же проблемы – параллелей между Дамаскиным и CM – румынский патролог не затрагивает. Что касается второй основной проблемы – авторства Духовных бесед, – то Д. Станилоаэ уделяет ей в совокупности не более страницы 66 . Он признает, что аргументы В.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1047 Мы опираемся на статьи: Gouillard 1973; Gouillard 1978. Изложение материала на русском языке: Гроссу 1913. 1048 Этот факт может отражать как «смягченное богомильство» (относительно поклонения кресту), так и особое почитание Имени Божьего. 1050 В начале статьи Н. Гроссу указывает, что из всех свидетельств Зигабена о богомилах только утверждение о связи их с мессалианами является спорным и вызывающим недоверие ученых, в основном отрицающих мнение Зигабена. 1058 Этот тезис Хрисомала единственный может показаться сомнительным. Мы, однако, сопоставили бы его (mutatis mutandis) с католической практикой конфирмации, ибо крещение в младенческом возрасте утвердилось в Византии уже задолго до Хрисомала. 1062 Часть Слов Хрисомала вошла в новогреческий перевод прозаических творений прп. Симеона Нового Богослова , выполненный Дионисием Загореем (таблицу соответствий см. в SC 96, 191–192), а оттуда – в единственный на сегодняшний день более или менее полный перевод еп. Феофана Затворника (сопоставительную таблицу c изданием в SC см. в ИАБ 6, 38, с. 309–310). 1067 Интересно, что зная о проблеме авторства СМ, Алфеев предпочитает избегать «нетрадиционных наименований», поскольку «темой» работы является «православная Традиция» (см. с. 14). Но если вопрос об авторстве и составе СМ не имеет значения для Традиции, то на каком основании делается исключение для Корпуса Симеона Нового Богослова ? 1069 Алфеев 1998а, 44. Алфеев ссылается на с. 313–327 Ж. Гуйара, то есть на всю статью, хотя анализ текстологических совпадений имеется только на с. 317–319. Следуя неписаным правилам научной полемики, мы имеем полное право сделать вывод, что Алфеев или ссылается на статью Ж. Гуйара из вторых рук, или не удосужился вникнуть в опровергаемые им «одним росчерком пера» доводы весьма серьезного ученого. Этот вывод подтверждается при дальнейшем анализе «доказательств» Алфеева. 1070 Текст см. Gouillard 1978, 56–66 (критич. изд. с франц. переводом) или более ранние: V. Grumel. Regestes des actes de patriarchat de Constantinople. Vol. I, 3. Chalcedon, 1947, 1007; L. Allatius. De Ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione. Coloniae Agrippinae, 1648, 644–649 [editio princeps]=Mansi XXI, 552C-560C=Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων… π Γ. Α. λλη κα Μ. Ποτλ. Vol. V. Athen., 1855 [репринт 1992], 76–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1234 Sinkewicz 1987 издал три варианта толкования, и все они с обращением «Боже наш». Ср. выше с. 154 с примеч. 8 и 9. 1235 По дефектной рукописи (с утраченным именем Марка) и в новогреческом переводе сочинение Марка (под названием Безымянного некоего святого... [νωνμου τινς γου λγος θαυμσιος περ τν λγων τς θεας προσευχς γουν το Κριε ησο Χριστ, Υ το Θεο, λησν με]) включено в греческое (т. 5, с. 63–68) и славянское Добротолюбие (опущено еп. Феофаном). Отрывок со словами «Боже наш» см. на с. 66–67 (новейшее критическое издание: Bulovic 1975, 347–352). 1237 Напомним для правильной исторической перспективы, что слово «Бог» не было добавлено в Символ веры по отношению к Святому Духу ради «икономии» (свидетелем которой остается известная речь Василия Великого , где Святой Дух прямо ни разу не назван Богом) к пневматомахам. Следовательно (вывод по обратной аналогии), включение слов «Боже наш» в Иисусову молитву вполне могло иметь антиеретический подтекст. Вопрос заключается только в том, против каких именно еретиков было направлено это обращение. 1238 На связь Соборов 1666 и 1667 гг. со спорами об Иисусовой молитве обратил наше внимание прот. Иосиф Зетеишвили, которому выражаем свою признательность. 1239 Согласно А. В. Карташеву (Карташев 1959, II, 177179), специальное опровержение старообрядчества для нового Собора 1666–1667 гг., которое легло в основание суждений этого Собора, составил архимандрит Афонского Иверского монастыря Дионисий, проживший в Москве 15 лет, изучивший русский язык и принадлежавший к среде книжных справщиков этого времени (резкие характеристики Карташева о сочинении Дионисия – «диплом на историческое невежество», «софистика», «противоисторическая концепция» – необходимо смягчить!). Цитируем постановления Собора 1666 г. (Субботин II, 131–132): «Знаменающим же ся треми первыми персты в молитве своей глаголати: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Сия бо молитва древняя и общая церкве, и вящше употребляется прочиих, юже зде положихом предводителне, паче иных молитв, вины ради сицевы: Поняже мнози невежди, инии же мнящеся быти и от разума, жестосердия же своего ради и упорства, в нем же возрастъше и состаревшееся, не прочитающе же в конец божественнаго писания, ни вопросити ведущих хотяще, гордости своея ради, сея молитвы, яже есть: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, не токмо сами не употребляют, но и других, содержащих ю, укоряют, аки неправо содержащих; вместо же сея молитвы вящше утвержаются имети сию молитву, яже есть: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Ад как раз и означает место, где находятся не познавшие при жизни своей Бога души, потому обреченные вечно быть в удалении от Его Сияния: «Тот, кто умрет, имея ослепленный ум, не узрит Тебя, Боже мой, умное Солнце, но отойдя из тьмы, переселится во тьму, и навеки будет удален от Тебя!» – восклицает св. Симеон Новый Богослов 66 . Он же пишет: «Божество же никому никогда не являлось без веры. Но если бы и явилось Оно иногда кому без нее, то будет страшно и трепетно; ибо в таком случае Оно не просвещает, а сожигает, не животворит, а мучит...» 67 «Жизнь будущая», – утверждает св. Николай Кавасила , – «если и примет людей, не имеющих сил и чувств, которые нужны для жизни оной, то для таковых нисколько не послужит к благополучию, но как мертвые и несчастные будут они обитать в блаженном оном и бессмертном мире...» 68 «Всякая душа», – говорит св. Макарий Египетский , – «которая не приняла в себя, и не упокоила Его (Господа) в себе ныне, или лучше сказать, сама не упокоилась в Нем, – не имеет наследия со святыми в Царстве небесном, и не может войти в небесный град» 69 . Кроме сказанного: если оправданием могут служить только добрые дела и неведение благовестия об Искуплении, – то к чему Пришествие Христово? Люди могли бы спасаться и без страшной Жертвы на Кресте? Мало того, – не воплотись Господь, и тогда не требовалась бы вера, исполнение церковных правил, выяснение каких-то догматических тонкостей, было бы гораздо меньше ответственности перед Богом и гораздо больше шансов на спасение? Добрые люди шли бы к Богу, злые в ад, – как все просто и понятно! И к чему здесь вера, к чему страдания Христовы, к чему разные там обряды и чиноположения церковные?.. Святой Игнатий Брянчанинов строго обличал подобные суждения: «Христиане! Вы рассуждаете о спасении, а не знаете, – что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец, не зная Христа – единственное средство нашего спасения... Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010